Отцовское счастье: быть в согласии с ближними

Владимир Анисимов, 2020

Книга содержит психолого-педагогические нормативы развития отцовства в процессе воспитания своего ребенка в перинатальный и ранний периоды жизни, а также рекомендации по обеспечению разумных условий воспитания конструктивного характера ребенка в структуре отцовско-материнского согласования в достижении детско-родительской взаимности. Издание предназначено для отцов, матерей и практикующих педагогов-психологов, студентов педагогических, психологических и педиатрических специальностей вузов, а также слушателей курсов повышения квалификации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отцовское счастье: быть в согласии с ближними предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рецензенты:

Корзин А.Б., Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук, Председатель Тверской городской Думы 2012–2017 гг.

Сиротюк А.Л., доктор психологических наук, профессор

Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

© Анисимов В.П., 2019

© Оформление, издание, КТК «Галактика», 2020

От автора

Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца?

Потому что сын — его создание.

Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.

Аристотель

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты.

Н.М. Карамзин

Сразу после Бога идет отец.

Вольфганг Моцарт

Академическая педагогика рассматривается учеными как наука и искусство.

Как наука она подробно раскрывается в учебниках по педагогике, особенно тщательно в разделе «дидактика». А вот как искусство воспитания или творчество самосозидания педагогика представлена лишь в сочинениях педагогов-классиков: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбурга, М.П. Щетинина…

Об искусстве воспитания сегодня говорится много, но обнаружить алгоритм воспитания как сотворчества, вскрыть закономерности такого творчества как исследовательского опыта взрослого в создании условий для самопознания ребенком своего Предназначения, обнаружения своей одаренности и призвания, пока удается слабо. Значительным ресурсом в решении этой задачи являются арт-терапевтические и арт-педагогические технологии создания безопасной, экологичной среды развития одаренности каждого ребенка.

На страницах этой книги предложена попытка прописать такой алгоритм с позиций арт-педагогических усилий главного ответственного лица за воспитание — отца.

И вот здесь уже предвижу массу вопросов: почему только отца? А разве мать не творит такие условия? Ответ представлю сразу. Евангельское утверждение «да убоится жена мужа своего» понимается мной как вечное устремление женщины-мате-ри следовать вслед способности мужа-отца любить и ничего не требовать взамен (не ждать взаимности!), но находить в себе силы и способности творить себя (по Образу и Подобию Творца). Отец как ведущий субъект в-ОСЬ-питания по природе своей стремится к созданию такого внутреннего мира «Образа-Я» и окружающей среды, которые могут и должны становиться образцом для подражания его детям. Это, собственно, и является предметом заботы его жены и матери его детей. Единственный страх отца — страх перед Богом — понимается нами как страх неумения любить! Ибо, известно, что Бог есть Любовь, которая по природе человеческой изначально есть в каждом из нас. Следовательно, отцу следует научиться лишь проявлять свою любовь, то есть научиться ЛЮБИТЬ так, чтобы быть образцом для подражания своей жене и детям.

Проверьте себя, продиагностируйте. Чего Вам хочется больше: любить или быть любимым(ой)? Обычный ответ: хочется и того и другого… Но взаимность в земном проявлении любви бывает… весьма редко, ибо для этого надо научиться в каждом своем деянии проявлять любовь. Во взаимности мужчины и женщины приходит Дар: зачатие и рождение Ребенка. У поистине Учителя его ученики научаются проявлению любви в каждом его действии в заботе о гармонии телесного и душевного здоровья как инструментов духовного здоровья. Быть в духе в своих земных проявлениях — это состояние, свойственное для отца!

И вот этой способности любить без ожидания взаимности и может обладать, прежде всего, мужчина (если у него сохраняется мужественность!), которая фокусируется и начинает проявляться в отцовских инициативах с момента сформированной способности любить самого себя, как внутреннего индикатора способности любить ближнего: от зачатия и рождения своего ребенка с любимой, избранной им женщиной как продолжения себя в этом мире и далее непрерывно в процессе всей своей жизни до истиной соборности мужчин, в отношениях которых нет места войне и длительной рассогласованности.

Распространенная практика мужчин ждать взаимности от реальной возлюбленной женщины является продуктом дурного воспитания этого мужчины его матерью, которая не научила его любить самого себя, из чего вытекает неспособность любить ближних своих. Полученная в детстве сверхзабота и гиперопека от сердобольных мам и бабушек, обремененных своим чадом неразумными потаканиями, а также и пропаганда западных СМИ о равноправии женщин и мужчин вкупе со слабо развитой рефлексивной способностью мужчин (о чем совершенно не заботится современная школа), иначе говоря, — слабоумия, — приводит все чаще в современном мире к фемининному или гипермаскулинному (читай «мужланскому», — стереотипно привычному) поведению мужчины. Творцов среди мужчин все меньше (ибо творчество требует оригинально чуткого мышления), что и послужило причиной написания этой книги.

Неспособность творить становится причиной неумения любить, что стало привычной практикой в наше время, когда способность заработать денег на содержание семьи считается уже чуть ли не высшим достижением отцовства, а любовь сводится к банальному сексу. «Ха-ха» — таково адекватное реагирование разумного человека на это житейское представление об отцовстве.

Умение (или способность) любить запускает именно мужчина как отец, где женщина-мать стремится сохранить (поэтому «Берегиня»!) и преумножить эту способность в рождении детей и поддержки своего мужчины в его благих начинаниях, инициативах и деяниях. И только поэтому «да убоится мужа…»! И никаких дословно житейских и упрощенных трактовок такое вероучительное утверждение наших предков не содержит в себе.

Следовательно, как же надо мужчине научиться ЛЮБИТЬ, чтобы женщина вечно стремилась к этому достойному образцу проявления любви? Как же надо проявлять отцу свою любовь — готовность жертвовать и ничего не требовать взамен, чтобы его жена и мать его детей не сомневалась в своем согласии с ним?

Такое умение приобретается в процессе социализации с избранными (далеко не со всеми окружающими!) людьми, личностно значимыми для ребенка, которые и создают образовательную среду взращивания родословных духовно-интеллектуальных способностей человеческого в человеке.

В настоящее время отцовское поведение часто оказывается разрушительным по своей направленности, так как далеко не всегда является образцом для подражания сыну и не совпадает с его природосообразными потребностями, мотивами, а все чаще ориентировано на социальные «нормы», которые из собственно человеческих стремительно превращаются в стереотипно конформистские и все чаще оказывается неадекватным (деструктивным) выражением используемых им способов достижения своей цели. Такой стереотипный поведенческий опыт отца характеризует его как педагогически запущенную личность и, конечно, требует внутриличностного преобразования, перестройки в рефлексии своих желаний и действий. Корректировать самому сформировавшиеся с детства дурные привычки и поведение, как известно, гораздо сложнее, чем в согласованном взаимодействии с ближним, ибо требует зрелости (а не только взрослости) и владения не только операциональным (поведенческим) прошлым опытом личности своих родителей, но и способами достижения целей в преобразовании себя, как позитивного изменения поведения вслед за «интимной сферой» психики — эмоционально-мотивационной структуры, функционирующей как источник появления сильных и обогащения «слабых» свойств и внутриличностных процессов восприятия и рефлексии — чувство-знания, мотивов и воли их удовлетворения, памяти и воображения, мышления и способов общения, взаимодействия индивида… Все это требует внутриличностного творчества как оригинальной, непривычной для себя деятельности, преобразующей сознание в процесс непрерывного осмысления способов реализации своих ценностей и воли в реализации своих духовно-интеллектуальных притязаний в Любви, Вере и своей Одаренности. Такая работа требует глубокого владения арт-педагогическим инструментарием чувствознания, как понимания своего психогенетического (унаследованного, врожденного), так и приобретенного, индивидуально-социального опыта человека-мужчины, — достойного сына, мужа и, в итоге, отца. Такой «перекресток» генетически унаследованных эмоционально-моторных связей (типа темперамента и особенностей нервной системы) с индивидуально приобретенными социальными нормами и обусловливает необходимость постоянного урегулирования этих внутриличностных потоков энергии. Такое непрерывное упорядочивание своего уклада жизни, очевидно, требует креативных способностей как индивидуального творчества самосозидания по образу и подобию Творца.

Отсюда следует, что мужчине, готовящемуся к отцовству необходимо овладеть не только традиционными (в современных условиях стремительно устаревающими) способами воспитания, но и творческими, оригинальными способами согласованного взаимодействия с ближними, что обеспечивает взаимо-СО-действие отца с матерью своих детей. Обратите внимание, — чем они отличаются: взаимодействие и взаимосодействие?.. Взаимодействие допускает и сопротивление как проявление не просто противоречия, но и разности восприятия одной и той же ситуации или события как условие поиска сопричастости, соединения, преодоления дискретности и достижения взаимосодействия, базирующегося на эмоциональной отзывчивости (как принятия ближнего и его позиции) и только потом нахождения согласованных способов совместной деятельности. Освоение этого отличия и является существенной задачей в арт-педагогической практике.

Таким образом, арт-педагогика отцовства предполагает непрерывное сотворчество отца с матерью своих детей в согласовании ценностей и условий воспитания, суть которого сводится к поискам новых, оригинальных способов сохранения родословных ценностей в стремительно изменяющейся среде современной жизни. Такое воспитание в гуманной педагогике называется «в-ОСЬ-питанием» (Ш.А. Амонашвили), где вершина «оси» содержит духовные ценности рода (во имя чего человек и живет!), которые обеспечиваются инструментарием душевных и физических (материальных) ценностных ориентиров и способов их реализации.

На страницах данной книги раскрываются основы арт-педагогики отцовства как сотворения им своих представлений о том, что сделает его счастливым. А там, где счастлив отец, счастлива и его семья, — мать его детей и все его дети. Как минимум, они живут в доминирующей радости позитивно-оптимистического устремления отца и конструктивном сотворении им себя и мира вокруг.

Эта книга-практикум. Поэтому каждая мысль здесь не требует веры автору, но подразумевает перепроверку через свой индивидуальный опыт чувствознания.

Не верьте мне, проверьте на себе!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отцовское счастье: быть в согласии с ближними предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я