Закон для военнослужащего. Юридический справочник на все случаи жизни. 2020 г.

Виктор Геннадьевич Суханов

– У меня есть к тебе срочный вопрос, как к юристу и бывшему офицеру…– К юристу всегда срочный, как к врачу…))– Двоюродный брат сейчас в армии. Там произошло такое!!!– Может, поступим, как в прошлый раз?– А как, ведь там у нашей семьи миллион вопросов!– Напишем об этом книгу, чтобы больше ни у кого проблем не было.– Я тебе помогу!))

Оглавление

  • Ваши права
  • Всё о заключении контракта на прохождение службы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Закон для военнослужащего. Юридический справочник на все случаи жизни. 2020 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Всё о заключении контракта на прохождение службы

Порядок заключения контракта о прохождении военной службы

1. Первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту:

а) граждане в возрасте от 18 до 40 лет:

— пребывающие в запасе;

— мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим укрупненным группам специальностей и направлений подготовки частные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования;

— женского пола, не пребывающие в запасе;

— другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

в) граждане, не состоящие на военной службе (прошедшие военную службу по призыву), а также проходящие военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебные заведения;

г) граждане, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

д) граждане, окончившие федеральные государственные образовательные организации высшего образования и прошедшие обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах при этих образовательных организациях.

е) иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

2. Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заключают первый контракт по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения.

Указанные военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Положением, подлежат отчислению из военно-учебных заведений.

3. Граждане, проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебное заведение заключают контракт одновременно с зачислением в указанное учебное заведение.

Граждане, отказавшиеся от заключения контракта, не зачисляются в указанные учебные заведения.

3.1. Граждане, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации договоры об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и о дальнейшем прохождении военной службы после окончания этой образовательной организации, заключают контракт в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации.

4. Граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

Воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола (за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами), определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

5. Первый контракт о прохождении военной службы заключается на следующие сроки:

а) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на два либо на три года по выбору гражданина;

б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на пять лет;

в) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, за исключением граждан, указанных в подпункте «д» настоящего пункта, — на пять лет;

г) с военнослужащим, обучающимся:

в военно-учебном заведении по образовательной программе высшего образования, — на период освоения указанной образовательной программы и после получения высшего образования — на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера;

в военно-учебном заведении по программе подготовки специалиста среднего звена, — на период освоения указанной образовательной программы и после получения среднего профессионального образования:

на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана;

на три года военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание сержанта или старшины;

д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и поступающим непосредственно после окончания указанной образовательной организации на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — на три года или пять лет.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит два года, три года или пять лет в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 5 настоящей статьи.

7. С гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, контракт может быть заключен на срок от шести месяцев до одного года.

8. Первый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба):

а) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;

б) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;

в) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;

г) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, — командир воинской части;

д) при заключении контракта с поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем — начальник военно-учебного заведения;

е) при заключении контракта с гражданином, окончившим федеральную государственную образовательную организацию высшего образования и прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этой образовательной организации, — должностное лицо, определенное руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера, обучающийся в военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) и предназначенный после его окончания для прохождения военной службы в ином федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, заключает контракт по месту обучения. При этом в контракте указывается обязанность военнослужащего после окончания военно-учебного заведения проходить военную службу в федеральном органе исполнительной власти, в который он предназначен;

9. Первый контракт подписывается должностными лицами, указанными в пункте 8:

а) с гражданином (иностранным гражданином), поступающим на военную службу по контракту, — в день зачисления на военную службу;

б) с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении, — по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения;

в) с гражданином, не состоящим на военной службе (прошедшим военную службу по призыву), а также с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, поступающими в военно-учебное заведение, — в день зачисления в указанное учебное заведение;

г) утратил силу с 1 июля 2014 года. — Указ Президента РФ от 01.07.2014 №483;

д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, — в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации.

(Источник: https://ens.mil.ru/education/documents/)

Особенности заключения контракта на прохождение службы

Из этой статьи Вы узнаете:

— Особенности прохождения военной службы по контракту

— Как происходит служба по контракту?

— Осуществление отбора на контрактную службу

— Как заключить контракт на военную службу

Военная служба по контракту набирает все больше популярности среди людей, которые хотели бы послужить отечеству. При этом, особенности набора, заключение контракта с государством, а также другие особенности отбора для прохождения службы на контрактной основе, регламентируются законодательством РФ. Безусловно, прохождение такой службы имеет множество недостатков. Чаще всего это связано с бытовыми условия проживания военных, но такие вопросы быстро решаются с помощью правовой защиты. Стоит помнить, что перед тем, как отправиться служить по контракту, необходимо взвесить все «за» и «против».

КАК ПРОИСХОДИТ СЛУЖБА ПО КОНТРАКТУ?

Контрактная служба в армии — это прохождение армейской службы на основе контракта с государством. То есть, гражданин, который желает пройти армейскую службу, имеет возможность составить контракт с государством, в котором будут указаны основные положения. Этот документ может быть составлен не только с гражданином, который уже проходил службу или числится за определенными войсками, но и с новичком в военном деле. Таким образом, служба по контракту отличается от любой другой добровольностью принятого решения, материальным обеспечением и юридической поддержкой, которая позволяет регулировать правоотношения между гражданином и государством.

Заметка! Закон, который регламентирует право на заключение контрактов между государством и гражданами страны имеет название «О воинской обязанности и воинской службе». При этом, заключать договора могут не только мужчины, но и женщины. В этом заключается защита трудовых прав граждан и не допускается их нарушение дискриминацией по половому признаку. Для заключения такого контракта гражданин должен предоставить обязательный перечень документов, в который входят медицинские обследования и некоторые автобиографические бумаги.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТБОРА НА КОНТРАКТНУЮ СЛУЖБУ

Безусловно, если государство набирает граждан для прохождения службы на контрактной основе, оно вправе предъявлять определенные требования к людям, которые получат в распоряжение оружие для защиты государства. Основными требованиями для прохождения на контрактную службу является возраст и физическая подготовка претендентов.

Важно! К службе на контрактной основе допускаются мужчины и женщины от 18 до 40 лет. При этом, кандидат должен обладать хорошими физическими данными и показателями здоровья. Медицинская комиссия в военкомате дает свое заключение, по которому осуществляется отбор.

Итак, прохождение контрактной службы не может быть заключено с такими людьми:

— несовершеннолетними;

— гражданами, которые находятся под следствием;

— людьми, которые имеют юридические ограничения относительно перемещения;

— заключенными и теми, кто не погасил свою судимость за то или иное преступление (амнистия и помилование в уголовном праве предполагает погашение судимости).

При этом, на военную службу не примут людей с низкой физической подготовкой, и не прошедших тест на профессиональную пригодность.

Что нужно для службы по контракту? На этот вопрос достаточно сложно ответить, не зная законодательной базы. Если вы хотите пройти службу по контракту, узнайте все подробности оформления и подачи заявки с помощью консультации у юриста.

Стоит отметить, что законодательством предусмотрен трехэтапный отбор претендентов на прохождение службы по контракту:

Первоначальная.

На этом этапе проводится проверка документов всех граждан, которые подали заявки на заключение контракта.

Этот этап позволяет отсеять всех граждан, которые не соответствуют основным требованиям.

Основной этап.

На этом этапе люди, которые прошли отбор, проходят тестирования на физическую и профессиональную пригодность.

Углубленный этап.

Закон о прохождении военной службы по контракту обозначает этот этап основным. Благодаря этому этапу государство может точно определить психологическое состояние гражданина, а также окончательно определить профессиональную направленность человека.

После того как претендент пройдет все этапы, с ним будет заключен соответствующий договор и человек будет отправлен на обязательные подготовительные учения. Документы для службы по контракту, а также результаты пройденных этапов и обследований собираются в личном деле военнослужащего. На вопрос, какие документы нужны для службы по контракту, нельзя ответить однозначно, так как перечень этих бумаг каждый год меняется.

КАК ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Военная служба имеет свои особенности заключения трудового договора. Контракт на прохождение военной службы может быть заключен с несколькими видами военнослужащих. Таким образом, заключение контракта осуществляется, если человек относится к:

солдатам;

сержантам;

морякам;

старшинам;

прапорщикам, мичманам и офицерам;

солдатам срочной службы.

Заметка! Для солдат и старшин минимальный срок службы, по заключенному контракту, составляет 3 года.

Прапорщики и офицеры могут составить контракт с государством не менее чем на 5 лет. Кроме того, основные положения указывают, что государство имеет право установить испытательный срок для определения пригодности гражданина к воинской службе.

Служащие, которые желают продолжить воинскую службу, могут составить соответствующий контракт только на 1 год.

Контракт на воинскую обязанность также включает в себя такие пункты:

назначение на воинскую должность;

присвоение определенного звания;

своевременное проведение аттестации;

правила и условия увольнения;

условия и правила повышения служивого в звании.

Заметка! Вопрос о том, как заключить контракт на военную службу включает в себя также наличие определенного опыта, количество год на службе, соответственного образования и опыта. Все эти пункты обсуждаются с будущим военнослужащим перед составлением контракта.

Люди, которые проходят службу по контракту имеют некоторые преимущества, в отличие от обычных служивых. Как правило, государство пытается заключить максимальное количество договоров с теми людьми, которые уже находились на военной службе или имеют некоторые заслуги. Консультация по военной службе — это один из важных условий для принятия окончательного решения. Помощь юриста, относительно вопроса заключения договора на военную службу, вы можете получить прямо сейчас. Консультация юриста поможет вам ответить на многие вопросы, в том числе на то, как уволиться со службы по контракту.

(Источник: https://moy-urist.ru/question/voennoe-pravo/voennaja-sluzhba-po-kontraktu)

Судебная практика

Порядок досрочного увольнения военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта: нормативно-правовое регулирование и судебная практика

Распад единой страны, экономические и социальные потрясения 90-х годов ударили по всем государственным институтам. Через тяжелейшие испытания прошла и наша Армия… за ошибки, допущенные при многочисленных непоследовательных реформах, за которыми часто ничего не стояло, кроме механического сокращения, пришлось заплатить очень дорогую цену. Современная Армия — это прежде всего грамотные, подготовленные люди, способные применять самые передовые системы вооружения. Специалисты, обладающие глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры. Сегодня индивидуальные требования к каждому офицеру и солдату существенно возрастают.

Утвержденная Президентом РФ Военная доктрина обозначает ряд внешних угроз для России. Признается, что «неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств» (п. 10 Военной доктрины* (2)). В этих условиях работа по приведению «структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время…» обозначена как приоритетное направление в развитии Вооруженных Сил РФ (п. 35 Военной доктрины). Профессиональный военнослужащий должен соответствовать ряду требований, предъявляемых к нему служебным контрактом. В случае невыполнения условий последнего военнослужащий подлежит досрочному увольнению.

Поскольку процедура увольнения связана с правом военнослужащего на труд, проводиться она должна в полном соответствии с действующим законодательством. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о частых и грубых нарушениях командиром части и кадровыми органами процедуры досрочного увольнения. Это отражается на престиже военной службы, затрагивает вопросы квалификации кадровых работников Вооруженных Сил, «загружает» судебные органы рассмотрением «проигрышных» для Министерства обороны РФ споров. Обращаем внимание, что рассматривает вопросы увольнения военнослужащих только Министерство обороны, не касаясь практики увольнения по этому основанию в других ведомствах.

Досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта

Общие положения

Нормативно-правовые основы увольнения военнослужащих закреплены в разделе VII Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе"* (3) (далее — ФЗ о военной службе) и в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы* (4) (далее — Положение о порядке прохождения военной службы). Важную роль играет и судебная практика, складывающаяся в определенном военном округе, а также разъяснения высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ (автор рассматривает их далее).

При невыполнении условий контракта о прохождении службы военнослужащий может быть досрочно уволен на основании подп. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ о военной службе — в связи с невыполнением им условий контракта. Увольнение в рамках данной правовой нормы — крайняя мера воздействия на военнослужащего. До представления к увольнению должны быть исчерпаны все иные меры воздействия.

В контексте данной темы важно уточнить термин «невыполнение контракта», а следовательно, обязанности военнослужащего и условия самого контракта.

Раздел V ФЗ о военной службе регулирует вопросы поступления на военную службу по контракту. Здесь же статья 32 в общем виде описывает условия служебного контракта. Это:

— добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу;

— срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу;

— обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих;

— право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Типовая форма контракта о прохождении военной службы приведена в Положении о порядке прохождения военной службы. Из анализа типовой формы служебного контракта видно, что условия прохождения военной службы подразделяются на права и обязанности военнослужащего.

В тексте типового контракта (и по практике в такой форме он заключается с военнослужащими Министерства обороны РФ) не раскрываются подробно обязанности военнослужащего. Также отсутствует нормативно закрепленная их взаимосвязь с невыполнением условий контракта. При этом несоблюдением условий контракта логично считать невыполнение военнослужащим ряда обязанностей.

Общие обязанности военнослужащих установлены в ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих"* (5). Это:

— защита суверенитета и территориальной целостности, оборона и безопасность России, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ;

— строгое соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов;

— беспрекословное выполнение приказов командиров;

— постоянная готовность к применению вооружения и военной техники;

— дисциплина, бдительность военнослужащего, способность хранить государственную и военную тайну;

— соблюдение общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих в общем виде обозначены в ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данная норма является отсылочной и подразумевает использование положений Устава внутренней службы, Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ* (6) (далее — ДУ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом должностные обязанности определяются должностью, по которой военнослужащий проходит службу, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников). Должностные обязанности обозначают полномочия военнослужащего и круг выполняемых им задач* (7).

Специальные обязанности выполняются военнослужащими на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в случаях их привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах (ст. 25 Устава внутренней службы* (8)).

Таким образом, содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих обусловлено существом воинского долга — защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять боевые задачи. В связи с этим «контракт о прохождении военной службы имеет существенную специфику, обусловленную правовой природой военно-служебных отношений, которые основаны на принципе единоначалия, предполагающем строгую субординацию и беспрекословное подчинение приказам командира (начальника), а следовательно, предъявление к военнослужащему особых, повышенных требований, касающихся выполнения взятых им при заключении контракта обязательств, и закрепление в нормативно-правовом регулировании последствий их несоблюдения"* (9).

Подпункт «в» п. 2 ст. 51 ФЗ о военной службе допускает увольнение военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта. Однако рассматриваемый закон не раскрывает содержания понятия «невыполнение условий контракта». Не найдем мы его и в Положении о порядке прохождения военной службы. При рассмотрении вопроса о досрочном увольнении военнослужащего на основании указанного подпункта перед правоприменителем стоит достаточно сложная задача. Командиру части необходимо сопоставить: как неисполнение военнослужащим своих обязанностей повлияло на невыполнение условий контракта? То есть фактически необходимо доказать причинно-следственную связь между неисполнением военнослужащим своих обязанностей и вредом, ущербом, который был причинен или мог быть причинен интересам военной службы. При этом ключевыми будут два момента:

— правомерность возложения тех или иных обязанностей на военнослужащего;

— имели ли место существенные нарушения условий контракта.

Это и определяет круг обстоятельств, подлежащих выяснению судом при рассмотрении данной категории гражданских дел.

Рассматриваемый термин «невыполнение условий контракта» подразумевает, что военнослужащим допущено существенное нарушение (невыполнение) условий контракта.

Верховный Суд РФ в постановлении от 29 мая 2014 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил формулировку «невыполнение условий контракта» применительно к тематике досрочного увольнения. Так, невыполнением условий контракта для рассматриваемого основания для увольнения являются только значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе. Например:

— совершение виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы;

— совершение одного из грубых дисциплинарных проступков;

— совершение дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий;

— совершение уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях;

— иные юридически значимые обстоятельства, позволяющие в силу специфики служебной деятельности военнослужащего по контракту сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе* (10).

Здесь же Верховный Суд разъясняет, что, если военнослужащий по своим деловым и личным качествам перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к проходящим службу по контракту, тогда досрочное увольнение возможно только по результатам рассмотрения его материалов на аттестационной комиссии. Рассмотрим этот вопрос.

Увольнение военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта по результатам аттестации

Как разъясняет Конституционный Суд РФ, «невыполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы не согласуется с его особым публично-правовым статусом как лица, осуществляющего конституционно значимые функции. Прекращение в таких случаях военно-служебных отношений с военнослужащим является закономерной реакцией государства на совершение данным военнослужащим деяния, свидетельствующего о нарушении им обязанностей военной службы"* (11). При этом законодательное закрепление возможности досрочного увольнения с военной службы направлено на обеспечение надлежащего исполнения служебных обязанностей.

Неснятые дисциплинарные взыскания и негативные характеристики по службе могут являться основанием к проведению аттестации на предмет соответствия военнослужащего должности и требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим службу по контракту.

Вопросы аттестации военнослужащих в системе Министерства обороны регулируют два правовых акта:

— Положение о порядке прохождения военной службы (раздел VI «Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии»);

— Приказ министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. N 444 «О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации"* (12) (далее — Порядок проведения аттестации).

Цель аттестации — всесторонняя, объективная оценка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на предмет их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования* (13). В рассматриваемом случае задача аттестационной комиссии состоит в оценке причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего.

Конституционный Суд РФ отметил, что «…аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы. Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий"* (14).

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.

Согласно п. 6 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы на аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником составляется аттестационный лист.

Согласно п. 6 Порядка проведения аттестации, заседание аттестационной комиссии проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности или отзыв, в котором отмечается наличие у военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.

В заключении комиссии указывается на соответствие (несоответствие) военнослужащего занимаемой должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении. При этом могут быть даны рекомендации об увольнении военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

Для обеспечения реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих штабы (кадровые органы) воинских частей обязаны подать списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению (п. 13 Порядка проведения аттестации).

Судебная практика показывает, что участие военнослужащего на заседании аттестационной комиссии при рассмотрении вопроса о досрочном увольнении в связи с невыполнением им условий контракта обязательно. Рассмотрим на примере.

Пример

Приказом командующего войсками от 28 апреля 2011 г. «подполковник Е. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта на основании того, что 6 апреля 2011 г. при производстве работ произошло происшествие на складе. Из протокола заседания аттестационной комиссии следует, что представление об увольнении Е. по указанному выше основанию было рассмотрено только 29 апреля 2011 г. Заключением аттестационной комиссии и прямых командиров было принято решение о досрочном увольнении заявителя». Далее суд пришел к выводу, что была нарушена процедура представления подполковника Е. к увольнению с военной службы.

1. Решение об увольнении Е. с военной службы было принято после происшествия на складе. В то же время его вина в происшествии ответчиком не доказана.

2. Приказ об увольнении Е. датирован 28 апреля 2011 г., а все документы по представлению заявителя к увольнению изготовлены 29 апреля 2011 г.* (15)

На основании того, что был нарушен порядок аттестации, а военнослужащий не участвовал в ее проведении, суд признал действия командующего по изданию приказа об увольнении Е. с военной службы незаконными.

Конечно, возможно проведение аттестационной комиссии и без участия военнослужащего. Тогда он должен быть заранее уведомлен надлежащим образом о предстоящем заседании, а комиссия должна сделать вывод о неуважительных причинах отсутствия военнослужащего. Данные факты и обстоятельства должны подтверждаться документально.

Аттестационный порядок — обязательный этап процедуры досрочного увольнения военнослужащего, который по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу. Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ солидарны во мнении, что только процедура аттестации способна обеспечить необходимую степень полноты, объективности и всесторонности при оценке того, отвечает ли военнослужащий необходимым для продолжения службы требованиям* (16). При этом Конституционный Суд РФ отметил, что механизм проведения внеочередной аттестации военнослужащих нуждается в совершенствовании в части определения оснований, правил и сроков ее проведения.

Досрочное увольнение военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или лишением права занимать воинские должности.

Основания для увольнения военнослужащего

ФЗ о военной службе в императивной форме устанавливает основания для увольнения военнослужащего в связи с:

— лишением его воинского звания;

— вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

— вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

— вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Вопрос о возможности досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности, был предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ. Это важно как для практики, так и для теории.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что командование вправе принять решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» п. 2 ст. 51 ФЗ о военной службе, в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания либо права занимать воинские должности. Однако должны присутствовать веские доводы, что характер совершенного деяния «исключает для него дальнейшее прохождение военной службы» и «…сам факт совершения преступления с очевидностью свидетельствует о нарушении военнослужащим важнейших обязанностей защитника Отечества, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию РФ и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, т.е. о невыполнении им условий контракта"* (17). При этом у командира возникает только возможность, а не обязанность воспользоваться данным основанием для досрочного увольнения.

Для представления военнослужащего к досрочному увольнению недостаточно только факта его осуждения за совершение преступления. Вина военнослужащего, тяжесть и последствия совершенного им уголовного деяния должны быть учтены при оценке соответствия военнослужащего требованиям служебного контракта. В связи с этим Конституционный Суд РФ подтвердил, что процедура увольнения в аттестационном порядке для лиц, осужденных за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или лишением права занимать воинские должности, обязательна. Однако увольнение по этому основанию возможно лишь в пределах срока погашения судимости* (18).

По аналогии можно привести в пример и ч. 5 ст. 34 ФЗ о военной службе, согласно которой в заключении контракта о прохождении военной службы должно быть отказано гражданину:

а) в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание;

б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или в отношении которого уголовное дело передано в суд;

в) имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

г) отбывавшему наказание в виде лишения свободы.

Вывод о том, что решение о досрочном увольнении военнослужащего не может основываться только на факте его осуждения, находит отражение и в судебной практике.

Пример

Так, заявитель Т. обратился в суд с требованием об отмене приказов о его досрочном увольнении* (19). Основанием для издания приказа о досрочном увольнении заявителя явилось представление командира войсковой части, который утвердил заключение аттестационной комиссии о том, что военнослужащий не соответствует занимаемой должности по причине осуждения его гарнизонным военным судом за совершение преступления, предусмотренного частью 1 ст. 115 УК РФ, с назначением наказания в виде штрафа.

Суд первой инстанции согласился с выводами аттестационной комиссии и признал законным приказ командующего войсками о досрочном увольнении в связи с невыполнением условий контракта, указав, что совершение заявителем преступления безусловно свидетельствует о неисполнении им общих обязанностей военнослужащих о строгом соблюдении законов Российской Федерации, и, как следствие, с нарушением условий контракта.

Между те, судом апелляционной инстанции было установлено, что заявитель за весь период военной службы имел лишь одно дисциплинарное взыскание — выговор, объявленный приказом командира воинской части за утрату удостоверения личности. Из характеристик командиров войсковых частей [N 2] и [N 1] усматривается, что военнослужащий Т. характеризуется исключительно с положительной стороны, должностные обязанности исполняет в полном объеме.

Окружной военный суд определил: «При таких данных заключение аттестационной комиссии войсковой части о том, что Т. не соответствует занимаемой должности, явившееся основанием для представления последнего к оспариваемому увольнению, равно как и выводы гарнизонного военного суда о достаточности оснований для досрочного увольнения Т. с военной службы по оспариваемому основанию, нельзя признать обоснованными, так как они не подтверждены объективными данными». Решение суда первой инстанции было отменено.

Интересен и следующий пример из практики.

Пример

В 2011 г. заявитель Л. совершил на службе преступление, предусмотренное частью 1 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Уголовное дело было прекращено судом в связи с деятельным раскаянием, т.е. по нереабилитирующему основанию (в суде заявитель этот факт не оспаривал).

Балтийский флотский военный суд поддержал решение суда первой инстанции: «…сам по себе факт прекращения уголовного преследования Л. лишь в связи с его деятельным раскаянием, вопреки его ошибочному мнению, подтвердил совершение заявителем преступления и при этом аннулировал все правовые последствия, связанные с привлечением к уголовной ответственности, но не с фактом его отношения к исполнению условий заключенного им контракта о прохождении военной службы и не с фактом грубого нарушения этих условий.

Обоснованно суд первой инстанции указал в решении и то, что при изложенных обстоятельствах факт добросовестной службы заявителя до и после совершения преступления не ставит под сомнение законность оснований к досрочному увольнению заявителя с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта"* (20). Так как гражданин Л. был исключен из списков части на основании законного изданного приказа об увольнении с военной службы и его права на обеспечение различными видами довольствия при исключении из списков части нарушены не были, то процедуру увольнения его с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта суд признал законным.

Аналогично и при прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Так, старший лейтенант А. обратился в суд с заявлением об оспаривании приказа командующего флотом, которым заявитель был досрочно уволен по рассматриваемому основанию. «Невыполнением этим военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы командующий флотом посчитал то, что А. в 2010 г. за различные упущения по службе четырежды привлекался к дисциплинарной ответственности и, кроме того, 3 мая 2010 г., управляя транспортным средством, нарушил Правила дорожного движения, что привело к дорожно-транспортному происшествию, в результате которого погиб человек"* (21). Материалы дела, а именно приказы и записи в служебной карточке, показали, что военнослужащий наряду с одним поощрением четыре раза привлекался к дисциплинарной ответственности за различные упущения по службе. Также и в аттестационном листе заявитель характеризовался «с посредственной стороны», «требовал контроля» за исполнением им должностных обязанностей, повышением своих знаний «занимался несистематически», общевоинскими уставами в повседневной деятельности «руководствовался не всегда», имел «невысокие дисциплину и исполнительность».

Уголовное дело по обвинению заявителя в совершении преступления, предусмотренного частью 3 ст. 264 УК РФ, было прекращено ввиду примирения с потерпевшим. Постановление о прекращении уголовного дела А. не обжаловал. По мнению суда, «согласившись с прекращением в отношении него данного уголовного дела, А. тем самым признал предъявленное ему обвинение в совершении этого общественно опасного уголовно наказуемого деяния. В этой связи прекращение уголовного дела по не реабилитирующим основаниям в силу ст. 25 и ч. 2 ст. 27 УПК РФ и вопреки ошибочному мнению заявителя об обратном не опровергало факт грубого нарушения им при управлении транспортным средством Правил дорожного движения и наступивших в связи с этим негативных последствий, что, в свою очередь, также отрицательно характеризует А.». Указанные нарушения Правил дорожного движения и УК РФ, которые заявитель после заключения контракта о прохождении военной службы должен был соблюдать, свидетельствовали о негативном отношении этого военнослужащего к исполнению положений действующего законодательства* (22). Суд пришел к выводу, что командующий верно расценил негативное поведение этого военнослужащего и его отрицательные характеристики как неисполнение А. условий заключенного контракта о прохождении военной службы. Таким образом, командующий Балтийским флотом, издавая приказ о досрочном увольнении старшего лейтенанта А. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, в сложившейся ситуации действовал правомерно и обоснованно, в пределах предоставленных ему должностных полномочий, а изданный им и оспоренный заявителем приказ является законным.

Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). Преступление в зависимости от объекта посягательства нарушает интересы государства, общества, личности.

В силу специфики военной службы именно военнослужащий должен защищать государственные интересы, общественно значимые и личностные блага. С этим и связано предъявление к нему высоких требований, в том числе морального плана. Совершение же военнослужащим преступления (как доказанного факта) свидетельствует о его несоответствии занимаемой должности. При этом должна быть четко соблюдена процедура увольнения, исключающая возможность ошибок и «недобросовестного усмотрения».

В отличие от преступления административное правонарушение не носит признаков общественной опасности, а лишь причиняет вред защищаемым и охраняемым законом интересам и благам. Однако противоправность, в ряде случаев и длительный характер административных правонарушений негативно сказываются на общественных отношениях. А в целом — на состоянии безопасности и защищенности личности в обществе, стабильности институтов власти, развитии национального потенциала. В связи с этим особое внимание должно уделяться процедуре аттестации, в случае если поводом для представления к досрочному увольнению является совершение военнослужащим административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения как повод для представления к досрочному увольнению

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или региональными законами установлена административная ответственность* (23).

Правонарушение может совершаться в форме как действия, так и бездействия лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

1) быть обязательно противоправными — нарушать предписания, установленные источниками административного права;

2) деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать правовые нормы.

Итак, признаки административного правонарушения:

1) общественно вредное деяние;

2) противоправное деяние;

3) виновное деяние (действие или бездействие).

Административное правонарушение может являться причиной досрочного увольнения военнослужащего со службы в связи с невыполнением им условий контракта. Основание — административное правонарушение как деяние выражается в нарушении норм права, а значит, указывает на невыполнение военнослужащим общих обязанностей по контракту. Однако правонарушение может обладать признаками малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ), может быть совершено впервые или в связи с незнанием законодательства и пр. В этих условиях вывод о соответствии военнослужащего по деловым и личным качествам требованиям, предъявляемым к проходящим службу по контракту, возможен только по результатам аттестации.

Судебная практика показывает, что наиболее частым поводом к досрочному увольнению военнослужащего является совершение им такого административного правонарушения, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Учитывая общественный вред данного нарушения, вполне обоснованным представляется механизм досрочного увольнения в подобных случаях. Приведем один пример, учитывая, что в условиях информационной доступности судебных актов легко найти подтверждение сказанному.

Пример

Приказом командующего Северным флотом от 30 января 2014 г. Д. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта* (24). Полагая, что приказ издан с нарушением законодательства и его безосновательно привлекли к дисциплинарной ответственности, а сама процедура аттестации проведена неверно, Д. обжаловал приказ и действия органов военного управления, аттестационной комиссии и просил суд обязать:

— командира войсковой части — отменить приказ в части привлечения его к дисциплинарной ответственности;

— комиссию и председателя комиссии — отменить аттестационный лист в отношении его;

— командующего флотом — отменить приказ в части досрочного увольнения Д. с военной службы.

Требование об отмене приказа командира войсковой части о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности суд признал подлежащим удовлетворению. Мотивация следующая.

Статья 2.5 КоАП РФ устанавливает, что за административные правонарушения в области дорожного движения военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях.

В Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих"* (25) закреплен запрет на повторное привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности за один и тот же дисциплинарный проступок (ч. 2 ст. 28.3).

Материалами дела было подтверждено, что ранее постановлением Полярнинского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2013 г. Д. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев со штрафом 30 000 руб. В связи с этим суд признал приказ командира в части привлечения Д. к дисциплинарной ответственности подлежащим отмене, поскольку строгий выговор последнему фактически объявлен за совершение правонарушения, за которое тот понес административную ответственность в общем порядке.

Следует отметить, что представитель заявителя настаивал: увольнение Д. осуществлено в порядке дисциплинарного взыскания. Ведь в этом случае ошибка, допущенная командованием, — привлечение к ответственности за одно и то же нарушение дважды — привела бы к отмене судом приказа о досрочном увольнении.

В решении суд особо подчеркнул, что заявитель досрочно уволен со службы не в порядке дисциплинарного взыскания, а в порядке проведения внеочередной аттестации. Суд проверил процедуру ее проведения на предмет требований, установленных законодательством. Было подтверждено, что:

— с участием заявителя проведено заседание комиссии, на основании заключения которой Д. рекомендовано досрочно уволить с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы. Протокол — в наличии. В последующем выводы аттестации были утверждены вышестоящим командованием;

— комиссией была проанализирована служебная деятельность заявителя и принято во внимание: совершив упомянутое административное правонарушение, заявитель нарушил требования законодательства, что является невыполнением общих обязанностей военнослужащего.

Анализировалась судом и процедура увольнения:

— 9 декабря 2013 г. командир войсковой части провел беседу с заявителем на предмет увольнения с военной службы, в ходе которой последний возражал против досрочного увольнения;

— 26 декабря 2013 г. Д. по результатам медицинского освидетельствования был признан годным к прохождению военной службы;

— 26 декабря 2013 г. командир войсковой части направил представление, утвержденное прямыми начальниками, о досрочном увольнении Д. с военной службы по оспариваемому основанию;

— приказом командующего Северным флотом от 30 января 2014 г. Д. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта.

При этом суд упомянул о необходимой для военнослужащих обязанности воздерживаться от употребления алкоголя, вести трезвый образ жизни, в том числе в свободное от службы время. Приказ о досрочном увольнении Д., поводом для издания которого явилось управление Д. транспортным средством в состоянии опьянения, был признан обоснованным и законным.

Административное правонарушение — это нарушение законодательных требований, а также правил и норм, являющихся обязательными для исполнения. В случае его совершения военнослужащим — еще и нарушение требований контракта о строгом соблюдении законодательных положений. Однако вывод о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего тем требованиям, которые к нему предъявляются законодательством РФ, иными нормативными актами и контрактом, возможно сделать только в аттестационном порядке.

Досрочное увольнение может иметь место и при применении дисциплинарного взыскания. Рассмотрим этот вопрос.

Досрочное увольнение в порядке реализации дисциплинарного взыскания

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает:

— основания для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности (ст. 28.2);

— виды дисциплинарных взысканий и условия их применения (ст. 28.4);

— обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания (ст. 28.5);

— круг обстоятельств, подлежащих выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности (ст. 28.6).

Понятие дисциплинарного проступка можно сформулировать на основании нормы п. 1 ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Это — противоправное, виновное действие (бездействие), совершенное военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и выражающееся в нарушении воинской дисциплины, при условии, что это не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Формы вины при совершении дисциплинарного проступка — умышленная или по неосторожности.

Дисциплинарный проступок совершен с умыслом, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично (п. 4 ст. 28.2).

Дисциплинарный проступок совершен по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но безосновательно и самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности их наступления, хотя при необходимой предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (п. 5 ст. 28.2).

Дисциплинарное взыскание есть мера ответственности, установленная государством за совершение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Взыскание применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

К военнослужащему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

Взыскания применяются с учетом особенностей, установленных в п. 3 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Досрочное увольнение как дисциплинарное взыскание может применяться к солдатам, матросам, сержантам и старшинам* (26).

Как и в процедуре аттестации, в порядке дисциплинарного производства должны быть выяснены важные, предопределяющие решение вопроса о применении взыскания обстоятельства. В процессе доказывания в дисциплинарном порядке это:

— событие проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

— лицо, совершившее проступок;

— вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы;

— данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

— наличие и характер вредных последствий проступка;

— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;

— обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

— причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

— другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Исследование правоприменителем указанных моментов обязательно, так как именно эти данные будут основой для назначения дисциплинарного взыскания.

На вид взыскания оказывают влияние следующие условия:

— характер дисциплинарного проступка;

— обстоятельства и последствия его совершения;

— форма вины;

— личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

— обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность;

— обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что судьям следует оценивать «не только обоснованность привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, но и соразмерность примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени его вины. Под несоразмерностью примененного к военнослужащему дисциплинарного взыскания следует понимать очевидное несоответствие примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, например если будет установлено, что командир (начальник) не учел все обстоятельства, которые надлежит учитывать в силу закона"* (27). К примеру, согласно ст. 82 ДУ, «строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка"* (28).

Таким образом, при проверке судом, прокурором, вышестоящим командованием законности увольнения военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта следует выяснять как обоснованность применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания, так и соблюдение процессуального порядка его применения.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения может быть объявлено только после проведения разбирательства.

Согласно статье 81 ДУ разбирательство проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников) (по общему правилу). При этом для проведения разбирательства назначается только тот военнослужащий, который имеет воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. Это правило не распространяется на военных полицейских в силу особенностей их служебного функционала.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Ваши права
  • Всё о заключении контракта на прохождение службы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Закон для военнослужащего. Юридический справочник на все случаи жизни. 2020 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я