История сокровищ

Владимир Александрович Андриенко, 2006

На страницах этой книги вы найдете рассказ о грабителях могил, кладоискателях, археологах, коллекционерах – всех тех, кто поставил целью своей жизни поиск древних сокровищ и захоронений. Это представители самой романтической, трудной и загадочной профессии на Земле.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История сокровищ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Золото инков и ацтеков.

Вступление.

Страна чибча-муисков или легендарная страна «золотого короля» известная у нас как «эль-дорадо» оставила множество легенд о золоте. Сколько кладоискателей пытались, и пытаются до сих пор, завладеть этой тайной! Совершали походы через непроходимые дебри, кишащие ядовитыми гадами, испанские солдаты в доспехах и железных шлемах. Пытались искать немцы посланные господином Фугером. Бродили по дебрям авантюристы 19-го века, мечтавшие «сорвать банк». Искали пути к золоту кладоискатели 20-го века. Они гибли от голода, укусов ядовитых пауков, от стрел индейцев, но ничего так и не нашли. Сколько усилий и трудов! Сколько напрасных затрат и загубленных надежд!

Нам остались только легенды о том, как в давние времена повелителя муисков приносили в роскошных носилках на берег «священного озера». Там его раздевали донага, и тело натирали благовонными смолами и покрывали золотым порошком. Затем «золотой король» на плоту выплывал в центр озера и бросал вниз драгоценные предметы из золота. В 1801 году Александр Гумбольт составил точную карту озера и просчитал стоимость лежавшего на его дне клада. Он заявил, что там находится более 50 миллионов золотых предметов!

Знаменитая золотая цепь, 400 метров длиной, весящая несколько тонн, изготовленная по приказу правителя инков Уайна Капака, в честь рождения его сына, могла опоясать центральную площадь столицы Куско! И этого предмета ни археологи, ни искатели кладов до сих пор не нашли, хотя времени и усилий потрачено не меньше чем на поиски Эль-дорадо.

А исчезнувшие сокровища ацтеков? Этот клад известен на западе под названием золото Маккены, из-за голливудского блокбастера. Больше 500 лет сокровища стоимостью в 10 миллиардов долларов лежат в земле! И их также пока не нашли и потому ходят легенды о проклятом золоте ацтеков, к которому нельзя прикасаться, ибо оно ничего не принесет кроме смерти святотатцу, посмевшему его коснуться.

Но я стану говорить не только о пропавших и не найденных сокровищах. Кое-что из наследия исчезнувших цивилизаций найдено. Например, изумруд «Королева Изабелла» весом 964 карата, который был оценен экспертами в сумму около 60 миллионов долларов. Некогда он принадлежал Кортесу и считался навеки утерянным. Кортес подарил его своей второй жене, донье Хуане де Сунига, племяннице герцога Бехарского, которая вместе с супругом осталась жить в Америке. Спустя двести лет ее потомки из семьи Сунига решили перевезти эти сокровища в Испанию и зафрахтовали парусник, который затонул у берегов Флориды. И вот его сокровища были подняты подводными археологами в 1993 году.

Глава 1

Сокровища государства инков.

Земля четырех частей

Древнее государство Инков в Южной Америке можно без преувеличения назвать кладезем ценностей. Империя под названием Тауантинсуйу находилась в юго-западной части Южной Америки, в области по которой проходит гигантская ось Анд. Слово Тау-ан-тин-суйу означает «Земля четырех частей». Именно так инки называли свое государство.

Если мы говорим «империя инков» то это не совсем правильно. Народ, населявший Анды не инки. Словом «инка» обозначался только повелитель, или владыка империи. Наряду с инкой1, особыми привилегиями пользовались члены императорского семейства — капак айльо, родственники инки, объединенные с ним общими предками. Остальной народ империи так не назывался.

Инки не писали книг и поэтому письменных источников, какие мы имеем в древнем Египте и Шумере, в Андах нет. Узелковые записи (кипу) никаких исторических сведений не содержат. Но устное народное творчество этого народа оставило нам множество легенд.

Бог солнца по имени Инти с болью в сердце смотрел с небес на землю и видел, как живут люди там внизу вдали от божественных чертогов. Они жили как дикие звери и не знали закона. Они не почитали даже само божественное солнце.

Богу стало жаль людей, и решил он послать к ним своего сына Манко Капака и дочь свою Мама Окльо. Инти дал им прут из чистого золота и повелел, чтобы они шли туда, куда поведет их золотой прут. И то место, где он воткнется без труда — должно стать местом будущего поселения.

Манко Капак и Мама Окльо спустились с небес и погрузились в озеро Титикака. Затем они вышли из него на берег и пошли на север путешествовать. По пути они пробовали найти место для поселения при помощи золотого прута, но он нигде не втыкался в землю. И только когда они пришли в долину Куско, прут глубоко вошел в почву и показал, что здесь стоит строить поселение!

— Прут вошел в землю брат! — восторженно воскликнула молодая красавица Мама Окльо.

— Верно, сестра! Очевидно, наш отец Инти хочет, чтобы мы поселились именно здесь!

— Тогда выполним волю отца! Здесь будет основан великий город! И его ждет великое будущее!

И основали они там город Куско. Манко Капак стал учить мужчин обрабатывать землю и добывать редкие металлы, а сестра его Мама Окльо учила женщин ткать и вести домашнее хозяйство.

Манко Капак создал государственную структуру империи и стал первым правителем — инкой! И этот титул подчеркивал его божественное происхождение. А его супругой стала его сестра.

Жена инки называлась койя, что приводилось как «правительница». И занимать это место могла только сестра императора по крови равная ему самому. Браки вне рамок рода в капак айльо были запрещены. Поэтому число «прямых потомков солнца» всегда было относительно невелико. Во время вторжения испанцев их насчитывалось лишь 518 человек.

Итак, империя была основана! Когда же Манко Капак умер, то превратился в камень, который стал драгоценной реликвией.

Второй инка Синчи Рока совершил первые завоевательные походы и увеличил небольшое по размеру государство, созданное Манко Капаком.

Итак, империя была создана и процветала в течение нескольких столетий, но в XVI веке пришли испанские колонизаторы и опрокинули могущество Тауантинсуйу и деревня цивилизация, исчезла навсегда.

Много досталось испанским завоевателям ценных и уникальных вещей. Исчезли в плавильных печах множество золотых и серебряных ювелирных изделий из Кахамарки и Куско. А среди них, по словам очевидцев, были настоящие произведения искусства. Золотой фонтан, украшенный золотыми птицами и человечками, берущими воду из фонтана; золотые ламы и пастухи в натуральную величину; серебряный орел, вмещающий два кувшина воды! Была переплавлена громадная плита из белого металла (сплав золота, серебра и платины) с изображением богини Луны, которая весила 920 килограммов!

Испанский полковник Ла Роса уничтожил более пяти тысяч тончайших золотых «летающих бабочек», каждая из которых весила не более миллиграмма. Эти золотые бабочки, запущенные в воздух могли некоторое время парить над землей, словно живые существа!

В святилище Ачиотлана хранился сияющий идол, который фанатик монах отобрал у индейцев и велел растолочь в порошок, а последний попросту развеял, считая, что тем самым свершил богоугодное дело. И остались нам от этого экспоната только строки, написанные очевидцем, который мог его наблюдать в XVI веке.

«Материал был исключительной ценности, ибо это был изумруд размером с толстый стручок перца, на котором была с величайшим искусством выгравирована птичка и готовая к нападению свившаяся змея. Камень был так прозрачен, что буквально светился изнутри с яркостью свечи. Эта драгоценность была очень древней, и преданий о том, откуда пошло поклонение ей, не сохранилось».

Епископ Баротоломе де Лас Касас2, автор капитального труда «История Индий», знаток индейцев и их обычаев, восторгался искусством туземных ювелиров:

«На золотой нити была подвеска в виде золотой лягушки, сделанная совсем как живая; в числе даров были еще: голова, высеченная из какого-то камня, кажется зеленого, украшенная золотом, в богатейшей золотой короне и с золотым гребнем и двумя золотыми подвесками; маленький идол в виде золотого человека с золотым опахалом в руке, золотыми украшениями в ушах и золотыми рогами на голове, а в живот у него был вставлен очень красивый камень, должно быть бирюза, оправленная в золото».

Поход Писарро

21 сентября 1532 года Франсиско Писарро с отрядом солдат покинул Сан-Мигель и начал переход через горы. В его экспедиции, которая отправилась на завоевание Тау-ан-тин-суйу, было всего 180 человек!

На это деяние он имел разрешение самого короля Испании:

Можете себе представить, 180 человек против империи, в которой было 6 миллионов жителей!

Это каждому может показаться абсурдом. Как можно завоевать великую империю, с многочисленными армиями, десятками укрепленных горных крепостей, и миллионами подданных с такими силами?

Тогдашний инка Атауальпа3 благодаря прекрасно налаженной в империи курьерской службе довольно быстро получил сведения о продвижении неприятеля. Испанцы хоть и обладали более совершенным оружием, чем индейцы, были крайне малочисленны и продвигались по совершенно незнакомой территории.

Инка мог отправить против них 10-20 тысяч отборных войск под командованием лучших полководцев империи. А труд перебить две неполных сотни уставших людей невелик. И поход Писарро был походом обреченных. Никаких надежд на победу у них не было. Но Франсиско Писарро победил и сумел покорить громадное государство!

Итак, что же произошло?

А все началось с пророчества. Оно было высказано перед смертью инкой Уайна Капаком. Это он, умирая, предрек возвращение богов (Виракочей) и завещал своим детям не сопротивляться им. А поскольку белые люди были загадочны и непонятны и напоминали по внешнему виду описание бога Виракочи4, то многие приняли их за богов.

В одном из сообщений, инку Атауальпу ставили в известность, о том, что у пришельцев есть «огромные животные» с ногами из серебра. Конечно, теперь ни у кого нет сомнений, что это были обыкновенные подкованные лошади, но тогда инки не знали о них ничего! И потому лошади были скорее фантастическими существами, чем средством передвижения.

— А ты уверен, что они похожи на великого Виракочу? — спросил Атауальпа гонца.

— Все сходится о, сын неба, — ответил гонец. — Обличьем и ростом они весьма походят на бога Виракочу и его слуг.

Атауальпа посмотрел на жрецов, что стояли в отдалении и спросил их:

— Что скажете вы, слуги богов?

— Виракоча создатель мира был человек среднего роста. Он носил длинный плащ. Он был не молодым, с седыми волосами, худощавого сложения. Он ходил со свитой, обращался к людям с любовью, называя их своими сыновьями и дочерями. Путешествуя по стране, он троил чудеса. Он излечивал больных прикосновением. Он говорил на любом языке даже лучше местных жителей. По описаниям похоже на Виракочу и его спутников, но…

— И они идут к нам, — схватился за голову Атауальпа и не стал дальше слушать. — Сбывается предсказание Уайна Капака!

— Но повелитель! Их совсем немного этих сказочных пришельцев, — вперед выступил военачальник Ольянтай. — Разреши мне с моими ветеранами выступить им на встречу, и я принесу тебе их головы!

— Ты предлагаешь мне сопротивляться богам? Но мы должны почитать и служить богам.

— Я не считаю пришельцев богами, повелитель. Я могу это доказать, если ты отправишь меня им навстречу.

— Тебя? Нет, нет. Тебя нельзя. Ты слишком горяч. Нужно послать 10000 воинов навстречу им, но в сражение не вступать ни в коем случае. Только наблюдать. Я еще не решил кто эти пришельцы.

— Но если они продвинуться в наше страну, то может быть поздно, повелитель. Нудно нанести удар первым! — горячо возразил Ольянтай.

— Я сам буду решать, что и когда делать! Я один источник права! Я один источник силы! Будет, так как я сказал!

Но, испанцы по своему поведению совсем не напоминали мудрого и справедливого бога Виракочу. Они совсем не несли добро и справедливость. Атауальпу возмутил поступок испанцев в Кашассе, где они изнасиловали 500 девственниц местного монастыря «невест солнца».

Но инка Атауальпа по-прежнему боялся Писарро. Он еще не определился, кто эти пришельцы и откуда они пришли. И, главное, с какой целью. Инка, находившийся тогда в Кахамарке, пригласил Писарро в свой лагерь.

15 ноября 1532 года отряд Писарро подошел к Кахамарке. Он выслал вперед своего брата Эрнандо Писарро и офицера Эрнандо де Сото.

Инка принял их дружелюбно и согласился встретиться с посланцем от великого заморского короля, как представили короля Испании пришельцы. Инка продемонстрировал посланцам свои военные силы и перед ними продефилировали императорские гвардейцы. Эрнандо Писарро испугался и, возвратившись к брату, стал рассказывать о многотысячных армиях инки, которые им никак не победить. Но Франсиско был смелым человеком и был готов рисковать.

— Франсиско, ты ведь не станешь нападать на них? — спросил его брат. Его беспокоил блеск глаз командира экспедиции. Настоящий сумасшедший!

— Посмотрим. Я лично желаю увидеть это туземное воинство, — уклончиво ответил Писарро брату.

— Может быть, они не могут так драться как мы, но их во много раз больше. Напасть на них первыми — значит совершить самоубийство.

— Ты боишься, брат? — с призрением ухмыльнулся Писарро.

— Я совсем не трус, но умирать вот так ради твоей прихоти не желаю!

— Тогда ты можешь не принимать участия в моей встрече с туземным царьком. Я справлюсь и без твоей помощи, Эрнандо.

Встреча в Кахамарке и небывалая сделка

Писарро подготовился к встрече с инкой на центральной площади Кахамарки.

16 ноября 1532 года инка Атауальпа прибыл на встречу с Писарро. Вначале на площадь вступили три сотни слуг сына солнца, что убирали мусор с дороги, по которой несли инку. Затем шли несколько десятков чиновников, а за ними — Большие уши, а за ними — 5 тысяч отборных воинов. И только потом на золотых носилках показался сам Атауальпа.

Но их встретило всего два человека. Это был одетый в жалкое рубище доминиканский монах Вальверде и переводчик индеец Фелипильо. Монах стал говорить об Иисусе Христе, о святой троице и о наместнике Христа на земле святейшем папе римском. Затем он потребовал от инки признать власть испанского короля и отказаться от ложной веры идолопоклонников и прейти в христианство.

Инка был поражен подобной наглостью. И ему было чему удивиться и возмутиться. Пока о великом заморском короле он только слышал, но не видел ни его мощи, ни его грозного флота, ни армий.

Атауальпа спросил у монаха:

— А на основании чего я должен преклонить колени перед твоим повелителем, и отречься от богов моего народа? По какому праву тот другой правитель, его имени я не запомнил, раздает не принадлежащие ему земли?

— Римский папа наместник Христа на земле и у него есть такое право! — решительно и грозно заявил Вальверде, словно римский первосвященник мог его слышать и оценить его рвение.

— Наместник вашего бога?

— Не нашего, а единственного бога! Ибо все остальные боги, не боги, но суть богомерзкие демоны, и посланники врага рода человеческого Сатаны!

— Но я не знаю никакого Христа! — возмутился Атауальпа. — Вон там сияет лик истинного бога! Посмотри на Солнце! И он не был распят на кресте, но живет до сих пор! И он единственно правильный и могучий бог! А твой Христос простой самозванец! Как могучего бога могут смертные лишить жизни?

— Ты произносишь ересь! Это хула на бога и страшный грех!

— Грех? Но где твои доказательства, что все обстоит именно так, как ты сказал?

— Здесь! — Вальверде протянул инке книгу в кожаном переплете.

Инка принял книгу и раскрыл её. Он еще никогда не видел ничего подобного и подумал, что внутри этого предмета действительно находятся, какие-то волшебные талисманы. Но там ничего не было кроме шелестящих тонких листков со странными символами, в которых Атауальпа ничего не понимал.

— Что это? — недоуменно поднял он глаза на Вальверде.

— Священная книга Библия!

— И это все твои аргументы?

— Все! Этого достаточно!

Атауальпа с презрением отбросил от себя книгу, и Библия упала на дорогу.

И здесь монах впал в неистовство:

— Убивайте их! — завопил он. — Убивайте проклятых язычников! Убивайте! Убивайте! Почему не слышно выстрелов?! Всем вам даю отпущение!

Франсиско Писарро подал знак, и его офицер идальго Педро де Кандиа поднес запал к орудию. Раздался первый услышанный индейцами залп из пушки.

Полки инки дрогнули, услышав этот грохот, но бежать им было просто некуда. Испанская пехота закрыла все выходы с кахамарской площади.

— Мушкетеры! Огонь! — загремел голос Писарро и раздался дружный залп из мушкетов.

Послышались стоны раненых и умирающих. Отборные войска инки были охваченные суеверным ужасом. Мушкетные пули пробили страшные кровавые бреши в их рядах.

Несколько всадников смело врезались с тысячные толпы индейцев и стали их рубить. Мушкетеры дали еще два залпа и также взялись за шпаги. Началась резня обезумевших от страха мужчин.

Три тысячи индейцев были перебиты, и при этом ни один испанец не был даже ранен. Вернее один раненный все же был — сам Писарро. Но вот ранил его собственный солдат, когда хотел в горячке боя зарубить самого инку. Атауальпа был нужен Писарро живым.

Вечером того же дня в одном из зданий среди тысяч неубранных трупов, на площади, где пахло смертью и кровью Франсиско Писарро устроил для инки пиршество. Выпив вина, завоеватель «великодушно» предложил инке вернуть ему его свиту и любимых жен.

Атауальпа несмотря на его искушенность в области придворных интриг, тогда, не смотря на трагедию, разыгранную перед его глазами, еще не понял, с кем столкнулся. Больше испанцев он боялся своего брата Уаскара.

Писарро потребовал от инки золота! Это была истинная цель завоевателя Перу. Атауальпа предложил за себя сказочный выкуп. В обмен за свою свободу он обещал наполнить золотом на высоту руки помещение, в котором они вели переговоры! На уровне, которого инка достал рукой, провели черту и стали ждать. Писарро дал Атауальпе два месяца сроку. Вот вам и начало истории самого грандиозного выкупа в истории человечества.

Комната выкупа ныне знаменитый туристический объект в Кахамарке в Перу. Длина комнаты 6,7 метра, ширина 5,17 метров, высота 2,45 метра. (Хотя не все историки верят, что это то самое место, куда стали свозить золото. Некоторые считают, что здесь только содержался Атауальпа).

В течение 8 месяцев комната была наполнена золотом, но Атауальпу не отпустили на свободу. Писарро предал инку суду. И его обвинили в многоженстве, убийстве брата и в подготовке восстания против испанской власти. Приговор был суров — смерть на костре!

19 августа 1533 года Атауальпу вывели на место казни. Монах Вальверде предложил инке принять христианство и пообещал, что тогда его не сожгут, а просто задушат. Атауальпа согласился и принял крещение. Его крестили, и он получил новее имя Хуан де Атауальпа.

После смерти Атауальпы испанцы рассыпались по всей стране и стали грабить дальше. Был ограблен священный храм бога Инти и исчезли тысячи бесценных золотых предметов.

Но что стало с инками? После смерти Атауальпы новым инкой стал Манко, который знал тактику испанцев и попытался использовать этой в борьбе с ними. Говорили, что он сам сражался на коне облачённый в трофейные доспехи испанского кавалериста. В 1536 году Манко 10 месяцев осаждал Куско, но отвоевать свою столицу не сумел.

Каменный глаз прячет золото инков

Существует легенда, что инки сумели припрятать часть сокровищ. Сделал это сводный брат Атауальпы принц Атик Пильявасо по прозвищу Руминьяви (Каменный глаз). Узнав о казни брата и вероломстве испанцев, он сумел забрать сокровища царского дома (или их часть), и вывез их в горы Льянханатес.

Но я лично сомневаюсь, что Руминьяви забрал что-то у Писарро. Ведь есть свидетельства очевидцев, что сам дон Франсиско получил 300 кг золота, каждый всадник его отряда по 40 кг, а каждый пехотинец по 20 кг. Также королевская пятая часть золота поступила в казну его величества в Мадриде.

Скорее всего, принц Руминьяви был одним из посланников Атауальпы, и он вез часть золота, собранную им для выкупа инки. В пути он узнал, что испанцы не собираются выполнять обещание и повернул обратно. Он сумел спрятать золото, и появилась легенда о золоте империи Солнца.

Писарро отправил за отрядом принца отряд Себастьяна де Белалкасара. Руминьяви был схвачен и подвергнут пыткам. Но тайны клада он испанцам не выдал.

Анастасио Гусман ищет сокровища империи Солнца

Испанский ботаник Анастасио Гусман в 1807 году отправился на поиски сокровищ империи Солнца. У него, как утверждал английский исследователь Ричард Спрус, была карта с данными о сокровищах в горах Льянханатес. Но в пути на экспедицию напали, и все охотники за золотом инков погибли.

Вдова Гусмана пыталась продолжить дело мужа и привлекла к поискам археолога Хосе Валье. Но их поиски не увенчались успехом. Документы и карты были утрачены и восстановить работы своего мужа леди Гусман не смогла.

Сокровища империи Солнца найдены?

Все помнят знаменитый роман Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» о знаменитом отшельнике, прожившем на необитаемом острове 28 лет. Но не многие знают, что в действительности существует остров Робинзона Крузо и он принадлежит Чили, так как находиться у её побережья.

Остров получил своё название из-за романа Даниэля Дефо, ибо считается, что именно его описал в своём произведении знаменитый английский автор. И вот на этом острове в 2005 году археологами был обнаружен клад с сокровищами!

Клад был закопан на острове Робинзона Крузо в 1715 году испанским мореплавателем по имени дон Хуан Эстебан де Убила. Он обнаружил громадные ценности и вывез их на необитаемый остров. Здесь он глубоко закопал сокровища и более за ними не вернулся. Так и пролежал клад в земле до настоящего времени.

Поиски клада вела компания «Вагнер Технолохиас». И было обнаружено на глубине 15 метров 600 бочек с золотом и драгоценными камнями!

Адвокат компании «Вагнер Технолохиас» Фернандо Урибе-Эчеверриа заявил, что клад стоит 10 миллиардов долларов! Специалисты уже сделали заявление о том, что это знаменитые сокровища инков! Тот самый клад империи Солнца!

Теперь идут споры — кому принадлежит все это? Гражданский кодекс Чили содержит статью, что 50% клада принадлежит тому, кто его нашёл. На этом основании Копания «Вагнер» считает, что половина причитается ей. Но остров Робинзона Крузо есть часть национального парка, а закон о памятниках предписывает, любые находки на подобной территории отдавать государству. На этом основании Чили возражало против дележа 50 на 50.

Археологи установили местонахождение клада с помощью специального робота, способного сканировать недра на глубину до 50 метров. Так что вполне возможно, что скоро наступит новая эра в деятельности кладоискателей и этот бизнес оживиться. Во всяком случае, та его часть, что касается всего спрятанного в земле.

В 2017 году было достигнуто соглашение между компанией «Вагнер» и правительством Чили. Правительство возьмёт на себя все расходы по извлечению клада, а компания кладоискателей укажет точное место захоронения клада. После извлечения клада его стоимость будет разделена пополам и «Вагнер Технолохиас» получит половину суммы.

Мумии инкских правителей

Мумифицированные останки великих инкских правителей впервые были обнаружены еще в 1558 году испанским чиновником и писателем Хуаном де Ондегардо.

В гробнице он обнаружил медные ящики с телами Инки Юпанки, Инки Тупак Юпанки, Инки Уайна Капака и его матери Мама Окльо, Инки Виракочи и его жены Мама Руту.

Ондегардо описал мумии и отправил их в Лиму вице-королю дону Андресу де Мендоса. Впоследствии они были захоронены в госпитале Сан Андрес.

Поль Маркой, который путешествовал по Южной Америке в середине 19-го века, нашел у озера Титикака мумии инков и столкнулся с загадкой. Внутри мумий были те же растения, которые почти веком ранее были обнаружены в мумиях загадочного народа гуанчей с Канарских островов. Но гуанчи вообще никуда не плавали, а инки если и да, то лишь у берегов Перу и Эквадора, а об Атлантике они вообще ничего не знали!

Отчего же так схожи способы мумификации? Элиот Смит, автор книги «Миграция ранних культур», указывает на удивительное сходство способов мумификации трупов у инков, гуанчей и древних египтян: «Когда человек умирает, они сохраняют тело его следующим способом. Относят его в пещеру, распластывают на плоском камне и вскрывают, затем вынимают внутренности, промывают приготовленной водой с солью, смазывают его составом, сделанным из овечьего жира, перегнившей сосновой смолы и кустарника под названием"bressos". К этому добавляется еще и истолченная пемза. Затем тело кладут на солнце и сушат его 15 дней. Когда оно высыхает и становится почти невесомым, его заворачивают в овечьи шкуры, накрепко перевязывают кожаными ремнями и помещают в специальные гроты". Близкими к отмеченным были способы мумификации умерших и в Перу (например, в канарском гроте Такоронте была найдена мумия старухи в сидячем положении, но в такой же позе размещались и мумии инков). А вообще же своих покойников мумифицировали всего три-четыре народа на Земле: египтяне, инки Перу, их соседи, чибча-муиски Колумбии и гуанчи. Но представить, чтобы американские индейцы смогли на примитивных судах, преодолев пассат, пересечь Атлантику и колонизовать Канарские острова, невозможно. Выходят, это сделали древние египтяне, что тоже вызывает сильные сомнения у большинства историков: слишком уж велик хронологический разрыв между высокими цивилизациями Старого и Нового Света — минимум в две тысячи лет… Наконец, последнее, на чем следует остановить внимание. Гуанчи в момент открытия их европейцами по типу своей культуры находились на неолитической стадии развития. Письменность же возникает где-то в период «предцивилизации», развиваясь лишь в эпоху цивилизации и сложения государственных организмов. Так было в Древнем Египте, Месопотамии, Средней Азии, Индии, Китае, в Центральной и Южной Америке. Так вот, на Канарских островах, население которых находилось, повторяем, на стадии «среднего неолита», исследователи в наскальных изображениях обнаружили следы письменности (все-таки гуанчи ею, кажется, не пользовались). Больше всего наскальных рисунков и надписей обнаружилось на самом западном из Канарских островов — пороге Нового Света — Ферро. Кто и когда оставил здесь эти надписи или письменные знаки? На каком из языков мира они написаны? Что означают? Эти вопросы также входят в серию знаменитых «канарских загадок».

Мумии Паракаса

Паракас полуостров в Перу в районе Ика. С 1975 году полуостров является частью национального парка Паракас.

В начале 20-го века на Паракасе археологи обнаружили систему подземных келий, вытесанных в скальном грунте на глубине 8 метров. Внутри каждой кельи находилась мумия, завернутая в материю. У большинства мумий черепа деформированы. Поначалу археологи даже подумали что это следы ран, полученных в битвах. Но потом выяснилось что это следы хирургических операций. Паракские врачи умели извлечь из открытого черепа обломки костей, давящие на мозг. Они имели для этого необходимые инструменты: обсидиановые ножи, пинцеты, иглы и даже турникеты для зажатия кровеносных сосудов. Отверстия в черепах местные хирурги закрывали золотыми пластинами.

Затем в 1925 году археологом Хулио Тельо на Паракском полуострове был обнаружен еще один погребальный комплекс. В гробницах из камня он нашел 429 мумий, подобных тем, что ранее нашли в паракских пещерах. На мумиях были золотые украшения. Золото было вставлено в уши, ноздри и рот мумий.

Могилы культуры Моче

В 1988 году археологи сделали потрясающее открытие в северной части Перу. Там была обнаружена богатая гробница раннего периода культуры моче (II-VII веков н.э.). И в этой гробнице были найдены множество золотых украшений и драгоценностей. Мумия что была там захоронена, вошла в историю под именем принц из Сипана.

И впоследствии археологи обнаружили еще ряд захоронений этой же культуры на океанском побережье Перу. Гробницы были скрыты от посторонних глаз внутри большой пирамиды и потому долгое время не отдавали свои сокровища искателям и археологам. В этих могилах было найдено множество предметов из золота, что потрясли археологов.

Индейцы моче превосходно владели техникой обработки металлов и были весьма искусными ювелирами. Своих правителей моче хоронили с огромной пышностью в больших мавзолеях, выстроенных из сырцового кирпича. В гробницу повелителя клали большое количество золота, серебра и меди.

Всего гробниц моче было раскопано около 350, но ценности были только в 15 могилах. Золото и здесь было исключительной привилегией знати. Вокруг знатных покойников археологи нашли множество фигурок из золота и меди и во рту у покойников были золотые амулеты. Все мумии также имели рядом солидный запас оружия. Это были боевые топоры, копья, мечи, щиты покрытые золотом.

Также рядом с вождем хоронили его любимую жену, дабы покойник не скучал в царстве теней.

У индейцев моче на изображениях часто встречаются летучие мыши. Очевидно, этот тотемическое изображение имело какое-то мистическое значение, но точно сказать какое пока нельзя. Но самая необычная находка в могилах вождей моче — это большие головные цилиндрические украшения, покрытые полированными медными пластинами. Подробных «корон» более нигде не находили и поэтому возникло множество вопросов. Что означают эти «шлемы», и каково их назначение?

Они не могли служить как боевые шлемы живых воинов и, скорее всего, были изготовлены именно для покойников. Вполне возможно, что эти головные уборы имитировали шлемы космических пришельцев.

К тому же трое вождей на головах, которых были эти шлемы, имели рост 1 м 80 см! В то время как стандартный рост индейцев моче был 1 м 50 см! Снова появляется вопрос кто были эти гиганты? Неужели это пришельцы из далеких миров?

Но профессор Доннан из Института археологии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе, утверждает, что все трое похороненных вождей страдали какой-то болезнью, подобной синдрому Марфана. Это наследственное заболевание, вызывающее усиленный рост.

Золотая цепь инков

В Перу уже не одно столетие живет легенда об огромной золотой цепи покоящейся на дне горного озера у деревни Уркос. Действие данной истории относится к рубежу XV и XVI века.

У предпоследнего правителя инков Уайна Капака родился долгожданный сын. В честь этого события отец велел своим ювелирам изготовить золотую цепь, которая могла бы опоясать центральную площадь столицы Куско. Можете себе представить размер этого украшения? Она достойна книги рекордов Гиннеса!

Много времени ушло на сбор золота и изготовление заказа. Наконец гигантская цепь в 400 метров длиной, весящая несколько тонн, была откована и преподнесена новорожденному. Чтобы поднять ее требовалось усилия двухсот человек!

Но прошло время могущества местных императоров. В страну вторглись испанские и португальские конкистадоры, которых манили золото и драгоценности.

Перуанские индейцы, поняв, что не смогут остановить нашествие испанцев, решили сбросить великолепную золотую цепь в воды глубокого озера, вблизи деревни Уркос, где она покоиться и по сей день. Впрочем, многие ученые, изучающие историю древних народов Латинской Америки, довольно скептически относятся к этой легенде. По крайней мере, желающих финансировать поднятие сокровища еще не нашлось.

Новая находка в озере Титикака

В 2013 году на границе Перу и Боливии из вод высокогорного озера Титикака бельгийскими археологами подняты более двух тысяч предметов из золота и серебра.

Руководитель экспедиции Кристофер Делаер сообщил, что были обнаружены предметы, относящиеся к культурам Тиуанако, инков и другим более поздним периодам. По его словам это история за две тысячи лет. Многие из этих сокровищ были утоплены инками, которые не желали, чтобы ценности достались конкистадорам. И воды озера сохранили их для истории.

Работы на озере рассчитаны на три года. И Делаер сообщил, что основные находки впереди.

Глава 2

Сокровища Эль Дорадо.

Страна Золотого короля

Древнеколумбийские индейцы оставили миру множество совершенных предметов и украшений из золота. В Музее золота в столице Колумбии Боготе находиться 75 тысяч золотых предметов древних культур. И это несмотря на то, что их варварски уничтожали и переплавляли!

Со времен первых конкистадоров в этих землях зародилась легенда о Золотом короле. По-испански Золотой король значит El Dorado, и именно поэтому так стала называться загадочная и страшно богатая золотом страна — Эльдорадо.

Обработка золота не была только привилегией народа «золотого короля». Ею занимались многие колумбийские племена. Особенно в этом преуспели индейцы кимбая.

Кимбая были самыми замечательными золотых дел мастерами индейской Америки! Шесть кимбайских племен объединенных в могучую конфедерацию до прихода белых жили по среднему течению реки Кауки.

Золотые предметы кимбая испанцы стали находить в гробницах-шахтах. Индейцы этого племени, провожая в последний путь своих покойников, давали им с собой в мир теней все предметы из золота! Золотые бутыли, золотые колокольчики, золотые кувшины, золотые шлемы, золотые нагрудные пластины, золотые статуэтки. Даже урны, в которых хранился прах мертвых, были из чистого золота!

Помимо кимбая славились обработкой золота колумбийские племена тайронов. В доколумбовы времена, тайроны жили на севере этой страны у подножия нынешней Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Само название этого племени в переводе означает «золотых дел мастера».

Своих жрецов и знать тайроны также хоронили в роскошных гробницах-шахтах. В одной из них было обнаружено восемь тысяч бусин из сердолика, агата и других полудрагоценных камней. И это помимо большого количества золота!

Сам народ «золотого короля» именовался муиски. Они принадлежали к разветвленной языковой семье чибча. Входившие в неё племена в XVI веке населяли обширную территорию северо-запада Южной Америки и многие области Центральной Америки (современные Панама, Коста-Рика, Никарагуа).

Страна «золотого короля» находилась в самом сердце Колумбии, на горном плато, расположенном на высоте 2600 метров над уровнем моря, в бассейне двух восточных притоков Магдалены — рек Богота и Согамосо.

Муиски были единственными индейцами доколумбовой Америки, которые изобрели золотые деньги как средство платежа. Испанские хронисты называли эти небольшие золотые кругляши — техуэлос.

Ко времени прихода испанцев муиски проживали в девяти государствах, что носили названия: Сачика, Тинхака, Чипата, Сабойя, Гуанета, Тундана, Ирака, Тунха, Богота. Но Богота была главным государством и остальные подчинялись ей. Повелитель Боготы сипа был верховным сюзереном всех остальных королей муисков.

Когда правитель умирал, на трон возводился сын его старшей сестры. Но перед тем как взойти на престол, наследник управлял областью Чиа, и потому наследники так и именовались «чиа».

К исполнению своих обязанностей наследник готовился в течение шести лет. В это время он мог выйти из храма, в котором жил все время испытания, только ночью, был воздержан в еде — не ел мяса, не солил и не перчил пищу, и близко к нему не подпускали женщин. Умение обуздывать свои страсти высоко ценилось у королей муисков.

Даже если у старшей сестры правителя не было сына, то сипа мог сам избрать наследника престола, подвергнув его предварительному испытанию. Кандидаты на престол должны были раздеться донага, и перед ними появлялась обнаженная красавица. Реакция молодого и здорового мужского организма всем понятна. Сами знаете, что происходит в подобном случае. Так вот, предпочтение отдавалось тому из претендентов, кто при виде красавицы оставался холоден как лед.

Для коронации наследника приносили в роскошных носилках на берег «священного озера» муисков. Там его раздевали донага, и тело натирали благовонными смолами, а затем покрывали золотым порошком. Вот так и рождался очередной «золотой повелитель». Вместе со жрецами король на плоту выплывал в центр озера и бросал вниз драгоценные предметы — золотые пластины, диадемы, браслеты, ожерелья, кольца и перстни. Так они замаливали пред богами некое преступление совершенное одним из далеких предков.

Затем новый король бросался в воды озера и плыл к берегу. К своему народу он выходил уже смыв золотой песок и становился полноправным повелителем народа.

Понятно, что рассказы о «золотом короле» и озере Гуатавива взволновали многих европейцев. А если поднять со дна озера, накопленные там за долгое время богатства?

Купец Антонио Сепульведа вложил большие средства и приказал высечь в скалистом берегу «священной лагуны» Гуатавива канал и по нему отвел из озера часть воды. Это позволило ему достать со дна несколько золотых предметов, что сейчас находятся в Музее Боготы. Но этого улова купцу не хватило на покрытие колоссальных затрат на проведенные работы и более он их вести не стал.

В XVII и XVIII веках еще несколько человек пытались извлечь со дна озера основные сокровища чибча-муисков. Но их так же постигла неудача. Тогдашнее состояние техники не позволяло это сделать.

В 1801 году в Боготу прибыл Александр Гумбольт. Он составил точную карту озера и просчитал стоимость лежавшего на его дне клада. Там лежит, сказал он, более 50 миллионов золотых предметов!

В 1912 году для извлечения богатств Гуатавивы из Англии доставили мощные паровые насосы. При их помощи через несколько недель упорной работы величественное озеро превратилось в небольшую лужу, на 12 метров ниже уровня первоначальной поверхности. Из густой жижи стали выгребать сокровища! Фантастический клад, пред которым меркли сказочные пещеры Али-Бабы!

Но когда работа была в разгаре, кладоискатели столкнулись с неожиданными трудностями. Под солнечными лучами грязная жижа быстро просыхала и твердела, превратившись в бетон, против которого оказалась бессильна тогдашняя техника.

И снова большинство ценностей остались там, где они были похоронены. И сокровища «золотого короля» лежат там по сей день.

Озеро Гуатавива было далеко не единственным «золотым» озером чибча-муисков. Подобные обряды коронации проводились на лагуне Фукене и Сьеча. И богатейшие клады Эль-Дорадо еще ждут своих открывателей.

Поиски Эль-Дорадо

В Колумбии на территории между Перу и Венесуэлой, на землях, омываемых с севера Карибским морем, а с запада Тихим океаном, за 10 тысяч лет до Рождества Христова появились первые жители Нового Света. Обитатели северного района нынешней Колумбии — так называемой зоны Сину, включающей реку Сину, Сан-Хорхе и Неки, считались самыми искусными мастерами по золоту. Они украшали храмы и могилы дорогими статуэтками, погребальными принадлежностями, выполненными из чистого золота. Западная часть страны, как я уже говорил в предыдущем рассказе, представляет собой настоящий кладезь драгоценностей, уцелевших от рук грабителей. В те далекие времена население этой территории — главным образом муиски — славилось не только мастерством обработки золота, но и владело секретом изготовления уникальной керамики, умело возделывать землю, возводить храмы. Утверждают, что именно здесь родилась легенда о сказочной стране Эльдорадо.

Слух о сказочной стране Эльдорадо, где под ногами лежит золотой песок разлетелся по свету. В Южную Америку устремились испанцы, зараженные «золотой лихорадкой». Они бредили фантастическим Эльдорадо, расположенным, по слухам, на севере Перу.

Одну из первых экспедиций для поисков Эль-Дорадо финансировали немцы. Богатейший немецкий торговый дом Вельсеров предоставил испанскому королю Карлу огромные суммы денег. Карл расплатился с Вельсерами новыми землями Южной Америки. Он предоставил купцам огромные территории в качестве колоний между мысом де ла Вела на западе, и мысом Кодера на востоке.

Вельсеры поспешили воспользоваться подаренными землями и отправили туда экспедицию Амброзия Эхингера. Его корабли бросили якоря в Коро, городе, построенном испанцами в 150 километрах от Маракайбского залива. Эхингер стал готовиться строить в дебрях нынешней Венесуэлы укрепленный городок, как опорную базу. Здесь он узнал от индейцев о золотоносной стране в северных Андах и о её сказочном правителе.

В 1531 году Эхингер во главе 200 немцев и испанцев, и нескольких тысяч индейских носильщиков, выступил в поход. Когда отряд вступил на территорию нынешней Колумбии, то слух о «золотой стране» стал подтверждаться. Индейцы сами приносили Эхингеру золотые вещи и подарок.

Испанцы и немцы, кроме того, стали менять на золото различные безделушки и наменяли его достаточно много. Караван «тяжелел» с каждым днем и идти становилось все труднее и труднее.

Переход через Анды дался экспедиции необычайно тяжело. Морозный ветер убивал индейских носильщиков десятками. Люди жаловались на многочисленные трудности и усталость. Многие стали поговаривать о возвращении обратно. Но Эхингер упорно гнал свой отряд вперед!

На его отряд стали нападать местные племена и экспедиция теряла одного солдата за другим. Тогда руководитель экспедиции принимает решение отправить все накопленное золото в Коро и для этой цели выделяет группу носильщиков и охрану из 30 солдат во главе с офицером Бакуньей.

Но этот «золотой» отряд не сумел пробиться сквозь враждебную территорию, и был полностью уничтожен. Выжить удалось всего одному человеку. Это был испанский солдат по имени Франсиско Мартин. Индейцы захватили его в плен и женили на индианке. Чем-то он сумел понравиться одному из вождей аборигенов.

Экспедиция же Эхингера вынуждена была повернуть обратно в Коро буквально от самых «дверей» Эль-Дорадо. Сам Эхингер погиб в одной из стычек с индейцами.

Проникнуть в страну «золотого короля» попытался и другой испанский конкистадор Себастиан де Белалкасар, тот самый, что сумел взять в плен принца Руминьяви. Белалкасар организовал экспедицию и овладел территорией Попаян. Здесь он основал в 1536 году поселение Кали. Оставив в новом форте немного людей, он двинулся дальше к золоту и славе.

Белалкасар заблаговременно позаботился о питании своего воинства и впереди его отрядов гнали 300 поросят. Мясо шло своим ходом! Но это недисциплинированное поросячье «войско» крайне замедляло продвижении экспедиции. И когда Белалкасар добрался до Боготы, то увидел там отряд испанских солдат! Он опоздал! Город захватили и разграбили отряды Гонсало Хименеса де Кесада, отправленного по повелению губернатора Санта-Марты дона Педро де Луго.

Экспедиция де Кесада терпела лишения и голодала, но зато дошла до Боготы весьма быстро. Награждая себя за долгие мучения, солдаты Кесада разоряли священные могилы индейцев. Гора из золотых изделий и изумрудов, которую они награбили, была такой высокой, что, по словам де Кесада, там мог бы укрыться человек! К сожалению, эти сокровища навсегда потеряны для нас и мы не можем их видеть. Тогда не было фотоаппаратов и видеокамер. А конкистадоры не посмотрели на уникальность приобретенных грабежом предметов из золота. Все они были переплавлены или проданы с молотка.

Сокровищ же самого священного озера Гуатавива де Кесад не получил. Тогда забрать их не представляюсь возможным. Но конкистадорам и так достались сказочные богатства.

Следующим искателем сокровищ «золотого короля» был авантюрист по имени Хуанито, потомок черных рабов, привезенных в большом количестве в Колумбию в XVIII веке. Но ему счастье совсем не улыбнулось, и он вернулся ни с чем. Прошло то время, когда завоеватели, разоряя храмы, уносили с собой золотые горы. Теперь золото было не так просто взять. Оно ушло в клады и тайники.

С 1936 года национальный банк Республики Колумбия начал приобретать драгоценности, принадлежащие разграбленной древней цивилизации. Сначала дельцы не доверяли государственному учреждению и приносили лишь малоценные вещи, но потом убедились, что банк платит хорошо: 10 песо за 1 грамм золота. Благодаря усилиям государства были сохранены огромные нагрудные латы в форме сердца из области Калима, знаменитая золотая диадема муисков и большая маска, которые положили начало коллекции Музея золота в Боготе.

Музей открылся в 1939 году, и здесь хранятся более 25 тысяч драгоценных вещей доколумбовской эпохи: статуэтки животных и людей, женские украшения, диадемы, нагрудные латы, предметы быта и священных церемоний.

Глава 3

Клад Монтесумы.

Повелитель ацтеков (титул произносился — тлакетекухтли) Монтесума Второй (1502-1520) по прозвищу Шокойоцин (Младший) наследовал престол в 1502 году.

Теночтитлан, столица государства ацтеков, тогда был величественным городом. Испанский хронист Берналь Диас дает его подробное описание.

Город возвышался среди соленого озера и был расположен на соединенных между собой островах. Некоторые его здания были построены на сваях! С сушей город связывался тремя дамбами по числу городских ворот. Теночтитлан пересекали не только улицы, но и каналы, и поэтому его сравнивали с Венецией. Гордостью города были великолепные дворцы Монтесумы Второго и Ашайакатля, храмы богов. Во дворце Ашайакатля, расположился Кортес со своими солдатами и союзниками и его воспоминания о нем у нас есть. Все семь тысяч участников его экспедиции свободно разместились в одном только дворце! Уже этот факт говорит о его грандиозности. А дворец Монтесумы был еще больше!

Испанцы пишут, что достопримечательностью дворца Монтесумы был зоологический сад, в котором содержались три тысячи птиц и зверей. За одними только птицами ухаживали триста человек прислуги! Змеи содержались в специальных клетках и были предметом особенного поклонения. Монтесума коллекционировал при своем дворе различных карликов и уродцев.

Жил этот правитель как истинный бог ацтекских преданий. И если бы не испанское нашествие, то он превратился бы в аналог египетского фараона. И после него произошла бы сакрализация власти в империи ацтеков.

Кушанья Монтесуме подавали на стол представители ацтекской знати. Ему прислуживали самые красивые девушки, отобранные со всех племен, населявших его империю. Монтесума ел множество мясных блюд — лесную дичь, индеек, молодых собак. На его столе было обилие рыбных блюд. Шоколад (чоколатль) он пил из золотого инкрустированного кубка. Его дежурная трубка с табаком была также великолепным произведением искусства. Забавляли его во время пира сотни музыкантов, акробатов, шутов. По вечерам его дворец был ярко освещен тысячами факелов из благовонного смолистого дерева. У Монтесумы было множество жен, и он никогда, как и инка в Перу, не надевал одну одежду два раза.

Поход Кортеса

Но именно этому могущественному повелителю конфедерации пришлось пережить горечь поражения и видеть падение своего государства.

И снова в падении туземной империи сыграла свою роль легенда о возвращении белого бога. У инков было предсказано возвращение бога Виракочи, а у ацтеков возвращение бога Кецелькоатля со своими многочисленными детьми.

В 1519 году начал свой поход Эрнандо Кортес во главе 600 пехотинцев, небольшого отряда кавалерии и несколькими орудиями. Рядом с ним были его офицеры Диего де Ордас и Кристобаль де Олид, и патер Бартоломе де Ольмедо.

Завоеватели высадились на острове Косумель, расположенном к востоку от берегов Юкатана, и населенном индейцами, говорившими на языке майя. Здесь Кортес приобрел ценнейшего союзника. Это был пленённый индейцами, потерпевший кораблекрушение испанец по имени Херонимо де Агиляр. Именно с него писал героя своего романа «Дочь Монтесумы» Томаса Вингфилда писатель Райдер Хаггард.

Агиляр владел в совершенстве несколькими наречиями майя и именно он оказал экспедиции ряд неоценимых услуг. В следующий раз флотилия кораблей Кортеса бросила якоря в нынешнем мексиканском штате Табаско. Здесь испанцы столкнулись с племенами чонтали. Потерпев поражение, индейцы пришли к Кортесу с дарами. И среди этих даров был еще один неоценимый подарок судьбы, без которого завоеватель никогда бы не покроил конфедерацию.

Среди двадцати красивых рабынь, подаренных Кортесу, была девушка по имени Малинче или Малинцин. Кортес называл её Марина. Она отлично владела языком науатль — государственным языком ацтекской конфедерации. Она обладала исключительными способностями к изучению языков и быстро овладела испанским.

Вот что писал о ней Хагград в своем романе:

«А вспомните судьбу самой Марины! Она любила своего мужа Кортеса, или Малинцина, как его начали из-за нее называть индейцы, и ради него предала свою родину. Если бы не Марина, испанцы никогда бы не овладели Теночтитланом, или, как теперь говорят, Мехико. Ради своей любви она пожертвовала честью, но что она получила взамен? Что хорошего принесло ей содеянное зло? В награду за все, когда красота Марины поблекла, ее отдали в жены другому, менее знатному человеку, точно так же, как отслужившую свое скотину продают более бедному хозяину» *. (*Цит. по книге Хаггарда Р. Дочь Монтесумы.)

И здесь он совершенно прав. Марина была абсолютно предана новым хозяевам. Именно она стала проводником для завоевателей по территориям конфедерации.

Из Табаско испанцы отправились к острову Сан-Хуан-де-Улуа, открытому и названному испанцем де Грихальвой. Именно здесь начинается завоевание империи ацтеков! Здесь они встретились с представителем ацтекской администрации. Представитель конфедерации Теутлиле прибыл для встречи с незваными гостями и поинтересовался, что им нужно?

В свите чиновника было несколько рисовальщиков. Монтесуме Второму необходимо было отправить отчет о чужеземцах.

Кортес для встречи с вождем облачился в полные боевые доспехи. Золотая насечка на его металлическом нагруднике и шлеме сверкала в лучах солнца. Рядом знаменосец держал штандарт его величества короля Испании Карла Пятого, именем которого и свершалось завоевание.

Для Теутлиле были продемонстрированы выездка лошадей, пальба из пушек и мушкетов, корабли. Он лично спросил, что это такое на голове у Кортеса. Напоминает головной убор, что носил на своей голове сам великий бог Кецалькоатль.

Тогда Кортес снял свой шлем, которым заинтересовался туземец, и передал его вождю.

— Возьми, — произнес он. — Это тебе! Покажи своему повелителю.

Один из слуг принял шлем и вождь поблагодарил вежливым кивком головы.

— Я покажу это своему повелителю, пришелец. И тебе вернут его обратно.

— Тогда прикажи, наполнить его при этом золотым песком, — засмеявшись, произнес Кортес.

— Золотым песком? — удивился вождь, после того как Марина перевела ему слова испанского военачальника.

— Видишь ли, мы все страдаем от неизлечимой болезни. И излечить нас может только золотой песок. Это лучшее лекарство!

Впоследствии шлем Кортесу вернули действительно до краев наполненным золотом.

Монтесума был страшно напуган донесением. По древней еще тольтекской легенде бог Кецалькоатль, который, выполнив на земле свою миссию, удалился на восток, за море, в «Тлапаллан». Но бог обещал вернуться, когда наступит час.

И суеверный Монтесума решил, что это вернулся Кецалькоатль со своими детьми. В донесении говорилось, что:

«Им послушны гром и молния и сопровождают их огромные животные, подобные оленям».

Монтесума не хотел, чтобы испанцы продвигались по его территории и направил к Кортесу посольство с дарами. Но золото только разожгло жадность завоевателей.

На пути к мексиканской долине испанцы столкнулись с талашкаланскими племенами. Талашкаланцы по происхождению чичимеки в ту пору говорили на языке науатль. Он сопротивлялись испанцам, но потерпели поражение и затем заключили с ними союз. Тем более что ацтеки были их исконными врагами.

Ацтеки намеревались остановить Кортеса у города Чолула и собрали там 20 000 солдат. Но проницательная Марина все разузнала и предупредила Кортеса. Он заманил к себе вождей войска и обезглавил противника, а армию туземцев разогнал залпами из пушек.

После этих событий малодушный Монтесума по совету правителя Тескоко Какамы официально пригласил гостей в Теночтитлан. Поэтому 8 ноября 1519 года завоеватели вступили в столицу блистательного государства. Монтесума устроил «белым богам» помпезную встречу. Он предоставил в распоряжение пришельцев дворец своего предшественника Ашайакатля. И именно в этом дворце Кортес обнаружил клад прежнего повелителя ацтеков. В обширном зале были тысячи предметов: золотые слитки, дорогие ткани, драгоценные камни, золотые кувшины и посуда, ювелирные изделия. Клад был оценен Кортесом 4 миллиона 250 тысяч гульденов! Сумма не просто фантастическая в те времена, но баснословная!

Монтесума узнал, что испанцы нашли клад и ему ничего не оставалось как подарить его белым «гостям». Вернее подарок правителя Теночтилана был сделан королю Испании Карлу V.

Кортес еще раз пригласил Монтесуму к себе якобы для разговора и сделал его пленником. Он был нужен как заложник.

Испанцы столь грубо вели себя в Теночтитлане, особенно после бойни утроенной ими во время религиозного праздника и варварского истребления 500 знатных ацтеков, что возбудили всеобщую ненависть населения столицы.

Против Монтесумы и его гостей испанцев началось восстание, во время которого повелитель ацтекской конфедерации был убит. Его убила стрела одного из ацтеков, что был возмущен предательством своего повелителя. Кто это был — неизвестно. Хотя Хаггард в своем романе «Дочь Монтесумы» назвал убийцей принца Куаутемока, племянника Монтесумы. Но это всего лишь авторский вымысел.

Положение испанцев, в городе после этого стало критическим. Кортес принял решение пока из города уйти. Но клад с собой забрать он не мог. Золота и ценностей было слишком много и их пришлось оставить. Он раздал небольшую часть ценностей солдатам и приказал отступать.

Ночь на 1 июля 1520 года вошла в историю под названием «noche triste» или «Ночь печали». Ацтеки разрушили Дамбу, и испанцами пришлось переправляться вплавь. Золото тянуло их ко дну. Ацтекские стрелы настигали их. Так погибла практически половина сил Кортеса, а он ушел с остатками своего войска в земли союзных ему племен талашкаланцев.

По приказу следующих повелителей Китлауака и Куаутемока ценности, ранее доставшиеся испанцам, но брошенные ими, были надежно спрятаны в неизвестном тайнике. Об этом речь пойдет впереди.

Исчезнувший клад

«Ночь печали» была без сомнения победой ацтеков над испанцами. Но эта победа не могла не заставить победителей задуматься о будущем. Враги, безусловно, вернуться обратно! Об этом явно говорило «Чудо при Отумбе». Когда небольшой отряд разгромленных в Теночтитлане испанцев и их союзников талашкаланцев натолкнулся 14 июля 1520 года близ селения Отумба на 20 тысячное войско ацтеков. И что, вы думаете, должно было произойти? Свежая и многочисленная армия ацтеков должна была довершить разгром испанцев Кортеса. И Кортес должен был пасть в этой битве.

Так говорит логика, но не так все произошло в действительности! При помощи обходного маневра всего лишь 20 всадников Кортес эту битву выиграл!

Поэтому новый император (тлакетекухтли) ацтеков Китлауак приказал вывезти сокровища города и надежно их спрятать. Пусть если Кортес вернется, то ему не достанется громадный клад Теночтитлана!

Сокровища города были погружены в большие лодки и надежно укрыты хлопковыми тканями от посторонних глаз. В этой операции участвовали только самые знатные и самые верные военачальники города.

Лодки пресекли озеро Тескоко и клад был выгружен на берег. Затем его доставили к месту захоронения. Здесь были сосуды, наполненные драгоценными камнями, а также множество мешков с золотыми украшениями.

Их подтащили к шахте и рослый ацтек в роскошной накидке и золотом шлеме произнес, обращаясь к своим товарищам:

— Мы на месте! Вот шахта, куда мы поместим ценности! Прикажи, брат мой, пусть опускают мешки и сосуды туда.

Коренастый военачальник жестом указал слугам, куда нести драгоценный груз.

— Место хорошее, Проклятые пришельцы никогда не найдут это место, — произнес военачальник. Даже если мы проиграем войну.

— А ты еще надеешься на нашу победу? — спросил его мужчина в золотом шлеме. — Почему ты сказал, если мы проиграем?

— Да, господин! Я сказал если! Нас много и у нас есть союзники! Наши боги помогут нам справиться с врагами!

— Боги? Но почему они допустили, чтобы чужеземцы пришли сюда? Почему? Не знаешь? Я также вначале надеялся на наших богов и верил жрецам. Но затем я видел белых бородатых пришельцев на большом теокали Уицилопочтли. Они сбросили статую бога вниз и она разбилась! Я видел это своими глазами. И я думал, что боги тут же поразят наших врагов. Я слышал слова проклятий, что накликали на их головы жрецы. Но ничего не произошло. Разве все было не так, как я говорю?

— Но мы все же сумели их выгнать из нашего дома.

— Сумели. Ценой громадных жертв и каждый из пришельцев убил не менее 10-15 ацтеков. Но вот надолго ли они ушли? Вот основной вопрос. Думаю, что нет. Они видели наши богатства и вернуться за ними. Наши боги оказались слабее бога пришельцев. Того, что привязан к кресту.

Они внимательно следили за рабочими. Те таскали сокровища в шахту.

— Господин? — спросил коренастый. — Не кажется ли вам что здесь слишком много людей? Вы доверяете клятве, что они дали и еще дадут после окончания работ?

— Пусть это не беспокоит тебя, — в этот момент к ним приблизился жрец (паба) бога войны и солнца Уицилопочтли в черном одеянии. — На камне которым заблокируем вход в тоннель страшное проклятие и печать бога войны и солнца!

— Нет! — решительно заявил мужчина в золотом шлеме. — Этого мало, великий паба!

— Ты не веришь в богов? — возмутился жрец. — Ты племянник императора?

— Я усомнился в могуществе наших богов. И события последних месяцев способствовали этому. Почему твои боги не помогли нашим военачальникам при Отумбе? Мы принесли богатейшие жертвы и просили уничтожить святотатцев, что осквернили наши храмы и убивали наших детей. Почему же они не обрушили свой гнев на дерзких? Потому что они слабы! И не стоит со мной спорить, паба. Не стоит. Я сам приму меры, и никто не узнает, где спрятаны сокровища ацтеков, если нам суждено погибнуть.

В общем ценности ацтеков были надежно спрятаны. Все слуги перебиты и осталась только небольшая горстка знатных ацтеков и жрецов, что дали страшную клятву не выдавать места захоронения сокровищ.

После того как от оспы, занесенной в Мексику испанцами, умер император Китлауак, на его место был избран Куаутемок (1520-1525 годы), племянник Монтесумы Второго. И именно он мог руководить захоронением клада.

После героической обороны Куаутемок попал в плен к Кортесу и был подвергнуть пыткам. От него хотели узнать, где спрятаны основные ценности ацтеков. Но последний правитель несмотря ни на что, несмотря на варварские пытки (ему обливали ноги маслом, а затем жгли их огнем, его поднимали на дыбу и жгли каленым железом), ничего не сказал.

В 1525 году Куаутемок был убит — повешен по обвинению в подготовке мятежа против испанцев. А клад ацтеков не найден до сих пор.

Сокровища Кортеса и изумруд «Королева Изабелла»

Впоследствии появилась легенда и о кладе самого Кортеса, который все-таки сумел немало нахапать сокровищ у ацтеков, не смотря на пропавший клад Монтесумы.

В 1993 году у Восточного побережья Америки команда профессиональных водолазов во главе с Виктором Бенилу провела операцию по поднятию на поверхность останков кораблекрушения. Археологи нашли упоминание об этом в бортовом журнале судна, плававшего в этих водах в 1756 году. Его команда заметила объятый пламенем парусник. Близ мыса Канаверал, в 12 морских милях от побережья Флориды, на большой глубине приборы обнаружили три испанских якоря, относящихся к колониальному периоду.

К работе приступили водолазы, которые вскоре совершили самое значительное археологическое открытие конца XX века. Сначала они нашли череп из горного хрусталя, ограненные изумруды общим весом 25000 карат, золотые церемониальные украшения доколумбовой эпохи, изумрудную друзу весом 24644 карат, а затем еще 25000 карат отполированных изумрудов и сотни уникальных, поистине бесценных ювелирных изделий ацтеков и майя. Но величайшим из найденных сокровищ был изумруд «Божьей кары» или «Королева Изабелла» весом 964 карата, камень редкой продолговатой формы, не помещающийся на человеческой ладони (Этот изумруд был оценен экспертами в сумму около 116 миллионов франков). Некогда он принадлежал Кортесу и считался навеки утерянным!

Сам конкистадор окрестил камень именем королевы Испании. Кортес подарил этот и множество других прекрасных изумрудов на свадьбу своей второй жене, донье Хуане де Сунига, племяннице герцога Бехарского, которая вместе с супругом побывала на Антильских островах, в Мексике и осталась жить в Америке со своей семьей. Спустя двести лет ее потомки из семьи Сунига решили перевезти эти сокровища в Испанию и зафрахтовали небольшой парусник, который затонул у берегов Флориды. Кортесу принадлежали и другие уникальные изумруды. По многочисленным свидетельствам, он носил на шее подарок ацтецкого императора Монтесумы — ожерелье из пяти изумрудов, на которых были выгравированы птицы и цветы, вместе с колокольчиком. По всей вероятности, они были утеряны во время кораблекрушения у берегов Алжира, где покоритель Мексики сражался с берберами.

Сокровища Монте-Альбана

Монте-Альбан, расположенный в южной части Мексики, один из крупнейших городов доколумбовой Америки.

Настоящее имя этого города история для нас не сохранила. Его сегодняшнее название Монте-Альбан, происходит от поросшего лесом холма, на протяжении многих веков скрывавшего развалины большого индейского поселения.

В 1931 году оно было раскопано мексиканским археологом Альфонсо Касо. И многие ученые захотели приравнять это открытие Касо к открытию Трои Генрихом Шлиманом!

Люди, проживавшие в давние времена в Монте-Альбано, принадлежали к древней и чрезвычайно развитой культуре. В пору своего рассвета здесь проживало более 20 тысяч человек, и город раскинулся на 40 километров! Их племена назывались сапотеками. Здесь умели строить великолепные здания и храмы, умели обрабатывать горный хрусталь, изготавливать золотые украшения изумительной красоты.

Гробницы Монте-Альбана построены из камня и каждая сверху накрыта большой плитой. Сапотеки искусно украшали свои гробницы настенной живописью, и они были доверху забиты редкостными по красоте золотыми изделиями! Нигде на территории Америки такого более никто не находил!

Первую гробницу Монте-Альбана археологи обнаружили осенью 1931 года. А в январе 1932 года Альфонсо Касо вошёл в усыпальницу. Там был огромный клад, пролежавший здесь нетронутым 800 лет!

Здесь было найдено более пятисот предметов, и в их числе — золотая маска бога Шипе Тотека* (Шапе Тотек) — Владыка со снятой кожей). Нос и щеки маски были обтянуты человеческой кожей. Здесь же были золотые чеканные браслеты, ожерелья из золота и жемчуга, застежки и пряжки из нефрита, бирюзы, янтаря, обсидиана, кораллов.

Но самая загадочная находка из Монте-Альбана это хрустальные человеческие черепа. А горный хрусталь — один из самых твердых минералов на земле. Следовательно, резать горный хрусталь нельзя ничем кроме алмаза. Но сапотеки все-таки сумели обработать этот материал! При такой твердости материала это более чем загадочно.

Царская гробница в Паленке

В северной части мексиканского штата Чьяпас расположен древний город майя Паленке. Город существовал с конца I тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия н.э.

Древние майя выбрали для строительства города удачное место. Французский путешественник Мишель Пессель, увидев город впервые, написал в своем блокноте:

«Величественные белые и серые здания на горном уступе поднимались над морем зелени, и все джунгли не отступали от города, сбегая к нему по склонам окружающих гор. Эта картина в таком диком, безлюдном месте произвела на меня неотразимое впечатление».

Значительное место среди древних памятников Паленке занимает Храм Надписей. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название Храм Надписей получил от археологов Стефенса и Казервуда, которые его открыли. Все стены храма когда-то были украшены огромными плитами, покрытыми барельефами необычайной выразительности.

Помимо Храма Надписей в Паленке были еще Храм Солнца, Храм Креста, Храм Лиственного Креста». В общем, было что посмотреть и что искать. Но золота тогда в Паленке не нашли. Открытие самого клада относится к гораздо более позднему времени.

В 1952 году раскопками в Паленке руководил мексиканский археолог Альберто Рус Луилье. Исследуя святилище Храма Надписей Рус обратил внимание на то, что пол в нем выложен из тщательно пригнанных каменных плит. Это было не характерно для построек майя. И археолог подумал, что внизу скрывается еще одно помещение.

Рабочие вскрыли пол, и под ним был обнаружен узкий ход, заваленный щебнем. Завалы были расчищены, и обнажилась лестница, сделанная из каменных плит.

Рус горел от нетерпения попасть внутрь, но работы по расчистке ходов шли очень медленно. Каменные завалы от времени прочно сцементировали известковые соли, что отлагались здесь в течении столетий. За первый сезон удалось расчистить всего 23 ступени.

Уже во время второго сезона осенью 1952 года лестница была расчищена полностью. Археологи прошли все 66 ступеней и сумели протиснуться в коридор. Но перед ними снова выросла стена из каменных блоков.

Разобрали эту стену, а за ней еще одна стена! Но здесь уже была первая находка — небольшой каменный ящик. В нем нашли нефритовые украшения, глиняные вазы, большие раковины с красной краской. Это были ритуальные дары, но чтобы узнать, кому их подарили, стоило разобрать еще одну стену!

И снова больше недели ушло на разбор каменного препятствия. И в награду археологи получили ящик. Но в нем не было ценностей, а только скелеты пяти юношей и одной девушки. Судя по инкрустации на зубах были сделаны выводы об знатном происхождении этих молодых людей. Они были умерщвлены насильно во время какого-то ритуала. Следовательно, можно предположить, что дальше в глубине храма было захоронение весьма почитаемого лица.

Рус надеялся отыскать в толще пирамиды царскую гробницу. Погребальная камера была вместительна — 9 метров в длину и 4 метра в ширину. На стенах склепа были изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя — правители девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти.

В центре склепа стоял каменный саркофаг, закрытый прямоугольной плитой размером 3,8 на 2,2 м, покрытый изумительной тонкой резьбой. Эта плита является одним из выдающихся произведений искусства майя. На плите изображена сцена из мифологии народа майя.

Археологи сняли плиту и перед ними лежал знатный человек, по-видимому, верховный правитель Паленке. Рядом с ним было множество предметов из нефрита — бус, колец, серёг, браслетов, статуэток.

Шею и плечи покойника покрывало огромное ожерелье из нефрита. На черепе сохранились остатки погребальной маски, также выполненной из кусочков нефрита. Глаза маски были из раковин, а зрачки из обсидиана — вулканического стекла.

Открытие Руса в Пленке по своему значению сопоставимо с такими открытиями как находка гробницы Тутанхамона в Египте и царских гробниц в Уре.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История сокровищ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Инка — титул правителя Тауантинсую — можно отождествить с европейским титулом император.

2

Баротоломе де Лас Касас (1484-1566) — священник-доминиканец, первый епископ Чьяпаса. Историк и писатель.

3

Атауальпа (1497-1533) — незаконный сын инки (императора) Уайна Капака. Отбрал трон у законного инки Уаскара. Свергнут испанскими завоевателями.

4

Виракоча — Кон-Тикси-Виракоча — Бог создатель мира у многих народов в Андах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я