Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной

Святитель Игнатий (Брянчанинов), 1867

В сборник вошли наиболее значимые статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитве келейной (домашней) и церковной, собранные из 1, 2,4 и 5-го томов его сочинений. В предложенных читателю творениях указаны пути к стяжанию живой, теплой, внимательной, благодатной молитвы, которая, по учению святых отцов, есть «источник добродетелей, причина духовных дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, отсечение отчаяния, указание надежды, разрешение печали, богатство монахов». Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Сретенский монастырь, 2022

К читателю

Цель нашей духовной жизни — реальное и живое общение с Богом и соединение с Ним. Достигается это молитвой и исполнением Божественных заповедей.

В настоящем сборнике собраны наставления и поучения святителя Игнатия (Брянчанинова; 1807–1867) о молитве. Любовь к молитве определяется нашей любовью к Богу. Душа, любящая Господа, пишет святитель Игнатий, «непрестанно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, имеет в уме и на устах»[1].

В предложенных читателю творениях указаны пути к стяжанию живой, теплой, внимательной, благодатной молитвы. Этому учит святитель не только своими аскетическими опытами, проникнутыми духом святоотеческого богословия, но и подвигом своей святой жизни. Об этом мы знаем от близких его учеников, издавших в 1881 году «Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова»: «Он любил посещать церковь, а дома имел обыкновение молиться часто в течение дня, не ограничиваясь установленным временем утром и вечером. Молитва его не походила на урочное вычитывание, часто торопливое и машинальное, что так обыкновенно у детей. Он приучался к внимательной молитве, которая начинается с благоговейного предстояния и неспешного произношения слов молитвенных, и так преуспевал в ней, что еще в детстве наслаждался ее благодатными плодами. Учась молиться внимательно, он с благоговением относился ко всему священному, внушая это благоговение и прочим своим братьям и сестрам. Евангелие всегда читал с умилением, размышляя о читанном»[2].

Когда святитель Игнатий на шестнадцатом году жизни оставил родительский дом и, исполняя волю отца, поступил в Петербурге в Главное инженерное училище, у него бóльшую часть времени занимала учеба. Однако он стал внимательно и непрестанно творить молитву внутреннюю. Не оставлял ее даже во сне: «Бывало, с вечера, — рассказывал он впоследствии о себе, — ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не изменяя положения, не прерывая молитв, встанешь утром идти на службу, в классы»[3]. Умную и сердечную молитву святитель Игнатий творил до конца жизни.

Постоянное пребывание в молитвенном состоянии не является лишь уделом святых и подвижников благочестия. Всем нам дана заповедь: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин изъясняет эту заповедь: «Чей ум, отрешившись от уз всяких плотских страстей, придет в твердое состояние спокойствия, чье сердце всею крепостию прилепится к одному верховному благу, тот в состоянии будет исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитеся»[4].

Чтобы исполнить эту заповедь, святитель Игнатий советует постоянно творить какую-либо краткую молитву[5]. «Непрестанною молитвою, — пишет святитель Игнатий, — уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь»[6].

В проповеди в Неделю жен-мироносиц святитель Игнатий призывал отречься от жертвы греху и на эту цену купить миро — благое произволение. «Вступивший в служение Богу с дней неиспорченной юности и пребывающий в этом служении с постоянством подчиняется непрестанному влиянию Святаго Духа, запечатлевается исходящими от Него благодатными, всесвятыми впечатлениями, стяжавает, в свое время, деятельное познание воскресения Христова, оживает во Христе духом, соделывается, по избранию и повелению Божиим, проповедником воскресения»[7].

Таким проповедником воскресения был святитель Игнатий. Господь призвал его к вечной блаженной жизни 30 апреля / 13 мая 1867 года, в пасхальную Неделю святых жен-мироносиц.

Архимандрит Иов (Гумеров)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ср.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве Иисусовой // Сочинения. Т. 2: Аскетические опыты.

2

Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками в 1881 году. М., 2002. Гл. I.

3

Жизнеописание… Гл. II.

4

Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование 9. О молитве. Гл. 6.

5

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение второе в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии // Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь.

6

Он же. Слово о поучении, или памяти Божией // Сочинения. Т. 2: Аскетические опыты.

7

Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого // Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я