Ничего не объясняющие фрагменты прекрасного

Владимир Беляев, 2017

Владимир Беляев (р. 1983) – поэт, акционист, культуртрегер. Автор книг «Именуемые стороны» (2013) и «Вроде сторожившего нас» (2015). Стихи публиковались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Воздух», «Новый берег», «Арион», «Интерпоэзия», в альманахе «Новая камера хранения». Организатор ландшафтного поэтического фестиваля «Пушкинские лаборатории». Участник выставки «Formatting memory» в пространстве «Вертикаль» (проект «Таблички») (2016). Лауреат премии «Дебют» в номинации «Поэзия» (2015). Живет в г. Пушкин.

Оглавление

Из серии: Новая поэзия (Новое литературное обозрение)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ничего не объясняющие фрагменты прекрасного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Из книги «Именуемые стороны» (2013)

«Похоронили по-человечески…»

похоронили по-человечески,

сделали крестик из багетной рамки.

вечером смотрели сквозь занавески

на проходящие танки.

страшно, и ждешь, пока гул удаляется.

но потом — не легко, а пусто.

я и сейчас не знаю, как называется

это чувство.

зато в подвале было легко.

лампа мигала.

выдавали гуманитарное молоко.

мы ушли из подвала.

заняли свободный блокпост —

арматура и сваи.

спали себе, свет звезд и воздух

присваивали.

…я и сейчас не знаю, как называется.

но когда закрываю глаза —

гул бронетехники удаляется,

становится еле слышным,

разбивается на голоса.

«Тайна-наволочка-туман…»

тайна-наволочка-туман.

как булавку найду — вспоминаю

о тебе, о чистом постельном белье.

наши, как легкий туман,

отступают.

я отступаю.

сняли лычки. ключи на столе.

ты проснешься — нет никого.

чайник выключишь, высушишь листья,

скажешь — почта шуршит.

разве нет никого, если есть.

Катя, Миша, Алиса,

кто еще за подкладку зашит.

или этот конверт дорогой —

только проволока, поволока.

хочешь — сам подставляй имена.

или радуется рядовой,

что булавку нашел, что все выше осока.

шаг-другой — не достанет до дна.

«Вышли из трапезной. ветрено, дымно…»

вышли из трапезной. ветрено, дымно.

сад облетает, покоятся зеркала.

в каждом — то небо проглядывается, то имя.

родилась, умерла.

поздние птицы поют как сестры.

спать не дают, а проснуться нельзя.

гильзы в траве — ваши чистые слезы.

что ни найдешь — обещанная земля.

люди проходят, люди хотят проститься.

плачет солдатик, хватается за рукав.

люди проходят. пьет из ладанки птица,

имени не разобрав.

«Музыку включили, вышли на свободу…»

музыку включили, вышли на свободу,

не примяв траву.

все молчишь, турист, а я живу

и смотрю на воду.

нет бы мне сказал — в карьерах

есть второе дно?

и еще — какой там ходит шорох,

как становится темно?

музыку включили. вышли из кино.

нет бы мне сказал — какой там ходит шорох? —

спрашивал турист.

а отец до этого ушел.

день был чист.

шел и приговаривал во тьму —

что-то в этом есть.

ну, иди себе, — а мне и одному

хорошо здесь.

«Где граница участка — когда и где…»

где граница участка — когда и где.

снимают кору — мастко. ставят первый венец.

…вот умру, говорю им, — спрячусь в мутной воде,

как жук-плавунец.

станут возить меня на лебедке — вверх-вниз.

птица и рыба — лебедка, сколько мне лет.

…свет остролистый на всем, — а вот так повернись —

падает свет.

друг-керосинка, пойдем к пожарным прудам.

круг разобьется — станешь огнем молодым.

…падает свет, поднимается — к холодам —

глиняный дым.

«По шанхайке-грунтовке, но уже не домой…»

по шанхайке-грунтовке, но уже не домой.

так — леском сквозь себя прорастая.

или, скажем, дорогой самой,

говорящей — дорога пустая.

может было — и мы выходили к реке,

и ловился карась-бестолковик.

что он мог — на китайском своем языке, —

но сказал ведь, соколик, —

лес келейный — когда забирает с собой —

и становятся люди в просветах —

не играй с ними в облак, в шатер голубой.

вам заимка дана не для этого.

будто слушали мы да картошку пекли,

так — леском сквозь себя прорастая.

ворошили угли и гадали — вдали —

что там лает собака пустая?

там ведь тоже когда-то молчат у крыльца,

по мосткам осторожно ступают.

а то спрячутся все, не дождавшись отца,

и уже засыпают.

«Шли поклониться жасмину и добрым отцам…»

шли поклониться жасмину и добрым отцам.

предлагали щебень, бетон, асфальтную крошку.

— я покину вас на минутку?

— у нас все по часам.

— сходи, сходи на дорожку.

я покину вас на минутку, кафель, щебень, бетон, —

поклониться — добрым отцам, жасмину.

— не говори так.

— да я не о том. никогда не покину.

— что ты, как добрый отец, — никогда, никогда.

что мы — зря предлагали?

родину, щебет, щебень и провода,

провода и дали.

в каждом кусте сидит, в каждом кусте —

родина, щебет. темная, темная только.

шли, измеряли пение в темноте,

сопротивление, силу тока.

«Вот больница светом залита…»

вот больница светом залита.

город сквозь нее проходит.

коридоры, разговоры. клавиша пуста.

нас никто не переводит.

жизнь и начинается в отсутствии таком,

слышишь каждого больного.

чтоб со дна шагов дозвонился телефон

надо больше зрения спинного.

…косточки, ладошки — отойдите на чуть-чуть,

вас сегодня слишком ярко освещают.

и слова вообще, и эти — ящер, чересчур

так навязчиво друг друга навещают.

…но уходят дорогие, отражаются в реке,

в сострадании к воде и человеку.

то на воздух выйду, то присяду в уголке.

хорошо ли мне как человеку?

«Сам я понял или научили старшие…»

сам я понял или научили старшие —

как дышать в молитвенное стекло.

а другие ходят сильно нараспашку

и дышат тяжело.

сам я помню. что такое? ничего не помню.

пол скрипит, начертываются круги.

или как поочередно открывают окна

дети — я которым — выйди помоги.

здравствуйте, которые, — собирайтесь в поле, —

не на кого будет посмотреть.

помолчим у двери, дверь оставим в поле,

как записочку на смерть.

а вернутся праздники, воскресенье птичье —

так отдаст ключи земля жива.

я на этот случай говорю потише —

то, что не слова.

«Только и слышал скрип — заходили просящие…»

только и слышал скрип — заходили просящие.

в доме еще сидел — слушал скрип.

шаги собирались, переставляли ящики,

ни одного не раскрыв.

только и слышал — утяжелялись движения, —

кто разрешал им так себе отвечать?

чередованье просящих, их продолжения.

чуть-чуть еще, и опять.

вот затемнение — найди для меня, оставляющий,

слово хотя бы, — кто может больше сказать?

кто оставляющий слово найди для хотя бы

больше меня сказать

«И не знаешь уже, к кому обратиться…»

и не знаешь уже, к кому обратиться.

раз-два-три, где четвертый?

ходит дима-близнец, тревожная птица,

ни живой, ни мертвый.

будто не было детства, купанья в корыте,

разлетевшихся брызг.

ходит дима один в старом кителе,

пограничник границ.

не найди мы — стоял бы в церковном подвале.

может так и стоит там сейчас.

— где четвертый?

— его не позвали.

водим спичкой у глаз.

нет, не тьма, не пожар — это просьба такая,

дай мне долю сна твоего.

а взамен я не знаю, кого отпускаю.

вот что прежде всего.

«…Было и мне обещание…»

…было и мне обещание —

в сумерках — техническая вода.

в небе замерзло радиовещание.

то — звезда, звезда.

долгая-далекая — над заводом,

гул его с ней сопряжен.

ты на нем работаешь год за годом,

иного смысла лишен.

год за годом тянутся прихожане

тополю покоя желать,

но воздуха человеческое дрожание —

в нем дышо тяжелать.

слава богу, в нем не увидеться.

скрип-поскрип проходной.

сигаретка, другая еще безделица.

холодно мне, хорошо…

«Открываются поочередно…»

А. Б.

открываются поочередно,

но тебя не найти —

ни в больнице, ни в поле.

что вам будет угодно?

ничего-ничего, пропусти —

это так, от бессилия что ли.

хвойный день, слишком дымный.

узнаю тебя там,

но присутствие ослабевает.

вдох пустынный себя выдыхает

и идет по пятам.

не собраться уже и не стать

человеком, травой, полусветом.

навстречу не выйти —

этим лесом, тем летом,

где старуха по небу плыла,

где окрестность ждала

сына, ключа, открытия.

«Кто как не я. охранять дискотеку в березах…»

кто как не я. охранять дискотеку в березах —

человеком в форме отца.

скоро праздник.

скоро поезд приедет и заберет с собой.

безнадзорное дразнит — закури, часовой.

позволяю себе, в темное время суток —

о любви, которую не сберегли.

но как только — так то, что вдали,

протягивает легкий сверток.

— не разворачивай! —

нависает над воскресным столом.

бьет челом об стол, и дальше стоять-охранять.

раньше на месте платформы был бурелом,

танцевали пилы и топоры, пилы и топоры.

с той поры — ежедневные нормы и распорядок дня.

………

— я люблю эту песню, потому что она про меня.

принять ли к сведению, или поставить прочерк?

говорю — собирайся, рабочий,

в новые ясли лесные, —

тихий час, чистый воздух, времянки сквозные.

отдыхай, человек, — живи честно.

«Охраняешь, охранник…»

охраняешь, охранник, — листва над тобой не шумит, —

видишь глину, раздробленный камень.

и людей, — кто привозит их с трех до семи, —

неучтенные ходят кругами.

проследи, как до света меняется их состав,

как себе представителей ищут.

и на слух — что-то очень тяжелое тащат.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Новая поэзия (Новое литературное обозрение)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ничего не объясняющие фрагменты прекрасного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я