О чем говорят мужские чувства

Вячеслав Валерьевич Козлов

Психолог Вячеслав Козлов открыто делится своими историями из жизни многодетного супруга, доцента ЮУрГУ и ген. директора группы компаний. Рассказывая их где-то с искрометным юмором и легкой самоиронией, а где-то бережно и с трепетом, он обнажает ключевое чувство, которое возникало в каждой из историй. Потом разбирает его природу, отвечая на вопрос: «О чем говорит это чувство?». Затем предлагает сделать практические выводы, указывая на глубинный смысл подсказок, которые дают нам наши чувства.

Оглавление

Глава 11. Чувство уверенности

История «Про посредничество»

Один из моих друзей, собственник бизнеса, попал в непростую ситуацию. Его проект прогорел. Наемный директор принял ряд неверных решений. Теперь проект должен контрагентам несколько миллионов, правда, рублей. Все равно неприятно. Не все люди способны держать удар особенно в ситуации, когда они на самом деле сделали ряд ошибок. Директор оказался в состоянии «морально размазанный по тарелке». Надежды, что он как-то будет способен урегулировать ситуацию, утонули в болоте его скорби и печали. Собственник был полностью погружен в другие проекты, в которых деловая репутация имела весомое значение. Работал над заключением серьезного контракта. Соответственно ситуацию с долгами разруливать надо, да вот некому.

В доверительной беседе, за чашкой чая, он рассказал о своих трудностях. Мы вместе поразмышляли о том, что полезно было бы сделать в этой ситуации. И родилась идея — нужен независимый и профессиональный представитель. Нужен человек, который уверенно возьмет на себя функцию переговорщика и выступит от лица собственника. Задача состояла в том, чтобы до заключения важного контракта деловая репутация собственника оставалась белоснежной. Пробежавшись по списку наших общих знакомых, которые могли бы выступить искомой роли, мы неожиданно остановились на мне.

Задача показалась любопытной. С одной стороны, нельзя было допустить обращение кредиторов в суд. С другой стороны, противопоказано было их обращение за поддержкой к теневым структурам. Мне предстояло удерживать их в довольно узком коридоре решений, по которому предстояло идти с ними рука об руку в течение ближайшего квартала, а может и полугода. Вот сейчас красивая метафора про «рука об руку» получилась, да?

Я был уверен, что все получится и согласился на участие в этой авантюре. Сохраняем его репутацию, он подписывает контракт, я выхожу из проекта. Если долги до конца не будут погашены, то этим займется уже кто-то другой.

Начиная что-либо, подумай, как ты это будешь заканчивать. Мне предстояло длительное время находиться в тесном контакте с двумя десятками очень разных людей. Они справедливо испытывали сильные чувства в диапазоне от негодования до ненависти. Накал страстей определялся величиной долга. А также невнятностью комментариев полученных ими ранее от отстраненного директора. Поэтому я обеспечил себя придуманным именем, а также телефоном и симкой, которые планировал выкинуть по завершении дел. Плюс зарегистрировал дополнительный электронный почтовый адрес для переписки.

Взяв у бывшего директора контакты, я обзвонил всех кредиторов и сообщил, что теперь по всем вопросам обращаться ко мне. В целом они обрадовались, что теперь нашелся человек, с которым можно о чем-то разговаривать и который всегда будет отвечать на входящие звонки. Они грустили от того, что мой предшественник был доведен до такого состояния, что боялся брать трубку и уже долгое время игнорировал собственный телефон. С радости они начали орать на меня, наезжать, угрожать и ругаться матом. Отстраненный директор как-то упоминал, что уже не раз получал угрозы физической расправы в свой адрес. Однажды ему даже шины прокололи. Хотя это запросто могли сделать те, кому не нравилось, как он паркует машину.

С особо радостными и возбужденными кредиторами вопрос корректности общения ставился ребром моментально. Сухо, холодно и внятно я проговаривал: «Бизнес — это риск. Вы захотели заработать большую маржу, приняли ряд решений и проиграли. Это Ваша ответственность. Так бывает. Я сам не раз также ошибался и прогорал. Сейчас контактное лицо я. Если вас это не устраивает, то я вычеркну Вашу фамилию из списка контактов и не буду Вам больше никогда звонить. С другими кредиторами я буду вести переговоры по закрытию долга, а про Вас забуду ровно через 3 секунды. Скажите прямо сейчас, как мне поступить?». В 100% случаев ор прекращался, контрагент становился вменяемым и готовым к диалогу.

Тем же спокойным и размеренным тоном им сообщалось, что деньги будут выплачены. При этом график погашения будет невеселым. В начале вообще всего от 1 до 3 процентов в месяц от общей суммы долга. На большее рассчитывать не стоит. При этом через несколько месяцев сумма возврата может возрасти. Это зависит не от меня, но я, так же как и вы, буду этому рад.

И в течение двух недель напряженных переговоров ситуация нормализовалась. От слова совсем! Дальше кредиторы полгода спокойно ждали и получали от меня перечисления в размере оговоренного ежемесячного платежа. А также звонок, как подтверждение того, что я всегда на связи.

Ситуация настолько отличалась от той, какой ее оставил мой предшественник, что собственник совершенно спокойно занимался подписанием контракта. Подписав его через шесть месяцев, он также спокойно решил простить всем свои долги. Не буду здесь рассуждать о моральной стороне этого шага. При этом я был несколько удивлен.

Он сообщил мне о своем решении также в беседе за чашкой чая. И задал весьма важный организационный вопрос: «А как, собственно, в связи с идеей всепрощения ты собираешься выходить из этой ситуации?». Я ответил: «Да спокойно».

В последующие три дня я обзвонил всех кредиторов и сообщил им о том, что мое участие в этом проекте завершено. Я работал по найму и теперь увольняюсь, буду заниматься другими делами. Дальше с ними будут работать другие люди. Чем увереннее голос, тем проще люди воспринимают непростую информацию.

Я был абсолютно спокоен по поводу происходящего и не выбросил телефон с симкой. Он какое-то время просто лежал в ящике стола. Поэтому когда кредиторы осознали, что наступил и прошел день прощения всех долгов, треть из них дозвонилась до меня. Они предложили вести переговоры уже от их имени с должником.

Искренне считаю, что сторону в переговорах можно выбирать один раз. Иначе это уже политической проституцией попахивает.

В дальнейшем я еще не раз включался в подобные задачи по просьбе знакомых. Что поделать, люди принимают ошибочные решения, попадают в долги, из которых сложно выбраться. Так бывает. В конце концов это всего лишь деньги. Не убивать же из-за них друг друга. И иногда нужен сторонний человек, который уверенно может выступить посредником, снизить накал страстей и помочь сторонам спокойно разойтись.

В последующем, несколько человек обратились ко мне за консультацией по поводу того, как выстраивать диалог с негодующими кредиторами. Возможно, кто-то из них сделал это своей работой. Точно не знаю. Мне кажется, специалисты в этой области не стремятся к публичности.

Уверенность.

О чем нам говорит чувство уверенности?

Сразу обозначим, что есть уверенность в себе и уверенность в другом.

Давайте сначала проясним, что такое чувство уверенности в себе и из чего оно состоит. Для лучшего понимания давайте вспомним ситуацию, когда мы шли на важную встречу, знали, что там будет все непросто, даже трудно, у нас много критически настроенных оппонентов, но при этом были абсолютно уверены в результате. Мы шли и едва касались земли ногами. У нас словно крылья были за спиной. Энергия переполняла. Мы были спокойны, сосредоточены и готовы ко встрече с любой неожиданностью. Нас переполняла уверенность. У нее три ключевых составляющих:

1. Мы точно знали, чего хотели. Знали ответ на занудный вопрос из рекламного ролика: «Сколько вешать граммов?». Знали чего и сколько, когда и в каком виде, каким образом и в какой очередности мы хотим получить. У нас была четкая, ясная и понятная цель.

2. Было ясное понимание, что у нас достаточно ресурсов, на которые мы будем опираться, чтобы достичь желаемого результата. Если не было в наличии прямо сейчас, то знали где возьмем, когда понадобятся. Знали тех, кто может поддержать, занять, дать ненадолго.

3. Мы считали, что абсолютно достойны того, чтобы получить желаемое. С нашей самооценкой в этот момент было все в порядке. Мы себя любили и принимали, искренне верили в успех и удачу, считали себя заслуживающими всего этого.

Ясная цель, необходимые ресурсы и достаточно высокая самооценка — вот три составляющие необходимые для появления чувства уверенности. Достаточно, чтобы исчез хотя бы один компонент и возникнут чувства волнения, уныния, сомнения или тревоги, т.е. всего того, что помещаем в собирательный образ чувства неуверенности.

Приведу примеры иллюстрирующие другие состояния, когда что-то отсутствует:

1. Ясная цель. Нам особо не надо было, но нас очень попросили и мы приняли в чем-то участие. Если в конкретной ситуации у нас нет особого интереса и конкретной цели, а надо проявлять активность, что-то доказывать или отстаивать, то мы зачастую теряемся или просто тяготимся происходящим. Хотя все необходимы ресурсы могут быть в наличии и с самооценкой все в порядке, но энергии на то, чтобы что-то достигать, к чему-то стремиться или что-то отстаивать, совершенно нет.

2. Ресурсы. Всего знать невозможно. Сколько бы мы ни готовились к экзаменам, как бы упорно мы ни зубрили билеты, сколько бы раз мы ни повторяли выученное, когда преподаватель раздает экзаменационные вопросы, мы все равно волнуемся. Потому что потом надо пойти отвечать и не дай бог будут дополнительные вопросы. Ведь преподаватель все равно знает свой предмет лучше и может каверзным вопросом при желании поставить нас в тупик или «к стенке». Поэтому волнение не проходит до момента записи оценки в зачетную книжку. Хотя цель ясна и хочется пятерку, и есть внутреннее ощущение, что мы достойны ее получить, так как почти на все лекции ходили. Все равно одолевает мандраж.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я