© Алексей Щинников, 2021
ISBN 978-5-0055-2731-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книгу я составил из статей по Теории изобретеллинга, которые печатал на Яндекс Дзен и своём сайте. Теорию разрабатываю с 2020 года, а интерес к драматургии у меня проявился ещё в 2006—2007 годах, когда я управлял студией документальных фильмов.
С докладами по сторителлингу и ТРИЗ выступал на конференциях Российской ассоциации ТРИЗ.
Изобретательские истории впечатляют не меньше, чем истории, которые мы читаем или смотрим в кино. Дух изобретательства будет полезен не только инженерам, а всем, кто интересуется творчеством или созданием историй по алгоритмам.
Когда вы сочиняете историю или решаете изобретательскую задачу, представляйте, что играете в компьютерную игру, в которой не только следите за героем, но и управляете им и обстоятельствами.
Приглашаю в мир изобретательских историй!
Формула интересной истории
Глазами ваш мозг считывает эти строки для контроля изменений вокруг вас, чтобы вовремя заметить опасность. Строки преобразуются в электрохимические сигналы, по которым мозг воспроизводит картину мира. Если в картине мира опасность есть, то ваш мозг примет одно из решений по алгоритму, хорошо описанному в легенде о Чингисхане: «Боишься — не делай. Делаешь — не бойся. Не сделаешь — умрешь».
Формула интересной истории — герой должен совершать поступки, иначе он не достигнет цели, потеряет всё, что ему ценно, а также у него просто нет выхода. В интересной истории всегда жёсткое ограничение: герой должен что-то сделать, иначе умрёт. Но это должно быть интересно читателю или зрителю. Интересно, если читатель спрашивает автора истории о том, что будет дальше. Если не интересно, что будет после какого-то поступка героя, то историю можно выбросить. А что рождает интерес?
Изменения в картине мира должны быть опасны, значит, вы либо испугаетесь и ничего не будете делать, либо начнете борьбу. Бороться все равно придется, иначе будет самое страшное — смерть. Может не физическая смерть, а какие-то неудачи, потери, недостатки, но всё же будет что-то плохое. А в борьбе обязательно нужно победить, чтобы вернуть исходное состояние — счастье.
Изобретательские истории, которыми Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ, вовлек невероятно много людей в творческое движение по всему миру, содержат такую же формулу Чингисхана.
По сути, любая драма построена на этой формуле. Именно поэтому нам так интересно смотреть кино. Кино — это одна и та же история, рассказанная множеством способов, сыгранная разными актерами, помещённая в разные условия и эпохи. Это история о том, как главный герой ведет себя, попав в изменения, встав перед выбором «Как быть?».
Вот пример изобретательской истории из книги «И тут появился изобретатель» Г. Альтшуллера (творческий псевдоним Г. Альтов): «Одна зарубежная фирма покупала у другой подсолнечное масло и перевозила его в автоцистернах емкостью 3000 литров. И вот обнаружилось, что каждый раз в цистерне не хватает 20 — 30 литров.
Проверили отмеряющие приборы — всё в порядке. Пломбы на заливном люке, герметичность цистерны — тоже в порядке. Учли, что несколько литров масла могло остаться в виде пленки на стенках цистерны; но нехватка была значительно больше… Пригласили опытного детектива. И он ничего не обнаружил: машина нигде не останавливалась, водитель не отливал из нее масла. Детектив в недоумении развел руками… И тут появился изобретатель. — Ох, уж эти сыщики! — сказал он. — Ведь всё так просто, надо только немного подумать. И объяснил, в чем дело. А вы как считаете?».
Предложите минимум два решения для одного ответа (изобретатели всегда дают больше двух решений, чтобы выбрать лучший), а также предложите способ получения ответа.
Дальше попробуем разобраться, почему эти истории интересны, прав ли Г. Альтшуллер, давая свою версию решения задачи приёмом «Сделать заранее», можно ли решить задачу просто логикой.