Данная книга представляет трансперсональную технику арт-терапии – глинотерапию как метод диагностического и коррекционного инструмента. В данной работе основное внимание обращается на её возможное применение в профессиональной работе практикующих психологов и психотерапевтов. В этой книге я познакомлю Вас с психологическим консультированием посредством работы с глиной, как с техникой арт-терапии, опирающейся на архетипические слои психики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сотворение целого. Глинотерапия – эмпирический метод психологического консультирования. Для практикующих специалистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Светлана Ремус, 2018
ISBN 978-5-4490-4149-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Техника глинотерапии — теоретическое и практическое применение в психологическом консультировании. Для практикующих психологов и психотерапевтов
Данная книга представляет трансперсональную технику арт-терапии — глинотерапию, как метод диагностического и коррекционного инструмента. В данной работе основное внимание обращается на ее возможное применение в профессиональной работе практических психологов и психотерапевтов.
В наше время психологическая наука шагнула очень далеко, развивается множество концепций и направлений, практикующие психологи и психотерапевты имеют в своём арсенале огромное количество техник, направленных на решение вопросов (я намеренно избегаю слово «проблем»), с которыми к ним обращаются. Зачастую специалисты в своей работе делают акцент на знания и умения, присущие им лично, и в какой-то степени, нивелируя ресурс и потенциал самой личности пациента. Возможно, этим утверждением, я рискую вызвать эмоциональный отклик у прирождённых рационалистов и материалистов, опирающихся на своё «могущество», но многие годы практики привели меня к чёткому осознанию, что исцеляющим моментом в любой работе является именно личность пациента, Психолог, психотерапевт, являются всего лишь попутчиками в путешествии человека в своём развитии, целью которого является разрешение вопросов и устранение препятствий с дороги личной индивидуации, которые могут представлять собой иррациональные установки, страхи, травматический личный опыт, и пр. Хорошими помощниками в подобном путешествии по человеческой душе могут стать образное мышление, фантазия, ассоциации, ирония и способность понимать то, о чем говорится между строк. Именно этими способностями и нужно обладать специалисту, чтобы тонко и корректно сопровождать пациента во время работы. В этой книге я хочу поделиться с Вами опытом консультирования арт-терапевтичекой методикой, посредством глины. Рассматриваемая в этой работе, арт-терапия посредством глины, в дальнейшем глинотерапия представляет собой процесс самоисследования посредством художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства.
Человек выражает свои внутренние чувства посредством создания внешних форм. Экспрессивное искусство — это использование эмоциональных, интуитивных аспектов с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно — это значит войти во внутренний мир человека для того, чтобы обнаружить находящиеся в них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации. Консультирование посредством арт-теапевтическх материалов невозможно без изучения аспектов трансперсональной психологии. Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски» (И. О. Елькин. История психологии)
Трансперсональная психология — это одно из направлений современной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологий. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.
Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.
Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др.
Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт — это «перешагивание» семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него «призмами», через которые он видел этот иллюзорный мир.
Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы.
Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных состояниях сознания, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Красота и изящество консультирования посредством данной методики заключается в том, что трансперсональные переживания и разрешение внутренних вопросов пациент получает посредством арт-терапевтической техники, которую предлагает ему специалист, как средство для изучения внутренних состояний.
Арт-терапия — естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограниченно.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей — это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся — задача арт-терапии.
Карл Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Роль фантазии в творческом процессе Юнг описывал следующим образом:
«Не только художник, но любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии» (Jung, 1911/1970).
Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса (Lyddiatt, 1971), когда субъект как бы объективно наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее.
В этой книге я познакомлю Вас с психологическим консультированием, посредством работы с глиной, как с техникой арт-терапии, опирающейся на архетипические слои психики.
Возможностью использования этой практики для проективного и корректирующего метода, а также метода интеграции бессознательного содержания в сознание человека, с дальнейшим использованием ресурсных возможностей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сотворение целого. Глинотерапия – эмпирический метод психологического консультирования. Для практикующих специалистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других