Научись учить. Пособие для преподавателей массажа

Владимир Акимов

Если вы планируете запустить свой учебный курс, но не знаете, с чего начать, то эта книга для вас. Здесь вы сможете найти ответы на многие вопросы, которые беспокоят начинающих преподавателей: от того, как научиться преподавать, до создания собственного метода и обучающей программы.Владимир Акимов, автор успешных курсов по массажу, делится многолетним опытом преподавателя. Отнеситесь к этой книге как к практикуму, который проведет вас через тернии к звездам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись учить. Пособие для преподавателей массажа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Образование автора данной книги

2010 год — 14 лет.

Начал изучать книги по массажу и искать тех, кто мог бы дать такие знания. Но в деревне, кроме знахарок, никого не было, поэтому учился у них. А целью было желание научиться исцелять с помощью своих рук, тогда начало формироваться моё представление о массаже через интернет-журналы, милых бабулечек, которые исцеляли собственными руками тяжёлые болезни, и мама, которой я и хотел помочь в первую очередь, детский церебральный паралич и инвалидность второй группы не давали мне покоя по ночам, и даже в пылких ссорах моё сердце было занято состоянием моей мамы и вопросом: «Как я, четырнадцатилетний пацан, могу облегчить её боль».

2012 год — 16 лет.

Поступление в медицинский колледж на лечебное дело: что же там в организме происходит, клиническое мышление и море практики, которая сформировала бóльшую часть моих стратегий по жизни.

2017 год — 21 год.

Выпуск из колледжа, работа на педиатрическом участке за врача-педиатра и параллельная частная практика массажиста. Множество приёмов, работа с детьми и их родителями принесла недостающее звено в практике, а именно: психологическая составляющая любого процесса внутри человека, семьи и социума.

Изучая этот период, я сейчас пришёл к выводу, что это очень важный этап в становлении мастера именно в массаже. Психология, задевающая три составляющих компонента, пока остаётся для меня закрытой в тот период.

2019 год — 23 года.

Открытие частной практики массажиста в Санкт-Петербурге и работа в первом учебном центре преподавателем массажа.

2020 год — 24 года.

Запуск онлайн-школы, работа в качестве заместителя директора в клинике эстетической медицины и старт изучения психологии.

С этого момента и началась подготовка к написанию этой книги и составлению курса для преподавателей массажа. В книге вы заметите, как опыт изучения психологии и частная психологическая практика помогли мне выстроить процесс обучения таким образом, что практически все мои студенты с нуля становились успешными частными массажистами и часть из них преподавателями массажа.

2022 год — 26 лет.

Оглядываясь в прошлое, сейчас будет сухая статистика. Её я буду выделять в поле ДЛ (для любознательных). Если вы выкинете эту информацию из прочтения, вы ничего не потеряете.

Итак, чему и где я обучался в период моего становления мастером массажа и практиком по психологии.

Для любознательных

Март 2016. Курс классического и антицеллюлитного массажа «Косметик» по телу.

Сентябрь 2017. Классический массаж лица, буккальный массаж, пластический.

Январь 2018. Анатомический курс по лицу для косметологов.

Сентябрь 2018. Основы китайской косметологии, буккальный массаж по Жоэль Сиокко.

Октябрь 2018. Баночный массаж.

Декабрь 2018. Пекинский институт традиционной китайской медицины им. Ханлинтан. Акупунктурный фейслифтинг.

Январь 2019. Авторский семинар Sport lifting face massage.

Март 2019. Авторский семинар «Миофасциальный массаж лица и головы».

Сентябрь 2019. Международная программа по коучингу.

Декабрь 2019. Московский институт ДПО «Сестринское дело в косметологии».

Февраль 2020. Повышение квалификации: «Буккальный массаж».

Сентябрь 2020. Медицинский массаж.

2020—2021. Профессиональная переподготовка на клинического психолога.

2020. Повышение квалификации: «Современная гипнотерапия».

2021. Профессиональная переподготовка: «Трансовые техники в психологическом консультировании».

2021. Повышение квалификации: «Телесно-ориентированная психотерапия».

2021. Повышение квалификации: «Краткосрочная психологическая помощь методами билатеральной стимуляции», «Коучинг методами ДПДГ», «Коучинг методами НЛП».

2021. Повышение квалификации: «Применение методов нейролингвистического программирования для повышения эффективности коммуникаций, обнаружения, выявления, утилизации и изменения структур субъективного опыта».

2022. Цигун, преподавательский курс.

2022. Повышение квалификации: «Гипноз-практик».

К чему меня привело такое интенсивное изучение в совокупности технологий различного массажа и психотерапии? Я должен вам признаться, что это в корне изменило мою практику как специалиста, теперь каждая сессия, будь то массажа или психологического консультирования, выстраивается на основе колоссального труда, и, конечно, клиенты получают максимум эффективности.

Также я увидел, что, будь то массаж или психология, система преподавания очень отстаёт, и если у меня была раньше миссия выпускать профессиональных массажистов из своей школы, сейчас я понимаю, что гораздо эффективнее и быстрее выпускать преподавателей, которые могут дать своему ученику и информацию, и навыки.

С этого момента мы начинаем обучение.

Как пользоваться этой книгой

Как вы заметили, у меня было очень много курсов, которые я изучал сам (на самом деле, их даже больше, чем описано), и в какой-то момент я просто «переел» то огромное количество информации из книг, курсов и семинаров.

Понимаете, у нас есть ограниченный потенциал в потреблении информации, еды, воды и далее, нами как человеческим видом управляют не только эмоции, но и физиологические ограничения. Когда вы начинаете и хотите становиться успешным преподавателем или самостоятельно изучить какую-то дисциплину, вы обязательно столкнётесь с этим:

1. Слишком много информации, массаж завязан на взаимодействии с телом или его частями, а в теле очень много элементов, требующих своё внимание. Из-за этого происходит путаница у разных авторов, и даже если разобраться, то потребуется немалое количество часов, чтобы понять, с чего начать.

2. Организация учебного процесса и «плавание» самих преподавателей в теме, согласитесь, достаточно скучно сидеть несколько часов, слушая монотонную речь преподавателя. А если взять любую книгу по массажу, то чаще они написаны таким образом, что понять их способен только практикующий массажист.

3. Массаж может стать очень дорогим удовольствием, особенно когда нет понимания системы. Так вы можете изучать десятки курсов, покупать аппараты для массажа и тратить колоссальные средства на космецевтику, что не всегда окупается у начинающих специалистов.

4. Система мышления преподавателя направлена на продажу как можно большего количества курсов, вместо того чтобы создать 1—3 фундаментальных, обучение на которых системно приводило бы ещё больше учеников.

Как тогда стать хорошим преподавателем и при этом успешно пользоваться той информацией, которая находится вокруг вас?

В США есть уникальный человек, система обучения которого произвела на меня настоящее впечатление, Тимоти Феррис — автор многих книг показал идею, которая мне очень откликнулась. Для освоения любой области необходимо учитывать два принципа: факторы неудачи и запас безопасности.

Факторы неудачи

Важно понять, почему ваши ученики или друзья, быть может, сами вы откладываете изучение темы в долгий ящик. Гипотеза состоит в том, что если вы как преподаватель сможете обойти камни преткновения, из-за которых ученики бросают другие курсы, и сможете не игнорировать эти факты, то сможете выстроить систему, благодаря которой сотни и тысячи ваших учеников станут успешными специалистами. Для вас я составил список причин, по которым люди бросают изучение, на основе опросов мною и моими коллегами с помощью соцсетей:

1. Непонятная подача информации. Вы можете быть гениальным массажистом, но если ваш курс — это мешанина из разных источников, которая в итоге не систематизирована, — ученики не обрадуются такому. Действительно, сложно переварить то, что не смог даже сам учитель вывести в систему.

2. Слишком большое количество информации. И я сталкивался с тем, что параллельно курсу дают прочесть какой-то невероятный объём информации, или же многочасовые лекции, единственное желание на которых спать или пойти домой. В умах многих до сих пор сидит убеждение, что информации должно быть много, не задумываясь о том, насколько полезна эта информация и зачастую проверен ли вообще её источник. В главе по созданию учебного курса мы подробнее разберём особенности процесса обучения взрослых людей.

3. Большие затраты на обучение могут испугать учеников, ведь, помимо трат на обучение, необходимо где-то принимать клиентов, на чём-то работать и как-то зарабатывать. Это заставляет ученика искать менее дорогие курсы, которые могут сказаться очень негативно на его будущей практике.

4. Сотни авторских курсов, тысячи школ массажа. Основа многих одна… Это заставляет человека, прошедшего два разных «авторских» курса, разочароваться, ведь информация одна и та же. Важно осознать то, что даже если вы создаёте, как сами считаете, уникальную систему массажа, знайте, с вероятность в 99% вы дошли до того, что уже создано другим человеком, просто ещё не знаете об этом. Поэтому мы переходим ко второму принципу.

Запас безопасности

Это то, что позволяет вам расти в преподавательской деятельности, принцип применяется бессознательно, но если перевести его в сознательную компетенцию, то вы сможете создавать свои авторские и рабочие системы, выстроить обучение исходя из собственных ошибок (здесь и дальше мы применяем иное правило: каждая ошибка не является ошибкой, это обратная связь, благодаря которой в будущем можно улучшить ваш продукт). И действительно, большое благо использовать свои же ошибки для улучшения качества жизни, вашей обучающей программы и в любой другой сфере.

Суть принципа состоит в том, насколько сильно можно исказить подачу информации и движения массажиста так, чтобы клиент в любом случае получил потрясающий результат от работы специалиста. Так и вы, собираясь обучать других специалистов, возможно, уже экспериментировали с тем, насколько сильно можно отойти от основного алгоритма, чтобы сделать что-то своё собственное, переизобретая тем самым велосипед.

Про важность ошибок

Очень важно на своём пути, особенно в преподавательской деятельности, совершить как можно больше ошибок, на их опыте вы начнёте стремительный рост вперёд. Признание собственных ошибок, особенно на всю свою аудиторию, неизменно вызывает доверие последователей. Я по такому принципу создал один из самых успешных и фундаментальных своих курсов, после запуска посмотрел на работу студентов и признался: «Курс не стоит своих денег — я его переделаю». После этого, когда все это увидели, мне не оставалось выбора, кроме как сделать очень качественный продукт.

Мифы о преподавании

Это всё, конечно, отлично, скажете вы мне. Но какой от этого смысл, если я не могу обучать других людей, не умею передавать информацию. А быть может, вы даже эту книгу читаете, чтобы найти отговорки не начинать обучать. Так работает ваш мозг, ищет выходы из ситуаций, в которых ему комфортно и правильно, при этом не обязательно, если в реальности всё не так.

Если честно, это очень полезные отговорки для тех преподавателей и учебных центров вашего города, чтобы клиенты на обучение приходили к ним, а не к вам. И это очень выгодные страхи, отсеивающие множество других специалистов в нише, всё это подстёгивается сложностями входа в данную сферу, казалось бы, очень много преподавателей, но на каждого найдётся тот человек, который придёт на обучение. Более того, если вы станете учителем с ультравысокой ценностью (об этом в главе по созданию своего метода), то сможете оставить позади себя множество конкурентов.

Почему-то в голове многих специалистов сидит совершенно неправильное представление о тех, кто обучает. Вы видите такую картинку: учитель сидит в своём кабинете, вокруг него десятки дипломов, и под его бегающими по клавиатуре пальцами рождается гениальный курс, который вбирает в себя все его навыки и обучения, которые он проходил. В чём здесь ошибка?

Здесь есть несколько акцентов, на которые обращают внимание неуверенные (особенно в начале своей практики) массажисты. Для них важны два пункта: гениальность и десятки дипломов. Нам почему-то кажется, что каждое действие преподавателя должно быть настолько достойным, что его начнут рекламировать все его выпускники.

Нужно иметь очень много дипломов

Существуют тысячи книг о массаже и сотни его разновидностей (официально более 75 видов массажа, сюда прибавляем ещё несколько тысяч «авторских методов», и голова идёт кругом от всего этого многообразия). Вам кажется, что нужно быть Васичкиным1, чтобы начать преподавать классические виды массажа, или Карелом Левитом2, если необходимо рассказать о мануальной терапии. Но каждый из них начинал свой путь с начальных этапов, на котором сейчас многие из вас, мне даже кажется, что они вначале тоже могли испытывать те же страхи, что и вы. Но вы правы, вы никогда не встанете с ними в один ряд, если будете считать, что для преподавания нужно «ещё чуть-чуть поучиться, годиков 5».

Нужна уникальная методика массажа

Мастерство — хорошо отточенная база.

Эта установка всегда вводила меня в ступор, отчего становится даже смешно. Потому что сама по себе методика мало чего стоит. Вы можете взять гениальный метод, но очень посредственно его преподать. А можете взять самый обычный метод и подать его так, что у учеников будет только восторг, а прожжённые мастера пойдут к вам учиться.

Курс рождается в процессе его создания, и вы не можете сразу прогнозировать, насколько метод будет гениальным и уникальным, ведь метод — отправная точка на пути к мастерству.

В своё время я начал преподавать классические методы массажа лица, и они пользовались большим успехом, помните, что люди, приходящие с нуля, приходят совсем новичками. Им нужен не столько уникальный метод, сколько отправная точка, с которой начинается их великий путь. А если вы сможете обычную классику преподать так, что к вам захотят возвращаться вновь и вновь, а ученики начнут рекламировать, то зачем же нужны все эти уникальные методы?

Надо создавать сразу отличный курс

Именно это останавливает многих начинающих преподавателей. Вы требуете от себя этой идеальности, стремиться к которой можно, но не нужно, особенно в начале своего пути. Вы начинаете сравнивать свой курс с курсами других специалистов, особенно если они известны, и, конечно, в сравнении во многом им можете уступать. Как только начинается такое сравнение, тут же может пропасть запал, включается синдром самозванца и прокрастинация: это вот всё мешает вам достичь своей цели. Помните, что вы создаёте сначала черновик своего курса, который можете протестировать за условно небольшие деньги, собрать обратную связь от своих выпускников и доработать его с учётом пройденного материала. Курс не рождается сразу идеально готовым. У меня был один курс, на который я возлагал большие надежды, по скульптурно-буккальному массажу, и когда я его выпустил, он оказался ужасен — я пытался сделать всё настолько идеально, что забыл о простой истине. Я в первую очередь обучаю тех людей, которые хотят делать качественный массаж, а не стать академиками массажных технологий. Через месяц я написал ученикам, что курс переработан и полностью исправлен, а то, что сейчас, будет вашей второй ступенью для углубления знаний. И вот уже обновлённый курс понравился абсолютно всем моим ученикам! Настолько, что в скором времени его начали копировать другие преподаватели.

Нужно быть экспертом

Особенно в умах многих: нужно быть экспертом в каждой области, которой касается массаж. На своих курсах по массажу лица я никогда не рассказываю особо о косметике, иногда приглашаю на этот модуль других преподавателей. Причина этого очень проста: мне не интересен состав косметики, сотни брендов и особенно её применение в больших количествах во время массажа. Поэтому я ссылаюсь на других специалистов, которые хороши именно в этой теме. Точно поэтому я не особо люблю преподавать массаж тела, но при необходимости легко объясню все темы по нему.

Начните преподавать с того, что нравится в массаже именно вам, возможно, вы эксперт в антицеллюлитном массаже, отлично! Вам не обязательно рассказывать обо всех особенностях медицинского массажа, если ваш курс по антицеллюлитному массажу. Точно так же вы можете не быть экспертом в мануальной терапии, но точно знаете, как снять болевой синдром при помощи классической техники массажа. Будьте экспертами в своей любимой сфере, остальное предоставьте другим.

Также стоит напомнить, что вы в будущем также можете обучаться и расширять свои возможности в преподавании.

Не всем дано быть преподавателем

Люди настолько романтизируют преподавательство, что им кажется — нужно быть не просто гениальным, но и харизматичным человеком, настоящим гуру, чтобы обучать массажу. На самом деле, обучать может практически любой, но проблема в том, что в это мало кто верит.

Многие мои выпускники втайне от меня начинают преподавать мою программу обучения массажу, либо же пишут на её основе свою. Затем передают свои знания, и их ученики получают отличные навыки массажа! При этом у них может быть множество своих тараканов в голове, которые бы отговаривали их от этой затеи!

Если обучение массажу вас всё же манит, фокусируйтесь не на том, что вам мешает, а на том, как эти препятствия обойти. Для этого будет много техник самопомощи в книге.

Как я обучал англоговорящую студентку из Лос-Анжелеса

В 2019 году моя программа по мануальной пластике лица набирала большую популярность не только в России, но и в Соединенных Штатах Америки. Так, в один из дней мне написала девушка из Лос-Анжелеса, которая увидела, как работает моя ученица в Америке. Она попросила меня научить её не только методике массажа, но и умению преподавать его другим.

Мы с моей коллегой загорелись этой идеей и выслали предложение, суть которого была в том, что я полечу в США и обучу её и группу других специалистов массажу лица. Переговоры были около месяца, и наконец её предложение прозвучало так:

— Я вас приглашаю в Лос-Анжелес, мы набрали группу из 12 человек на март 2020-го. Мы оплатим вам перелёт, гостиницу, переводчика и гонорар 12000 долларов.

В России заработать около 800000 рублей по тому курсу доллара за 12 человек в группе являлось нереальной задачей, и мы начали оформлять документы.

Тогда мы не представляли тот мир, в котором страны полностью закроют свои границы из-за новой коронавирусной инфекции, вспышка которой разразилась на весь мир.

Февраль 2020-го, мы с коллегой в Израиле гуляем по Иерусалиму в ожидании дня, когда попадём в консульство США и получим визу, листая ленту новостей, мы натыкаемся на страшные новости: «Международные авиасообщения прекращаются». В социальных сетях паника, люди с ужасом возвращаются в Россию из-за закрытия границ. Нам в Израиле находиться ещё две недели, мы связались с девушкой из Штатов, чтобы предупредить о возможной отмене планов.

На следующий день, когда мы стояли в очередь на собеседование, то и дело наблюдали за тем, как одному за другим отказывали в визе людям, мы не стали исключением. В тот день нам отказали, как и многим другим. Самолёт через две недели, а новости о закрытии границ всё продолжались, и поэтому мы решили не рисковать. Я покупаю билет на следующий день. Как только мы улетели, границы закрыли буквально через пару дней, и как бы мы выбирались, я не знаю.

Помимо отказа в визе, были нарушены планы, по которым бы смогли преподавать в Европе. Наконец, опустив руки, я пишу: «Дорогая Цибил, из-за пандемии планы пришлось изменить, но я могу научить тебя в онлайн-формате индивидуально. А после мы обязательно встретимся в США или Европе». Через неделю мы начали обучение. Это был непередаваемый опыт, взаимодействие через гениального переводчика и коммуникация с девушкой из Америки будоражили мой разум: «Неужели я мог сейчас вести целую группу таких замечательных учеников». Мы за две недели смогли передать колоссальное количество знаний, и сейчас в Лос-Анжелесе школа, которая обучает по моим методикам массажа, я в восторге.

Суть в том, что ваши знания действительно будут ценны для людей, готовых за вами следовать. Помните, что не все знают столько, сколько знаете вы, и не забывайте об этом факте.

Выбор учебного материала важнее метода изучения

Давайте признаем тот факт, что многие из учеников не умеют грамотно учиться и усваивать материалы, особенно если идёт большой поток материалов со всех сторон. Как и множество преподавателей не могут подать информацию через важную систему.

Вы можете изучать эту книгу в любом порядке, начиная с той главы, которая, как вам кажется, необходима именно вам, возможно, таким образом вы совершите ошибку, но взяв то, что необходимо, и применив на практике, вспомните эту историю.

В 24 года я пошёл изучать гипнотерапию в известном институте, где именитый гипнотерапевт очень грамотно вёл группу. В его подаче информации была отличная система, которая позволяла взять инструмент и успешно его использовать.

Тогда я очень влюбился в метод и активно применял трансовые техники для медитаций и расслабления. Но было одно но: весь процесс обучения выстраивался по строгим алгоритмам и любые слова должны были стоять в правильной последовательности. Через пару месяцев я забросил метод по одной причине: нас не научили быть гибкими, по факту в практической психологии это самое важное — уметь применять свои навыки под практически любого клиента, но этого не произошло.

Всё изменилось в другой большой программе: обучаясь у президента Национальной ассоциации специалистов по краткосрочной психологической помощи Василия Смирнова, я взглянул на процесс совершенно с иной стороны.

Василий очень грамотно структурирует подачу информации, и, действительно, оказалось, что не всегда необходим чёткий алгоритм, сколько понимание своего клиента. И вновь я вернулся к трансовой работе, и результаты каждого клиента и ученика возросли во много раз.

Так и вы своими программами способны как вдохновить своих учеников, так и полностью разочаровать в системе, по этой теме есть очень занимательная история из моей жизни.

Когда я впервые обучался массажу тела в учебном центре, у нас была преподаватель, которая могла оборвать мою карьеру, и сейчас бы не было этой книги. Несмотря на работу с телом, она была очень ограничена в подаче практики по простой причине — у неё были длинные ногти, которые не позволяли показать все движения. Но дело ведь не в ногтях. В один из дней мы изучали медовый массаж, а у меня такая особенность, что руки были в тот момент почти всегда влажные и холодные, мёд не лип, и не получалось так, как следует, тогда преподаватель и сказала ту самую фразу, которая могла изменить всё, но я был упёртым, словно баран, и решил, что в любом случае я сделаю всё, чтобы это не оказалось правдой. Она сказала: «С такими руками, как у тебя, ты никогда не станешь хорошим массажистом».

Что ещё произошло в тот день: обиженный и преисполненный эмоциями я выбросил все лекции, которые были на курсе, но затем возникла мысль. Существует сотни способов массажа, и у меня не получается только один. Стоит ли из-за этого бросать свою мечту? Я погрузился в собственные сомнения, листая учебник по массажу, и наткнулся на картинку по анатомии, тогда меня и осенило! Любой массаж, который я изучал, базировался на физиологически правильном воздействии на мышечные, фасциальные, лимфатические и другие системы.

Когда вы будете создавать свой собственный курс, помните об этом, что любая система выстраивается на общих правилах, и тогда будет уже не важно, что вы преподаёте — классику или экзотические виды массажа, у всех них есть общая система. А понимая эту самую систему, вы очень легко выстроите не только учебный процесс, но и собственно облегчите изучение своим ученикам.

Поставьте себя на место ученика

Если вам не нравится готовка еды, то будет ли вам интересен процесс изучения массажа по скучным кулинарным сравнениям? Нет, вы забросите это занятие. Какой смысл тогда изучать что-то, что вам не нравится? Так и вашему ученику, если вы сможете воздействовать на его собственный сенсорный опыт, то обратите процесс обучения в самый увлекательный момент его жизни, вдохновите и позволите развиваться в своей практике.

Так я использую инструмент присоединения, и если на моих занятиях ученик, который любит танцевать, я обязательно проведу аналогию массажа с танцами, превращу технику массажа в хореографию и выстрою его тело так, что он начинает танцевать во время массажа, доставляя тем самым невероятно приятные ощущения своему клиенту.

Однажды на семинаре у меня была девушка, которая играла на пианино, но у неё никак не получалось правильно поставить свои руки и выполнить массажные движения так, как это требуется. Тогда я подошёл и, посмотрев на её пальцы, сказал: «Наверное, вы играете великолепно с такими грациозными движениями, я бы очень хотел, чтобы прямо сейчас вы сели, словно за инструмент, и мышцы на лице — это клавиши, благодаря которым вы можете сыграть настоящую симфонию вот так», — и показал, как можно использовать её сенсорный опыт в своей новой практике, весь день после этого она исполняла массаж, как настоящий профессионал, конечно, сейчас она успешный специалист в массаже лица.

Это говорит о том, что, несмотря на весь ваш профессионализм, пока вы не примените знакомый образ у вашего ученика, он может так и не освоить вашу даже самую простую программу обучения.

Использовать можно любое направление, для бухгалтера это будет сравнение с точными расчётами заработной платы, для музыканта — его любимый инструмент, для водителя — аналогия с машиной и так далее. И когда у вас что-то не получается, создайте самостоятельно для себя образ того действия, которое приносит вам удовольствие, и примените его на дело, в котором необходимо мастерство.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись учить. Пособие для преподавателей массажа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Специалист спортивного и лечебного массажа, эксперт в области рефлексотерапии, председатель научно-методического совета Санкт-Петербургского института здоровья знает всё о разновидностях и пользе массажа. Пособия Владимира Васичкина стали классикой массажного дела, были переизданы многомиллионными тиражами.

2

Чешский врач еврейского происхождения, доктор медицинских наук, профессор, один из основателей пражской школы реабилитации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я