Две поэмы и избранные стихи

Владимир Шумилов, 2023

В сборник вошли две новаторские поэмы и некоторые избранные стихи философской и гражданской направленности, а также ряд произведений экспериментального, сюрреалистического характера. Первая поэма «Странствия Ванечки Иванова» – аллегорическое, полусказочное повествование, отражающее переломный момент в жизни героя и страны. Вторая поэма «ТЫ. Отблески» – своеобразное созерцательное поэтическое «кино»: в мелькании сюжетов прорисовывается судьба одного из современников. Для любителей и знатоков поэзии с философским мышлением.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две поэмы и избранные стихи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© В.М. Шумилов, текст, 2024

© Де'Либри, издание, оформление, 2023

Предисловие издательства

Автор Владимир Шумилов — известная персона на общероссийском сайте «Стихи.ру»: номинант на премию «Наследие», удостоенный медалями в честь Некрасова, Фета, Чехова»; 116 тысяч читателей; за плечами участие в десятках коллективных сборников стихов, несколько переизданий собственного сборника под неизменным названием «Стихи в духе русского экзистенциализма».

Особенное место в творчестве Владимира Шумилова занимают две новаторские поэмы: «Странствия Ванечки Иванова» и «ТЫ. Проблески». Автор придал поэмам дополнительные определения: первой — «аллегорическая» поэма; второй — «созерцательная» поэма.

«Аллегорическая» — потому что весь ее текст целиком — одна сплошная аллегория на состояние российского общества в постсоветский период. Многие образы также несут аллегорическую нагрузку. Поэма нестандартна по структуре и формам выражения.

Содержание поэмы сводится к следующему: жила-была семья Ивановых (со своей историей), да случилось несчастье — сгорел дом, погибли родители; детей — двух братьев и сестру — разбросало по детским домам. У каждого из них сложилась своя судьба. Ванечка Иванов отправился на поиски брата и сестры. По пути ему попадаются сказочные и полусказочные персонажи: дед-вещун, говорящая золотая рыбка, и даже НЛО с главным «сидельцем по Земле». Ванечка путешествует по России, живёт то там, то здесь. Ведёт его яблочко на специальном подносе. С помощью современной науки в ходе эксперимента Ванечка узнаёт местонахождение брата Степана. Степан, оказывается, стал приёмным сыном американского предпринимателя, превратился в Стива Джонсона. Два брата — тоже аллегория. Какой брат будет определять Судьбу России? Не случайно в одном из эпизодов дед-вещун бросает «загадочную фразу»: «Иль ты, или твой брат…», отмечая ею развилку исторической дороги страны в целом.

Во время странствий Ванечка пребывает в Добрянке и Дивногорске, в Болванском Носе, Арестани, на острове Буян, в Мудленде и Лебедяни. И все эти места — аллегории на русскую жизнь в наших необъятных пространствах. В конце концов, Ванечка понимает, что Степан (Стив) — враг России, и дороги братьев расходятся окончательно. Ванечка находит сестру, город своего детства — Лебедянь, где, вроде бы, может стать «президентом». Послесловие об Иване да Марье подсказывает нам, что Ванечка нашел также и свою Любовь. Если Лебедянь — это прообраз всего русского в поэме, то Мудленд — образец прозападного извращения некогда Русского мира. Автор пишет: «Они «оевропеили» страну так, будто все мы у врага в плену». «Они» — это российская элита; «мы» — это русский народ. Говоря о Лебедяни, поэт отмечает: «Здесь, вместе с русским, все народы-племена — в единстве сильная великая страна. Здесь русский — всяк, кто за Россию». Структура, рифмы и образы поэмы, заложенная авторская идеология — всё это делает Поэму заметным произведением на поэтическом поле современной России.

Поэма опубликована на авторской страничке интернет-сайта «Стихи.ру» и получила множество отзывов. Среди них и такие: «Замечательная поэма! Сюжетная линия — превосходна, язык-словарь — на «отлично», русская — по ощущению звука при чтении вслух!»; «Прочитал от начала до конца с восторгом!»; «Неожиданные слова и мудрые словосочетания. Другой взгляд на мир»; «Удивительная поэма. У Вас получилось как-то необыкновенно жизненно, правдоподобно — сказочно и духовно-приятно»; «Ваша поэма — правдосказание!»; «Ну не в бровь а в глаз на каждом шагу!»; «Да Вы мудрец, однако»; «Глубина и размах поражают, как глубина и размах русской души».

Вторую поэму автор назвал «созерцательной», потому что она состоит из сюжетов, словно из кадров фильма, и читатель становится неким «зрителем».

Кадры погружают нас в сибирское детство, в будни на Каме, ведут через картины армейской службы и беззаботного студенчества к государственной службе, погружают в хаос перехода к рыночной экономике и заканчиваются размышлениями «у тёмного окна». Промелькнула жизнь одного из граждан страны — как иллюстрация к Судьбе поколения на сломе двух веков и двух эпох истории государства.

«Избранные стихи» подобраны автором с таким расчетом, чтобы подчеркнуть экзистенциальную сторону бытия — повседневного и вечного. В стихах угадывается нечто манящее, странное, нервное, хрупкое. В них — сочетание иррациональной природы человека и железная воля; инстинкт жизни и больные комплексы; уникальность своего «Я» и мишура повседневности. Человек и Социум; предопределенность и сопротивление ума и сердца; гармония и грубая, искаженная натура — эти противоречивые параллели сопровождают прочтение стихов.

Поэтические строки автора наполнены неожиданными рифмами и словечками, в них или между ними, удивительным образом появляется цвет и звук. Вот перед нами птичка с розовой грудкой, которую сейчас убьют, или тишина, которая словно «молотом по наковальне». «Звонкий хруст», «купола под серебро»; «звуки терпкие токкаты»; «коралловые блики», «чёрные столбы крестами», «шаманская песня», «вяленые лещи», «звон медалей», «зёрнышки на ладони» — одна за другой следуют очень зримые картины бытия.

Автор распределил произведения в сборнике на несколько групп, на циклы: «Странствия», «Сонеты», «Экзистенция», «Сюр в картинах подсознания», «Между травой и облаками», «Среди людей», «Родина», «Стишки для детишек».

Тему «странствий» можно считать сквозной в творчестве Владимира Шумилова. Преобладающее большинство стихов пронизано движением: мелькают города и страны. Питер, Астрахань, серединная Русь, подмосковная Истра, юг и север России, Урал и Сибирь.

Русская глубинка нарисована в стихотворении «Уездногородские картинки», в котором можно узнать и Валдай, и Сергиев Посад, и Боровск, и Вышний Волочёк, десятки других малых городов-жемчужин России. Автор переносит нас из России в Монголию, Шотландию. В «Гонке за Счастьем» города и страны чередуются, как стёклышки калейдоскопа. Словно из окна вагона мы видим окружающие пространства и обычных людей. И самого автора. Белобрысый Ванечка торгует картошкой на полустаночке, чтобы помочь семье («Из окна поезда»). Вернулся в край детства скиталец и не нашёл ничего, что осталось бы от прежнего и дорогого сердцу уклада («Встреча»).

Автору интересна такая поэтическая форма, как сонеты, в которых он тоже верен экзистенциальному взгляду на Человека. Визуальная составляющая особенно проявляется, например, в «Сонете о Еде»: за медной решёткой в саду дворца идёт пир горой, а к решётке, прижав лицо к прутьям, «кушает глазами» голодный прохожий.

Цикл «Экзистенция» объединяет стихи, которые на первый взгляд разнородны по темам; общее в них — сильные чувства, оттенки душевных состояний; пограничные и кризисные моменты.

Интересным и загадочным представляется стихотворение «На нижнем этаже». Нас ждет встреча с пронизывающей тишиной («Тёмной ночью»). Мы сталкиваемся с ощущением ненужности («Фея и Страшила»), абсурдистским видением реалий («История про бомжовый стол», «Виртуальный сон»). «Всё кругом» — заочный идеологический спор с Зинаидой Гиппиус: невооруженным взглядом видна разница в мироощущении.

В цикле «Сюр в картинах подсознания» поэтически представлена некая бессмыслица, окружающая нас, как на картинах Сальвадора Дали. Сон и реальность совмещены. Вместо правильных форм, — абракадабра, хаос, фантасмагория.

Стихотворение «Портрет Неизвестного» — пример такой фантасмагории. Чем-то стихотворение отдаленно напоминает «портреты» средневекового художника Джузеппе Арчимбольдо. Однако по некоторому размышлению начинает казаться, что перед вами не бессмыслица, а изобилие смыслов, и каждый читатель может найти свой смысл. На такой свободе выбора и построен этот художественный прием.

Примечательны в этом отношении стихотворения «Дом», «Хирург», «Оркестр». В этих стихах нет бессознательного и бескрайнего абсурда; абсурду и фантастике заданы определенные рамки. «Дом» — внешний контур, внутри которого развивается фантасмагория. «Дом» — это внутреннее состояние человека, а фантасмагория — это его чувства и переживания. Тут и «подушки с щупальцами», и «кисть былой руки». Стихотворение «Оркестр» погружает читателя вовнутрь симфонического произведения, и читатель «пасётся на скрипичных лугах», «лезет во взрыв», а оказавшись в окопе без ног, «плывёт наугад в океан». Смена музыкальных тем в предполагаемом концерте или симфонии вызывает соответствующую смену поэтических образов. Такие стихи будят мысль, встряхивают воображение.

Еще более сложным предстаёт стихотворение «Чернильница». Литературный герой находится в тёмной комнате, которую сравнивает с чернильницей; он одинок и немощен. Ему остаётся двигаться только мысленно — в воспоминаниях; он ищет «брод», отталкивается от времён, когда был свободен и беззаботен, проходит через «пустырь страстей»; видит свою семью, которую покинул «птенцом»; снова дорога, «стук колёс», «столицы и дворцы». И вот впереди какая-то тёмная комната: герой всматривается в темноту и узнает в сидящем там человеке себя. Круг мысленного путешествия замкнулся. Своеобразное поэтическое рондо. Каждый может запутаться в дебрях ирреальности, в потустороннем мире нашей жизни; человек всматривается в пузыри и щели коллективной экзистенции, в пугающие черты окружающих лиц и «портретов» — и не видит выхода; снова и снова оказывается в тёмной комнате одиноким и немощным.

В сюрреалистическом разделе сборника читателя ждёт и ностальгирующий по прошлому письменный стол («Думы письменного стола»), и учебник философии, согласно которому Человек произошел от гриба («Из учебника философии»), и неожиданные приключения чудака, прячущегося «от сверла в кювете» («Приключения с умозаключением»).

В цикл «Между травой и облаками» включены стихотворения, связанные с природой: поэтические зарисовки, похожие на акварельные или карандашные наброски. Мы словно видим сцены в несколько кадров: причудливые конфигурации пролетающих облаков; одинокая ёлочка, занесённая снегом. В стихотворении «В летний день на реке Истре» автору удалось мастерски запечатлеть момент застывшего мгновенья. В «Дачной зарисовке» перед нами по саду бегают дети; они шалят со всей своей неуёмной энергией, а дедушка, «словно старый граф», немного вздремнув, то посидит с ними на брёвнышке, то похлопает по спине. Общение поколений под ласковым солнцем.

Интересны по форме стихотворения «На даче жарким летним вечером», «Осень». Элементы сюрреализма добавлены в стихотворение «Наш сад». Сад представлен королевством, в котором есть охрана, гвардейцы, придворные дамы и кавалеры. На задворках королевства, как и положено, обитают оборвыши и пролетарии — маргаритки.

Социум представлен произведениями, объединенными в цикл «Среди людей». Читатель заглянет в картинную галерею, побывает на современном показе мод («Город», «Картинная галерея», «Оно»). Обличительным характером выделяются стихотворения «Кое-что о Лжи» и «О племени клерков и ответработников». Экзистенциально-сюрреалистический образ представлен в стихотворении «Старый ворон».

Размышления о Родине собраны автором в отдельном цикле. Звучит щемящая проблема вынужденного разрыва связи поколений («Смотрит на меня мой дед…»).

Автор пытается понять Душу Русского народа, его предназначение («Размышления о Русском характере», «К размышлениям о России (Не стреляй в своего)»). Он поддерживает «разворот страны на Восток» («На Восток!»), осуждает «пятую колонну» («Пятая колонна»), остро переживая случившуюся со страной «геополитическую катастрофу» — распад СССР, процессы утраты цивилизационных ценностей русского народа, космополитизм и прозападный менталитет части элиты.

В стихотворении «Баллада о новомученике русском» воспет подвиг 19-летнего солдата Евгения Родионова, отказавшегося, будучи в плену, добровольно снять православный крестик даже под страхом смерти. Трагедия гражданской войны и противостояния на Украине нашла отражение в стихотворении «Послесловие к рождению Новороссии».

Как бы ни были доступны стихи автора в интернете, подержать книжицу с этими стихами на досуге — совсем другое. Желаем философских и творческих размышлений над строчками книги, развивающих интеллект и душу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две поэмы и избранные стихи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я