1. книги
  2. Общая психология
  3. Вячеслав Терещенко

Дневник режиссера. Впечатления от репетиций

Вячеслав Терещенко
Обложка книги

В книге собраны впечатления от работы над постановкой спектакля «Мамочки» по одноимённой пьесе Владимира Зуева. Подчеркиваю — впечатления режиссёра, педагога театрального института. Эта книга, возможно и учебник. Так как в ней поднимаются «извечные» вопросы нашей профессии. Автор хочет поделиться с молодыми режиссёрами, студентами своими мыслями о состоянии современного театра, о профессиональных взаимоотношениях между режиссером и актёрами в творческом процессе воплощения замысла спектакля.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дневник режиссера. Впечатления от репетиций» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Девятнадцатое февраля

Сегодня девятнадцатое февраля две тысячи семнадцатого года. Мы провели не очень длинную репетицию в Русской драме имени Алексея Горького в Махачкале. Репетицию спектакля «Мамочки». Я взял сцены для проб, парные сцены: Веры и Коли, и парную сцену журналистов Лёли и Дэна, после того, как они выходят на стендап из подвала. Снимать сенсационный стендап, который сделает их известными и богатыми.

Вера и Коля — мама и сын. Уже артисты знали текст и нужно было наладить общение и уловить тот тон, который будет работать контропунтктно по всему спектаклю, чтобы возникло ощущение этого вот счастья, после трагических фактов и событий… Наладить общение, чтобы возникало ощущение у зрителя, что они — единое целое. Мать и сын — это единое целое. Чтобы от них родилась атмосфера громадной любви. Каждый из них должен был нести ощущение — только когда семья вместе, пусть неполная, но когда мама с ребенком и тогда счастлива. И он — когда я с матерью — это настоящее счастье. Настоящее счастье — когда мы в мире, когда мы без войны, когда мы вместе и впереди нас ждет только счастье. Только счастье. Под знаком Любви.

Конечно, я сам являюсь камертоном восприятия этой энергии, которая должна «накрыть» зрителя. На такую работу души всегда настраиваюсь. Нужно постараться очиститься от всех ненужных мыслей и бытовых забот с самого утра. Оставить груз проблем жизни не на «вешалке», а дома, когда готовишься к встрече с актерами. Настроить свой душевный аппарат, свои «духовные антенны», «обновиться», стать тончайшим «душевным приемником». Для того, чтобы найти с актерами «верный тон», верные «волны», идущие от их сути происходящего. А потом, возможно, воздействие усилить при помощи света, музыки, звуков, тишины… а возможно все режиссерские «усиления» убрать и оставить только голоса замечательных актеров, идущие от их существа, от их сердца и души. Всегда стараюсь так делать. Иначе нельзя. Пробы, пробы, пробы…

И сегодня удовлетворили пробы как и актера Станислава, исполняющего роль Коли, так и Ирины, которая исполняет роль мамы Веры. Они уже внутренне это понимают, оправдывают. И текст «заблистал», как говорится, и энергия от них пошла. И ощущение возникло, что этот контрапункт будет. Эта искра щемящей… щемящей тоски по счастливой жизни вместе, этот контрапункт — он появится в спектакле. Сцены спектакля будут абсолютно диаметрально противоположны по темпо — ритмам, по атмосфере. Сцены внизу, в «аду», когда матери еще не встретились со своими сыновьями, а пацаны собирают свою армию для того, чтобы сотворить «из себя» мир без войны. Матери ищут Любовь. Они ищут любовь — поэтому для них путь поиска в обстоятельствах войны, неопределённости, страха — «ад». И живут только надеждой на встречу… А ребята нашли свой мир, поэтому для них это — светлый покойный мир, который мы называем «раем» — мир счастья, мир любви.

И здесь я получил определенную творческую радость. Надеюсь, что и актеры тоже остались этой пробой довольны. И они сегодня готовились к репетиции, мне это радостно. Они настроены: они сразу попали в тон, верно найденный тон. Как будто бы мы рассказываем эту историю чуть ли не на придыхании, не «бытово», а как притчу, как какой-то последний, здесь и сейчас, посыл в зрительный зал. Люди, изменитесь! Люди, живите в Любви. Люди, не создавайте войну. Заботьтесь о матерях своих… Какие то идеальные задачи ставлю для себя. Возможно, неосуществимые. Постоянно сомневаюсь.

И еще раз попробовали сцену, когда Лёля и Дэн как «пробка из бутылки» вырываются снимать стендап из подвала, в котором живут матери, которые живут в «аду» надеждой. Лёля не ожидала абсолютно, что с ней произойдёт в процессе общения с ними… такие впечатления… что такие изменения произойдут на каком то глубоком эмоциональном уровне в ее душе! И Дэн в этом подвале при встрече с матерями на наших глазах становится Мужчиной. Встреча эта изменяет и его полностью.

Ключевая сцена для актёров, играющих журналистов. Как будто они открыли для себя смысл жизни. Внутри души Дэна зреет вопрос: «А почему ты мне не рожаешь»? Нужно рожать детей, нужно делать крепкую семью, а не гоняться за деньгами, «не гоняться за материалом», который поможет карьере…

И сейчас актеры тоже настроились, были собраны. И сейчас схватка этих двух мировоззрений произошла. Дэна, который абсолютно по-мужски и… Афанди играет роль Дэна, а исполнительниц Лёли у меня двое. Аня Безрукова и Алина. Они пытались прорваться друг к другу, они пытались донести… И Афанди пытался в роли Дэна. Сам Афанди задавал вопросы, абсолютно по-мужски. Я добиваюсь от него этого, хоть он молодой человек. Но персонаж гораздо мудрее, характер сам, который пытается освоить Афанди, он мудрее… И я постоянно добиваюсь, чтобы… он немногословен, говорит мало, но говорит, как говорится, «не в бровь, а в глаз»…В нём должны вопросы к Леле рождаться… рождаться. Чтобы в висках стучало, стучало бешено, ритмически, как говорится, «темпово». Рождался внутренне этот вопрос, который созрел: «Почему ты не рожаешь мне детей? Будет мой сын — я не отпущу его на войну. Я это понял здесь и сейчас».

И она… и с ней произошли изменения. Она не может собрать себя для записи. Дэн никак не может собраться на эту съемку. Он не может собрать себя — какое громадное произвела впечатление встреча с матерями в их убежище — подвале. Громадное впечатление произвела встреча! Как они живут, как матери смотрят, с какой надеждой! Как на ангелов каких-то небесных, приезжих журналистов из Москвы. С ПОСЛЕДНЕЙ надеждой! Они много лет ищут своих сыновей, а здесь вдруг возникнет настоящий правдивый первый репортаж, где матери зададут вопросы и покажут фотокарточки сыновей с экрана телевизора, на федеральном канале… В новостях федерального канала, или из репортажа, который увидит вся страна. Покажут фотографии сыновей и вдруг весточка придет от кого-то, кто о них что то знает… Где они, живые ли, мертвые ли? И они найдут их!

Конечно же это событие. Встреча матерей и журналистов — это громадное событие. Потому что она меняет их поведение, меняет действие истории, она меняет их всячески внутренне. И я пытаюсь это выразить мизансценически. Прошу, чтобы и артисты были свободны и искали мизансцены, пластическое выражение «жизни души» искали, которое поможет им «родить» текст, который написан на бумаге, который не оживлен, пока он мертвый.

И сегодня попытки… попытки прорваться дают надежду, что мне будет интересно и зрителям наблюдать за актерскими выявлениями со стороны и Ани, и Алины, и Афанди. Эти рожденные здесь и сейчас выявления актерские в поиске смысла жизни попадут в сердца зрителей. Небольшая репетиция, но я не стал много раз повторять. Мы останавливались, мы еще раз «рыли» предлагаемые обстоятельства. Еще раз… Где-то были пропущены оценки… Где-то мы говорили о реакциях, где-то налаживали общение. Где-то они суетились и я просил их успокоиться и идти друг от друга и не убыстрять процесс общения. Быть подробными максимально.

Сегодня репетиция дает надежду на дальнейшее. Завтра выходной день и во вторник на репетицию… А, завтра понедельник, выходной день. Во вторник в 11 часов у нас утренняя репетиция, продленная репетиция и я попробую начать с начала. И так как мы уже «прощупали» все сцены, начнем с самого начала, с исходного события, где матери готовятся снова идти искать своих сыновей, как в последний раз… Как в первый и последний раз. А вдруг найдут? А вдруг — «Найдем!» — как призывает всех Старшенькая… И потихоньку-потихоньку вот таким вот образом мы по сценам попытаемся за рабочую неделю пройти весь спектакль намеченный от начала, все сцены. От начала до конца подробнейшим образом, чтобы они могли распределиться в ролях, почувствовали перспективу ролей по сквозному действию. Чтобы они и внутренне, и внешне, пластически… И пластически и по внутренней линии роли, и по внешней линии роли смогли распределиться… Вот такая работа предстоит.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я