Самоцветы: от легенд к истории

Владимир Печенкин

Древними торговыми путями вслед за историческими самоцветами мы отправимся сквозь пространство и время – из Древней Японии во Францию времен мушкетеров, из Аравии первых мусульман во дворцы Клеопатры, из гробниц фараонов в армию Наполеона, из дворцов индийских раджей к островам Древней Греции, из предгорий Средней Азии в Уральские горы. Заглянем и в настоящее, где и узнаем, что истории государств, людские судьбы и самоцветы порой переплетены так, что мифы тускнеют на фоне фактов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоцветы: от легенд к истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Несокрушимые грани

Биография алмазов столь же богата и многогранна, как игра света на его гранях.

Гюнтер Вермуш

Из всех драгоценных камней, пожалуй, именно алмаз окутан наибольшим покровом тайн, мистики, легенд и обильнее всего полит кровью.

Эти «свойства» алмаза очень любят использовать литераторы. Завязка романа Уилки Коллинза «Лунный камень» начинается с художественного пересказа легендарной истории алмаза Орлов: во время штурма индийского города Серингапатам британские солдаты врываются в храм, где убивают жрецов, и изо лба статуи идола извлекают редкостный алмаз.

А далее следует история похищения камня уже в благородном английском семействе, замешанная на мистике и крови, где в качестве антуража выступают индийские жрецы, поклявшиеся вернуть святыню в храм.

С античных времен и до XVIII века Индия была единственным поставщиком алмазов на мировой рынок, да и не только алмазов: эта сказочная восточная страна славилась кровавыми рубинами, благородными сапфирами, великолепным жемчугом и другими самоцветами.

Почему недра Индии так богаты драгоценными камнями? Ответ содержится в индийских мифах.

В небесном царстве, среди белоснежных пиков Гималаев, обитали многочисленные боги, мудрость их была глубока, а величественная власть походила на силу Солнца. А у подножья гор, в темных сырых ущельях, куда редко заглядывало солнце, жили злые демоны — асуры. Между ними существовала непримиримая вражда. И вот в решительной битве сошлись бог войны, могучий Индра, и царь асур Бали. Индра сражался важдрой, Бали же искусно бился боевым топором. Демону удалось поразить Индру в грудь, бог покачнулся и отскочил в сторону. Торжествующий Бали раскатисто захохотал, и его смех рассыпался из уст зернами жемчуга. Жемчужины как горох запрыгали по горным склонам, скатываясь в прибрежные воды океана.

Отвлекая соперника, Индра воздал хвалу его искусному удару.

— О, повелитель богов! — благодушно провозгласил польщенный Бали, — проси за свою похвалу, что пожелаешь!

— Мне нужно твое тело! — не растерялся Индра.

— Хм, — удивился царь асур. — Могу ли я отказать? Ведь обязательство, данное божеству, требует непременного исполнения. Но ведь без тела я умру. Однако, с другой стороны, тело тленно, а дух нет — расставшись с телом, я сохраню дух.

Пока Бали философствовал таким образом, Индра стремительно поразил его в грудь. От молниеносного удара важдрой тело злого демона превратилось в сверкающую скалу, рухнуло на землю и рассыпалось на мелкие кусочки, каждый из которых стал драгоценным самоцветом. Выскочившие из орбит глаза превратились в переливающийся лунный камень, кости — в искрящиеся алмазы, костный мозг — в кристаллы изумрудов, алая густая кровь забрызгала скалы каплями рубинов, мясо превратилось в горный хрусталь и агаты. Голова демона упала в океан, где язык обернулся в кораллы, а зубы — в белоснежный жемчуг.

С тех пор уже в виде драгоценных камней злой царь асур продолжает вредить людям, принося им несчастья и страдания, ведь почти каждый крупный самоцвет имеет свою кровавую историю.

Древний и средневековый мир знал только индийские алмазы. Этот самоцвет считался «повелителем камней», который достойны были носить лишь царственные особы. Алмазы считались символом могущества, ими украшались регалии правителей, они переходили по наследству или преподносились в качестве посольских даров. Самые известные камни имели свою родословную, в которой как в капле воды отражалась его, чаще всего, кровавая и неприглядная история. Неудивительно, что из всех известных «исторических» камней подавляющее большинство — алмазы, причем индийские. Проходили годы, столетия, судьба исторических алмазов обрастала подробностями, правда, не всегда достоверными. Сегодня уже невозможно проследить документально их историю и отделить правду от вымысла и красивой легенды. Но что осталось бы от всех этих «жизнеописаний» коронных самоцветов, если бы они были основаны лишь на доказуемых фактах?

Индийские алмазы — не самые крупные в мире. Открытие месторождений в Бразилии и Южной Африке принесли сотни алмазов крупнее «Кох-и-Нора» и «Великого Могола». Однако они лишены индийского шарма и ауры таинственности. Многие огромные камни, размеры которых достигали 200, 300 и более каратов, даже не получили собственного имени. Почему? Этому есть весьма прозаическое объяснение. Бразильские и африканские месторождения были открыты в период агрессивного накопления капитала. Камни контрабандно приобретались перекупщиками и новоявленными миллионерами. Многие алмазы осели в частных коллекциях, владельцы которых не были заинтересованы в широкой огласке своих приобретений, и потому судьба десятков и сотен уникальных находок так и осталась неизвестной. Другое дело всемирно известные самоцветы, которые подарила Индия.

Итак, «Кох-и-Нор». Это самый знаменитый из всех индийских алмазов, он имеет и самую длинную историю. Время и место его находки неизвестны. Скорее всего, он был найден в копях Голконды, которые активно разрабатывались уже в IX веке до нашей эры, но не исключено, что самоцвет был известен еще раньше. Во всяком случае, он упоминается еще в «Махабхарате»: его носил на груди Карна — сын бога Солнца Сурьи.

Первые достоверные упоминания о камне относятся к 1304 году, когда правитель Делийского султаната Ала ад-Дин Хильлджи победил малвийского раджу и завладел его сокровищницей, где среди прочей добычи оказался и огромный алмаз, который хранился с незапамятных времен и считался династической регалией раджей.

Более двух веков алмаз находился в сокровищнице делийских султанов в Агре. Тогда же и появилось поверье: кому принадлежит «Кох-и-Нор», тот владеет Индией.

Хумаюн, деталь миниатюры «Бабурнаме» (1590-е). ГМВ, Москва. Общественное достояние. Источник заимствования — ресурсы мировой Сети

В апреле 1526 года (8 раджаба 932 года хиджры) после битвы при Панипате к власти в Индии пришла династия великих Моголов (Бабуридов). Через две недели побежденные преподнесли в дар Хумаюну, сыну Бабура, редкой красоты алмаз. Вот как об этом сообщает сам Бабур в своих записках: «По прибытии Хумаюна в Агру домочадцы хотели бежать, но Хумаюн не дал им уйти. По собственной воле они поднесли Хумаюну много драгоценностей и самоцветных камней. В числе их был знаменитый алмаз, который якобы велел привезти султан Алаад-дин. Этот алмаз пользуется такой славой, что один оценщик определил его стоимость в два с половиной дневных расхода всего мира. Он, наверное, весит восемь мискалов17».

Джахан-Шах на Павлиньем троне (около 1635 года). Миниатюра. Могольская школа. Музей Гарвардского Университета, Кембридж. Общественное достояние. Источник заимствования — ресурсы мировой Сети

После смерти Бабура воинственный сосед попросил Хумаюна уступить ему королевский камень, но тот ответил, что алмаз можно взять только мечом.

В ходе разгоревшейся войны молодой Хумаюн потерпел сокрушительное поражение. Его бегство из столицы было столь поспешным, что он успел захватить лишь часть сокровищ и, конечно же, пресловутый алмаз, из-за которого и началась война. В Персии Хумаюн был вынужден подарить бесценный камень шаху в знак благодарности за гостеприимство.

Прижизненный портрет Надир-шаха (около 1740 г.) Мохаммед Реза Хенди. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Общественное достояние. Источник заимствования — ресурсы мировой Сети

Со временем военная удача вернулась к Хумаюну, и он въехал в Дели на белом слоне победителем. Алмаз же к Великим Моголам вернулся лишь столетие спустя. Его поднесли в качестве подарка Джахан-Шаху, который слыл большим знатоком драгоценных камней и ювелирного искусства. В одной из комнат его дворца находилась небольшая мастерская, где в часы отдохновения от государственных забот он услаждал себя огранкой драгоценных камней. Следуя моде времени, он увековечил свое имя на некоторых крупных самоцветах. По повелению Джахан-Шаха на удлиненном слегка желтоватом алмазе была выведена каллиграфическая надпись на фарси: «Сын Джехангир-Шаха Джахан-Шах, 1051» (1641). Через два века этот камень попал в Россию, где получил имя «Шах».

Этот повелитель славился роскошью своего двора. При нем для зала приемов в Дели был создан Павлиний трон. Это было огромное сооружение: не просто кресло (трон в нашем понимании), а целая комната, богато убранная драгоценными индийскими и китайскими тканями, пушистыми восточными коврами, увешанная богатым оружием и усыпанная драгоценностями. Главным украшением этого сооружения служил павлин — символ Индии. Он был выкован из чистого золота и украшен драгоценными камнями: сизый хвост сиял нежно-голубыми сапфирами и оттенялся темно-синим лазуритом с густо-зелеными изумрудами; тело было покрыто эмалью и отсвечивало шелковистым жемчугом телесных оттенков, на груди яркой каплей крови отливал «Рубин Тимура», а вместо глаза искрился алмаз «Кох-и-Нор».

Когда подросли четыре сына Джахан-Шаха, он наделил их землями своего государства, но каждому хотелось большего. Как только правитель заболел, между братьями началась борьба за престол и обладание всей Индией. Наиболее удачливым оказался Аурангзеб. Между тем, неожиданно выздоровевший Джахан-Шах попытался заманить сына-победителя в западню: он пригласил Аурангзеба на переговоры в Агру и организовал засаду в крепости. Однако сын разгадал замысел отца и сменил гарнизон в агрской цитадели на верных людей. Джахан-Шах сам оказался в темнице, где и провел последние восемь лет своей жизни.

Может, об этом и не стоило рассказывать столь подробно, но перед отъездом из Дели в Агру, не желая расставаться с самыми дорогими сердцу сокровищами, Джахан-Шах изъял из Павлиньего трона наиболее ценные самоцветы, в том числе и «Кох-и-Нор». В результате Аурангзеб воссел на Павлиний трон, в котором недоставало главных драгоценностей. Конечно, им нашли временную замену, однако новый правитель делал все, чтоб вернуть коронные самоцветы. Он помнил, что Индией владеет лишь тот, в чьих руках находится «Кох-и-Нор». Однако Джахан-Шах наотрез отказывался вернуть сокровища: нашла, как говорится, коса на камень. Вот как описывает сложившуюся ситуацию свидетель событий, французский путешественник Франсуа Бернье: «Аурангзеб не сумел также добиться от Шах-Джахана, чтобы тот передал ему драгоценные камни, которые он у него просил для окончания работы по украшению знаменитого трона, так высоко ценимого. Шах-Джахан гордо ответил, чтоб Аурангзеб занимался управлением государства лучше, чем он это делал до сих пор, и оставил в покое свой трон; ему надоело слушать об этих камнях, и уже припасены молотки, чтобы обратить их в пыль, если Аурангзеб снова заговорит о них». То есть Шах-Джахан угрожал уничтожить самоцветы, в случае если сын попытается овладеть ими силой. Аурангзеб заполучил «Кох-и-Нор» только после смерти отца.

Великие Моголы владели «Кох-и-Нором» до 1739 года, пока алмаз не попал в руки Надир-Шаха. Рассказывают, что произошло это следующим образом.

Захватив Дели, Надир-Шах сразу же направился к Павлиньему трону, о великолепии которого ходили слухи по всему миру. Каково же было разочарование завоевателя, когда он увидел, что глазница золотого павлина пуста — алмаз пропал! Обыскали весь дворец — тщетно! Надир-Шах не находил себе места: ведь он не мог считаться повелителем Индии без этой реликвии! По преданию, овладеть алмазом шаху помогла наложница из гарема правящего в то время Мохаммед-Шаха, которая сообщила, что ее повелитель прячет коронный самоцвет в своем тюрбане.

На одной из торжественных церемоний в знак вечной дружбы Надир-Шах предложил правителю Индии по старинному обычаю обменяться головными уборами. Мохаммед-Шаху пришлось, кисло улыбаясь, расстаться с чалмой. Вернувшись с церемонии, Надир-Шах дрожащими руками разодрал материю. Держа долгожданную драгоценность на ладони, он долго любовался разноцветными всполохами света, идущими изнутри камня, и несколько раз задумчиво вслух произнес: «Кох-и-Нор, Кох-и-Нор…» (Гора света). Так алмаз обрел свое имя.

Надир-Шах вывез награбленную добычу в Исфахан. Павлиний трон был настолько велик, что для его перевозки пришлось нагрузить восемь верблюдов. Наиболее ценные сокровища были размещены в специальных бронзовых кладовых. Через восемь лет в Персии начались смуты и Надир-Шах погиб, зарезанный своими же телохранителями. Алмазом завладел Ахмад Абд-Али из Кандагара. Он пытался было захватить трон Персии, но после неудачи был вынужден бежать. Однако ему все-таки удалось отколоть от державы Надир-Шаха значительную территорию, на которой он и основал Афганское государство.

Вскоре опять наступила череда смут, дворцовых интриг, переворотов, в результате которых «Кох-и-Нор» сменил нескольких хозяев. Из Кандагара камень попал в Кабул, затем в Лахор, к правителю Пенджаба радже Ранджит Сингху. Раджа получил алмаз в обмен на политическое убежище одного из Дурранов в 1813 году и вставил «Кох-и-Нор» в парадный браслет, который носил на всех приемах.

В это время в Азии усиливается влияние англичан. После смерти Ранджит Сингха алмаз попал к новому правителю, двенадцатилетнему Далиб Сингху, взошедшему на престол благодаря поддержке Англии. В 1849 году в Лахоре произошел бунт двух сикских полков, что послужило предлогом к захвату Пенджаба англичанами. Все драгоценности двора были объявлены собственностью Ост-Индской торговой компании. Добыча была столь велика, что не хватило времени на ее тщательное изучение. Опознан был только самый крупный алмаз — «Кох-и-Нор», который и отправили в подарок королеве Виктории в сопровождении специального посыльного офицера.

В 1852 году королева отдала камень на переогранку амстердамскому ювелиру Форзангеру. Лондонские газеты того времени сообщали, что для этой операции использовалась самая передовая техника того времени, даже «небольшая паровая машина в четыре лошадиные силы». Работа продолжалась тридцать восемь дней. При этом злые языки утверждали, что королеве не давали покоя лавры Джахан-Шаха и она под руководством Форзангера собственноручно отшлифовала несколько новых граней «Кох-и-Нора».

Так выглядел «Кох-и-Нор» до переогранки. На Всемирной выставке 1851 года он был выставлен в Хрустальном дворце в том виде, как его носили индийские правители. Изображение из «Иллюстрированной энциклопедии Всемирной выставки 1851». Общественное достояние. Источник заимствования — ресурсы мировой Сети

По словам президента Геммологической ассоциации Великобритании Г. Смита: «Камень был переогранен в низкий бриллиант; вес его при этом уменьшился от 191 до 108,9 метрического карата. Мудрость этого поступка представляется весьма сомнительной. В новой форме алмаз не достиг точных пропорций бриллианта, лишь немного улучшилась его игра, но самое печальное то, что с потерей изначальной формы камень утратил большую долю привлекательности, перестав быть столь интересным историческим объектом».

Королева Виктория с брошью «Кох-и-Нор» (1856). Фрагмент картины Франца Ксавера Винтерхальтера «Королева Виктория». Общественное достояние. Источник заимствования — ресурсы мировой Сети

Королева Виктория до конца жизни носила «Кох-и-Нор» в виде броши. Позже он венчал короны английских королев: Александры, Мэри и Елизаветы.

Примечательно, что за свою долгую биографию «Кох-и-Нор» ни разу не был продан: его либо приносили в дар, либо отнимали силой или хитростью. Он служил королевской регалией у малвийских раджей, индийских султанов, Великих Моголов, шаха Персии, афганского королевского двора, у магараджей Пенджаба и британской короны.

Копия алмаза «Кох-и-Нор» до переогранки. Музей принца Уэльского, Мумбаи. Фото: Википедия / Firebrace (CC BY 2.0)

Страсти вокруг этого великолепного самоцвета не утихли до сих пор. В 1976 году правительство Пакистана потребовало вернуть «Кох-и-Нор», незаконно захваченный англичанами в Пенджабе. Неожиданно в спор вокруг алмаза вмешалась и иранская сторона. В иранской печати появилась статья трех профессоров, в которой они доказывали права Ирана на все драгоценные камни из сокровищницы Великих Моголов. Ведь Надир-Шах получил их по праву победителя еще в 1739 году, а что касается «Кох-и-Нора», то Надир-Шах «честно» обменял этот алмаз на свой головной убор.

Ну, и конечно, Индия время от времени выдвигает требования на возврат национального достояния. В конце 2015 года английской стороне был вручен очередной иск с требованием сделать все возможное для возвращения алмаза в Индию, но в апреле 2016 года, вероятно, в качестве подарка к девяностолетию Елизаветы II, генеральный прокурор Индии признал, что алмаз не был украден или каким-то еще способом изъят у законных владельцев и передан британцам. «Он не был украден или захвачен силой… Он был добровольно подарен британцам махараджей Пенджаба Ранджитом Сингхом в качестве компенсации за помощь, оказанную ими в Пенджабской кампании».

Ну, конечно, 12-летний ребенок получил огромную помощь от белых людей. Его страна была аннексирована цивилизаторами, за что ему лично была выплачена некая денежная компенсация и присвоен пышный титул Его Безмятежного Высочества. Кроме того, его вынудили принять христианство. Несколько позже его настоятельно пригласили в Лондон, где на личной встрече с Викторией он якобы произнес: «Для меня, мадам, как Вашего верноподданного, является величайшим удовольствием получить возможность лично передать „Кохинор“ моему властителю». Что ж, политес был соблюден, и отныне королева могла считаться законной владелицей сокровища. На радостях она обратилась в парламент с предложением присвоить ей титул императрицы Индии, и, конечно же, парламент пошел ей навстречу.

Истинное отношение индийцев к англичанам проявилось после обретения независимости, когда на задний двор зоопарка в городе Лакнау были «сосланы» статуи английских губернаторов и помпезный памятник королеве Виктории, который англичане возвели в Индии в период максимального могущества, как одно из «чудес света»18. Да, задний двор зоопарка — это круче, чем парк Музеон в Москве, где собраны памятники политическим деятелям СССР.

Другой алмаз из сокровищницы Великих Моголов имеет не такую долгую, но не менее захватывающую историю. Он сменил много хозяев и известен под разными названиями: «Великий Могол», «Амстердам», «Лазарев», «Орлов» — это самый крупный индийский алмаз.

В отличие от «Кох-и-Нора», время его находки известно точно — 1650 год. Он был обнаружен на юге Индии. Раджа Голконды, к которому попал этот камень, осмотрел его и повелел поместить самоцвет в свою сокровищницу. Однако его визирь сумел утаить алмаз, а в 1657 году он переметнулся на сторону Джахан-Шаха и преподнес ему в дар великолепный кристалл.

Несмотря на то, что Джахан-Шах обожал гранить самоцветы, он понял, что такой редкостный камень он может испортить, и передал алмаз в руки придворного ювелира венецианца Ортензио Боргиса.

Боргис работал над камнем два года. Целых два года! За этот период в государстве Великих Моголов произошли большие перемены. К власти пришел Аурангзеб, а Джахан-Шах был заточен в крепость. Через два года Боргис пришел сдавать работу уже другому правителю. В результате неудачной обработки алмаз уменьшился втрое. Рассвирепевший Аурангзеб выгнал ювелира и отобрал все его имущество, правда, хоть в живых оставил.

Жан-Батист Тавернье в восточном костюме (1679). Николя де Ларжильер. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг. Общественное достояние Источник заимствования — ресурсы мировой Сети

В 1665 году двор Великих Моголов посетил французский путешественник Жан Батист Тавернье. Приглашенный на празднование дня рождения Аурангзеба, он описал интересный обычай, который был перенят Великими Моголами у своих предшественников — правителей Индии. По древнему обычаю подданные индийских царей дарили им на день рождения алмазы, общий вес которых должен был соответствовать «живому» весу правителя. (Алмазный эквивалент человека, весящего 75 кг, составляет 375 тысяч каратов.) Правда, алмазы дозволялось «разбавлять» другими самоцветами и золотом. Тавернье присутствовал при таком взвешивании Аурангзеба19.

Француз оставил нам изображение и описание самого крупного алмаза из сокровищницы Аурангзеба и дал ему первое имя — «Великий Могол». В описании Тавернье это алмаз чистой воды, размером и формой напоминающий тупую половину куриного яйца. Поверхность камня была огранена небольшими треугольниками, которые располагались ярусами. Такая форма обработки драгоценных камней называется «роза», потому что напоминает форму бутона этого цветка.

После вторжения в Индию Надир-Шах увез в качестве трофея и «Великий Могол», которым украсил свой трон. По одной из версий Надир-Шах назвал этот камень «Дерианур» — «Море света». Но это не так. «Дерианур» — это совсем другой алмаз. Он также попал в Персию из сокровищницы Бабуридов, но этот камень, в отличие от «Кох-и-Нора» и «Великого Могола», имеет плоскую форму. Он, кстати, до сих пор находится в Тегеране.

После убийства Надир-Шаха «Великий Могол» в ходе многочисленных смут и переворотов исчез… Через какое-то время он неожиданно оказался у европейского солдата-мародера, который продал алмаз капитану английского судна всего за две тысячи фунтов. В Англии камень вновь был продан, но уже за 12 тысяч фунтов неизвестному лицу. В 1767 году алмаз оказался в Голландии: он хранился «за тремя печатями на красном воску» в амстердамском банке уже под названием «Амстердам», и владел им некий господин Сафрас, армянский коммерсант. После смерти Сафраса драгоценность по завещанию перешла к его зятю Ивану Лазареву (отсюда еще одно название самоцвета — «Лазарев»). Иван Лазарев (настоящее имя которого было Иоган Агазар) работал ювелиром при дворе императрицы Екатерины II. Зная страстную любовь императрицы к алмазам, Лазарев-Агазар предложил приобрести алмаз ее фавориту — графу Григорию Орлову. Позже ювелир вспоминал: «В 1774 году означенный алмаз продан от меня светлейшему князю Орлову в семилетние сроки за 400 тысяч рублей». (Для сравнения — корова стоила тогда около пяти рублей.) В день именин императрицы — 24 ноября — Григорий Орлов вместо традиционного букета цветов преподнес императрице лишь одну «розу», зато какую! В честь этого события камень получил свое последнее название — «Орлов».

Григорий Орлов (между 1762 и 1763). Федор Рокотов. Третьяковская галерея, Москва. Общественное достояние. Источник заимствования — ресурсы мировой Сети

Со временем алмаз был вставлен в резную серебряную оправу и укреплен в верхней части Российского державного скипетра. Самоцвет сохранил первоначальную огранку, сделанную еще при Великих Моголах, и поэтому представляет огромный исторический интерес. Сейчас он хранится в Алмазном фонде в Кремле.

Алмазного пути как такового не существовало. Но была относительно короткая цепочка посредников, которые вывозили этот камень из Индии морским путем через Красное море в Египет или через Персидский залив в Персию и далее — в страны Средиземноморья. За эту торговую артерию на протяжении истории шла непрекращающаяся борьба.

Алмаз слыл «королем драгоценных камней» в Древнем Риме уже две тысячи лет назад, что довольно странно, ведь шлифовать алмазы тогда еще не умели, а необработанный он напоминает кристаллическую соду. Римляне не были мореплавателями, и индийские товары роскоши (не только драгоценные камни, но и слоновую кость, ткани) им доставляли греческие, сирийские и еврейские перекупщики. Современник Плиния Дион Хризостом сетовал, что чужеземные купцы привозят «лишь маленькие камешки и кости диких зверей», а получают за это горы золота. С закатом Римской империи алмаз утратил главенствующее положение среди драгоценных камней в Европе.

Примерно с IX века морскую торговлю стали полностью контролировать арабы. На берегу Персидского залива возникает крупный торговый город Басра — место встречи купцов всех стран. В пестрой базарной толпе слышится разноязыкая речь, но странное дело — все как-то понимают друг друга; одни побывали за морем и делятся экзотическими впечатлениями, другие переиначивают чужие приключения, выдавая их за свои, редкие грамотеи пытаются записывать небывалые истории. Считается, что Басра — родина Синдбада-морехода, который и поведал удивленным читателям свою историю странствий, не последнюю роль в которых играли алмазы.

В 1498 году Васко да Гама достиг берегов Индии. Португальский король Мануэль извещает об этом кастильский королевский дом и делится планами на будущее: «Мы полагаем, что с божьей помощью оживленная торговля, которая теперь обогащает мавров, обитающих в той местности, и идет исключительно через их руки, в соответствии с нашими законами перейдет к подданным нашего королевства, и в будущем все христиане, обитающие в нашей части Европы, смогут обеспечить себя в большом количестве пряностями и драгоценными камнями».

Португальцы блокировали торговые пути и устранили конкурентов-арабов, а заодно и венецианцев, державших монополию на торговлю алмазами в Европе. Отхватив кусочек Индии, португальцы колонизировали Гоа и сделали его главным центром вывоза необработанных алмазов. Крупнейшими рынками алмазов в Европе стали Лиссабон и Антверпен — главный торговый партнер португальцев. В последнем образовался и центр обработки, откуда бриллианты расходились по Европе. В ходе войны Испании и Нидерландов во Фландрии испанцы захватили и разграбили Антверпен. Уцелевшие торговцы и ювелиры прыснули в Амстердам, где возник новый центр обработки алмазов. Но это не значит, что Антверпен перестал развивать искусство гранения. Открытия месторождений алмазов в Бразилии и Южной Африке заменили истощающиеся запасы Индии, и Антверпен удачно этим воспользовался. Сегодня в Антверпене гранят около 20% всех бриллиантов ювелирного качества, а в Амстердаме — менее 1%.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоцветы: от легенд к истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

17

Один мискаль равнялся 4,25 грамма.

18

Фергюсон Н. Империя: чем современный мир обязан Британии. — М.: АСТ: CORPUS, 2014. — 560 С.

19

Интересно, что этот обычай сохранился почти до наших дней. В 1946 году глава секты исмаилитов Мухаммед-шах Ага-Хан III по случаю дня рождений «уравновесил» свой скромный вес (101 килограмм 880 грамм) преподнесенными ему алмазами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я