Во второй части книги представлены очерки, описывающие философские аспекты обыденной жизни православного мирянина, связанной с молитвой и необходимостью следования заповедям божьим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в философию православия. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О МОЛИТВЕ
Многие из нас только думают, что молятся, прочитывая утреннее и вечернее правило, исправно посещая воскресные службы. Если мы, разговаривая с Богом, не возвышаемся в своих просьбах к Нему, а пытаемся призвать его на помощь в сугубо земных делах, связанных с болезнями своими и близких; с семейными проблемами и проблемами по работе и т. п., то можем не получить желаемое. Ибо на земле есть свой князь, именно под его власть попадает каждый человек, преследующий сугубо земные интересы. Как Господь может помочь тому, кто не совершает усилий, приподнимающих его к Нему? Как можно помочь человеку, чей дом во всю полыхает? Хотя все предписания по пожарной безопасности ему были выданы. Так и мы, обращаемся за помощью тогда, когда случилась беда. А задача наша в том, чтобы не допустить прихода беды в нашу жизнь. Что требуется для этого? Слушать и слышать Господа. Что мы ежедневно повторяем в молитве «Отче наш»? «Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе!». В чём Его воля? В том, чтобы мы непрерывно изменялись к лучшему и обращали внимание не только на свою земную природу, но и на небесную. Что нам позволяет это делать? Конечно же, усилия, принуждающие нас к исполнению Божьих заповедей. Речь здесь идёт только о том, что мы должны замечать свои «малые» слабости и недостатки, которые есть следствие нашей неумеренности. Мы не должны всегда потакать требованиям тела, а обязаны следить за тем, чтобы внимание наше не захватывали пошлые и пустые мысли, чтобы сердце угашало злые чувства и намерения. Нас приподнимает к Небу не подвиги, а честное и ответственное исполнение посильного труда, в первую очередь на душевной ниве.
Нельзя отчаиваться по поводу того, что мы не в состоянии часто даже приблизиться к исполнению главной заповеди Христа: «Да любите друг друга». По образному выражению проф. А. Осипова: Любовь — это сто первый этаж. Для того, чтобы до него добраться, ой, как надо потрудиться! Апостол Пётр, указывая на вехи этого пути, говорил следующее: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». (2., Птр. 1:5—7). Когда мы становимся на этот путь и в своих молитвах испрашиваем для этого помощи, тогда она нам и будет оказана. Что, конечно же, отразится самым благоприятным образом и на наших земных делах, ибо у нас будет достаточно сил не только для того, чтобы приступить к делу, но и к его завершению. Мало того, когда начинаем сообразовывать свои замыслы и намерения с требованиями совести, то сможем избежать совершения
многих ошибок. Очищая посредством ежедневных молитв душу, мы ослабляем в ней то, на что может опереться зло, атакующее нас из внешнего мира.
Необходимость утренней и вечерней молитвы связана с тем же, чем вызвана необходимость утреннего и вечернего туалета. Мало кто из нас в здравом расположении ума и тела, отойдёт ко сну, хотя бы, не умывшись; да и утром обязательно приводим себя в порядок. Но при этом многие из нас забывают позаботиться о чистоте души. Давайте подумаем по поводу того, с какой грязью мы сталкиваемся в течение дня; сколько недобрых чувств и мыслей, своих и чужих, входит в сердце и разум. И всё это несём с собой в сон. Поэтому многим из нас ночной покой отдыха не приносит. И вот мы с тяжёлым сердцем начинаем новый день… без очищающего душа молитвы. Что в результате происходит? Накапливается в душе усталость и напряжение. Они, по вполне понятным причинам, не снимаются естественным образом. Отсюда пьянство, наркомания, немотивированная агрессивность, и именно неустроенность души порождает хаос и в нашей обыденной жизни.
Без непрерывного устремления себя к Небу, земля поглотит не только наше тело. Душа, не привыкшая к свету, не сама ли устремиться во тьму? Сердечная молитва — это именно то, что позволяет нашему сумеречному духу, блуждающему среди теней тленных ценностей, постепенно приподниматься над земным основанием, привыкать к свету невещественному, из которого он и вышел. Много ли требуется для того, чтобы мы смогли подготовить себя к восприятию небесных энергий? Только то, что мы способны совершать немедленно, т.е. то, что нам по силам. Последнее, чего у нас нельзя отнять — это молитва. Именно она делает надежду не тщетной. «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», когда мы от всего сердца произносим эти слова, они обязательно дойдут до Спасителя, и Он даст нам именно то, что нам необходимо в переживаемое нами время. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного». Именно эта краткая молитва, произносимая по нескольку раз в течение дня, позволит нам сохранить не только свои силы, но и силы окружающих нас людей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в философию православия. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других