Эстетика

Виктор Кульбижеков, 2018

Представлены сложные дискуссионные темы, недостаточно разработанные в курсе «Эстетика», однако актуальные в настоящее время. В частности, проблемы эстетики художественного творчества, в том числе рационального осмысления феномена искусства, а также возможностей прочтения и перекодирования содержания произведения искусства в иные знаковые системы. Предназначено для студентов специальности 47.03.01 «Философия», 51.03.01 «Культурология», 46.03.02 «Религиоведение», 46.03.01 «История», 53.03.03 «Социально-культурная деятельность». В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Тема 3. Проблемы и парадоксы эстетического сознания

На сегодняшний день из всех форм общественного сознания эстетическое сознание менее всего изучено. По мнению В.В. Бычкова, категория эстетического сознания находится в стадии становления, в связи с чем возможна плюралистическая трактовка данного понятия. Проанализируем наиболее важные концепции и подходы, отражающие специфику проблематики феномена эстетического сознания, сложившиеся к настоящему времени. Так, С.Х. Раппопорт определяет эстетическое сознание как «совокупность форм, в которых отражаются и своеобразно проявляются эстетические факторы действительности»[12]. А.А. Радугин устанавливает, что «эстетическое сознание — это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала»[13]. Аналогичную формулировку дает В.М. Пивоев, отмечая, что «эстетическое сознание появляется, когда возникает потребность обозначить эти качества словами, понять и освоить их как ценности»[14]. Необходимо подчеркнуть, что если в первом определении акцент сделан на отражающей роли эстетического сознания, то в определениях А.А. Радугина и В.М. Пивоева выявлен ценностный статус эстетического сознания, что, безусловно, является непременным условием бытийной составляющей эстетического аспекта существования человека как субъекта культуры.

Рассмотрим динамику становления и развития самого феномена эстетического сознания в том виде, в каком оно функционирует в общественной практике. В определении М.С. Кагана эстетическое сознание обладает результирующим эффектом, поскольку отражает существующее пространство культуры. Вследствие этого философ интерпретирует эстетическое сознание в качестве продукта эстетического воспитания. Тем не менее эстетическое сознание, даже являясь результатом эстетического воспитания, не теряет глубоко личностного, субъективно-невыразимого, глубинно-иррационального характера. Именно поэтому Ю.А. Овчинников в работе «Структура эстетического сознания и культура» подчеркивает индивидуально-психологический характер эстетического сознания, не упуская из виду и социальную значимость эстетического сознания, которое есть индивидуальное преломление общественного сознания: «Эстетическое сознание — специальная форма общественного сознания, социально-психологический уровень, представленный присущими человеку чувствами, переживаниями, вкусом»[15].

Наиболее емкое определение эстетического сознания сформулировано В.В. Бычковым: «Чисто духовную составляющую эстетического опыта можно обозначить как эстетическое сознание, имея в виду совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства»[16].

Обозначим следующий момент: в отношении феномена эстетического сознания не потеряла актуальности традиционная модель субъект-объектных отношений. Объектом отражения эстетического сознания выступает природная и социальная действительность, освоенная социально-культурным опытом человечества. Вместе с тем подчерк нем, что объектом отражения эстетического сознания может стать сам субъект, т. е., в отличие от большинства форм общественного сознания, в данном случае внимание исследователя направлено не вовне, а во внутрь, во внутренние структуры человеческой личности. Поэтому справедливо утверждение о том, что эстетическим любой феномен окружающей действительности становится лишь тогда, когда предполагает субъекта, созерцающего или взаимодействующего с ним. Субъектом отражения становится, в свою очередь, не только единичный человек, но и общество в целом, различные социальные слои и группы.

Трудность раскрытия феномена эстетического сознания заключается в том, что, несмотря на непосредственный, казалось бы, характер эстетико-чувственного созерцания, оно включает в себя «поле духовно-внесознательных, как правило, невербализуемых или трудно вербализуемых процессов»[17]. В этом определении изначально содержится возможность включения в сферу эстетического невербальных форм мышления. Несмотря на возникающие трудности, эстетика выработала ряд методологических установок, позволяющих достаточно полно осветить ряд существенных моментов в структуре эстетического сознания.

Во-первых, эстетическое сознание как феномен не является прерогативой лишь художественной, творческой деятельности. Эстетическое отношение человека к миру пронизывает все формы общественного сознания. Эстетическое мироотношение вторгается и в трудовую деятельность, и в спортивную, и в экономику, и в политику. Стремление к красоте является одним из могучих стимулов творческой преобразовательной деятельности человека, а преобразовательная деятельность, как известно, не ограничивается сферой искусства.

Во-вторых, эстетическое отношение как наиболее субъективированное является во многом результирующим моментом в познавательной, практической деятельности человека, выполняя аксиологическую роль. Вместе с тем не следует представлять эстетическое сознание антиподом общественных отношений, поскольку, несмотря на ярко выраженный индивидуальный характер эстетического сознания, сам субъект является продуктом социальных отношений. Вне общественных отношений невозможно развитие никакой формы сознания, в том числе и эстетической. В ходе трудовой преобразовательной деятельности расширяются возможности эмоционального переживания, развиваются возможности чувственной рефлексии. На основе эстетического сознания формируется шкала ценностей, на вершине иерархии которой находится эстетический идеал.

Эстетическое сознание, хотя и субъективно, однако вне процесса взаимоотношения человека и окружающей действительности не может возникнуть как таковое: «Эстетическое сознание появляется, когда возникают понятия прекрасного, гармонии, возникает потребность обозначить эти качества явлений словами, понять и освоить их как ценности»[18].

Очевидно, что понятие красоты возникает тогда, когда необходимо создать критерий правильности, истинности различных явлений в наглядной, чувственно-воспринимаемой форме. Вместе с тем красота практически изначально мыслится вне прагматических потребностей, как источник чистого наслаждения вне конкретного применения. В этом заключается парадоксальность, сложность рационального объяснения сущности эстетического. Несмотря на все попытки объяснить эстетические феномены из экономической, прагматической детерминанты, ни одно подобное объяснение не может считаться исчерпывающе удовлетворительным. Эстетическое сознание служит источником сотворения собственно человеческого начала в человеке, его личности, а значит, в глобальном смысле способствует выживанию человеческого этноса.

Эстетическая наука выделяет два уровня эстетического сознания. На первом уровне происходит собственно процесс означивания эстетических феноменов. Но прежде необходимо выделить такие стороны действительности, которые бы дали возможность квалифицировать их именно как эстетические феномены. Первый уровень характеризуется тем, что он опирается на интуитивные, дорациональные основания чувственного созерцания. Второй уровень разделяет исходный синтетический синкретический опыт на его составляющие, пытается ответить на вопросы, отчего то или иное явление культуры входит в структуру эстетического переживания, следовательно, и сознания. Таким образом, первый уровень можно обозначить как дотеоретический, а второй — теоретический.

Наметим важнейшие способы и методики, позволяющие теоретически осмыслить и реконструировать идеальные модели, которые могли бы в максимальной степени способствовать выявлению глубинной сущностной структуры эстетического сознания. Этот путь способен не только описать уже существующие статусы и субъекты эстетического сознания, но и позволить моделировать именно те элементы, которые могли бы наиболее эффективно развивать и распространять духовно-виртуальное пространство, продуцируемое эстетическим сознанием. Очевидно, что для компетентного и научно-плодотворного моделирования потенциальных возможностей эстетического сознания требуется всестороннее изучение данной культуры в ее историческом и социально-дифференцированном срезе.

Культ урологический под ход к изучению феномена эстетического сознания в качестве важного элемента общественного сознания в отечественной эстетике разрабатывался в трудах профессора М.С. Кагана. По мнению ученого, в данной парадигме вначале необходимо точно определить термин «культура», понимаемый сейчас как многоаспектное явление, затем перейти к специфике собственно эстетического сознания. На основе соотнесенности понятий «культура» и «эстетическое сознание» М.С. Каган выделяет ряд атрибутивных свойств и признаков эстетического сознания. Прежде всего, эстетическое сознание «возвышает каждую форму деятельности до уровня одухотворенной»[19]. Эстетическое сознание гармонизирует взаимоотношения человека и природы, помогает ощутить природу не как мертвый конгломерат, состоящий из бездушной материи, а как живой, одушевленный организм, помогающий почувствовать себя частью всеобщего гармоничного мироустройства. Кроме того, в этом определении подчеркнут еще один важный момент, а именно то, что эстетическое сознание способно осуществить связь между телесной и духовной субстанциями. Именно поэтому эстетическое сознание способствует одухотворению материального начала. Блестящим примером идеализации, одухотворенности человеческого тела выступает античное искусство. Современная эстетика на новом уровне во многом воспроизводит этот древний идеал, поскольку культ «красоты и здоровья» был придуман отнюдь не американцами. М.С. Каган отмечает, что «эстетическое сознание регулирует отношение человека к человеку, является решающим признаком культуры в отношении человека к окружающим вещам, способно совершенствовать познавательную способность человека, активно участвует в художественной жизни общества, определяя отношение людей к произведениям искусства»[20].

Таким образом, эстетическое сознание наиболее наглядно из всех форм общественного сознания. Специфика эстетического сознания заключается в том, что оно предшествует многим видам человеческой деятельности и одновременно после совершения какого-либо действия эстетическое сознание как мысленный коррелят, воспроизводящий наиболее гармоничные отношения человеческого бытия с природой и обществом, становится критерием правильности, истинности, причем истинности наглядно-явленной, чувственно, эмоционально, интеллектуально воспринимаемой.

Исследование эстетического сознания позволяет выделить следующие структурные уровни:

— обыденно-эстетическое сознание;

— художественно-творческое сознание;

— искусство как особый вид духовной деятельности;

— теоретико-эстетическое сознание[21].

Данная классификация наиболее емко и сжато отражает основные уровни эстетического сознания и в то же время она открыта, что позволяет находить различные механизмы, формирующие саму структуру эстетического сознания.

Существуют иные классификации структурных уровней эстетического сознания. Так, А.А. Радугин выделяет два уровня эстетического сознания:

— массовое обыденное сознание;

— специализированное эстетическое сознание[22].

Полагаем, что в данной классификации не учтены уровень потребления и уровень теоретической рефлексии, поскольку структура эстетического сознания отражает прежде всего путь, процесс восхождения эстетического сознания от непосредственного созерцания к развернутой продуктивной деятельности, создающей, воспроизводящей эстетические феномены и в конце уровень философско-эстетический и искусствоведческой рефлексии. При этом необходимо отметить, что все уровни эстетического сознания, имеющего свои «представительства», репрезентанты в других формах общественного сознания, в реальной общественной практике находятся в неразрывном единстве. Даже на уровне обыденного сознания происходит осмысление (анализ, типизация, обобщение и др.) различных эстетических переживаний, т. е. уже здесь начинает зарождаться теоретико-эстетический уровень.

Эстетические ценности возникают как результат работы эстетического сознания. В настоящее время в отношении вопроса значимости проблемы эстетической ценности существует большой разнобой, особенно в плане оценки современного искусства, что обусловлено не только логико-дискурсивными доказательствами, но и личными симпатиями-антипатиями исследователей к различным направлениям современного искусства. Поэтому уровень субъективных оценок в современной эстетической теории намного выше, чем в области не только естествознания, но и историко-общественных наук. Необходимо разобраться в том, почему в эстетическом сознании такое значительное место занимают личностные воззрения индивида. В области эстетико-художественного воспитания особенно значим наличный уровень духовной культуры. В зависимости от того, какой эстетический идеал господствовал на определенном историческом отрезке времени, формируются вкусы и пристрастия индивида. Разумеется, возможна такая ситуация, когда эстетическое сознание развивается не благодаря, но вопреки, однако даже в отрицательном восприятии общественная среда влияет на сознание индивида. Поэтому становление, развитие эстетических взглядов, оценок формируется непосредственно под влиянием социальных факторов.

Особенно дискуссионна при теоретическом рассмотрении феномена эстетического сознания проблема центрального ядра. Так, по мнению В.И. Горынь, основным структурообразующим элементом эстетического сознания является эстетический идеал[23], а С.Х. Раппопорт делает акцент на проблеме эстетической эмоции. Ю.А. Овчинников в работе «Структура эстетического сознания» высшим уровнем эстетической деятельности считает практику, поскольку лишь она в состоянии подтвердить или опровергнуть любые теоретические выкладки, изыскания.

Выделяют четыре основных составляющих эстетической деятельности:

— субъект деятельности с его целеполагающей активностью;

— объект и предмет деятельности;

— средства труда;

— результаты труда (конечного продукта).

Из данного перечня видно, что не существует каких-то особых моментов, присущих исключительно лишь эстетической деятельности, но имеется основной набор элементов, характеризующих трудовую деятельность вообще, что в определенном смысле справедливо, поскольку в материальном плане не всегда можно отделить собственно эстетическую деятельность от других видов. Любая деятельность, в том числе и производственная, может нести в себе эстетический элемент, так что следует признать, что не существует эстетической деятельности как особой формы, отгороженной от всех иных сфер человеческой деятельности. Напротив, любая деятельность может хотя бы потенциально содержать в себе эстетическое начало. Именно поэтому художественная деятельность является высшим проявлением эстетической деятельности, что дает право некоторым исследователям, например С.Э. Крапивенскому, отождествлять понятие эстетического и художественного сознания. Исследователь пишет: «Эстетическое или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания»[24].

Вместе с тем чрезвычайно важно различать специфику эстетического и художественного сознания, даже несмотря на то, что данные категории находятся на стадии разработки и уточнения. Наиболее четкое различие эстетического и художественного сознания представлено в трудах С.Х. Раппопорта, который категории художественного и эстетического рассматривает в их взаимосвязи: «Художественное есть совокупность тех свойств, присущих работе художника (то есть созданному им предмету, произведению), которые свидетельствуют, что этот предмет есть произведение искусства. Эстетическое складывается объективно в окружающей нас действительности, то есть относится к общественному бытию. Художественное же связано с отражением этого бытия в произведениях искусства, а значит, относится к общественному сознанию»[25].

Безусловно, приоритетное значение эстетическое сознание играет в художественном творчестве, но отнюдь не ограничивается им. Художественное сознание конституируется в процессе взаимодействия (сотворения, восприятия) с художественными произведениями. «…Поскольку художественное сознание воспроизводит эстетические факторы действительности, его можно рассматривать частью эстетического сознания, но частью особенной. Любые стороны действительности (эстетические в том числе) искусство отражает в художественных образах»[26]. Действительно, художественное сознание имеет приоритетное значение в исследовании структуры эстетического сознания, поэтому целесообразно более подробно остановиться на проблеме художественного сознания.

Одним из наиболее развернутых и углубленных теоретических исследований по проблеме художественного сознания является монография Л.А. Закса «Художественное сознание». В исследовании подчеркивается иррациональный характер художественного сознания, которое опирается в том числе на «стихийные, имплицитные, более непосредственно связанные с жизненной реальностью общества и личности и менее логизированные и систематизированные мирообразные структуры культуры»[27]. Центральной категорией художественного сознания, по Заксу, является художественное мироотношение, или мирообразная подсистема. Созданием определенных образцов, моделей художественного творчества занимается ориентационно-регулятивная подсистема художественного сознания. Конкретное воплощение данных образцов в материальной субстанции берет на себя технологическая, или праксеологическая, подсистема. Результирующей категорией в данной схеме является категория художественного самосознания как наиболее высокая ступень художественного сознания вообще, что неудивительно: высшим уровнем сознания выступает именно самосознание. Таким образом, действительно необходимо признать художественное сознание высшим типом эстетического сознания.

Возвращаясь к проблеме эстетического сознания, необходимо определить исторические формы и типы эстетического сознания. Эстетическое сознание функционирует в различных исторически сложившихся ареалах, имеющих под собой стойкие традиции, в том числе сакральное священное ядро, некий священный текст. Так, А.А. Радугин выделяет восточную и западную традиции становления эстетического сознания в структуре общественного сознания. В становлении восточной формы эстетического сознания, согласно А.А. Радугину, большую роль играли следующие исторические формы эстетического сознания:

— эстетический канон жизни художника[28];

— эстетика Белого Света[29].

В западном типе эстетического сознания исследователь также выделяет два элемента:

— эстетика тайны, связанная с орфическими мистериями, транскрибированными впоследствии в пифагорейском учении;

— эстетика подобия, получившая развитие в христианстве: «…соотношение Божественной и человеческой меры, отношения между Богом и человеком строились по принципу уподобления»[30].

Вне сомнения, можно выделить и другие исторические формы, способствовавшие развитию эстетического сознания, поскольку в данном определении выделяется лишь визуальная сторона эстетического сознания и ничего не говорится об аудиальном компоненте. Тем не менее аудиальная составляющая имела весьма важное значение в древних космогонических представлениях в Древнем Китае и Древней Индии. Однако в любом случае вышеприведенные исторические формы эстетического сознания воздействовали и продолжают воздействовать как на творцов, художников, так и на зрителей.

В отношении эстетического сознания наиболее ярко, выпукло выделяют потребительский и творческий типы. Необходимо отметить, что эти типы не элиминируют друг друга, более того, в современных условиях полноценное творчество невозможно без накопления определенного творческого потенциала, овладения ремеслом, без воспитания эстетического вкуса во взаимодействии, «поглощении» различных артефактов прошлого и настоящего. Возможны и исключения, когда человек, обладая очень ярким художественным даром, способен сказать новое слово в искусстве, не зная всех тонкостей предшествующего развития. Но чтобы «искра таланта» смогла реализоваться в нечто большее, необходимо погружение в ремесло, скрупулезная аналитическая работа. Негативная оценка, данная А.А. Радугиным потребительскому типу, безусловно, имеет свои причины. Однако если в сфере экономического производства все выступают потребителями, то истинный потребитель эстетической, творческой продукции — явление более редкое. Глубоко эрудированный, начитанный человек, как правило, обладает и большей духовностью, не судит исходя из личных симпатий-антипатий, более терпим к чужому мнению, т. е. обладает теми качествами, которые востребованы цивилизованным обществом.

Эстетическое сознание функционирует в пространстве любых культурологических взаимоотношений, в том числе и в постнеклассической культуре. В настоящее время существует тенденция ко все большей эстетизации повседневности, проявляющейся и в дизайне, и в прикладных формах искусства, и в стремлении окружить себя предметами классического искусства. Как пишет В.В. Бычков, «…посткультура — это область бесчисленных парадоксов, и один из них заключается в том, что, теоретически отринув эстетический принцип искусства и предельно размыв его границы, она не стремится уничтожить (что и невозможно) в человеке органически присущее ему эстетическое сознание, эстетическое чувство, генетически накопленный эстетический опыт. И эстетическое постоянно дает о себе знать, прорываясь и у талантливых создателей самых продвинутых арт-практик, и во всей ностальгически-иронической ауре постмодернизма, и в консерватизме, и в массовой культуре, и в новейших видеоклипах, и в компьютерных виртуальных реальностях, в сетевом дигитальном искусстве»[31].

Эстетическое сознание многомерно по своей структуре. Традиционно выделяют индивидуальное и общественное эстетическое сознание. А.А. Тахо-Годи пишет: «Эстетика — наука не столько о прекрасном, сколько о выразительных формах бытия и о разной степени совершенства этой выразительности»[32]. В этом определении подчеркивается, что эстетическое сознание есть преломление в психике итогового чувственного отношения человека с миром, взятое в его проявленной форме. Хотя философия основными формами процесса взаимоотношения человека и мира определяет познавательный, практический и ценностный аспекты, необходимо учитывать и эстетический опыт, объединяющий и результирующий перечисленные выше аспекты взаимодействия человека и мира.

Эстетическое сознание раскрывается в двух аспектах: идеологическом и психологическом. Идеологический аспект заключается в том, что отсутствие внятной идеологии в этом вопросе — тоже своего рода идеология, но уже спонтанная, нерегулируемая в том смысле, как это принято понимать. Идеологический аспект эстетического сознания может быть осуществлен тогда, когда будет выработана программа эстетического воспитания с ясными и четкими целями. Только в этом случае можно говорить об идеологическом аспекте эстетического сознания, который не может быть проявлен исключительно в рамках теории. Теория в этом вопросе, безусловно, важна, она существует, хотя и подлежит значительной корректировке. Однако главным будет именно влияние теоретико-идеологических установок на социальную действительность. Психологический аспект эстетического сознания более индивидуализирован, связан с категориями эстетического вкуса и эстетического переживания. Психологический аспект эстетического сознания выступает своеобразной «обратной связью», в которой происходит оценка уровня эстетического сознания, его проявленности в конкретных суждениях, эстетических симпатиях, антипатиях и др. Психологический аспект преломляет одни и те же эстетические и антиэстетические факторы в разное мироощущение. Так, если для одного человека многие сферы человеческой жизни с точки зрения эстетического восприятия оказываются абсолютно неприемлемыми, то другой просто не видит ничего особенного в вопиющей дисгармонии, окружающей его. Таким образом, задача эстетического сознания как идеологии заключается в том, чтобы раскрыть человеку его собственное бытие.

Проблема эстетического идеала раскрывается в ответе на вопрос, во имя чего осуществляется исторический прогресс, действительно ли прогресс то, что мы наблюдаем. В погоне за новыми достижениями техники порой остается в стороне само человеческое бытие, не говоря уже о смысле и предназначении человека. Поэтому эстетический идеал должен формировать мироощущение человека. На сегодняшний день в формировании эстетического идеала важную роль играют средства массовой коммуникации: кино, телевидение, Интернет, реклама и др. Процесс этот спонтанный и не требует социального управления.

Для лучшего понимания специфики эстетического идеала необходимо остановиться на качественных свойствах и признаках эстетической деятельности. В последнее время в философии, эстетике, культурологии широко распространена игровая теория. В отношении эстетики игровая теория очень точно вскрывает характер эстетической деятельности, которая, подобно игре, содержит свои цели в самой себе, отличается незаинтересованным отношением в плане прагматической пользы. Данный факт не отрицает социальной роли произведения искусства. Дело в том, что художественная деятельность как аспект эстетической деятельности имеет собственные «правила игры», не тождественные другим правилам в других формах общественного сознания.

Подчеркнем, что эстетическая деятельность всегда реализуется в качестве интерогенного вида деятельности. Это означает, что результат эстетической деятельности направлен на преобразование не внешнего мира, а самой человеческой субъективности, ее внутренних качеств. Существует три типа эстетической деятельности:

— универсальная;

— родовая;

— художественная.

Однако лишь последняя сфера характеризует собственно зарождение искусства, поскольку первые два вида еще не отделились от насущно-практической, трудовой сферы в структуре общественных отношений. Важно отметить одно качество, которое объединяет все три типа эстетической деятельности, а именно то, что сам феномен эстетического зарождается, развивается, совершенствуется в самой социальной деятельности, в трудовой практике.

Итак, эстетическое сознание характеризуют следующие положения:

— эстетическое сознание функционирует в пространстве любых культурологических измерений, в том числе и в постнеклассической культуре. Эстетическое сознание начинает играть все большую роль в повседневной жизни: в дизайне, в организации деловых отношений, в прикладных видах искусства, цифровых компьютерных технологиях и др.;

— хотя эстетическое сознание присутствует во всех сферах общественной жизни, тем не менее важно не терять из виду саму специфику эстетического сознания, имеющего культуросозидающее значение. Эстетическое сознание зачастую не зависит от уровня образования человека, от любых прагматических потребностей, диктуемых социумом;

— эстетическое сознание формируется, раскрывается в процессе общения человека с природой, искусством, другими людьми, а не навязывается сверху в виде жестких императивов поведения. Способность к эстетическому постижению окружающего мира, к совершенно уникальному чувству слиянности с универсумом, невозможно сымитировать, сыграть. Оно формируется только в процессе непосредственного взаимодействия с эстетическими феноменами окружающей действительности;

— функция эстетического сознания заключается в способности человека найти эстетические феномены в, казалось бы, далеких от «чистой красоты» явлениях повседневности. Эстетическое сознание, пронизывая собой все формы общественного сознания, способно сформироваться только тогда, когда оно свободно от прагматических корыстных целей. Если сознание человека целиком и полностью направлено на достижение результата в решении какой-либо необходимой, но сугубо утилитарной задачи, то в этом случае вход человеку в эстетическое пространство бывает закрыт;

— эстетическое сознание призвано создать идеальный образ общественного бытия, межличностных отношений, в которых ощущение гармонии, красоты будет ведущим. Неверным представляется мнение, согласно которому экономические связи целиком и полностью определяют содержание человеческого бытия, внутреннего мира человека, являются ведущими в современном мире, что только исключительно благодаря им возможно гармоничное развитие общества. При всей огромной важности экономических отношений они являются лишь средством существования, но не целью. Эстетическое сознание призвано строить идеальные модели человеческого бытия по законам красоты. Экономика в этой парадигме будет играть роль средства достижения эстетического идеала;

— существует двусторонняя связь между эстетическим сознанием и художественной практикой. С одной стороны, художественная практика способствует становлению эстетического сознания, а с другой — существующий уровень эстетического сознания влияет на качество произведений искусства. Поэтому взаимоотношения между эстетической и художественной деятельностью и эстетическим сознанием следует понимать диалектически, в неразрывном единстве и взаимосвязи;

— наиболее адекватным представляется деятельностный подход в отношении к феномену эстетического сознания. Согласно данному подходу все эстетические теории необходимым образом соотносятся с общественной практикой, трудовой и иной деятельностью человека, что, безусловно, справедливо. Поэтому эстетическая теория должна адекватно отражать реальные процессы общественного развития, однако целью эстетической деятельности и эстетического сознания является формирование приоритетов дальнейшего развития. Эстетика как наука не должна обособляться от художественного творчества и от тех, кто реально создает духовные ценности, т. е. от художников, творческой интеллигенции. Такая постоянная связь не позволит теоретическому аспекту при исследовании эстетических феноменов удаляться от конкретных потребностей общества.

Вопросы

1. Какие важные концепции и подходы отражают специфику проблематики эстетического сознания на сегодняшний день?

2. В чем заключается трудность раскрытия феномена эстетического сознания?

3. Каковы особенности дотеоретического уровня эстетического сознания?

4. Какие структурные уровни эстетического сознания выделены в современной эстетике?

5. Каковы основные составляющие эстетической деятельности?

6. В чем состоит специфика эстетического и художественного сознания по Л.А. Заксу?

7. Каковы исторические формы и типы эстетического сознания?

8. В каких культурологических пространствах функционирует эстетическое сознание?

9. В каких основных аспектах раскрывается эстетическое сознание?

10. Как проявляется роль эстетического идеала в формировании мироощущения человека?

11. Какие факторы способствуют формированию эстетического идеала?

12. Охарактеризуйте взаимодействие эстетического идеала и эстетической деятельности.

Примечания

12

Раппопорт С.Х. Эстетическое сознание // Эстетика для музыкантов. — М.: Музыка, 1983. — С. 60.

13

Радугин А.А… Эстетика. — М.: Центр, 2000. — С. 123.

14

Пивоев В.М. Проблемы сущности и генезиса эстетического сознания // Культура и эстетическое сознание. — Петрозаводск, 1989. — С. 13.

15

Овчинников Ю.А. Структура эстетического сознания и культура. — Петрозаводск, 1989. — С. 47.

16

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. — М.: Проект, 2003. — С. 109.

17

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. — М.: Проект, 2003. — С. 109.

18

Пивоев В.М… Проблемы сущности и генезиса эстетического сознания // Культура и эстетическое сознание. — Петрозаводск, 1989. — С. 13.

19

Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры // Культура и эстетическое воспитание. — Петрозаводск, 1989. — С. 18.

20

Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры // Культура и эстетическое воспитание. — Петрозаводск, 1989. — С. 19–20.

21

Эстетическое сознание и культура: Сб. науч. докладов. — Киев, 1983. — С. 64 — 69.

22

Радугин А.А. Эстетика: учебник. — М.: Центр, 2000. — С. 123.

23

Горынь В.И. Общественно-эстетический идеал. — Киев, 1983. — С. 64–69.

24

Крапивенский С.Э. Социальная философия. — М.: ВЛАДОС, 1998. — С. 412.

25

Раппоппорт С.Х. Эстетическое сознание // Эстетика для музыкантов. — М.: Музыка, 1983. — С. 62.

26

Раппоппорт С.Х. Эстетическое сознание // Эстетика для музыкантов. — М.: Музыка, 1983. — С. 62.

27

Закс Л.А. Художественное сознание. — Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1990. — С. 66.

28

«Прежде чем строить произведение, художнику предлагает построить себя, свою собственную жизнь как специфическое художественное произведение. Наибольшую известность подобный эстетический канон художника приобрел в Древнем Китае, где он выступил под названием фен-лю (ветер и поток). Правила и символика этого канона указывали на необходимость жизни в простоте, в погруженности в жизненный поток // А.А. Радугин. Эстетика. — М.: Центр, 2000. — С. 131.

29

Данная традиция, зародившаяся в недрах синтоизма, относится в большей степени не к Китаю, а к Японии. Главное в данной традиции заключалось в том, что сам человек своими благими поступками становился олицетворением света, стал светоносным.

30

Радугин А.А. Эстетика. — М.: Центр, 2000. — С. 133.

31

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. — М.: Проект, 2003. — С. 222.

32

Тахо-Годи А.А. «История античной эстетики» А.Ф. Лосева как философия культуры // История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: АСТ, 2000. — С. 8.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я