Представленная книга посвящена ядру системы интеллекта – мышлению. В ее начале идет рассказ об интеллекте в целом и мышлении как его базовой системной составляющей, а затем раскрываются виды мышления с их назначением и особенностями. Подробно рассматривается логическое мышление. Предметом и продуктом мышления являются информация и знания, которым также уделено внимание в книге. В завершение рассмотрено управление интеллектуальной деятельностью человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление в системе интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Владимир Александрович Дресвянников, 2023
ISBN 978-5-0059-8080-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступление. Что такое интеллект?
Если обозначить интеллект как способность к адаптации и выживанию в окружающем мире, то интеллектом обладает все живое — растения, животные, люди. То есть вся природа имеет интеллект, иначе не было бы ее вовсе и не было бы эволюции развития посредством адаптации.
Маленький одноклеточный организм по имени LUCA — наш универсальный общий предок — дал старт бесконечному материальному и нематериальному (интеллектуальному) развитию жизни на планете Земля.
Где-то я вычитал, что некоторые специалисты по искусственному интеллекту считают, что запустив в информационной среде нейронную сеть «с нуля», через некоторое время в процессе адаптации получают интеллектуальную систему, способную решать сложные задачи, находящиеся в контексте этой среды, и «выдавать на гора» инновационные интеллектуальные продукты. Возможно, это и так…
Конечно же, между интеллектом растений, животных и людей есть различия!
Ученые-биологи открывают свойства растений, указывающие на то, что растения обладают интеллектом и определенным образом могут мыслить, чувствовать, общаться.
Интеллект растений проявляется через физиологию как:
— адаптация к внешней природной среде и ее изменениям с целью обеспечения себя необходимым для жизни и совершенствования;
— «коллективный разум» леса, грибов с созданием коммуникативных сетей через корни и споры;
— физиологическая реакция на музыку, слово, эмоции, действия человека садовых и комнатных растений.
Рисунок 1 — Растение с мозгом. Рисунок создан нейросетью Dezgo по текстовому описанию.
В статье BBC News, которая называется «Растения занимаются арифметикой — ученые», британские ученые утверждают, что обнаружили в растениях возможность арифметических вычислений: количество потребляемого крахмала рассчитывается с помощью операций деления с вовлечением в процесс химических веществ, имеющихся в листьях. Ночью, когда растение не может использовать энергию солнца, чтобы превращать диоксид углерода в сахар и крахмал, оно регулирует расход запасов крахмала, чтобы не израсходовать их раньше рассвета.
Древние люди-язычники по-особому относились к природе, наделяя ее разумом. Они разговаривали с растениями, просили у них совета, исцеления, помощи, защиты. Конечно, все это мистика. Тем не менее, некоторые древние обряды, например, вызывание дождя, используются различными народами и сейчас и дают (хотите — верьте, хотите — нет) результат. Ну, по крайней мере, если человек наделяет природу душой, то он относится к ней бережливо.
Ну, раз есть интеллект у растений, то у животных — тем более, поскольку у них уже имеется для этого специфический орган — мозг. Физиологический интеллект подобный тому, какой есть у растений, у животных остался, но добавились и другие интеллектуальные способности: мышление, способность к обучению, коммуникации, эмоции, которые не могут быть объяснены инстинктами или условными рефлексами — то есть психический интеллект. Как показали многочисленные эксперименты, на уровне действия с предметами (конкретно-действенные) животные вполне успешно выполняют различные задания (если, конечно, у них есть стимул). Циркачи демонстрируют то, как животные прекрасно обучаются. А владельцы собачек расскажут вам о любви к ним их питомцев.
Животные могут обобщать, выделять и сравнивать объекты внимания. Конечно, словом они не владеют, но какой-то свой язык у них есть, например, у муравьев развит символический «язык» — антеннальный код, есть свой «танцевальный» у пчел. Животные не используют в своей умственной деятельности понятия, но используют ощущения, представления, образы. Они не владеют счетом, но могут делать количественные сравнения. Например, в исследованиях З. А. Зориной и А. А. Смирновой (1995 г.) у ворон вырабатывали дифференцированные условные рефлексы выбора карточки, на которой было изображено множество с большим, чем на другой карточке, числом элементов.
Мозг у человека больше и сложнее устроен, чем у животных (в частности, человеческий мозг включает около 100 миллиардов нейронов и 100 триллионов синапсов — соединений между нейронами, больше развита лобная доля, имеются отличия в строении нейронов) — значит и интеллектуальных способностей больше, они качественнее.
Конечно же, мы соображаем лучше, чем свиньи, коровы, собаки и, даже, дельфины. Но главное (!) — у человека появляется психологический интеллект или высшие психологические функции по Выгодскому. Человек — вершина природы — обладает сознанием, т.е. он осознает себя как личность и, в том числе, осознает наличие у себя интеллекта, а если постараться, то и возможности по его использованию и развитию.
Человек обладает абстрактным мышлением, он может создавать теории, работать с информацией, изолируя (отделяя) ее от мира вещей!
Человек использует язык, умеет передавать информацию кодированную знаками, общаться!!
Человек может создавать новую информацию, знания и превращать их в новую реальность — материальные, нематериальные и социальные объекты!!!
Таким образом, человек имеет физиологический (биологический, соматический), психический и психологический интеллект, т.к. человек является последним звеном эволюции природы к настоящему времени.
Кстати, как выяснилось недавно, в животе у нас спрятана нервная система со своим «животным биологическим» интеллектом (Любовь Степушова. Второй мозг находится в животе. Pravda.ru).
Что интересно, развитие нервной системы и мозга человека, как материальной основы его интеллекта, осуществлялось в пространстве тела параллельно пищеварительной системе. Так спинной мозг образовался вдоль пищевода, желудка и кишок, а головной мозг, также и важнейшие рецепторы — зрение, обоняние и вкусовые почки — возле рта из окологлоточных нервных узлов. Это и понятно: не покушаешь — не будешь жить! Поэтому на первом месте — управление поиском, поглощением и переработкой пищи, удаления отбросов.
Вольдемарас Кемпинскас в своей книге «Лекарство и человек — победы, надежды, опасности, поражения» пишет: «По сей день даже у нас, людей, стоящих на вершине эволюции жизни нашей планеты, имеются знаменательные биохимические сопряжения между первоначальной — пищеварительной системой и высочайшим образованием, венцом биологического прогресса, — головным мозгом. В кишечнике образуются и выделяются серотонин, эндорфины и некоторые другие вещества, которые имеют постоянную „прописку“ в головном мозге и там работают, в то же время в мозге в небольших количествах образуются некоторые пищеварительные ферменты…» (Кемпинскас В. В. Лекарство и человек — победы, надежды, опасности, поражения. — М.: Знание, 1984. — 96 с. с.57).
Так что такое интеллект? Попытаюсь определить, исходя из вышесказанного.
Интеллект — это способности нервной системы организма человека:
— неосознанные (низшие, физиологические), обеспечивающие его выживаемость и адаптацию к внешней среде (среде обитания);
— осознанные (высшие, психико-психологические), заключающиеся в возможности работы с информацией: ее извлечению (восприятию), обработке, хранению, преобразованию, передаче и практическому использованию для достижения поставленных целей, решения осознанных проблем.
Первая часть определения — насчет неосознанного интеллекта — вызывает у вас сомнение?
Для порядка дам и другие определения:
1. Интеллект (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Источник: Википедия.
2. Интеллект — это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности — при овладении новым кругом жизненных задач. Источник: Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
3. Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Источник: Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
4. Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей. Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Источник: А. В. Коврова. Понятие интеллекта в психологии.
Какое определение вам больше нравится?
Кстати, вездесущие американцы выяснили, что в мозгу есть тоненький участочек — клауструм (Claustrum), дендриты (разветвленные отростки нейрона, передающие информацию) которого распределены по всему мозгу. Т.е. клауструм собирает всю информацию и обрабатывает ее, формируя целостное представление воспринятого органами чувств в мозгу. Отсюда был сделан вывод, что клауструм — источник сознания.
Из этого, почему-то был сделан вывод, что «никакая, даже самая совершенная компьютерная программа не будет обладать сознанием». Вопрос — а сетевой искусственный интеллект? Разве трудно в этих сетях создать аналог клауструма (а может он уже и есть в существующих сетях)? Значит можно создать и сознание?
И еще — эксперимент американцы проводили на мышах, у которых есть этот самый клауструм, а вот сознания-то нет. Может, все-таки, сознание — высшая психическая функция, которая формируется, начиная с рождения человека — «протаптываются» нейронные дорожки, а не появляется само по себе как элемент мозга? А ваше мнение?
Интеллект — он не плоский, а объемный!
Мы уже представляем себе, что такое интеллект в общем. Но, поскольку, это сложная система, то надо бы рассмотреть его с разных сторон, выделить отдельные части, представить в виде информационной модели. И это уже большой шаг по пути его осознания и развития. Согласитесь — если у нас есть модель (чертеж, план, проект, прототип) чего-то, то, используя ее, мы уже можем работать над этим чем-то.
Но! Интеллект — это не мясорубка, которую запросто можно разобрать и изучить, а нечто косвенно осязаемое через наши ощущения, представления, точки зрения, результаты психологических экспериментов. Поэтому-то и видов интеллекта, его моделей несколько!
Англо-американский психолог Раймонд Кэттелл разделил интеллект на два вида — подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на способностях познания и мышления для решения новых для человека задач. Второй — на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и умения, наработанные технологии и шаблоны интеллектуальной деятельности. В принципе, это каждому знакомо. Кристаллизовавшийся интеллект я бы еще назвал интеллектуальным капиталом человека, он позволяет экономить время и энергию. Но! Часто люди не напрягают мозги и пытаются решить новые задачи старыми способами, что не очень хорошо.
Английский психолог Чарльз Эдвард Спирмен представил двухфакторную модель интеллекта: общие интеллектуальные способности — G-фактор и специальные интеллектуальные способности — S-фактор. Общие способности в целом определяют нас как класс людей, а специальные определяют наши интеллектуальные отличия. Ну и, следовательно, предрасположенность к определенному виду деятельности. В детстве S-фактор проявляется как задатки ребенка. Вопрос в том — станут ли они способностями, а затем перерастут ли в умения и навыки? О сколько потерянных талантов! Тем более, что эти специальные способности могут сами по себе исчезать — мозг живет своей жизнью. Тем не менее, очень нужно постараться увидеть этот S-фактор и постараться его развить. Тогда, по крайней мере, будет мастерство, а в вполне возможно — талант или даже — гениальность!
Американский психолог шведского происхождения Луис Леон Терстоун создал мультифакторную модель интеллекта, выделив ряд его составляющих. Опишу их, вставив свои комментарии:
V. Словесное понимание. Слово это понятие, которое несет в себе смысловое содержание о чем-либо.
W. Речевая беглость. Это способность из слов быстренько строить речевые предложения.
N. Числовой фактор. Способность работать с числами.
S. Пространственный фактор. Я бы сказал — пространственное мышление. Способность различать и строить плоскую и объемную геометрию.
М. Ассоциативная память. Почему он ограничился только ассоциациями для запоминания мне не совсем понятно. Есть, например, и моторная, образная, логическая и другие виды памяти.
Р. Скорость восприятия. Тоже не совсем понятно — почему только скорость? А объем? И вообще — восприятие основано на внимании, которое имеет множество характеристик.
I. Индуктивный фактор. Вроде как способность к обобщению. А что — дедуктивный фактор не важен?
Эта теоретическая модель хороша тем, что позволяет организовать практическое тестирование и оценить свой интеллект по этим составляющим пусть даже и не в полной мере. А там уж вы видите — над чем надо поработать. Модель Терстоуна фактически отражает общие интеллектуальные способности — G-фактор по теории Спирмена. Они нужны всем. Но почему-то отсутствует отдельно выделенное мышление — «краеугольный камень» интеллекта. Почему — ваше мнение?
Американский психолог Говард Гарднер также использует многофакторный подход и представляет 7 видов интеллекта. При этом каждый из них ориентирован на определенный вид деятельности, т.е. если ориентироваться на теорию Спирмена это разновидности S-фактора. Такая теория удобна для профориентации и оценки профессиональных качеств работников.
Вот эти виды:
1. Лингвистический интеллект. Иначе говоря — языковые способности. Согласно представленной выше теории Луиса Терстоуна это сочетание двух факторов: V. Словесное понимание и W. Речевая беглость. Такой интеллект необходим людям, работающим со словом: писателям, журналистам, поэтам, педагогам. Современные профессии — копирайтер, спикер. А еще?
2. Музыкальный интеллект составляют слуховые способности определять высоту, тон, тембр, громкость и другие особенности звука. Но, конечно же, этого недостаточно. Важно эмоциональное восприятие музыки, ощущения, переживания. Всем, кто связан с музыкой, он необходим, но и слушателям не помешает.
3. Логико-математический интеллект — способности к формально-логическому, цифровому, каузальному (причинно-следственному) мышлению. Профессии: математик, инженер, программист, бухгалтер и т. д. Да, в принципе, он всем нужен.
4. Пространственный интеллект. Это аналог S. Пространственного фактора Терстоуна. Нужен архитекторам, конструкторам, дизайнерам, художникам. Кому еще?
5. Телесно-кинестетический интеллект. Это уже, в большей степени, свойства физиологического интеллекта нашего тела, мозга — если мы задумаемся, как удержать равновесие на велосипеде, то большая вероятность, что упадем или во что-нибудь/в кого-нибудь врежемся. Он очень нужен всем, кто профессионально двигается — спортсмены, танцоры, актеры, рабочие, водители, официанты (иначе — поднос на голову клиента!), минеры, хирурги, музыканты. Никого не забыл?
6. Межличностный интеллект как способности к общению, взаимодействию, построению продуктивных отношений. Это социальные профессии, менеджер, преподаватель, врач, психолог, продавец. Да, в принципе, и каждому не помешает. Конечно же, межличностный интеллект тесно связан интроверсией. Сейчас его чаще называют социальным интеллектом.
7. Внутриличностный интеллект — это способности к осознанию себя, пониманию своих потребностей, мотивов, эмоций, рефлексии (обращение внимания субъекта на самого себя), медитации. Необходимо это всем людям творческих специальностей — музыкант, поэт, писатель, актер, философ, психолог, педагог. Ну и тем, кто нацелен на духовное, интеллектуальное развитие.
Таким образом, интеллект — это множество способностей как отдельных элементов. Они связаны с физиологическими (органы восприятия и мозг), психическими и психологическим способностями человека. Мы видим, слышим, осязаем, ощущаем пространство, обоняем, а потом перерабатываем эту разнообразную информацию. Это то, что нас всех объединяет в нашем интеллекте. НО! Мы все физиологически разные и это дифференцирует, отличает нас в интеллекте. И определяет наше предназначение, направленность к определенному виду деятельности. Добавим к этому, что очень важно, воздействие среды — условия жизни, воспитание, общение, обучение, что накладывает на эту физиологическую структуру «проторенные дорожки» нейронных связей. И тут-то самое интересное! Какие «дорожки» мы протопчем, таким будет наш интеллект, а значит наша деятельность, ее результаты и жизнь!
Развивая сказанное, условно можно выделить три части интеллекта:
1. Часть свойств тесно связаны с органами восприятия (рецепторной системой) и определенными участками мозга, например, специальные: музыкальные — органы слуха и височная доля мозга; телесно-кинестетические — органы осязания и мозжечок; пространственные — органы зрения и затылочная часть мозга; речевые — язык, гортань и лобная доля, а также левое полушарие мозга. Конечно, связи органов восприятия и участков мозга более сложные, чем я описал здесь.
2. Другая часть свойств интеллекта не связана преимущественно с определенными органами восприятия, но задействует определенные участки мозга, например: память — гиппокамп и височные доли; логическое мышление — лобная доля и левое полушарие; цифровое — левые нижние фронтальные области мозга.
3. А третья часть свойств интеллекта, например, определенные Говардом Гарднером как межличностный и внутриличностный интеллект не связаны конкретно с каким-то участком мозга. Это работа всего мозга! Хотя, как пишут ученые, максимально используется лобная доля. Эта третья часть интеллекта является управленческой надстройкой над общими и специальными интеллектуальными свойствами.
Еще можно сказать так:
— одни элементы структуры интеллекта получают и первично обрабатывают информацию (сигналы);
— другие — вторично обрабатывают первичную информацию;
— третьи — управляют первыми и вторыми (метакогнитивная функция), вырабатывая третичную (управленческую) информацию.
Небольшая практика.
Учимся осознавать и разделять свои интеллектуальные процессы в соответствии с этими тремя частями. Поначалу можно проговаривать, типа:
1. Для процесса первичной обработки информации: «Я вижу, слышу, ощущаю, чувствую…»;
2. Для процесса вторичной обработки информации: «Я вычисляю, сочиняю, проектирую, анализирую, обобщаю…».
3. Для процесса третичной (управленческой) обработки информации: «Я осознаю, понимаю, контролирую работу с информацией (работу мозга, интеллектуальную, умственную деятельность), оцениваю ее, управляю вниманием, памятью, технологиями умственное деятельности…».
ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКТА, ЕГО СТРУКТУРЫ, СВОЙСТВ И ПРОЦЕССОВ — ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЕГО РАЗВИТИИ.
ТАК МЫ СТАНОВИМСЯ ХОЗЯЕВАМИ СВОЕГО МОЗГА!
Еще раз о структуре интеллекта. Предлагаемый вариант
В предыдущем параграфе описаны модели структуры интеллекта. Основное, что объединяет подходы ученых к представлению интеллекта — деление его свойств на общие и специальные.
Все верно! Так оно и есть! Все мы люди, наш мозг одинаково устроен, мы живем в одной среде, решаем схожие задачи и, соответственно, у нас есть общие интеллектуальные способности. Но, если какая-то из них имеет особое значение в определенном виде деятельности, то она является специальной и ее нужно развивать, если, конечно, Природа уже не наградила вас этим, например, как Моцарта.
Предлагаю немного другой подход к представлению структуры интеллекта, который можно назвать системно-процессным.
Почему системный? Потому что интеллект представлен интегрировано, как совокупность отдельных подсистем, каждая из которых является самостоятельной и, в тоже время, взаимодействует с другими.
Почему процессный? Потому что каждая подсистема интеллекта имеет определенную функцию, а во взаимодействии образуется процесс. Да не один!
Вот коротко подсистемы интеллекта:
1. Интеллект восприятия — это психические свойства и, соответственно, процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как личности, их отображения и запоминания.
Основу интеллекта восприятия составляет генетически заданная рецепторная система человека (зрение, слух, обоняние, осязание), посредством ощущений создающая в мозгу чувственный образ. Индивидуальные особенности этой системы во многом определяют характер и уровень развития интеллекта восприятия.
В свою очередь этот вид интеллекта определяет разнообразие и глубину мироощущений, объем освоенного человеком жизненного пространства, степень адекватности внутреннего мира человека внешнему.
2. Эмоциональный (чувственный) интеллект — это способности к распознаванию (идентификации) своих и чужих эмоций, пониманию их смысла (влияния, значения) в нашей жизни и управлению ими.
Физиологическую основу эмоционального интеллекта составляет, прежде всего, лимбическая система мозга, таламус, гипоталамус, гипофиз, гиппокамп.
Эмоциональный интеллект является развитием интеллекта восприятия и во многом определяет богатство чувственной жизни человека, его способности к переживанию и сопереживанию, к самовыражению и творчеству.
Эмоциональный интеллект является средством чувственного и интуитивного познания реальной действительности и в современных условиях, характеризующихся неопределенностью и риском — когнитивная функция. Эмоции являются определенным видом информации.
3. Интеллект мышления (продукционный) — это наши способности работать с воспринятой информацией, которая лишь частично обработана и требует дальнейшего преобразования в познавательных целях.
Большой Энциклопедический словарь определяет: «В широком смысле мышление — это высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания».
Он содержит психические процессы логического, системного, каузального и других видов мышления, обеспечивающие нейронные операции обработки информации.
Аналогично предыдущим видам интеллекта степень развитости и особенности интеллекта мышления будут во многом определяться генетикой строения головного мозга человека.
Интеллект мышления завершает процессы восприятия, систематизирует и преобразует полученную информацию с учетом ее полезности и поставленных целей, создает технологии жизнедеятельности человека.
В представленной здесь структуре эмоциональный интеллект стоит перед интеллектом мышления, т.к. наш мозг, являющийся результатом эволюционного развития, вначале эмоционально реагирует на воспринятую информацию, а уж потом ее обдумывает.
Однако, при желании и определенной работе над собой, можно стать бесстрастным Штирлицем. Хотя, конечно, это очень сложно. Да нужно ли? У каждого свой ответ на этот вопрос.
4. Креативный (творческий) интеллект определяется степенью природно-заданной интеллектуальной активности и мощности, гибкости, подвижности, ассоциативности мышления и поведения человека, способностью не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности, что позволяет создавать новые информацию и знания; принимать эффективные решения в условиях неопределенности, обучаться и изменяться.
Креативный интеллект — ключевой фактор эффективной деятельности человека в современном обществе.
5. Социально-культурный интеллект — это развитые вербальные и коммуникативные способности человека, умения формировать свой социальный статус и общественное предназначение (миссию).
«Багажом» социально-культурного интеллекта человека являются так называемые «неосязаемые активы» человека — его принципы и правила поведения, морально-этические установки, сформированные продуктивные отношения с окружением.
Социально-культурный интеллект фактически смыкается с эмоциональным интеллектом, так одно из свойств эмоционального интеллекта — эмпатия — является свойством и социально-культурного интеллекта.
Этот вид интеллекта существенно влияет на успешность жизни человека, на то, как он реализует себя, использует свои природой данные способности.
6. Экономический (предпринимательский, хозяйственный) интеллект — это, прежде всего, предпринимательские способности человека, способности реализации его как «экономического человека», прагматическое мышление, практическая сметка, смекалка.
Сюда же относятся такие характерологические свойства интеллекта как мотивация, целеустремленность, стрессоустойчивость и т. д.
Далеко не все люди обладают интеллектуальными способностями предпринимателя. Но в рыночной экономике, каждый должен, по крайней мере, не «оказываться в дураках», а еще лучше — уметь извлекать выгоду.
Незабвенный Л. И. Брежнев еще в советскую эпоху выдвинул государственный лозунг «Экономика должна быть экономной». Домохозяйство тоже!
Экономический интеллект завершает интеллектуальную цепочку. При хорошем раскладе он является интеллектуальной квинтэссенцией, основной сущностью интеллекта в рыночной экономике, выбирая «нужные» свойства из каждого указанного вида интеллекта.
Если он отсутствует, то, какими бы другими интеллектуальными способностями вы бы не обладали, экономического (материального) блага вы не получите. Его получит тот, кто воспользуется результатами вашего интеллектуального труда. История знает примеры того как изобретатели-одиночки оставались ни с чем, а бизнесмены извлекали выгоду из их изобретений.
Изобретательница спиннеров Кэтрин Хеттингер разработала эту игрушку ещё в 80-х годах для детей с СДВГ, тревожными расстройствами и аутизмом для оказания терапевтического эффекта. После изобретения она запатентовала спиннеры, но в 2005 году, задолго до их массовой популярности, срок патента истёк, и она не стала его продлевать, а коммерсанты раскрутили на рынке игрушек и заработали миллиарды.
В истории изобретательства известны и случаи альтруизма, когда создатели коммерчески выгодных изобретений сознательно делали их открытыми для всех, не извлекая выгоды для себя. Так Джонас Солк, создавший вакцину от полиомиелита, на вопрос о том, кому принадлежит патент, ответил, что это достояние всего человечества. В результате массовой вакцинации заболеваемость среди детей, особенно подверженных инфекции, снизилась на 96%. Хотя, конечно, предприниматели и в этом случае не упустили своей выгоды.
Но если у вас работает экономический интеллект, то коммерциализация изобретения даст вам большую выгоду. Известна история итальянца Марио Моретти Полигато, который работал в семейном бизнесе виноделов. В жарких условиях он испытывал дискомфорт от перегрева ног, и у него появилась идея создать обувь с миниатюрными дырочками и специальным слоем из водоотталкивающего материала. На реализации этой идеи он сумел заработать около 3 миллиардов долларов.
Препятствием (ограничением, фильтром) для формирования и использования экономического интеллекта являются психологические и социальные установки, принципы, правила, т.е. социальный интеллект может противодействовать экономическому. Много шума наделало поведение известного российского математика Григория Перельмана, который доказал гипотезу Пуанкаре, а после всемирного признания отказался от премий и многих выгодных предложений, предпочитая очень скромную уединенную жизнь в петербургской хрущевке.
В 2006 году в американском журнале «The New Yorker» была опубликована большая статья «Многообразная судьба» журналистов Сильвии Назар и Дэвида Грубера, которые прилетели в Санкт-Петербург и лично пообщались с Григорием Перельманом. В интервью Перельман объяснил причину расставания с математическим сообществом: «Чужаками считаются не те, кто нарушает этические стандарты в науке… Люди подобные мне — вот кто оказывается в изоляции… Разумеется, существует масса более или менее честных математиков. Но практически все они — конформисты. Сами они честны, но они терпят тех, кто таковыми не являются… Пока я оставался незаметным, у меня был выбор… Либо крепко всем насолить (поднять шумиху по поводу нечистоплотных методов в науке), либо промолчать и терпеть отношение к себе как к домашней собачке. Теперь, когда я превратился в очень заметную персону, я не смогу и дальше молчать. Вот почему я был вынужден уйти».
Возникает вопрос — мозг имеет определенную структуру, а почему интеллект может быть представлен так или эдак?
Интеллект — это психико-психологические свойства человека. Частью он определяется устройством и состоянием мозга, а частью (и весьма значительной!) формируется самой жизнью — воспитанием, обучением, видом профессиональной деятельности, факторами окружающей среды, принятым мировоззрением.
Рисунок 2 — Мозг человека в виде сада с дорожками. Рисунок создан нейросетью Dezgo по текстовому описанию
Мозг — носитель интеллекта. А интеллект — это «протоптанные» нами в мозгу нейронные дорожки! Какую модель интеллекта вы приняли как генеральный план «мозгового ландшафта» так и он и будет формироваться вами. А ваше мнение?
Как связаны элементы комплексной структуры интеллекта?
Я уже представил вашему вниманию составляющие комплексной модели структуры интеллекта:
1. Интеллект восприятия.
2. Эмоциональный интеллект.
3. Интеллект мышления.
4. Креативный интеллект.
5. Социально-культурный интеллект.
6. Экономический (предпринимательский) интеллект.
Рассмотрим — как они связаны между собой.
В-первых, отметим, что первые три вида интеллекта — восприятия, эмоций, мышления — являются базовыми. Они тесно связаны со структурой мозга и связаны единым интеллектуальным процессом: воспринимаем информацию (стимулы, воздействующие на рецепторную систему) → эмоционально реагируем на эти стимулы → ментально (мысленно) их обрабатываем.
Процесс этот, во-первых, не прямолинейный, т.к., например, восприятие это не механическое принятие стимулов органами чувств, а их первичная обработка мышлением. Хотя не у всех и не всегда так! Мы отличаем два процесса: «смотреть» и «видеть». «Смотреть» — это получать изображение на сетчатку глаза с передачей в затылочную долю мозга — и всё! А «видеть» — это выделять объекты, различать, сравнивать их, фиксировать замечать что-то новое, т.е. мышление включается в восприятие!
Теперь о креативном интеллекте. Он является произвольным от базовых видов интеллекта. Креативный интеллект формируют определенные способы восприятия, эмоционального переживания и ментальной обработки информации. Например, стенические (мотивирующие, активизирующие) эмоции — вдохновение, восхищение, удивление, азарт — идут на пользу креативности, а астенические (демотивирующие, угнетающие) — не идут на пользу. Хотя, конечно, далеко не всегда так, — многие произведения искусства были созданы в меланхолии, тоске и печали. Французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и эссеист Альберт Камю сказал: «Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения». Печаль, грусть и тоска — характерные настроения в русском искусстве…
Есть еще такое эмоциональное состояние организма, способствующее творческому поиску — некогруэнтность. Попросту говоря — это когда мы «не в понятках», в растерянности, в «раздвоении мозгов», тогда делаем ментальные шаги по прояснению ситуации и созданию чего-то нового.
Глубокое мышление — да, способствует творчеству, а поверхностное — нет; дивергентное (многовариантное) — да, а конвергентное (одновариантное) мышление — нет.
Значит, как мы выяснили, креативный интеллект является произвольным от базовых видов. Ну, а социально-культурный? То же самое! Но есть особенности.
Во-первых, он очень тесно связан с эмоциональным интеллектом в части эмоционального восприятия человеком других людей, отношений, возникающих между ними (любовь — ненависть)! А во-вторых, особенности его проявления во многом определяются теми ментальными фильтрами и резонаторами-усилителями, которые построили совместно интеллект мышления и эмоциональный интеллект и поставили на вход интеллекта восприятия. Эти фильтры направляют наше внимание, а резонаторы стимулируют эмоции и мышление в этом направлении. По сути — это то, что мы называем мировоззрение, мировосприятие, миссия.
Например, идеология — это очень сильный мировоззренческий фильтр. Крайний случай проявления этого — фанатизм! И мы знаем, к каким разрушительным социальным последствиям он приводит.
Последний — экономический (предпринимательский) интеллект, как я отмечал ранее, замыкает эту цепочку. Совсем не обязательно ему быть. В принципе, можно обходиться и без него. Но, если он есть, то наш интеллект становится нашим индивидуальным интеллектуальным капиталом! А любой капитал обеспечивает определенное благо (богатство, качество жизни, признание, успех)!
Экономический интеллект — это набор свойств всех видов интеллекта, которые работают на результат, определяют успех! Плюс — это предпринимательские способности, которые скомбинируют эти свойства в экономически выгодном виде.
Так что, нужно стремиться к гармонии, сбалансированности, самодостаточности в интеллектуальном развитии. Либо, если это не получается, то сформировать групповой интеллект — объединиться с тем у кого есть то, чего вам не хватает. Например, изобретатель, обладающий креативным интеллектом, может сотрудничать с предпринимателем, имеющим экономический интеллект.
Выберете время и сосредоточьтесь, осознайте свой интеллект в системе! Осознание — первый шаг к развитию!
Теперь еще одна, очень важная фишка, связанная со структурой интеллекта!
За аналогию, для лучшего представления, возьмем производственное предприятие. В его хозяйственной деятельности базовым является производство материальной продукции. Соответственно, имеется вход в систему предприятия — обеспечение производства сырьем (служба снабжения), затем само производство по определенным технологиям обработки (преобразования) сырья (рабочие места, участки, цеха), и выход из системы — сбыт готовой продукции (служба продаж).
Аналогично в интеллектуальной деятельности базовым является производство нематериальной (интеллектуальной, информационной) продукции. Имеется вход в систему интеллекта — обеспечение производства «сырой» информацией (интеллект восприятия), затем само производство с использованием определенных ментальных технологий (эмоциональный, мышления, креативный, социальный виды интеллекта), и выход из системы — сбыт готовой нематериальной продукции — (экономический интеллект).
Но, но, но! На промышленном предприятии над базой есть надстройка — управление, менеджмент. Часть менеджеров включены в само производство и рулят непосредственно производственным процессом — мастера, начальники участков, цехов, а часть находятся над производством — заводоуправление — и осуществляют общее управление хозяйственной деятельностью предприятия как единой системой.
А в нашем интеллекте это проблема — управление интеллектуальной деятельностью! И очень большая! Во многом слабость интеллекта проявляется как слабость управления им. Как утверждают многие ученые — наш мозг принимает решения помимо нашего сознания, он рулит нами…
В этой части работа по совершенствованию интеллекта заключается в создании в структуре интеллекта управленческой надстройки и управленческих процессов. Такой интеллект можно назвать метакогнитивным.
Википедия определяет: «В эпистемологии приставка «мета-» означает «о себе». Например, метаданные — данные о данных (кто выдаёт их, когда, какой формат данных используется и т.п.)». Аналогично, метапамять в психологии обозначает осознание личности возможностей своей памяти, контроль над ней.
Когнитивный — (лат. cognitio — восприятие, познание) — относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний.
Следовательно, метакогнитивный процесс — это процесс самоосознания и самопознания своей интеллектуальной деятельности (работы своего интеллекта). Но, если мы говорим, не просто о познании, а об управлении, то в определение следует добавить факторную часть — воздействие, влияние, стимул, мотив.
Например, я могу осознавать, что я ленюсь мыслить (вялое мышление), но и только! Что измениться? Возможно, меня помучат угрызения совести. Возможно… Если же я построю в интеллекте метакогнитивную управленческую надстройку, то я познаю свою леность мышления и воздействую на мышление, чтобы изменить его.
Метакогнитивный управленческий интеллект (МКУИ) может быть построен только из интеллекта мышления, который частями в управленческой функции надстраивается над восприятием, эмоциями и самим мышлением.
При этом он осознает и познает:
1. Что делает (чем занята) эта часть интеллекта?
2. В каком состоянии она находится?
3. Какие ментальные технологии использует?
Что касается физиологического места-нахождения МКУИ, то большей частью он формируется в лобной доле мозга, где находится зона Брока (речи), большинство дофамин-чувствительных нейронов мозга, центры координации мелкой моторики и т. д.
История медицины говорит о том, что нарушения лобной доли мозга человека приводят к потере управляемости своим поведением. Известна история Финеас Гейджа, который, работая мастером бригады рабочих железнодорожной компании, отличался ответственностью, дисциплинированностью, самообладанием, энергичностью, настойчивостью и хорошим умом. Однажды при выполнении ремонтных работ произошел несчастный случай — железный пруток пробил череп Гейджа и повредил левую часть лобной доли мозга. После излечения поведение его резко изменилось — Гейдж потерял способности самооценки, самоконтроля и саморегулирования, планирования своей деятельности, социального взаимодействия. Его друзья заявляли о том, что «это больше не Гейдж». Однако через некоторое время он устроился на другую работу — кучером почтового дилижанса и был на хорошем счету у своего нанимателя. Сестра и мать Гейджа ничего не упоминали о его вспыльчивости и неконтролируемом поведении. Хотя, надо сказать, травма дала о себе знать, здоровье его ухудшилось и через некоторое время он умер в возрасте 37 лет.
Что я хочу сказать по этой истории? Во-первых, берегите себя, будьте осторожны и соблюдайте правила техники безопасности при любой работе. А, во-вторых, части мозга специализируются по функциям — лобная принимает на себя функции управления, но в целом мозг имеет запас прочности и другие части мозга могут заместить поврежденную часть.
Займусь-ка я своим интеллектом! А для чего?
Действительно — для чего? Постараюсь разложить «по полочкам»:
1. Хочу, чтобы голова всегда была свежей, память хорошей и Альцгеймер со своей болезнью держался от меня подальше. Что тогда? Тогда занимаюсь физиологией интеллекта, т.е. своими мозгами: режим дня, режим сна, свежий воздух, физические упражнения, питание полезное для мозга. Соответственно, не курю, не злоупотребляю, не состою…
Добавляю к этому — тренировки памяти и логического мышления.
Лелею когнитивные эмоции — удивление, радость познания, открытия. Для этого стараюсь разнообразить свою жизнь, чтобы было больше впечатлений и работы для мозга: путешествия, общение, искусство, хобби…
К информации отношусь как разновидности пищи — ментальная пища — и не «глотаю» все подряд, а выбираю вкусные качественные свежие блюда. Т.е. забочусь не только о своем животе, но и о мозге тоже.
В этом случае достаточно «полазить» по Инету, найти соответствующие странички, сделать в браузере закладки. И наладить свой образ жизни так, как правильно.
2. Хочу улучшить то, в чем я слаб или довести то, в чем силен до совершенства. Тогда целевые тренировки! Избирательно на эту часть интеллекта.
Что это может быть? Ну, например, я рассеянный человек, многое упускаю из вида, не могу сосредоточиться на работе, без конца отвлекаюсь…
Следовательно, мне нужны тренировки внимания: концентрация, деконцентрация (фоновое внимание), переключение внимания, управляемая длительность, скорость… Тренировки внимания с использованием разных рецепторных систем: зрение, слух, вкусовые, тактильные ощущения…
Аналогично это может быть тренировка памяти в целом или ее отдельного вида — памяти на лица, цифры, даты… Или тренировка мышления, например, логического или цифрового — если так нужно этому человеку.
По этому варианту находим описания нужных тренингов и, для начала, по 20 минут в день. А далее — более. Результат не заставит себя ждать!
3. Хочу овладеть какой-то деятельностью в совершенстве. Тогда интеллектуальное развитие в привязке к этой деятельности. Например, очень хочется изучить иностранный язык, а лучше — не один. Много! Очень много! Все языки мира! Очень хочу стать супер-полиглотом!
Здесь уже дело серьезное… Нужно разобраться в теории интеллекта. Составить модель развития, определив, что именно и как именно в структуре интеллекта развивать. Для освоения иностранного языка важны:
— внимание;
— все виды памяти по признаку времени: иконическая (эхостическая), оперативная, долгосрочная;
— визуальная память;
— слуховая память;
— кинестетическая память (главным образом мимическая);
— вербальное мышление и речь;
— образное мышление;
— формально-логическое мышление;
— коммуникативность (нужно же свободно общаться в языковой среде);
— социализация, принятие норм (надо бы вжиться в нужный социальный образ).
Что самое интересное — в этом варианте нужно тренировать интеллект на языке, который изучаешь. Убиваешь двух зайцев — развиваешь интеллект и осваиваешь язык. Ну, например, тренируешь внимание. Для этого выкладываешь штук 20 карточек со словами вразнобой и: охватываешь вниманием все карточки одновременно, затем даешь себе задание — найти карточки по алфавиту или в определенной последовательности. Тренируешься на скорость. Увеличиваешь количество карточек и пр. Вот так — внимание потренировал и новые слова выучил. Можно делать это упражнение в привязке к тренировке долгосрочной памяти — один и тот же набор слов на следующий день (лучше через 8 — 10 часов), затем через два дня, затем через две недели. В принципе, можно сделать компьютерную программу для обучения таким способом.
Дерзайте — вы может сделать себя супер-интеллектуалом!
Интеллект мышления — что это?
Перейдем к интеллекту мышления. Что это такое?
Коротко я определяю: интеллект мышления (продукционный интеллект) как следующий в интеллектуальной «цепочке» после восприятия инфосигналов и эмоцоинального реагирования на них — это психические способности человека работать с воспринятой информацией.
Рассмотрим эту структуру более подробно.
Википедия определяет мышление: «…познавательная деятельность человека. Она является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности».
Опосредованное — это значит посредством чего-либо, в данном случае органов чувств через ощущения различного вида, зрительные представления, иначе говоря — посредством работы интеллекта восприятия, который через рецепторную систему предоставляет информационное сырье для мышления.
Опосредованность понимается также как возможность мышления работать с информационными объектами, которые в реальности не существуют, а являются результатом накопленных знаний, выполнения различных мыслеопераций — сравнение, ассоциации, синтез, воображение…
Опосредованность в этом смысле тесно связана с обобщением — выведением общего в воспринятом, которое можно перенести на другие объекты.
Далее… Мышление определено как познавательная деятельность. В той же Википедии определено: «Познание, когниция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира». Здесь как-то выпадает еще она функция интеллекта — опосредованное создание того, чего еще пока нет в реальном мире в форме информационной модели. Согласитесь, что познавать реальность и создавать новую реальность это не одно и тоже, это две последовательны части одного целого в едином процессе: познали → изменили.
Таким образом, мышление — это работа с информацией, которая заключается в познании реального мира с отражением его в форме информационной модели с последующим преобразованием, результатом которого может быть (а может и не быть — не стал заниматься этим, не получилось…) новая информационная модель как прототип нового или измененного реального мира.
В рамках представленной концепции созидательная функция мышления, и более того — интеллекта в целом, выделена в обязанность креативного интеллекта.
Хотя, конечно, в любом случае мышление связано с преобразованием полученной информации посредством мыслеопераций (ментальных операций), например, мы сделали обобщение и получили новое представление о воспринятом мире.
Что еще? Мышление проявляется через мысль. Поскольку мышление это процесс, то на его входе есть предмет мышления, а на выходе продукт мышления — мысль, как мы привыкли называть этот продукт. По сути дела и то, и другое — это информация в различных формах.
По предмету мышления:
— если предмет мышления мы получаем при восприятии реальности, то это ощущения органов чувств, зрительные и звуковые представления (образы) — первичные сигналы;
— если предмет мышления мы получаем в ходе мыследеятельности (интеллектуальной деятельности, ментальной деятельности), то это мысль, которая была продуктом мышления на предыдущем этапе — этакая «мыслецепочка», а также информация из памяти (припоминание).
Мысль имеет форму слова, образа, знака и их сочетаний. С их использованием мысль формализуется в смысловые единицы, например, предложения, по общепринятым правилам специального языка — лингвистического (естественно созданного человеком в форме речи, текста), научного (искусственно созданного человеком, например, математического), языка образов (музыкальных, танцевальных, графических), например, в искусстве — живопись, театр, архитектура.
Мысль имеет содержание — что в нее входит и отражает определенный смысл — значимую (для того, кто создает мысль и для того, кому она предназначена) информацию.
Вообще мысль — это общее слово, а проявление ее интеллектуальной деятельности многообразно: мнение, идея, вывод, заключение, решение… (добавьте еще!).
Виды мышления
Классификация это один из приемов мышления, вот мы ей и займемся относительно самого мышления. В этом крохотном параграфе я только перечислю все виды мышления, а в последующих буду их описывать.
Вообще их достаточно много, хотя, конечно, можно выделить основные и второстепенные виды мышления. Если не поленитесь, то вы можете сделать это сами.
Итак, виды мышления:
— Абстрактное (теоретическое, формально-логическое, вербальное) и конкретное (наглядно-образное, наглядно-действенное) мышление.
— Эмпирическое мышление.
— Системное мышление.
— Логическое (операционное) мышление.
— Цифровое мышление.
— Конструкторское и технологическое мышление.
— Линейное и нелинейное мышление.
— Аксиоматическое и критическое мышление.
— Диалектическое мышление.
— Ассоциативное мышление.
— Интуитивное мышление.
— Предикативное мышление
— Реалистическое, аутистическое, рефлексивное, метакогнитивное мышление.
— Репродуктивное и продуктивное мышление.
— Проактивное и реактивное мышление.
— Произвольное и непроизвольное мышление.
— Клиповое мышление.
— Профессиональное мышление.
— Управленческое мышление.
— Возрастное мышление.
— Женское и мужское мышление.
— Единоличное и групповое.
При дальнейшем изучении видов мышления вы убедитесь, что границы между ними нежесткие, имеются связи и пересечения.
Ну, а для отдыха несколько цитат на тему мышления:
«Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал» (Альберт Эйнштейн).
«Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить» (Уильям Шекспир).
«Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить своё мышление» (Роберт Кийосаки).
«Никогда не следует говорить женщине ничего такого, что ей трудно понять. Она начинает над этим задумываться, и нередко мысли ее принимают дурной оборот» (Виктор Гюго. Человек, который смеется).
«Я не с ним разговариваю, а сам с собой. Это помогает мне думать» (Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки).
«Ирония — непременная эстетическая составляющая мышления» (Сальвадор Дали).
«Я мыслю противоречиями. Моя истина размыта на куски, и рассматривать их я могу только каждый в отдельности» (Антуан де Сент-Экзюпери. Военный летчик).
«Человеку свойственно мыслить разумно и поступать нелогично» (Анатоль Франс).
«Не мыслям надобно учить, а мыслить» (Иммануил Кант).
«Эмоции враждебны чистому мышлению» (Артур Конан Дойл. Знак четырех).
«Мышление — великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно». (Гераклит)
«Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека» (Аристотель).
А вы испытываете блаженство при мышлении? Я — нет, не Аристотель… А что вы думаете по другим цитатам?
Свойства мышления
Поговорим об общих свойствах мышления — это:
1. Энергозатратность. Мышление требует много энергии, мы устаем от долгого мышления. Поэтому-то многим (в отличие от Аристотеля) оно не в удовольствие. Для передачи сигналов в нейронных сетях (в нашем мозгу миллиарды нейронов!) требуется много энергии. Конечно, расход энергии мозгом зависит о степени сосредоточения на умственной работе. Мозг работает постоянно и, как говорит медицинская статистика, в день потребляет около 400 ккал. Человек тратит порядка 1,5 тыс. ккал в день при весе в 60 кг. Мозг весит около 1,4 кг, что составляет 0,023 от указанного веса тела. А расход энергии мозгом — 0,266 от общего расхода!
При напряженной умственной работе расход энергии увеличивается. Как сообщает портал ESPN. сom, профессиональные шахматисты способны сжигать до 600 ккал во время турнира. Но не забываем об эмоциональных затратах, а их не подсчитаешь. Возможно, это и есть 200 ккал?
Уинстон Черчилль сказал примерно так: «Не беги, если можешь стоять; не стой, если можешь сидеть; не сиди, если можешь лежать, а если лежишь, то уж лучше спи!». Можно дополнить с точки зрения экономии энергии: «Не думай напряженно, если можешь думать расслабленно, не думай вообще, если не можешь думать расслабленно, а если не думаешь, то уж лучше спи!» Хотя, как утверждают ученые, работа мозга продолжается даже, если человек впал в кому. В этом состоянии мозг потребляет всего в два-три раза меньше энергии, чем обычно.
2. Направленность. Мышление — это процесс, идущий в определенном направлении. Конечно, если это мышление произвольное, более-менее управляемое. Когда у нас есть какая-то проблема (задача, нужда, потребность) и мы направляем мышление на ее решение. Доводим ли до конца — это другой вопрос.
Все ли задачи удавалось вам решить в школе? И разве только недостаток математических способностей был этому причиной? А элементарная лень?
3. Опосредованность и обобщение. Эти свойства указаны в определении мышления, входят в содержание этого понятия и являются его существенными характеристиками.
4. Широта мышления — это способность охватить весь объект (проблему, вопрос систему) целиком, не упуская в то же время из вида его отдельные части. Противоположное качество — узость мышления.
Как часто нам встречаются люди, которые узко мыслят. А мы сами?
5. Глубина мышления выражается в его способности проникать в сущность объекта, находить его скрытое главное, первопричину. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность мышления, ориентирующееся не на причины, а на симптомы и незначительные детали. Глубина мышления тесно связана с таким качеством как пытливость — это свойство мышления, отражающее стремление дознаться до основных причин наблюдаемых явлений.
Наличие у человека глубокого мышления дает возможность принятия эффективных решений в любой сфере деятельности с минимизацией рисков и максимизацией положительного результата.
«Чтобы создать что-то исключительное, ваше мышление должно быть непрерывно сфокусировано на мельчайших деталях». (Джорджио Армани).
6. Длительность (устойчивость) мышления — это свойство определяет временные характеристики мышления, такие как способность человека мыслить непрерывно, не отвлекаясь. Длительность мышления обеспечивает его глубину и ширину, умение переходить за рамки существующей проблемы, иначе говоря, расширять проблемное поле в обоих направлениях и включать в рассмотрение смежные предметные области.
Сидни Смит: «Я еще ни разу не встречал человека, способного думать две минуты подряд» (Сидни Смит).
7. Скоростные качества мышления — это способность интенсивно, быстро, производительно обрабатывать информацию. Это свойство особенно полезно при тех видах профессиональной деятельности, которые по своему характеру динамичны, протекают в сжатые сроки; происходящие в них события требуют быстрой реакции, например, диспетчер авиалиний, пилот, пожарный (конечно, не тогда, когда он «спит» на дежурстве).
Да и у каждого были и есть такие ситуации, когда нужно быстро думать. А у вас?
Скорость мышления индивидуума зависит от типа нервной системы, темперамента. Какой ваш тип? Как он влияет на скорость мышления?
8. Виртуальность (отрыв, уход от реальности, создание информационной модели новой реальности). Мышление может не только отражать в сознании человека существующую реальность, но и создавать информационные варианты возможной/условно возможной/невозможной реальности. Дети очень любят сказки. Подрастая, они увлекаются фантастикой. А все мы любим художественные произведения с определенной долей вымысла.
Такие свойства нашего ума как воображение и фантазия очень полезны в жизни — это основа творчества. Хотя… Способностями к воображению обладал Мюнхгаузен и другие, уже не придуманные писателями, людишки-врунишки. Да, воображение — это основа лукавства, обмана, лжи, хитрости… Но, это уже и вопросы морали. Здесь мы их не касаемся.
Субъективные идеалисты отрицают существование независимой от воли и сознания человека реальности. Для них мир, в котором живёт и действует человек, — это совокупность его ощущений, переживаний, настроений, действий. Часть философов вообще отрицают реальный мир, считая, что все, что есть, находится в сознании человека — солипсизм (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам»). Что вы думаете об этом?
9. Языковые (знаковые, символьные) способности. Предмет мышления — нематериальная, информационная реальность. Язык — это способ ее организации и формализации — представления в определенной, доступной для знающих язык, форме. Язык дает имена всего того, что есть в реальном мире, через понятия описывает их основные свойства, с помощью суждений и умозаключений дает возможность создавать мысли.
10. Способности к представлению образов, визуализации. Другой формой мышления (неязыковой) является образное. Умение мыслить образами, не прибегая к языку очень важно в различных «визуальных» профессиях — художники, дизайнеры, архитекторы, конструктора… Слуховые и вкусовые образы тоже основа для мышления.
Способности визуализации объектов и предметов вполне возможно развивать, в частности, методами йоги. Да и просто совершенствуясь в той деятельности, где они нужны. Соответственно развивается и образное мышление.
Рисунок 3 — Мозг человека, наполненный образами. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию.
Известная писательница, ученый-биолог Тэмпл Грандин ставила образное мышление над языковым. Возможно, что это было связано с ее ранним детским аутизмом, который ей удалось преодолеть.
Глухонемые о рождения также мыслят образами. И, даже, после того как они научаться языку жестов и письменности, образное мышление продолжает играть существенную роль.
И все мы знаем, что китайская письменность носит не только знаковый, но и образный характер. Основателем китайской иероглифики был Цан Цзе, который, «наблюдая очертания гор и морей, следы драконов и змей, птиц и зверей, а также тени, отбрасываемые предметами», создал 540 простых знаков-вэнь.
11. Пограничность сознания — так бы я назвал это свойство. Часть процессов мышления находится в зоне нашего сознания, а часть уходит в подсознание (бессознательное мышление, фоновое мышление). Когда мы мыслим, стоит нам немного отвлечься, как мы теряем мысль. Часто на поверхности нашего сознания проявляется готовый результат — новая идея. А вот как она возникла — остается тайной.
Бессознательным мышлением активно пользовался (и правильно делал!) французский математик и физик Анри Пуанкаре, по мнению которого его подсознание перебирало варианты решения проблемы (после того как он довольно тщательно обдумывал ее сам) и выдавало готовое решение. В принципе этим приемом пользуются все люди, ложась спать, а утром получая готовое решение. Не зря существует пословица «Утро вечера мудренее!» А вспомните — были ли у вас моменты внезапного озарения? Если да, то в этот момент мышление резко выпрыгивало из границы темноты. А часто ли вам приходит на помощь интуиция в ситуациях, когда информации явно недостаточно для понимания и принятия решения?
Бессознательность мышления проявляется и тогда, когда мы отработаем свои умения до навыков. Вряд ли боксер думает, как ему правильно двигать рукой при ударе. Но тактику боя он, наверняка, осознает. Так же и водитель рулит автоматически, но оценивает и обдумывает (прогнозирует!) дорожную ситуацию.
12. Связь мышления с телом. Эта свойство мышления, с одной стороны, присуще всем, но с другой — очень индивидуально. Не зря как особые виды мышления выделяют наглядно-действенное и наглядно-образное.
В детстве у меня был друг, который абсолютно легко разбирал и собирал всякие конструкции, отлично делал разные вещи своими руками, но с большим трудом понимал любую школьную теорию. Большую часть времени он проводил в кружке по техническому моделированию, строил авто, авиа, судо-модели, собирал транзисторные радиоприемники. Он легко ремонтировал «ушастый» запорожец отца и даже модернизировал его. Неотъемлемой частью его мозга были его руки; движение рук и пальцев было мыследвижением. Позже я встречал таких людей на предприятии. Наверняка, среди ваших знакомых были те, кого мы зовем «золотые руки». У них-то и имеет место тесная связь мышления с телом, его ощущениями, кинестетикой, движениями.
13. Субъективность мышления. Конечно же, мышление очень субъективно. Одни и те же события мы оцениваем по-разному, имеем свою точку зрения, свои мнения и суждения. Если встречаются и беседуют два человека, то большая часть времени будет израсходована ими на отстаивание своих позиций, при этом диалог часто переходит в спор, а если аргументы исчерпаны, то в рукоприкладство (ужас!).
Субъективность проявляется и в индивидуальном своеобразии мышления: «критик», «генератор идей», «аналитик», «системщик»… Можно говорить о типах, стилях, шаблонах мышления. Мышление каждого из нас отличается своеобразием. Опять же — мы отличаем мужское мышление от женского.
14. Гибкость мышления. Если человек может отойти от своей субъективной точки зрения, встать на позицию другого, то это указывает на его гибкость мышления. В этом случае положительным качеством является эмпатия — сознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют.
Гибкость мышления — это и способности не быть привязанным к своему прошлому опыту. Иначе — ригидность мышления.
«Гибкое мышление — столь же необходимое условие для достижения контакта с божественным, как и дисциплина» (Элизабет Гилберт).
15. Эволюционность. Мышление человека меняется по законам онтогенеза — его жизненного цикла. Для всех систем характерны общие циклы: зарождение — рост-развитие — молодость — зрелость — старение — умирание. Изменения в мышлении связаны с:
1) изменениями тела, его физиологии в целом и физиологи мозга в частности;
2) социально-психологическими изменениями, связанными с обучением, профессиональной деятельностью, семейным состоянием, социальным окружением.
Конечно, в этом цикле есть определенная генетическая заданность, как и в строении мозга, и индивидуальных особенностях мышления — все мы генетически разные. Но, если первая составляющая во многом обща для всех людей, то вторая значительно меняется: мы рождаемся и живем в разных странах, семьях, у нас разные средние и ближние круги общения, мы отличаемся культурой, вероисповедованием, уровнем образования, экономическим положением…
Каждый период цикла онтогенеза характеризуется разным состоянием мышления. Наиболее критическим является стадия старения. Увы, для пожилых характерна быстрая утомляемость, замедление скорости мыслительных реакций, частичная потеря памяти. Это во многом связано с ухудшением кровообращения мозга, его недостаточным обеспечением кислородом. Происходят негативные изменения и в нервных клетках. Положительным является наличие, так называемого, интеллектуального капитала — накопленного опыта, благоприятно влияющих на мышление психологических установок, наличие того, что мы называем мудростью, знанием жизни.
16. Временная динамика. Так я назвал это свойство, имея ввиду то, что наше мышление связано со временем — всеобщей базой жизни человека.
Связь эта двоякая:
1) Состояние нашего мышления меняется в течение суток, что, кстати, очень индивидуально, смотри, хотя бы, наличие сов и жаворонков.
У каждого человека есть свои часы, когда мышление наиболее активно и наоборот. Я знаю несколько людей, которые активно умственно работают только ночью. У меня наиболее плодотворны для мышления утренние, дообеденные часы. Вечером также бывает плодотворный мыслеактивный период. К позднему вечеру я утомляюсь, а ночью вообще не в состоянии мыслить.
2) Направленность, характер нашего мышления меняются по оси времени: прошлое, настоящее, будущее. Так, если наше внимание и мышление обращены в прошлое, то это в основном работа с памятью; в настоящее — решение текущих проблем; в будущее — прогнозирование, целеполагание…
Мышление, направленное в прошлое, окрашено эмоциями, связанными с воспоминаниями. Мышление в настоящем более рационально, хотя куда от них — эмоций — денешься. Мышление, направленное в будущее может носить и рациональный, деловой характер, и проявляться эмоционально — мечтания, ожидания, иллюзии…
17. Зависимость мышления от характера человека. Понятно, что человек, обладающий сильной волей, не только в своей физической, но и в умственной деятельности проявляет эту волю. Лентяй — он во всем лентяй, для него характерна мысле-обломовщина. Характер в свою очередь, во многом, зависит от темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. А темперамент — от физиологии нервной системы. Так что здесь проявляется зависимость мышления индивидуума от особенностей его нервной системы. Но! Поскольку характер «куется» или «ломается» по ходу жизни, то и это влияет на мышление индивида. Например, совершенствуясь, он может сменить свое негативное мышление на позитивное, или приобрести свойства аналитического и критического мышления, наработать «холодное» мышление, отделяя мышление от эмоций.
18. Полезависимость/поленезависимость. Одни люди могут продуктивно мыслить только в том случае, если объект мышления находится в их непосредственном восприятии. Это свойство мышления называется «полезависимость». Другие способны оторвать мышление от объекта и обратиться к внутренним ментальным структурам, как отражению реальной действительности — «поленезависимость».
А какие свойства мышления вы можете еще назвать?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление в системе интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других