Представленная книга посвящена ядру системы интеллекта – мышлению. В ее начале идет рассказ об интеллекте в целом и мышлении как его базовой системной составляющей, а затем раскрываются виды мышления с их назначением и особенностями. Подробно рассматривается логическое мышление. Предметом и продуктом мышления являются информация и знания, которым также уделено внимание в книге. В завершение рассмотрено управление интеллектуальной деятельностью человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление в системе интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ОПИСАНИЕ видов мышления
Абстрактное и конкретное мышление
Рассмотрим более подробно виды мышления. Прежде всего, это абстрактное (теоретическое) мышление.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей.
Почему его еще можно назвать теоретическим или словесно-логическим? В процессе такого мышления человек оперирует понятиями (понятийное мышление), осуществляет суждения и умозаключения, использует методы индукции и дедукции (логическое мышление). При этом у него может и не быть практического, чувственного опыта, что не мешает ему получать новые знания.
При абстрактном мышлении человек продуцирует речь, т.е. и при восприятии, и при переработке информации мысли формулируются посредством языка, так проявляется вербальное мышление.
Таким образом, абстрактное мышление имеет две особенности:
1. Абстрагирование от реальности, отвлечение от несущественного, выделение существенного. Основные типы абстракции: изолирующая абстракция — вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности, обобщающая абстракция — дающая обобщенную картину явления, идеализация — замещение реального явления идеализированной схемой, информационной моделью.
2. Оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями, использование речи.
Степень развития абстрактного мышления определяет способности человека к обучению, а, как известно, обучение укрепляет и развивает интеллект личности. Высокая степень его развития указывает на способность человека к познавательной, исследовательской, аналитической, научной деятельности.
А как вы думаете — что плохого в чрезмерном развитии абстрактного мышления? К чему это может привести? А если не в науке и образовании, а в профессиональной и обыденной деятельности есть ли польза от абстрактного мышления? Что оно может дать?
Теперь о конкретном мышлении.
Философский энциклопедический словарь определяет конкретное (от лат. concretus сгущенный) как естественное, видимое и осязаемое действительное, которое в определенное время находится в определенном месте.
А вот еще одно определение: конкретное — это реальный объект во всем богатстве его содержания, отражение действительности в восприятии, представлении и мышлении.
Представим образы:
— абстрактное — поднимаемся над землей (витаем в облаках) и видим общую картину; конкретное — спускаемся на землю и видим ее в деталях;
— абстрактное — видим общую схему-рисунок, например, стула; конкретное — разглядываем реальный стул в его подробностях, вплоть до царапины.
Рисунок 4 — Человек, высоко летящий над землей. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию.
В диалектике конкретное противопоставляется абстрактному, при этом «…познание осуществляется как восхождение от абстрактного к конкретному». Этот метод впервые описал Гегель и широко использовал в своих научных изысканиях К. Маркс. При этом под восхождением ими понимался переход от одной стороны сущности (объекта, явления) к другим ее сторонам и формирование целостности — системы. А получение нового знания становится подобным построению мозаичной картинки от отдельных ее элементов, причем вначале весьма приблизительных, до полного представления реального объекта. В принципе, в жизни мы так и делаем: вначале знакомимся с чем-то, имеем весьма смутное представление, а потом (если нам это интересно, нужно, полезно, или если есть такая необходимость, например, на работе) уточняем, добавляем, расширяем наши знания. Вообще, я думаю, что такое движение в познании точнее назвать так «движение от неполного знания к полному». А движение это может осуществляться как в абстрактной, так и в конкретной форме мышления, Если в абстрактной, то в итоге получается теория, а если в конкретной, то полная и точная характеристика отдельного объекта. А как вы считаете? Или нечего с Гегелем и Марксом спорить?
Находясь в системе образования, мы движемся в нашем познании от теории к практике, т.е. от абстрактного к конкретному: лекции → практические занятия. Хотя, конечно, в общественных дисциплинах практические занятия часто проходят в форме семинаров — это та же теория, только рассказываемая (читаемая по бумажке!) студентами. Какое тут движение от теории к практике. Различные деловые и ролевые игры уже в большей степени практика, конкретность.
Конкретное мышление еще можно назвать практическим, т.к. оно непосредственно направлено на практическую деятельность человека.
Оно делится на наглядно-образное и наглядно-действенное.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, опирающийся на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением событий и ситуаций, а также изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Важная особенность образного мышления — создание новых сочетаний объектов и их свойств, что трансформируется в творческие способности и формирует творческий интеллект человека. В отличие от наглядно-действенного мышления, рассматриваемого ниже, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Наглядно-образное мышление приобретает особое значение в информационной экономике, т.к. интеллектуальная деятельность человека и социальное взаимодействие групп людей все в большей степени осуществляются в сетях Интернет, для которых характерна виртуальная реальность, основанная на образах.
Эффективность наглядно-образного мышления зависит от способностей человека к визуализации, т.е. мысленному представлению объектов, что в свою очередь определяется особенностями центральной нервной системы человека, а попросту говоря — устройством мозга.
Кстати говоря, профессор Гарвардского университета — Говард Гарднер, разработавший теорию множественного интеллекта, как разновидность выделил визуально-пространственный интеллект.
Если нет способностей к визуализации образов (представлению, видению картинок в своем уме; внутреннему зрению), то будет страдать наглядно-образное мышление. Ну, а без него бесперспективны профессии художника, фотографа (творческого фотографа, а не того, кто умеет только наводить объектив на объект и на кнопку затвора нажимать), дизайнера, архитектора, конструктора…
Наглядно-образное мышление — основа творческого (креативного) мышления посредством воображения. При этом в дополнение к наглядно-образному должно работать абстрактное мышление. Как вы думаете, почему?
Мое мнение — абстрактное мышление нужно, чтобы оторваться от существующей реальности, а без этого не создашь новую реальность (вначале в образах, а потом в действиях).
Безусловно, наглядно-образное мышление тесно связано со зрительным восприятием реальности, работой зрительной рецепторной системы — визуалы. Оно не может обойтись без памяти на образы — наглядно-образная память. Зрительное восприятие, наглядно-образное мышление и память — все это звенья одной цепочки.
А как у вас обстоит дело с наглядно-образным мышлением, визуализацией, воображением? Если вы обладаете этим, то было ли оно у ваших родителей, предков, т.е. явно передалось по наследству? А относитесь ли вы к визуалам? Как хорошо у вас работает зрительная память?
Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие объектов и их реальное преобразование, т.е. оно тесно связано с эмпирическим познанием реальной действительности.
Наличие и доминирование такого вида мышления определяет успешность человека в практической предметной деятельности (работаем не только головой, но и руками).
Обратившись вновь к Говарду Гарднеру, мы увидим, что в структуре интеллекта он выделял телесно-кинестетический интеллект как интеллектуальные способности владения телом, в том числе и мелкой моторикой рук. А без этого невозможно наглядно-действенно мыслить.
Как известно, около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кистей рук. Из своего детства я помню, как много внимания в детсаду наши воспитатели уделяли аппликации, лепке, рисованию, работе с предметами (сборно-разборные игрушки). И это очень правильно: совершенствовалась моторика рук — совершенствовалось наглядно-действенное мышление. Развивалась и речь, поскольку проекция кистей рук находится рядом с речевой.
А если мы хотим и в старости сохранить мышление, память и не впасть в маразм, то работа рук (вязание, шитье, кулинария, живопись, игра на музыкальных инструментах, прикладное творчество, различные виды рукоделия…) просто необходима.
Отметим неразрывную связь указанных видов мышления:
1. В процессе мышления человек параллельно-последовательно мыслит абстракциями и образами, то есть сосуществуют и дополняют друг друга абстрактное и наглядно-образное мышление. Можно лишь говорить о доминировании в интеллекте человека того или другого вида мышления.
2. В практической деятельности технологически связаны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, так как создание образа предшествует осуществлению действия.
3. В процессе познания реальной действительности человек последовательно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем к абстрактному. Движение может идти и в обратном порядке, если переходить от гипотез, как результата абстрактного мышления, к их практической апробации или от абстрактной информационной модели к изменению на ее основе реального мира.
Рисунок 5 — Виды мышления и связь между ними
В идеале должен быть баланс между абстрактным и конкретным мышлением. В жизни мы часто видим примеры, когда отличный ученик — развитое абстрактное мышление — не вписывается в «прозу жизни» — слабое конкретное мышление. Или «мастер-золотые руки» не видит «дальше своего носа», не может спрогнозировать ситуацию, отличается алогичным поведением в обществе…
Как абстрактное, так и конкретное мышление работают с понятиями, но абстрактное — только в «голове», а конкретное — еще и в «руках». При этом конкретное мышление переходит от конкретно-образного к конкретно-действенному: вначале в своей голове имеем образ чего-либо, а затем работаем с ним, т.е. есть информационная модель чего-либо, а затем происходит ее реализация.
Кстати, время идет к обеду, и сейчас я буду варить грибной суп. В голове у меня представления-образы ингредиентов и технология приготовления; я буду воплощать их в конкретные действия, итогом которых станет вкусный (надеюсь!) суп.
Чем полезно такое сочетание образного и действенного мышления? Выстроенные в голове образы — это своеобразный план действий. При этом реальная работа является осознанной, а не такой, когда дергаешься, суетишься и чертыхаешься… Вдобавок к этому образы идут перед действиями и, если включено внимание, предупреждают тем самым от ошибок и рисков: «Берешь кастрюлю, смотри, если она переполнена, то неси аккуратно, не пролей!» — так предупреждают нас мыслеобразы, если перевести их на вербальный язык.
Кроме понятий и образов абстрактное мышление использует такие мыслеформы, как суждение и умозаключение, что очень полезно для познания. Еще оно может оперировать с символами, и не только в точных науках — математике, физике, химии, но и в психологии, эзотерике. Интуитивные представления тоже не чужды абстрактному мышлению.
А конкретное мышление на кинестетическом уровне использует физиологические ощущения.
Степень использования всех этих мыслеформ разная, во многом зависящая от типа рецепторной системы индивидуума, генетически заданной структуры его мозга. «Аудиалы» в большей степени работают с понятиями, у них развито вербальное мышление. «Визуалы» — с образами. «Кинестетики» — с мышечными ощущениями, представлениями. По-разному сформированные участки мозга — левое и правое полушарие, мозолистое тело, фронтальная область и т. д. — индивидуальная, генетически заданная физиология мозга, — безусловно, так же влияют, но это отдельный разговор. Я, например, более склонен к абстрактному мышлению, чем к конкретному.
В абстрактном мышлении есть риск мышления «обманными» абстракциями — иллюзиями. Они завладевают мышлением, влияют на поведение и приводят к разочарованиям, обидам, провалам.
Компьютерная виртуальная действительность, которой увлекаются дети и молодежь, не способствует точному, правдивому восприятию реальности, а как раз, создает эти иллюзии. И это большая проблема современного мира — в этих иллюзиях жить гораздо интересней и приятней, чем в грубой реальности.
Рисунок 6 — Образ фантастической галактики. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию
Еще немножечко о конкретном и абстрактном мышлении на условных примерах.
Допустим, что Борис отличный специалист (неважно в чем), у него «золотые руки», наработаны соответствующие технологические умения и навыки — он обладает конкретным мышлением.
Далее имеем два варианта развития событий:
1. Борис, ну никак, не может мыслить абстрактно, переходить от практики к теории. Он использует свои наработки как «ноу-хау» и получает определенные выгоды. И это всё… В остальном Борис «великий немой» и, в лучшем случае, может сказать тому, кто хочет научиться у него: «Наблюдай за мной. Делай как я».
2. Борис может мыслить абстрактно. Тогда он формализует свой опыт — описывает его на определенном языке, обобщает, формирует понятия, суждения умозаключения, классификации, определяет зависимости, т.е. создает свою теорию (ну, хотя бы, создает какие-то элементы теории). Это интеллектуальный продукт Бориса, который можно продавать и получать дополнительное благо.
В великой и могучей Сети сейчас достаточно много специалистов: фотографов, копирайтеров, дизайнеров…, которые ведут свои курсы. В основном их курс — это «делай как я», либо в дополнение давно известная теория. Но, некоторые способны к обобщению, сравнению, умозаключению и тогда мы получаем что-то новенькое, которое и стоит дороже, и привлекает нас больше.
Еще одна ситуация. Допустим, Света получила стандартное образование в какой-то предметной области, которое, в основном, конечно, будет теоретическим.
Далее имеем варианты:
1. Увы, Света не обладает конкретным мышлением и тогда, несмотря на «красный» диплом, будет никудышным специалистом — очень частая ситуация с «отличниками» и «золотыми медалистами».
2. Ура, Света им обладает! Тогда она с легкостью превращает теоретические знания в практические. Более того, спокойно может освоить и другую специальность, находя между ними общее. Находясь на вершине иерархии знаний — «точка сборки» — Света может «спуститься» вниз по одной «веточке» в одну предметную область, а по другой — в другую. И еще Светлана может, используя прием «изоляция», «перетаскивать» что-то полезное из одной предметной области в другую — в экономике это называется бенчмаркинг (от англ. Benchmarking), лучшая практика.
Еще один пример о сочетании абстрактного и конкретного.
Ранее я написал книгу о формировании и развитии эмоционального интеллекта («Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь — это эмоции! Расскажу, что и как»). Допустим, что вы решили формировать этот самый интеллект и, прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, создавать позитивное настроение. Вы взяли на вооружение метод, который является по характеру абстрактным — создание общих положительных психологических установок с визуализацией благоприятных образов (солнце, тепло, сердце…) и аффирмациями (например: «Я очень спокойный, добрый и отзывчивый человек. Я люблю жизнь, людей. Я ощущаю в себе божественную силу…»). Но! В стрессовых, конфликтных и других напряженных ситуациях ваши руки дрожат, шея и лицо напрягаются, голос срывается… и все ваши установки, образы и аффирмации — «коту под хвост». Ваша физиология — это конкретика. Значит, нужно научиться управлять тонусом мышц, дыханием, голосом. И эффект синергии будет тогда, когда совместите абстрактное и конкретное — ваши мировоззренческие установки и физиологические состояния. А аффирмации станут «ключом» перехода в нужное состояние, а не «попугайничанием».
Только решил завершить эту тему, как на глаза попалась информация о технологии счета, названной «ментальная арифметика». Суть ее в том, что вначале ребенок считает на счетах-абакус, т.е. у него работают руки и, соответственно, наглядно-действенное мышление. Но затем счеты убираются, и он создает их в своем воображении — образ заменяет реальный предмет — наглядно-образное мышление. И, представьте себе, мозг так ловко настраивается, что ребенок очень быстро, без всяких записей производит многочисленные арифметические действия. Как утверждают ученые, у ребенка происходит развитие интеллекта путем согласования работы левого и правого полушария мозга. Конечно же, при этом формируется способность к концентрации внимания, укрепляется память. Думаю, что ментальная арифметика очень полезна пожилым людям для профилактики старческого слабоумия.
А вообще, конечно, «краеугольный камень» нашей жизни — это конкретное мышление, обеспечивающее профессиональную деятельность полную «грубой» конкретики. Этим мы зарабатываем себе на жизнь! Да и в послерабочих, домашних условиях мы на 90% занимаемся ремонтом, уборкой, готовкой, выращиванием овощей… — «сухая» конкретика.
Эмпирическое мышление
Эмпирическое мышление (от греч. εμπειρία — опыт) — это мышление основанное на практической деятельности человека и имеющемся у него опыте — «мыслю в процессе деятельности, используя свой опыт».
Оно характерно для любознательных людей, которые любят все трогать и делать своими руками, познавая и изменяя мир. Таких людей мы называем в жизни самоучками, а в науке — эмпирическими исследователями.
С точки зрения физиологии человека эмпирическое мышление основано на ощущениях, которые трансформируются в представления и образы. Хорошими помощниками в их деятельности является неосознанное мышление, интуиция. Чувственная, эмоциональная составляющая психики также делает свой вклад в эмпирическое мышление и познание — это любознательность; радость рукотворчества и положительных результатов; разочарование, огорчения от отрицательных результатов; волнение в предчувствии открытия нового; кураж при сложной, но захватывающей деятельности…
В психологии абстрактное (теоретическое) мышление называют разумным, а эмпирическое — рассудочным. Под разумом понимается высший тип мышления, основанный на абстракции, анализе, синтезе, а рассудок — это мышление, основанное на чувственном опыте.
Эмпирическое мышление во многом основано на методе проб и ошибок — «шишки набил», — что и дает этот незаменимый опыт. Но очень часто такой самоучка обладает с детства способностями и, даже, талантом к определенному виду деятельности и достигает мастерства сравнительно легко, играючи.
Так замечательный ремесленник и изобретатель Иван Кулибин (родился 21 апреля 1735 года в селе Подновье, Нижегородская область) с детства проявил большую смышленость в разнообразном рукоделии. Он удивлял окружающих своими разнообразными механическими поделками и умением разобраться в сложных механизмах, которые видел впервые.
Известный во всем мире изобретатель Эдисон, разрабатывая инновации, часто использовал метод проб и ошибок, который является сравнительно простым (но долгим, трудоемким!) и заключается в переборе возможных вариантов: «А что если мы сделаем так — не получилось, а вот так — уже лучше…».
В средние века, когда не было теории и лекций, в ремесленнических мастерских обучение учеников мастерами было, фактически, эмпирическим, основанном на принципах «делай как я» и «от простого к сложному»: «Сначала научись краски растирать, потом фон на картине писать, потом отдельные детали, только после этого…».
Эмпирическое мышление, как метод познания и самосовершенствования (постижения мастерства), создает практические знания, которые затем:
1 вариант — становятся внутренними (имплицитными) знаниями самоучки, его ноу-хау, неотделимым от него интеллектуальным капиталом, используя который он получает личную выгоду. Эти знания очень конкретны, они привязаны к той ситуации, к тем условиям, в которых осуществляется эта практическая деятельность.
В советское время я работал на машиностроительном предприятии и у нас в инструментальном цехе был отличный специалист по изготовлению зубчатых колес, который обладал имплицитными знаниями и, используя их, как ноу-хау получал зарплату большую, чем директор завода, как незаменимый работник.
2 вариант — ученым-исследователем (эмпириком) трансформируются во внешние (эксплицитные) знания, представленные в доступной форме на общепринятом или специальном языке для заинтересованных людей — социализация знаний. Обобщенно можно представить следующую цепочку: ощущение — образ-представление — абстракция.
При втором варианте необходимо обладать не только эмпирическим, но и теоретическим мышлением, умением создавать на основе практического опыта теоретические знания. Этот вариант — ученого-исследователя, научного или бизнес-консультанта. Он требует, конечно, соответствующего образования в данной предметной области. Да, и вообще — сочетать практическое эмпирическое и абстрактное теоретическое знание достаточно сложно.
В современном обществе появилась новая концепция образованного человека — «человек знаний», который умеет в своем мышлении и познавательно-творческой деятельности «двигаться» от теории к практике и наоборот. В интеллектуальной деятельности такого человека появляется еще одна функция — управления знаниями, т.е. управление процессом получения знаний из внешних источников (система образования) и процессом создания знаний в своей практической деятельности — внутренний источник.
Системное мышление — основа интеллекта человека
Системное мышление — понимание и информационное представление (моделирование) реального мира как системы.
Система — множество элементов, имеющих связи и отношения, выполняющих определенные функции, и в совокупности (совместно) реализующих целевую функцию (назначение, предназначение, миссия системы).
Системное мышление включает в себя разные виды мышления:
— структурное;
— процессное;
— эволюционное (временнОе).
Пробежимся по каждому из них.
Структурное мышление — понимание построения (конструкции, структуры) системы и ее информационное представление (моделирование).
Структура системы — это:
— то, из чего она состоит — элементы, части, объекты, субъекты;
— связи и отношения этих элементов;
— функции, которые они выполняют в рамках системной специализации.
Что (кто) входит в состав системы и какими отношениями они связаны, зависит от вида системы (биологическая, механическая, экономическая, социальная…) и ее назначения.
Наиболее понятны и наглядны материальные системы. В принципе нет сложности в понимании, что стол как система состоит из столешницы и ножек. Легко разберемся мы и со стулом. А вот холодильник далеко не каждый в состоянии представить себе системно и, тем более, отремонтировать в случае поломки. Сложность системы — одна из важнейших ее характеристик. И если для познания простых систем вполне достаточно наглядного практического мышления, то для сложных систем, естественно, все сложнее — нужно абстрактное мышление с владением определенным (символьным, схематическим, математическим, программным…) языком представления информации и пониманием принципов и правил построения и работы этой системы. Профессиональное обучение здесь в помощь. Но, увы, далеко не всегда оно помогает, так как способности людей к системному мышлению значительно отличаются.
Социальные, экономические, психологические системы не так легко познать и информационно смоделировать — они нематериальны и руками их элементы не потрогаешь. Такие свойства мышления как опосредование и обобщение здесь играют ключевую роль в познании. И, кроме того, поскольку мы сами находимся в этих системах, то для нас очень (!) важны отношения между элементами этих систем, которые эволюционны и динамичны. Когда я был школьником, мне были важны отношения с одноклассниками и с учителями. Повзрослев, я заинтересовался отношениями с девочками. Характер этих отношений и вам знаком, они очень субъективны и эмоционально окрашены.
Психологические системы являются частью социальных — психология людей, входящих в твое окружение. Их познание жизненно важно! Сколько трагедий из-за того, что родители не понимают своих детей — проблема отцов и детей. А конфликтные отношения среди подростков! Они всегда были, но сейчас это булинг (травля) среди сверстников, избиения, сексуальное насилие… Критическим фактором является экономическое разобщение — богатые и бедные, — которое подростки тяжело переживают. В дополнение к этому они и сами-то себя плохо понимают, находятся во внутреннем конфликте — психология она и внутри нас. Отсюда, как выход из этого состояния — суицид… Теперь уже и групповые… Эксперты бьют тревогу — Россия в числе мировых лидеров по числу детских суицидов. В Европе она занимает первое место.
Для систем характерны отношения, которые очень полезно знать и использовать:
1. Иерархии. В материальных системах оно проявляется как вложенность — система, а ней подсистемы, каждая из которых, впрочем, может быть рассмотрена как самостоятельная система с вложенными в нее подсистемами и так далее вплоть до элементов, делить которые не смысла (не до атомов же!).
Рассмотрите себя как физиологическую систему: из каких подсистем вы состоите, хорошо ли себя знаете — особенности своего организма, свои сильные и слабые стороны. Многие в этом плане себя совершенно не знают, а это — наше здоровье и качество жизни!
2. Подчиненности, влияния/зависимости. Там, где есть иерархия возникают и указанные типы отношений.
Типичный пример, это — организация. Там есть начальники и подчиненные. Начальники влияют на подчиненных своими стимулами (положительными и отрицательными, материальными и нематериальными, долгосрочными и краткосрочными…). Подчиненные зависимы от своих начальников (как это бывает неприятно!), но зачастую есть и обратная связь — начальники зависят от своих подчиненных. Например, подчиненный более квалифицирован, чем его начальник, и возникает интеллектуальная зависимость. Могут быть и информационные или какие-то неформальные зависимости. В итоге возникает взаимозависимость, тем более, что руководители и подчиненные занимаются общим делом («гребут в одной лодке») и стремятся к общим целям (в идеале, хотя по факту это часто не так). Если это так, то возникают отношения сотрудничества, иначе — противоборства, антагонизма.
Иерархия с отношениями подчиненности содержит уровни. Если их мало, то это плоская горизонтальная система, много — вытянутая вертикальная.
В организациях количество уровней можно считать по вложенности руководителей. Если есть руководители и под ними подчиненные-исполнители, то это плоская одноуровневая система. Если руководители высшего, среднего и низового звеньев, то — это трехуровневая система. Понятно, что чем крупнее организация, тем количество уровней может быть больше, т.к. руководитель в состоянии непосредственно управлять небольшим количеством подчиненных (норма управляемости ориентировочно от 7 до 30 человек). В многоуровневой организации можно построить как прямые, так и обратные вектора (цепочки) зависимостей. При этом вектор может и «перепрыгнуть» через уровень.
А как у вас, в вашей организации? Каково ваше место и ваши отношения влияния/зависимости в этой цепочке? Какие отношения доминируют — сотрудничества или противоборства?
3. Наследственности (наследования). В иерархии обычно доминируют верха и они передают свои свойства, а также законы, правила, принципы вниз, т.е. внизу наследуют идущее сверху.
Это очень четко проявляется в биологических, технических системах, системах информационных технологий. Иначе бы отдельные части не стыковались. Развитие таких систем также идет на основе наследования, отсюда выделяют «родителей» и «потомков». Хотя потомки наследуют только часть родительских свойств, иначе бы не было как развития, так и индивидуальности систем. Появляются новые свойства или новые сочетания наследуемых свойств. Интересно, какие свойства вы унаследовали от своих родителей, прародителей? Что в вас нового?
В социальных системах всё сложнее. Внутри определенных классов соцсистем (видов, типов, общностей, групп…) идет наследование, а вот классы могут значительно отличаться и, даже, находиться в антагонизме друг с другом. Класс современной элиты (богемы, аристократии) живет по другим законам, принципам и верованиям, наследует своим отпрыскам другую культуру, чем класс народа (электората, низов). Антагонистические классы резко отличаются по определенным свойствам, например, культура, уровень дохода, качество жизни… Не так ли?
4. Специализации. В рамках специализации каждый элемент системы выполняет свою функцию (набор функций).
При этом всю систему функционально можно разделить на части, выполняющие наборы функций разного назначения:
— основная — реализует целевую функцию;
— вспомогательная — создает что-либо, что необходимо для выполнения основной;
— обслуживающая (можно еще сказать — инфраструктурная) — создает необходимые условия для основной и вспомогательной частей системы;
— управленческая — воздействует на вышеназванные подсистемы, обеспечивая эффективность их работы.
Когда мы изучаем или конструируем какую-то систему, например, бизнес-систему, то очень важно увидеть, проанализировать или создать все четыре функциональные подсистемы. Их отсутствие или недостатки создают многие проблемы в общей работе системы.
Возьмем для примера производственную организацию. Основная функция — производство (цеха, участки) и реализация (службы продаж) продукции. Вспомогательная функция — обеспечение производства и реализации необходимыми ресурсами: человеческими (служба персонала), материальными (службы снабжения, технического обеспечения), финансовыми (финансовая служба), информационными (информационно-аналитическая служба), интеллектуальными (служба обучения и развития персонала, изобретательства и новаторства). Обслуживающая функция — создание необходимых физиологических условий (клиринговая, коммунальная службы), условий безопасности (службы охраны, защиты информации), условий логистики (службы материальной (транспортной) и информационной логистики). Управленческая функция — общее управление организацией и ее отдельными подсистемами (плановые, аудиторские, консультационные, штабные службы). Хотя, конечно, управление включено надстройкой в каждую вышеназванную функциональную подсистему.
Вам кажется, что производство слишком далекий от жизни пример? Да, в принципе, любая система, будь-то даже семья, для беспроблемной жизни требует выделения этих функций и назначения ответственных за них. Ну, или отдаете на аутосорсинг — домработница выполняет обслуживающую — уборка жилья — функцию. А как устроена ваша семейная система? Как распределены функции?
Если вы включаете структурное мышление, то вы выходите из зоны хаоса и приходите в зону порядка. Представление реального мира становится четким и ясным. Многие проблемы становятся легкими для решения. Появляется возможность наработать новые знания. Классно! Это просто чудо-мышление!
Теперь поговорим о процессном мышлении.
Процессное мышление — это понимание и информационное представление (моделирование) законов, принципов и алгоритмов работы (функционирования) системы.
Если структурное мышление дает понимание реальных систем в статике, то процессное — в динамике — функции объединены в процессы с созданием «цепочки ценностей».
Такое системное мышление дает возможность увидеть, понять и представить, осуществляемые в системе:
— процессы;
— входящие в них операции;
— формирующие эти операции отдельные действия.
Используя это мышление, мы получаем знания о функционировании, работе системы. А дальше мы можем подумать и получить ответы на вопросы:
— если результат не устраивает нас, то, в каких процессах что неправильно;
— если мы хотим улучшить результат, то какие процессы как улучшить, (добавить, сократить).
Безусловно то, что результат зависит от процессов и мы направляем наш анализ на:
— оценку всех — материальных, человеческих, информационных — ресурсов, которые мы используем в процессах; сырье может быть некачественным, техника устареть, человек устать морально (выгорание) или физически (старенький стал) и прочая, прочая;
— аудит знаний и умений, необходимых для эффективного выполнения процессов и оценку — обладает ли исполнитель этими знаниями и умениями;
— стоимостной анализ — затратность (стоимость, цена) процессов по отдельности и суммарно, эффективность процессов как отношение результата и затрат;
— анализ качества процессов и результата;
— анализ времени (трудозатрат) с оценкой возможности его сокращения, например, за счет параллельного выполнения процессов.
Я думаю, что вы сумеете найти и другие направления анализа, которые принесут пользу.
В практике бизнеса это называется «реинжниринг бизнес-процессов». Термин «бизнес» указывает на экономическую ценность процессов. В экономике это понятно. Но разве домашние процессы не имеют ценности, разве они не направлены на результат?
Леность мышления — главный враг такого анализа. А для преодоления лености нужна воля. Как нам ее не хватает! Оцените себя — насколько вы способны мыслить долго, выполнять умственную работу не отвлекаясь ни на что.
При системном мышлении используем различные операции, прежде всего, — это:
1. Анализ и синтез.
2. Композиция и декомпозиция.
3. Структурирование и реструктурирование.
4. Инжиниринг и реинжиниринг.
5. Классификация.
Анализ и синтез — это комплексные и специфические операции — их состав и технология определяется предметной областью исследования, отсюда — технический анализ, экономический анализ, социальный анализ и т.д., с их дальнейшей специализацией. Сложность анализа может быть разной, иногда достаточно сосредоточиться на системе и разглядеть, изучить ее, а иногда без математики и многих вычислений не обойдешься.
Сущность анализа — разделение целого на части с определением характеристик (свойств) этих частей, а также связей, отношений, зависимостей между ними.
Ну, синтез, соответственно, наоборот.
Композиция и декомпозиция — это более частные операции с определением взаимного расположения частей целого. В большей степени это визуальное представление системы, например, композиция в живописи, дизайне, фотографии. Там свои объекты, системные свойства, принципы, отношения и зависимости.
Структурирование и реструктурирование — это представление системы в виде определенной модели (аналога, прототипа системы) с определением взаимного расположения (иерархия!), связей и отношений. Например, в менеджменте это структура организации — состав, расположение, связи и отношения ее звеньев — подразделений и сотрудников.
Инжиниринг и реинжиниринг — это операции, относящиеся не к объектам/субъектам, а к процессам. При этом изучаем не только структуру процесса (состав операций), но и алгоритмы, методы способы их выполнения.
А про классификацию все знают — это группировка объектов по общим свойствам. А еще бывает кластеризация — объединение схожих (подобных друг другу) элементов по нескольким связям и признакам, например, предприятия одного региона и вида деятельности — промышленные кластеры.
И еще хочу сказать, что системное мышление нуждается в визуальном и символьном подкреплении — отображаем графически, текстом, записями на специальном языке (математическом, программирования).
Графическое отображение информации — это удобно, кратко, наглядно, а потому и распространено. Чтобы упорядочить схематические представления, разработаны нотации (не перепутайте с нотацией как назиданием, выговором, порицанием за что-либо!) — определенные графические языки, целевые наборы условных обозначений.
Постараюсь обобщить графические представления:
1. Граф иерархий.
Такая схема отражает следующие свойства системы:
— Иерархия — подчиненность, уровни влияния/зависимости. Например, структура организации: высший, средний, низовой уровни.
— Вложенность — набор элементов, входящих в вышестоящий элемент. Например, конструктивное строение чего-либо — в конструкцию велосипеда входят…
— Наследственность — передача свойств сверху вниз — все объекты/субъекты одного рода/вида/класса получают свойства этого рода/вида/класса. Например, все, кто входит в класс млекопитающих, кормит своих детей молоком. Но наследственность свойство не только животного мира, оно проявляется и в технике, информатике, обществе. Конечно, это не кормление молоком, а что-то другое!
— Коммуникации — движения различных (материальных и нематериальных) потоков. Тогда мы в линии вставляем стрелочки, указывающие направления движения потоков — прямые, обратные. Может появиться стрелочка между элементами одного уровня, если между ними идут потоки.
— Альтернативы — вариантов построения системы, ее проявления в различных ситуациях. Тогда мы можем дополнить схему логическими союзами (И, ИЛИ, ЛИБО, ЕСЛИ…) и комментариями, отобразив, таким образом, суждения. Например, Механизм → Передача → Зубчатая ИЛИ Цепная… Текстом можно дополнить условие выбора.
Конечно же, такое древовидное графическое представление системы может отражать и другие ее свойства, например, интеграцию, обособленность, кооперацию, симметричность/асимметричность…
2. Граф отношений.
Здесь также два элемента: узел и ребро, но иерархия не обязательна и субъекты/объекты могут принадлежать к разным классам/видам/родам (хотя, конечно, всегда можно найти общую надсистему).
Например,
И мы понимаем, что здесь отношения взаимной любви, и это нас радует!
Хотя ситуация может быть и другая:
Требуется дальнейший системный анализ, чтобы выявить причины таких отношений между молодыми людьми и возможность их гармонизации.
На ребре можно указывать действия, тогда мы получим граф процесса:
Очень печально!
Граф отношений можно усложнять и разнообразить: добавлять звенья; включать как отношения, так и действия; сочетать объекты и субъекты; указывать тип отношений (один к одному, один ко многим); располагать элементы графа определенным образом в пространстве, например, чтобы была последовательность действий и т. д.
Конечно, вы можете для такой графической визуализации использовать определенные методы, инструменты, программные средства: «интеллект карты», DFD, IDEF, ER-диаграммы и т.д., но можно и самому «ручками» на бумаге или с помощью Visio, не придерживаясь строгих правил определенной нотации.
Ну, и рассмотрим эволюционное (временнОе) мышление — это понимание и информационное представление (моделирование) законов, принципов трансформации системы во времени; время и изменения — вот основные категории эволюционного мышления.
Эволюционное мышление формирует мудрость. Когда мы научимся мыслью бывать в прошлом, настоящем и в вероятном будущем, то на многое будем смотреть совсем иначе чем, когда сосредотачиваемся только на настоящем. Но большинство не хотят так мыслить — «бабочкой-однодневкой» быть проще.
Рисунок 7 — Мудрый человек созерцает перспективу. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию.
Эволюция системы подчиняется двум всеобщим законам: онтогенеза и филогенеза.
Онтонегез — это закономерное изменение системы определенного вида в течение его жизненного цикла по этапам (фазам): зарождение — рост-развитие — молодость — зрелость — старение — умирание.
Каждый вид систем (человек или бабочка) имеет свой жизненный цикл от зарождения до смерти (увы!). А каждая конкретная система этого вида имеет свой индивидуальный жизненный цикл (Иванов или Петров), который с определенными отличиями (Иванов прожил дольше на 10 лет, чем Петров, потому что вел здоровый образ жизни).
Онтогенезное эволюционное мышление направлено на поиск факторов, выявление причин и следствий. А как используется полученная информация, зависит от изучаемого объекта и целей исследования.
Как полезен анализ своего жизненного цикла и своих ближних родственников, особенно тех, кто дал вам жизнь! Выявив его проблемы и их причины, вы получите ценную информацию для оптимизации своей жизнедеятельности, продления активных фаза жизненного цикла, отсрочки последней страшной для всех фазы умирания.
Сейчас вновь просматриваю старые советские фильмы «Кубанские казаки», «Тракторист», «Отчий дом», «Иван Бровкин…». А потом читаю об актерах. Все они родились примерно в одно время, а вот жизненный путь (цикл) каждого сложился по-разному — у многих кривая пути обрывается очень быстро, а некоторые жили до преклонных лет и фаза зрелости у них длинная и насыщенная. Почему? Ответ на это находит онтогенезное эволюционное мышление, которое направлено на поиск факторов, выявление причин и следствий происходящего в жизненном цикле. Многих сгубила водочка. А других — актерская невостребованность, несправедливость чиновников от искусства, зависть коллег по цеху.
Филогенез — это тоже жизненный цикл, но не внутри одного вида системы, а смены видов — эволюционное развитие системных видов.
Здесь важен вопрос времени. Биологические системы эволюционируются очень долго — замучаешься ждать. Так первые приматы появились 60 млн. лет тому назад, а австралопитеки — следующий вид, — которые могли прямо ходить на своих двоих и использовать примитивные орудия труда возникли около 4 млн. лет тому назад. Этот этап смены видов составил аж 56 млн. лет! Последующий человеко-вид — неоантропы (современные люди) — зародился 0,2 млн. лет тому назад. Как видим, эта фаза оказалась гораздо короче — меньше 4 млн. лет. До следующего этапа мы с вами вряд ли доживем. Но! Фишка в том, что технические системы эволюционируют гораздо быстрее и скорость их эволюции увеличивается, значит вполне возможно, что новый вид человека появится уже скоро как, например, вид, сочетающий биологический мозг с процессором искусственного интеллекта. Да, филогенез техники набирает обороты, что мы видим даже на примере бытовой техники, компьютеров, различных гаджетов.
Особенность современного витка научно-технического развития человечества состоит и в том, что ученые вторглись в микромир и ведут себя там как «боги», хотя таковыми никак не являются! Так, что вероятно, в скором времени искусственно будет создан новый вид человека, изменением его генной структуры в лаборатории под микроскопом. Но это будет мутант!
Видовые эволюционные изменения используют такое свойство систем как наследование (см. выше). Так что этот мутант будет наследником человека, но вопрос — какие новые свойства он приобретет? Ваше мнение — в каких направлениях будет осуществляться мутационное развитие человека?
Филогенезное эволюционное мышление очень полезно для ученых, инженеров, предпринимателей, экономистов, менеджеров. Оно дает возможность мысленно увидеть трансформацию старых видов и появление новых. Такое мышление необходимо для форсайт-исследователей, моделирующих будущее. Воображение и фантазия, умение использовать инструменты ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач), эйдетики важны в этом мышлении — оно смыкается с креативным. А самое главное — «увидеть» новые законы, принципы и методы, на основе которых функционируют новые виды систем улучшающие или заменяющие предыдущие.
А как развивать эволюционное мышление? Знать о нем и использовать его — вот и все!
Допустим, что на оси «время» мы находимся в настоящем (точка «В»). В своем мышлении мы можем двигаться, либо в прошлое (точка «А») — вариант 1, либо в будущее (точка «С») — вариант 2, либо из прошлого (А), переходя настоящее (В) и в будущее (С) — вариант 3, либо мысленно перескочив в определенную, интересующую нас ситуацию в будущем (С) мыследвижемся от него в настоящее (В) — обратное движение — вариант 4.
Рисунок 8 — Направления эволюционного мышления
Варианты эволюционного мышления:
1. Если движемся мыслью из настоящего в прошлое (В → А), то осуществляем поиск причин того, что проявляется в настоящем как следствие.
Например, в детстве мы получаем много установок, шаблонов, примеров поведения в обществе — «матрица», — которые позже приводят к каким-то проблемам. Иногда на всю жизнь проявляет себя какая-то прошлая ситуация, чаще негативная, которая закрепляется в подсознании, срабатывает в настоящем и приводит к личностным проблемам. Осознание первопричин — это первый шаг в психологической работе по устранению связанных с ними проблем.
Мыследвижение в прошлое по некоторым психотехнологиям можно продолжать глубже — к родителям, бабушкам и дедушкам и… (точка «А-n»), т.к. первопричина может находиться там. Помощниками в этом служат гипноз, аутотренинг, медитация, осознанные сновидения и интервью с вашими родными.
А что, может быть, таким образом, найдем наше «родовое проклятие»? Некоторые ученые утверждают, что в нашем мозгу и/или в наших генах все-все записано и, найдя первопричину (порою находящуюся у наших пра-пра-прадедов), мы можем изменить наши генетические коды.
Такое мыследвижение можно назвать ретроспективным. Оно даст, например, если обратить его она себя, ответы на вопросы: «Почему я такой какой есть? Почему у меня такое окружение? Почему я в таком положении (состоянии статусе, ситуации, роли)? Что это вызвало, было причиной, факторами влияния? Кто участвовал (акторы), их роль, значение? Как это эволюционно развивалось?»
2. Если же мы мыслью движемся из настоящего в будущее (В → С), то мы получим вероятностный ответ на вопрос: как откликнется нам наше настоящее в будущем / к чему это приведет / куда мы придем / какими мы станем? То есть настоящее — это причина, а вероятное будущее — это следствие: «Если я сейчас не перестану ныть, то в скором будущем все мои друзья отвернутся от меня». Понятно, что такое — перспективное — мышление вероятностное: «Если хорошие друзья, то, возможно, не отвернутся, а настроят меня на оптимистический лад».
Очень полезное занятие — не придется «локоточки кусать». Все наши мысли, высказывания, действия имеют положительный или отрицательный результат.
3. Ну, а движение от прошлого к настоящему и будущему (А → В → С) — это полный аналитический цикл с прогнозированием трендов, последующим анализом вариантов и выбором приемлемого.
В этом случае, конечно, нужно обладать релевантной информацией — полной, надежной, достоверной, своевременной — аналитическим мышлением и инструментами аналитики.
4. Если же мы движемся из будущего в настоящее (С → В), то получим ответ на вопрос: что нам делать сейчас, чтобы именно это будущее сбылось, либо не сбылось (это уж, как мы хотим)?
Это — стратегическое мышление. В этом случае у нас должна быть цель (мечта, желаемое состояние, желаемый результат) и мы размышляем, что нам нужно делать от настоящего в будущее, какими быть и становиться, чтобы приди со временем в нужную точку, достичь поставленной цели. Такое мышление основано на планировании и проектировании нашей деятельности. Его очень полезно тренировать, если мы на самом деле хотим стать тем, кем хотим стать. Оно определяет степень несоответствия того, какие мы есть сейчас и какими должны быть, чтобы все было хорошо и, даже, лучше, чем хорошо.
5. Форсайтное (форсайт от англ. Foresight — предвидение) мышление направлено в будущее и его целью является прогнозирование возможной или конструирование желательной картины будущего с учетом факторов научно-технического прогресса (инноваций).
На уровне личности оно использует в симбиозе аналитического и интуитивного мышления. На уровне группы (коллектива, сообщества) форсайт-мышление основано на коммуникациях, использует мозговой штурм, дискуссии, сотворчество.
Принципы форсайт-мышления:
— многовариантность (вариативность) будущего;
— вероятность определенного будущего;
— радикальное влияние факторов научно-технического прогресса — инновационное будущее;
— возможность проектировать и создавать будущее на основе индивидуального (группового) видения.
Форсайтное мышление использует законы филогенеза, конструирует новые виды и классы объектов (систем) разной степени радикальности. Чем меньше новый объект (система) наследует свойства старого (родительского), тем объект является более радикальным.
Объемность и характерность перспективного движения может быть разной: от создания локальных объектов (систем) до больших пространств и миров; от адаптации в прогнозируемом пространстве жизнедеятельности до построения нового пространства (новых миров) с разрушением существующего. При этом возникает проблема ресурсов, рисков и жертв в соотношении с расчетной выгодой.
Форсайтное мышление с последующей радикальной инновационной деятельностью позволяет сократить цикл филогенеза за счет быстрого появления новых видов не только в технике, но и в биологии. Генная инженерия, клонирование, микробиология упреждают природу, создавая новые биовиды не за миллионы, а за десятки или единицы лет в научных лабораториях. Хотя это несет большие риски человечеству, существованию человека как самостоятельного вида!
6. Эволюционное мышление проявляется и в эзотерическом варианте — философия «нового мышления» утверждает, что сила мысли создает будущую реальность. Находясь в настоящем, силой нашего воображения мы создаем желаемую информационную модель будущего (В→С), которая со временем становится реальностью.
Если вы не смотрели фильм «Тайна» (также «Секрет»; англ. The Secret) — австралийский документальный фильм, выпущенный кинокомпанией «Prime Time Productions» в 2006 году, по которому впоследствии вышла одноимённая книга австралийки Ронды Берн, то посмотрите/почитайте — очень полезно.
Системное мышление можно формировать двумя путями:
— от теории к практике — уметь распознать в реальных объектах (субъектах) системы и «войти» мыслью в них, а затем и представив в виде модели, используя теоретические знания системного мышления;
— от конкретного к абстрактному — используя наглядное восприятие в процессе своей деятельности, понять — как устроен мир сложить о нем общее (абстрактное) представление, которое чаще всего находится только в мозгах в виде ощущений, образов, мыслеформ.
Маленькие дети познают мир вторым путем, да и многие взрослые тоже.
А образование школьников и студентов направляет по первому пути. Вопрос — насколько эффективно? Ответ — настолько, насколько вы сами сформировали у себя системное мышление и волевое управление им.
Логическое и математическое мышление
Даже не зная теории мышления, мы можем оценить в суждениях другого человека логичность или нелогичность его мышления. То есть разумность, последовательность — это один из признаков логического мышления. А другой признак — истинность или ложность.
Но не нужно путать истинность логики с истиной жизни: человек может правильно использовать законы логики, но информация истинная по форме, может быть ложной по содержанию (не отвечающей действительности, фейковой): «хорошо он говорит, логично, но — врет (лукавит, искажает, парит мозги, вешает лапшу на уши…).
В. И. Даль дает общее определение понятию логика — это наука здравомыслия, наука о том, как правильно рассуждать. Иначе говоря — это мышление психически здорового человека, которое осуществляется по определенным правилам.
С древности люди учились мыслить логично, чтобы быть понятными другим людям. В работах древнегреческих, древнекитайских и древнеиндийских мыслителей 6—5 веков до н. э. уделялось внимание логике мышления, но первым основные принципы логики как науки сформулировал Аристотель в 4 веке до н. э. С того времени она формировалась в рамках философии, а во второй половине XIX века отпочковалась в самостоятельную науку — формальная логика. Почему формальная? Потому что она стала искать формы правильного мышления. И представьте себе — нашла! И еще одна особенность логики — ее интересуют только эти формы мышления, а не его содержание, а уж наполнить эти формы содержанием или, по-другому говоря, использовать эти формы в содержательном мышлении — это задача мыслящего. При этом, не ограничиваясь одним высказыванием, а последовательно из одного суждения (высказывания) выводя другие.
Формально-логическое мышление — это инструмент абстрактного мышления, оно оперирует имеющимися знаниями, использует естественный и символьный языки. Результатом использования символов и операций с ними является трансформация формальной логики в символьную и математическую с еще большей абстракцией от чувственного восприятия реальности.
У меня вопрос? А разве в конкретном, в предметно-действенном мышлении не нужна логика? По-моему, нужна. Здесь она будет определяться целью и логической очередностью наших действий — что и как мы хотим сделать? Например, чтоб приготовить пирог я должен вначале подготовить тесто и начинку, а выпекать уж потом, а не наоборот — налицо определенная логическая последовательность. В каждой деятельности есть свои внутренние закономерности, зависимости, т.е. своя логика. Так ведь? В принципе, все виды мышления должны быть логичными полностью или частично. Хотя… Ниже мы будем говорить о нелинейном мышлении. А, с другой стороны, в творческом мышлении разве все должно быть логично? А как же тогда неожиданные открытия, прорывы, озарения?
По-моему, общим для всех видов логического мышления является его направленность (цель, вектор мышления) с учетом имеющихся условий, методология мышления (правила, методы, способы, технологии), определенная последовательность связанных мыслеопераций, развернутая во времени с проверкой на правильность (точность, достоверность, истинность).
Основу логики составляют логические законы: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания; логические формы и операции мышления, которые мы рассмотрим позже: понятия, суждения, умозаключения, сравнение, индукция, дедукция, анализ, синтез…
Хотя, конечно, логика — это общенациональная наука, ею пользуются народы всех стран, но, тем не менее, имеются национальные особенности, например, логическое мышление китайцев отличается от логического мышления европейцев. В моей педагогической практике я сталкивался с этим, поскольку обучал китайцев и, зачастую, непонимание друг друга заключалось не в языке, а именно в мышлении. Но, в принципе, так и должно быть, как мы ни абстрагируем, как ни обобщаем формы мышления вековая национальная культура, национальные традиции, принципы и правила жизни формируют свои особенности мышления, понимания правильности и истинности, критерии оценки.
Интересно то, что сила логики, ее мощный потенциал в большей степени раскрылся в технике, чем в человеке, его мышлении. Основу «мышления» вычислительной техники составляет машинная логика, языки программирования, базы знаний, экспертные системы и системы искусственного интеллекта работают на принципах логики. И это развитие идет ускоренными темпами!
Интересно! Люди с давних пор (с 50-х гг. прошлого века) пытались создать вычислительные машины и программы для шахматных соревнований с человеком. С большими или меньшими усилиями люди побеждали, но в 1997 г. шахматная программа (компьютер DeepBlue) со счетом 3,5—2,5 победила чемпиона мира Гарри Каспарова. С тех пор гроссмейстеры сдались и, за редким исключением, не испытывают судьбу в игре с машиной, поскольку постоянно проигрывают. Теперь одни машины (программы) играют с другими машинами. Я на своем смартфоне с удовольствием успешно сражаюсь с шахматной программой, правда, на уровне средней сложности (есть еще более высокие уровни — эксперт и Pro).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление в системе интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других