ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории

Владимир Борисович Броудо

Как известно, без знания прошлого нет осознанного будущего. История России сложная и героическая. И очень интересная, как и история её поселений – таких как рабочий посёлок Икша, Дмитровский городской округ, Московская область.«Икша. Сборник рассказов и фотографий по местной истории» для популярного чтения составлен на основе многолетних исторических изысканий энтузиастов – сотрудников краеведческого музея, библиотеки, педагогов школы, жителей посёлка Икша, российских краеведов и историков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3 Краткая история населённых пунктов

Почти все населенные пункты городского (до 2018 г.) поселения Икша известны с самых давних лет, о них упоминается в межевой грамоте, выданной великим князем Иваном III дмитровскому князю Юрию Ивановичу (1496, 1504 гг.). Все они — и села, и деревни — лежали вдоль древних дорог: из Дмитрова в Москву и из Переславля-Залесского в село Пятницу-Берендеево. Первая до 18 в. шла так: через Игнатово, потом круто сворачивала вправо, направляясь с горы вниз к реке Икша, где на месте нынешнего поселка Икша был брод, и после пересечения реки опять круто поворачивала налево и уходила в направлении на село Спас-Каменка, а от него через деревню Зарамушки, село Белый Раст к селу Озерецкому.

Вторая, более древняя дорога, шла из Переяславля через Дмитров, Игнатово, Спас-Каменку, Белый Раст, деревню Дмитровку и село Рождествено на богатое торговое село Пятницу-Берендеево.

Земли, на которых размещены эти населенные пункты, по первым сведениям, находились в собственности великих князей, а потом долгое время принадлежали церкви — были владениями патриархов, митрополитов, епископов, монастырей. После секуляризации 1764 г., когда одним указом Екатерина II отняла все земли у церкви и передала их в собственность государству, у сел и деревень было много разных владельцев, среди них были декабристы, писатели, участники войны 1812 г. и просто неизвестные истории помещики. Но самым главным и несомненным остается то, что в истории этих 13 населенных пунктов:

БАЗАРОВО, БЕЛЫЙ РАСТ, ЕРМОЛИНО и ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО «ЕРМОЛИНО», ЗАРАМЕНЬЕ, ИКША, КУЗЯЕВО, ЛУПАНОВО, МАЛАЯ ЧЕРНАЯ, НИКОЛЬСКОЕ, СПАС-КАМЕНКА, ТЕФАНОВО, ХОРОШИЛОВО

были героические страницы, знать и помнить которые должно каждому жителю Малой Родины — городского поселения (до 2018 г) Икша.

Базарово

В 1547 г. сельцо Базарово принадлежало Николо-Пешношскому монастырю, об этом сообщает грамота, выданная царем Иваном Грозным игумену Варсонофию (впоследствии святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский).

По монастырской описи за 1764 г. за Николо-Пешношским монастырем числится деревня Базарова на речке на Каменке, 34 души (облагаемых налогом крестьян), оброку собиралось в Троицкую Сергиеву Лавру по 3 р. 70 коп. с каждой.

Святитель Варсонофий, епископ Тверской (современная икона)

После секуляризации церковных и монастырских земель в 1764 г. Базарово отошло в ведение Коллегии Экономии — стало государственным (казенным).

В официальных отчетах за 1859 г. читаем — казенная деревня Базарова при колодце, в ней насчитывается 10 крестьянских хозяйств, в которых проживают 100 человек.

В 1926 г. Базарово — деревня Спас-Каменского сельсовета Деденовской волости Дмитровского уезда. 22 крестьянских хозяйства. 147 жителей. В 2011 г. в деревне Базарово постоянно проживали 115 человек.

Белый Раст

Название села Белый Раст несвойственно топонимике Подмосковья. Поселение находится на одной из возвышенностей в нескольких километрах от озера Нерского, на древней дороге, по которой еще Юрий Долгорукий водил свою дружину из Ростова, через Дмитров и Москву, в Киевскую Русь. Ростов Великий на берегу озера Неро, по словам летописцев, в 862 г. принадлежал Рюрику, знаменитому представителю германской группы языков. И если слова Неро и Нерское на языке племен меря, населявших в те давние времена прибрежные территории обоих озер, означают вода, озеро, то слово Rast во многих древних германских языках означает привал, отдых, стоянка.

С другой стороны, название населенных пунктов с корнем рост традиционно связывают со славянскими именами Рост (Ростислав, Ратислав, Растиц). А в межевой грамоте Ивана III неподалеку от Ермолинской земли и селом Хлябово находилось село Ратиславское (Ростиславское), из которого позже, по неизвестным причинам, часть жителей была переселена, и образовались Ростиславские выселки. А про село в писцовых книгах за 1627 г. указано: «В Вышегородском стане на пустоши, что было село Ротиславль, принадлежавшей к патриаршей домовой вотчине», церковное место церкви Николая чудотворца.

Великий князь Василий III — первый известный владелец села Белый Раст Неизв. худ. кон. 18 в., Музей-заповедник «Дмитровский кремль»

Первое документальное упоминание о селе Белый Раст находим в духовной грамоте царя Иоанна Васильевича (Грозного) за 1572 г., согласно которой он село Белой Рат (Раст) с деревнями, приписанное к селу Озерецкому, завещает своему сыну Федору Иоанновичу.

Из той же духовной грамоты узнаем, что прежде этого великий князь Василий III (отец Ивана Грозного) отдал по духовному завещанию свое село Белой Раст сыну Юрию Васильевичу (1532—1563), младшему брату Ивана Грозного, а после смерти Юрия — его жене — княгине Ульяне Палецкой. Летописные источники сообщают, что княгиня Иуллиания (Ульяна) была умна, хороша собой и благочестива. Овдовев, она постриглась в монахини в Новодевичьем монастыре, а позже перешла в Воскресенский Горицкий монастырь. В жесточайшие времена опричнины, по приказу царя Ивана Грозного, в 1569 г. княгиня Иуллиания вместе с Ефросиньей Старицкой была утоплена в реке Шексне, протекающей подле Горицкого монастыря. Но сразу же после убиения монахинь случилось чудо — все, кто был рядом, увидели, что именитые утопленницы плывут против течения Шексны. Княгини были погребены со всеми почестями, подобающими царским особам.

Известный русский ученый В. Татищев в своем труде «История Российская» пишет, что в 1618 г., когда под Москвой стояли войска польского королевича Владислава, претендующего на российский престол, видна была комета, отчего народ пришел в великий страх и хотел Москву королевичу отдать. С трудом удалось объяснить горожанам, что комета ничего страшно собой не явила, и потому народ удержали от паники. А стоял королевич Владислав некоторое время в дмитровском селе Рогачево, из которого его отряды совершали опустошительные набеги на всю округу. Пришли поляки и в Белый Раст.

Царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) Неизв. худ. кон. 18 в., Музей-заповедник «Дмитровский кремль»

«В Москве, — пишет В. Татищев, был тогда новокрещенный князь Михаил Мурзин. Сей, непрестанно из Москвы выезжая с малыми людьми, многих поляков побивал и в полон брал». Воевода князь Михаил Канай мурзин — храбрый воин, искусный полководец, знаменитый наездник, сын старейшего мурзы Ногайской орды. И сам Михаил Канай, и его отец во главе собственного отряда отважно действовали против поляков на стороне России. Вот и тогда, в 1618 г., князь Михаил поспешил со своим войском в Белый Раст «и нападши на польских посланных, многих побил и разогнал. Но королевич, уведав, послал от себя его перехватить, и напали на него неожиданно меж Озерецкого и Белого Раста множеством. Он же, жестоко бившись, многих еще побил, сам был убит».

Летописец сообщает об этом событии в приподнятом тоне: «И бышу у него с ними (поляками) бою велику», и что уподобился князь Михаил древним богатырям.

Возможно, с этой героической гибелью в бою за Белый Раст незримыми нитями связано и название храма в самом селе — в честь Михаила Архангела.

В приходной окладной книге Патриаршего Казначейского. Приказа от 1628 г. написано: «новоприбылая церковь во 135 г. (1627) Архистратига Михаила села Белаго Раста дани 2 алт., по наказу гривна, и апреля в 8 день, на нынешний 136 г. те деньги взято». По писцовым книгам 1631—1633 гг. показано: «пашни церковной земли 4 четьи, да лесом поросло 9 четьи в поле, сена под селом у прудца 15 копен, да по оврагу Бяколовскому 15 копен».

Патриарх Никон Гравюра Н. Розонова, 1827 г

В 1654 году царь Алексей Михайлович жалованной грамотой передал село Белый Раст с угодьями в вотчину патриарху Никону, а в 1676 г. взамен обветшавшего храма в Белом Расте была построена новая церковь в честь Архистратига Михаила.

Новый храм простоял недолго, он был уничтожен пожаром от молнии, ударившей во время грозы в церковную колокольню. А в 1686 г. «ноября в 7 день святейший патриарх Иоаким в Белом Расте святил новопостроенную церковь во имя Архангела Михаила, преславного чуда, и по освящении и по божественной литургии пожаловал тоя церкви попу Петру с церковными причетники на молебен полтину».

По указу патриарха Иоакима для обустройства храма было выдано из казны напрестольное Евангелие 1628 года, обложенное красным бархатом, и отдано попу Петру Ларионову.

На другой день после освящения храма патриархом Иоакимом было выдано «иконного ряду торговому человеку, что у него куплено в приселке Белаго Расту, в новопостроенную деревянную церковь Михаила Архангела за деисус 14 рублев».

В 1690 г. поп Петр Ларионов вместе с прихожанами купил колокол для Архангельской церкви в село Белый Раст.

Переписные книги 1701 г. дают полное представление о том, как был украшен храм Михаила Архангела в Белом Расте: «В церкви двери царские и сень писаны красками в оклад, оклад серебряный басменый, на евангелистах шесть венцов, серебряные вызолочены, по правую сторону царских дверей: образ Всемилостивого Спаса стоящий писан красками, по полям оклад серебряный басменый, на Спасителеве образе риза и венец и гривенка гладкой серебряной, вызолочен, вверху у ангелов и в подножии у Сергия и у Петра венцы серебряные вызолоченные, образ чуда Архангела Михаила на полях оклад серебряный басменой, венец с короною и гривенка с камешками простыми, разные вызолоченные, ожерельеце малое жемчужное, на том же образе тринадцать венцов небольших разные, гривенка басменая, да пять венцов с гривенками ж, по другой стороне царских дверей:

Патриарх Иоаким Худ. В. Шилов, Портретная галерея Патриархов Московских и всея Руси

Образ Пресвятой Богородицы Казанской в медном окладе, убрус камчатый красный вышит и ожерелье шито золотом и серебром, образ Николая чудотворца в серебряном окладе, серебряные венцы и гривенка, украшены камешками. У тех местных икон киоты посеребрены и вызолочены. Перед местными иконами три подсвечника деревянные большие круглые, писаны красками разными, лампада медная большая. У местных икон четыре пелены большие, в том числе у Спасова образа камчатая красная, у Архангела камчатая рудожелтая.

В церкви ж в четырех окошках четыре окончены большие слюдяные. На колокольне шесть колоколов».

В 1709 г. священник церкви Михаила Архангела Петр Ларионов с прихожанами подали прошение в синодальный Казенный приказ, в котором сообщали, что в построенной 26 лет назад деревянной церкви прохудилась кровля, а перекрыть ее за скудостью нечем. Еще Петр Ларионов добавил, что когда строили каменную церковь в селе Озерецком, то с приходских людей села Белого Раста собирали на то строительство деньги, и теперь прихожане Белого Раста вместе со своим священником просят с приходских людей села Озерецкого собрать деньги на ремонт кровли в их храме.

Прошение было уважено, и на то из Казенного Патриаршего Приказа управителю села Озерецкого Алексею Сурмину было прислано распоряжение.

Почти 70 лет село Белый Раст было патриаршим (при Петре I институт патриаршества в России был упразднен). В 1722 г. бывшее патриаршее село Белый Раст было пожаловано преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому.

Феофан (Прокопович), архиепископ Новгородский. Неизв. худ. нач. 1800-х

Феофан (Прокопович), будучи студентом и перейдя из православной веры в католическую, пешком обошел всю Европу, учился в разных странах разным наукам. Разочаровавшись в католичестве, Феофан вернулся в Киев и снова обратился в православие. Своими глубокими познаниями в философии и богословии, уникальным проповедническим даром снискал признание среди влиятельнейших людей того времени, а потому был вызван в 1716 г. Петром I в. Петербург, а в 1721 г. назначен первым вице-президентом Святейшего Синода. Когда в 1736 г. архиепископ Новгородский Феофан скончался, то переданное ему в дар Петром I село Белый Раст было возвращено в казну.

По данным на 1766 г. в селе Белый Раст Московского уезда проживали 179 жителей.

Ну, а сельская деревянная церковь в честь Михаила Архистратига прослужила православным до 1812 г. В августе была сожжена Москва, а в сентябре в пожаре в Белом Расте сгорела Архангельская церковь. При расчистке сгоревшего храма, среди пепелища, была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда архистратига Михаила в Хонех. И это тоже было чудом.

Новый храм, уже каменный, на который селяне долго собирали средства и материалы — изготавливали и обжигали кирпич — было решено построить в стороне от прежнего (дважды горевшего) — на погосте, где были похоронены местные священники и жители.

Храм Архангела Михаила в селе Белый Раст. Арх. В. И. Соколов,. 1880—1883 гг

В 1880 году по проекту В. И. Соколова, на средства прихожан и жителей села, был построен каменный храм Михаила Архангела, освященный в 1883 году. За недостаточностью средств, в нем был временно установлен иконостас из разобранного за ветхостью деревянного храма, простоявший до 30-х годов 20 в.

После 1917 года наступил период разрушения церквей, летом 1931 года было отдано распоряжение снести самый большой православный храм в России — храм Христа Спасителя, возведенный в память и благодарность о победе русского народа в войне 1812 г. На месте разрушенного храма решено было построить гигантский Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина. Зимой этого же года храм был взорван. Итальянский мрамор «ушел» на оформление станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Но вот два боковых иконостаса продолжили свою жизнь не в метро и не на ступенях какого-либо учреждения, а в православном храме села Белый Раст. А случилось вот что.

Во время разрушения храма Христа Спасителя на разборке внутреннего его убранства были задействованы двое жителей Белого Раста, прихожан Архангельского храма. Они и сообщили церковному совету в селе о возможности приобретения иконостаса.

Внутренне убранство храма Михаила Архангела

1931 год вошел в историю России, как один из самых голодных, когда вымирали целые села и деревни. Но прихожане Архангельского храма из Белого Раста даже в это голодное время собрали, кто, сколько мог, зерна, и отвезли его на продажу в Москву. На вырученные деньги они, как простой камень, выкупили два боковых мраморных иконостаса из храма Христа Спасителя и на телегах перевезли в село. Потом из двух бесценных частей был изготовлен один целый иконостас на 3 придела храма. Он и поныне стоит в храме Михаила Архангела, укрепляя своими намоленными камнями нашу православную веру и нашу гражданскую память о тех героях войны 1812 г. с Наполеоном, в память о подвиге которых был создан Храм Христа Спасителя. Может быть, благодаря этой памяти и вере, церковь Михаила Архангела в 30-е годы прошлого столетия стала одной из семи не закрывавшихся церквей Дмитровского района.

Хотя делалось все, чтобы уничтожить храм в Белом Расте. Так перед началом Великой Отечественной войны местные коммунисты скинули с него колокола, устроенные усердием их дедов и отцов.

Сегодня храм восстановлен, его центральный престол посвящен Михаилу Архангелу, правый — апостолам Петру и Павлу, левый — Владимирской Божией Матери.

В храме совершается богослужение по воскресным и праздничным дням — почти 120 дней в году.

Но вернемся к истории села Белый Раст.

По данным на 1859 г., в селе насчитывался 661 житель, и было сельское правление. В 1899 г. — 483 жителя, и работало земское училище. Есть интересные сведения за 1904 г., рассказывающие о том, как крестьяне Белого Раста пытаясь заработать на несельскохозяйственном труде, решили открыть небольшое медное производство и приобрели ручные прессы, потратились, но дело пошло плохо. Кто-то из крестьян, оставив в поисках лучшей жизни сельскую жизнь, отправился на заработки в Москву и там, работая медниками, получали чистого дохода до 13 рублей в месяц. А девушки в Белом Расте заняты были на деликатном перчаточном промысле. Но и в перчаточном производстве ручной труд вскоре был вытеснен машинами.

В 1926 г. село Белый Раст административно относился к Трудовой волости Московского уезда. В нем было 128 крестьянских дворов и еще 12 прочих, в селе проживали 640 жителей, работала школа и сельсовет. То есть, не смотря все революционные ситуации, жители Белого Раста занимались в большинстве своем сельским хозяйством, может, потому и смогли собрать хлеба на каменные иконостасы из храма Христа Спасителя.

В Великую Отечественную войну Белый Раст, Зарамушки, Никольское были заняты немцами. Среди материалов Нюрнбергского процесса (1945 — 1946), свидетельствовавших о преступлениях и зверствах, совершенных гитлеровцами во время войны 1941—1945 гг., был приведен факт жестокого убийства Володи Ткачева.

Молочный комплекс опытного хозяйства Ермолино в Белом Расте, 1987

В документах говорится, что в селе Белый Раст Краснополянского района группа пьяных солдат поставила на крыльце одного из домов в качестве мишени двенадцатилетнего Володю Ткачева и открыла по нему стрельбу из автоматов. Мальчик был буквально изрешечен — его тело было прострелено 21 пулей. После этого изверги открыли беспорядочную стрельбу по окнам деревенских домов. Шедшую по улице колхозницу И. Мосолову с тремя своими детьми они остановили и тут же расстреляли. Об этом злодеянии впервые сообщили 15 декабря 1941 г. в сводках Совинформбюро, там же говорилось, что в селе Зарамушки фашисты расстреляли колхозницу Метлову 67 лет, Голощекину Екатерину 60 лет, Соколову Аграфену 40 лет, Корднова Якова — 58 лет и других, а раненных красноармейцев, захваченных в деревне Овсянниково, фашисты расстреляли и вырезали у них на щеках красные звезды.

Можно понять, с какими чувствами шли в бой наши воины — спасти и отомстить, и если надо — жизнь отдать!

Освобождала Белый Раст, Зарамушки, Никольское 64-я отдельная морская стрелковая бригада в составе 20-й и 1-й Ударной армий.

Ермолино и опытное хозяйство Ермолино

Свое название деревня Ермолино получило от московского купца Ермолы Васькина, деда известного строителя и архитектора Василия Дмитриевича Ермолина. Известно, что Ермола постригся в Троице-Сергиевском монастыре при игумене Никоне (до 1496 г.). Сын Ермолы Дмитрий, представитель московской знати середины 15 в., последовав своему отцу, был пострижен в Троицкой обители (в иночестве Дионисий) и вошел навсегда в историю православной церкви. В сказании о чудесах Сергия Радонежского приведен случай, когда инок Дионисий ссорился с игуменом, недовольный качеством монастырской пищи. «Что я могу поделать, если хлеба вашего и варения не могу есть? Ты же сам знаешь, как я вырос в родном доме, не такой едой там питался».

В 15 в. село Старое Ермолинское — вотчина Ермолиных — на южной окраине Дмитровского княжества принадлежит Василию Дмитриевичу Ермолину, которое он продает своему зятю Дмитрию Васильевичу Бобру, окольничему Василия Темного. Василий Ермолин знаменит своими резными работами по камню, им были выполнены белокаменные скульптуры Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (раньше находившиеся на Фроловских воротах Кремля). Он поставил в Троице-Сергиевом монастыре знаменитую трапезную, строил во Владимире и Юрьеве-Польском.

Из межевой грамоте за 1496, 1506 гг. узнаем, что Ермолинские земли принадлежат сыну Дмитрия Бобра — Ивану Боброву, постельничему Ивана III. В 1546 г. Иван Дмитриевич принял монашеский постриг в ТроицеСергиевом монастыре с именем Иосиф.

В первой половине 17 в. «сельцо Ермолинское» принадлежало Гавриле Васильевичу Лодыгину, что была «купленая вотчина» у вдовы Ивана Степановича Боброва («мужа ее старинная вотчина»). В 1769 г. сельцо Ермолино с 37 жителями — общее владение графа Петра Борисовича Шереметева и вдовы, порутчицы Фриды Григорьевны Лодыгиной.

Середина 19 в. связала подмосковную деревню Ермолино с двумя знаменитыми фамилиями. В 1838 в сельце Ермолино живет полковница Анна Евдокимовна Криднер (урожденная Куприянова), при ней дворовых людей 9 человек и крестьян 109. Муж Анны Евдокимовны — герой войны 1812 года, командир знаменитого своей военной доблестью Ревельского полка Петр Антонович Криднер.

П. А. Криднер начинал службу унтер-офицером в архангелогородском пехотном полку в 1801 г., участник войны 1805—1811 гг. (Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау), участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов (Дрезден, Лейпциг, Париж). Награжден орденами Владимира 4 ст. с бантом, Анны 2 ст., прусским орденом За заслуги и золотой шпагой за храбрость, Кавалер ордена св. Георгия 4-го класса (1821). Уволен со службы по ранению в 1821 г., вновь поступил в службу подполковником в Муромский пехотный полк в 1822, командир Ревельского пехотного полка (1825—1828 гг.).

По показанию декабриста М. П. Бестужева-Рюмина, он предлагал Криднеру вступить в тайное общество, на что тот не согласился, сам Криднер это отрицал. Вышел в отставку в 1828 г. И Петр Антонович и Анна Евдокимовна похоронены при храме в селе Спас-Каменка. На одном могильном камне высечены имена Криднер А. Е. (1809—1849) и Бестужев-Рюмин И. П. (1789—1866). В клировых ведомостях с 1838 по 1847 гг. указывается, что Анна Евдокимовна Криднер постоянно жила в Ермолино.

По документам за 1851 г. село Ермолино — вотчина помещицы, дочери умершего полковника, девицы Софьи Петровны Криднер, при ней 14 человек дворовых людей и 113 человек крестьян.

Случилось так, что дочь полковника Криднера вышла замуж за Ивана Павловича Бестужева-Рюмина, брата М. П. Бестужева-Рюмина (одного из руководителей декабрьского восстания 1825 г.). И.П. еще в 1821 г. был уволен из-за ран с военной службы в чине полковника, а оправившись от ранений, по штатской линии дослужился до тайного советника. Софья Петровна, как и мать, подолгу жила в Ермолино.

В 1866 г. скончался И. П. Бестужев-Рюмин и похоронен при Спасском храме в селе Спас-Каменка. Вскоре после смерти мужа Софья Петровна продает Ермолино, а в 1877 г. делает денежный вклад в Спасский храм в размере 800 руб. серебром на вечное поминовение своих родственников.

В начале 20 в. в Ермолино работали целых два кирпичных завода, по данным на 1911 г. — кирпичный завод Федора Алексеевича Седова с 12 рабочими, открытый в 1896 г., и Алексея Ивановича Зимина с 6 рабочими, открытый в 1905 г. И тем и другим заводом управляют сами владельцы. Еще у Зимина на лесной поляне близ деревни Ермолино был животноводческий хуторок: добротные бревенчатые коровники, жилые помещения, хорошие дороги и ухоженный скот. В 1917 году хозяйство Зимина было национализировано и на его базе создали животноводческий совхоз. В 1923 г. в Ермолино был открыт пункт ликвидации неграмотности, а в обоих поселениях (деревне и совхозе) к этому времени проживали 152 человека. (В 1926 г. в совхозе трудятся 23 человека). Совхоз просуществовал до 1928 года, затем хозяйство было передано сортсемтресту.

Фото с сельскохозяйственной выставки в Дмитрове в 1937 г. Архив музея-заповедника «Дмитровский кремль»

ОПХ Ермолино, 1960-е г.

Уборка трав в ОПХ Ермолино, 1987

ОПХ Ермолино, 1985

Директор опытного хозяйства Ермолино А. В.Беспахотный проводит совещание, 1985

В начале 1929 г. совхоз перешел в ведение Дмитлага, а его территория стала закрытой зоной. По окончании строительства канала, 1 августа 1937 года, земли бывшего совхоза «Ермолино» были переданы ВАСХНИЛ, и основной отраслью нового хозяйства снова стало животноводство. Ермолинская школа животноводства готовила для области зоотехников, бригадиров. Ермолинская экспериментальная база стала образцово-показательным хозяйством по выращиванию племенного молодняка и по созданию кормовой базы.

В ноябре 1941 года хозяйство было ликвидировано, скот эвакуировали в тыл, а помещениях бывшего животноводческого хозяйства разместился военный госпиталь, принимавший раненных поступавших прямо с передовой, которая находилась в непосредственной близости.

В феврале 1942 г. стали восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Среди всех руководителей предприятия, заслуги Алексея Васильевича Беспахотного перед отечественной наукой и сельским хозяйством отмечены орденом Трудового Красного Знамени и другими наградами. Под его руководством поселок стал расти и расцветать. Исчезли скотные дворы, стали строиться двух-, трех — и пятиэтажные дома, коттеджи. Выросли детский сад, Дом культуры, торговый центр, столовая и почта. Алексей Васильевич приложил немало сил для расцвета нашего поселка. Приятно сознавать, что и сейчас есть, кому поддерживать и улучшать его.

Поселок Ермолино продолжает благоустраиваться, сделаны придомовые детские площадки. Мы видим молодежь на футбольном поле и на катке, в библиотеке и на занятиях в Доме культуры. В Ермолино, как и во всех населенных пунктах поселения Икша, комфортно жить — природа сельская, а инфраструктура городская (тепло, газ, связь, Интернет, супермаркет и даже кафе быстрого питания «Макдональдс».

В 2011 г. в деревне Ермолино проживало 70 человек, а в Опытном хозяйстве «Ермолино» — 1311.

Историческая справка к фонду №183. Федеральное государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство «Ермолино» Министерства имущественных отношений Российской Федерации

Федеральное государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство «Ермолино» Министерство имущественных отношений Российской Федерации за 1937 — 2004 годы.

Опытно-производственное хозяйство «Ермолино» организовано постановлением Совета народных комиссаров СССР от 12 июня 1929 г. Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 31 декабря 1962г. №236 передано в непосредственное подчинение ВНИИ кормов имени В.Р.Вильямса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я