История сокровищ

Владимир Александрович Андриенко, 2006

На страницах этой книги вы найдете рассказ о грабителях могил, кладоискателях, археологах, коллекционерах – всех тех, кто поставил целью своей жизни поиск древних сокровищ и захоронений. Это представители самой романтической, трудной и загадочной профессии на Земле.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История сокровищ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

Сокровища Древнего Египта.

Вступление.

Клады древнего Египта можно отнести по классификации кладов к культовым. Это в основном клады, принесенные в жертву богам (ведь фараоны считались богами). Для отыскания подобных кладов необходимы знания. Прежде чем пускаться на поиски нужно хорошо изучить традиции того народа, кто их прятал.

***

Древний Египет можно с полной уверенностью назвать страной сокровищ. Могущественные «живые боги», повелители Черной страны (так сами египтяне назвали Египет), уходя в загробный мир, уносили с собой изрядную долю своих земных богатств. И начали пополняться могилы фараонов сказочными ценностями. Ибо те, кто владел золотом на земле, верили — оно понадобится им и там, за последней чертой, за гранью мира живых.

В недрах тех древних времен зародилось и другое ремесло — появились грабители могил. Это, по сути, те же кладоискатели, охотники до острых ощущений, стихийные атеисты далеких времен не боявшиеся ни богов, ни демонов. Они кощунственной рукой нарушали святая святых — могилы знатных покойников. Больше того, они посягнули на сокровища богов, не побоявшись древних проклятий и наложенных жрецами печатей!

Покушения на покой мертвых заставили фараонов и жрецов следующих периодов принять меры против грабителей. Владыки перестали строить величественные гробницы в виде мастаб или пирамид, а стали укрывать знатных покойников поглубже в скальных могилах. Гробницы тщательно маскируют и устанавливают множество ловушек для непрошенных гостей. Вход в склеп закрывался изнутри тяжелым замковым камнем. После проведения положенной погребальной церемонии, из под этого камня выбивались опоры, и он съезжал вниз, наглухо замуровывая вход в усыпальницу, где стоял саркофаг с телом владыки. Такой же огромный камень закрывал и вход в коридор склепа. После выполнения работ строители гробницы заперев доступ к мертвому телу, поднимались на поверхность через специально оставленный колодец. Затем он засыпался землей и закладывался огромным камнем. Казалось бы, проникнуть в такую могилу невозможно.

Скажу больше. Могилы фараонов защищают еще и магической защитой! Страшные проклятия обрушиваются со стен гробниц на грабителей. Злые духи умерших станут мстить! Жрецы заупокойных культов обращались к адским божествам, вампирам астрального мира, и поручали им защиту могил от осквернителей.

Но количество грабежей царских ценностей не уменьшилось! Знаменитый папирус Амхерста-Капара говорит нам, что профессия грабителя могил одна из самых древних в мире. То есть уже четыре тысячи лет назад существовала организованная преступность! Ведь в одиночку такое дело как вскрытие могилы фараона или жреца не осуществишь. Среди воров были мастера-профессионалы — каменщики, плотники, медники, архитекторы, отлично знакомые с устройством погребальных комплексов. Да и действовать им приходилось в сложных условиях, работая тайно по ночам и вынося землю и щебень корзинами, чтобы никто не обнаружил до срока следов их работы. Поэтому, археологов, что пришли в царские усыпальницы спустя четыре тысячи лет, ждало горькое разочарование. В могилах побывали до них и явно эти посетители не преследовали благородных научных целей.

Фараоны вынуждены были организовать службу охраны на западном берегу Нила, в месте, где располагались некрополи или «города мертвых».

Деление каждого города Древнего Египта рекой Нил на две части было традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пустыня, и где бог солнца Ра спускался в подземный мир.

Положиться на адских богов они полностью не могли. Слишком уж те пренебрегали своими обязанностями. Да и психологическая защита могла действовать только на коренных египтян. Это они боялись местных богов и их проклятий. Но в эпоху Среднего и особенно Нового царств в Египте появилось множество иноплеменников. Одних пригнали в качестве рабов победоносные полководцы империи, иные сами прибыли в поисках поживы среди многочисленных купеческих караванов. А у иностранцев были свои боги и кумиры, и они могли не бояться проклятия богов Египта. Свои помогут в «том» мире, охранят, ведь за это им приносятся большие жертвы.

Фараоны XII династии Сенусерт II и Сенусерт III строят самые хитрые в истории гробницы. Здесь используется метод ложных погребальных залов, сложных и запутанных лабиринтов, тупиковых ходов. То есть грабители, придя в усыпальницу, видели, что она уже ограблена. Жрецы специально все обставляли так, чтобы у непрошенных гостей сложилось впечатление, что они пришли сюда напрасно.

Но и эти хитроумные методы не помогли. Битву за золото фараонов выигрывали грабители могил!

А сейчас давайте вместе посмотрим на некоторые пирамиды и могилы фараонов Древнего Египта.

Глава 1

Гробницы Раннего и Древнего царства.

Первая династия:

Абидос: Могила бога Осириса или фараона первой династии Джера

В древнем Египте среди множества интересных и загадочных гробниц существовала могила самого бога Осириса, героя многочисленных Египетских легенд и сказок, первого божественного повелителя, что подарил Египту основы цивилизации. Располагалась она в Абидосе. По крайней мере, так считали египтяне.

В XX веке до нашей эры это место было объектом религиозного поклонения. Именно тогда в первый раз открыли гробницу древние археологи, спустя тысячу лет со дня постройки. Они и составили легенду о том, что это могила бога, который был также и одним из первых фараонов Древнего Египта.

В XX веке уже нашей эры археологи эту могилу нашли во второй раз (спустя пять тысяч лет со дня её постройки). Гробница Осириса была погребена под горой горшечных черепков, остатков приношений Осирису.

Конечно, тела законного владельца этой гробницы, здесь давно не было. Захоронение было ограблено (как предполагают) ещё во времена Древнего царства, и тело царя-бога исчезло, как исчез и его саркофаг.

Мы не знаем теперь, как погибла священная мумия, и вряд ли это когда-нибудь уже прояснится. Но вопрос не в этом. Люди XX-го века новой эры совсем не те, что были в XX веке до новой эры. Их уже было трудно купить сказкой про Осириса. Потому перед археологами возник вопрос, чья это могила в действительности?

Фараоны Первой и Второй династий погребались в Абидосе и здесь были обнаружены девять их гробниц. И наша гробница Осириса оказалась гробницей фараона первой династии Джера.

В древности она была ограблена. Воры проникли в гробницу и обнесли могилу, как сейчас бы сказали до нитки. Но в момент «работы» незваных гостей что-то напугало, и грабители вынуждены были бежать с места преступления.

Один из воров спешно сунул часть своей добычи, а именно руку мумии жены фараона Джера, в глубокую расщелину в стене гробницы. Он, очевидно, подумал, что придет сюда позднее и заберет свой трофей из тайника.

За своей добычей он так и не пришел. Глубокие воды океана времени надежно скрыли от нас его тайну, и мы теперь уже никогда не узнаем, почему же он не вернулся назад, и что же произошло в могиле фараона в то далекое время.

В 1902 году эту руку нашел известный археолог Уильям Флиндерс Питри, и она стала достоянием истории, своеобразным посланием тех далеких времен. На руке мумии находилось четыре браслета из аметиста оправленные в золото, великолепной работы. Настоящее сокровище. И это свидетельство того, какие в ценности достались ворам в этой могиле! Перед ними померкли бы находки в могиле Тутанхамона.

При фараонах Первой династии царские гробницы обеспечивались персоналом, что служил при усыпальнице. Доход этих лиц обеспечивался благодаря специально выделенным поместьям и был достаточно велик. Например, гробница принца Некура, сына царя Хафра была обеспечена доходом с 12 городов!

Конечно, с ростом числа таких покойников, спустя несколько поколений, обеспечение гробниц стало непосильным бременем для государства, и персонал приходилось снимать. Гробницы, оставшиеся без присмотра, становились легкой добычей грабителей могил.

III династия

Пирамида Джосера.

Прообразом пирамиды Джосера стали огромные мастабы фараонов 1-ой династии, построенные из кирпича-сырца. Арабское слово «мастаба» буквально переводиться как «скамья». Называются они так потому, что напоминают глинобитные скамьи. Позднее этот тип гробницы уступил место другому, в котором усыпальница и прилегающие покои вырубались уже в самой скале под землей и сообщались с поверхностью через глубокую шахту. Наземная часть гробницы представляла собой прямоугольное сооружение из кирпича-сырца, а впоследствии из камня.

Ступенчатая пирамида Джосера сначала тоже представляла собой обыкновенную каменную мастабу. В своем развитии она прошла пять стадий. Сначала архитектор фараона выстроил большую мастабу, сходную с аналогичной гробницей, воздвигнутой для Джосера в Бет-Халлафе, в Верхнем Египте. Но если та мастаба была сооружена из необожженного кирпича, то мастабу в Саккара сделали уже из каменных блоков. За время правления Джосера её расширили во все четыре стороны. Затем архитектор ещё раз изменил, свои планы и сделал гробницу продолговатой. Но и это его не удовлетворило, посему он в четвертый раз расширил постройку и сделал нечто такое, чего не делал еще ни один строитель гробниц: на верхней площадке были поставлены ещё три мастабы, каждая из которых была меньше предыдущей. Так появилась первая ступенчатая пирамида — мать всех пирамид.

Восхищенный фараон Джосер решил сделать свою гробницу еще больше. Он велел расширить её основание до размеров 124 на 117 м. На вершине соорудили шесть, уменьшающихся в размерах террас и облицевали известняком, доставленным с холмов Туры, с противоположного берега Нила. В таком виде, если не считать известняковых плит, пирамида Джосера сохранилась до наших дней.

Архитектором, построившим эту пирамиду, был Имхотеп, советник Джосера, впоследствии обожествленный. Характерна в этом плане легенда о семи годах голода, воспроизведенная на гранитной скале на острове Шель в двух милях к югу от современного Асуана. Вероятнее всего, что легенда была записана в период правления династии Птолемеев, хотя по содержанию она относится к правлению Джосера. Здесь Имхотепу приписывается происхождение не от простого смертного, а от великого бога.

Из-за недостатка разлива Нила в течении семи лет, в период правления Джосера, в стране наступил голод. Запасы в царских зерновых иссякли, и обеспокоенный фараон обратился к своему советнику Имхотепу. Имхотеп объяснил неурожай недостаточным почитанием бога, проживающего в месте рождения Нила. Джосер направил послание правителю Нубии. Послание начиналось так: «Я обращался за помощью ко многим богам, в том числе и к богу с головой ибиса, а также и к Имхотепу, сыну бога Пта…» Как видно фараон называет своего советника сыном бога, а сын бога не мог быть слугой. Далее Джосер потребовал от правителя Нубии умилостивить бога Хнума и его супругу, чтобы народ смог наполнить свои амбары зерном нового урожая. Вскоре сам Джосер посетил храм Хнума в Нубии, совершил там молитву, принес дары, высказал свою просьбу. Ночью во сне фараону явился сам бог Хнум и обещал, что с этого времени Нил будет постоянно разливаться. Из этой легенды следует, что отношения между правителем и советником были вполне равноправными. Это не отношения господина и слуги.

Манефон писал: «Тосорторос (Джосер) правил 29 лет. Во время его царствования жил Имутес (Имхотеп), который благодаря своим медицинским познаниям снискал славу Асклепия. Он первый стал строить из нетесаных камней…»

Отцом Имхотепа назван бог Пта, хотя в ранних надписях его родителями названы скульптор Канофер и египтянка по имени Кхедуанх.

Очевидно, что версия о божественном происхождении Имхотепа лишь легенда, сочиненная спустя две с половиной тысячи лет после смерти знаменитого архитектора. Археология говорит о нем вполне определенно. На постаменте плохо сохранившейся статуи фараона Джосера, найденной в 1926 году в святилище, предназначенном для заупокойных статуй умершего, удалось прочесть имя дарителя: «Приближенный фараона Нижнего Египта, главный управитель фараона Верхнего Египта, наследный вельможа, верховный жрец Гелиополя, Имхотеп». Как видно, сам Имхотеп себе божественного происхождения не присваивал.

Но вернемся к пирамиде. Почему для первой пирамиды была избрана именно пирамидальная форма? Было ли превращение мастабы в ступенчатую пирамиду простой случайностью? Американский археолог Д. Брестед писал: «Пирамидальная форма гробниц фараонов имеет глубоко священное значение. Фараона погребали под символом солнечного бога, который хранился среди святая святых храма Солнца в Гелиополе…Когда увеличенная до гигантских размеров пирамида вздымалась над усыпальницей фараона, возвышаясь над его городом и над всей долиной на много миль вокруг, она становилась самой высокой вершиной, первой встречавшей солнце во всей стране. Утренние лучи озаряли сверкающую вершину пирамиды задолго до того, как солнечный свет рассеивал сумрак у её подножия, в котором ещё пребывали простые смертные».

Символ бога Солнца — пирамида дала образ для создания монументальных сооружений. Однако есть и другие предположения. Может быть, ступенчатая пирамида Джосера символизировала «Первозданную гору» — вершину, возникшую на заре творения из вод Океана.

Как показали раскопки, первоначально пирамида Джосера была центром огромного ансамбля каменных зданий. Имхотеп обнес пирамиду гигантской стеной размерами 277 на 545 м. Внутри этой ограды Имхотеп воздвиг целый комплекс каменных сооружений, облицованных известняковыми плитами с высеченными на них рельефами. Подобных резных плит в Египте не встречалось более нигде.

Некоторые из этих сооружений имели отношение к так называемому празднику Сед — ритуалу, восходящему к далеким временам. В глубокой древности у египтян существовал обычай по прошествии определенного числа лет предавать престарелых фараонов преждевременной насильственной смерти. Люди верили, что от мощи властителя зависит плодородие земли, процветание страны и народа. Когда сила фараона с годами ослабевала, он умерщвлялся, а корону получал новый фараон. Считается, что такая смена правителей происходила каждые 30 лет. В последующие годы этот обычай был заменен религиозно-магическим обрядом обновления царской власти — «празднеством Сед». В него входило жертвоприношение богам Верхнего и Нижнего Египтов, после которого фараон короновался заново. Сохранился любопытный рельеф на стене одной из подземных галерей под оградой пирамиды, где изображен стремительно бегущий фараон Джосер. Предполагается, что это забег, которым фараон как бы доказывал свою силу. Фараона во время празднества Сед отождествляли с богом Осирисом, богом мёртвых. Осирис был убит, а затем возродился для бессмертия. Обожествленный фараон был уверен, что и его жизнь будет вечно обновляться.

Помимо зданий, связанных с этой церемонией, в ограде ступенчатой пирамиды находился ряд других строений, воздвигнутых для благополучия фараона в загробном мире.

Усыпальница фараона располагалась не в самой пирамиде, а была высечена под её фундаментом в скальном грунте. К ней вела квадратная шахта глубиной в 27,5 м. На дне была построена усыпальница из гранитных плит, доставленных из Асуана. В потолке усыпальницы строители оставили отверстие, чтобы через него можно было внести мумию. Позднее это отверстие закрыли массивной гранитной плитой весом в 3,5 тонны. Вход в шахту брал начало далеко за пределами пирамиды, из узкой траншеи, расположенной к северу от неё. Он вел глубоко вниз под пирамиду и открывался в колодце. Впоследствии этот ход, а также сам колодец засыпали щебнем.

Грандиозные сооружения, воздвигнутые Джосером, говорят о его власти и могуществе. В Египте устанавливается своеобразная форма правления, названная в истории Восточной деспотией. При таком образе правления власть властителя, деспота никем и ничем не ограничена.

III династия

Саккара. Пирамида фараона Сехемхета.

В 1951 году археолог Мухаммед Захария Гонейм обнаружил пирамиду вблизи царского некрополя в Саккара. Строение было в плохом состоянии, высота руин 10 метров, размер основания пирамиды 120 метров. Эта гробница так и не было завершена, но если бы её достроили, то высота строения была бы около 70 метров.

Ученый сделал вывод, что это гробница фараона Третей династии Сехемхета. Гонейм нашел в гробнице несколько деревянных шкатулок, в которых обнаружил золотые браслеты и бусы. Но не это было целью археолога. Мумия царя — вот что он желал найти больше всего, и потому раскопки продолжались.

В мае 1954 года археологу удалось добраться до погребальной камеры царя, где находился алебастровый саркофаг, вырезанный из цельного блока и массивной тяжелой крышкой. Вот она цель — осталось лишь заглянуть внутрь! Но когда крышку с большим трудом удалось сдвинуть, ученого ждал неприятный сюрприз — саркофаг фараона был пуст.

Надежды Гонейма превзойти своих коллег не оправдались, и в 1959 году он покончил с собой. Исследования пирамиды Сехемхета продолжил в 1963 году французский археолог Лауэр.

IV династия

Дахшур: Пирамида фараона Снофру

В поисках древних гробниц стоит посетить Дахшур. Это знаменитый Царский некрополь, расположенный на западном берегу Нила, между Саккарой и Лиштом в XXI номе Верхнего Египта. В эпоху Древнего и Среднего царств Дахшур был монументальным некрополем царей и знати. Здесь до наших дней сохранились сооружения, принадлежащие к числу важнейших памятников погребальной архитектуры Древнего Египта.

Наиболее интересны две пирамиды первого фараона IV династии Снофру, а также мастабы знатных лиц и город, в котором жили строители гробниц и люди, следившие за его священной территорией. Давайте посмотрим, как и кто вел там раскопки и что они там сумели найти.

Самым древним и самым интересным монументальным сооружением Дахшура является так называемая ромбовидная пирамида. Она расположена в южной части некрополя и построена при Снофру. Это одно из лучше всего сохранившихся сооружений такого типа. Ей интересовались еще путешественники уже в XVII и XVIII веков.

В 1838 году господа Перринг и Виз первыми проникли в эту пирамиду и составили ее точный план. Но никаких ценностей они там не обнаружили и так и не смогли исследовать это сооружение досконально.

В 1894–1895 годах по их следам пошел археолог де Морган. Под его руководством велись раскопки на территории некрополя. Он частично расчистил ромбовидную пирамиду, но на следы сокровищ не наткнулся. Хотя вы сами понимаете, что настоящие археологи охотятся больше за тайнами и загадками истории, чем за сокровищами.

В 1924 году египетская Служба древностей начала систематические раскопки и исследования этого памятника Древнего царства. Вначале поисковыми работами руководил археолог Жекье, а затем, начиная с 1945 года, археологи Абд эс-Салям Хуссейн и Варий.

Именно Варий обнаружил на двух скрытых внутри пирамиды блоках надписи, содержащие имя Снофру. Следовательно, он доказал, что именно фараон Снофру и стал создателем этой пирамиды.

Последние раскопки на этой территории велись в 1951–1955 годах под руководством археолога Фахри. Наиболее значимым его достижением было открытие заупокойного храма при пирамиде, который является самым древним из известных памятников этого типа. Но и там не было обнаружено ценностей фараона, хотя в заупокойном храме как раз и было место для сокровищ. Но сокровищница храма была разграблены грабителями древности.

Ромбовидная пирамида построена из местных известняковых блоков и облицована отшлифованными плитами из турского известняка, в основном сохранившимися на своем месте. От прочих пирамид она отличается формой и наличием двух входов. Северный вход пирамиды находится приблизительно в 12 метрах над уровнем основания. Отходящая от него галерея длиной 78 метров была частично выложена в массиве пирамиды, а частично вырезана в скале и спускалась приблизительно на 25 метров к центру основания. Отсюда через вестибюль с уступчатым перекрытием можно было добраться до камеры с потолком того же типа. Высота камеры составляла 24 метра и, таким образом, она практически достигала ядра основания. Облицовка галереи и камеры была выполнена из тщательно подогнанных друг к другу блоков белого известняка.

Второй вход, расположенный с западной стороны, находился приблизительно в 30 метрах от основания. Спускающаяся галерея и погребальная камера были оборудованы в центральной части пирамиды. Возможно, эта камера имела тот же вид, что и та, что соответствовала северному входу.

В ансамбль при пирамиде входили два заупокойных храма. Верхний, построенный возле восточного фасада гробницы, был сильно поврежден. Он много раз переделывался и расширялся. Основным материалом здесь служил сырцовый кирпич. Первоначально храм состоял из маленькой часовни с двумя стелами по сторонам и столом для жертвоприношений перед ней.

Территория пирамиды была окружена стеной. Внутри, с южной стороны, располагалась небольшая пирамида-спутник с галереей, ведущей к погребальной камере. Ширина ее сторон была около 55 метров, а первоначальная высота достигала приблизительно 32 метров. Ранее предполагалось, что это была гробница жены Снофру и матери Хеопса, царицы Хетепхерес. Заупокойный храм, соединенный платформой с оградой пирамиды, также был обнесен стеной. Платформа примыкала к юго-западному углу пирамиды, проходя через стену ограждения. Затем, пройдя через узкий двор, можно было с южной стороны попасть в длинный зал, украшенный рельефами. С двух сторон от него располагались большие помещения, служившие кладовыми! В одном из них, возможно, и находилась сокровищница храма. На продолжении оси была сделана вторая дверь, ведущая в открытый двор. В его северной части располагался портик с десятью столбами, скрывавшими шесть часовен в форме монолитных наосов, где стояли статуи царя. Культ фараона сохранялся в этом храме в течение долгого времени, о чем свидетельствуют находки археологов. Храм был разрушен не ранее XVIII династии.

К северу от ромбовидной пирамиды расположена другая пирамида Снофру, названная «северной». Как и ее ромбовидная предшественница, она была впервые исследована Перрингом и Визом в 1837 году. Работы египетской Службы древностей в 1947 и 1953 годов не принесли здесь ощутимых результатов. Эта пирамида оставалась одной из наиболее загадочных царских построек этого типа, пока Немецкий Археологический Институт не предпринял на ее территории ряд исследований в 1980-1981 годах. В результате была обнаружена облицовка, сохранившаяся на пяти слоях восточного фасада. В 1982 году были найдены фрагменты ее пирамидиона из турского известняка — единственного пирамидиона эпохи Древнего царства, известного на сегодняшний день* (*Пирамидион — камень служащий вершиной пирамиды).

Приблизительно в 30 метрах от уровня основания с северной стороны в ней находится вход, ведущий в наклонный коридор. В массиве основания расположены три помещения с уступчатыми сводами. Здесь не было найдено никаких следов царского погребения.

Поблизости от двух пирамид расположено множество мастаб знатных лиц эпохи Древнего царства. Лишь часть из них, а именно захоронения двора Снофру, были раскопаны поблизости от северной пирамиды. Но никаких ценностей здесь обнаружено также не было. И поэтому хоть раскопки времен Снофру и солидно обогатили науку, но ценными находками своих исследователей не прославили.

IV династия

Гиза. Тайна пирамиды Хеопса: поиски сокровищ великого владыки

Пирамида Хеопса до сих пор вызывает множество споров и вопросов и, как и прежде, притягивает внимание и вызывает интерес у тысяч людей. Считается, что она была ограблена еще в далекой древности во времена Древнего царства в Египте.

Но попытки повторить грабеж повторялись и после. Мало ли, а вдруг грабители пирамиды забрали не все, и там еще кое-что осталось? А Хуфу-Хеопс был одним из величайших повелителей периода Древнего царства и потому ценностей, что можно было найти в его могиле, хватило бы на покупку целой страны!

В 820 году повелитель правоверных Халиф Багдадский Абу аль Аббас Абдалла аль-Маамун с огромной армией выступил из Багдада в Египет, который тогда входил в состав его владений, для подавления восстания феллахов.

Усмирив непокорных и отрубив головы несговорчивым вождям повстанцев, халиф уже собрался, было домой в благословенный Багдад, но взор владыки привлекли гороподобные усыпальницы древних царей в Гизе. Это были три знаменитые пирамиды: Великая, Большая и Малая, принадлежавшие фараонам Хуфу (Хеопсу), Хафра (Хефрену), Микерину (Менкауру), ныне известные как одно из чудес света.

Приближенные нашептали владыке, что древние цари спрятали в таких гробницах несметные сокровища. А халиф Багдадский так нуждался в средствах для пополнения оскудевшей казны и выплат своим войскам. И решил владыка позаимствовать сокровища, которые много нужнее живым, чем мертвым.

Конечно, аль-Маамуну говорили о проклятии, что охраняет золото фараонов, но ведь он владыка правоверных, наместник Аллаха и ему ли бояться древних идолов?

Халиф приказал прорубить ход внутрь большой пирамиды Хеопса, Ахет-Хуфу. «Огнем и уксусом», как писали древние хронисты, сразился молодой правитель мусульман с камнями пирамиды. Отряд камнеломов пробил внутрь пирамиды ход длиной в тридцать с лишним метров и наткнулся на узкий коридор, чуть больше одного метра в ширину и высоту. Под углом 26 градусов он уходил на 183 метра в глубь, если считать от вершины пирамиды. Преодолев около 40 метров, воины аль-Маамуна вошли в грубо высеченный в скале под основанием пирамиды зал.

Большая каменная комната была абсолютно пустой! По обломкам на полу пришедшие поняли, что здесь до них уже побывали грабители могил. Отряд повернул назад, внимательно осматривая стены коридора, по которому они пришли. И один воин заметил, ощупывая каменные блоки, что один из камней был сдвинут с мета. Он сообщил десятнику о своем открытии, предположив, что здесь скрыт еще один ход. И точно, воины обнаружили гранитную плиту, закрывавшую еще один коридор!

Об этом доложили государю, и он приказал бить новый ход. Халиф не хотел уходить без сокровищ, что уже приятно волновали его воображение. Воины исполнили приказ и стали бить новый туннель в обход гранитных плит, на которые не действовал ни огонь ни уксус. Они прорвались в «восходящий коридор», еще более узкий и тесный, и, проползя на четвереньках 45 метров, попали в «горизонтальный коридор», длиною в 36 метров. Так они обнаружили еще один зал — «камеру царицы». Но и здесь сокровищ не было.

Что за незадача! Ведь халиф мог, и головы запросто оторвать в приступе гнева. Ведь как он рассчитывал на эти средства! Воины повернули назад и снова стали ощупывать стены. На месте пресечения «восходящего» и «горизонтального» коридоров была обнаружена выемка на потолке. Так искатели попали в просторную галерею. Она была около 9 метров в высоту.

Галерея под углом в 30 градусов вела воинов куда-то вверх. С трудом, поднимаясь по гладким камням покатого пола, падая и получая ссадины, искатели сокровищ устремились вперед. Там их ждали несметные богатства и благодарность халифа!

Поднявшись на 46 метров, они достигли комнаты, облицованной полированными гранитными плитами. Это была камера царя, среди которой возвышался громадный саркофаг — место последнего успокоения великого владыки древности, фараона Хуфу.

Но никаких ценностей халифу не досталось, да и не могло достаться. Если бы он не ломился вперед, а поговорил с местными жителями, то ему показали бы ход в гробницу, и совсем не нужно было бы долбить стену. Вход находился на северной стороне пирамиды, на высоте 14 метров от её подножия. И в наши дни многие тысячи туристов посетили пирамиду именно этим путем.

Историк аль-Кайси, писавший о династии Аббасидов, записал рассказ человека, который вошел в пирамиду Хеопса во времена халифа аль-Маамуна.

Вот что было сказано аль-Кайси:

«Он нашел там квадратную комнату со сводчатым потолком, а за нею коридор глубиной в десять локтей и притом достаточно широкий, чтобы по нему прошел человек. В каждом углу было по двери, которые вели в просторное помещение, где лежали тела усопших, и каждый был завернут во множество слоев материи, уже почерневшей от старости. Однако тела усопших оставались в полной сохранности; на головах у них были волосы, причём ни единого седого, и потому возникло впечатление, что это трупы молодых людей. Трупы лежали тесно один возле другого, что отделить их было невозможно, а когда он пробовал поднять их, они оказались легкие как воздух. Он говорил также, что там были четыре круглые шахты, полные человеческих трупов, и что все это место было загрязнено летучими мышами. Он заметил также, что там были погребены и различные животные…» (По книге Войтеха Замаровського «Их величества пирамиды». Москва. «Наука». 1986).

Описание мумий у арабского автора достаточно точное. Но сомнительно, что люди халифа аль-Маамуна нашли в пирамиде мумии. Их они могли видеть в других могилах более позднего периода, и автор просто предположил, что мумии там были, и дал волю своей фантазии.

Ничего аль-Маамун не нашел, но арабские летописцы не могли оскорбить своего владыку такой правдой. Потому вполне могли для потомков приукрасить неудачу аль-Маамуна в «войне» с пирамидами.

Другой автор Абд-аль-Лятиф сообщил, что «пирамиды построены из огромных камней от десяти до двадцати локтей длины, от двух до трех локтей высоты и такой же ширины». Особенно восхитила автора тщательность, с какой камни были обтесаны и уложены. «Между ними нигде нельзя просунуть ни иголки, ни волоска. Соединены они строительным раствором слоем не толще листка бумаги; не знаю, что это за раствор, состав его мне совершенно не известен».

***

Так неудачно закончился поход халифа аль-Маамуна за сокровищами фараонов. Но история на этом не заканчивается. Говорят, что экспедиция повелителя Багдада обнаружила иное богатство, и об этом сохранилось немало легенд. Упоминается, например, оружие, которое не ржавеет, и стекло, которое можно согнуть. Но найти образцы этих загадочных предметов до сих пор не удалось и потому мы не станем останавливаться на них. Пусть это останется легендой, пока не обнаружатся доказательства.

Более правдоподобной может показаться находка множества географических и астрономических карт составленных в незапамятные времена представителями некой высокоразвитой цивилизации пришельцев.

Косвенным подтверждением этих находок стало следующее событие. По возвращении из Египта аль-Маамун пригласил в Багдад почти 70 учёных из различных стран для воспроизводства карт земной поверхности. Ведь именно в это время Багдад превращается в город академической науки, ибо Маамун основал там университет, библиотеку и астрономическую обсерваторию! А самый точный каталог звезд того времени, известный как «Дамасские таблицы», называют также «Таблицами аль-Маамуна»!

Отсюда мы можем предположить, что некие тайные знания, хранящиеся в недрах Великой пирамиды, были перевезены в Багдад именно экспедицией халифа.

Однако, знания знаниями, а сокровищ фараона найдено не было. В свое время было высказано предположение, что пирамида Хеопса была построена много раньше, задолго до рождения этого фараона!

И возможно, что сам Хеопс не строил пирамиду, а реставрировал её или искал там источники древних знаний? А это значит, что, возможно, первые археологические исследования начались в правление Хеопса и по его приказу? Но это мнение сторонников алтернативной истории. Андрей Скляров, автор книги «Пирамиды. Загадки строительства и назначения» сообщает, что мы имеем свидетельство самого фараона Хуфу о том, что он не строил Великую пирамиду. Этот владыка Египта мог проводить в пирамиде ремонтные работы. Скляров считает, что Великая пирамида была построена задолго до Хуфу и была воздвигнута в честь богини Исиды, сестры бога Осириса. (По книге Андрея Склярова «Пирамиды». М. Вече. 2013. С.30.).

***

В 70 годах прошлого века французский химик Жозеф Давидовиц выдвинул гипотезу о производстве блоков Великой пирамиды из геополимерного бетона непосредственно на месте строительства. Тогда снимается вопрос, как египтяне доставляли блоки весом в 2,5 тонны к месту установки.

На пирамидных ярусах устанавливалась прямоугольная опалубка в которую заливался раствор. Застывший блок служил базой для установки следующего яруса. А составные части раствора могли легко быть доставлены работниками без применения сложной техники.

Вроде все ясно и просто. Значит, секрет строительства раскрыт?

Давидовиц в доказательство своей теории показал каменный блок из Каирского музея, покрытый слоем штукатурки «под гранит». Добавление каменных пород было известно египтянам, ибо известняк отлично поддается измельчению и вступает в химические реакции, которые связуют компоненты в бетонные конструкции. Но возможность производства бетонных смесей из твердых пород, не требующих при производстве высоких температур, пока не доказана.

***

Недавняя находка древних папирусов склонила чашу весов в сторону традиционной египтологии. В местечке Вади эль-Джарф археологи в 2016 году нашли тексты времён фараона Хуфу. Папирусы отлично сохранились. Это записи мастера Мерен-Ра, который был одним из руководителей грандиозной стройки. Команда мастера доставляла каменные блоки из каменоломен к месту строительства. А это довод за то, что при Хуфу действительно велась грандиозная стройка. Значит альтернативщики, переписывающие историю, фальсификаторы?

Совсем недавно русские мастера воспроизвели древнюю технику сверления гранита с использованием не какого-то супер-прибора древних, а медной трубы и абразива. За 8 часов они проделали отверстие в граните глубиной 50 мм. А это ещё один факт, косвенно доказывающий, что альтернативщики неправы. Сверлить гранит возможно! А значит, можно было, и выложить каменные боки Великой пирамиды.

IV династия

Гиза, Пирамида фараона Хафра.

Царь Хафра-Хефрен построил свою пирамиду рядом с пирамидой Хуфу, но она несколько меньше и хуже сделана. Так, что Хафра если и хотел превзойти Хуфу на троне Египта, то сделать этого не сумел. Но его пирамиде была придана великолепная внешность тем, что нижняя часть её была облицована гранитом из первых порогов. Внутренние поверхности гробницы отделаны красным полированным гранитом и алебастром. В одном из залов постройки были найдены археологом Мариетом семь статуй Хафра.

Великолепные статуи Древнего царства были сделаны не для того чтобы украшать ими площади и дворцы, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах подальше от людских глаз. Они могли быть полезны умершему в другой жизни. Так были сохранены многие произведения искусства, дошедшие до нас со времен Древнего царства.

Из египетских сидячих фигур наиболее совершенна статуя Хафра. Скульптор искусно справился с проблемами, которые представлял для него необычайно твердый и ломкий материал — диорит. Неизвестный мастер, несмотря на трудность работы с диоритом, запечатлел подлинный непреходящий образ царя и показал божественное и бесстрастное спокойствие, которое приписывали своим властелинам люди того времени.

Но самыми знаменитыми строениями оставленными нам фараоном Хафра являются, без всякого сомнения, Большой Сфинкс, Храм Сфинкса и Храм Долины, расположенные рядом с его гробницей. Конечно, является ли Сфинкс созданием Хафра — до сих пор точно неизвестно, но приписывается он именно ему. И уже это делает имя фараона знаменитым, ибо Сфинкс популярен среди туристов не менее чем Великая и Большая пирамиды.

В Египте Сфинкс является изображением царя, причем львиное тело знаменует мощь повелителя обеих земель. Большой Сфинкс тоже изображение фараона. Но вот какого? Из надписи высеченной между передними ногами чудовища есть ссылка, что это царь Хафра. Но дело в том, что надпись была высечена 14 веков спустя, в царствование Тутмоса IV и мотивация, по которой её сделали неясна. Так кто и когда создал Сфинкса?

В 1904 году Уоллис Бадж, хранитель древностей Британского музея, сделал заявление: «Древнейшей и прекраснейшей статуей, изображающей льва с человеческой головой, является знаменитый Сфинкс в Гизе. Это чудесное произведение существовало уже во времена Хафры, строителя Второй пирамиды, и, скорее всего, было древним уже в ту далекую эпоху… Считалось, что Сфинкс каким-то образом связан не то с чужестранцами, не то с какой-то чужой религией, восходящей к додинастическим временам».

Значит, Бадж считает Сфинкса произведением, пришедшим из гораздо более древних времен? Так ли это на деле?

Андрей Скляров подтверждает эти слова. На инвентарной Стеле описи, выбиты слова о том, как фараон Хуфу в честь богини Исиды восстановил её храм. И, как уже упоминалось выше, пирамида Хуфу была пирамидой воздвигнутой в честь Исиды. А это может означать одно — не Хуфу был строителем пирамиды! В годы его правления только произвели ремонт! Тогда же отремонтировали и статую Великого Сфинкса, с которого молния сбила часть головного убора. И Хуфу восстановил его. (По книге Андрея Склярова «Пирамиды». М. Вече. 2013. С.30.).

А если фараон Хуфу видел Сфинкса, то он никак не мог быть построен при его сыне фараоне Хафра. Получается, что и пирамиды Гизы и Великий Сфинкс были построены гораздо раньше.

Несущая конструкция храма Долины полностью сложена из гигантских известняковых мегалитов. Большинство их имеет габаритные размеры 5,4 метра в длину, 3 метра в ширину, 2,4 метра в высоту (размеры некоторых достигают 9 на 3, 6 на 3). Типичный вес такого блока — свыше 200 тонн, а ведь таких блоков — сотни.

Американский ученый Джон Энтони Уэст утверждает, что поверхности монумента Великого Сфинкса и Храма долины в Гизе имеют несомненные признаки водной эрозии; вода же, как среда, вызывающая эрозию, могла быть в достаточном для этого процесса количестве лишь во время влажного, «дождливого» периода, который сопровождал массовое таяние льдов в XI тысячелетии до н.э. Следствие обнаружения этого характерного быстро проистекающего вида эрозии является то, что Сфинкс и другие, связанные с ним сооружения возведены до 10000 года до н.э.!

Египтологи теорию Уэста не приняли, но она нашла поддержку у представителей другой науки — геологии. Доктор Роберт Шох, профессор геологии Бостонского университета, сыграл важную роль в подтверждении оценок Уэстом подлинного возраста Сфинкса, и его позицию поддержали почти 300 участников ежегодной конференции Геологического общества Америки в 1992 году. Уэст говорит:

«Нас уверяют, что эволюция человеческой цивилизации — это прямолинейный процесс развития от глупого пещерного жителя к нам — умникам, со всеми нашими водородными бомбами и полосатой зубной пастой. Но доказательство того, что Сфинкс на много тысяч лет старше, чем думают археологи, и что он, в частности, появился на много тысяч лет раньше додинастического Египта, означает, что некогда, в далеком-далеком прошлом, должна была существовать высокоразвитая и сложная цивилизация — как утверждают все легенды».

IV династия

Гиза. Пирамида фараона Менкау-Ра.

Фараон Менкау-Ра — Микерин оставил нам третью или Малую пирамиду. Она составляет один ансамбль с Великой пирамидой Хуфу и Большой пирамидой Хафра. И с этим ансамблем связано множество неразрешенных загадок, над которыми до сих пор ломают головы ученные.

Геродот сообщает о нем: «Затем царем Египта, по словам жрецов, стал Микерин, сын Хеопса. Ему не по душе были отцовские деяния. Он открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться на своих полях и приносить жертвы. Он стал самым праведным судьей из всех царей, за что его особенно восхваляют египтяне среди всех когда-либо правивших над ними царей». (По книге Геродота «Эвтерпа»).

Маловероятно, что Микерин был сыном Хуфу-Хеопса. Он получил корону после фараонов Джедефра и Хафра. Даже если Джедефра правил не долго, что подтверждает его пирамида, то Хафра носил Двойную корону длительный срок. И можно предположить, что Микерин был сыном фараона Хафра, а не Хуфу-Хеопса.

Хотя Геродот упоминает в своей книге, жалобу Микерина на несправедливость богини Буто к нему лично. Он сказал, что «его отец и дядя, которые заперли храмы. Забыли богов и угнетали народ, прожили долго, а он, человек благочестивый. Все-таки должен скоро умереть».

Геродот, по словам жрецов (которые рассказывали ему историю страны), назвал Микерина фараоном милостивым и справедливым. Больше того, он сообщил, что Микерин был «самым праведным судьей из всех царей» Египта. А это утверждение должно иметь основания. Учитывая тот факт, что Геродот посетил Египет спустя две тысячи лет после смерти Микерина, оставаться столько в памяти жречества «справедливым» не столь просто.

Геродот сообщил, что судьба Микерина была несчастливой. Его единственная дочь умерла молодой, и это причинило фараону много горя. Фараон велел похоронить дочь в пустотелой золоченной статуе коровы.

«130. Корова эта не была погребена в земле, но еще до сего дня её можно видеть в Городе Саисе. Где она стоит в царском дворце в пышно украшенном покое…Близ этой коровы в другом покое стоят статуи наложниц Микерина, как мне, по крайней мере, рассказывали саисские жрецы. Это — нагие колоссальные статуи женщин из дерева числом 20». (По книге Геродота «Эвтерпа»).

«131. Другие же сообщают об этой корове и о колоссальных женских статуях вот какое сказание. Микерин будто бы воспылал страстью к своей родной дочери и против её воли силой овладел ею. После этого девушка, говорят, с горя и стыда сунулась в петлю. Отец же предал её погребению в этой корове, а мать девушки велела отрубить руки служанкам, которые выдали дочь отцу. Еще и поныне их безрукие статуи показывают, что они претерпели при жизни. Впрочем, как мне думается, это пустая болтовня. Особенно же — история с руками статуй. Ведь я сам видел, что руки статуй отвалились от времени и еще при мне лежали тут же у ног». (По книге Геродота «Эвтерпа»).

Далее «отец истории» сообщает о пирамиде Микерина. Он говорит, что «некоторые эллины думают, что это пирамида гетеры Родопис, но это неверно». Не стали бы египтяне в то время строить такую гробницу даже для царицы, а не то, что для гетеры. Но дело не в этом. Уже тогда были в Египте люди, которые сомневались в том, что сама Малая пирамида комплекса Гизы, построена Микерином для себя.

V династия

Саккара: пирамида фараона Усеркафа

В 1839 году археологом Джоном Пирингом была открыта пирамида первого фараона Солнечной династии Усеркафа. Внешне это не величественное сооружение вроде пирамиды Джосера или Снофру. Это просто нагромождение неровных камней на глиняном растворе. Так она выглядит сейчас без облицовки. Конечно, в то время все было довольно красиво и изящно.

Хотя не совсем правильно будет сказать, что открыл пирамиду Пирринг. Занимались здесь раскопками и до него. Но Пирринг первым прошел тайными путями внутрь пирамиды, которые были проложены в древности грабителями гробниц. Ученый надеялся, что воры вынесли из гробницы не все.

По пути ему встречались надписи, которые предостерегали идти далее и беспокоить умершего владыку. Но воры уже побеспокоили его много тысяч лет назад, и археолог упрямо продвигался вперед. Однако усыпальницы он так и не нашел.

Кстати, сам Пирринг ошибочно приписал пирамиду не Усеркафу, а фараону Джед-ка-Ра.

Пиррингу не удалось осуществить задуманное и совсем не из-за недостатка усердия. Просто обвалился древний ход, по которому он проникал в гробницу, и исследования пирамиды прекратились на долгое время.

Только в 1928 году археолог Сесил Фирч продолжил работу и назвал имя владельца пирамиды — Усеркафа. Но сам Фирч умер в 1931 году и снова начался застой, пока в 1948 году работы не продолжил археолог Жан-Филипп Лауэр.

Но эта пирамида не желала отдавать ученым своих секретов. В 1991 году в результате землетрясения вход в пирамиду был полностью заблокирован и потому мумия и сокровища фараона Усеркафа не найдены до сих пор.

Ведь по легенде, отцом Усеркафа был сам Ра, и он надежно хранит место погребения своего сына…

V династия

Саккара: Гробница сановника Ти

В 1865 году археолог Огюст Мариетт открыл в Саккара (в 30 км от современного Каира) гробницу сановника фараона, которого звали Ти. Этот Ти был крупным землевладельцем и, как гласят тексты, «начальником всех царских работ, руководителем строительства пирамид и хранителем мест вечного упокоения владык». Он наблюдал за гробницей фараона Неферир-ка-Ра.

Эта самая красивая и лучше всех сохранившаяся из саккарских гробниц! Она была построена около 2600 года до н.э. из известняковых блоков. В подземной камере находился саркофаг чиновника. Рядом стояла его статуя в натуральную величину.

Стены гробницы покрывают великолепные многоцветные рельефы. Они изображали самого сановника Ти, фигура которого всегда втрое, а то и вчетверо крупнее, чем фигуры людей более низкого звания, и картины повседневной жизни той эпохи. Ни одно из ранее открытых захоронений не давало такого реального представления о жизни древних египтян, как эта гробница.

Но сокровищ здесь Мариетт не нашел и потому гробница Ти обогатила науку, но не археолога. Хотя некогда в последний путь Ти провожали с большой помпой и в его могилу положили значительные богатства. Но все они достались грабителям могил эпохи Древнего царства.

V династия

Саккара: Гробница великого чати Птах-Хотепа

Еще одна гробница была найдена совсем недалеко от захоронения сановника Ти.

Это двойная гробница чиновника Аху-Хотепа и его сына Птах-Хотепа. И последний, судя по надписи в гробнице, занимал пост верховного чати (первого министра) фараона. Стены гробницы покрыты рисунками и барельефами: слуги несут дары своего господину, сцены боев, сцены из повседневной жизни египтян. Это дало хороший материал для изучения быта населения страны Та-Кем времен Древнего царства.

Птах-Хотеп был наследником династии, которая вела свой род от древних правителей Мемфиса. Но в Египте произошла замена центрального культа Птаха (связанного со стихией земли) на солнечного бога Ра.

Жрецы Мемфиса утверждали, что Птах, как бог творец, самый древний в Египте. Он создал иных богов и потому именно он создатель мира. «Нет отца, породившего Птаха и нет матери давшей Птаху рождение». Родился Птах из яйца, которое было отложено гусем хаоса.

Однако жречество солнечного Ра в Гелиополе (Инну-Мехрете) стало продвигать своего бога в первые боги. И уже Ра был назван великим отцом других богов.

Так фараоны Пятой династии при содействии жреческого культа Ра получили верховную власть над Нижним и Верхним царствами. Поэтому в их именах всегда заключалось имя РА. Зато великие чати (первые министры) этих фараонов имели в именах имя бога Птаха. В течение пяти поколений они носили имя Птах-Хотеп. Жрецы согласились поделить власть таким образом, что верховный жрец Ра стал фараоном, а последователи Птаха получили визирство. И фараон должен был теперь считаться со знатной фамилией, к которой пост первого министра переходил по наследству. Формируется нечто вроде двоевластия, чего ранее не наблюдалось, когда фараоны назначали великого чати по своему усмотрению.

Это гробница Птах-Хотепа, министра при первом фараоне Пятой Солнечной династии Усер-нахт-Ра (Усеркафа).

V династия

Саккара: примаида фараона Унаса

Знаменитая гробница Унаса находиться в Саккара. Она носила название «Великолепная гробница владыки Унаса». Хотя смотря на неё сейчас великолепной эту пирамиду назвать трудно. Простая груда камней, и мало кто обратил бы на неё внимания, если бы не «тексты пирамид», впервые обнаруженные именно здесь французским египтологом и археологом Гастоном Камилем Шарлем Масперо.

Из текстов пирамид в более поздние времена Нового царства была составлена «Книга мертвых». В погребальной камере Унаса были обнаружены остатки мумии — кости правой руки и череп. Но доказать что это кости последнего царя Пятой династии Унаса пока не удалось. Это может быть и один из слуг фараона, погребенный вместе с ним.

Гробница царицы Бахену.

Археологи из Франции обнаружили в Сакара гробницу древней царицы Бахену, которая, могла быть женой фараона Пиопи II.

Эта гробница представляла собой пирамиду высотой в 25 метров. Но эта пирамида обрушилась под действием времени и представляла собой на момент находки простое нагромождение камней, занесенных песком великий пустыни.

Археологи расчистили путь в погребальную камеру.

Гранитный саркофаг царицы отлично сохранился. Имя царицы выбито на саркофаге. Руководитель экспедиции доктор Филипп Коломбер из женевского университета заявил о находке:

«Мы нашли хорошо сохранившийся саркофаг. На его поверхности выгравированы тексты с упоминанием имени царицы, но там ничего не говориться о том, кто был её мужем».

Мумия Бахену не сохранилась. Очевидно, грабители могил времен Древнего царства навестили покойную жену фараона и унесли с собой все ценности и мумию женщины. Потом покойницу «вскрыли», срезав бинты, ограбили, а останки сожгли.

Гробница Хепет.

В 2018 году археологи обнаружили на территории некрополя времен Древнего царства гробницу женщины по имени Хетпет. Заявление об этом сделал Халед аль-Анани, официальный представитель Министерства по делам Древностей.

Кто она? Анани ответил на вопрос так: «Мы знаем наверняка, что она была высокопоставленным лицом. Тесно связанным с царской семьей».

Возможно, она была придворной одной из цариц Пятой династии. Также есть мнение, что она была жрицей богини Хатхор.

Гробница построена из кирпича. На стенах хорошо сохранились рисунки. Хепет принимает подношения от детей. Хепет наблюдает за охотой и рыбалкой.

Самой мумии женщины археологи не нашли. Но ряд предметов принадлежавших Хепет были найдены еще в 1909 году немецкими археологами. И вот найдена её гробница.

Глава 2

Захоронения Среднего царства

Во времена Среднего царства в Дахшуре появились пирамиды великих царей, возведенные к востоку от пирамид Снофру. Самая древняя из них, расположенная в центре, принадлежит Аменемхету II, северная — Сенусерту III, южная — Аменемхету III.

XII династия: де Морган находит драгоценности XII династии в пирамиде Аменемхета II

Пирамида фараона Аменемхета II сильно разрушена. Но, тем не менее, она дала ученым множество информации.

Она была выстроена следующим образом: вокруг единого центра возводились стены из известняка, а промежутки между восемью образовавшимися таким образом треугольниками были засыпаны песком. Облицовка была выполнена из известняка, насыщенная белизна которого контрастировала с серым цветом наземных сооружений, выстроенных из сырцового кирпича. Отсюда происходит ее название «белая пирамида».

Археолог Жак де Морган, проводивший здесь раскопки в 1894–1895 годах, исследовал ее внутренние помещения. Вход в эту пирамиду находился с северной стороны. Коридор, перекрытый тщательно пригнанными друг к другу известняковыми плитами, вел к двум погребальным камерам. Потолок верхней камеры и коридора был выложен из известняковых блоков, расположенных в форме буквы «А».

В верхней камере находился саркофаг из песчаника. Пирамиду окружала стена, создававшая вокруг нее удлиненное огороженное пространство. С восточной стороны здесь еще видны остатки блоков заупокойного храма, на многих из них сохранились картуши Аменемхета II. Отсюда к заупокойному храму вела обрамленная кирпичными стенами мощеная дорога шириной более 20 метров и длиной около 800 метров.

В западной части огороженной территории храма находились гробницы царицы Кеминуб, верховного сановника Аменхотепа и принцесс Ит, Итурет и Хенмит. В гробнице Ит и Хенмит де Морган нашел великолепные украшения!

Именно эти находки сделали знаменитым погребальный комплекс Аменемхета II. Ныне все они находятся в Каирском музее.

XII династия

Лахун: Пирамида великого фараона Сенусерта III

Для строителей пирамиды Сенусерта III образцом для подражания стала гробница его отца Сенусерта II, расположенная в Лахуне. Сейчас это только куча развалин, но благодаря стараниям археолога Жака де Моргана удалось восстановить некоторые детали ее постройки. Центральная часть была сложена из сырцового кирпича, уложенного непосредственно на скальное основание. Это отличает данную конструкцию от пирамиды Сенусерта II в Лахуне, при строительстве которой скала служила ядром. Ступенчатое сооружение из кирпича было облицовано камнем.

Вход в пирамиду представлял собой шахту, высеченную в скале на западной стороне сооружения. От него отходила галерея, которая через несколько вестибюлей вела к погребальной камере, выполненной из гигантских блоков красного гранита, удивительным образом выкрашенных в белый цвет.

Она была разграблена, но, тем не менее, в ней сохранился великолепный гранитный саркофаг, основание которого декорировано в стиле дворцового фасада. Внутри пирамиды есть и другие ходы, через один из которых, находящийся в северо-восточном углу, де Морган попытался проникнуть внутрь сооружения, прежде чем нашел вход с западной стороны.

С юга и востока к пирамиде примыкают мастабы знатных лиц. К северу от нее на двух уровнях расположены захоронения принцесс. Туда можно было попасть через подземную галерею, входом в которую служил колодец, расположенный на северо-востоке. В этих погребениях де Морган обнаружил саркофаги, хранилища для урн-каноп и великолепный набор украшений, принадлежавших принцессам Мерит и Сатхатхор. Ныне эти драгоценности выставлены в Каирском музее.

Весь ансамбль был обнесен стеной из сырцового кирпича. Внутри ограждения в северной части находился длинный коридор, в южной — два двора. На востоке начиналась дорога, полностью сделанная из сырцового кирпича. К северу от ансамбля был найден некрополь сановников XII династии.

XII династия

Дашур: Гробница царицы Урт

Весной 1995 года экспедиция музея Метрополитен обнаружила в Дашуре погребение времен Среднего царства. Там был обнаружен великолепный саркофаг из красного гранита с мумией внутри. А это редкая удача, ибо после гибели Среднего царства, практически все гробницы были ограблены и мумии уничтожены. А тут такая находка.

Но кому принадлежала мумия? Это была женщина, предположительно царица Урт, жена фараона Сенусерта Третьего.

Больших ценностей в гробнице не было. Всего несколько фрагментов золотых украшений, бусы, два скарабея с именем фараона Аменемхета Второго.

Мумия царицы сохранилась плохо. Возможно это результат того что здесь побывали грабители, которые унесли все ценности и повредили тело царицы намеренно. Хотя «отец истории» Геродот в своей книге «Эвтерпа» по-другому объяснил причину плохого состояния женских царских мумий.

«89. Тела жен знатных людей отдают бальзамировать не сразу после кончины. Точно так же как и тела красивых и вообще уважаемых женщин. Их предают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего товарища». (По книге Геродота «Эвтерпа»).

XII династия

Дахшур: «Черная пирамида» фараона Аменемхета III

К югу от храма Аменемхета II находится «черная пирамида» сына Сенусерта III, фараона Аменемхета III. Как известно, он был погребен во второй пирамиде, находящейся в Хаваре. А его пирамида в Дахшуре в настоящий момент представляет собой гигантский холм, конструкцией и размерами напоминающий гробницу Сенусерта III. Она была построена из сырцового кирпича и облицована камнем. Первоначально ширина ее сторон составляла 100 метров.

К востоку от этого сооружения был найден пирамидион из серого гранита с именем Аменемхета III. В настоящий момент он выставлен в Каирском музее. Вход в пирамиду располагался с восточной стороны, неподалеку от юго-восточного угла. Колодец вел отсюда к подземным галереям, облицованным известняком. Одной из характерных черт этой конструкции является сложный план ее внутренних помещений. В погребальной камере был найден на своем месте великолепный саркофаг из красного гранита, похожий на тот, что принадлежал Сенусерту III.

В 1982 года во время седьмой и последней экспедиции, работавшей на территории этого памятника, Немецкому Археологическому Институту удалось найти к востоку от пирамиды вход в независимую систему залов, предназначенных для погребения цариц.

Заупокойный храм в настоящий момент лежит в руинах. Он располагался к востоку от пирамиды внутри участка, огороженного стеной из сырцового кирпича. В северной части огороженного пространства находились захоронения, ныне полностью разрушенные.

XII династия

Файюм: Лабиринт фараона Аменемхета III

В 1883 году сэр Уильям Мэтью Флиндерс Питри отправляется в Файюм, где некогда располагались столица и некрополь царей XII династии, правивших Египтом в общей сложности 213 лет. Где-то здесь находился таинственный Лабиринт, о котором стоит рассказать особо.

***

Справка:

Уильям Мэтью Флиндерс Питри — британский археолог (1853-1942). В 1877 году опубликовал книгу «Индуктивная метрология», которая положила начало нового этапа в мировой археологии. Всю жизнь отдал раскопкам в Египте и Палестине. Раскопки Питри в Амарне вернули нам забытый отрезок истории Древнего Египта — период правления Аменхотепа IV (Эхнатона). Питри выстроил последовательность сменяющих друг друга типов керамики, которая позволила осуществить датировку в случае отсутствия данных.

***

Говорили, что он был построен фараоном Аменемхетом III и занимал участок земли в тысячу шагов длиной и шестьсот шириной. Здание это было величайшей сокровищницей Египта. В нем покоились мумии многих прославленных фараонов и многих знаменитых мужей Египта. Но самое главное, говорили, что именно там хранились накопленные в продолжение веков богатства египетского царства!

Под именем Лабиринта скрывался гигантский заупокойный храм-дворец Аменемхета III. Древнегреческий историк Геродот, который, как говорят, побывал в Египте и воочию видел многие из его чудес, писал о лабиринте. Свое название это сооружение получило по тронному имени фараона Аменемхета — Ни-маат-ра, которое в греческой транскрипции передавалось как «Лабир».

«Я видел этот Лабиринт: он выше всякого описания, — говорил Геродот. — Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот Лабиринт. А между тем храмы в Эфесе и на Самосе весьма замечательны. Конечно, пирамиды — это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений, вместе взятых… Однако Лабиринт превосходит и эти пирамиды».

Римский географ Страбон отмечает, что каждый ном Египта имел здесь собственный храм, где приносились жертвы как общеегипетским, так и местным богам. Тем самым Лабиринт, объединивший все культы Египта, являлся как бы символом религиозного единства страны.

Остатки прославленного Лабиринта, а точнее — подземный храм, являвшийся частью грандиозного заупокойного ансамбля Аменемхета III, Питри обнаружил в восточной оконечности Фаюмского оазиса. Археологические раскопки подтвердили описания античных авторов. Лабиринт представлял собой низкое, но весьма обширное здание площадью около 70 тысяч квадратных метров!

Сооружение это состояло из 1500 подземных и стольких же наземных помещений, украшенных скульптурами и рельефами, — колонных залов, дворов, подземелий и запуганных переходов. Стиль этого храма-дворца отличался строгой монументальностью. Его особенностью являлось использование огромных каменных монолитов. Из больших плоских монолитных плит были выполнены перекрытия, из монолитного камня высечены колонны — их бесконечные ряды играли главную роль в оформлении помещений Лабиринта.

Особенно примечательна была погребальная камера, высеченная из цельной глыбы отполированного желтого кварцита. Рядом с храмом возвышались две колоссальные статуи Аменемхета III из такого же желтого блестящего кварцита, достигавшие вместе с пьедесталами 18 метров в высоту. Громадные размеры, величественные статуи, подчеркнутая торжественность и монументальность — все это свидетельствует о том, что подземный храм Аменемхета III являлся центром общегосударственного культа фараона.

Питри открыл не только заупокойный храм Аменемхета III, но и обнаружил гробницу самого фараона. В 1889 году Питри приступил к исследованию огромной горы из щебня, одиноко высившейся неподалеку от деревни Хавара. Это была сильно разрушенная пирамида, давным-давно лишившаяся известняковой облицовки и за долгие столетия превратившаяся в гору мусора. Питри долго и безуспешно пытался отыскать вход в нее. Не отыскав и следов входа, он приказал рабочим пробивать туннель прямо через пирамиду.

Питри открыл лаз в камеру, которую он сперва принял за погребальную. На самом деле это было помещение, находившееся над усыпальницей фараона. Сама же усыпальница оказалась затопленной затхлой водой. Спустившись на веревке в темную сырую гробницу, Питри с разочарованием обнаруживает, что она давно ограблена: стоящие здесь два саркофага взломаны и опустошены. Рядом с ними стоял драгоценный жертвенный алтарь из алебастра, который в итоге вознаградил Питри за все его старания. Роясь в зловонной жиже, Питри извлек на свет остатки погребальной утвари, в том числе — сосуд из алебастра, на котором было начертано имя «Аменемхет». В соседней камере Питри нашел бесчисленное множество жертвоприношений. Все они были посвящены царевне Пта-Нофру, дочери Аменемхета III.

Питри был человеком непреклонной воли, редкой выдержки и настойчивости. Поэтому он решил тщательно исследовать все хитросплетения подземных ходов гробницы, пытаясь понять, каким же образом сюда смогли проникнуть грабители. Многодневные лазания по переходам позволили Питри сделать вывод: для того чтобы преодолеть всю эту систему ложных ходов и ловко замаскированных входов, грабителям потребовалось бы несколько лет. Или им все-таки кто-то помог? В египетских текстах сохранились на этот счет туманные намеки. Очевидно, что кто-то из жрецов, стражников или чиновников участвовал в ограблении, подсказывая кратчайший путь к погребальной камере. И вероятно, этим промыслом занималась целая прослойка коррумпированных представителей светской и духовной власти.

XII династия: Гробница Хор Ауибра

Фараон Хор Ауибра был, по одним сведениям, соправителем своего отца фараона Аменемхета III. И его готовили в наследники, но принц умер раньше своего отца.

Археолог де Морган сумел добраться до его захоронения и внутри его нашел великолепную деревянную статую царского Ka (бестелесного двойника) и его деревянный саркофаг. Среди погребальной утвари, сохранившейся в соседнем тайнике, был украшенный золотыми пластинами ящик с канопами. Эти находки ныне выставлены в Каирском музее.

Дорога, ведущая к заупокойному храму, была вымощена известняковыми плитами, а по краям — сырцовым кирпичом. Обрамляющие ее стены также выполнены из кирпича. В том месте, где находился ров, ограничивавший некрополь с восточной стороны, был сделан мост из больших известняковых блоков и дорога, расширявшаяся в этом месте и образовывавшая небольшой дворик. К северу от этого прохода, вдоль дороги, находятся руины, в которых угадываются кирпичные дома поселка чиновников и жрецов, состоявших при ансамбле пирамиды.

Глава 3

Захоронения Нового и Позднего царств:

Сокровища великих владык.

Грабежи в Абу-Сире

Это, пожалуй, одно из самых масштабных ограблений в Египте.

Все началось в начале 20-го века. В 1902 году немецкие археологи начали раскопки в Абу-Сире. Они вскрыли ряд захоронений периода 1650-1450 гг. до н.э. и 900-200 гг. до н.э. Археологи сразу отметили, что часть захоронений уже была ограблена, и произошло это сразу после погребения мумий. У покойников были свёрнуты шеи и разрезаны предплечья. Грабители срывали с мумий украшения и унесли наиболее ценный погребальный инвентарь.

Но это было лишь начало. Египтологи покопались немного, кое-что нашли и свернули раскопки. Однако дали «работу» не одному поколению грабителей могил. Местные жители стали втягиваться в раскопки. И их можно понять. Труд на земле тяжёл и неблагодарен. Сельское хозяйство мало кого сделало богатым. А вот под землёй уже несколько тысяч лет лежит то, что не нужно мертвецам.

В 1972 году в течение семи месяцев было разграблено около 5000 захоронений. Это был настоящий «бум» в расхищении гробниц.

Все началось с того, что местный крестьянин (феллах) случайно наткнулся на неизвестную гробницу. Он спустился в шахту и прошёл по ходу, продолженному в незапамятные времена. Нашёл несколько раритетов и удачно продал их.

С той ночи он перестал напрягать силы в дневной обработке клочка земли. Он стал «трудиться» ночами. И у него появились деньги. Слухи о его удаче сразу распространились среди других жителей, также не отличавшихся богатством и знанием истории. Они не были археологами с метёлками и лопатками, аккуратно снимавшими слой за слоем. Нет. Эти «археологи» действовали грубо и быстро.

Бедным крестьянам не было дела до науки. Они жаждали раритетов, которые можно легко обратить в доллары и фунты. Чёрный рынок египетских древностей работал и работает бесперебойно. Постепенно к бригадам кладоискателей из Абу-Сира присоединились жители других поселков.

Начались кровавые столкновения «ночных» копателей по поводу дележа добычи. Но поножовщина мешала делу, и копатели поделили большую территорию (больше гектара) на участки. Каждая группа начала разработку своей части старинного кладбища. И найденные предметы «потекли» в Каир, где торговцы охотно скупали древности, среди которых были предметы: статуэтки из бронзы (ушебти), различные украшения из серебра, скарабеи, амулеты, папирусы и даже отлично сохранившиеся саркофаги. В лавке одного торговца был выставлен такой образец на продажу.

Жители Абу-Сира охотно сменили крестьянский труд на опасную, полную риска работу «чёрного копателя». Это грабёж приносил отличные доходы. И многие «археологи» получили возможность не работать месяцами, только иногда «берясь за лопату».

Хотя назвать этот промысел простым также нельзя. Работать приходилось в условиях повышенной опасности. Ведь иногда нужно было спускаться в шахту на верёвках на большую глубину при угрозе обвала.

В 1973 году полиция взялась за грабителей. Было допрошено около 3000 человек и по результатам 144 человека были арестованы. На время все утихло. Но разве можно прекратить преступный бизнес там, где слишком много бедняков, которые хотят жить лучше, и при этом не желают много и упорно работать на земле.

Они спускаются в шахты, иногда без вспомогательных средств, и грабят мёртвых, не боясь древних проклятий. Затем они продают свои находки за суммы совсем небольшие, если не сказать смехотворные, для Европы. Например, статуэтку ушебти оценили всего в 15 фунтов, широкое серебряное кольцо со скарабеем в 150 фунтов (примерно 300 долларов США).

XVIII династия

Фараон Тутмос I меняет традиции захоронения

Тутмос I, фараон XVIII династии, весьма был обеспокоен тем фактом, что грабители могил совсем потеряли страх и совесть. Этак, они и его могилу распотрошат, и не будет ему упокоения в лучшем мире.

Посему Тутмос I принял решение о расширении Долины царей — грандиозного Города мёртвых. Но это не может удивить читателя, знающего, что египетские фараоны вообще многое отдавали на загробный мир. Однако Тутмос не только расширил Долину Царей, но захотел отделить свою гробницу от поминального храма (расстояние между ними равнялось по меньшей мере полутора километрам) и захоронить свои останки не в роскошной, видной издалека гигантской гробнице, а в потайной, вырубленной в скалах камере-склепе! Об этом нам сообщает Керам в своей книге «Боги, гробницы, учёные».

А это решение фараона означало ни что иное, как разрыв с давней погребальной традицией Египта, насчитывающей семнадцать веков. Фараон отделил свою могилу от поминального храма! А именно в этом храме по праздникам приносились жертвы, необходимые для существования «Ка» его нематериального двойника!

Вы спросите меня ну и что? Для человека нашего XXI века это ровным счетом ничего не значит. Многие вообще смотрят на потусторонний мир как не небытие. Но тогда жизнь в «том мире» была много важнее чем жизнь в «этом мире». Тутмос тем самым создал затруднения для своего «Ка» в смысле его воссоединения с мумией, или телом материальным. А это ставило под угрозу и личное благополучие фараона в загробном мире.

Такое решение — практически революция в сознании повелителя Египта. Но фараон Тутмос больше боялся грабителей могил, чем трудностей для «Ка» в общении с мумией. А так он верил, что сумеет обеспечить себе безопасность в ином мире.

«В основе тех указаний, которые он дал своему архитектору Инени, — говорит Керам, — лежал страх, неугасимый страх, владевший им, боязнь, что и его мумия будет уничтожена, что и его гробница будет осквернена. К началу царствования XVIII династии вряд ли можно было еще найти во всем Египте хотя бы одну царскую гробницу, которая не была бы разграблена, хотя бы одну мумию сколько-нибудь значительного человека, с которой не была бы сорвана в лучшем случае часть тех «магических покровов», в которые она была завернута, и, таким образом, не оскверненную и не поруганную. Грабителей удавалось поймать лишь изредка; чаще, вероятно, их вспугивали, и тогда они бросали часть своей добычи на произвол судьбы…» *. (*Цит. по книге Керама К. Боги, гробницы, ученые. М.: Иностранная литература, 1960.).

Тутмос понял, что его единственный шанс обезопасить свое тело и свою могилу от грабителей это порвать с традицией. И он решительно порвал с ней, что делает честь его смелости. На такое был способен далеко не каждый правитель Египта.

«Некоторыми сведениями о том, как шло сооружение гробницы Тутмоса, — говорит далее Керам, — мы обязаны лишь тщеславию архитектора Инени: на стенах своей гробницы он оставил автобиографическую надпись и отчет о постройке первой царской скальной гробницы. «Я один наблюдал за сооружением гробницы в скалах, предназначенной для Его Величества. Никто этого не видел, никто не слышал об этом». * (*Цит. по книге Керама К. Боги, гробницы, ученые. М.: Иностранная литература, 1960.).

Археолог Говард Картер, считает, что при строительстве гробницы Тутмоса Инени, должен был иметь в своем распоряжении не менее сотни рабочих. И всех их убили после завершения постройки. В этом не может быть сомнений. Сами понимаете, если о тайне знают двое — это уже опасно. А что говорить о сотне людей.

Могила фараона Тутмоса I в Долине царей находится в отвесно спускающейся стене уединенной, чашеобразной долины. Инени вырубил в скале лестницу и разместил могилу так, как на протяжении последующих пятисот лет это делали все архитекторы фараонов. Древние греки, исходя из формы этих могил, напоминающих пожарный рукав, называли их «сиринги» от слова syrinkx — длинная пастушья свирель. Страбон, греческий путешественник последнего столетия до н. э., описал сорок таких «достойных осмотра гробниц».

Но помогли ли все эти хитрости мумии фараона избежать лап грабителей? В общем-то да. По крайней мере, какое-то время его гробницу не трогали, и тело фараона могло «наслаждаться» покоем.

Но грабежи могил фараонов все равно продолжались. Грабители также быстро перестроились, как и царские архитекторы, и быстро «раскусили» все их хитрости.

Керам говорит, что «мумии Тутмеса, его дочери и другие мумии вытащили в один прекрасный день из гробницы не грабители, а те, кто пытался защитить царственные останки от грабителей, ибо к тому времени даже каменный мешок не мог уже считаться достаточно надежным убежищем. Фараоны перешли к новой тактике: они стали располагать свои замурованные в скалы гробницы максимально близко одна к другой; теперь стражникам было легче вести наблюдение, внимание их не рассеивалось. Но, тем не менее, грабежи продолжались». * (*Цит. по книге Керама К. Боги, гробницы, ученые. М.: Иностранная литература, 1960.).

XVIII династия

Гробница «проклятого фараона» по имени Эхнатон

Фараон Аменхотеп IV, впоследствии принявший тронное имя Эхнатон, один из самых знаменитых владык Древнего Египта. Его имя в истории Черной страны сопоставимо с именами Карла Великого или Ивана Грозного в европейской истории. Этот правитель отважился на грандиозную религиозную реформу в стране, которая была сильна именно религиозными традициями. Он отменяет обязательное поклонение традиционным богам и вводит культ единого бога Солнца Атона, за что заслужил проклятие жрецов старых культов и стал первым в чреде «проклятых фараонов».

Где же находиться место последнего упокоения этого владыки, известного в истории как фараон-еретик, проклятый после смерти, и получивший презрительную кличку «враг из Ахетатона»?

Многие искали её следы и пытались найти гробницу фараона-еретика. Экспедиция американца Теодора Девиса в 1907 году обнаружила в Долине царей таинственную гробницу. Вход в неё был замаскирован и выглядел, как обычная расселина в скале. Начав её расчищать, археологи увидели грубо высеченные каменные ступеньки, которые вели вниз. Там, где они кончались, брал начало лабиринт подземных ходов, заваленных землей и камнями.

Девис решил, что нашел нечто стоящее.

Разобрав завал, археологи стали продвигаться в толщу горы. Неожиданно пред ними предстала стена, сложенная из огромных каменных блоков. Пришлось разбирать и эту стену. За ней открылся узкий проход, заваленный камнями. Среди этих камней Теодор Девис обнаружил стенку роскошного деревянного гроба!

И этот факт говорил об одном — в давние времена здесь уже были посетители. Они вскрыли гробницу, но затем заново замуровали вход. Кто это сделал? Грабители? Но на них этот стиль работы это было не похоже. Зачем ворам обратно замуровывать вход? Хотя можно предположить и такое. Попробуй разобрать теперь через тысячи лет что было у голове у преступников давнего времени.

Археологи добрались до погребальной камеры и здесь нашлись остальные части гроба. Он был сделан из кедра, покрыт золотом и все его части скреплялись золотыми гвоздями. На стенке гроба вырезана надпись: «Он сделал это для своей матери». Тексты, найденные в гробнице, показали, что речь идет о царице Тайе — матери Эхнатона. Она не была египтянкой, а происходила из какого-то азиатского народа.

Кроме разбитого гроба археологи обнаружили дорогую посуду из алебастра и фаянса, сосуды для косметики и дорогие чаши. Саркофага на месте не было. Судя по тому, что большинство драгоценных предметов остались на месте, снова можно предположить, что в гробнице побывали не воры. Что же тогда здесь произошло?

В задней части погребальной камеры археологи обнаружили небольшую нишу, в которой находился сделанный в форме человеческого тела гроб. В нем была мумия! На ней был амулет в форме золотого орла. На верхней части крышки сохранились иероглифы: «Прекрасный властелин, единственный избранник Ра, царь Верхнего и Нижнего Египта, живущий в правде, господин обеих царств… Прекрасное дитя здравствующего Атона, имя которого будет жить вечно».

Тело загадочного покойника было обернуто тонкими золотыми пластинами и забальзамировано. Но сырой климат гробницы сделал своё дело. Влага справилась с бальзамом и мумия извлеченная археологами была в ужасном состоянии.

Но важно было другое. Стоял главный вопрос — чья это мумия? Неужели самого Эхнатона?

Как вам известно, на мумиях в Египте всегда было множество предметов с именем покойного и идентифицировать её принадлежность не составляет труда. Так было всегда, но не в этом случае! С этой мумии были сорваны золотые пластины с именем покойного. Цель — лишить мумию опознавательных знаков. Кому-то было необходимо, чтобы никто не узнал, кто здесь погребен. Более того, с четырех алебастровых кувшинов были тщательно стерты имена. В них хранились, извлеченные при бальзамировании, внутренности покойного. И лишь на четырех кирпичах, служивших опорами гроба, сохранилось имя фараона Аменхотепа IV — Эхнатона!

Теперь все становиться понятно! Жрецы старых богов Египта, предавшие Эхнатона проклятию, решили уничтожить саму память о нем. И потому надругались над его мумией. Это было пострашнее мести живому человеку. Ведь египтяне верили в то, что для жизни после смерти, необходимо сохранить земное тело, которое покинула душа. А так мумия была повреждена и покойник лишался возможности оправдаться перед судом Осириса. Хотя самому Эхнатону было плевать на Осириса и других богов Египта, которых он считал ненастоящими.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История сокровищ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я