В книгу включены в основном стихи, написанные в период 1970–1990 годов. Последнее произведение «Крест Гермеса Трисмегиста, или 33 Молитвы о Равновесия» – это квинтэссенция мыслей и образов единого цикла «Неразличённый Египет», которому автор посвятил последнее двадцатилетие своей литературной деятельности. Владимир Шали
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечные деревья исчезающего сада-2 (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Агентство «Информационные ресурсы» (АИР), 2014
© Шали В. С., 2014
© фрагмент картины на обложке Цибизовой. Л, 2014
Автор благодарит своих друзей за братскую помощь в подготовке и издании книги: Константина Балыбина, Владимира Теплицкого, Лилию Цибизову, Сергея Иванова, Александра Кондурова.
Предисловие
Поэт — успешно или безуспешно — борется за новое зрение в содержании — в раскопке словесных груд — в пересоздании стиховых форм — Владимир Шали — один из тех поэтов — что сознательно ставят перед собой эту задачу — Он утверждает — свободу зренья — Гибкость и прозрачность поэтической формы — способной вместить всю сложность и бесконечность жизни в её непрерывном круговращении —
Вот строфа из обращения к только что вырытому в песках колодцу —
— Любимый мой — мне хочется так жить —
Я шёл к тебе из времени чужого —
Я шёл к тебе — чтоб самым первым быть
Над вечностью колодца молодого —
Это его коренное стремление — шагнуть из глубины времён к молодому колодцу — наполненному вечной влагой жизни —
Всё философское содержание книги — достаточно сложное и утончённое — вибрирует — однако — между застывшим — вечным и уже как бы вневременным прошлым и динамикой — жестокой мимолётности мгновений — из которых надо сложить нечто столь же прочное и неуничтожимое в будущем —
Это не только декларация — умозрительная посылка — Оригинальным образом Шали по своему жизнеощущению пересоздал стихотворную форму — Большинство его строф — трёхстрочны с рифмующейся опоясывающей первой и третьей строкой и безрифменной второй — средней — Это — по сути — стиховая модель его чувства времени — вечности — закреплённой обручем рифмованных строк — и открытой текучей средней — Она даёт полноту жизненного мгновения настоящего — Его неразрешённость и продолжительность в будущее —
Можно сказать — что Шали создал свою строфу — В русской поэзии это сделать непросто — Сочетание этой строфы с четверостишиями и другие вариации делают стих Шали гибким и — будем надеяться — жизнеспособным — Это путь к новому зрению — В этой форме можно осуществить интересные замыслы —
Адольф Урбан
1
— Мы иногда проходим мимо —
— Ночной подвальной Темноты —
— Где пляшут Крысы у Камина —
— Волшебный Танец Суеты —
— В Подвале душном дуют Духи —
— Поленья сонные стучат —
— И Полумёртвые Старухи —
— С Полуживыми говорят —
— Кругом таятся Сплетни — Были —
— Сплетенья Правды и Мечты —
— Не оттого ль — что в этом Мире —
— Растут предвечные Цветы —
— Цветы Надежд — Цветы Сомнений —
— Цветы Любви — Цветы Разлук —
— Цветы Движений без Движений —
— Цветы Восторг — Цветы Испуг —
— Но что мы знаем из того —
— На что обречены с Рожденья —
— Цвет Восхищенья своего —
— Цвет Горечи — Цвет Заблужденья —
2
— На то даны нам Мраморные Боги —
— Чтоб верить в них — но веруя не знать —
— И находясь у Света на Пороге —
— Во Тьме Непонимания стоять —
— Зачем восходит Изваянье в Мрамор —
— Чтоб не утратить Молодость и Страсть —
— Чтоб не глумилось Время словно Варвар —
— Уничтожая Красоту и Стать —
— На то дана мне Мраморная Дева —
— Чтоб я не знал —
— Из Мрамора она возникла —
— Или из Живого Тела —
— Похожая на Мрамор рождена —
— Цвет Мрамора нам дан для Заблужденья —
— И я уже не знаю — Жизнь иль Смерть —
— Скрывается в Движеньи без Движенья —
— Чтоб не живя вовек не умереть —
— Нам Мрамор дан в Божественном Обличьи —
— Красавицы без Имени и Дней —
— Навечно совершенной в Безразличьи —
— К любому Совершенству перед ней —
3
— Прохладны Камни Зрелой Синевы —
— Прекрасен Профиль Мраморной Богини —
— Как Сказочная Птица меж Листвы —
— В Сплетении неповторимых Линий —
— Прохладен Мрамор — но сгорает Ткань —
— Одетая на Мраморное Тело —
— Быть вечно Обнажённой — это Дань —
— Той Красоте — которой нет Предела —
— Прохладны Камни зрелой Синевы —
— Легко на них ложатся Одеянья —
— И пропадают в Цвете Наготы —
— Освобождая Деву для Сиянья —
4
— В той Красоте — которой нет Предела —
— Вдоль Улицы не замечая всех —
— Слегка касаясь Мраморного Тела —
— Я шёл вперёд — но поднимался вверх —
— Я приближался к Мраморной Богине —
— И прижимая к ней её Ладонь —
— Через неё сквозь Шёлк роскошных Линий —
— Мне обнажался трепетный Огонь —
— Сгорала Ткань на Бёдрах безупречных —
— Сгорала Жизнь — заканчивался Сон —
— Но этот День всё ж длится бесконечно —
— Хранимый Богом с четырёх Сторон —
5
— Я чувствую в Чертах Вселенной —
— Движенье о самом себе —
— Свет исчезает в Час вечерний
— Как Птицы в Тёмном Серебре —
— Я угадал — они здесь были —
— И вот на Крыльях унесли —
— Остатки той волшебной Пыли —
— Которые весь Мир спасли —
— Но где же Связь моя и Сила —
— Когда в Последний — Смертный Час —
— Отодвигалась прочь Могила —
— Не раскрывая вечных Глаз —
— Когда Змеи Зелёной Звенья —
— Сжимали Тьмою Свет Земной —
— Явилась мне Свобода Зренья —
— В Движеньи о себе самой —
6
— В Движеньи Изображений —
— Есть Мука некая и Страх —
— Нарушить Смысл Предназначений —
— Одним назначено лететь —
— Застыв в Невидимых Границах —
— Другим на их Полёт смотреть —
— Не отражаясь в вечных Лицах —
— Зачем волшебная Рука изобразила —
— Отраженье живого Взгляда сквозь Века —
— Создав Движенье без Движенья —
— Лишь для того — чтоб не забыть —
— Пронзительной Любви в Полете —
— И дивный Миг остановить —
— Словно Дыхание на Взлёте —
7
— Меня страшат грядущие Мгновенья —
— Предвестники — чьи умерли Черты —
— Пусть неизбежен Час Исчезновенья —
— Но неизвестно Время Пустоты —
— Все Новое рождается от Страха —
— И разве разглядеть способны мы —
— Что Возрожденье Мёртвого из Праха —
— Не менее опасно вечной Тьмы —
— И разве быть возможно Соглашенье —
— С Бескрайней Неизбежностью всего —
— Я каждый День стою пред Завершеньем —
— Неведомого Смысла Своего —
8
— Когда Затменье бесконечно —
— Когда Прозренье невозможно —
— Когда Надежда безупречна —
— А Воплощение ничтожно —
— Когда безумный Белый Странник —
— Заходит в Чёрный Мир Дуата —
— Когда во Тьме рождённый Стражник —
— Не повернёт его обратно —
— Когда Царей слепая Стая —
— Не поднимается из Мрака —
— Глазами Мёртвыми листая —
— Пустые Знаки Зодиака —
— Когда глумится Тьма над Светом —
— Сжимая Чёрные Границы —
— Но Странник движется при этом —
— К Надгробью Мраморной Царицы —
— Тогда в потерянном Сознаньи —
— Где Ночь и Свет — Душа и Тело —
— Возникнут вновь в своём Слияньи —
— Воскреснет Мраморная Дева —
9
— Когда беззубая Акула —
— Глотает Волны на Востоке —
— Когда Злодей сжимает Скулы —
— Невоплощённые в Пороке —
— Когда Разврат давно бессилен —
— А Лицемер давно изведан —
— Когда свободный Воздух Синий —
— Бескрылым Зрением не предан —
— Когда жестокая Царица —
— С Лица сметает Мёртвый Мрамор —
— Когда не смея воплотиться —
— Не льётся Яд из Чёрных Амфор —
— Когда бессмысленное Знанье —
— Не омрачает Смысл предвечный —
— И не сбывается Венчанье —
— Поверженных и Безупречных —
— Тогда холодный Ветер Горный —
— Пусть пролетит над Мёртвым Телом —
— Как Ангел Белый или Чёрный —
— Но оставаясь ЧёрноБелым —
10
— Вижу в Чистом Зеркале Дворца —
— Мраморного Идола Успеха —
— Двух Амуров — спящих без Конца —
— Половину Женского Лица —
— В Облаках насыщенного Смеха —
— Слышу Неразборчивую Речь —
— Вижу Свет Огня в Движеньи быстром —
— Пол — Лица в таком Величьи Чистом —
— Как Дворец — который не поджечь —
— Вижу мы расходимся с тобой —
— В Зеркале ты пропадаешь Лгунья —
— Пыткой искаженная Колдунья —
— Словно Полумесяц Голубой —
— Так и не дожив до Полнолунья —
11
— Кто развернул Невидимое Знамя —
— Над Войском Неизвестным и пропал —
— Кто веровал не веря — Знал не зная —
— Кто видел всё — но беспробудно спал —
— Кто пропадая в Битве суеверной —
— Напрасно ждал Смиренья Зла во Зле —
— Кто связан был с Движением Вселенной —
— Не научась Хожденью по Земле —
— Кто верил в Исполненье Обязательств —
— Не сомневаясь в Совести Чужой —
— Не понимая искренних Предательств —
— Рождённых безразличной Пустотой —
— Кто не постиг Величие Обмана —
— По Истине утраченной скорбя —
— Тот опоздал — придя на Встречу рано —
— Взглянув в Лицо Судьбы — как на себя —
13
— Я вновь живу в Саду Несоответствий —
— Там — где никто не равен никому —
— Где Приближенье лишь Начало Бедствий —
— Прикосновений — но не к своему —
— Я вновь живу в Пространстве Опозданья —
— И вечно Сплю у Городских Ворот
— В тоскливом Замедлении Сознанья —
— Свобода Отстраненья настаёт —
— Я вновь один — кругом Земля чужая —
— На ней Чужие выросли Сады —
— И в них Плоды чужого Урожая —
— Как в Женщине Название Воды —
— Я заблудился в Темноте Кромешной —
— И вышел к Свету Странствуя в Судьбе —
— Но в повороте восковой Черешни —
— Я прочитал Насмешку о себе —
— Я ничего не ведал от Рожденья —
— И после ничего узнать не смог —
— Цвет мрамора мне дан для Заблужденья —
— Но он и есть мой Невозможный бог —
14
— Как ты меня любишь —
— Бессмыслица Белых Страниц —
— Сливаются Профили —
— Улиц пустынных и Лиц —
— Сливаются Профили —
— Мёртвых Царей и Цариц —
— Как всех ты сближаешь —
— Бессмыслица Белых Страниц —
— Сливаются Профили —
— В Роспись загробной Стены —
— Что может быть дальше —
— Бесстрашье пустой Тишины —
— Но даже за ней слышен —
— Голос Божественных Птиц —
— Как ты меня любишь —
— Бессмыслица Белых Страниц —
15
— Есть путешествие — Болезнь —
— Изведать Волны Отчужденья —
— Любимых долгожданных Мест —
— Есть Наваждение — Есть Зов —
— Есть путь бессмысленный — но верный —
— В Пространстве Золотых Весов —
— Кто заблуждается — тот Первый —
— Цвет Заблужденья — Цвет Любви —
— Папирус — Парус вдаль плыви —
— Не выражая Сожаленья —
— Затем умри или живи —
— Без Радости Прикосновенья —
16
— Пока не выросли Клыки —
— И Время невозможно ранить —
— Лев Призрак и Мираж Реки —
— Беззвучно уплывают в Память —
— Так Львица забывает Льва —
— Ослепнув в каменном Движеньи —
— И всётаки едваедва —
— Жизнь воскресает в Отраженьи —
— Реки — которая как Сон —
— Как Явь переломилась в Призме —
— Холодным продолженьем Волн —
— Давно отхлынувших от Жизни —
17
— Условно Улица звалась живой —
— Как весь неразличённый Образ твой —
— Вдоль Улицы не замечая всех —
— Ты шла вперёд — но поднималась вверх —
— Условно Улица звалась Пустой —
— Но было в ней Движенье без Движенья —
— Повенчано с незримой Красотой —
— Чтоб был всегда невидим Образ твой —
— Словно Волны минувшей Продолженье —
18
— Час Искуплений — Час Измен —
— Когда Земля в Тоске звериной —
— Глотает Воздух Перемен —
— И в Шкуре греется змеиной
— И что ей грезится тогда —
— Кого зовёт Она волнуясь —
— Какую ветреную Юность —
— Растопчут жаркие Стада —
— Час Искуплений — Час когда —
— Уже не веруя — но веря —
— Мы расстаёмся навсегда —
— И наступает Время Зверя —
— Да здравствует Час Перемен —
— Час Отстранений — Час Свободы —
— И верной Ветренности Волны —
— Минувшие — как Кровь из Вен —
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечные деревья исчезающего сада-2 (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других