Управление цифровой трансформацией. Точка зрения

Владислав Владимирович Тюрин

Настоящая публикация предназначена предпринимателям, менеджерам и специалистам, стремящимся системно, детально и планомерно изучать цифровую экономику и применять знания на практике для эффективного управления целями, ресурсами и процессами цифровой трансформации. Она дает возможность понять мотивы, принципы, исходные предпосылки, тезисы и факторы, составляющие методическую основу авторского подхода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление цифровой трансформацией. Точка зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Качество экономики

В последнее десятилетие в экономике весьма заметно проявляют себя изменения, напрямую связанные с энергичным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их постепенное усиление и влияние на многие аспекты экономической деятельности побудило говорить о новом качественном этапе — о цифровой экономике. Часть экспертов сходится во мнении, что поведение и реализуемые бизнес-модели экономических субъектов, а также экономические отношения, внешние условия и предпринимательские инициативы, существенно преобразуются при массовом и повсеместном применении ИКТ высокого уровня. Ряд аналитиков предпочитает рассматривать переход к новому экономическому укладу, глобально перестраивающему все сферы деятельности, включая социальную и государственную. Большинством подчеркивается особая роль информационно-коммуникационных технологий. Ведь ИКТ имеют прямое материальное воплощение и легко наблюдаемы, так же, как и практически ощутимы.

Рисунок 4. Элементы влияния информационно-коммуникационных технологий на экономику.

Но только лишь информационные технологии обуславливают движение от традиционной экономики к цифровой? Достаточно ли рассматривать их как единственный ключевой фактор или первопричину цифровой трансформации? Есть ли ещё какие-либо технологии, как-то связанные с информационными, которые вносят существенный вклад в объемы и скорость цифрового развития? Что ещё кроме технологий важно анализировать? Вот только некоторые из аспектов, демонстрирующие, что изучение цифровой экономики является особым динамичным направлением исследований. Причем исследований, предельно сконцентрированных на практическом результате. Потому что, отвечая на вопросы о цифровой экономике и цифровой трансформации, об их существе и проявление, об их потенциале и ограничениях, необходимо объяснять и отличие привычного бизнеса от цифрового, объяснять особенности цифровых проектов, продуктов и сервисов в сравнении с традиционными. У предпринимателя обнаруживается объективная потребность понять, как успешно и предметно участвовать в том, что называется цифровой экономикой — участвовать действием и участвовать квалифицировано.

Материальная основа информационных технологий вынуждает на практике прорисовывать четкие границы между традиционным бизнесом и цифровым, т. е. указывать буквально какие программные и инфраструктурные ИТ-решения применяются традиционным бизнесом, а какие цифровым. В последующем объясняя следствие такого отличия. Для цифровой экономики характерно неразрывное сочетание информационных технологий с иными функциями бизнеса. Сфера ИКТ — это предельно и математически формализованные, четко работающие в строгой инженерной логике одиночные или связанные программно-аппаратные решения.

Менеджмент и предпринимательство, как виды деятельности, сложно и с большими затратами, поддаются формальному описанию сравнимому с программными алгоритмами. В доцифровой экономике бизнес-модель — это во многом общее видение собственников и команды управленцев того, как осуществляется деятельность, причем с вариативной неравномерной детализацией по множеству объектов, процессов, целей, политик, событий, факторов. Но высокая результативность и эффективность ведения бизнеса в цифровой экономике напрямую зависит от успешного симбиоза программно-аппаратных решений и исполняемой бизнес-модели. В этой связи актуализируется дополнительное множество проблем адекватного и оптимального по результату и затратам формального описания требуемых элементов осуществляемой хозяйственной деятельности, позволяющее разумно применять информационные технологии высокого уровня для успешной автоматизации процессов, цифровизации объектов и цифровой постановки целей.

Учитывая специфику теории и практики менеджмента, потребительской и коммуникационной составляющих маркетинга, производственной и технологической кооперации, поиск ответов на обозначенный круг вопросов вынуждает углубляться в базовые понятия, представления, концепции и методики в контексте искомых предметных направлениях и индустрий.

Более того, наблюдаемые изменения присущие цифровой экономике демонстрируют до такой степени смешение информационно-коммуникационных технологий и экономической деятельности, что они становятся трудноразличимы. Но возможно ли тогда корректно изучать, анализировать и опираться на успешный опыт, если до конца непонятна его реальная архитектура, его состав, центральные и периферийные характеристики, компоненты ценностного предложения потребителям, ресурсные и технологические параметры. Отдельная проблема, в связи с этим — трудность в определении, постановке и проектировании конечного результата, ожидаемого при реализации стратегии цифровой трансформации того или иного бизнеса, индустрии. Без четкого понимания архитектуры включающей как ИТ-компоненты, так и бизнес-объекты, составление прогнозов, дорожных карт и планов на среднесрочную и долгосрочную перспективы малопродуктивно и сопряжено с высоким риском выбрать нереализуемую стратегию и тактику цифровой трансформации. А это очевидная потеря конкурентоспособности.

Качественное исследование цифровой экономики направлено на решение подобных вопросов и проблем. Причем методика и инструментарий доступные благодаря цифровому развитию позволяют гибко воспринимать и применять множество подходов и точек зрения. Объемы и скорость генерирования и распространения знаний, доступность разнообразной аналитики открывают широкие перспективы взвешенной оценки тех или иных экономических явлений, факторов, событий и показателей. Открывают широкий выбор и применение различных точек зрения для квалифицированного построения стратегии и реализации тактических планов.

Настоящая публикация объясняет одну из точек зрения (point-of-view) на цифровую экономику — на актуальные изменения, происходящие в глобальной экономике при содействии и непосредственном участии инновационных технологий (управленческих, потребительских и информационных). Причем авторский подход предлагает рассматривать новые тренды в экономике целостно и ориентируясь на практическую применимость при управлении цифровой трансформацией выбранной сферы деятельности, индустрии, бизнес-модели или процессной цепочки. И стремится максимально продуктивно дать ответы на ключевые вопросы (см. рис. 5).

Система знаний по цифровой экономике представляется обширной и междисциплинарной. А сильная взаимосвязь потребительских и управленческих аспектов с технологиями существенно усложняет её содержательно и структурно. Формирование разнообразных подходов, школ, экспертных групп, методологий, течений происходит пошагово и последовательно, опираясь на глубокую аналитику фиксируемых перемен и на потребности тех экономических субъектов, что заинтересованы в осознанной и планомерной эволюции собственных и совместных (кооперационных) цифровых проектов.

Рисунок 5. Ключевые вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление цифровой трансформацией. Точка зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я