Что движет человеком, когда он вовлечен в творческий процесс? Что укажет поэту строфу, композитору – неведомую гармонию, архитектору – «застывшую музыку», художнику – экспрессивную палитру? Что это – творчество? Что лежит в его основе – пресловутый божественный поцелуй в темечко или мастерство, замешанное на размышлениях о смысле жизни? На эти вопросы берётся ответить автор книги о творцах и о процессе творчества, о мимолётных мгновениях, когда прилетает Муза и касается плеча… В книге собраны стихи, рассказы, зарисовки о тех, кто творил. Разные имена, страны, века. А общее одно – искра Божья в каждом творении.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я сегодня Ван Гог (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Маски и игры. Триптих
под впечатлением от концерта камерной музыки 18 марта 2016 года
«Детский уголок». Клод Дебюсси
Ребёнок Клода Дебюсси — его дочурка Шушу[23].
Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день!
А солнце золотит в саду и яблони, и груши.
И бабочки на лепестки отбрасывают тень.
Затем — свобода! Поскорей, к слону — и убаюкать.
И серенаду кукле спеть, хоть кукла и нема.
Потом — январь. Танцует снег. А птицы все — на юге,
и только маленький пастух смеётся, что зима!
Ещё есть друг Полишинель. Секрета не нарушу,
если скажу, что от него всё в доме — набекрень!
Ребёнок Клода Дебюсси и ученица — Шушу.
Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день.
«Петрушка» Игоря Стравинского
Звоны колокольные. Масленица пьяная.
Массовы гуляния. Русский балаган.
Что в основе ревности? — Перебранка рьяная.
(Девушка влюбляется. Он — из мусульман.)
Осудили, грешного. Заключили в камеру.
Надавали в камере сильных тумаков.
Выбрался на волюшку. Возвратился. (Пламенно
любит танцовщица не его…) Без дураков
и без снисхождения — убивают, милого.
Он ведь только кукла — и не более того…[24]
Но на мёртвом личике проступает мимика,
а из тушки порванной — светит естество!
Отрывайся, кукольный! Жарь и жги Петрушкою!
Покажи, как кукольно можешь ты любить!
В жизни «фиолетово», — парнем ли, игрушкою…
Ведь в стравинской музыке важно — чтобы жить!
«Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга
Святы, как распятья, строки,
кровь впитавшие поэта,
что заклеван черной стаей
коршунов, над ним кружащих.
Альбер Жиро. «Лунный Пьеро»
Трижды семь стихотворений Альбера Жиро.
{Афонических строений время не пришло.}
Психоделикой, нью-артом экспрессионизм
Шёнберга[25] скандальным актом в воздухе завис…
Здесь Пьеро-поэт в подлунном мире, полупсих,
«зажигает» вальсом умным и луной висит…
Здесь мадонна вырывает сердце из груди, —
горе матери не тает, вечность впереди…
И гигантских чёрных крыльев тень затмит хрусталь…
(то ли сказкой, то ли былью, то ль — поэтом стань!)
Тёмно-красные рубины смотрят из гробов —
выворачивают мимы руки для оков…
И клинок, луну разящий, и кресты в крови, —
всё в синкопе восходящей, дышащей любви!
Позабыл на миг кривлянья «лунный» наш Пьеро, —
время музыки «на грани», видимо, пришло…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я сегодня Ван Гог (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
23
Сюита для фортепиано К. Дебюсси «Детский уголок» была написана и опубликована в 1908 году. Композитор посвятил её своей маленькой дочке. Наряду с высокой поэтичностью, Дебюсси привнёс в музыку цикла и шутливую иронию, и мягкий ласковый юмор. Все это показывает его отношение к дочери, к её детским выдумкам.
24
По задумке автора Петрушка, который является набитой опилками балаганный куклой, вдруг обретает человеческие чувства, способность любить, чувствовать одиночество и страсть (1911).
25
Арнольд Шёнберг родился в 1874 году в венском квартале Леопольд-штадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать была учительницей фортепиано. Отец был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим уроки у своего шурина. В 1901–1903 годах жил в Берлине, вёл класс композиции в консерватории Штерна. В 1903 году вернулся в Вену, где работал преподавателем в одной из музыкальных школ. Летом 1910 года создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов.