Цифровая экономика глазами управленца

Юрий Иванович Грибанов, 2023

Откуда взялась цифровая экономика и как ее становление влияет на судьбу человечества? Почему именно она стала закономерным итогом процессов глобализации? Какие законы управления действуют в новом "гибридном мире"? Ответы на эти и многие другие вопросы автор дает на простом языке, понятном каждому читателю.Одним эта книга позволит избавиться от расхожих заблуждений и внимательно разглядеть подводную часть айсберга под названием «цифровая экономика», другие найдут в ней просто увлекательное чтение, а кто-то будет использовать ее как практическое пособие по цифровой трансформации и руководство к действию. Но всех без исключения она заставит задуматься о будущем и научит ясно оценивать те перемены, которые происходят сегодня в мире.Сочетание научного метода и живого языка делают эту книгу прекрасным своевременным помощником для практикующих управленцев, инвесторов и предпринимателей, студентов экономических и управленческих специальностей.

Оглавление

Введение

С такими понятиями как «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровое взаимодействие» сталкиваются сегодня все, причем уже не в фантастических книгах, фильмах и учебниках, а в повседневной жизни. Мы уже привыкли к безналичной оплате, электронным билетам, мобильным приложениям и прочим, окружающим нас «цифровым сущностям». Привыкли настолько, что почти не задумываемся над тем, что все эти сущности кто-то создал и успешно зарабатывает на них деньги. «Корыстный» взгляд на цифровой мир возникает обычно не тогда, когда мы пользуемся его плодами, а когда задумываемся о будущем тех предприятий и организаций, которыми владеем или в которых работаем. Представители малого бизнеса с завистью смотрят на технологические стартапы, получающие миллионы от инвесторов. Сотрудники крупных компаний пытаются представить себе, к каким переменам в их работе может привести внедрение цифровых технологий «сверху» и как на эти перемены реагировать. В целом, любой руководитель любого уровня сегодня испытывает по отношению к цифровизации смешанное чувство опасения и любопытства. И то, и другое оправдано, если вспомнить сколько компаний и видов бизнеса оказались ненужными в результате развития цифровых технологий и, наоборот, сколько новых бизнесов на тех же цифровых технологиях выросло.

Что вы представляете себе, когда слышите выражение «цифровая экономика»? Кто-то думает при этом о некоем глобальном явлении, развивающемся где-то в «высших сферах» и не имеющих к нему прямого отношения. Земной шар, опутанный компьютерными сетями, с бешенной скоростью передающими кому-то и куда-то огромные объемы информации. Мыслящий более приземленно представляет себе смартфоны, биткоины, «умные вещи» и т. п., иными словами, какие-то товары и сервисы, создаваемые компьютерной индустрией. Третий видит в «цифровой экономике» исключительно способ взаимодействия производителей и покупателей, фактически приравнивая ее тем самым к электронной коммерции. Кто же прав?

Вы вряд ли найдете хоть одно универсальное четкое определение понятия «цифровая экономика». Скорее всего, вы столкнетесь с различными пространными толкованиями этого термина, которые наведут вас на мысль, что по-своему правы все трое.

На самом же деле четкое определение цифровой экономики существует, я даю его в этой книге и строго обосновываю. Вы будете знать откуда цифровая экономика взялась, почему ни один из видов бизнеса не останется от нее в стороне, и, главное, что нужно поменять в себе и своей компании, чтобы извлечь из наступления цифровой эры максимум пользы.

В первую очередь эта книга адресована тем, кто решает (или кому предстоит решать) задачи цифровой трансформации на практике. Создать детальное универсальное руководство по этому вопросу — задача нереальная, прежде всего, потому что все компании разные, но показать общее направление, цель и образ действия при цифровой трансформации вполне возможно. Именно это я стремился сделать при подготовки данной книги.

С какими проблемами сталкиваются сегодня собственники компаний и управленцы, отвечающие за цифровизацию?

Цифровая трансформация не дает ожидаемого эффекта. Денег и времени потрачено много, а результат пока не просматривается. В чем причина?

Причина в том, что эффект является ожидаемым, а не целевым. Субъективные ожидания руководителя (собственника, совета директоров, вышестоящего органа и т. д.) не могут быть оправданы, поскольку:

Постановщики задачи и исполнители попросту говорят на разных языках — путаница в понятийном аппарате и общих представлениях.

Конечная цель проекта не обозначена — да есть целевые показатели по направлениям, они могут быть даже достигнуты в ходе проекта, но кумулятивного эффекта нет. Как решается любая управленческая задача? Ставится цель, декомпозируется в виде дерева целей, по каждой ветке дерева есть сроки и количественно обозначенный показатель. Далее назначаются ответственные (роли) — и вперед. Про управление по целям уважаемые слушатели все знают, или, по крайней мере, слышали.

Так вот с проектами цифровой трансформации все не так. Конечной цели просто нет! Есть набор часто вообще не связанных друг с другом веток, дерево, растущее бесцельно и непонятно куда. Что является целью цифровой трансформации? Достижение точки экспоненциального роста. Что это такое — расскажу.

Вроде бы хорошо продуманный проект цифровой трансформации застопорился, застрял на середине, то денег не хватает, то зашли куда-то в тупик, то ключевые люди уволились.

Причина — подмена долгосрочного планирования лозунгами. К 2030 году…, к 2035 году… Вы же понимаете, что отвечать за достижение конкретных целей в такие сроки сегодня просто нереально. Мир меняется, внешняя среда меняется в разы быстрее. План на три и более лет — это фикция. Вам наобещают что угодно в расчете на то, что «или ишак сдохнет, или падишах». И ваши сотрудники со своей стороны правы: им нужно спокойно получать жалование в течение как можно более долгого времени, а потом — хоть потоп. Вы можете возразить: есть же дорожная карта у любого долгосрочного плана. Но, согласитесь: никакой ответственности за нарушение отдельных этапов дорожной карты никто по факту не несет. Так как же все грамотно планировать? Расскажу.

Проект цифровой трансформации никто внутри организации не поддерживает. Да, все с ним согласны, но никто ничего не делает по принципу «это не моя задача». В результате все сваливают друг на друга причины срывов сроков и прочих неудач.

Причина здесь очевидна. К цифровой трансформации относятся (в том числе и большинство из вас, я уверен!), как к расширенной функции ИТ. Сколько лет уже ведутся бесконечные дискуссии о роли ИТ: то ли это, так сказать, служба на службе у бизнеса, то ли самостоятельное подразделение, то ли главная часть организации в современном мире. Но всегда, заметьте, есть два полюса: ИТ и Бизнес. С цифровой трансформацией такое разделение не проходит, ведь речь идет о переформатировании системы управления компанией в целом! Может ли CIO, пусть даже вы переименовали его в CDTO, спланировать и реализовать такую задачу? Нет, конечно! Так как же организовать работу внутри? Расскажу.

Прикрутили к какому-то процессу искусственный интеллект (блокчейн, большие данные, когнитивные технологии и т. п.). Стало только хуже.

Дело в том, что прикручивание «цифровой технологии» к какому-нибудь из бизнес-процессов компании часто выдается за цель цифровой трансформации. Вот такой у нас характерный уровень понимания проблемы. Например: заменили операторов кол-центра голосовым помощником, уволили 70% операторов, цифровизовались, так сказать, красота! В результате нагрузка на оставшиеся 30% возросла так, что они увольняются через две недели, а времени обучать новых просто нет. То ли голосовой помощник недостаточно интеллектуален, то ли недостаточно продвинутые клиенты не хотят с ним общаться… в общем полный провал.

Технологии, какие бы то ни было, вообще не самоцель. Они к цифровой трансформации имеют очень опосредованное отношение. И об этом тоже расскажу!

В двух словах: эта книга о том, что в цифровой экономике и цифровой трансформации нет ничего сложного, их не нужно бояться. Нужно лишь ясно увидеть картину в целом и браться за дело. У вас все получится!

***

Приношу слова благодарности всем тем, кто помогал мне в создании книги. Моим ученикам и соратникам. Благодарю особо Дениса Михайловича Сальникова, моего давнего коллегу, неизменного помощника и друга. Без его деятельного участия на всех этапах подготовки, появления этой книги было бы невозможным.

Ю. И. Грибанов, доктор экономических наук, EDBA,

профессор Британской академии бизнеса,

декан Факультета управления МНИИПУ

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я