Милицейские истории

Виктор Наговицын, 2022

Виктор Наговицын за восемь лет службы сначала в российской милиции, а потом и полиции, прошел путь от младшего лейтенант до капитана. Он застал отголоски поведения милиционеров из девяностых и реформу в органах внутренних дел с переходом в современную полицию. Автор честно и подробно, без прикрас и умолчания, рассказывает о повседневной службе в органах. В данной книге изложено мировоззрение одного милиционера, пытающегося разобраться в причинах случившегося с ним, без претензии на глобальный анализ всей правоохранительной системы.

Оглавление

Глава 4

Вы не имеете права! Я фээсбешник!

КПМ. Ночная смена. Четыре сотрудника милиции. Свисток, жезл — затонированный автомобиль, подчинившись, припарковался на площадке.

— Здравствуйте, инспектор ДПС Когалымов, водительское удостоверение, пожалуйста, и документы на машину.

Из-за руля вышел небольшого роста молодой водитель, в военном камуфляже, подкаченного вида, на вид вылитый мини-Рэмбо. Молча протянул документы.

Когалымов, как всегда, по стандартной схеме, как требует начальство и регламент: проверять у каждого автомобиля «капот и багажник», — попросил поднять водителя капот и сверил номер кузова транспортного средства с указанным номером в свидетельстве о регистрации. Всё сошлось. Когалымов за годы службы научился разбираться в людях и уже понял, чем закончится их встреча: сейчас проверит багажник, выпишет протокол за тонировку и отпустит гражданина, пусть едет себе, куда ехал.

— Багажник, пожалуйста, откройте, — стандартно попросил лейтенант Когалымов.

Мини-Рэмбо вдруг, чуть ли не в лоб инспектору, не выпуская из рук и держа, как сотрудник КГБ СССР, удостоверение красного цвета, показал заранее заготовленную заламинированную карточку, на которой была выдержка из Федерального Закона от 03.04.1995 № 40 ФЗ «О федеральной службе безопасности»: «При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда». Как говорится, пунктуация, выделения и подчеркивания автором сохранены.

— А вы что, сотрудник ФСБ? — поинтересовался Когалымов.

Так же молча, демонстративно, чётко было раскрыто удостоверение. Когалымов, как всегда, начал вчитываться:

— «Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации…» Пограничная служба? Ты ж погранец? Военный! Контрактник?

Когалымов — один из немногих даже в своём классе, кто пошёл добровольно служить в армию, хотя все тогда «косили» и у него тоже была такая возможность. Но он решил служить, чтоб потом можно было на любую нормальную работу устроиться, а не быть всю жизнь с волчьим билетом. Так и вышло, но позже. Однако, устроившись в милицию, он с удивлением обнаружил сотрудников, не проходивших срочную службу, и был риторический вопрос: «А что, так можно было?»

Через много лет ему произнесут крылатое латинское выражение, о котором он не знал, но всегда подсознательно придерживался этого правила: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».

Те сотрудники милиции, не служившие в армии, но проходившие службу в органах внутренних дел, оказались детьми влиятельных, «нужных» людей нашего общества. Кто-то учился очно до двадцати семи лет в университете с военной кафедрой, кто-то даже по состоянию здоровья были негоден, а потом вылечивался. У каждого был какой-то аргумент, против которого не поспоришь. А Когалымов был из простой семьи, блата никогда не было, нужно было добиваться всего самому. Но это, как потом оказалось, только к лучшему.

А пока так уж вышло, что Когалымов проходил в своё время срочную службу, будучи также пограничником, и сейчас прекрасно осознавал статус данного водителя:

— Слушай, какой досмотр? Я тебя прошу открыть багажник, это осмотр. Ты открываешь крышку багажника, я туда не лезу, я осматриваю его визуально. Выписываю тебе протокол за тонировку, и ты едешь дальше. Давай не усложнять? — Когалымов перешёл на простой и понятный язык, по-братски пытаясь спасти данного водителя от беды.

— Нет! — Мини-Рэмбо был категоричен. — Багажник не открою, вызывайте ответственного по ФСБ города, в его присутствии открою!

— Послушай, пожалуйста: по закону есть осмотр, это визуальный осмотр транспортного средства. Он заканчивается тогда, когда начинается досмотр — а это когда я уже руку засунул в багажник и начинаю вещи перебирать. При досмотре составляется протокол, это производится в присутствии двух понятых. В твоей выписке указано про досмотр! Я его пока производить не собираюсь. Так положено: открыть капот, заглянуть в багажник, чтоб убедиться, что у тебя там ничего явно противозаконного не перевозится, понимаешь? Так что не дури, давай не усложнять!

— Нет, багажник я не открою!

— Я тоже служил в погранцах. Ты же должен понимать: есть сотрудники ФСБ, территориальные, настоящие, а погранвойска, да, всегда были под КГБ, потом под ФСБ, потом нет… Но это скорее формальность, фээсбешник военный и настоящий — очень разные вещи. Я демобилизовался в 2004-м, а за год до этого, в 2003-м, прибабахали это красивое название «ФСБ» к пограничной службе. Но от этого ты не стал фээсбешником!

— Вот тут, на моём удостоверении написано: «Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации». Вот это моя машина. Вот это Закон о ФСБ. Багажник не открою. Вызывайте ответственного, при нём открою.

Когалымов понял, что случай тяжёлый, что нормальный язык не помог, и на несчастье очередного горе-водителя с «правами неприкосновенности» инспектор ДПС был обучен никогда не отпускать просто так упёртых водителей. Таких надо учить. Отпустишь раз — он поймёт, что это прокатывает, и сделает так же в следующий раз. В этом вопросе, негласно, гаишники всегда были едины. Но с годами наведения правового порядка в стране (ох уж эти права (!) граждан, они есть в каком-то воображении либерально-настроенных людей, мутят только воду!) не все сотрудники ДПС стали тратить на таких своё время. На это и был расчёт военного погранца — что никто никого вызывать не будет и его не привлекут к ответственности даже за тонировку. Но Когалымов занимался этой нелёгкой работой по воспитанию «правовых», с такими у него даже появлялся азарт.

После короткого доклада начальнику смены о целом, хоть и «коротком» фээсбешнике и одобрения старшего был произведён звонок в ФСБ города. Ответил дежурный по городу:

— Да, я вас понял, сейчас что-нибудь придумаем, я перезвоню. — Очень быстро сообразили эти ребята, что к чему.

Через пять минут на КПМ раздался звонок, были заданы уточняющие вопросы по поводу личности требовавшего к себе внимания водителя, ответы получены, потом сообщили, что минут через десять кто-нибудь подъедет.

Гражданский автомобиль смело зарулил на КПМ со стороны города. Человек в штатском риторически поинтересовался, о ком идёт речь. Хотя и так было понятно — человек в камуфляже, гордо стоящий около своего автомобиля с удостоверениями и выписками из закона, был тем самым отвлекающим от важных дел настоящих сотрудников ФСБ в ночное время.

Человек в штатском увёл военного в сторонку минут на десять. После чего обратился к сотрудникам ДПС:

— Что вы хотели с ним сделать?

— У него тонировка, надо написать, но теперь уже досмотреть бы не мешало.

— Делайте! — скомандовал настоящий сотрудник федеральной службы безопасности, дав понять, что у нарушителя ПДД действительно нет тех привилегий, которыми парень хотел воспользоваться. Но до конца «концерта» настоящий фээсбешник остался, соблюдая букву закона.

Надо было видеть лицо мини-Рэмбы! Конечно, он пытался сохранять гордую гримасу при досмотре его автомобиля от начала карбюратора до выхлопной трубы. И при выявлении обнаруженных военных портков в некотором количестве, явно взятых из воинской части «про запас», также сухпайков, камуфляжа — в общем, всё, что обычно военный может стащить из части, было у формального фээсбешника. И наконец, выведенный не спеша, старательно, красивым почерком позорный сторублёвый протокол за тонировку: получите — распишитесь! И больше так себя не ведите! Нарушаете — отвечайте! Не являетесь серьёзным человеком, так не прикрывайтесь их регалиями!

Все разъехались, далее смена прошла в обычном режиме, а именно с десятком протоколов за всякую мелочь и без таких упёртых водителей, одного за смену хватает вполне, спасибо!

Это была третья подряд ночная смена Когалымова вместо двух, поскольку один его коллега попросил подменить, отправившись на охоту.

После сдачи материалов, оружия и заезда в придорожный магазин, Когалымов не спеша ехал домой, взяв всего одну бутылочку пива.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я