Организация и осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом

Владимир Николаевич Гречуха, 2021

В учебнике освещены основные положения, характеризующие сущность и особенности внутреннего водного транспортного права, его принципы, субъектный состав и нормативно-правовые источники. Дан анализ организационно-правовой системы деятельности внутреннего водного транспорта, осуществления управления указанным видом транспорта и обеспечения безопасности при перевозках. Освещены особенности правового регулирования перевозок пассажиров, их багажа и грузов по внутренним водным путям. Дан анализ ответственности сторон внутренних водных договорных обязательств при их нарушении, рассмотрен претензионный и исковой порядок разрешения споров. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, транспортных вузов, юристов-практиков, работников транспортных структур. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация и осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Понятие внутреннего водного транспортного права

1.1. Внутреннее водное транспортное право — подотрасль транспортного права

Переход государства к рыночным принципам развития хозяйства, условия реформирования социально-экономических отношений поставили перед внутренним водным транспортом новые, более сложные задачи по коренному улучшению его деятельности, повышению качества предоставляемых гражданам и юридическим лицам услуг по перевозкам.

Данный вид транспорта играет роль одного из цементирующих факторов, объединяющего производственные и экономические связи различных сфер деятельности. Он обеспечивает производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Основная деятельность внутреннего водного транспорта заключается в перевозках грузов, пассажиров, багажа и почты. В условиях рыночных отношений наблюдается резкий переход от централизованной организации перевозок, основным методом которой был административно-командный метод, к децентрализации транспортных процессов, для которых характерны строго рыночные механизмы взаимодействия.

Это повлекло за собой совершенствование внутреннего водного транспортного законодательства, приведение его в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

Система норм, содержащаяся в законодательных актах внутреннего водного транспорта, а также в других нормативных правовых источниках, которые регулируют его деятельность по перевозкам, может трактоваться как одна из подотраслей транспортного права[1]. В теории права подотрасль трактуется как система норм, регулирующая близкие отношения определенного вида[2]. Такую систему норм представляют нормы, регулирующие деятельность внутреннего водного транспорта. Эти нормы отличаются от норм, регулирующих деятельность других видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского транспорта. Отличия обусловлены особенностями внутренних водных транспортных средств, их эксплуатации при перевозках, использования внутренних водных путей и некоторых других вопросов, касающихся данного вида транспорта.

Предметом данной подотрасли транспортного права являются общественные отношения разных видов. Центральное место среди них занимают правоотношения, связанные с организацией и осуществлением перевозок, базирующихся на гражданско-правовых договорных началах. Вместе с тем предмет внутреннего водного транспортного права составляют также специфические отношения, возникающие в связи с использованием для выполнения договоров перевозок источника повышенной опасности — судов. Речь, в частности, идет об отношениях административно-правового характера, вызванных необходимостью строгого соблюдения правил пользования внутренним водным транспортом, обеспечения его технической исправности, соблюдения правил эксплуатации, обеспечения мер безопасности судоходства, осуществления государственного надзора в области внутреннего водного транспорта, лицензирования отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте и т. д.

Кроме того, это группа специфических трудовых отношений на внутреннем водном транспорте (например, трудовые отношения на судне — ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации — КВВТ).

Предмет внутреннего водного транспортного права составляют также правоотношения, возникающие между сторонами договоров по перевозкам в связи с претензионным и исковым порядком рассмотрения споров, т. е. процессуальные правоотношения.

Другим важным фактором, дающим основание отнести внутреннее водное транспортное право к подотрасли транспортного права как комплексной отрасли права, является то обстоятельство, что его нормы не связаны единым методом правового регулирования, т. е. способом воздействия на перечисленные правоотношения.

Основным методом правового регулирования внутренних водных транспортных договорных правоотношений является метод равенства сторон, диспозитивный метод (равенство между перевозчиком и пассажиром, перевозчиком и грузоотправителем при заключении договора перевозки). Но применительно к административным правоотношениям во внутреннем водном транспортном праве используется метод властных распоряжений, императивный метод, при котором решение одной стороны этих правоотношений должны неукоснительно выполняться другой стороной.

Что касается процессуальных правоотношений, то им присущ диспозитивно-императивный метод. В соответствии с ним решение о предъявлении претензии, а также иска зависит от воли пострадавшей стороны договора перевозки.

Здесь проявляется действие диспозитивного метода. Однако начатая ею процедура должна строго соблюдаться участниками претензионного и искового производства в соответствии с установленными законодательно процессуальными правилами. И это уже императивный метод.

Таким образом, внутреннему водному транспортному праву как подотрасли транспортного права присущи в качестве предмета правового регулирования общественные отношения не одного вида. Что касается метода указанных отношений, то это разные способы воздействия на них. В этом заключается одно из проявлений многоаспектного характера внутреннего водного транспортного права. Оно находит отражение в организации и осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов и рассматривается в отдельных главах и параграфах учебника.

1.2. Принципы внутреннего водного транспортного права

Принципы внутреннего водного транспортного права — это основополагающие, руководящие начала, положения, которые определяют его сущностные стороны, наиболее характерные черты регулирования им общественных отношений, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта.

Критериями определения принципов внутреннего водного транспортного права являются, во-первых, проявление в каждом принципе сущностного характера данной подотрасли транспортного права того, что пронизывает ее, отличает от других явлений и подотраслей указанного права, и, во-вторых, закрепление принципа в нормативных правовых актах, прежде всего в Конституции РФ, ГК РФ, внутреннем водном транспортном законодательстве. В них содержатся важнейшие положения, отражающие сущностный характер внутреннего водного транспортного права, регулирование ими организации и осуществления перевозок[3].

Опираясь на указанные два критерия, к числу принципов внутреннего водного транспортного права можно отнести следующие принципы:

• свободное перемещение грузов, багажа, передвижение пассажиров;

• свобода транспортного договора;

• сочетание общегосударственных интересов с интересами внутренних водных транспортных предприятий и их клиентов;

• сочетание централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления;

• осуществление перевозок на базе организационно-правовых предпосылок;

• обеспечение повышения эффективности и качества деятельности внутреннего водного транспорта;

• законность при осуществлении перевозок;

• контроль и укрепление дисциплины на внутреннем водном транспорте.

Принцип свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров неразрывно связан с положениями Конституции РФ о едином экономическом пространстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономической деятельности, свободе передвижения граждан. Важными гарантиями соблюдения указанных конституционных положений являются уровень и насыщенность транспортной базы государства современными судами и портами, а также судоходное состояние внутренних водных путей.

Данный принцип означает, что субъекты РФ, муниципальные образования не вправе устанавливать какие-либо барьеры, ограничения передвижения по своим территориям. Не допускается установление таможенных границ между регионами Российской Федерации, введение пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан.

Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров составляют обстоятельства, касающиеся безопасности перевозок, охраны природы и культурных ценностей. Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом (ст. 74). Ограничения могут быть связаны с природными катаклизмами, военными действиями, эпидемиями и т. п. (ст. 77 КВВТ).

Принцип свободы транспортного договора обусловлен закрепленными в ст. 421 ГК РФ положениями о свободе договора, которые распространяются и на договоры, заключаемые при организации и осуществлении перевозок внутренним водным транспортом. Он находит проявление в следующем.

Урегулированные гражданским и внутренним водным транспортным законодательством положения о транспортных договорах указывают на свободу юридических лиц и граждан в принятии решения о заключении или незаключении транспортного договора. Так, по поводу договоров об организации перевозок грузов п. 1 ст. 68 КВВТ гласит: «Перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут [выделено мной. — В.Г.] заключать договоры об организации перевозок грузов».

Имеется исключение из принципа свободы транспортного договора. Речь идет о случае, когда обязательность его заключения перевозчиком предусмотрена законом. Речь идет о перевозках, осуществляемых транспортом общего пользования. Коммерческая организация, обладающая статусом перевозчика транспортом общего пользования, обязана заключить договор перевозки с любым обратившимся к ней с предложением гражданином или юридическим лицом. Такой договор является публичным и заключается на одинаковых для любого обратившегося к перевозчику с таким предложением условиях. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю конкретную услугу (п. 3 ст. 426 ГК РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ).

Второй момент, характеризующий принцип свободы транспортного договора, состоит в свободе участников договорных отношений выбирать контрагента (сторону) по транспортному договору. Никто не может заставить участника транспортного правоотношения заключить договор с указанным юридическим лицом или гражданином. Как уже отмечалось, это положение не распространяется на перевозку, осуществляемую транспортом общего пользования, т. е. на публичный договор перевозки.

Третий существенный момент, вытекающий из анализируемого принципа, касается выработки сторонами условий транспортного договора, на которых он будет заключен. Стороны свободны в их определении, а значит, и в выработке своих прав и обязанностей в рамках закона.

Имущественные отношения, возникающие из перевозок, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — положениях, закрепленных в ГК РФ.

Принцип сочетания общегосударственных интересов с интересами предприятий внутреннего водного транспорта и клиентов обусловлен тем обстоятельством, что этот вид транспорта является одной из составляющих эффективного развития экономики государства[4].

Поэтому оно заинтересовано в оптимизации транспортных процессов, совершенствовании и количественном увеличении внутреннего водного транспорта, улучшении организации перевозок данным транспортом, безопасности его использования.

При этом предприятия внутреннего водного транспорта заинтересованы в максимальном извлечении прибыли, что достигается путем интенсификации перемещения объектов перевозки, ускорения оборачиваемости подвижного состава, использования самых современных, комфортабельных и экономичных судов. Все это благотворно сказывается на развитии экономики государства и отвечает интересам транспортных предприятий и клиентов.

Принцип сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления обусловлен сложностью и многогранностью перевозочного процесса, необходимостью выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой грузов, багажа к перевозке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением грузов, их пломбированием, учетом особенностей перевозки грузов, багажа внутренним водным транспортом. Эти обстоятельства потребовали наряду с централизованным регулированием ГК РФ, КВВТ перевозок внутренним водным транспортом регламентации ведомственными нормативными правовыми актами конкретных технико-правовых вопросов организации и осуществления перевозок. К ним в первую очередь относятся правила перевозок грузов, пассажиров, багажа данным видом транспорта, а также различные технические условия, положения, тарифы и т. п. Их принятие возложено прежде всего на Министерство транспорта РФ. Ведомственная нормативная база применительно к внутреннему водному транспорту разрабатывается на основе КВВТ — закона, регулирующего его деятельность, развивая и конкретизируя отдельные положения этого закона.

Принцип осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок означает, что перевозка грузов внутренним водным транспортом может быть осуществлена при выполнении определенных организационно-правовых действий, составлении соответствующих документов (договоров, планов, соглашений).

Важнейшей такой предпосылкой является разработка сторонами договора об организации перевозок грузов при осуществлении ими между собой систематических перевозок.

Существенным элементом организационно-правовых предпосылок перевозок являются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов между организациями различных видов транспорта, в том числе внутренним водным транспортом (ст. 799 ГК РФ, ст. 66 КВВТ). К ним относятся узловые соглашения (п. 2 ст. 112 КВВТ), договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. При этом завоз и вывоз грузов обычно осуществляется автомобильным транспортом (например, на железнодорожные станции, в морские и речные порты). Указанные договоры регулируют организацию работы перевалочных пунктов при перевозках в прямом смешанном сообщении (т. е. перевозках не одним видом транспорта, в том числе с участием внутреннего водного транспорта), порядок перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой, их передачу от одного перевозчика другому (ст. 107 КВВТ) и т. п.

Составляемые в рамках действия данного принципа правовые документы — договоры, планы, соглашения — делают перевозочный процесс организованным, предсказуемым, гарантируемым от различного рода субъективных моментов и в конечном счете — оптимальным.

Принцип обеспечения эффективности и качества деятельности внутреннего водного транспорта означает, во-первых, устойчивость его работы, во-вторых, доступность и безопасность оказываемых транспортных услуг, в-третьих, развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, в-четвертых, согласованность функционирования элементов единой транспортной системы. Реализация данного принципа обеспечивается компетентными государственными органами, и в первую очередь государственным органом исполнительной власти в области транспорта, каким в настоящее время является Министерство транспорта РФ.

Действие принципа обеспечения эффективности и качества деятельности внутреннего водного транспорта проявляется, например, в строгом соблюдении участниками перевозочного процесса при перевозках грузов — перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями — своих обязательств. Так, в договорные обязанности перевозчика входит выполнение требования своевременно и без потерь доставить груз в пункт назначения (п. 1 ст. 67 КВВТ). По договору грузоотправитель обязан затарить, упаковать и закрепить груз так, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза и подвижного состава.

Принцип законности как основополагающий принцип права присущ и внутреннему водному транспортному праву. В отдельных источниках, регулирующих деятельность внутреннего водного транспорта, содержатся положения об обязательности исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с использованием данного вида транспорта.

В связи с особенностью транспортного процесса, обусловленной использованием в качестве перевозочного средства источника повышенной опасности, в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено положение, возлагающее на участников транспортных правоотношений обязанность неукоснительно выполнять требования, связанные с обеспечением безопасности на транспорте. В законе среди принципов обеспечения транспортной безопасности на первом месте значится принцип законности (ст. 3).

С принципом законности тесно связан принцип надзора и укрепления дисциплины на внутреннем водном транспорте. По сути, этот принцип является одним из необходимых условий соблюдения внутреннего водного транспортного законодательства.

Законодатель возложил на компетентные государственные органы осуществление контрольно-надзорных функций за деятельностью всех видов транспорта, в том числе и внутреннего водного. К ним относятся, помимо Минтранса России, Ространснадзор, ФАС России, Роспотребнадзор и др.

Полномочия по государственному портовому контролю за судами и иными плавучими объектами на внутренних водных путях осуществляются должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей.

Поддержание дисциплины на судне является одной из обязанностей капитана судна (ст. 31 КВВТ).

1.3. Система внутреннего водного транспортного права

Систему внутреннего водного транспортного права составляют Общая и Особенная части.

Общая часть. Она включает следующие основные положения: понятие внутреннего водного транспортного права, законодательство в области внутреннего водного транспорта, государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта, государственный надзор в данной области, внутренние водные транспортные правоотношения, организационно-правовую систему внутреннего водного транспорта, лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте, внутренние водные пути, их использование, порты, судно, право собственности на него, аренду судна, экипаж судна, безопасность судоходства.

Особенная часть. Общая часть как системообразующий фактор является базой для создания и действия норм Особенной части внутреннего водного транспортного права, которые регулируют специфику организации и осуществления перевозок данным видом транспорта грузов, в том числе в прямом смешанном сообщении (т. е. перевозки их не только внутренним водным транспортом, но и другими видами транспорта), буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов, перевозок пассажиров, их багажа, а также регулируют ответственность участников перевозочного процесса, вопросы спасения судов и другого имущества, положения общей аварии, предъявления претензий и исков при возникновении споров.

Наряду с выделением Общей и Особенной частей систему внутреннего водного транспортного права представляют такие структурные элементы, как правовые институты.

В теории права правовой институт определяется как обособленный комплекс правовых норм, являющихся частью соответствующей отрасли права[5] (например, транспортного права) и ее подотрасли (какой является внутреннее водное транспортное право) и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.

В нашем случае институт транспортного права представляет собой систему правовых норм, регулирующих разновидность предметно связанных транспортных отношений в рамках соответствующей подотрасли.

Если рассматривать институты такой подотрасли, как внутреннее водное транспортное право, то это прежде всего институты договорных перевозочных обязательств по организации и осуществлению перевозок пассажиров, багажа, грузов во внутреннем и международном сообщении, ответственности в связи с нарушением участниками договорных отношений своих обязательств, претензионно-искового порядка разрешения ими споров, транспортно-экспедиционного обслуживания при использовании внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

Однородность норм института права можно проиллюстрировать на примере такого института, как договорные обязательства по организации и осуществлению перевозок. Система его норм регулирует отношения, касающиеся оказания услуг по организации и осуществлению доставки объектов в пункт назначения, их объемов, выделения для перевозки необходимого количества судовых помещений или судов, условий перевозок, порядка оплаты услуг.

В целом же внутреннее водное транспортное право довольно четко организовано. Системная организация норм этой комплексной подотрасли транспортного права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, она облегчает работу правотворческих органов при принятии новых правовых источников и совершенствовании действующих, позволяет устранять пробелы в действующей системе внутреннего водного транспортного законодательства, а также исключать нормы, уже не отвечающие потребностям транспортной практики. Во-вторых, при надлежащей систематизации норм внутреннего водного транспортного права значительно упрощается поиск и применение соответствующих норм к конкретным случаям.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова роль внутреннего водного транспорта в развитии экономики Российской Федерации?

2. Каков предмет правового регулирования внутреннего водного транспортного права?

3. Что является методом правового регулирования внутреннего водного транспортного права?

4. Что представляет собой система принципов внутреннего водного транспортного права?

5. Назовите структурные элементы внутренних водных транспортных правоотношений.

6. Какова система внутреннего водного транспортного права?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация и осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Транспортное право является комплексной отраслью права — см. об этом: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М., 2012. С. 18–20.

2

См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. 6-е изд. М., 2012. С. 292.

3

См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М., 2012. С. 20.

4

См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 17.

5

См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2016. С. 182; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1999. С. 188.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я