Настоящая публикация предназначена предпринимателям, менеджерам и специалистам, стремящимся системно, детально и планомерно изучать цифровую экономику и применять знания на практике для эффективного управления целями, ресурсами и процессами цифровой трансформации. Она дает возможность понять мотивы, принципы, исходные предпосылки, тезисы и факторы, составляющие методическую основу авторского подхода.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление цифровой трансформацией. Точка зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Цифровые платформы и экосистемы
За последнее время в наиболее доступные и привлекательные рыночные ниши уже проникли и стали там играть главные роли цифровые платформы. Развернулся процесс постепенного прихода цифровой экономики в рынки и индустрии трудоемкие для автоматизации и оцифровки. Эксперты и аналитики сформировали первоначальный корпус знаний по проблемам и вопросам цифровой трансформации, но столкнулись с неминуемостью дополнительно объяснять сосуществование и взаимодействие цифровых платформ, эффекты их технологической и экономической интеграции.
Рисунок 7. Принципиальная схема индустриальной цифровой платформы (chip-модель).
Цифровая экосистема — это работающие совместно цифровые платформы. Причем потребитель конкретного блага обращается обычно к одной цифровой платформе, которая запрашивает информацию, функционал или решение задач у других цифровых платформ, выступая неким виртуальным посредником. Клиенту предоставляется единое платформенное решение его запроса на основе нескольких сочлененных специальных информационных систем. Цепочки интеграции различны: комбинированные, множественные, конкурентные. За короткий период, разобравшись с условиями кооперации нового типа, бизнес пришел к автоматизированному контролю издержек и управлению совокупной ценой и ценностью предоставляемого блага. Модели монетизации цифровых платформ прогрессируют и открывают новые, обновляют сложившиеся совмещаемые и альтернативные варианты взаимовыгодных торговых и сервисных сделок для участников.
Платформенные решения, ориентируясь на потребительские запросы, превратились в цифровой экономике в то, что при одновременном росте производительности и доступности цифровых платформ, повышает качество продуктов и сервисов, поставляемых клиентам. Специализация каждой единичной цифровой платформы ограничивает её комплексный охват в выбранной предметной области вещей и процессов, способных составить востребованную клиентами ценность. В том числе это касается задач и функций, обеспечивающих процедуры потребления. Например, платежи, геоинформационный сервис, сбор метрик пользователя, обмен сообщениями, документирование, алгоритмическое регулирование. Крайне сложно технологически и экономически объединить весь функционал в одной стабильной многоаспектной системе, а затем рационально и стремительно его расширять и оптимизировать.
Вводя термин «платформенное решение» удается отделить от понятия «цифровая платформа» экономическую и управленческую составляющие. С точки зрения системной и архитектурной логики это полезно для проектирования и менеджмента как самих цифровых платформ, так и ценностных предложений цифрового бизнеса на них основанных. Смешивание же скорее технологического понятия «цифровая платформа» с потребительски ориентированным «платформенное решение» влечет ряд затруднений в концептуализации, формализации и автоматизации процессов, оцифровке целевых объектов, выборе наилучших доступных технологий, запуске моделей интеграции и кооперации. Что в последующем неизбежно натыкается на попытки решить вопросы и проблемы неподходящими способами подменяя технологические аспекты управленческими или маркетинговыми и наоборот.
Рисунок 8. Принципиальная схема (пример) реализации двустороннего платформенного решения на базе цифровых платформ, интегрированных в экосистему.
Опасно снижать управляемость и без того сложных систем признавая прямое тождество между бизнесом и цифровой платформой, между платформенным решением конкретной потребности клиента и стеком цифровых технологий, между целями экономического субъекта и задачами внедрения информационных систем. В то же время рассматривать цифровые платформы, как исключительно удачно собранный набор цифровых технологий, вписанный во внутреннюю и внешнюю ИТ-инфраструктуры тоже не совсем верно. Цифровые платформы специализированы по целевым предметным областям, отчего, помимо образования и адаптации стека цифровых технологий, реализуют за счет автоматизации и оцифровки управленческие и потребительские технологии, накапливают массивы данных, усиливая собственную компетентность в той или иной индустрии, оптимизируют результаты и ценности, предоставляемые клиенту в автоматизированном или автоматическом режиме.
Платформенное решение — это интеграция нескольких цифровых платформ для исполнения работы по предоставлению потребителю требуемого блага при заданном сценарии экономического взаимодействия. Такая концепция крайне полезна при проектировании цифровых продуктов и сервисов, как ответный (со стороны бизнеса) элемент ценностного предложения.
Рисунок 9. Матрица категоризации проектов цифровой трансформации по секторам.
При обособленном развитии цифровой платформы, стремящейся к полной автономности (реализуя весь требуемый клиентам функционал), платформенное решение может быть обеспечено одной подобной специальной информационной системой. Однако такие ситуации уже совсем редко встречаются на практике и, скорее, исключения. Платформенное решение на нескольких связанных цифровых платформах — эффективная норма. И она представляет сильный объективный фактор зарождения цифровых экосистем, с моделями интеграций разного качества и уровня: от прямой единичной, до межотраслевой с открытым выбором.
Эволюционный переход от одиночных цифровых платформ к цифровым экосистемам обусловил ряд моментов, поначалу не идентифицированных экспертами как существенные. Часть их непосредственно связана с архитектурой цифровых платформ (внутренней и интеграционной по индустриям и видам деятельности). Взаимодействие информационной системы с другими безусловно требует архитектурной четкости, как относительно данных, так и относительно функционала. Изолированность программного обеспечения допускает вольности в принципах, компонентах и методиках его построения и эксплуатации. Но задачи постоянного и оперативного связывания, подключения к другим программным продуктам посредством согласованного API, соблюдения совместных договоренностей (стандартов) обращают внимание на внутреннее компонентное устройство разрабатываемых цифровых платформ. Особенно если речь идет об интеграции в цифровые экосистемы с десятками и сотнями устойчиво функционирующих программных модулей, обрабатывающих миллионы клиентских обращений и транзакций. Или, например, если в цифровые экосистемы объединяются программно-аппаратные решения, обеспечивающие функционирование целых индустрий, критически значимых промышленных и потребительских сегментов.
Как для одиночных цифровых платформ, так и для цифровой экосистемы построение эффективной архитектуры входит в круг задач научно-практического изучения цифровой экономики. Помимо технологической стороны, не менее актуальны вопросы: экономической, финансовой, маркетинговой и логистической целесообразности; оценки и анализа емкости рынка; выбора того или иного композиционного решения под запросы клиентов; потенциала персонализации и кастомизации; удержания потребителя и улучшения ценностного предложения. Архитектура цифровой платформы совмещает в единой функционирующей системе стек технологий, бизнес-модель, разработку программного обеспечения, управление экономикой бизнеса и т. п.
Исследование целей, принципов и методов управления архитектурой цифровых платформ неизбежно приводит к включению в понятийный аппарат цифровой экономики дополнительных терминов: ценностное предложение, платформенное решение, цифровой продукт, цифровой сервис, торговая сделка, сервисная сделка, модель монетизации, отраслевая цифровая платформа, одиночная цифровая платформа, куст цифровых платформ, экосистема отраслевых цифровых платформ, мультихоуминг, цифровой рынок, цифровое пространство, цифровая среда, цифровая юрисдикция, цифровой бизнес, цифровая бизнес-модель, цифровой экономический агент.
В представленном далее списке понятий перечислены не сами определения указанных терминов, а принципиальное их объяснение, следуя которым они подлежат формулированию в связи с предложенными исходным тезисом и исходным фактором.
Ценностное предложение — заявленное и (или) реализованное преимущество получения необходимого потребителю блага у конкретного экономического субъекта (его поставщика). Выражается как решение, предлагаемое бизнесом, для удовлетворения имеющейся потребности у клиента.
Платформенное решение — решение в рамках ценностного предложения, доступное потребителю посредством цифровой платформы. Одно платформенное решение может быть реализовано на множестве цифровых платформ, так же как одна цифровая платформа может поддерживать реализацию множества платформенных решений.
Цифровой продукт — продукт, передаваемый потребителю в виде программного кода и (или) набора данных.
Цифровой сервис — работа или услуга, оказываемая потребителю по обработке программного кода и (или) набора данных.
Торговая сделка — продажа поставщиком потребителю продукта или цифрового продукта в рамках взаимного соглашения (контракта).
Сервисная сделка — продажа поставщиком потребителю работы, услуги или цифрового сервиса в рамках взаимного соглашения (контракта).
Модель монетизации — схема и принципы получения бизнесом компенсации за предоставление благ потребителям. Определяется как для отдельных продуктов и сервисов, так и в общем для бизнес-модели или в виде преимущественной для индустрии.
Отраслевая цифровая платформа — предметно (по объектам, целям и процессам) специализированная цифровая платформа, работающая в индустрии или в отдельном сегменте индустрии.
Одиночная цифровая платформа — самостоятельно функционирующая цифровая платформа, которая выполняет свои задачи и развивается обособленно (с собственной автономной стратегией) вне зависимости от интеграции с другими цифровыми платформами. Для одиночной цифровой платформы практически не характерна тесная двусторонняя интеграция с другими информационными системами из целевой индустрии. Но возможна интеграция с сервисными сторонними цифровыми платформами, например, по схеме мультихоуминга.
Куст цифровых платформ — несколько взаимно интегрированных между собой цифровых платформ, функционирование и развитие которых обеспечивается общей стратегией.
Экосистема отраслевых цифровых платформ — множество интегрированных между собой отраслевых цифровых платформ, обеспечивающих цифровую экономику целевой индустрии.
Мультихоуминг — схема интеграции со сторонними информационными системами, при которой заданный функционал выполняет по выбору пользователя или алгоритма одна из нескольких предопределенных (предварительно назначенных и сконфигурированных) систем.
Цифровой рынок — конкуренция множества интегрированных в экосистему цифровых платформ, которые формируют предложение и удовлетворяют спрос потребителей.
Цифровое пространство — совокупность всех цифровых платформ и цифровых экосистем экономики.
Цифровая среда — внешнее и ближнее цифровое пространство, в котором видит существование некоторого платформенного решения как сам его поставщик, так и его потребитель.
Цифровая юрисдикция — юрисдикция оператора цифровой платформы, которая определяет в том числе фактическую юрисдикцию соответствующих торговых и сервисных сделок.
Цифровой бизнес — цифровая платформа и организационная система, которая её создает, развивает и эксплуатирует с целью поставки платформенных решений потребителям.
Цифровая бизнес-модель — реализованная в контуре цифровой платформа экономическая, маркетинговая и управленческая логика торговых или (и) сервисных сделок.
Цифровой экономический агент (цифровой контрагент) — цифровая платформа, выступающая в роли участника экономических отношений.
Архитектура цифровых платформ и цифровых экосистем, в дополнение к технологическим слоям, предусматривает предметные слои, охватывающие сферу отношений с потребителями. Следовательно, проектное архитектурное решение цифровой платформы устанавливает принципиальные, комплексные и прикладные варианты в части обеспечения исполнения торговых и сервисных сделок, определения ценностного предложения, поддержания коммуникаций участников экономических отношений и маркетинговых событий, прохождения финансовых и ценностных потоков.
Специальные правила, стандарты, методы, технологии и инструменты целостной системы разработки архитектуры цифровых платформ и их экосистем — это часть прикладных знаний и компетенций по цифровой экономике. Технологическая исключительность цифровых платформ способствует изначальной работе по построению их архитектуры с применением сопоставимых автоматизированных инструментов, как на отдельных узких задачах, так и для полного жизненного цикла. Использование устаревших методов проектирования существенно тормозит запуск цифровой платформы и ослабляет её конкурентную позицию в цифровой экосистеме. Гибкие методы разработки в этой связи безусловно применимы, но при условии профессионального управления проектом целевой архитектуры и при стремлении прийти к ожидаемому состоянию как в части предоставления необходимых благ потребителям, так и в части интеграции с другими информационными системами.
Архитектура цифровой экосистемы без сомнения отличается от архитектуры цифровой платформы или двух и более технологически интегрированных цифровых платформ. Однако схожесть в архитектурных слоях и компонентах, в принципах и подходах присутствует. Цифровая экосистема вполне способна вырасти из одиночной цифровой платформы после кардинального реинжиниринга и деления одного стартового ценностного предложения на несколько интегрированных в пул с широким охватом и с лучшей детализацией. Следствием подобного деления будет в том числе и функциональная дифференциация. При этом правильно разделять детализацию (деление) ценностного предложения и его персонализацию/кастомизацию.
Рисунок 10. Многомерная матричная модель архитектуры цифровой платформы (MxD-архитектура).
Компетентный поиск конкурентного преимущества в экосистеме порождает взаимное управление ценностными предложениями. Т. е. разрастающиеся ценностные предложения в цифровой экосистеме провоцируют открытое или скрытое противостояние функционала и взаимную блокировку ресурсов. Для разрешения конфликтных ситуаций, повышения устойчивости обслуживания клиентов, отслеживания рисков возникают соответствующие правила, инструменты и механизмы, выгодные подавляющему числу участников рынка.
Экосистема интегрированных цифровых платформ может рассматриваться как рынок множества ценностных предложений. И этому рынку присущи: конкуренция, доминирование, потребительский выбор, маркетинговые коммуникации, замещение, цепочки поставок, кооперация, регулирование. Соответствующим образом технологические особенности цифровых платформ, отличающие их от традиционных экономических субъектов, предопределяют высокие скорости на подобных цифровых рынках, гибкость и энергичность развития, уникальные инвестиционные схемы. На цифровых рынках наблюдаются множественные и разнообразные сетевые, эволюционные и ресурсные эффекты на стороне поставщиков и на стороне потребителей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление цифровой трансформацией. Точка зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других