Книга посвящена воспитанию детей в духе русских культурных традиций. Основная цель издания – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике народной культуры. В пособии представлен народный земледельческий и праздничный календарь, на основе которого разработаны сценарии игровых обучающих ситуаций, а также досуговой деятельности. Содержание книги представлено в двух частях по месяцам, с сентября по август. В первой части приведены сценарии игровых обучающих ситуаций познавательного цикла и продуктивной деятельности, детских фольклорных праздников и досугов с сентября по февраль, во второй части – сценарии с марта по август, т. е. представлен весь цикл земледельческого календаря. Издание предназначено педагогам ДОО, а также студентам профильных вузов и колледжей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Библиотека Воспитателя выходит ежемесячно
© ИП Цветков А.Н., оформление, 2019
© Колл. авторов, текст, 2019
От авторов
Важные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» согласно ФГОС дошкольного образования — усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в ДОО.
Эти задачи созвучны традиционной задаче нравственно-патриотического воспитания — воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Именно воспитанию патриотизма как преданности и любви к Отечеству, народу необходимо уделять сегодня, когда Россия переживает один из непростых исторических периодов, большое внимание. Целью патриотического воспитания традиционно считалось формирование и развитие не только любви к Родине, но и патриотического сознания как нравственного, так экологического и эстетического.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем подрастающему поколению с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Необходимо отметить специфические черты народной культуры, это:
— неразрывная связь с природой, со средой обитания;
— открытость, воспитательный характер народной культуры;
— способность к контакту с культурой других народов;
— наличие целенаправленного эмоционального заряда;
— сохранение элементов языческой и православной культуры;
— чувство юмора.
Русская народная культура — это сплав, в котором собрано все, что характеризует русского человека, будь то праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдения за природой и земледельческий цикл, устное народное творчество и народные игры, декоративно-прикладное искусство (народные художественные промыслы), т. е. весь круг земного бытия русского человека.
Охватить все эти темы в полном объеме, отразить в педагогическом процессе все, что народ собирал и хранил веками, невозможно, поэтому, как показала образовательная практика, нужно выделить важные составляющие системы работы по приобщению детей к русской народной культуре. При этом следует избегать двух ошибок. Первая — к сожалению, распространенная вульгаризация русской культурной праздничной традиции, т. е. сведение всей работы только к подготовке и проведению народных праздников. Вторая — когда работа сводится только к народно-крестьянским традициям (культура быта — русская изба).
Предлагаем систему работы по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры:
— фольклор (устное народное творчество);
— народные обряды и традиции (культура быта, земледельческий календарь);
— народные промыслы;
— праздничная культурная традиция.
Основная цель системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры — развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту дошкольников. Данная цель может быть достигнута средствами решения следующих задач:
— знакомить детей с различными формами культуры;
— воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;
— поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;
— содействовать развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
— формировать духовно-нравственные и патриотические чувства у старших дошкольников;
— развивать художественно-творческую активность.
Данная система работы реализуется через следующие формы взаимодействия со старшими дошкольниками:
— игровые обучающие ситуации (ИОС) как форма эффективной непрерывной образовательной деятельности детей;
— мастерские-студии как форма организации совместной творческой продуктивной деятельности, направленной на развитие ручной умелости;
— детские фольклорные праздники и развлечения как формы культурно-досуговой деятельности в условиях детского сада.
Основу игровых обучающих ситуаций (ИОС) составляет сценарий активизирующего общения. Реализуя его, педагоги решают важные задачи:
— познавательное и коммуникативное развитие детей;
— пробуждение собственной речевой и познавательной активности каждого ребенка;
— приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Навыки игрового общения, приобретаемые в ИОС, дети смогут свободно переносить и в самостоятельную деятельность.
Один раз в месяц, обычно на первой неделе каждого месяца, во время непрерывной образовательной деятельности в форме игровой обучающей ситуации детей знакомят с существенными признаками этого месяца, народным земледельческим календарем, формируя представление об определенном времени года.
Организация совместной творческой продуктивной деятельности в форме мастерской-студии направлена на развитие ручной умелости.
На второй неделе каждого месяца во время непрерывной образовательной деятельности в форме мастерской-студии у детей формируют интерес к народным промыслам с использованием природного или бросового материала.
Культурно-досуговая деятельность в форме детских фольклорных праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа средствами создания специальной событийной среды. Она будет способствовать осмыслению детьми исторического наследия и, конечно же, создавать условия для накопления положительных эмоций.
На третьей и четвертой неделях месяца организуется культурно-досуговая деятельность в форме фольклорных праздников и развлечений.
Если дата народного праздника выпадает на вторую неделю месяца согласно народному земледельческому календарю, совместная творческая продуктивная деятельность в форме мастерской-студии переносится на третью или четвертую неделю согласно календарно-тематическому плану работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Воспитание детей в духе русской культурной традиции — не только средство инициирования личности для духовного и интеллектуального развития, это и профилактика таких деформаций личности, как эгоцентризм, замыкание на вещизме, или пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности русского народа, благодаря которым он стал великим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других