Лекции по конкурсному праву. Особенная часть. Судебные процедуры

М. В. Телюкина, 2018

Конкурсное право – наука, изучающая правовое положение должника, не исполняющего свои обязательства. Конкурсные отношения сложны и многоаспектны; их изучение сопряжено с множеством проблем как теоретического, так и практического характера. Данные лекции построены так, чтобы изучающие конкурсное право могли это сделать легко и свободно, а специалисты – проверить свои знания и поразмышлять над проблемами. По тексту поставлены вопросы – чем больше знаков «?», тем сложнее проблема. Книга вызовет интерес как у студентов, магистрантов, аспирантов, так и у преподавателей и практикующих юристов.

Оглавление

Из серии: Образование (Юстицинформ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лекции по конкурсному праву. Особенная часть. Судебные процедуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© LLC «Yustitsinform», 2018

© ООО «Юстицинформ», 2018

* * *

Моим Учителям с преклонением и огромной благодарностью посвящаю эту работу.

Автор

lex est quod notāmus

Введение

Конкурсное право — понятие, с которым приходилось сталкиваться многим субъектам, в том числе добросовестно исполняющим свои обязанности перед кредиторами, поскольку неплатежеспособными могли оказаться их контрагенты — как реальные, так и потенциальные; кроме того, нормы законодательства о банкротстве нередко используются для достижения иных, нежели конкурсные, целей, в частности, для захватов бизнеса, оптимизации платежей, изменения структуры бизнеса.

Сам термин «конкурсное право» в настоящее время не является устоявшимся и общеупотребимым. Нередко конкурсное право путают с конкурентным правом, а также ассоциируют с конкурсом как формой торгов (наряду с аукционом). Отметим, что о конкурсном праве в контексте банкротства говорили еще дореволюционные цивилисты[1].

Изучение конкурсного права актуально по многим причинам, одна из которых тот факт, что неплатежеспособность одного из субъектов (особенно крупного) может затронуть интересы множества лиц, в числе которых не только сам должник и его аффилированные лица, но и те, кто с должником связан лишь косвенно.

Данный курс лекций продуман и построен на основании более чем 20-летнего преподавательского и практического опыта автора, с учетом новейших веяний и тенденций преподавания — как позитивных, так и негативных.

Одна из основных проблем современного преподавания — нескоординированность уровня донесения информации. Очень часто преподаватель — и автор не исключение — стремится донести до студента по максимуму все знания, которыми обладает сам. Времени мало, проблем и информации много. В итоге преподаватель рассказывает столько, что студент не успевает ни записать, ни воспринять. Как следствие, тем и вопросов пройдено много, но для подавляющего числа студентов они оказываются пройденными мимо. Как с этим бороться? Прежде всего следует исходить из того, что речь идет о подготовке бакалавров, а не кандидатов наук и даже не магистров. Тем не менее, многие учебные пособия предлагают очень высокий уровень подачи информации, гораздо более высокий, нежели необходим бакалаврам. Таким образом, следует дифференцировать уровни слушателей.

В настоящих лекциях эта проблема решена следующим образом — в процессе изложения поставлены вопросы, дифференцированные количеством вопросительных знаков — чем сложнее вопрос, тем больше знаков «?» перед ним стоит. Вопросительных знаков — от одного до пяти; таким образом, ответ на вопросы «?» не должен вызывать затруднения, а вот на вопросы «?????» однозначный ответ, возможно, вообще отсутствует, но зато можно дать несколько вариантов толкования. И чем выше уровень юриста, тем больше вариантов ответа и обоснований он сможет сгенерировать. Думаю, такой подход вызовет интерес в том числе у специалистов, практикующихся в области конкурсного права.

Особо я постаралась учесть те моменты, которые, исходя из практики чтения лекций, вызывают у студентов некоторое непонимание. Например, из года в год студенты задают вопрос о том, почему замещение активов так называется? — что чем замещают? — ответ на этот вопрос, для преподавателя настолько очевиден, что он не всегда это объясняет.

В ряде случаев я не ссылаюсь на нормы Закона — особенно тогда, когда возвращаюсь к ранее рассмотренным категориям. Например, при упоминании о реестре требований кредиторов на стадии конкурсного производства — предполагается, что проблематика ведения реестра уже изучена; соответственно, если читатель не помнит какой-то вопрос, ему рекомендуется самостоятельно найти соответствующие нормы — именно поэтому в тесте лекции о конкурсном производстве отсылок к нормам о реестре не содержится.

Прошу обратить внимание на связь этого издания с другим, каковым является Практикум по конкурсному праву, вышедший в 2018 году уже вторым изданием в издательстве «Юстицинформ». В курсе лекций сохранена та же структура, что и в практикуме. В лекциях нет списка источников — он применительно к каждой теме содержится в практикуме. Рекомендую использовать эти два издания одновременно.

Очень надеюсь, что прочтение настоящих лекций будет интересным, полезным, позволит снять какие-то вопросы и вызовет новые, которые можно мне задать по почте: marwict@mail.ru

М.В. Телюкина

Scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem

Оглавление

Из серии: Образование (Юстицинформ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лекции по конкурсному праву. Особенная часть. Судебные процедуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1898.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я