Нейронный мир – полное объяснение эмпирической реальности. Введение

Владислав Кондрат

Данная книга представляет введение в нейрофилософскую модель нейронного мира, предлагающую полное объяснение созерцаемой реальности. Учение направлено всем, кто:1) ищет абсолютную истину;2) кто разочаровался в существовании и пребывает в поиске метода, ведущего к уменьшению мировых страданий. Цель книги не состоит в исчерпывающем описании свойств нейронного мира. Главная задача – раскрыть нейронный мир с разных сторон. Книга не рекомендуется к прочтению носителям религиозного мировоззрения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейронный мир – полное объяснение эмпирической реальности. Введение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

5. Я-модель (ЯМНМ)

5.1. Единство «Я» — «ТЫ»

Модель других — качественно то же самое, что и я-модель, поскольку моделируется одними и теми же нейронами по одному причинностному принципу синхронизации. Мозги всех землян способны создавать модель других, но наиболее детальна она у социальных животных и насекомых: 1) слонов; 2) дельфинов; 3) приматов; 4) муравьев; 5) пчёл; 6) ос; 7) шершней 8) и иных.

Немало страданий вызвано модулем ментализации, т.к. он предопределяет иллюзию того, что тела нечто переживают и о чём-то думают: однако ни одному телу ещё не удавалось что-либо чувствовать и переживать: всякое переживание — предсказательная модель, лишённая всякой реальности и локализованная не в теле, а в активности мозга. Иллюзия, создающая видимость того, что материальные объекты, организмы, субъекты с «психическими» состояниями, закручивает волчок страданий, ведя к деторождению, войнам, конфликтам, убийствам: все эти явления берут начало из модуля ментализации, т.е. из наивного представления о том, что другие представляют некие субъекты, которые нечто желают. Однако это мирское представление, встроенное в мозг и не подвергаемое анализу, посему безосновательно и ложно, т.е. безоснователен наивный реализм в отношении интроспекции.

Интенциональность — это абстрагированная ментализация, бредовое философское заблуждение, согласно которому «ментальное сознание» всегда на что-то направлено. Однако в рамках тоннеля НМ нечему и некуда направляться, поскольку нет субъекта, но имеется иллюзия субъективности; нет объекта, но наличествует видимость объектности. Подобные ложные и квазифилософские рассуждения исходят из деятельности мозга, конструирующей тоннель НМ, который сам себя принимает за нечто реальное и самостоятельное, закручивая колесо подкрепления и привязывая себя к самому себе. Всё в мозге, как и в организме, буквально создано для того, чтобы: 1) индуцировать НМ и поддерживать его транспарентность; 2) привязывать тоннель НМ к самому себе, чтобы обуславливать деторождение, продолжать безумство ДНК-молекулы.

В итоге вырисовывается следующая картина: земляне яростно сражаются за возможность создания нового тоннеля НМ, поддерживается который с величайшим трудом в ходе тяжкой борьбы под открытым небом, подразумевающей устранение других тоннелей НМ: их пересечение вызывает столкновение нейронных миров, что всегда заканчивается либо уничтожением одного, либо обоих. Поэтому повсеместно наблюдается пересечение тоннелей НМ и их борьба, со стороны похожая на буйство пациентов в доме умалишённых: в воде, в воздухе, на земле и под землёй, в зависимости от причудливой формы, какую приобрела материя, сформировав, таким образом, акцентуацию тоннеля НМ: на земле — ЭАМП (аудиальная), ЭВМП (визуальная), ЭОМП (обонятельная), ЭВкМП (вкусовая); под землёй — ЭКМП (кинестетическая), ЭОМП (обонятельная); в воде — ЭВМП, ЭАЭМП (аудиальная эхолокация).

5.1.2. Нарушение я-модели

Недавнее исследование «Neuronal correlates of the LSD experience revealed by multimodal…», [11], использующее нейровизуализацию для изучения эффекта ЛСД на добровольцах, продемонстрировало рассинхронизацию нейронов сети DMN, являющейся основой я-модели и ты-модели, что коррелировало с сообщениями испытуемых о растворении «Я» (self-dissolution). МЭГ обнаружила ослабление волновых альфа-ритмов.

Однако эффект ЛСД связан не только с десинхронизацией ритмов, но и со связью тех нейросетей, которые в норме работают обособленно: в итоге происходит своеобразное мультмодальное смешивание, когда одна модель НМ сливается с другой, доказывая, что НМ лишён истинного существования. Подобное «связывание» и «развязывание» нейронных модулей лежит в основе галлюцинаций. Сенсорные сигналы начинают обрабатываться не теми системами, какими должны: V1 связывается с зонами, с какими обычно не взаимодействует, чем обуславливается нарушение ЭВМПНМ (визуальной), ЭВММНМ (материи), ЭМВНМ (времени). Мозг десинхронизируется, что приводит к временному краху НМ. Это доказывает фундаментальную значимость синхронии. Поэтому заключаем, что транспарентность тоннеля НМ обусловлена правильной синхронизацией коннектома.

Агонист серотониновых рецепторов 2A (5HT) ведёт к десинхронизации ритмов: ЛСД снижает, как выяснилось ещё в 1960-х, мощность колебаний в низкочастотных диапазонах и повышает частоту альфа-ритмов (M. Finn «EEG and human psychopharmocology», 1969), [42]. Исследования воздействия псилоцибина на мозг (RL Carhart-Harris, et al. «The entropic brain»), [41] выявили снижение кровотока (CBF), снижение активности в сетях покоя (RSN) — сети DMN: отсюда выводим, что галлюциногены оказывают энтропийный эффект на мозг, повышая десинхронизацию на сетевом уровне, что подтверждает предположение, что есть нормальный уровень энтропии (НУЭ), при превышении или снижении которого НМ распадается в зависимости от степени сбоя. Эта мысль подтверждается тем («The effects of LSD-25…», 1965), [43], что электрическая стимуляция медиальных височных цепей вызывает нарушение ЭВМПНМ, т.е. визуальные галлюцинации, похожие на галлюцинации от приёма ЛСД. Из анализа 12 мозговых сетей в результате воздействия ЛСД

Табл. 2 Нейросети, на которые воздействует ЛСД [11]

явствует, что наиболее десинхронизация коснулась визуальных сетей (1, 2, 3) и сетей (6, 7, 8, 12).

Табл. 3 Усиление нейронный связей от ЛСД [11]

Снижение интенсивности дельта-ритмов (1—4 Гц) коррелировало с расщеплением я-модели, из чего следует, что дельта-ритм ответственен за поддержание я-модели в 1) височно-теменных областях; 2) задней части лимбической доли; 3) передней части височной доли; 4) теменно-затылочных долях.

Снижение альфа-ритмов (8—13 Гц) коррелировало с простыми галлюцинациями, т.е. сбоем в ЭВМПНМ, посему ясно, что альфа-ритм, снижающий нейронный шум, закладывает основание устойчивости ЭМНМ: 1) в затылочной зоне; 2) в височно-теменных областях. Вывод, согласно которому альфа-ритмы обеспечивают устойчивость НМ, подтверждается тем, что степень снижения альфа-частот позволяет прогнозировать интенсивность галлюцинаций.

Я-модель устойчива только в том случае, когда сети 1) DMN; 2) MPC; 3) PCC; 4) P (precuneus); 5) AG (angular gyrus — угловая извилина) работают в едином ритме колебаний, который нарушается ЛСД либо иной другой причиной, вплоть до механического устранения связи: в таком случае я-модель с неизбежностью расщепляется.

Исходя из предположения, что альфа-ритм оказывает тормозную функцию, калибруя НМ и отфильтровывая нейронный шум (O. Jensen, A. Mazaheri «Shaping functional architecture by oscillatory alpha-activity, 2010») [40], следует, что его снижение способствует зашумлению нейронных проводящих потоков, опосредуя дезорганизацию и модели мира, и я-модели в зависимости от зон, в каких возник сбой. Нарушение модели мира (ЭВМПНМ вызвано связыванием стриарной и экстрастриарной коры с зонами, которые обычно не вовлечены в создание ЭМНМ, т.е. с просачиванием АМНМ на уровень эмпирической. Альфа-канал зрительной коры, подавляясь ЛСД, разрушает ЭВМПНМ в результате того, что увеличиваются «анархические» паттерны, т.е. нейронный шум, вызывающий галлюцинации. Это подтверждает мысль о том, что чем выше энтропия на уровне нейросетей, тем интенсивнее и страдание.

5.2. Ты — модель (ТМНМ)

Ты-модель, как её называют теория разума, есть у всех млекопитающих и многих насекомых, но детальнее она у социальных. В конструировании ты-модели нет ничего особенного, подобно тому, как нет и в я-модели, что следует из однородности всех моделей НМ.

В отношении интроспективной части я-модели следует выделить её вербальный аспект — речевую интроспекцию, заключающуюся в вербальном самоотчете мозга и, соответственно, невербальную, что состоит в непосредственном моделировании иллюзии интроспекции. Поэтому первую следует назвать АВМИНМ — абстрактной вербальной моделью интроспекции НМ, а вторую — АНМИНМ (невербальной). Отсюда истекает и речевое описание ЭМНМ, которое следует назвать АРОЭМНМ — абстрактное речевое описание ЭМНМ: ЭМП, ЭММ, ЭМВ, ЭМПр. Вербализуется любая модель НМ, любой её аспект, даже непосредственно вербальная модель в виде её символизации, например, в форме логического описания высказывания.

Таким же образом ты-модель распадается на эмпирическую и абстрактную с вербальным и невербальным аспектами: эмпирическая ты-модель — это поддержание нейросетями DMN и MNS иллюзии ментализации, способности «других» переживать и думать. Она же вербализуется посредством коммуникации, т.е. любое общение представляет вокализацию АВТМНМ (абстрактной вербальной ты-модели).

Абстрактная невербальная ты-модель (АНТМНМ) — это представление о других, как о субъектах переживаний и действий, их интенциональности. Эмпирическая невербальная ты-модель (ЭНТМНМ) — это непосредственное конструирование иллюзии других в реальном времени, включающее: 1) ментализацию; 2) ЭМП; 3) ЭММ; 4) ЭМВ. Абстрактная вербальная ты-модель (АВТМНМ) — это воображаемый диалог с другими либо вокализация такового. Получается, что ты-модель распадается на: 1) ЭВТМНМ; 2) ЭНТМНМ; 3) АВТМНМ; 4) АНТМНМ.

5.3. Основание ты-модели

Ты-модель зиждется на теории разума (ТР), представляющей развивающуюся ментализацию. Теорию разума рассматривается с позиции трёх моделей: 1) модульного принципа; 2) теории теорий; 3) имитационной теории. Теория разума, покуда она теория, представляет преимущественно АМНМ с компонентами ЭМНМ, из которой она диссоциируется. Если обобщить эти наработки, то станет ясно, что моделирование «чужих» и «собственных» переживаний представляет предсказательные нейронные вычисления, работающие по байесовскому принципу, т.е. через нейронную причинность, природа которой априорна, т.е. врождённа. Выходит, что нейросети ментализации через нейронную синхронизацию моделируют как иллюзию субъектности «Я», так и субъектности «Ты» однокачественно, т.е. одна и та же нейросеть создаёт я-модель и ты-модель. Пустота предсказательного процесса познаётся следующим образом: часть пучка DMN, отвечающая за ты-модель, пытается угадать предсказательные процессы другой части пучка DMN, создающей я-модель в ином мозге. В результате наблюдается игра в предсказания: поэтому достаточно некому индивиду узнать факт из биографии другого индивида, как он сочинит историю его жизни. Именно так работают предсказательные сети ментализации. Тот, кто подобному предаётся — наивный реалист в отношении модели субъекта (ЭМСНМ и АМСНМ). Модель теории разума Барона-Коэна включает: 1) детекцию намерений; 2) распознавание направления взора; 3) разделённое внимание; 4) модуль ментализации. Детектор намерений, интегрируясь с детектором направления взора (ДНВ), конвергируется с механизмом разделённого внимания, который, в свою очередь, переходит в модуль теории разума (МТР). Все эти модули присущи всем землянам, ведь, как уже обозначалось, все нейронные миры однородны [14]. Видимо, модуль разделённого внимания зиждется на пространственных нейронах взгляда и поворота головы, поэтому в данном случае АМНМ синтезируется с ЭМНМ и как бы переходит в неё, что реализуется через синхронизацию гиппокампа и коры тета-ритмами. Выходит, что нейроны взгляда и поворота головы опосредуют эмпирическую модель разделённого внимания.

В соответствии с учением об отрицании НМ, иллюзионист подавляет ментализацию через медитацию: ты-модель, как и «Я», часть тоннеля НМ, посему лишена какого-либо истинного существования, т.к. обусловлена причинностью: физическими и химическими мозговыми процессами, а то, что обусловлено, не может существовать самостоятельно, т.е. лишено всякой самостоятельной реальности, а к тому, что её лишено, необходимо правильное отношение, как к подобному иллюзии. Иллюзионизм заключается в знании обусловленной природы всех состояний тоннеля НМ: относимся к нему как к миражу: только кажется, что он существует, но если подойти ближе и попытаться его рассмотреть, то видимость тут же исчезает. Так и остальные модели НМ: кажущаяся реальность обусловлена интенсивностью мозгового метаболизма: его снижение означает угасание НМ: при гипоксии первыми выходят из строя модель субъекта и модель тела, т.к. потребление кислорода нейронами ухудшается, из чего следует, что снижение метаболизма на уровне пучка DMN приведёт к разрушению я-модели Примерно то же происходит при десинхронизации мозговых ритмов: я и ты-модели растворяются, но по иному механизму.

Немаловажный и фундаментальный аспект ты-модели — зеркальные нейроны, осуществляющие поддержание иллюзии различия собственного тела и тел «других». Поле Бродмана 44 (Rizzolatti, 2002), [44] отвечает за моделирование движений руки и кисти в сторону определённого местоположения: отсюда следует, что зеркальные нейроны поддерживают один из аспектов кинестетической модели пространства. Система зеркальных нейронов вносит значительный вклад в поддержание иллюзии интенциональности — наличия намерений у организмов, хотя организмы качественно ничем не отличаются от любых иных материальных объектов, посему у них не может быть намерений, но возможны потребности, т.е. страдания, и поведение, определяемое синхронией нейронов и направленное на устранение страданий.

Выходит, что различные нейронные системы создают видимость намерений и желаний у материальных объектов — организмов: 1) детекцию взора осуществляют верхняя височная борозда и межтеменная борозда, а переход от идентификации взора к разделённому вниманию реализует ПФК (Stutenberg, 2011), [45]; модуль разделённого внимания задействует ВМ — ПФК — ПБ 10 — поясную извилину и хвостатое ядро (ХЯ); 2) за сострадание в большей степени отвечают «зоны боли»: медиальная ПФК, поясная кора (ПБ 24). Эти зоны ответственны за модель как собственных страданий, так и страданий других, иллюзию их дихотомии; 3) активность передней парацингулярной коры — это не что иное, как теория разума (ТР) в чистом виде: именно здесь создаётся иллюзия «собственных» и «чужих» состояний, а отсюда так или иначе вытекает разделение на «Я» и «Ты», подкрепляемое сетями ментализации; 4) ДМ-ПФК и медиальная теменная кора (МТК) формируют систему размышления о социальных связях

5.3.1. Ты-модель землян

Тот факт, что дельфины, птицы, прочие виды обладают развитой ты-моделью, подтверждается целевой помощью: два дельфина приподняли третьего, что был оглушен динамитом и не мог дышать, чтобы дыхательное отверстие выступило над водой [45, стр. 215], оставаясь без воздуха: этот случай демонстрирует способность дельфинов оценивать, т.е. представлять состояние сородича, предсказывая, что лишение кислорода приведёт к удушью.

Самец сойки, учитывая предпочтения самки, пытался её удивить и предлагал противоположный тип личинок [45, стр. 236], которым экспериментатор кормил самку, и сей процесс самец наблюдал. Отсюда следует, что мозг птицы способен моделировать детальную ты-модель, включающую эмоциональное состояние и потребности: и в этом нет ничего удивительного, т.к. мозг птиц достаточно крупный, чтобы создавать детальный НМ, включающий многоаспектную ты-модель. Тем более ясно, что на это способны более крупные мозги иных видов.

Исследователи шимпанзе слишком сильно заостряют внимание на теории разума, пытаясь обнаружит её у всех животных, но они не подозревают того, что в ты-модели нет ничего особенного, поскольку если организм целенаправленно передвигается, летает, охотится, значит, его мозг создаёт детальную модель мира, которая гораздо комплекснее и сложнее я и ты-моделей; поэтому абсурдно искать познавательные способности у организмов, т.к. всякий организм, снабжённый минимальным мозгом и имеющий более 1000 нейронов, способен к познанию, ведь познание — это молекулярные и эпигенетические изменения на уровне синапсов и нейронов соответственно.

То, насколько детален НМ шимпанзе, описывает случай, обрисованный Ф. де Ваалем: когда приматолог подходил к самке шимпанзе, он заметил, что та на него с интересом смотрит. Сначала она указывала на место за ограждением пальцем, но, осознав, что Франс ничего не находит, плюнула в то место, где лежала виноградинка, которую обронили работники, а затем, когда получила её, побежала в иное место и повторила подобную операцию ещё с двумя виноградинками.

Для реализации этого, казалось бы, простого действия обезьяна должна иметь: 1) детальную модель пространства НМ — ЭМПНМ и АМПНМ — ведь если бы гиппокамп не отразил положение винограда на сетке нейронов решётки, то она не смогла бы даже запомнить его положение; 2) детальную ты-модель, подразумевающую моделирование «других» и включающую: а) эмпирические ты-модели; б) состояния, переживания; в) знание того, что другие нечто знают или не знают; г) предсказание поведения, исходящее из тенденций и паттернов поведения. Подобные способности обусловлены сетями ментализации.

Отсюда следует, что характеристики НМ носят филогенетически однородный характер у всех организмов, поскольку 1) все происходят от единого предка; 2) все мозги функционируют по одним и тем же причинностным принципам, являясь выражением общих физических законов Вселенной; 3) тоннель НМ во всех мозгах однокачественен, различаясь лишь количественно; 4) чем больше нейронов, тем детальнее ЭМНМ, а также АМНМ.

5.4. ЭЯМНМ и АЯМНМ; модель субъекта

Я-модель распадается на эмпирическую (ЭЯМНМ) и абстрактную (АЯМНМ): первая представляет модули ментализации, создающие иллюзию субъектности непосредственно в настоящий момент: сотни миллионов нейронов задействованы в этом многоаспектном процессе; вторая — это диссоциированное содержание я-модели, представляющее как 1) речевой автобиографический рассказ, т. е. АВЯМНМ (абстрактную вербальную я-модель), так и невербальное представление о себе в модели пространства (АМПНМ) и модели времени (АМВНМ), соответственно диссоциированных из ЭМПНМ — АМПНМ, ЭМВНМ — АМВНМ, т. е. АНЯМНМ (абстрактную невербальную я-модель).

В свою очередь, ЭЯМНМ разделим на ЭВЯМНМ (вербальную) — речевой рассказ о «Я», а АЯМНМ — на АВЯМНМ, являющуюся речевым представлением вербализованной я-модели, и АНЯМНМ (невербальная) — невербальное представление о вербализованной я-модели, т. е. ЭВЯМНМ, диссоциированную височными долями. В целом же я-модель включает: 1) модель субъекта, которая распадается на: а) схему разума (височно-теменной участок схемы разума); б) теорию разума (ты-модель); в) ментализацию (сети DMN и MNS); 2) модель тела, которая распадаются на абстрактный и эмпирический уровни, а также вербальный и невербальный аспекты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейронный мир – полное объяснение эмпирической реальности. Введение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я