Светлан Голосеев – гвардеец монгольского императора

Виктор Квашин

В книге рассказывается о малоизвестном историческом факте – о наличии в гвардии императора Великой Монгольской империи полка русских воинов. Художественное повествование построено на документальных фактах, что не мешает читателю погружаться в волнительные перипетии героев на необъятных просторах империи.Книга придётся по душе всем, кто интересуется историей Руси и других народов Евразии, попавших под монгольское владычество в XIII – XIV веках, а также тем, кто любит приключенческую литературу.

Оглавление

Глава 17. Дикий монгол — идеал для подражания

— Слушайте, я так продрогла в этом нетопленном зале! У них вечно холодно, сколько я здесь бывала. И на улице мерзко. Нужно срочно что-то выпить.

— Лира Павловна давайте же пойдём в «Лотос», там точно дают спиртное и готовят неплохо.

— Вы меня неправильно поняли. Я не хочу спиртное. Я хочу вредной жирной горячей пищи и кофе, вот. И я знаю, где это можно получить. Пойдёмте.

Лира привела меня в придорожную забегаловку под брендом «Чебуречная». Обычно я подобные заведения обхожу стороной — в них всегда пахнет старым горелым маслом и ещё чем-то специфически противным. И если бы ни Лира, я не рискнул бы принимать тут пищу. Но в маленьком зале с несколькими «стоячими» столиками пахло вкусно. Мы взяли подносы, и нам по заказу Лиры Павловны выдали по два горячих, буквально шипящих чебурека и по большой кружке кофе.

— Можете меня осуждать, — сказала Лира, откусив изрядный кусок, — но я обожаю вот так поедать чебуреки, чтобы горячий сок тёк по рукам и подбородку, и чтобы кофе был растворимым из пакетиков, с сахаром и очень горячий, чтобы хлебать его большими глотками, обжигаясь. Я здесь бываю, когда наступают не лучшие времена. Тут знаете, чем хорошо — они всегда жарят на свежем масле. Пара банальных чебуреков переносят меня в детство, а после выходишь, и вроде как попадаешь в параллельную современность — всё так же, а настроение другое, и видится всё в гораздо лучшем свете.

— Для меня мир не изменился, наверно, я слишком приземлённый. Но чебуреки понравились! Я вообще люблю мясо.

— Я тоже.

— Ну да, вас в вегетарианстве заподозрить трудно.

— А вы всё-таки едкий! Да, мне нравится пожирать мясо, хоть я и понимаю, что для женщины это неприлично. А вдруг это от моих диких предков? Когда ем мясо вот так, с аппетитом, шашлык, например, чтобы дымком припахивало — всегда ощущаю себя каким-то кочевником. Да, именно мужчиной в степи у костра с куском жареного мяса в руках.

— Думаете, гены?

— Может, гены, а может, просто начиталась. Знаете, я вам сейчас зачитаю… руки вытру. Сохранила себе интересный образ степного варвара со слов одного индуса. Индус этот был придворным поэтом и хронистом, сопровождал хана, в том числе в битвах, и звали его Амир Хосров Дехлеви. Они там взяли в плен сколько-то монголов, и он описывает их внешний вид. К слову, Амир в данном случае не имя, а почётный титул. А писал он на интересном персидском диалекте Северной Индии. Вот оно. Слушайте: «Их глаза столь узки, а взгляд столь пронзителен, что, кажется, они могут взглядом просверлить дыру в медном сосуде, а их зловоние еще ужаснее, чем цвет кожи. Их головы сидят па плечах так плотно, что, кажется, у них нет шеи, а щеки напоминают бугристые штопаные бурдюки. Их носы расплющены от одной скулы до другой. Их ноздри подобны зловонным могилам, из ноздрей торчит шерсть, достигающая рта. Усы их необычайно длинны, а вот бороды очень скудны. Их грудь частью черного, частью белого цвета усеяна вшами, словно пересохшая земля кунжутными зернами. Вообще, их тела усыпаны паразитами, а кожа производит впечатление шагрени, годной только для изготовления сапог». Как вам?

— Сильно! И вы ощущаете себя таким варваром, но только свободным и с кровавым куском мяса?

— Ну, не совсем — без вшей и других паразитов. Но согласитесь, что-то в этом есть — какая-то сила. Ведь этот поэт явно их боится, даже пленных. Иногда мне кажется, что я бы хотела…

— В таком случае, я бы, пожалуй, опасался оказаться рядом.

— Вот видите, у вас гены не кочевника! Но сегодня вы — мой пленник, и нам пора возвращаться к нумизмату.

— Мы к вам вернулись. И принесли почти тёплый чебурек и кофе. Берите, берите. Кушайте, а мы пока посмотрим, что любопытного есть у соседей.

— Не уходите, я могу рассказывать и параллельно с поеданием. Действительно очень вкусный чебурек. Лира, покажете после, где это заведение?

— Непременно. Здесь рядом совсем. А вкусно потому, что они не разогревают привозное, а готовят сами и жарят прямо на ваших глазах. От этого и сочность, и аромат и всё остальное в совокупности.

— Не заметил, как проглотил. Спасибо вам! Долг — платежом! Я продолжаю. Итак, мы прошлись по основной территории караванных путей между Востоком и Западом. На юг пойдём, я имею в виду Индию?

— Давайте не пойдём, Индия далека от наших интересов.

— Как угодно. Но учтите, что монеты и оттуда поступали в общий денежный оборот караванных путей, хотя и в меньшем количестве. Кстати, лет пять назад в Киргизии нашли монету, отпечатанную аж на Цейлоне в 1200 году — редкость жутчайшая!

— Потрясающе! Вы так интересно рассказываете!

— Так я же фанатик! Я в семнадцатом году даже в Чэнду летал специально на нумизматическую выставку. Помните, Лира, я вам фото показывал?

— Это на юго-западе Китая, — подсказала Лира Павловна.

— Да, провинция Сычуань. Представляете, специализированная выставка монет древних государств — участников торговли по Шёлковому пути. Монетами были представлены и Римская империя, и Индия, и Сасанидское государство и, конечно, монгольские ханства, и многие другие страны. И всё это монетное богатство лишь из двух музеев, один из которых — Сианьский музей нумизматики!

— Ничего себе, есть специализированный музей по вашему профилю?

— Да он не один, вы не знали? Музеев денег, думаю, несколько десятков, у нас в России есть, конечно. В Питере замечательный Музей истории денег, в Москве Музей денег мира, Музей международного нумизматического клуба, в Феодосии интересный Музей денег — это те, в которых я бывал. Да в каждом крупном банке есть музей денег. Но давайте не расплываться мыслью по древу, лучше я вам расскажу о деньгах улуса Джучи.

Как вы понимаете, до монголов на этой территории водились самые разнообразные, популярные на конкретный момент деньги или их заменяющие товары. Весь тринадцатый век в Золотой Орде пользовались драхмами или дирхамами.

— То есть, и теми и другими одновременно?

— Давайте я объясню, — подключилась Лира Павловна. — Это одно и то же. Дирхамы или иначе дирхемы с седьмого века были арабскими деньгами. А происходит слово от греческого «драхма», так оно исказилось в арабском языке. Продолжайте, пожалуйста.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я