Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки”

Виктор Гаврилович Кротов

Здесь собраны материалы студии, которую десять лет вёл в «Живом Журнале» автор многочисленных опубликованных книг разных жанров. Благодаря оригинальной методике, тот, кто хочет овладеть писательскими навыками, также может теперь стать участником книжного варианта студии. Отвечая себе на вопросы к занятиям, выполняя «возможные задания», можно освоить прочитанное практически. Различные вариации затронутых тем помогут взглянуть на писательскую работу с разных точек зрения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки” предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 7 (5.4.09): Закон трёх «У». Эссе

Кажется, студия вошла в рабочий режим. Это и хорошо и плохо. Хорошо, что мы всё лучше понимаем друг друга и можем сосредоточить внимание на творческих вопросах, а не на технологии их обсуждения. Плохо, потому что в выражении «рабочий режим» есть что-то убаюкивающее, усыпляющее бдительность.

Снова и снова напоминаю, что ваше участие в работе студии — со-творческое. Если вы не обнаруживаете интересных вам тем, напоминайте о них, придумывайте желательные направления движения, повороты возникшего обсуждения. Высказывайтесь и по поводу ВОЗов. Много заданий или мало? Как их разнообразить? Что вам приносит пользу?

Тех, кто забросил занятия (или даже не начал их), могу ободрить: включиться в активное участие можно с любого момента, с любого занятия. ВОЗ — это всего лишь ВОзможное Задание, пользоваться ли такой возможностью зависит только от вас.

Закон трёх «У»

Не заглядывая в написанные ранее мной книги по литературному творчеству (одна из них, НСК, должна иметься у каждого участника как поддержка для занятий в студии), я стараюсь писать о том, что само всплывает в памяти как наиболее существенное. И, сколько я ни отгонял мысль о законе трёх «У», он просится в тему.

Три «У» — это слишком однородно. Мнемоника хорошая, а запоминать трудно. Поэтому мы сразу все эти «У» перенумеруем. Пусть будут У-1, У-2 и У-3.

Этот закон говорит о трёх необходимых для повествования свойствах вашего текста. Вспоминать эту мнемонику можно в начале, обдумывая замысел и его детали, или в конце — для анализа результата. Ещё можно постепенно загнать этот закон в подсознание и перевести на режим автопилота. Но как это сделать, каждому решать самостоятельно, исходя из знания собственной психологии.

Итак:

У-1. То, что вы пишете, должно быть Увлекательным. А как же иначе? Кто будет читать текст, которым вы не смогли увлечь?

Увлекать можно многими способами. Попробую перечислить несколько, надеясь, что с вашей помощью список разрастётся.

1. Сюжет. Действие, перетекающее из события в событие. Этим пользовалась Шахерезада по вполне практическим соображениям.

2. Загадка, которую вы загадываете в начале, а разгадку обеспечиваете в конце, временами напоминая, что это ещё впереди.

3. Фантазия, набирающая обороты. Обратная динамика фантазии (снижение оборотов) — путь к читательской скуке.

4. Моральная проблема, которую вы заостряете до максимальной выразительности, а потом постепенно выходите к её решению.

5. Вовлечение читателя, превращение его в очевидца описываемого.

6. Жизненная коллизия, которая непонятно чем закончится. Чем больше читатель занят предугадыванием возможных исходов, тем ему будет интереснее добраться до исхода, предусмотренного вами.

7. Эмоциональная насыщенность. Она не должна быть одинаково высокой, но её импульсы должны быть достаточными, чтобы протолкнуть читателя до следующей подзарядки.

Дальше — ваша очередь. Что вас самих увлекает в чтении? По этому можно определить и то, что нужно вашему читателю.

У-2. То, что вы пишете, должно быть Удивительным. Да, написанное должно быть хоть немного необычным. Таким, что вызывает на удивление. Если этого нет, то и у возможного вашего читателя нет мотивации на чтение. Зачем читать то, что уже было?

Здесь нужно не столько перечислять, сколько сказать о нашем главном ресурсе необычного, удивительного, странного и нового для других людей. Это ты сама или ты сам (исходя из состава участников студии, на первое место ставлю женскую форму).

Действительно, каждый из нас представляет собой совершенно уникальный сплав обстоятельств жизни, мыслей, чувств и настроений, что ему есть чем удивить других.

Сложность в том, чтобы добраться внутри себя до этой самобытности и суметь её выразить. Кстати, этому помогает преодоление первого слоя, о котором шла речь в предыдущем занятии. Кстати, каким образом помогает?

У-3. То, что вы пишете, должно быть Убедительным. Не надо думать, что это относится только к реалистическим текстам. Наоборот! Чем больше у вас разыгралось воображение, тем аккуратнее вы должны следить за достоверностью. Пусть того, о чём вы пишете, не было. Читатель не дурак, он это поймёт. Но он должен ощущать, что такое могло быть, что ваше описание достоверно, то есть достойно веры.

Но и за тем, что было на самом деле, нужен глаз да глаз (сочинительский). Нельзя утешать себя тем, что вы рассказываете правду. И правда должна быть достоверной.

Есть разные инструменты создания достоверности. Один из наиболее зримых — это проработанность деталей, фактура описания. С неё и начнём наш список:

1. Фактура.

2. Логическая продуманность. С логикой нельзя обходиться неряшливо, всегда кто-то споткнётся на неаккуратном месте.

3. Психологичность, соответствие поведения образу персонажа.

4. Проработанность сюжета. В нём могут быть те или иные смещения, но вам стоит их контролировать, управлять ими.

5. Искренность. Это трудно формализуемая характеристика — и такая важная!

6. Зацепленность событий друг об друга, их неслучайность.

7. Такая же последовательность мыслей, если они, мысли, являются главными героями (например, в эссе).

Кто что добавит? Здесь опять потребуется ваш читательский опыт. Что раздражает вас своей неубедительностью при чтении? На какие грабли вы не хотели бы наступить?

У-У-У каким должно быть то, что вы пишете! Три «У», но все они разные.

Эссе — «сеть для уловления неуловимого»

Автор этого определения — Владимир Микушевич, современный писатель и мыслитель. Определение парадоксальное, вызывающее, но ничего не говорящее о том, как эту загадочную сеть плести. И мне это нравится. Почему? Подумайте сами, что же такого хорошего в этой неконструктивности?

Сам жанр эссе тоже парадоксален. Эссе может состоять из одной фразы (многие афоризмы вполне можно считать миниатюрными эссе) или составить целую книгу. Это слово означает попытку, и в то же время хорошее эссе отшлифовано до блеска. Эссе может быть написано в научном стиле, а может бурлить метафорами. Оно может быть бессюжетным, а может иметь замысловатую фабулу. Поэтому любая конструктивность в определении эссе была бы покушением на его возможности… или провокацией на опровержение именно подхода, указанного в определении.

Поскольку наши занятия проходят в ЖЖ, могу уверенно сказать, что практически каждая наша запись (за исключением заведомо другого литературного жанра или реплики мимоходом) представляет собой небольшое эссе. Во всяком случае, пишущему человеку полезно к этому относиться именно так. Это способствует и выразительности написанного, и повышению квалификации.

Об эссе написано в НСК, и мне не хочется повторять то, что там сказано. Книга у каждого участника есть. Считайте, что прочитать там главку об эссе — часть занятия. Кстати, и высказать, что в этой главке вас особенно зацепило (в положительном смысле или в отрицательном).

Здесь я попробую перечислить те элементы эссе, которые мне кажутся важными (хотя и не все они обязательны). Здесь могут быть упомянуты и те вещи, о которых мы уже говорили, и те, о которых поговорим позже. Если что-то вам особенно интересно — сигнальте.

Но сначала — о трёх основных Илементах эссе. Почему «илементах»? Потому что они все на «и». Три «И» на смену трём «У» (не отменяя этот закон). Для эссе нужны:

Известие — то, О ЧЁМ наше эссе, о чём мы хотим известить читателя. Это тематическое наполнение эссе.

Идея — то, ЧТО мы хотим сообщить в нашем известии, его смысловое решение.

Интонация — то, КАК мы об этом пишем. Это стилистическое решение эссе.

Можно сформулировать по-другому. Это — ТСС — секрет успешного эссе: Тема + Смысл + Стилистика. То же самое, что три «И», только мнемоника другая. На выбор.

Другие важные элементы:

1. Зацепка (то, чем вы сразу цепляете внимание читателя).

2. Парадокс (это основа Удивления читателя).

3. Ритм (композиция, структура, мелодия).

4. Фактура (подробности, детали, создающие ощущение достоверности).

5. Концовка (не просто конец темы или мысли, а прощальное подмигивание читателю).

Неужели всего пять пунктов? Жду ваших добавлений.

ВОЗ

1. Придумайте афоризмы-определения для трёх слов на «У»: УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ, УБЕДИТЕЛЬНЫЙ. Постарайтесь, чтобы они сами соответствовали закону трёх «У»:)

2. Напишите эссе. Не забудьте про принцип ДОМ, с той оговоркой, что «Д» для эссе часто говорит о Динамике изложения, а не о сюжетном Действии.

Внимание! Если эссе получилось размером меньше двухсот СЛОВ (это определяется в Ворде, меню «Сервис», пункт «Статистика»), можно выставить его в комментарии для обсуждения (одно, не больше).

3. Продолжаем работу с фразой через афоризмы-определения. Придумайте определения для слов: ЩЕНОК, АНТОНИМ, МЯГКОСТЬ, МАШИНА (автомобиль), КОНТРАБАНДА.

4. В заключение попробуйте определить и ЭССЕ. Лучше тремя разными способами. Не пренебрегайте этим упражнением на придумывание в несколько подходов. Это помогает вырваться из первого слоя, а иногда и из собственных привычных рамок. Кто почувствует это, будет и другие определения придумывать не по одному разу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки” предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я