Из истории русского сундучного промысла (XVIII – XX вв.). Сборник научных статей

Глеб Пудов

В книге представлены шестнадцать научных статей, посвященных различным вопросам и проблемам русского сундучного промысла. В этих работах повествуется об истории конкретных мастерских, отдельных предметах, международных связях в сундучном производстве, участии мастеров-сундучников в выставках и т. д.

Оглавление

Сундучный промысел села Быньги (Средний Урал, XVIII — I половина XX века). Материалы к истории

Во II половине XIX века Средний Урал был известен как один из самых крупных центров сундучного производства в России. Местные мастера изготовляли колоссальное количество сундуков и шкатулок. Эти изделия бытовали в каждом уральском доме. Среди массива сундучной продукции встречаются настоящие шедевры народного искусства. Невьянск и Нижний Тагил относились к основным центрам уральского сундучного производства. Сундучная фурнитура поставлялась сюда из Быньгов — заводского поселка, расположенного неподалеку от Невьянска. Но в Быньгах существовали не только «детальные» мастерские (т.е. производившие фурнитуру), но и заведения, в которых делались сундуки и шкатулки. Такие заведения порой участвовали в крупных выставках. Во II половине XIX — начале XX века быньговский промысел играл заметные роли в кустарной промышленности Урала.

Тем не менее, литература, посвященная сундучному производству Быньгов, крайне бедна. Кроме постоянных упоминаний в земской и статистической литературе II половины XIX — начала XX века1, существует лишь две публикации в периодической печати. В газете «Звезда» в 1959 году была напечатана статья В. Рыбина «Невьянские сундуки»2. Несмотря на название, речь в ней идет почти исключительно про Быньговскую мебельную фабрику. Автор привел многочисленные факты из истории фабрики, рассказал о видах сундуков, технологии, условиях работы мастеров. Особо ценны опубликованные им фамилии конкретных сотрудников предприятия, делавших сундуки. И все же с выводом В. Рыбина о том, что изделия Быньговской мебельной фабрики «возродили былую славу невьянских сундуков»3 согласиться трудно. В журнале «Веси» в 2018 году опубликована статья Л. Л. Растрепениной4. В ней вкратце прослежена история сундучного промысла, описаны особенности технологии изготовления сундуков, названы основные имена. Опорой послужила известная книга, посвященная кустарным промыслам Екатеринбургского уезда, которая вышла в свет в 1889 году под редакцией земского статистика П. Н. Зверева. Особо значимы приведенные Л. Л. Растрепениной воспоминания непосредственных изготовителей сундуков. Несмотря на публицистический характер обеих названных работ, они имеют научную ценность. Но следует отметить, что в этих краеведческих статьях основное внимание уделено, скорее, организационным, экономическим и технологическим аспектам промысла, чем самим сундукам как произведениям народного искусства.

Другие публикации посвящены общей истории уральского сундучного промысла и в них содержится краткая информация о производстве сундуков в Быньгах. Например, в монографии Г. А. Пудова «Очерк истории уральского сундучного промысла», вышедшей в свет в 2021 году, в одном из подразделов речь идет о Быньгах5. Опираясь на земскую и статистическую литературу XIX — начала XX века, автор проследил вехи истории сундучного промысла. Основное внимание уделено анализу конкретных видов местных сундуков. Исследователь пришел к выводу «о значимости деятельности быньговских мастеров для культурной и экономической жизни Урала»6.

Следует отметить, что в почти каждом более или менее заметном труде по истории уральского сундучного центра есть упоминания о производстве сундучной фурнитуры в Быньгах (местный промысел обычно связывается с Невьянском). Как правило, это — общие сведения, кочующие из работы в работу. Перечислять последние нет необходимости, да и вряд ли это возможно в рамках небольшой публикации.

Цель настоящей статьи — общая характеристика сундучного производства, существовавшего в Быньговском заводе в XVIII — XX веках. Задачи — обобщение сведений о промысле, имеющихся на сегодняшний момент, и анализ отдельных видов местных сундуков. Последние рассматриваются как изделия народного искусства. При работе привлекались сундуки из государственных музеев (в большинстве случаев — уральских) и частных коллекций. Использовались не только сведения из специальной литературы, но и информация документов Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург).

* * *

Село Быньги находится в нескольких километрах от Невьянска. Первое упоминание о нем в документах относится к 1704 году, но официальной датой основания Быньгов считается 1718 год, когда Никитой Демидовым был основан металлургический завод. Здесь изготовлялось железо из чугуна, поставляемого из Невьянска. Вместе с последним завод составлял единый промышленный комплекс. В 1769 году он был куплен Саввой Яковлевым. Предприятие было в действии до 1863 года. После этого население занималось работами на золотых приисках и кустарным производством. На протяжении столетий значительную роль в истории Быньгов играли старообрядцы.

Вероятнее всего, сундучное дело появилось здесь в I половине XVIII века, чуть позднее основания железоделательного завода. К XIX столетию оно выросло в довольно известный промысел по изготовлению различных деталей для сундуков: замков7, жестяных пластин с печатными узорами, ключей и т. д. Они поставлялись в Невьянск и Нижний Тагил. Кроме того, изделия экспонировались на выставках, о чем свидетельствуют не только каталоги и статистическая литература, но и архивные документы. Например, мастера С. И. Баранников, В. И. Белов, Ф. С. Белов (Мудрых) и И. Г. Мезянкин на Сибирско-Уральской выставке (Екатеринбург, 1887) представили сундучные замки8, К. С. Сумаралова (Сумарокова) — жестяные листы, декорированные в технике печати9. Кустари Ф. С. Белов (Мудрых) и Е. П. Бородин приняли участие во Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году. Первый выставил три замка, второй — «замочные приборы разной величины»10.

Однако в Быньгах существовали и самостоятельные сундучные мастерские, работавшие в основном на скупщиков или сбывавшие свои изделия на Ирбитской, Нижегородской, Троицкой, Ишимской и Крестовской ярмарках. Это заведения Н. Н. Чумичева11, С. Черемисинова12, Т. Д. Храмкова13 и других. Они также участвовали в выставках. Например, А. Е. Данилов и Т. Д. Храмков на Сибирско-Уральской выставке экспонировали сундуки14, В. А. Меховов и Ф. С. Пузанов там же представили шкатулки15.

Все эти мастерские не выделялись среди массы других уральских сундучных заведений. Например, у Тихона Дмитриевича Храмкова в 1880-е годы (его «фабрика» основана в 1876 году) четыре наемных мастера делали в год изделий на 4000 рублей; материал закупался в Невьянске и Нижнем Тагиле, а сбыт происходил в Нижегородской и Ирбитской ярмарках16. Судя по цифровым показателям, одной из самых крупных в первом десятилетии XX века была «фабрика» Николая Николаевича Чумичева, в которой работало восемь наемных мастеров17. В мастерской Евстигнея Чумичева, в которой изготавливали замки для сундуков (основана в 1857 году), вообще не было наемных мастеров; сумма годового производства составляла 170 рублей, сбыт — местным сундучникам18.

По данным из статистической и земской литературы, в 1891 году в Быньговской волости насчитывалось 128 кузнецов, 133 слесаря, 3 столяра и 34 оковальщика сундуков19, в 1908 году в Быньговском заводе насчитывалось 4 мастерских (Н. Н. Чумичева, В. И. Баранникова, Ф. В. Мягкова, К. А. Данилова)20, в 1909 году — 521. В 1912 году в Быньговской волости осталось лишь 3 сундучных «фабрики», в которых работали 4 своих и 5 наемных мастеров, работа производилась на заказчика и на «вольную продажу», материал был собственный или принадлежал заказчику22.

После революции 1917 года и гражданской войны быньговские кустари продолжали изготовление сундуков и фурнитуры. В 1928 году организовали кустарную артель «Производственник». В 1956 году она была реорганизована в мебельную фабрику. Здесь делали не только сундуки, но и замки, накладки, петли и скобы23. На фабрике выпускалось 40 000 сундуков разных видов и размеров (основные типы: «чекан», «азиатский» и «уральский»). Производство было частично механизировано: для изготовления ящиков использовали маятниковую пилу, фуговочный и рейсмусный станки, торцовую пилу и шипорезный станок. Выпуск сундуков продолжался до 1961 года. Л. Л. Растрепенина привела ценные воспоминания одной из работниц этой фабрики, Г. Ф. Рябининой: «на мебельной» делали и сами сундуки, и замки, навесы, накладки, петельки, скобы. Дерево — сосна, металл фурнитурный привозили, красили в разные цвета. Сундуки делали азиатские и простые в клеточку. До последнего делали сундуки со звоном (музыкальные)»24.

Надо отметить, что качество быньговских сундуков после революции ухудшилось, художественный уровень изделий значительно понизился. Большинство сундуков и шкатулок, изготовленных после 1917 года, находится вне рамок искусства. Возможно, некоторую роль здесь сыграли «социалистическое соревнование за досрочное выполнение… плана» и факт того, что «тяжелый труд человека взяли на свои стальные плечи машины»25. Впрочем, это характерно не только для Быньгов, но и для других сундучных центров. К тому же, как писал В. Е. Гусев, «… все варианты произведений народной художественной культуры объективно закономерны и „равноправны“, равнозначны для исследователя», хотя и «не равноценны в эстетическом, идейно-художественном отношении»26.

Клейм на быньговских сундуках сохранилось крайне мало. Одно из них — клеймо артели «Производственник» (ил. 1). Оно наносилось чернилами, имело пятиугольную форму. В нем изображалось дерево, перечеркнутое различными инструментами: пилой, топором и линейкой. Ниже пятиугольника наносилась надпись: «Свердлобллеспромсоюз», «Быньговская артель Производственник». Позднее, когда была создана мебельная фабрика, клеймо изменилось.

Ил. 1. Клеймо артели «Производственник».

* * *

В уральских деревнях сохранилось несколько видов быньговских сундуков. Их художественное оформление повторяет традиционные для Урала варианты, особенно оно близко изделиям петрокаменских мастеров. Для примера можно назвать сундук Т. С. Кореневой из поселка Баранчинский Свердловской области27. Это изделие значительных размеров. Его поверхности покрыты жестяными листами различных размеров и тонкими полосами, фигурные вставки украшают углы. Сундук полностью покрыт жестью, места для окраски или росписи не осталось (кроме задней стороны). Лицевая сторона и крышка разбиты на два прямоугольника, которые украшены полосами, расположенными в сетку. Под ними укреплены листы «мороженой» жести. Полосы с традиционными тиснеными узорами укрепляют края. Боковые стороны декорированы такими же прямоугольниками с тонкими полосами «в сетку» и листами жести. Сундуки служили не только для хранения различных предметов, но и были в некотором смысле календарями: на внутренней стороне крышки записывались важные для семьи события. Там же обычно находится клеймо или чернильный оттиск, подтверждающий изготовление сундука в Быньгах.

У других быньговских сундуков жестяными листами покрывалась только лицевая сторона. Остальные декорировались по-разному. Например, все стороны (кроме лицевой) сундука из собрания Невьянского государственного историко-архитектурного музея28 окрашены зеленой краской. Они укреплены тонкими полосами жести, расположенными в клетку (на крышке) и в сетку (на боковых сторонах). Лицевая сторона сплошь покрыта жестяными листами: одни размещены по краям и орнаментированы в технике тиснения традиционными мотивами, другие составляют привычные прямоугольники, украшенные полосами и «мороженой» жестью (пример подобного сундука из частного собрания на ил. 2).

Ил. 2. Сундук. Конец XIX — начало XX века, Екатеринбургский уезд Пермской губернии. Дерево, жесть, «мороз» по жести, литье, окраска, тиснение, гравировка, столярная работа (частное собрание).

После того, как артель «Производственник» стала фабрикой, внешний вид сундуков несколько изменился. В качестве примера можно назвать сундуки из Невьянского музея29. Как и раньше, они делались «горками» и имели несколько стандартных размеров. Сундуки сплошь обивались листами жести черного цвета, на которые желтой краской наносились различные орнаментальные мотивы (использовался трафарет): звезды, розетки, волнистые линии и т. д. (ил. 3). Но тонкие полосы, которые ранее часто были одного цвета с листами жести, теперь делались контрастными им, то есть белыми. В основном композиции повторяли традиционные схемы с двумя ромбами на лицевой стороне. Петля, как правило, очень простая, в виде тонкой железной полосы. Такие сундуки представляют один из самых распространенных видов быньговских изделий, они очень узнаваемы на фоне другой продукции уральских мастеров-сундучников.

Ил. 3. Сундук. II половина XX века, село Быньги (деталь, частное собрание).

О шкатулках быньговских мастеров дает представление изделие Михаила Ивановича Бабарыкина30. Оно датируется 1923—1924 годами. Шкатулка окована жестью, покрыта лаком. Ее крышка и лицевая стенка украшены расписным растительным орнаментом серебристого цвета, а оборотная стенка и низ — изображениями крупных розеток. Края шкатулки обшиты со всех сторон широкой полосой с тисненым узором из завитков, листьев и овальных фигур. На лицевой стенке — личина из латуни, на торце крышки, как часто делалось уральскими мастерами, — небольшое латунное кольцо.

Таким образом, Быньговский завод предстает одним из значительных очагов уральского сундучного промысла. Мастера привозили свои изделия на ярмарки, экспонировали их на различных выставках. Промысел существовал на протяжении длительного времени (с XVIII по вторую половину XX века) и его эволюция соответствовала основным направлениям развития уральского сундучного центра.

Опубликовано: Сундучный промысел села Быньги (Средний Урал, XVIII — первая половина XX века): материалы к истории // Искусство Евразии [Электронный журнал]. — 2022. — №1 (24). — С. 10—17.

Примечания

1

Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 г. Уральского общества любителей естествознания в г. Екатеринбурге. — Екатеринбург, 1887, С. 29; Красноперов Е. И. Кустарная промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в г. Екатеринбурге в 1887 году. Вып. 1: Уезды Екатеринбургский, Верхотурский, Красноуфимский и Пермский. — Пермь: Пермское губернское земство, 1888, С. 32; Мелкие промышленные заведения Пермской губернии/ Кустарное отделение Пермской губернской земской управы. — Пермь: электро-тип. Губ. земства, 1908, С. 175; Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии/ собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; статистическое отделение Екатеринбургской земской управы. — Екатеринбург, 1889, С.2; Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 год. — Пермь, 1915, С. 442.

2

Рыбин В. Невьянские сундуки // Звезда. — 1959. — №111 (1610). — С. 3.

3

Там же. С. 3.

4

Растрепенина Л. Л. Сундучный промысел// Веси (спецвыпуск). — 2018. — №6 (144). — С. 68 — 69. Статья была повторена в других изданиях.

5

Пудов Г. А. Очерк истории уральского сундучного промысла. — [б.м.]: Издательские решения, 2021, С. 109 — 111.

6

Там же. С. 111.

7

Известно, что быньговские мастера иногда собирали и вставляли в деревянную основу сундука замки с музыкальным звоном, которые делали мастера из деревень Сербишино и Киприно (см.: Замоткин В. Мастера «уральских звонов»// Звезда. — 1984. — №85 (5501). — С. 3).

8

Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. С. 27, 28. С. И. Баранников упоминался также в 1896 году, среди поставщиков замков известному невьянскому сундучнику П. А. Селянкину (РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 171). Также упоминался быньговский замочник Иван Савин, имевший собственную мастерскую, которая была основана в 1873 году (РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 171; Очерк кустарных промыслов Екатеринбургского уезда Пермской губернии / Оценочно-статистическое бюро Пермского губернского земства. — Пермь, 1912 («Свод данных подворной переписи кустарных промыслов в Екатеринбургском уезде»). С. 6).

9

Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. С. 28.

10

РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 99, 100.

11

Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. С. 175; Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 год. С. 442..

12

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 2.

13

Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. С. 29; Красноперов Е. И. Указ. соч., С. 32; Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 2.

14

Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. С. 28, 29.

15

Там же. С. 28.

16

Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. С. 29; Красноперов Е. И. Указ. соч., С. 32; Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 2; Растрепенина Л. Л. Указ. соч., С. 69.

17

Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. С. 175; Растрепенина Л. Л. Указ. соч., С. 69; Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 год. С. 442.

18

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 6.

19

В Невьянской волости насчитывалось (для сравнения): 111 кузнецов, 128 слесарей, 36 чеканщиков, 19 печатальщиков, 5 морозильщиков, 13 зеркальщиков, 99 оковальщиков сундуков, 15 столяров (см.: Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии. Отдел хозяйственной статистики/ Собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева. — Екатеринбург: тип. «Екатеринбургской недели», 1891, с. 4 (табл. местных промыслов сельского населения Екатеринбургского уезда)).

20

Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. С. 175.

21

Обзор кустарных промыслов Екатеринбургского уезда. — Екатеринбург: Екатеринбургское уездное земство, 1909, С. 28 — 29.

22

Там же.

23

Наряду с сундуками на фабрике выпускали другие виды мебели: столы, стулья и проч.

24

Растрепенина Л. Л. Указ. соч., С. 69.

25

Рыбин В. Указ. соч., С. 3.

26

Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). — СПб.: СПГИТМиК, 1993, С. 10.

27

Материалы полевых исследований автора.

28

Инв. № Н/В 5153.

29

Инв. № НМ 13598, 13599, 13600 и др.

30

Коллекция Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника (инв. №2410-р).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я