Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания

Коллектив авторов, 2010

В пособии раскрывается сущность этнопедагогики и народной педагогики, показана возможность их использования в экологическом воспитании дошкольников, а также содержатся практические материалы: методика использования различных фольклорных форм в эколого-педагогическом процессе детского сада; сценарии праздников и досугов, конспекты занятий, описания народных игр. Пособие адресовано специалистам и практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.

Оглавление

Из серии: Экологическое воспитание в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Научный редактор, составитель — Светлана Николаевна Николаева — доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования

Авторский коллектив: Л. В. Жданова, Г. С. Иванова, В. А. Ку-рашова, E. М. Лутовинова, Л. Ф. Майстрова, Г. В. Недземковская, С.Н. Николаева, И. А. Тереничева, И. А. Шарковская.

Рекомендовано Советом по празднично-игровой культуре при Институте семьи и воспитания Российской академии образования и Международном обществе друзей игры.

Предисловие

— Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше!

У нас луга зеленые, реки синие.

У нас поля бескрайние, у заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые.

У нас заря с зарею сходится, месяц на небе звезды пасет.

У нас росы медвяные, ручьи серебряные…

Из русской народной сказки

Бурные процессы в жизни народов, природные катаклизмы планеты обращают на себя сегодня всеобщее внимание. Всем очевидно: требуется поиск эффективных решений накопившихся экологических и социальных (межнациональных) проблем. Представляется, что решение этих проблем может и должно идти одновременно двумя путями. Первый путь — это согласование, принятие и выполнение постановлений на межгосударственном и внутригосударственном уровнях. При наличии политической воли, последовательном и неуклонном воплощении правительствами постановлений в практике жизнедеятельности государств — это путь, относительно быстрых преобразований социальной действительности. Второй путь более медленный, но и более надежный — это путь образования и воспитания, развития у людей экологического мировоззрения, экологической культуры и толерантных взаимоотношений.

Международная практика и жизнь показывают, что не получается быстрых преобразований — примером служат Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году и события последующих лет. Делегациям высокого собрания в тот год были представлены важные аспекты целостного развития человечества на планете: огромное количество бедных; ухудшение здоровья; рост отходов; эрозия и засоление почвы, падение продуктивности земли; быстрое исчезновение лесов; загрязнение водных ресурсов, уменьшение пресной воды; широкое производство химических веществ. Участниками конференции, оценившими сложившуюся ситуацию, была принята Концепция устойчивого развития как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой. В широком смысле устойчивое развитие — это новый тип жизнедеятельности, предполагающий экологическую культуру населения планеты.

Десять лет спустя после обсуждения экологической ситуации Всемирный форум в Йоханнесбурге 2002 года констатировал с тревогой: экологическое положение на планете не улучшается — программа, принятая в 1992 году в Рио-де-Жанейро и взявшая курс на устойчивое развитие, не выполнена. В докладе Комиссии ООН по проблемам окружающей среды сделан прогноз: в ближайшие 30 лет под воздействием человеческой деятельности могут произойти необратимые изменения и утраты.

А взаимоотношения людей — они улучшились за это время? Многочисленные межнациональные и межконфессиональные конфликты свидетельствуют: терпимости человечеству по-прежнему не хватает.

Почему так происходит? Ответ достаточно простой: слишком быстро идет технический прогресс, но не духовное развитие; слишком медленно происходит осознание глобальности и катастрофичности сложившейся на планете ситуации, слишком медленно разворачивается мышление людей в сторону мира и проблемам взаимодействия с природой и между собой. Причины этого — недостаточное образование и воспитание людей, отсутствие экологической культуры, индивидуальный и государственный эгоизм.

Система непрерывного экологического образования — от звена детского сада до звена повышения профессиональной квалификации в любой его форме позволяет видеть картину существующего мира и формировать мировоззрение людей.

Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение квалификации) сегодня необходимо. Любыми методами, средствами и формами детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от нее; раскрывать законы природы, гармонию и красоту ее жизни, возможность самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека; развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни в природе.

Данное пособие — это маленький вклад в решение больших проблем: в нем представлено экологическое воспитание детей дошкольного возраста через воздействие русской народной педагогики. Пособие сочетает в себе научный и практический материалы. Оно написано специалистами институтов Российской академии образования (Институт психолого-педагогических проблем детства и Институт семьи и воспитания) и педагогами дошкольного учреждения № 1012 юго-восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы, которое на протяжении многих лет занимается одновременно экологическим воспитанием детей и творчеством в области использования народной педагогики.

В пособии раскрыт научный взгляд на народную педагогику, ее место в системе этнопедагогики; показано, что исторически сложившиеся традиции жизни и воспитания детей, правильного взаимодействия с природой, могут быть продолжены и могут оказать положительное влияние на современное развитие народов, проживающих на территории России.

Материалы пособия подготовлены следующими авторами:

• «Предисловие», «Возможности народной педагогики в экологическом воспитании детей», «Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей» — главный научный сотрудник ИПППД, доктор педагогических наук С. Н. Николаева.

• «Народная педагогика и этнопедагогика: сущность и значение в современном мире» — ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук Г. В. Недземковская.

• «Фольклор в эколого-педагогическом процессе с младшими дошкольниками» — заведующая и старший воспитатель ДОУ № 1012 г. Москвы Г. С. Иванова, В. А. Курашова.

• «Природа и люди в русских волшебных сказках» — старший научный сотрудник НИИ Семьи и воспитания, кандидат филологических наук E. М. Лутовинова.

• «Занятия со старшими дошкольниками в мини-этномузее» — заведующая ДОУ № 1012 г. Москвы Г. С. Иванова.

• «Фольклорные праздники в детском саду» — музыкальный руководитель ДОУ № 1012 г. Москвы И. А. Шарковская.

• «От фольклора — к сценическому народному танцу» — старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук Л. Ф. Майстрова.

• «Народные игры в эколого-оздоровительных мероприятиях детского сада» — воспитатель физкультуры ДОУ № 1012 г. Москвы Л. В. Жданова.

• «Приобщение семьи к народной педагогике и экологическому воспитанию детей» — старший воспитатель ДОУ № 1012 г. Москвы И. А. Тереничева.

Оглавление

Из серии: Экологическое воспитание в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я