Светлан Голосеев – гвардеец монгольского императора

Виктор Квашин

В книге рассказывается о малоизвестном историческом факте – о наличии в гвардии императора Великой Монгольской империи полка русских воинов. Художественное повествование построено на документальных фактах, что не мешает читателю погружаться в волнительные перипетии героев на необъятных просторах империи.Книга придётся по душе всем, кто интересуется историей Руси и других народов Евразии, попавших под монгольское владычество в XIII – XIV веках, а также тем, кто любит приключенческую литературу.

Оглавление

Глава 10. Ислам как двигатель прогресса

— Лира Павловна, приглашаю вас на шашлык.

— Неужели отыскали настоящий?

— Признаюсь, сам не пробовал, знающие люди посоветовали. Оценим вместе? Шашлычная «Магомет».

— Послушайте, а туда женщин пускают? Я вполне серьёзно. Магомет — французская транскрипция имени пророка Мухаммеда — посланника Аллаха, фактического основателя Ислама.

— Вроде бы в России законы шариата пока не приняты. Я на всякий случай им позвоню, заодно столик закажу. Когда мы сможем посетить это заведение?

— В принципе, я могла бы и сегодня вечером. Я извелась в ожидании обещанного шашлыка и, похоже, даже похудела от нетерпения. Но не уверена, что успею подготовить ответы на ваши вопросы. Вы ведь не ради свидания меня приглашаете? Выкладывайте свой интерес.

— Лира Павловна, я тут покраснел с трубкой в руках, честное слово… Вот клянусь, никакой информационной корысти в уме не держал. Просто захотелось поговорить с неординарной женщиной.

— Спасибо. А что за дискриминация: «неординарная женщина»? Это сильно отличается от «неординарного мужчины» или просто от «неординарного человека»?

— Ну вот, вы сразу придираетесь. Конечно, есть отличие. По моему личному опыту неординарные женщины встречаются гораздо реже, чем мужчины. Но не в этом же дело. Когда приходится беседовать с неординарным мужчиной, всегда возникает чувство собственной неполноценности, что ли. В неординарной женщине есть некий шарм, притяжение, тайна, она вызывает любопытство. Вы же не станете возражать, что умные женщины достаточно большая редкость?

— Да вы шовинист! Хорошо, обсудим.

Шашлычная «Магомет» оказалась вполне современным заведением. Нас встретил сам хозяин, высокий носатый мужчина.

— Здравствуйте! — сказал он.

— Ас-саляму алейкум78! — неожиданно ответила Лира Павловна.

У хозяина брови поднялись, он короткое время молчал, потом между ним и Лирой Павловной разразился энергичный диалог, из которого я смог различить только «шашлык» и «яхши». При этом глаза шашлычника сверкали, он радушно улыбался. С этого момента началось волшебство. Нас провели в беседку, отделённую от общего зала решётчатыми стенками, увитыми искусственным виноградом. Не успели мы усесться на мягкие сиденья, как нам принесли блюдо зелени, среди которой преобладала ароматная кинза, блюдечки с жареным миндалем и бутылку вина.

— Это подарок!

Я налил бокалы.

— Лира Павловна, что это было?

— А вы забыли мою специальность? Я знаю тюркские языки. А владельцы заведения — азербайджанцы. Понятно, что людям на чужбине приятно встретить человека, знающего их родной язык.

— Как вы узнали, что азербайджанцы?

— Ну что вы, видно же по лицам!

Играла национальная музыка, запахло жареным мясом и ткемали.

— Вкусное вино, — сказала Лира Павловна. — Итак, вернёмся к нашему телефонному разговору. Вы утверждаете, что большинство женщин глупы?

— Я утверждаю, что умные женщины гораздо интереснее умных мужчин.

— Это, скорее, ваше личное мнение не отражающее мнение большинства.

— А это вино нам за что? Вы думаете, если бы по-азербайджански заговорил я, нас приняли бы с таким же почётом?

— Да, тут я с вами, пожалуй, соглашусь. Вот интересно, почему мне с вами всегда хочется спорить?

— А с другими вы не спорите?

— С другими не так. Да и мало кто решается… А вы меня просто заводите.

— Да я и слова не сказал!

— Попробовали бы сказать! Шучу, не обидьтесь.

Принесли шкворчащий ароматный шашлык.

— Нуш олсун79! Всё ли хорошо? Что ещё пожелаете? — спросил официант.

— Хотелось бы послушать тар80, если у вас имеется хорошая запись.

— О, сейчас сделаем!

— Вам это нравится? — не выдержал я звонкие струнные звуки в необычном звукоряде.

— Да. Непривычно нашему уху, но интересно. Вы просто не вникали. Искусство игры на таре, между прочим, внесено в список нематериального культурного наследия человечества.

— И это ещё раз подтверждает мои слова: неординарная женщина притягивает своей необычностью и непредсказуемостью.

— Вы флиртуете. Скажите лучше, что вы желаете за этот великолепный шашлык? Я имею в виду в качестве оплаты исключительно мою интеллектуальную собственность.

— Что ж, придётся удовлетвориться нематериальным. Я прояснил в некоторой степени ордынский путь от Твери до самого узкого места между Доном и Волгой. Мне в общем ясно, что в Сарай нужно добираться по Волге. А вот дальше как-то всё размыто. Чёткого пути в опубликованных источниках я не обнаружил.

— А и не отыщете.

— Почему?

— Потому что неизвестно. Вернее, недостоверно. Как ни покажется странным, письменных источников за период Золотой Орды очень немного. Отдельные путешественники, которые ездили не ради торговли, а для познания мира, вели записи и наблюдения, но их единицы, путешествовали они в разные годы и разными маршрутами, при разных правителях, поэтому их данные значительно отличаются.

— Что же делать?

— Не паниковать. Мой совет, прежде всего вычленить данные, касающиеся непосредственно нужного вам периода. Улус Джучи официально существовал с 1207 года до средины пятнадцатого века — двести пятьдесят лет! Даже в самом мирном уголке мира за такой срок происходят значительные изменения. Восстание в Твери — 1327 год. У архимандрита Палладия, помните, последнее указание на Русский полк в Ханбалыке датировано 1334 годом. Можно полагать с лихвой, что вот эти семь лет ваш Светлан добирался до Ханбалыка.

— Не слишком ли долго?

— На всякий случай. В итоге это не повлияет на размер искомого нами периода времени. В 1368 году последний император Юань Тогон Тэмур под ударами повстанцев бежал из Ханбалыка, а в 1370 году умер. На этом империя Юань прекратила своё существование. Ханьские повстанцы ненавидели и уничтожали всё и всех, кто имел хоть какое-то отношение к монгольской династии. Отсюда вывод: Светлан не мог находиться на территории империи дольше 1370 года. Ну, положите для гарантии ещё пяток лет на путь обратно. Итак, вам следует ограничить свои поиски годами с 1327 по 1375-й. Полсотни лет — тоже большой срок, но всё-таки есть границы.

— Мне чаще попадались даты вроде «средина четырнадцатого века», какие уж тут границы?

— Вот именно! Налейте, пожалуйста ещё вина. Спасибо. Шашлык восхитительный, правда? Вот именно о приблизительности и неточности я и говорю.

— Насколько я понимаю, караванные дороги и великие города не умирали и не рождались в несколько лет, это длительные процессы…

— Отнюдь — умирали! Умирали в кратчайшее время — насовсем! Вместе с населением! И пути прекращали действовать, иногда на века! В это трудно поверить, но это факты. А время жизни вашего героического предка — вообще особенный период истории. Если хотите, я вам расскажу.

Может быть, вы удивитесь, что годы, которые мы с вами вычислили и установили в качестве рамок поиска — лучшие годы Золотой Орды! Это время правления хана Узбека и его сына Джанибека, в общей сложности, если я точно вспомню, с 1313 по 1357 год.

— Но нам же нужно по 1375-й. Да, я вот, записал: 1327—1375.

— Ну, что же поделаешь, после всем было плохо, не только вашему предку. На Руси то время называли Великой замятней. С 1359 по 1380 год в Орде сменилось более 25 ханов — менее года правления на каждого. И понятно, началась вражда и сепаратистские настроения в улусах Орды. Но всё-таки, целых тридцать лет ваш Светлан пребывал в процветающей державе. Безусловно, это не означает всетатарскую любовь к рабам и подчинённым народам. Зависело от его, Светлана социального статуса.

— Отчего же Орда вдруг стала процветающей? Узбек был гениальным?

— Не знаю насчёт гениальности, но умным — точно. Он ввёл ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. Насильно ввёл. Вы же в курсе, что монголы, да и тюркоязычные народы в большинстве были язычниками? У монголов извечно процветал шаманизм. Узбек заставил всех принять ислам. Несогласных, в том числе своих родственников казнил. Ислам — это дисциплина. И жестокость наказаний. Вероятно, именно это в короткий срок сплотило подчинённых хана и дало возможность навести порядок. Жестокое наказание Твери за бунт — в этом ряду. К счастью, русских княжеств исламизация не касалась, православная церковь продолжала пользоваться всеми правами и льготами. Но опасения были. Нам ведь ясно, что не лошадь стала виною бунта, и не изнасилованные девицы — такое поведение завоевателей было в обычае к тому времени уже сто двадцать лет. Людей испугала возможная насильственная исламизация.

— Получается, хан Узбек террором достиг благополучия государства?

— Отчасти, наверное, террором. Так или иначе, все путешественники того времени в один голос говорят о строительстве множества городов, о совершенно безопасных и благоустроенных караванных путях, о многолюдности рынков, о красоте и богатстве дворцов и храмов, об интенсивной торговле Орды со множеством близких и дальних стран.

Послушайте, а давайте ещё по шашлычку? Лучше я потом неделю на кефире посижу. Так вкусно!

Заказали. Тар после вина и действительно божественного шашлыка уже не угнетал сознание и даже начинал нравиться. Лира Павловна раскраснелась и временами казалось, что губы без разрешения хозяйки пытались улыбнуться. Но брови не позволяли лицу становиться беспечно-женским. К сожалению. Интересная женщина!

Примечания

78

Ас-саляму алейкум — мир вам — арабское приветствие, используемое мусульманами разных национальностей

79

Нуш олсун — приятного аппетита (азербайджанское)

80

Тар — народный азербайджанский 11-струнный музыкальный инструмент. Искусство игры на таре внесено в список нематериального культурного наследия человечества

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я