Детский праздник «Сороки». История народной культуры

Владимир Михайлец

Главной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский праздник «Сороки». История народной культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

1.1 История возникновения народных традиций и сущность праздников

Народная культура — это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность [1].

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды — одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа — фольклора.

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев и традиций любого народа — это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф и фольклорист К. В. Чистяков отмечает, что «традиция — сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры» [2].

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники представленные в музее Российского Этнографического музея Санкт-Петербурга.

Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.

Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национального самоощущения» [3].

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение — это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта — всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д. К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад» [4].

1.2 Проведение праздников в России как социально-культурная система и её функции

Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Исходя из этого, можно выделить следующие рекомендации:

подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;

содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;

необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;

подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;

необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;

нельзя выбирать для выступления на празднике только способных и талантливых детей; в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами, выступления взрослых героев;

по длительности и содержанию праздники не должны быть утомительны для детей и перенасыщены;

в день праздника проводить занятия не следует;

после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;

все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;

для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;

большое внимание нужно уделять содержательности сценариев фольклорных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в классе;

тематика и музыкальный репертуар праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;

дети должны принимать посильное участие в подготовке праздников и развлечений. Оно в свою очередь является важным условием воспитания нравственного поведения;

праздник можно проводить в двух близких по возрасту классах;

все фольклорные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение;

развивать инициативу и самостоятельность;

праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями;

в ходе народного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, их познавательные процессы.

Годовой круг традиционных русских праздников — неотъемлемая часть приобщения детей к традициям русской старины. Поэтому при включении праздников в воспитательный процесс в начальной школе следует это учитывать.

1.3 Использование массового праздника в Сибири с целью культурного воспитания младших школьников

22 марта — весеннее солнцестояние. Чуть ли не главное событие в жизни наших предков-славян. Буквально все весенние праздники, посвящены этому природному явлению. И окончание долгой сибирской зимы.

22 марта отмечаются Сороки (Саракі) — это даже не праздник, а просто набор обрядов и ритуалов, так называемый «прысвятак». Связано это с тем, что на весну и так выпало много празднеств, которые, естественно, существенно затронули неприкосновенные продовольственные запасы крестьян. Это и Гуканне весны, и Масленица, и Деды, и в конце зимы — Громницы. Так, что не разбежишься далеко, но отпраздновать надо, и пусть не шикарным застольем, но стародавними обрядами и ритуалами, что бытовали ещё тысячи лет на нашей земле.

Начиная с весеннего солнцестояния, день становился равным ночи, а позже — больше её. Такое развитие событий показывали нашим предкам, что зима с её метелями и жгучим морозом навсегда (на некоторое время) оставила замерзших и бледных людей. Всё большее количество весенних, солнечных и весёлых дней селили в душе человека уверенность в Солнце и тепле. В это время активировались различного рода молитвы и жертвоприношение духам Солнца, Земли и Воды. Как и раньше, продолжают «сжигать зиму», разводить костры. Сорокинские ритуалы очень тесно связаны с ритуалами Гукания весны, что и не удивительно, ведь второе действо продолжалось до тех пор, пока не выходили вспахивать поле.

Вообще, происхождение праздника — Сороки можно рассмотреть с двух сторон — со стороны христианства и язычества. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок Севастийских воинов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из тамошних военноначальников Агрикалий перед одним их походов решил принести жертвоприношение языческим Богам. Но воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это, разгневанный начальник, посадил всех сорок воинов в тюрьму, а потом решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лед озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лед в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам-христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь. Их забили палками до смерти, а тела сожгли. Церковь, за их мужество и стойкую веру в единого Бога, каждый год вспоминает их 22 марта.

Однако, анализируя большое количество народных поверий и примет, можно предположить, что число сорок и название этого «прысвятка», могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы. В этот день с самого утра девушки должны были сломать сорок дощечек, разорвать сорок верёвочек, наверняка, символизирующих собой силы, которые заморозили матушку-землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что весна и тепло полностью его поддерживают.

В каждом доме праздник начинался все с того же утреннего стояния хозяйки около плиты, которая выпекала «сорак жаваранкаў». Печенье на всей территории наше страны имеет разные региональные или локальные особенности. Пекли его и в виде пирожков, и в виде вареников, коржей, блинов, галушек и клецок. Всё зависело, прежде всего, от традиций, которые бытовали на данной локальной территории, от фантазии хозяйки и от материального достатка в семье и деревне в целом. Во всяком случае, это печенье имело ритуальное значение, и, как только выпекался первый жаворонок, его кидали в огонь — жертвовали той части небесного светила, что служила на Земле человеку. Таким печеньем угощали друг друга, своих домашних животных, иногда закапывали на краю поля, что бы земля хорошо плодоносила и приносила только избыточный урожай — давняя мечта любого крестьянина.

Не забывали на Сороки и про воду, а в Сибири скорее про ее третье состояние — лёд. В этот день даже советовали детям лизать и сосать ледышки. Настоящий день мороженого, если переносить старые традиции на современную жизнь. А что, можно своим детям, племянникам устроить в честь весны день мороженого. Насчет ледышек говорили так: «Калі на Саракі вол уволю нап'ецца вады ад расталых ледзяшоў, то будзе добрая вясна». Ледышки довольно эффектно обыгрывались в белорусских загадках, которые загадывали с утра (весёлые были люди) за завтраком детям: «Зимой расце коранем уверх, а вясной памірае, хто адгадае?»

С «Сороками» в народе связано очень много примет. Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Люди, так ждали эту пору года, что специально были придуманы различные ритуалы, как казалось, приближающее такую долгожданную плюсовую температуру. На белорусских землях был распространен обычай кататься в этот день на качелях — «гушкацца». Как и на предыдущие праздники, старались как можно выше взлететь — чтобы выше рос лён.

Естественно, такое важное и немножко мистическое событие, как солнцестояние не могло обойтись без гаданий. Гадали на будущее замужество — группой пекли сорок пирожков, и каждая помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт. Также можно было в один из пирожков положить копеечку, и, кто обнаружит в своём пирожке копеечку, будет целый год счастливым. Так говорили, в это верили. Так, что, если соберётесь печь что-нибудь с копеечкой, то предупредите гостей — чтобы ненароком не поперхнулись.

И последнее, что можно рассказать про этот день — это, конечно же, прогноз погоды, который давали народные метеорологи. Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов. Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая). Так вот.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский праздник «Сороки». История народной культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я