Во второй части книги представлены очерки, описывающие философские аспекты обыденной жизни православного мирянина, связанной с молитвой и необходимостью следования заповедям божьим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в философию православия. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СУДЬБА
«А вас, которые оставили Господа,…обрекаю Я мечу,…потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избрали то, что было неугодно Мне. (Исаия 65:11—12.)». Вера в судьбу — это тоже самое, что и идолослужение. Предопределение — поиск Бога. «Что посеешь, то пожнёшь» (Галатам 6:7)., «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…» (Мтф. 7:12).
Господь нам даёт выбор между жизнью и смертью, подсказывая, где жизнь. Он знает то, что будет с каждым из нас, ибо знает то, какой путь мы изберём. Но он даровал нам время и свободу, для того, чтобы мы сами путём множества проб и ошибок всё же исполнили Его волю; т.е., выбрали не смерть, а жизнь; не рабство, а свободу; не похоть, а любовь. Времени в Его царствии нет, это для нас наступающие с неизбежностью события, отстоят друг от друга, ибо между двумя верными шагами может быть множество шагов ложных.
Для сравнения обратим внимание на то, как развивается, например, растение. Его зарождение, рост, старение отделены друг от друга только в глазах постороннего наблюдателя. С внутренней стороны жизни организма разрывов между фазами развития нет, всё происходит естественным образом: одно состояние от другого отличить невозможно, ибо каждый шаг есть только продолжение предыдущего. В жизни человека этот принцип не всегда соблюдается. Свобода выбора приводит к тому, что в душевно-духовной жизни часто не совершаются естественные шаги, нарушается логика роста, развития. Вместо непрерывного возвышения, может наблюдаться длительный период деградации, затухания жизненных процессов. Но если представить, что произойдёт в финале: то точка «альфа» неизбежно перейдёт в точку «омега». Для внешнего наблюдателя будет неважным, как это произошло. Воля Создателя не может быть не исполнена. Только для нас, это может занять многие эоны времени. С позиции же Создателя всё произойдёт мгновенно. Но мы, при этом, будем переживать и смерть, и суд, и воздаяние. Хотя и в нашей жизни, события между двумя по-настоящему значимыми шагами, как бы изглаживаются.
Судьба определяется тем, что уготованное Богом не может быть не исполнено. Но это не означает того, что в текущей жизни мы достигнем заданного рубежа. Чтобы мы имели представление по поводу того, что являет собой путь жизни, нам непрерывно посылаются соответствующие подсказки. И если мы, несмотря на это, выбираем путь смерти, то и вкусим сполна горьких плодов своего произвола. Судьбу свою мы творим каждый момент жизни. Причём, самый важный — это тот, который мы переживаем прямо сейчас, ибо прямо сейчас мы и можем сделать шаг в ту, или иную сторону. А он определяет: какие последствия наступят. Если мы спускаемся на ступеньку ниже — это означает утрату возможностей, и у нас во времени обязательно возникнет ситуация, когда для завершения, начатого не хватит сил из-за того, что мы не приняли когда-то нужного решения, хотя могли это сделать. По этой причине мы вынуждены очень часто всё начинать сначала. Нам приходиться переживать последствия всех без исключения выборов. Потому мы и должны относиться ко всему ответственно, что за всё будем держать ответ перед Создателем. Если мы действуем произвольно, не обращая внимания на предупреждения об опасности, то получаем по заслугам. Это и есть судьба — суд, под который мы сами себя подводим, нарушая законы жизни.
Главная ошибка, которую мы совершаем, коренится во мнении, что всё закончится со смертью. Но после неё как раз всё и начинается заново. Там проявится для нас и новая земля и новое небо. И вновь у нас будет открыт выбор: опускаться на дно бытия или воспарять в небеса.
Характер судьбы определяется, тем, куда устремляется наш дух. Основное его предназначение в том, чтобы поддерживать связь с Духом Божьим, ибо он является Его частичкой. А часть вне целого существовать не может. Причина того, что мы в течении своей жизни утрачиваем силы; что судьба складывается трагически в том, что дух наш, отрываясь от естественного источника пополнения сил, переключается на душу; душа на тело. А далее, мы всю свою активность направляем во внешний мир. И то, что дух в естественных условиях, мог получать в виде дара, мы начинаем добывать в поте лица, непрерывно борясь со своим окружением.
Как известно, душа есть соединение разума, воли и чувств. Но этой тройкой управляет дух. Куда он её направит — туда она и мчится. Хотя не всё так просто, дух не имеет абсолютной власти над душой. Она сама имеет возможность непосредственного взаимодействия с Богом, Троицей. Ибо её разум способен воспринимать свет высшей Истины; воля действовать в соответствии с волей Творца; а чувства наполнятся чистой энергией божественной Любви. Поэтому, совершая злые поступки, мы на самом деле не можем найти себе оправдания. Причин, которые могут нас заставить выбирать смерть, вместо жизни нет. Просто мы даём ввести себя в заблуждение, не желая видеть прямой связи нашей грешной, злой и лживой души со смертью, разрушением, хаосом.
Для улучшения своей участи необходимы только усилия, обеспечивающие изменение направления активности духа. Он и душа нераздельны. Возможность восстановить связь с Подателем благ ни у одного из нас не бывает полностью закрыта. Вспомним слова о том, что Царствие Небесное внутри нас есть, и оно силой берётся. Для проявления спасающей нас силы у каждого человека есть три точки опоры. Как бы темна наша совесть не была, всегда остаётся надежда на восстановление нами чистоты разума, или воли, или чувств. Достаточно того, чтобы произошло воспламенение только одной части души, чтобы пламя перекинулось на остальные.
Для обретения нами достойного состояния, требуется только то, чтобы мы воспользовались имеющимися у нас дарами размышлять, действовать и любить. Именно воспользовались, т.е. применили с пользой для жизни, а не для того, чтобы получить что-либо силой, хитростью, расчётом. Именно так и действует дух, поражённый страстями и похотью. Не только душа жаждет чистоты, но и тело. Ведь оно обладает всеми качествами души. Разве оно нам не сигналит о том, что ему наносит вред. Тот, кто курит, наверное, вспомнит о том, что прежде чем выработалась эта вредная привычка, тело отчаянно сопротивлялось. Пока тёмный дух его не подавит, оно будет подавать знаки о том, что представляет опасность. Любая болезнь поражает нас не вдруг, а после того, как наша защита окажется разрушенной в результате, казалось бы, незначительных ударов.
Как только мы начнём возвращать душу в состояние чистоты, а это возможно применяя силу, обеспечивающую приведение наших мыслей и поступков в соответствие с законами жизни, так сразу же и наш дух начнёт вспоминать о своём исконном призвании: осуществлять непрерывное общение с Силою сил. Конечно же, в этом случае мы начнём возвращать себе свободу. И станем выбираться из жалкого, унизительного состояния зависимости от внешних обстоятельств жизни. Дух обязан творить формы, но ни форма превращать его в раба, используемого для предотвращения своего разрушения. Вернуть силу человеческому духу возможно лишь одним способом — посредством укрепления веры. Она есть следствие проявления душой всех своих качеств в их гармоничном взаимодействии. Ни разум, без любви и воли; ни любовь, без воли и разума; ни воля без разума и любви, не способны придать нашей жизни истинный смысл. Когда они начинают действовать в согласии, даже если при этом их совокупная сила будет и мала, она, проявляясь, как вера, неизбежно начнёт возрастать. Господь говорит о том, что бремя Его легко. Каждый эту истину может на себе испытать. Стоит только сделать хотя бы несколько шагов на пути очищения своей жизни от зла и греха, как на себе почувствуем, что их атаки прежних успехов не приносят. Всё потому, что дух, возвращая способность к взаимодействию с небесными силами, начинает укреплять и душу, и тело. Необходимость укрепления веры не является неким абстрактным пожеланием, ибо если это происходит, то мы сразу почувствуем в себе рост сил, позволяющих переживать давление окружающих обстоятельств, с постепенным переходом в режим управления ими.
Воля — есть сила сотворения бытия. Именно она является творческой активностью, пронизывающей бытие до основания; и от основания устремляющая его к усложнению, к построению все более высоких систем. Она безраздельно царит в нижних, самых древних слоях творения. На границе же перехода царства минералов в органическое, рождается у элементов творения способность к ощущениям. Всё в природе имеет волю и чувства. Их сила возрастает от организма к организму при подъёме от минеральных и растительных форм бытия к животному царству. В последнем сила чувств начинает проявляться, как любовь. В высшей точке слияния воли и чувств рождается разум, но его зачатки уже присутствуют в животном царстве. И верхней точке проявления сил воли, чувства, разума возникает то, что отличает человека от всего сущего — вера, ощущение своей связи с высшим Существом, с Творцом бытия. Именно вера, облагораживает душу, позволяет её частям: и воле, и чувствам, и разуму во взаимодействии устремлять человека к восстановлению в себе образа Божьего. Вера, соединяясь с человеческим духом, открывает душу для действия в ней благодати, которая соответственным образом начинает проявляться, как сила, преобразующая всё творения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в философию православия. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других