Сторителлинг и ТРИЗ. Теория изобретеллинга

Алексей Щинников

Сторителлинг и ТРИЗ прекрасно сочетаются, так как в их основе одна логическая структура построения историй. Книга будет полезна начинающим и профессиональным писателям, изобретателям и руководителям.

Оглавление

© Алексей Щинников, 2021

ISBN 978-5-0055-2731-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Книгу я составил из статей по Теории изобретеллинга, которые печатал на Яндекс Дзен и своём сайте. Теорию разрабатываю с 2020 года, а интерес к драматургии у меня проявился ещё в 2006—2007 годах, когда я управлял студией документальных фильмов.

С докладами по сторителлингу и ТРИЗ выступал на конференциях Российской ассоциации ТРИЗ.

Изобретательские истории впечатляют не меньше, чем истории, которые мы читаем или смотрим в кино. Дух изобретательства будет полезен не только инженерам, а всем, кто интересуется творчеством или созданием историй по алгоритмам.

Когда вы сочиняете историю или решаете изобретательскую задачу, представляйте, что играете в компьютерную игру, в которой не только следите за героем, но и управляете им и обстоятельствами.

Приглашаю в мир изобретательских историй!

Формула интересной истории

Глазами ваш мозг считывает эти строки для контроля изменений вокруг вас, чтобы вовремя заметить опасность. Строки преобразуются в электрохимические сигналы, по которым мозг воспроизводит картину мира. Если в картине мира опасность есть, то ваш мозг примет одно из решений по алгоритму, хорошо описанному в легенде о Чингисхане: «Боишься — не делай. Делаешь — не бойся. Не сделаешь — умрешь».

Формула интересной истории — герой должен совершать поступки, иначе он не достигнет цели, потеряет всё, что ему ценно, а также у него просто нет выхода. В интересной истории всегда жёсткое ограничение: герой должен что-то сделать, иначе умрёт. Но это должно быть интересно читателю или зрителю. Интересно, если читатель спрашивает автора истории о том, что будет дальше. Если не интересно, что будет после какого-то поступка героя, то историю можно выбросить. А что рождает интерес?

Изменения в картине мира должны быть опасны, значит, вы либо испугаетесь и ничего не будете делать, либо начнете борьбу. Бороться все равно придется, иначе будет самое страшное — смерть. Может не физическая смерть, а какие-то неудачи, потери, недостатки, но всё же будет что-то плохое. А в борьбе обязательно нужно победить, чтобы вернуть исходное состояние — счастье.

Изобретательские истории, которыми Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ, вовлек невероятно много людей в творческое движение по всему миру, содержат такую же формулу Чингисхана.

По сути, любая драма построена на этой формуле. Именно поэтому нам так интересно смотреть кино. Кино — это одна и та же история, рассказанная множеством способов, сыгранная разными актерами, помещённая в разные условия и эпохи. Это история о том, как главный герой ведет себя, попав в изменения, встав перед выбором «Как быть?».

Вот пример изобретательской истории из книги «И тут появился изобретатель» Г. Альтшуллера (творческий псевдоним Г. Альтов): «Одна зарубежная фирма покупала у другой подсолнечное масло и перевозила его в автоцистернах емкостью 3000 литров. И вот обнаружилось, что каждый раз в цистерне не хватает 20 — 30 литров.

Проверили отмеряющие приборы — всё в порядке. Пломбы на заливном люке, герметичность цистерны — тоже в порядке. Учли, что несколько литров масла могло остаться в виде пленки на стенках цистерны; но нехватка была значительно больше… Пригласили опытного детектива. И он ничего не обнаружил: машина нигде не останавливалась, водитель не отливал из нее масла. Детектив в недоумении развел руками… И тут появился изобретатель. — Ох, уж эти сыщики! — сказал он. — Ведь всё так просто, надо только немного подумать. И объяснил, в чем дело. А вы как считаете?».

Предложите минимум два решения для одного ответа (изобретатели всегда дают больше двух решений, чтобы выбрать лучший), а также предложите способ получения ответа.

Дальше попробуем разобраться, почему эти истории интересны, прав ли Г. Альтшуллер, давая свою версию решения задачи приёмом «Сделать заранее», можно ли решить задачу просто логикой.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я