Благословенно МВИЗРУ ПВО. Книга пятая

Владимир Борисович Броудо

В 5-й Сборник «Благословенно МВИЗРУ ПВО» вошли произведения выпускников Минского высшего инженерного зенитного ракетного училища ПВО страны разных лет. Свои стихи и рассказы представляют Рахманов Александр Алексеевич, Рыжик Анатолий Игоревич, Трёкин Вячеслав Владимирович, Рахманов Олег Александрович, Броудо Владимир Борисович. Проза, стихи, фото, рисунки авторов имеют великолепную энергетику дружбы, любви, преданности Родине и своей Альма-матер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благословенно МВИЗРУ ПВО. Книга пятая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Преодоление

Воспоминания военного ученого (Отрывки из повести)

Введение

В десятом и одиннадцатом классах я стал постоянным участником всех школьных олимпиад, побеждал на районных олимпиадах, а по химии попал даже на областную — в город Минск.

Школу закончил с серебряной медалью. Золотых медалей на всех отличников не хватило. На нашу школу выдали только одну. Ее получила дочь директора школы Ольга Романовская, а мне переоценили с пятерки на четверку в районном отделе народного образования сочинение по русскому языку. Придумали в нем стилистическую ошибку, так как грамматических ошибок в сочинении не оказалось, и поставили по русской литературе четверку. Конечно, было обидно, ведь мой рейтинг в школе был явно выше, чем у Ольги Романовской. На выпускном вечере при вручении мне серебряной медали гудели все выпускники. Чувство справедливости и порядочности у молодых людей было хорошо развито в советское время.

10-й класс Тимковичской средней школы. Александр Рахманов — 2-й ряд, второй справа

Уже в одиннадцатом классе передо мной остро встал вопрос: «Куда дальше идти учиться, кем быть?» Из нашей школы многие ребята поступали в лучшие московские и минские вузы — МФТИ, МИФИ, МГУ, МВТУ им. Баумана, Белорусский государственный университет, Минский радиотехнический институт, который в 60-е годы высоко котировался в Белоруссии.

Я тоже присматривался к этим вузам. Однако в нашей семье уже учился в Минском технологическом институте старший брат Владимир, в Минском строительном техникуме — младший брат Леонид. В школе в шестом классе училась младшая сестра Алла. Было совершенно понятно, что финансовые возможности нашей семьи не могут обеспечить мое обучение в гражданском вузе. Мама мучилась, переживала, но говорить об этом со мной не решалась.

Первым заговорил отец. Говорил он тихо, спокойно, извиняющимся голосом. Отец очень гордился моими успехами в школе, подарил мне после окончания школы хорошие наручные часы марки «Полет», которые я проносил аж семнадцать лет. Ходили они прекрасно, поэтому, когда я купил себе новые, отцовские часы передарил старшему сыну Олегу.

Отец хорошо понимал, что природные способности и хорошая школьная подготовка давали мне возможность и законное право двигаться в Москву либо в Минск в лучшие вузы нашей страны. Ему было крайне неловко отказать мне, который учился лучше всех в семье, выбирать свой путь во взрослую жизнь. Отец только посоветовал: «Присмотрись к военным вузам, ведь они тоже стали готовить высококвалифицированных инженеров. Ну, а дальше выбирай сам, куда тебе идти учиться». Родители ждали моего решения. Взвесив все «за» и «против», я поехал в райвоенкомат в город Копыль.

Для поступления в военное училище нужно было получить направление от военкомата. Военком встретил очень дружелюбно, внимательно выслушал меня, справился об успехах в школе. Я попросил направить меня в Минское высшее инженерное радиотехническое училище (МВИРТУ), о котором шла хорошая молва по всей Белоруссии. Военком сказал, что на весь район по разнарядке ему выделено только одно место в МВИРТУ. Посмотрел на меня и сказал: «Получишь в школе медаль, тогда и приходи за направлением».

МВИРТУ — МВИЗРУ

В училище экзамены принимались на месяц раньше, чем в гражданские вузы. Поэтому я заготовил два комплекта документов для поступления, один в МВИРТУ, а другой в Белорусский университет на радиофизику. В МВИРТУ на первый курс набирали только 130 человек, а поступать приехали более 600 человек, из которых около 90 человек были военнослужащие из войск и суворовцы. Они принимались вне конкурса, если сдавали все экзамены без двоек. Так как тщательный предварительный отбор поступающих проводился еще в военкоматах, а повторно и в кадровом отделе училища, то большая часть абитуриентов были медалистами и выпускниками с несколькими четверками в аттестате, победители всевозможных олимпиад.

Всех поступающих в училище разместили в полевых условиях. Жили мы в больших десятиместных палатках. Все удобства — умывальники и туалет — были на улице. В темное время только эти места и освещались, поэтому вечером там постоянно собиралась толпа абитуриентов, жаждущих подучить предмет накануне экзамена. Палаточный городок был разбит в 500 метрах от забора МВИРТУ. Кормили нас три раза в день в солдатской столовой, в которую водили строем, приучая сразу к воинским порядкам.

После первого экзамена, письменной математики, было отчислено почти тридцать процентов поступавших, среди них много медалистов и победителей различных олимпиад. Я сдал свой первый экзамен на пятерку, хотя и было трудновато. Просидел над задачами около трех с половиной часов из четырех, отведенных по регламенту на письменную математику. Но были ребята, которые решали задачи всего за час и на пятерки. Это были выпускники из московских и минских математических спецшкол, которые объективно были подготовлены намного лучше меня.

Математику устную и физику тоже сдал на пятерки, поэтому от экзамена по русскому языку меня и еще четверых таких же абитуриентов освободили. На экзамене по физике у меня возникли некоторые проблемы с ответами на вопросы на русском языке. Попросил преподавателя разрешить мне отвечать на белорусском языке. Он не возражал, моими ответами остался доволен и поставил отличную оценку.

Адаптироваться к военной жизни мне было довольно легко. Трудиться и учиться до третьего пота приучили деревня и сельская школа. Теперь нужно было научиться жить в новом для меня воинском коллективе, стать его лидером, получить признание и поддержку моих сокурсников и начальников.

Выступление слушателя А. А. Рахманова на митинге МВИРТУ. Слева начальник училища генерал-лейтенант Н. Г. Филатов

Первокурсники по-разному завоевывали свой авторитет в новом коллективе. Были отменные певцы и барды со своими дорогущими гитарами, вокруг которых в каптерке нашей казармы в часы отдыха собиралось человек 30 любителей современной бардовской песни. Кто-то классно играл в шахматы, карты, шашки, домино. Выпускники спецшкол больше года щеголяли своим превосходством в знаниях математики, физики, иностранных языков. Особое уважение и авторитет имели спортсмены. Среди поступивших абитуриентов оказалось довольно много перворазрядников по различным видам спорта и даже один мастер спорта по борьбе Анатолий Жуковский. На этом разнообразном фоне мне выделиться было явно нечем.

3-й курс МВИРТУ. 1969

Два года пришлось догонять лидеров в учебе, усердно штудировать учебники, конспекты, тщательно готовиться к сдаче зачетов и экзаменов. Старался всегда понять ход мыслей преподавателей еще на занятиях, сразу уловить идею выводов и доказательств, запомнить это еще на лекции. На занятиях никогда не отвлекался на другие дела, часто задавал вопросы преподавателям, если не улавливал логику изложения материала. Все это позволяло меньше времени тратить на самоподготовку и легко укладываться в распорядок дня. Главное, чему я научился — хорошо записывать конспекты лекций и занятий наших преподавателей. Память у меня была отменная, на экзамене мог вспомнить целую страницу своего конспекта.

Наиболее трудным оказался первый курс. Ведь вузовская система образования принципиально отличается от школьной.

Она требует большой самостоятельной работы с учебниками, изучения обширной дополнительной литературы, умения быстро и качественно конспектировать лекции преподавателей, которые не всегда в полном объеме излагались в учебниках и пособиях. Важную роль играли лабораторные работы, которые были направлены на приобретение практических навыков.

С первого курса главным предметом для нас стали физкультура и спорт. При поступлении я весил всего 58 килограммов, а ко второму курсу набрал 66 килограммов при росте 168 сантиметров. Физкультурой и спортом мы занимались ежедневно утром и вечером. Перед обедом обязательно подходили к перекладине. Нужно было сдавать нормы по трем упражнениям — подъем силой, подъем переворотом, подъем прямых ног к перекладине.

На выходные дни в увольнение в Минск нас отпускали только через перекладину. В школе спортом я не занимался, но сельская жизнь и естественные физические нагрузки позволяли мне, хотя и с трудом, выполнять обязательные нормы по трем упражнениям на перекладине — 15 подъемов. К третьему курсу я стал третьим на курсе по перекладине: делал по трем упражнениям в сумме 112 подъемов. Получил первый спортивный разряд по военному троеборью, третий разряд по лыжам и пулевой стрельбе. Как принято говорить, физически был развит хорошо и полностью готов к тяготам и лишениям армейской службы.

Но все же учеба для меня была главным делом жизни. Очень скоро многие мои однокурсники поняли, что хороший конспект лекций — это важнейший фактор для успешной сдачи любого экзамена. Мои конспекты пошли по рукам, за ними начала выстраиваться очередь. Со второго курса часть ребят из нашей первой группы упросили меня проводить тренажи ответов на билеты предстоящих экзаменов по наиболее сложным предметам. Обычно собиралась группа середняков человек 10—15. Скоро я и сам стал понимать, что такая групповая подготовка мне самому очень полезна.

К третьему курсу я стал одним из лучших слушателей. Учился только на «отлично» без особого напряжения. Никогда не занимался вечерами и ночами непосредственно перед экзаменами. Накануне экзаменов старался хорошо выспаться. Всегда сдавал экзамены и зачеты в первой пятерке. Шпаргалками никогда не пользовался и в написании их не участвовал.

На третьем курсе я, как лучший слушатель курса, получил стипендию им. А. С. Попова, а на четвертом стал Ленинским стипендиатом. В это время создавался музей МВИРТУ. Меня сфотографировали с карабином на первом посту караула у знамени, сделали очень качественно огромную двухметровую фотографию и поместили в музей училища. Неоднократно посещая родное училище, с удивлением замечаю, что моя фотография у знамени остается в музее на прежнем месте, хотя и СССР уже давно развалился, Беларусь стала независимым самостоятельным государством, да и я уже 46 лет живу и работаю в России.

На четвертом и пятом курсах начал активно участвовать в военно-научном обществе на кафедре автоматики. Научная работа в МВИРТУ была поставлена на высочайшем уровне. Научные работы училища в области перспективных радиолокаторов для ЗРВ, антенных систем различного назначения, систем автоматического управления, теории надежности и эксплуатации зенитно-ракетного вооружения получали признание как в МО СССР, так и у широкой научной общественности нашей страны. Первые навыки научной работы приобрел и я, что позволило мне выбрать достойную тему дипломной работы и на «отлично» ее защитить.

Пять лет учебы в МВИРТУ стали хорошим фундаментом для моей дальнейшей и очень успешной почти 40-летней службы в Российской армии и позволили добиться значительных успехов в военной науке. За 5 лет совместной учебы в МВИРТУ ребята нашего курса подружились, и эта дружба живет среди нас до сих пор. Ежегодно мы встречаемся в Москве, а по круглым юбилейным датам — в Минске. Поддерживаем друг друга в трудную минуту, радуемся успехам всех наших сокурсников, а главное — здоровью, оптимизму и молодому задору всех ныне живущих.

Прошло ровно 50 лет со времени принятия воинской присяги и моего поступления в МВИРТУ. Теперь, спустя многие годы, отдельные события воспринимаются по-другому. Появилось много новой ранее недоступной мне информации.

Слушатель 3-го курса А. А. Рахманов у знамени училища на 1-м посту. Фото из музея МВИЗРУ

111-я учебная группа МВИЗРУ, 4-й курс. А. А. Рахманов — 2-й ряд, третий справа. 1970

На наш первый курс приняли, как и было запланировано, 130 абитуриентов. Проходной балл был 12 по трем профилирующим предметам. Как потом оказалось, восемьдесят процентов от всех поступивших были ребята из офицерских семей. Причем из трех основных регионов: тридцать процентов — минчане (включая детей преподавателей училища), тридцать процентов — из Москвы, где находился Главный штаб Войск ПВО страны, и тридцать процентов — из Твери, научной столицы ПВО, где находился головной научно-исследовательский институт НИИ-2 и академия Войск ПВО страны. Только десять процентов от общего числа поступивших приходилось на представителей всех других регионов великого Советского Союза. Курс оказался многонациональным: русские, украинцы, белорусы, евреи, осетины. Со временем я понял, что попал в один из самых элитных и интеллектуальных военных вузов Советского Союза. Это был базовый, лучший в СССР военный вуз для зенитно-ракетных войск нашей страны. Преподавательский состав был подобран превосходно.

Александр Рахманов на самоподготовке, 4-й курс

Больше половины преподавателей пришли из главной кузницы инженерных кадров Войск ПВО страны — Харьковской военной инженерной радиотехнической академии.

Значительная часть преподавателей по общим предметам — математике, физике, иностранному языку — привлекалась из лучших гражданских вузов столицы Белоруссии города Минска. Лекции по высшей математике нам читали Евгений Иванович Гурский и Вера Васильевна Ершова — ведущие математики Белоруссии.

Надо сказать, что атмосфера учебы, взаимоотношений с начальниками, старшими курсантами, преподавателями была очень доброжелательной. Прививались такие качества, как внимательное и доброжелательное отношение к собеседнику, оппоненту, стремление быть лучше, образованнее. Эрудиция, профессионализм, интеллигентность, трудолюбие, дружба и взаимоподдержка доминировали не только в процессе учебы, но и в казарме, на спортивных мероприятиях и в повседневной жизни.

С четвертого курса мы жили в офицерских общежитиях, находящихся в жилом военном городке на открытой территории. Распорядок дня был довольно свободный. С 8:00 до 14:00 — лекции и занятия, с 14:00 до 15:00 — обед, с 16:00 до 18:00 — самоподготовка, затем свободное время. Питались мы самостоятельно в офицерской столовой, получали на старших курсах стипендию 95 рублей. Женатых ежедневно отпускали к женам в Минск, до которого было всего 9 километров. Я жил в офицерском общежитии в одной комнате с моими близкими друзьями Юрием Комаровым и Валерием Лютецким.

В Крыму на летних каникулах. Слева направо: Юрий Комаров, Михаил Недосеков, Александр Рахманов

Близость к столице Белоруссии городу Минску позволяла нам в полной мере пользоваться благами цивилизации. Как подсчитал В. О. Лютецкий, мы в 1970 году смогли посмотреть в кинотеатрах города Минска семьдесят восемь новых кинофильмов. Библиотеки, эстрадные площадки, лучшие достопримечательности Белорусской столицы и ближайших ее окрестностей нами были изучены досконально. К выпускному вечеру более половины слушателей нашего курса уже были женаты на студентках ведущих вузов Минска — педагогического, радиотехнического, политехнического, института народного хозяйства, Белорусского государственного университета.

111-я учебная группа в родном МВИРТУ через 40 лет

У стен родного МВИРТУ через 40 лет. Слева направо: Ю. П. Комаров, А. А. Рахманов, В. О. Лютецкий

Вручение председателем государственной комиссии лейтенанту А. А. Рахманову диплома об окончании МВИЗРУ и золотой медали

Молодые девушки с удовольствием приезжали к нам в гости на вечерние «огоньки», которые профессионально и с большим изяществом организовывала наша курсовая художественная богема. Все прекрасно осознавали, что другого такого шанса найти достойную спутницу жизни может больше и не быть.

Наш курс за семьдесят лет выпусков из МВИРТУ (МВИЗРУ) был одним из лучших как в учебе, так и в спортивных достижениях.

Более половины выпускников МВИРТУ нашего курса не имели троек в дипломах, двадцать пять процентов получили дипломы с отличием, а четырем выпускникам, включая меня, вручили золотые медали. По итогам службы в войсках наш курс оказался также одним из лучших за всю 70-летнюю историю выпусков — шесть генералов и семь докторов наук.

На курсе была сформирована рота почетного караула Белорусской ССР. Имея прекрасную строевую подготовку, умея виртуозно обращаться с карабинами, рота привлекалась ко многим торжественным мероприятиям в республике, включая важные дипломатические приемы главы Белорусской ССР.

С нетерпением я ждал своего распределения после успешной сдачи выпускных экзаменов и защиты дипломной работы. В отделе кадров мне сказали, что я имею право выбора лучшего распределения. Мне было предложено место инженера-испытателя на полигоне в Капустином Яру.

Я уже знал, что это главный полигон Войск ПВО страны. Многие наши выпускники там уже служили. Отзывы о службе на полигоне были такие: служба интересная, но трудная. Вряд ли удастся быстро уехать, даже на учебу не отпустят. Способные молодые инженеры-испытатели из МВИРТУ быстро становились востребованными, а затем и незаменимыми. Многие ребята «застревали» там на 10 лет и более.

Выпускная фотография лейтенант-инженера А. А. Рахманова. 1971

Поэтому я сказал, что подумаю и посоветуюсь с близкими. А посоветоваться было с кем. У меня уже была невеста — Нина Потапова, с которой мы договорились пожениться сразу после выпускного вечера. Я ее спросил: «А ты готова бросить все и ехать со мной в казахские степи на полигон? Работать там негде». Она сказала: «Да, согласна ехать с тобой». После этого я дал согласие на предложенное мне распределение. Однако все пошло совсем по другому сценарию. В размеренную и «справедливую» работу выпускной комиссии вмешался мощный административный ресурс родителей многих моих сокурсников.

Ближе к выпуску в МВИРТУ приехали представители головного в Войсках ПВО страны НИИ-2 из города Твери подбирать себе молодые научные кадры. Комиссия из Твери приехала уже со своими кандидатурами. Но золотых медалистов в том списке не было. Тогда руководство МВИРТУ и кадровые органы училища настояли и добавили к отобранным кандидатурам еще трех золотых медалистов: Власова Юрия, Рахманова Александра и Трекина Вячеслава. Об этом решении мне стало известно дней за десять до вручения нам выпускных дипломов. Конечно, это был подарок судьбы, и мы с будущей женой были в восторге от него.

Через много лет мы узнали, что все-таки трое выпускников нашего курса сразу были распределены в столицу, город Москву. У всех троих явно проявился мощный генеральский ресурс их ближайших родственников.

После выпускного вечера у нас был отпуск, и мы все разъехались по домам. Но прежде чем поехать к родителям, мне нужно было заехать в город Слуцк, где жила моя невеста. Хотелось получить согласие ее родителей и договориться о времени предстоящей свадьбы. Знакомиться с родителями невесты мне было не нужно. Они меня знали с детства.

С Ниной мы учились с шестого по восьмой в одном классе. После окончания восьми классов она уехала учиться в Минск в финансово-экономический техникум, а я пошел учиться в девятый класс Тимковичской средней школы. Семь лет мы друг друга не видели, не встречались и случайно пересеклись в Браткове, когда после окончания четвертого курса МВИРТУ я был в отпуске у родителей, а она навещала свою школьную подругу.

Во время моей учебы на пятом курсе мы постоянно переписывались и изредка встречались в Минске. Нина часто приезжала в библиотеку, где подбирала материалы для своих контрольных работ, которые ей задавали в академии народного хозяйства БССР. Приезжая в Минск, она всегда находила время и для встречи со мной. С каждой встречей она становилась мне все ближе и роднее. Я все отчетливее стал понимать, что моей холостяцкой жизни скоро придет конец. Пригласил Нину на выпускной вечер в училище, познакомил со своими ближайшими друзьями: Валерием Олеговичем Лютецким и Юрием Петровичем Комаровым. Выбор моей спутницы жизни ближайшие друзья поддержали единогласно.

Заключение

В кабинете начальника 46-го ЦНИИ МО генерал-майора А. А. Рахманова. Слева полковник С. В. Зверев, справа майор А. Н. Сулейманов

На 55-летнем юбилее А. А. Рахманова. Слева направо: академик А. Г. Шипунов, генерал армии М. А. Гареев, генерал-полковник Н. А. Баранов. 2003

На выставке в Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. Справа налево: заместитель начальника Главного управления вооружения по научно-исследовательской работе генерал-лейтенант А. А. Рахманов, генерал-полковник А. С. Скворцов, генерал-полковник В. А. Поповкин. Санкт-Петербург, 2005

Научно-техническая конференция в Туле. Обмен мнениями за чаем в перерыве. Справа налево: генерал армии А. М. Московский, генерал-лейтенант А. А. Рахманов, академик А. Г. Шипунов. 2004

С генеральным директором ОАО «ОКБ-Планета» А. В. Петровым

Дополнения

Как говорят, что Новый год это семейный праздник так оно и есть на самом деле. Один раз я праздновал Новый год в обществе Бориса Селиванова. Его мама организовала проведение этого праздника с приглашением молодежи своих знакомых. Празднование прошло хорошо. Правда, оно было немного подпорчено одним обстоятельством. Среди приглашенных был один молодой человек. Всё шло нормально, но вдруг после моего прихода он стал очень задиристо (правда в рамках приличия) относится к нам (ко мне и Борису). Потом всё выяснилось. Борис, как минчанин, был по гражданке, а я как человек из казармы и находящийся в увольнении, пришел в форме, а упомянутый молодой человек недавно отслужил в армии. Наверное, у него взыграло воспоминание о прошедшей службе, где молодые лейтенанты командовали им. А тут мы — будущие молодые лейтенанты. Это, наверное, и послужило причиной его задиристости.

Но не все праздники проходили в праздничной обстановке, некоторые из них приходилось отмечать и на боевом посту — у тумбочки (в лучшем случае) или в карауле (не говоря уже о «губе»). Один из таких праздников пришлось провести на боевом посту в составе суточного наряда. Анатолий вспоминает о подготовке с Мостивым к празднованию Нового года в наряде и об «уплывшем» в руках помдежа шампанском, а мне вспомнился в связи с этим другой случай. На курсе спиртное, как правило, прятали в сливных бачках туалета: надежно и всегда охлажденное. Как правило сосуд с «горячительной» жидкостью доставали и распивали после того как проверит дежурный по училищу. Но, а тут, в канун Нового года он зашел буквально перед боем курантов: быстро проверил и быстрее на пост, чтобы, наверное, тоже успеть к бою курантов. Он за дверь, дневальный в туалет, в бачок, наряд разливает и распивает тут же на тумбочке (благо есть, где поставить бутерброды), быстро отмечают старый год и вперед за новой для Нового года, а пустую в окно, чтобы не болталась в казарме. А там спешит к себе дежурный. Он по дороге еще заглянул в другую роту, что этажом ниже. И как раз чуть не успел под пустую тару. Но, слава Богу, все обошлось. Однако дежурный не поленился и пожертвовал тостом под куранты и вернулся в казарму с целью найти покушавшихся, как ему показалось, на его жизнь. Но так как он не заметил, из какого окна вылетела совсем с другой целью бутылка, то ему пришлось опять зайти во все роты, а в нашу, как находящуюся на самом верхнем этаже, в последнюю очередь. Это обстоятельство позволили суточному наряду приготовиться к встрече с ним (дневальный заметил свой почти роковой бросок — опять к слову о хорошей метательной школе в училище) и сумел во время прокричать «Дежурный на выход». Дежурный по училищу с мрачным видом обошел казарму и со словами «Кому я перешел дорогу?» поспешно покинул нашу роту. Но к тосту под куранты, я думаю, он не успел, а мы успели.

Некоторые творческие приемы, используемые в истории по переписке.

В одном из своих посланий Ватрик писал:

Татьяна! Перед рифмою твоей

Позволь смиренно преклонить колени

Письмо я получил, и час рыдал над ним

Оно написано как песня нежных нимф:

Прекрасно, мило, нежно, вдохновенно.

Я тоже пробовал творить,

Но разве можно удивить того —

Кто может говорить стихом

Написанным от сердца — незабвенно.

Несчастный — думал я — на свете

Мой меркнет светлой славы путь,

Может быть я тоже в «лете»

Утону когда-нибудь?

Чтобы предать письму большую убедительность, его нужно было написать с дрожью в написании букв и строчек. Как понимаете выводить все буквы коряво и вкось утомительно и, скорей всего, неубедительно. Наш авторский коллектив нашел выход: Анатолий старался как можно аккуратней выводить текст, а его соавтор одновременно с участием в формировании душевного ответа методично стучал по столу, что способствовало передачи дрожи в руках и отражало, как нам казалось, душевное состояние писавшего.

Некоторые приемы при сдачи экзаменов (особенно по политическим предметам: истории КПСС, философии, политической экономии и др., которых было в изобилии во время нашей учебы в училище). Как правило, в процессе ответа по билету нам рекомендовали следующую схему ответа: основное содержание рассматриваемого вопроса, его современное состояние и что по этому вопросу говорили классики марксизма-ленинизма. Если по двум составляющим худо-бедно успевали подготовиться, то с мнением классиков было туговато (времени на них, как правило, не хватало). Однако один наш сокурсник: Анатолий Рыжик нашел хороший выход. Он психологически точно рассчитал поведение преподавателей по этим дисциплинам: с одной стороны они действительно хорошо знали труды основных классиков, но с другой стороны не оспаривали высказывания политических деятелей, чьи фамилии были на слуху, но конкретное содержание их высказываний они скорей всего не знали. Анатолий при своем ответе по тому или иному вопросу всегда ссылался (если конечно не знал цитат из основных классиков) на высказывания Долорес Ибаррури. В ответ на его цитирование революционных, философских, экономических и прочих высказываний великой дочери испанского народа, которая может быть и никогда не говорила ничего подобного и впервые они прозвучали из уст Анатолия, преподаватели с умным видом (будто тоже читали эти высказывания) кивали головой и почти никогда не возражали, а потом в других местах говорили о широком политическом кругозоре слушателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благословенно МВИЗРУ ПВО. Книга пятая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я