Перевал Дятлова

Глеб Бастов

Их палатку нашли брошенной со всеми вещами, с закрытым входом, и распоротым ножом скатом – распоротым изнутри.В снегу отпечатались следы босых ног, ведущие прочь – и обрывающиеся.Внизу, на границе леса, под большим кедром, лежали два раздетых тела, их руки и ноги были обожжены.Три тела нашли в глубоком снегу на склоне горы. У двоих из них, умерших ближе всего к покинутой палатке, ртом и носом шла кровь.Последние четыре тела…

Оглавление

ВЕРСИИ

Может быть, на них напал какой-то крупный и опасный зверь? Лось? Медведь-шатун? Стая волков?

Проблема в том, что дикие звери так себя не ведут. Да и люди, столкнувшись с опасным зверем, не стали бы вести себя так, как вели себя дятловцы.

Лось на голую вершину горы вообще не пошел бы — нечего ему там делать. Он идет туда, где под снегом есть чем питаться.

Волки? Волки в тех краях водятся. Но нападают они не на людей, а на оленьи стада, которые разводят манси. Да и что это за волк, который решит напасть на девятерых крепких людей? К тому же укрытых в палатке? Да и дятловцы, если бы они услышали снаружи волчий вой, — зачем бы стали резать палатку изнутри и бежать наружу, прямо к тем самым волкам? Причем не обувшись и не одевшись?

Точно так же и медведь-шатун не помогает объяснить произошедшее. Даже если бы люди и услышали какие-то странные пугающие звуки, и решили, что медведь вот-вот бросится на их палатку — снаружи прямо на ее скат, и будет через ткань крушить и рвать все, что внутри, — даже если бы ребята так подумали, то прежде всего они схватили бы топор, который был в палатке, чтобы было, чем отбиваться от зверя. Пилу. Железные части от переносной печки. А снаружи обязательно взяли бы и ледоруб.

Другое дело, если ребята и хотели бы что-то с собой взять — но снаружи были не бессловесные звери?..

Беглые зеки

Места южнее Свердловска известны тем, что там Челябинск, с его многочисленными заводами металлургии и тяжелого машиностроения, одна из крупнейших военных кузниц СССР. А чем же известны места к северу от Свердловска, куда шли в поход дятловцы?

А известны они Ивдельлагом. Это часть ГУЛАГа, административно привязанная к городку Ивдель, что в четырехстах километрах севернее Свердловска.

К 1959 году формально ГУЛАГ перестал существовать. А это значит, что и Ивдельлага тоже как бы уже нет — но колонии в Ивделе никуда не делись, конечно же. Да и название прижилось. Даже в официальных документах дела, следователь записывает за свидетелями так, как все привыкли называть местные колонии: Ивдельлаг. Следователи и сами не видит в подобном наименовании чего-то неправильного или предосудительного.

То есть фактически Ивдельлаг просто стал чуть поменьше, но никуда не делся.

Заключенные не сидят в колониях без дела. Их используют прежде всего на лесозаготовках в той самой тайге, что раскинулась во все стороны. И иногда эти заключенные бегут — или, во всяком случае, пытаются.

А если ребята столкнулись с такой стайкой беглых зеков?

Это могло бы объяснить, почему ребята ушли от палатки как без обуви и одежды, так и без того, что могло бы послужить оружием (топор и ледоруб), и почему кто-то разрезал палатку — а резали-то не хозяева палатки, а те, кто зашел в палатку, когда дятловцев выгнали. Посидели, погрелись, а когда уходили, то ушли не через выход, а порезав бок, чтобы хозяева палатки не смогли больше воспользоваться этой палаткой. Или просто куражились.

Да и странные травмы — перелом ребер у Золотарева и Дубининой, вырванные язык, глаза…

Между прочим, такие странные переломы ребер, когда снаружи не видно заметных следов от ударов, характерны именно для зековского быта: когда человека в лагерной телогрейке, не раздевая, валят и топчут ногами, прыгают ему на грудь, либо берут за руки и за ноги, раскачивают и бьют грудью об угол или о столб. (Это все именно для того и выдумано, чтобы внешних следов убийства не было заметно — особенно если у тех, кто осматривает место убийства, есть желание приподзакрыть глаза на то, что это было именно убийство. Лагерным властям проще считать подобное смертью по естественным причинам или в результате несчастного случая, чем заводить дело об убийстве, тем самым портя себе отчетность.)

Но есть две вещи, которые сразу делают эту версию почти невозможной:

Во-первых, вещи дятловцев. Ничего из вещей не пропало, и даже еда. А среди продуктов была, между прочим, фляга со спиртом. И вот представьте себе беглых зеков, ушедших от зоны на сотни километров — на каких лыжах идут? в какой одежде? что ели, пока сюда добрались? — и вот эти вот зеки не замечают порезанного уже на куски шмата корейки, игнорируют флягу со спиртом, не берут никаких теплых вещей, — да вообще никаких вещей. Не забирают фотоаппараты, что по тем временам ощутимая ценность, не берут часов. Даже деньги в куртке не тронули!

А если это все нетронуто, то получается, что мотива для нападения и убийства просто не было?

(Конечно, если версия с зеками очень нравится, то можно постараться и выдумать зекам иной мотив. Например, нападали не ради вещей. Туристы столкнулись с зеками случайно, и зэки просто не хотели, чтобы студенты доложили о них, ну и вот, пришлось… Но с подобным мотивом тоже все не клеится. До ближайшего жилья несколько дней пути. Даже если бы ребята бросились со всех ног с желанием доложить о беглых, то пока они дойдут туда, откуда смогут отправить сообщение, а затем пока будут передавать сообщение до колонии, пока на него среагируют… Это сколько времени пройдет? Даже если после этого из колонии вышлют солдат на вертолетах, все равно облава прибудет на место только через неделю после встречи. За это время зеки уйдут от этого места так далеко, что надо уже искать заново. А главное, это не отменяет исходной нестыковки: неважно, по какой причине зеки убили туристов. Но уж после убийства-то вещи туристов все равно бы прихватили — уж во всяком случае выпили бы спирт, взяли мясные продукты и деньги. Но нет, все это осталось нетронутым.)

Вторая вещь, которая делает версию с зеками почти невозможной, — это следы. Зеки не могли появиться из ниоткуда, убить туристов и тут же исчезнуть в никуда.

Прежде всего, крайне сомнительно, чтобы зеки вообще могли объявиться в тех местах. На пятьдесят километров от места трагедии нет ни одной заимки бывшего Ивдельлага. Ни действующей на тот момент, ни хотя бы брошенной. Никакой. То есть нет места, в котором зеки могли бы оказаться как в перевалочном пункте, где можно переночевать или припрятаны подготовленные для побега заранее продукты и вещи. А уж до самих зон, откуда зеки могли бы бежать, и вовсе не одна сотня километров.

Не говоря уже о том, что побег зимой в таких местах — это верная смерть. Если летом можно уйти из зоны в том, что на тебе надето обычно, и какое-то время продержаться на ягодах или ловить рыбу, то зимой ни подножной еды, ни тепла. Трудно уже просто выжить: нужна хорошая зимняя одежда, нужен взятый с собой запас еды или оружие, чтобы охотиться. Чтобы передвигаться по заваленной снегом тайге, нужны лыжи и палки. Да даже чтобы просто напиться воды — уж казалось бы, чего проще? — но и для этого нужна какая-то посуда, в которой можно растопить снег в воду. Это только в фильмах можно утолять жажду, поедая снег; в реальности это можно сделать раз-два, и свалиться в бреду с воспалением легких.

Иными словами, сначала группа зеков должна была каким-то чудом раздобыть хорошие теплые вещи, лыжи, оружие, хотя бы немного продуктов на первое время. А затем идти по снегу в эту сторону, где ни заимок, ничего нет, — идти целенаправленно, день за днем, сталкиваясь со всеми теми же трудностями, с которыми сталкивались туристы. Ребята с трудом торили лыжню в глубоком снегу, уставали тащить на себе рюкзаки, каждый под тридцать килограммов.

И от лыж, на которых шли эти беглые зеки, должны были оставаться следы. Когда начинали искать группу Дятлова, прежде всего искали следы лыжни туристов. За месяц, прошедший от их гибели до начала поисков, эту лыжню частично занесло, но кое-где лыжню нашли. И уж совершенно точно находили места, где дятловцы вставали на ночевку.

А где следы беглых зеков? Лыжню, так уж и быть, допустим, могло сильно занести, или просто не заметили. Но как быть с местами, где зеки должны были вставать на ночевку?

Ведь относительно ночевок важно что — а как, собственнно, они могли ночевать? Лыжи, одежду и оружие зеки еще могли, хотя бы гипотетически, раздобыть в зоне — взять у обезоруженных охранников. Но палатка-то для ночевки откуда у них могла быть? Ее раздобыть зекам было бы уж совершенно невозможно. А без палатки — это значит, на ночевку зеки должны были делать большие костры, чтобы спать возле них. То есть должны были бы остаться хорошо заметные утоптанные площадки, остатки кострищ, а вокруг остатки от заготовки дров и многочисленные «срезы» — от молодняка пихт и елочек, срезанных в большом количестве для настила, на которых спать, и для навесов, чтобы укрыться от ветра.

Ничего подобного не было найдено во время поисков. Ни при передвижении по земле, когда поисковики отыскивали лыжню дятловцев и места их привалов, ни с воздуха, когда самолет делал облеты местности в первые дни.

Никаких следов того, что возле места гибели были еще какие-то люди кроме самих дятловцев. Разумеется, если не считать…

Манси

Следы манси. Они были недалеко от тех мест, где нашли палатку и тела дятловцев.

Следы манси в тех местах не редкость — живут они тут, это их земли. Зимой они продолжают пасти оленей, охотиться, ездить друг к другу в гости.

Непосредственно на горе и возле нее следов манси не нашли, но не так уж далеко от горы — были. И тут важно вот еще что: манси ходят не на обычных лыжах, на каких шли туристы, а делают их сами. Лыжи манси шире, чем советские магазинные, — они сделаны не для бега по проторенной лыжне, а для передвижения по глубокому снегу. Шире — чтобы держали на снегу, не проваливаясь. Поэтому и след от этих лыж не такой глубокий, как от обычных. И заносит такой след быстрее. Остатки такой лыжни заметить гораздо труднее. И все это значит, что на склоне горы, где в снегу остались следы ног дятловцев, но не их лыж (а след от восхождения дятловцев к вершине на лыжах должен был быть, просто их лыжню замел ветер, бушующий на голом склоне), — в подобном месте следа от широких лыж манси тем более бы не осталось.

Могли ли манси подняться ночью вслед за туристами на гору, напугать их и заставить выйти из палатки? Если зеки могли бы сделать это под угрозой оружия, то и манси могли бы сделать это ничуть не хуже, — почти каждый мужчина-манси занимается среди прочего и охотой, то есть огнестрельное оружие есть.

Снимается и вопрос с трудностями зимней жизни. Если уж кто и умеет жить в тайге в суровые снежные зимы, так это манси. Это их земля. И их традиции и быт приспособлены именно к таким условиям.

Проясняется и вопрос с вещами дятловцев. Можно объяснить, почему не пропало ничего из вещей — так не ради вещей убивали. А для того, чтобы туристы не осквернили священное место.

Вот только со священным местом трудность. Не нашло следствие, как ни искало, никаких священных мест манси в окрестностях Холат-Сяхыл.

Священные места манси хорошо известны: гора Койп, плато Мань-Пупу-Ньёр.

Гора Койп (Бубен) названа так из-за формы вершины. По легенде манси, это окаменевший бубен злого великана-шамана, который когда-то приходил воевать к легендарным героям-манси. А на плато Мань-Пупу-Ньёр (Малая Гора Идолов) стоят окаменевшие спутники того шамана, тоже великаны: семь останцев высотой 30—40 метров.

(Останцы, или так называемые столбы выветривания, образуются на вершинах гор, состоящих из разных пород. Менее прочная порода выветривается быстрее, а более прочная остается — и кажется, будто из земли выросли каменные столбы причудливой формы, или же что какая-то чудовищная сила сложила из каменных глыб огромные непонятные фигуры, которые только чудом держатся, и вот-вот рассыплются.)

Кора Койп и плато Мань-Пупу-Ньёр находятся рядом друг с другом, но вот от Холат-Сяхыла до них — полсотни километров.

Может быть, кто-то из манси пытался остановить группу Дятлова, посчитав, что маршур дятловцев нацелен на гору идолов? Ну, просто остановили их раньше, заранее? Шли-то дятловцы почти строго на север, точно в направлении Койп и Мань-Пупу-Ньер, ведь так?

Так-то так, да вот незадача — никаких черных тайн с горой идолов не связано. И с горой Койп тоже. Эти места активно посещались туристами как в прошлом, так посещаются и сейчас — что и понятно. Вид огромных, высотой с двенадцатиэтажный дом, останцев впечатляет. Место заслуженно считается одним из «чудес света» России.

Останцы

Что еще не укладывается в версию с убийцами-манси?

Да почти все.

Начать с того, что никогда ни до, ни после гибели дятловцев не зафиксировано ни одного случая, чтобы манси нападали на туристов, а уж тем более совершали жестокие массовые убийства. Все люди, опрошенные следствием в качестве свидетелей, когда следователь начинал их подводить к вопросам про возможное нападение манси, сразу же понимали, к чему следователь клонит, и тут же принимались разубеждать его: нет, ни в коем случае, про манси и думать не стоит.

Ну не такой это народ, не такие люди. Гостеприимство у манси в крови — для них это жизненно необходимая традиции. В суровых местах народу не выжить, если люди не помогают друг другу.

К русским манси тоже никогда ничего плохого не выказывали. Да и с какой стати? Советская власть относилась к манси не хуже, чем ко всем прочим нациям. Скорее уж наоборот — лучше. Пыталась подтянуть устарелый образ жизни манси до советского стандарта — старых манси выучить русскому языку и грамоте, а детям и вовсе дать нормальное начальное образование по всем советским стандартам, а затем и профессиональное. Потом предоставить работу, влить в советскую жизнь. Многие манси переехали в города, стали жить обычной советской жизнью — и вписались в нее более чем прекрасно. Так, мальчик-манси, родившийся в небольшом мансийском селе Няксимволь (Грязный Плес) в 1958 году, то есть прямо в рассматриваемое нами время, — ко времени нынешнему стал мэром Москвы.

Да и в поисках группы Дятлова манси участвовали — и как проводники для других поисковиков, и самостоятельно искали. И, как и следовало ожидать от людей, привычных к таким местам, в отличие от «заезжих», ориентировались на снегу куда лучше, и часть находок сделали именно манси.

А самая главная причина сомневаться в том, что гибель дятловцев дело рук манси, — это то, что следы трагедии на горе никто не пытался скрыть.

Почему? А давайте представим себя на месте этих условных кровожадных манси, которые решили убить группу туристов. И подумаем: а что бы убийцы стали делать потом, после убийства?

Если убийство вскроется, будут искать виновных. Живут в этих местах только манси. На них и ляжет подозрение. Причем эти манси-убийцы (в отличие от абстрактных беглых зеков, которых мы рассматривали выше, которые могли бы убить, и, не заботясь о последствиях, уйти дальше) живут именно в этих местах, и бежать отсюда никуда не собираются, да и некуда. А значит, все, что будет после обнаружения тел, ляжет на их плечи и головы. Или их родственников. И что же в таком случае стали бы делать эти убийцы? Разумеется, в таком случае естественнее всего было бы постараться скрыть преступление.

Возможно ли было скрыть следы произошедшего?

Для охотников-манси, лучших следопытов тех мест, в этом не было бы никакой проблемы. Если бы они захотели, они могли бы сделать так, чтобы о преступлении вообще бы никто и никогда узнал. Посреди заснеженной тайги это совсем просто:

Достаточно было перетащить палатку, вещи и тела дятловцев на несколько километров вбок от маршрута, которым шла группа. Положить тела и вещи в одну из лощинок вроде той, в которой нашли последних четверых дятловцев, — нашли случайно, только весной, и только лишь потому, что несколько месяцев продолжали искать вокруг кедра и под склоном горы. Это важно отметить еще раз: за все те несколько месяцев поисков, когда несколько десятков человек день за днем пробивали слой снега шестами, они не смогли обнаружить тел, которые были всего в пятидесяти метрах от того места, где нашли первые тела под кедром!

А теперь представьте себе, если бы все тела была отнесены на несколько километров вбок от того места, где туристы прошли на лыжах? И не было бы палатки, послужившей ориентиром для начала поисков? Не было бы вообще ничего рядом, что можно заметить? А все вещи, включая палатку и лыжи, вместе с телами были закопаны под снег на всю его глубину?

Что бы тогда смогли найти поисковики?

Как бы вообще проходили поиски, если уж на то пошло? Ну, нашли бы, наверно (как и в реальных поисках) часть лыжни дятловцев, где их следы еще можно было различить. Нашли бы места, где они останавливались на ночевки. Нашли бы последнюю такую ночевку. Предположили бы, прикидывая их маршрут от места этой последней ночевки, сколько дятловцы могли пройти за следующий день. Ну, накинули бы еще в полтора-два раза, чтобы с гарантией. И стали бы искать по длине этого участка.

То есть у поисковиков бы была примерное направление, примерная длина, километров в двадцать-тридцать, и какой-то разброс в ширину — несколько километров. Теперь перемножьте двадцать-тридцать километров на несколько километров — и вы получите под сто квадратных километров для поиска! Прощупать глубокий снег на таком участке невозможно даже со всей китайской армией. Еще раз, вот что мы имеем на самом деле: пятьдесят поисковиков месяцами искали на участке площадью порядка гектара (одна сотая квадратного километра), но даже там нашли последние тела только весной, когда снег стал таять. А если бы тела были спрятаны сознательно? То есть намеренно в стороне от маршрута, на котором искали бы дятловцев? И закопаны надежно, на всю глубину снега?

Даже когда снег сошел бы, то и тогда остатки тел, вещи, палатка и лыжи могли бы лежать в непримечательной лощинке посреди тайги годами, прежде чем на них кто-нибудь наткнулся (да и опять же, кто? те же манси, разве что). Это даже если не брать в расчет, что кровожадные манси-убийцы по весне, когда сошел снег, а земля оттаяла, и ее стало возможно копать, должны были бы закопать остатки тел и вещи глубоко в землю. То есть замести следы окончательно и навечно.

Так почему же манси, если эти они убили, не сделали ничего из этого? Ведь тогда они избежали бы даже тени подозрений, что туристов убили. Без всех этих странностей на склоне горы, туристы бы пропали — ну и пропали. Мало ли возможностей погибнуть зимой в тайге от естественных причин, и сгинуть ненайденным? Тем более — в горах.

Все это делает версию, что дятловцев убили манси, неправдоподобной.

Все это — ну и еще, конечно, те огни в небе над лесом.

Потому что, в конце-то концов, можно, если очень захотеть, поверить, что нашлись такие кровожадные манси, которые, угрожая оружием, выгнали туристов из палатки без курток и обуви, согнали вниз по склону и не давали вернуться в палатку, и тех, которые попытались развести костер, в отместку раздели совсем, а тем, которые сделали настил в снежной пещере, разбили прикладами ружей ребра и еще вырвали глаза и языки (по каким-то странным кровожадным обычаям, о которых никто ни до, ни после не слышал, но пусть), и по каким-то непонятным причинам после всего этого не стали заметать следы, а спокойно ждали, пока на них ляжет подозрение. Допустим. Пусть.

Но вот огни в небе? С ними как быть? Их тоже сделали отсталые охотники-манси? Первый раз 17 февраля, перепугав группу туристов Карелина? А потом 31 марта, приведя в панику пятьдесят человек поисковиков, которые были не в силах понять, что же они наблюдают и что вообще происходит? А может даже, первый раз был и не 17 февраля, а на две недели раньше — в ночь, когда погибли дятловцы? Неужели это все могли сделать охотники-манси?

Как быть с этими огненными шарами в небе?

Можно поставить под сомнение, наблюдали ли что-то такое туристы из группы Карелина 17 февраля (может, привирали, туристические байки-хохмочки). Но вот 31 марта на побасенки не списать. Тогда непонятные огни в небе точно видели — все поисковики, от первого до последнего. Была радиограмма. Все это задокументировано и есть в деле. От этого невозможно отмахнуться.

Техническая авария

Огненные шары в небе, и погибшие люди на земле…

24 октября 1960 года на космодроме Байконур при подготовке запуска ракеты Р-16 произошел взрыв. На месте погибли 74 человека, еще четверо скончались позже в больницах. Авария была засекречена, первые сведения в прессе появились лишь в 1989 году, через тридцать лет после трагедии.

А если ночью на горе что-то упало?

Или взорвалось над горой?

Все поведение дятловцев похоже на панику: что-то жутко их испугало, и покинуть место немедленно было делом выживания. Об этом же говорит и то, что ребята разрезали палатку. У них не было и нескольких лишних секунд, чтобы расстегнуть выход и по очереди выбраться наружу.

Внезапный взрыв посреди ночи прямо у них над головами объясняет, почему ребята бросились наружу.

И поспешный спуск прочь от палатки тоже становится понятным, если после взрыва воздух был отравлен ядовитыми остатками топлива. Частичное отравление объясняет и то, почему ребята все же погибли внизу, уже после того, как смогли развести костер — их действия стали уже неадекватны…

На первый взгляд версия кажется привлекательной. Особенно если учесть, что все прочие объяснения оказались несостоятельными. Но если приглядеться к этой версии, то и она не может объяснить всего.

Падение какой-то ракеты или снаряда рядом с палаткой вроде бы объясняет действия Дятловцев, — но ведь от взрыва должны были остаться следы? Даже если взрыв произошел в воздухе, и на земле не осталось воронки, то все равно сверху должны были упасть обломки того, из чего была сделана эта ракета или снаряд.

И отравившее дятловцев вещество — условные остатки горючего — должны были осесть на снег вокруг.

Однако ни обломков, ни следов химического заражения местности никто не заметил, — а ведь при поисках там было множество людей, а кроме людей и собаки. И ни люди не проявили никаких признаков отравления, ни собаки не давали никаких странных реакций, неизбежных на незнакомые запахи.

Затем, если вдуматься, то и поведение дятловцев не так уж хорошо укладывается в эту версию. Дело в том, что ветер в тех местах дует вниз по склону Холат-Сяхыл. То есть точно в ту сторону, куда дятловцы отходили от палатки. И если бы в реальности они уходили от палатки из-за того, что вокруг палатки было ядовитое облако, то ни в коем случае не пошли бы по ветру. Идти по ветру значило оставаться в отравленном облаке, которое ветер гнал вниз по склону. Дятловцы отходили бы не прямо вниз, а вбок по склону, а если уж и вниз, то очень сильно забирая вбок, чтобы выйти из полосы, куда ветер гнал ядовитые остатки. И уж тем более туристы не стали бы устраивать стоянку под горой точно под тем местом, куда ветер гнал отравленный воздух с вершины горы — а они именно там стали разводить большой костер, то есть явно собирались провести там длительное время.

Ну и наконец, а что за взрыв-то?

Откуда вообще в тех местах могла взяться какая-то ракета, или потерпеть аварию военный самолет, перевозивший какие-то отравляющие вещества?

Поблизости нет никаких артиллерийских полигонов. Не пролегают и маршруты военных самолетов — некуда там, нечего и неоткуда перевозить.

Может быть, отклонившаяся с курса при испытаниях ракета или реактивный снаряд? Но никаких полигонов, откуда могли запускать реактивные снаряды, поблизости просто нет.

Если же речь идет о ракетах, способных преодолеть значительное расстояние, то есть о серьезных баллистических ракетах, то они запускались со строго ограниченного числа полигонов — это космодромы Капустин Яр, Тюратам (ныне Байконур), позже к ним присоединился Плесецк.

Капустин Яр и Байконур находятся сильно южнее, это Астраханская область и середина Казахстана. Дальние пуски с Байконура производятся на полигон на Камчатке, то есть на восток. Свердловск же — почти строго на север. И от Байконура до Холат-Сяхыл больше тысячи километров. То есть совершенно невозможно, чтобы какая-то ступень или крупная деталь ракеты упала в районе Холат-Сяхыла, — если только вся головная часть не отклонилась и не улетела от полигона на север на полторы тысячи километров.

Но таких аварийных запусков не было. Это можно говорить с полной уверенностью. Все испытательные и учебные пуски крупных баллистических ракет тщательно учитывались, все это задукоментировано, и в настоящее время открыто для доступа. Если же кто-то подозревает, что до сих пор по каким-то причинам сведения об аварийный пусках утаиваются, то есть возможность сравнить советские данные с данными с американских станций слежения, отмечавших все баллистические пуски советских ракет. Уж американцам-то скрывать сейчас наши аварийные пуски тех лет совсем нет никакого смысла.

В общем, опять одни нестыковки…

Но несмотря на это, версия с технической аварией многим казалась единственным сколько-нибудь разумным объяснением. Поэтому многие экспедиции на перевал Дятлова были сделаны именно с целью обнаружить какие-то следы взрыва. Мысль была такая: возможно, металлические обломки от взрыва были просто слишком мелкими, и ушли глубоко в снег, а сильная метель (к моменту поисков прошел месяц) замела эти следы?

Однако ни одной туристической экспедиции в те места не удалось найти таких осколков, — хотя поиски проводились даже с профессиональными металлоискателями.

Но тогда что же получается? Если и версия с технической аварией тоже не подходит…

Но ведь что-то же там произошло? Что-то же вынудило людей уходить от палатки, раздетыми и разутыми, не захватив с собой ничего, прочь от палатки — чтобы погибнуть внизу?..

Секретные испытания

А почему именно авария ракеты? А если в том месте проводились какие-то секретные военные испытания, совершенно не связанные с ракетными пусками?

Военные специально выбрали пустынное удаленное место. Рассчитывали на то, что в этой местности, а тем более зимой, никого не будет.

В самом деле: о том, что туристы окажутся на этой горе, не знал никто, кроме туристической секции их института. Нигде об этом не объявлялось, военным этого никто не докладывал. В те годы еще не было ни организованных спасательных структур, какие есть сейчас. Соответственно, не было и современного правила, согласно которому туристам полагается доводить свой маршрут до таких служб на тот случай, если с ними что-то случится. Военные могли не знать, что когда они будут проводить испытание какого-то оружия, на той горе окажутся люди…

Но вот тут-то и начинаются вопросы. Что это за чудо-оружие, от которого обезумели и в панике бежали девять человек, из которых один прошел всю войну, а другие восемь — студенты и выпускники лучшего технического вуза в тех краях? Если это не крупные баллистические ракеты, не реактивные снаряды или бомба, сброшенная с самолета (а никаких следов от взрыва не осталось), — то что же это за таинственное оружие?

Если бы там испытывали какое-то настолько действенное оружие, которое в самом деле существовало бы, — это оружие уже давно не было бы секретным, а стояло сейчас на вооружении всех армий мира, и применялось во всех вооруженных конфликтах.

Да и в любом случае, от применения такого оружия должны были бы остаться хоть какие-то следы — на снегу, на деревьях?

Инсценировка

На снегу и на деревьях, может быть, ничего и не нашли — но можно ли то же сказать про людей? У двоих, найденных на склоне горы, горлом шла кровь. Из последних четверых, найденных в ручье — у троих странные переломы, не сопровождавшиеся повреждением тканей над ребрами.

И следы радиации на одежде. Эксперт, проводивший исследование их одежды на радиацию, установил, что на части образцов одежды есть следы загрязнения бета-радиоактивными изотопами.

Это ли не прямые указания на то, что какое-то внешнее воздействие все же было?

А то, что нет никаких следов на снегу и деревьях… не прямое ли это указание на то, что после случайной трагедии военные переместили людей и палатку в другое место, чтобы скрыть истинную картину произошедшего?

Возле палатки странным образом не было никаких следов — вообще никаких! Будто ее в то место с вертолета выгрузили, а не по горе люди поднимались.

Следы людей на склоне, шедших вниз, тоже странные — появляются метрах в двадцати ниже палатки, какое-то расстояние проходят, и пропадают, так и не дойдя до самого низу…

Снег вокруг палатки — со слишком плотным настом, будто полированный или обожженный.

Странные остатки костра — возле которого люди, по идее, должны были бы согреться и выжить, а получается, что люди возле костра или гибли, или уходили от костра прочь, одни в ручей, другие обратно вверх к горе?

Среди вещей нашли две вещи, которые Юдин (тот десятый дятловец, который повернул назад и уцелел) не признал вещами группы — две обмотки солдатского образца. Если солдаты, которые устраивали эту инсценировку, ходили по этому глубокому снегу в лощине, и пару раз у кого-то из них в этом глубоком снегу застревали сапоги, — вот обмотки и потерялись…

Не похоже ли это на сумбурную и неаккуратную попытку изобразить смерть людей от естественного замерзания? Чтобы поиски ограничились этим местом, и не проводились в местах, где остались настоящие следы трагедии?..

Обычно конспирологические теории (а этот вариант такая теория и есть) достаточно сложно опровергнуть, но не в нашем случае.

Предположим, что недалеко от Холат-Сяхыл или Отортена в самом деле проводились какие-то сверхсекретные испытания чего-то такого, одним из проявлений чего были странные огненные шары над лесом. В ночь с 1-го на 2-е февраля в результате испытаний погибли случайные люди — наши девять туристов, некстати оказавшиеся в месте испытания. И чтобы не нарушить строжайшую секретность испытаний, военные инсценируют гибель туристов на склоне Холат-Сяхыл от естественных причин…

Логично? На первый взгляд, вроде бы логично… но стойте. А как же наблюдение огненных шаров 17 февраля группой туристов Карелина, и 31 марта всеми поисковиками?

Это что же выходит? Убийство девяти человек скрыли, чтобы никоим образом не выдать секретные испытания — а через две недели, 17 февраля, опять испытания в том же самом месте? При том, что за это время военные должны были постараться если не перенести место испытаний, то хотя бы разобраться с возможностью, что рядом окажутся другие группы туристов? В руках у военных, инсценировавших гибель туристов на горе Холат-Сяхыл, побывали и паспорта, и дневники, и маршрутные карты туристов, то есть военные знали, кто они, откуда, институт, туристическая секция… Просто неизбежно должны были поинтересоваться, куда еще и когда могут идти другие туристические группы из этого института!

И уж совсем невозможно себе представить, что еще одни испытания проводятся в том же месте 31 марта, — когда уже поднялся шум от гибели дятловцев. Когда уже нашли первых пятерых, но последние четверо еще не найдены, и поиски в самой активной фазе. Когда в тех местах стоит уже больше месяца лагерь поисковиков, временами там под полсотни мужчин, причем для поисков привлечены и охотники, и студенты, — и даже сами же военные из местных частей!

Проводить испытания в таких условиях — разве это не значит гарантированно раскрыть секретность испытаний?

В таком случае, как одно с другим стыкуется?

Тут уж одно из двух: либо полная секретность, и тогда реальные причины гибели студентов скрываются, а место остановки на Холат-Сяхыл инсценировано, и следующие испытания переносятся в другое, более скрытное место (или прекращаются на время, если подобный перенос невозможен, до тех пор, пока в окрестностях находятся посторонние люди), — либо те огненные шары не связаны ни с какими секретными испытаниями. Их повторные появления, особенно 31 марта, когда под Холат-Сяхыл вели активные поиски, и там было множество людей, прямо указывает на то, что это не было каким-то рукотворным секретным оружием.

Опять все рассыпается…

Непознаваемое

К чему же мы приходим?

Есть факты: погибшие от замерзания полураздетые люди; у части из них внутренние травмы, а также отсутствую глаза и язык. На их одежде следы радиоактивного заражения. В небе над лесом видят странные огненные объекты.

Это неоспоримые факты. Они перед нами.

И нет ни одной версии, которая могла бы объединить все эти факты. Любая из версий противоречит какому-то из этих фактов — а то и сразу нескольким.

Как так может быть?

Еще есть следы людей на горе — странные, будто вырастающие из снега столбики. Они идут по части горы, начинаясь не у самой палатки, и обрываются не доходя до самого низа горы. Есть разрезанная изнутри палатка, оставленные в ней вещи…

Поведение погибших перед смертью нелогично и совершенно необъяснимо… по крайней мере, если мы пытаемся оставаться в рамках привычных представлений. Пока мы упрямо цепляемся за веру в то, что на горе произошло что-то такое, что людям хорошо известно, и что может (и должно!) быть объяснено рационально, и ничего иного там произойти не могло. Пока мы исходит из этого — у нас ничего не выходит.

Каждый из фактов (если взять его отдельно от других фактов), казалось бы, прямо-таки указывает на четко определенную причину произошедшего! Но при этом все другие факты указывают на совершенно иные причины. И любая версия, построенная на объяснении какого-то одного факта (взятого в отдельности) — совершенно не стыкуется с версиями, объясняющими оставшиеся факты.

Как бы мы ни старались сложить все факты в единую мозаику, — увы, ничего не выходит. Если мы пытаемся состыковать все рационально, логично, увязать все-все-все имеющиеся факты вместе, — всегда остаются такие детали, которые не то что лишние для нашей версии, но и вообще этой версии прямо противоречат!

Как же такое может быть?

Ведь что-то же там произошло? Была же какая-то последовательная цепь событий, результатом которой и стали все те факты, сопровождавшие трагедию и оставшиеся после нее, и известные нам?..

Следствию такой версии найти не удалось. Следствие ограничилось констатацией: «сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

Что именно за сила? Почему непреодолимая?

Понятно, что это в лучшем случае отговорка, а не объяснение. Попытка закрыть глаза — и смириться с тем, что тут что-то такое, что никак не смог объяснить…

Хотя название горы прямо лезет в глаза. Холат-Сяхыл. С мансийского это переводится как Гора Мертвецов.

Откуда взялось такое странное название? А на этой горе уже гибли люди. И не один, не два, не трое, — а сразу целая группа. И не случайные туристы, а охотники-манси. Погибли прямо на вершине этой горы.

И было тех охотников-манси — девять. Ровно столько же, сколько и погибших туристов…

Что заставило дятловцев поставить палатку именно на этой горе, почти у самой вершины?

На открытом склоне, на ветру, без костра? Вместо того, чтобы (как полагается по всем туристским правилам!) ночевать внизу под горой, среди леса, где и палатку можно поставить удобно на ровном месте, и деревья защищают от ветра? И есть дрова, чтобы сделать нормальный костер, высушить вещи, вымокшие после дневного перехода, согреться самим, сделать горячей еды, и провести в тепле всю оставшуюся ночь…

Почему они сделали все прямо наоборот — будто замороченные? Что случилось с ними — случилось еще прежде самой трагедии в полночь, когда они, разрезав палатку, бросились бежать раздетыми вниз, — что случилось с ними до всего до этого, еще вечером, когда они еще только выбирали место, где остановиться на ночевку? Что заставило их выбрать для ночевки такое неподходящем месте, нарушив все правила?..

На карте, по которой шли дятловцы, у этой горы не было никакого названия. В советское время это была безымянная высота 1079. Туристы знали только название следующей горы, на вершину которой они собирались подняться после этой последней ночевки. Но и название той горы они знали лишь по-мансийски — Отортэн. Без перевода.

В начале девяностых, когда интернет дал возможность активно общаться всем, кто заинтересовался тайной гибели дятловцев, стало известно, как переводится это название. На мансийском Отортэн значит — Не-Ходи-Туда.

Получается, туристы шли на гору Отортэн, Не-Ходи-Туда, и в последнюю ночь перед восхождением, нарушив все правила, остановились почти на вершине соседней горы, Холат-Сяхыл — Горы Мертвецов. И их было девять. Ровно столько же, сколько и тех охотников-манси, что погибли там прежде.

Несмотря на то, что выходили туристы вдесятером, к горе их дошло именно девять. Десятый, Юдин, вдруг отделился от своих товарищей в самом начале похода — и вернулся назад…

Что это все? Случайное совпадение?

Всего лишь совпадение, что на одной из гор Северного Урала сначала гибнут девять охотников-манси, а потом на ней же гибнут туристы, тоже ровно девять? И то, что шли туристы к горе, которую местные народы прозвали горой Не-Ходи-Туда, а над лесом вокруг этой горы были огненные шары, вогнавшие в панику полсотни поисковиков, остановившихся лагерем под горой Холат-Сяхыл, что значит Гора Мертвецов? И то, что у туристов необъяснимые внутренние травмы, которые обнаружили лишь в морге при вскрытии? И то, что пропали глаза и язык? И ставшая радиоактивной одежда? И следы на склоне, которые не вмятины, как полагается следам, а будто выросшие из снега столбики в форме следов?..

Что, вот все вот это вот — лишь случайное «совпадение»?..

А если не совпадение… То что же тогда стоит за всеми этими странностями, у которых нет логичного объяснения?..

Что же в итоге?

Только это: как ни бейся над объяснениями, как ни старайся пригнать факты друг к другу, — а неизбежно будешь приходить к одному и тому же. Если придерживаться формальной логики и следовать тому, что мы считаем привычным, известным нам о мире, «научным», — то тогда никакие разумные объяснения не стыкуются. Ничто не может объяснить факты, которые остались после того, как что-то произошло той ночью, где-то около полуночи, на склоне горы Холат-Сяхыл, что стоит перед Отортэном…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я