Железные дороги: адаптация к переменам и новым реальностям

Сергей Борисович Постников, 2022

В данной книге рассматриваются перемены, происходящие на железнодорожном транспорте России с средины 60-х годов прошлого века и до настоящего времени. Речь идет о переменах в сфере экономики и организации отрасли. Рассматриваются изменения во внутриотраслевых и внутрифирменных экономических отношениях на железных дорогах. Значительное внимание уделяется проблемам внешних для отрасли и ее предприятий отношений: с государством и потребителями услуг. Книга ориентирована на государственных служащих, занимающихся проблемами железнодорожного транспорта (и транспорта в целом), руководителей и специалистов предприятий железнодорожного транспорта (и других отраслей транспорта), на студентов, аспирантов и преподавателей транспортных вузов, научных работников. Может быть интересна читателям, интересующимся железными дорогами и их проблемами. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Железные дороги: адаптация к переменам и новым реальностям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дж. Ф. Кеннеди

© Постников С.Б., 2022

© Издательство «Прометей», 2022

Сокращения

ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

Ц — центральный аппарат компании (министр путей сообщения, президент/генеральный директор ОАО «РЖД»)

ЦЭКР — Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития

ЦЭУ — Департамент экономики

ЦФ — Департамент корпоративных финансов

ЦБС — Бухгалтерская служба

ЦКИ — Департамент информатизации

ЦЧУ — Управление анализа и статистики ЦКИ

ЦРЖ — Департамент управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура»

ЦЛ — Департамент пассажирских перевозок

ЦРБ — Департамент безопасности движения

ЦГЦУ — Главный центр управления Российскими железными дорогами

ЦД — Центральная дирекция управления движением

ЦДИ — Центральная дирекция инфраструктуры в т. ч.:

ЦДИМ — Дирекция по эксплуатации путевых машин.

ЦДМ — Дирекция по диагностике и мониторингу

ЦУСИ — центр управления содержанием инфраструктуры

ЦТ — Дирекция тяги

ЦТР — Дирекция по ремонту тягового подвижного состава

ЦДМВ — Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава

ТЭ — Трансэнерго

ЦФТО — Центр фирменного транспортного обслуживания

ЦСС — Центральная станция связи (в т. ч. Центр управления телекоммуникационными ресурсами)

ГВЦ — Главный вычислительный центр

ЦДРП — Центральная дирекция по ремонту пути

ДОСС — дирекция скоростного сообщения

ЦУП — центр управления перевозками

ФГК — Федеральная грузовая компания

ФПК — Федеральная пассажирская компания

ВРК — Вагоноремонтная компания

ПГК — Первая грузовая компания

ЦППК — Центральная пригородная пассажирская компания

ДЦУП — диспетчерский центр управления

ЦУТР — центр управления тяговыми ресурсами управления по тяговым ресурсам ЦД

ЦТЭ — отделы (службы) управления тяговыми ресурсами службы эксплуатации ЦТ

ДО и ДЗО — дочерние организации, дочерние и зависимые организации

РЦКУ — региональный центр корпоративного управления

Н — железная дорога (начальник железной дороги), РЦКУ

НЗ — заместитель начальника железной дороги,

НЗтер — заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению

Железные дороги:

НН — экономическая служба

НФ — финансовая служба

НЭФ — служба экономики и финансов

НИНВ — инвестиционная служба

РБ — аппарат дорожного ревизора по безопасности движения

НТЕХ — техническая служба

НОК — служба кадров

НЧ — служба статистики

НУРС — отдел (сектор) корпоративного управления и реализации стратегии

Региональные дирекции (центры):

Д — управления движением (служба движения)

ДИ — инфраструктуры

Т — тяги (служба локомотивного хозяйства)

П, Ш, Э — службы пути, сигнализации и связи, электрификации

НТЭ — по энергообеспечению

ТЦФТО — территориальный центр фирменного транспортного обслуживания

НС связи ЦСС

ИВЦ — информационно-вычислительный центр

ДРП — по ремонту пути

ДПМ — по эксплуатации путевых машин

РЦДМ — центры диагностики и мониторинга

НОД — отделение железной дороги (начальник отделения железной дороги)

НОДПЭ — планово-эконмический отдел

НОДФ — финансовый отдел

НОДУ — отдел учета

НОДН — отдел движения

НОДТ — отдел локомотивного хозяйства

НОДП, НОДШ, НОДЭ отделы пути, сигнализации и связи, электрификации

НОДЛ — отдел пассажирского хозяйства

ДС — железнодорожная станция

ТЧ — локомотивное депо

ВЧД — вагонное депо

ПЧ — дистанция пути

ШЧ — дистанция автоматики и сигнализации

ЭЧ — дистанция электрификации и электроснабжения

ЛВОК — вокзал

ВСМ — высокоскоростная железнодорожная магистраль

Уважаемый читатель! Когда Вы прочтете эту книгу, наверняка обратите внимание на то, что она отстала от жизни. Причем отличия могут как совпадать с позицией автора, так и совершенно противоречить ей. Что поделаешь, такова участь книги, которая не может отражать быстрое течение времени, в отличие от журнальной, а тем более — газетной статьи. Зато книга может компенсировать этот недостаток большей системностью и глубиной анализа.

Автору довелось работать в отрасли в периоды перемен: в 80-е годы (в условиях плановой социалистической экономики СССР), на этапе перехода и после перехода к рыночной системе хозяйствования. По результатам этой работы у него сформировались определенные взгляды на то, как должен выглядеть железнодорожный транспорт и почему именно так он должен выглядеть. Автор достаточно часто высказывался по вопросам функционирования и развития железнодорожного транспорта как в части теоретико-философских аспектов (условно назовем их так), так и в части конкретных аспектов работы отрасли на разных этапах перемен и развития.

В данном материале автор постарается обобщить свои теоретические и системные взгляды на отрасль. Автор постарается использовать минимальное количество цифр государственной, отраслевой и корпоративной статистики для того, чтобы объемные или качественные параметры не отвлекали от системных содержательных вещей, но иллюстрировали определенные существенные моменты и тезисы. И еще, с учетом эпидемиологической специфики 2020 года статистические выкладки заканчиваются, в основном, на показателях 2019 года.

Автор на данном этапе не претендует на юридическую точность формулировок и выверенные экономически определения для того, чтобы, не вдаваясь в споры по формулировкам, отразить принципиальные взгляды на проблемы отрасли в условиях рынка. Но проблема формулировок и точности определений сама по себе важна и должна найти свое отражение в дискуссиях на экономические и правовые темы. Также автор не претендует на полноту упоминания абсолютно всех событий и фактов, произошедших за рассматриваемый период времени, а ставит задачу выявления базовых тенденций и основополагающих принципов.

В основу данной работы легли, прежде всего, статьи автора в журнале «Экономика железных дорог»: «Внутриотраслевые экономические взаимоотношения в переходный период (опыт и перспективы)» (2000), «Совершенствование финансовой системы железнодорожного транспорта в условиях его дальнейшего реформирования» (2001), «О некоторых принципиальных вопросах реформирования железнодорожного транспорта» (2002), «Принципы формирования внутриотраслевых и внешних экономических отношений на железнодорожном транспорте» (2008), «Актуализация теоретических подходов к экономике и организации железных дорог» (2015), «Неуставная инфраструктура» (2016) и ряд других. Также использованы труды, состоявшейся в 2019 г.

Международной научно-практической конференции «Современные экономические проблемы развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры» и статья А.В. Рышкова и С.Б. Постникова «ОАО «РЖД» — потребности в изменениях в эпоху перемен «Экономика железных дорог», № 1, 2020 г.).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Железные дороги: адаптация к переменам и новым реальностям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я