Вечные деревья исчезающего сада-2 (сборник)

Владимир Шали, 2014

В книгу включены в основном стихи, написанные в период 1970–1990 годов. Последнее произведение «Крест Гермеса Трисмегиста, или 33 Молитвы о Равновесия» – это квинтэссенция мыслей и образов единого цикла «Неразличённый Египет», которому автор посвятил последнее двадцатилетие своей литературной деятельности. Владимир Шали

Оглавление

© Агентство «Информационные ресурсы» (АИР), 2014

© Шали В. С., 2014

© фрагмент картины на обложке Цибизовой. Л, 2014

* * *

Автор благодарит своих друзей за братскую помощь в подготовке и издании книги: Константина Балыбина, Владимира Теплицкого, Лилию Цибизову, Сергея Иванова, Александра Кондурова.

Предисловие

Поэт — успешно или безуспешно — борется за новое зрение в содержании — в раскопке словесных груд — в пересоздании стиховых форм — Владимир Шали — один из тех поэтов — что сознательно ставят перед собой эту задачу — Он утверждает — свободу зренья — Гибкость и прозрачность поэтической формы — способной вместить всю сложность и бесконечность жизни в её непрерывном круговращении —

Вот строфа из обращения к только что вырытому в песках колодцу —

— Любимый мой — мне хочется так жить —

Я шёл к тебе из времени чужого —

Я шёл к тебе — чтоб самым первым быть

Над вечностью колодца молодого —

Это его коренное стремление — шагнуть из глубины времён к молодому колодцу — наполненному вечной влагой жизни —

Всё философское содержание книги — достаточно сложное и утончённое — вибрирует — однако — между застывшим — вечным и уже как бы вневременным прошлым и динамикой — жестокой мимолётности мгновений — из которых надо сложить нечто столь же прочное и неуничтожимое в будущем —

Это не только декларация — умозрительная посылка — Оригинальным образом Шали по своему жизнеощущению пересоздал стихотворную форму — Большинство его строф — трёхстрочны с рифмующейся опоясывающей первой и третьей строкой и безрифменной второй — средней — Это — по сути — стиховая модель его чувства времени — вечности — закреплённой обручем рифмованных строк — и открытой текучей средней — Она даёт полноту жизненного мгновения настоящего — Его неразрешённость и продолжительность в будущее —

Можно сказать — что Шали создал свою строфу — В русской поэзии это сделать непросто — Сочетание этой строфы с четверостишиями и другие вариации делают стих Шали гибким и — будем надеяться — жизнеспособным — Это путь к новому зрению — В этой форме можно осуществить интересные замыслы —

Адольф Урбан

1

— Мы иногда проходим мимо —

— Ночной подвальной Темноты —

— Где пляшут Крысы у Камина —

— Волшебный Танец Суеты —

— В Подвале душном дуют Духи —

— Поленья сонные стучат —

— И Полумёртвые Старухи —

— С Полуживыми говорят —

— Кругом таятся Сплетни — Были —

— Сплетенья Правды и Мечты —

— Не оттого ль — что в этом Мире —

— Растут предвечные Цветы —

— Цветы Надежд — Цветы Сомнений —

— Цветы Любви — Цветы Разлук —

— Цветы Движений без Движений —

— Цветы Восторг — Цветы Испуг —

— Но что мы знаем из того —

— На что обречены с Рожденья —

— Цвет Восхищенья своего —

— Цвет Горечи — Цвет Заблужденья —

2

— На то даны нам Мраморные Боги —

— Чтоб верить в них — но веруя не знать —

— И находясь у Света на Пороге —

— Во Тьме Непонимания стоять —

— Зачем восходит Изваянье в Мрамор —

— Чтоб не утратить Молодость и Страсть —

— Чтоб не глумилось Время словно Варвар —

— Уничтожая Красоту и Стать —

— На то дана мне Мраморная Дева —

— Чтоб я не знал —

— Из Мрамора она возникла —

— Или из Живого Тела —

— Похожая на Мрамор рождена —

— Цвет Мрамора нам дан для Заблужденья —

— И я уже не знаю — Жизнь иль Смерть —

— Скрывается в Движеньи без Движенья —

— Чтоб не живя вовек не умереть —

— Нам Мрамор дан в Божественном Обличьи —

— Красавицы без Имени и Дней —

— Навечно совершенной в Безразличьи —

— К любому Совершенству перед ней —

3

— Прохладны Камни Зрелой Синевы —

— Прекрасен Профиль Мраморной Богини —

— Как Сказочная Птица меж Листвы —

— В Сплетении неповторимых Линий —

— Прохладен Мрамор — но сгорает Ткань —

— Одетая на Мраморное Тело —

— Быть вечно Обнажённой — это Дань —

— Той Красоте — которой нет Предела —

— Прохладны Камни зрелой Синевы —

— Легко на них ложатся Одеянья —

— И пропадают в Цвете Наготы —

— Освобождая Деву для Сиянья —

4

— В той Красоте — которой нет Предела —

— Вдоль Улицы не замечая всех —

— Слегка касаясь Мраморного Тела —

— Я шёл вперёд — но поднимался вверх —

— Я приближался к Мраморной Богине —

— И прижимая к ней её Ладонь —

— Через неё сквозь Шёлк роскошных Линий —

— Мне обнажался трепетный Огонь —

— Сгорала Ткань на Бёдрах безупречных —

— Сгорала Жизнь — заканчивался Сон —

— Но этот День всё ж длится бесконечно —

— Хранимый Богом с четырёх Сторон —

5

— Я чувствую в Чертах Вселенной —

— Движенье о самом себе —

— Свет исчезает в Час вечерний

— Как Птицы в Тёмном Серебре —

— Я угадал — они здесь были —

— И вот на Крыльях унесли —

— Остатки той волшебной Пыли —

— Которые весь Мир спасли —

— Но где же Связь моя и Сила —

— Когда в Последний — Смертный Час —

— Отодвигалась прочь Могила —

— Не раскрывая вечных Глаз —

— Когда Змеи Зелёной Звенья —

— Сжимали Тьмою Свет Земной —

— Явилась мне Свобода Зренья —

— В Движеньи о себе самой —

6

— В Движеньи Изображений —

— Есть Мука некая и Страх —

— Нарушить Смысл Предназначений —

— Одним назначено лететь —

— Застыв в Невидимых Границах —

— Другим на их Полёт смотреть —

— Не отражаясь в вечных Лицах —

— Зачем волшебная Рука изобразила —

— Отраженье живого Взгляда сквозь Века —

— Создав Движенье без Движенья —

— Лишь для того — чтоб не забыть —

— Пронзительной Любви в Полете —

— И дивный Миг остановить —

— Словно Дыхание на Взлёте —

7

— Меня страшат грядущие Мгновенья —

— Предвестники — чьи умерли Черты —

— Пусть неизбежен Час Исчезновенья —

— Но неизвестно Время Пустоты —

— Все Новое рождается от Страха —

— И разве разглядеть способны мы —

— Что Возрожденье Мёртвого из Праха —

— Не менее опасно вечной Тьмы —

— И разве быть возможно Соглашенье —

— С Бескрайней Неизбежностью всего —

— Я каждый День стою пред Завершеньем —

— Неведомого Смысла Своего —

8

— Когда Затменье бесконечно —

— Когда Прозренье невозможно —

— Когда Надежда безупречна —

— А Воплощение ничтожно —

— Когда безумный Белый Странник —

— Заходит в Чёрный Мир Дуата —

— Когда во Тьме рождённый Стражник —

— Не повернёт его обратно —

— Когда Царей слепая Стая —

— Не поднимается из Мрака —

— Глазами Мёртвыми листая —

— Пустые Знаки Зодиака —

— Когда глумится Тьма над Светом —

— Сжимая Чёрные Границы —

— Но Странник движется при этом —

— К Надгробью Мраморной Царицы —

— Тогда в потерянном Сознаньи —

— Где Ночь и Свет — Душа и Тело —

— Возникнут вновь в своём Слияньи —

— Воскреснет Мраморная Дева —

9

— Когда беззубая Акула —

— Глотает Волны на Востоке —

— Когда Злодей сжимает Скулы —

— Невоплощённые в Пороке —

— Когда Разврат давно бессилен —

— А Лицемер давно изведан —

— Когда свободный Воздух Синий —

— Бескрылым Зрением не предан —

— Когда жестокая Царица —

— С Лица сметает Мёртвый Мрамор —

— Когда не смея воплотиться —

— Не льётся Яд из Чёрных Амфор —

— Когда бессмысленное Знанье —

— Не омрачает Смысл предвечный —

— И не сбывается Венчанье —

— Поверженных и Безупречных —

— Тогда холодный Ветер Горный —

— Пусть пролетит над Мёртвым Телом —

— Как Ангел Белый или Чёрный —

— Но оставаясь ЧёрноБелым —

10

— Вижу в Чистом Зеркале Дворца —

— Мраморного Идола Успеха —

— Двух Амуров — спящих без Конца —

— Половину Женского Лица —

— В Облаках насыщенного Смеха —

— Слышу Неразборчивую Речь —

— Вижу Свет Огня в Движеньи быстром —

— Пол — Лица в таком Величьи Чистом —

— Как Дворец — который не поджечь —

— Вижу мы расходимся с тобой —

— В Зеркале ты пропадаешь Лгунья —

— Пыткой искаженная Колдунья —

— Словно Полумесяц Голубой —

— Так и не дожив до Полнолунья —

11

— Кто развернул Невидимое Знамя —

— Над Войском Неизвестным и пропал —

— Кто веровал не веря — Знал не зная —

— Кто видел всё — но беспробудно спал —

— Кто пропадая в Битве суеверной —

— Напрасно ждал Смиренья Зла во Зле —

— Кто связан был с Движением Вселенной —

— Не научась Хожденью по Земле —

— Кто верил в Исполненье Обязательств —

— Не сомневаясь в Совести Чужой —

— Не понимая искренних Предательств —

— Рождённых безразличной Пустотой —

— Кто не постиг Величие Обмана —

— По Истине утраченной скорбя —

— Тот опоздал — придя на Встречу рано —

— Взглянув в Лицо Судьбы — как на себя —

13

— Я вновь живу в Саду Несоответствий —

— Там — где никто не равен никому —

— Где Приближенье лишь Начало Бедствий —

— Прикосновений — но не к своему —

— Я вновь живу в Пространстве Опозданья —

— И вечно Сплю у Городских Ворот

— В тоскливом Замедлении Сознанья —

— Свобода Отстраненья настаёт —

— Я вновь один — кругом Земля чужая —

— На ней Чужие выросли Сады —

— И в них Плоды чужого Урожая —

— Как в Женщине Название Воды —

— Я заблудился в Темноте Кромешной —

— И вышел к Свету Странствуя в Судьбе —

— Но в повороте восковой Черешни —

— Я прочитал Насмешку о себе —

— Я ничего не ведал от Рожденья —

— И после ничего узнать не смог —

— Цвет мрамора мне дан для Заблужденья —

— Но он и есть мой Невозможный бог —

14

— Как ты меня любишь —

— Бессмыслица Белых Страниц —

— Сливаются Профили —

— Улиц пустынных и Лиц —

— Сливаются Профили —

— Мёртвых Царей и Цариц —

— Как всех ты сближаешь —

— Бессмыслица Белых Страниц —

— Сливаются Профили —

— В Роспись загробной Стены —

— Что может быть дальше —

— Бесстрашье пустой Тишины —

— Но даже за ней слышен —

— Голос Божественных Птиц —

— Как ты меня любишь —

— Бессмыслица Белых Страниц —

15

— Есть путешествие — Болезнь —

— Изведать Волны Отчужденья —

— Любимых долгожданных Мест —

— Есть Наваждение — Есть Зов —

— Есть путь бессмысленный — но верный —

— В Пространстве Золотых Весов —

— Кто заблуждается — тот Первый —

— Цвет Заблужденья — Цвет Любви —

— Папирус — Парус вдаль плыви —

— Не выражая Сожаленья —

— Затем умри или живи —

— Без Радости Прикосновенья —

16

— Пока не выросли Клыки —

— И Время невозможно ранить —

— Лев Призрак и Мираж Реки —

— Беззвучно уплывают в Память —

— Так Львица забывает Льва —

— Ослепнув в каменном Движеньи —

— И всётаки едваедва —

— Жизнь воскресает в Отраженьи —

— Реки — которая как Сон —

— Как Явь переломилась в Призме —

— Холодным продолженьем Волн —

— Давно отхлынувших от Жизни —

17

— Условно Улица звалась живой —

— Как весь неразличённый Образ твой —

— Вдоль Улицы не замечая всех —

— Ты шла вперёд — но поднималась вверх —

— Условно Улица звалась Пустой —

— Но было в ней Движенье без Движенья —

— Повенчано с незримой Красотой —

— Чтоб был всегда невидим Образ твой —

— Словно Волны минувшей Продолженье —

18

— Час Искуплений — Час Измен —

— Когда Земля в Тоске звериной —

— Глотает Воздух Перемен —

— И в Шкуре греется змеиной

— И что ей грезится тогда —

— Кого зовёт Она волнуясь —

— Какую ветреную Юность —

— Растопчут жаркие Стада —

— Час Искуплений — Час когда —

— Уже не веруя — но веря —

— Мы расстаёмся навсегда —

— И наступает Время Зверя —

— Да здравствует Час Перемен —

— Час Отстранений — Час Свободы —

— И верной Ветренности Волны —

— Минувшие — как Кровь из Вен —

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я