Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки”

Виктор Гаврилович Кротов

Здесь собраны материалы студии, которую десять лет вёл в «Живом Журнале» автор многочисленных опубликованных книг разных жанров. Благодаря оригинальной методике, тот, кто хочет овладеть писательскими навыками, также может теперь стать участником книжного варианта студии. Отвечая себе на вопросы к занятиям, выполняя «возможные задания», можно освоить прочитанное практически. Различные вариации затронутых тем помогут взглянуть на писательскую работу с разных точек зрения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки” предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 25 (5.7.10): Критичность и самокритичность

Итоги полугодия

Отчитаюсь за первое полугодие. Сейчас в списке Изюминки-2010 двадцать один участник. Из них примерно две трети участвовали в двух занятиях и больше. В последнем занятии проявились пока меньше трети участников.

Конечно, за каждым по-прежнему подразумевается свобода участия (или неучастия) в любом занятии. Все занимающиеся очень разные, и каждый решает свои задачи, это нормально. Мне кажется, по тем текстам, которые я вижу, что у всех наблюдается, как говорят врачи, своя «положительная динамика». Хотя относить это за счёт студии, было бы самонадеянностью с моей стороны. Человек развивается за счёт многих факторов, и приписывать его успехи именно участию в студии я не берусь.

Критичность и самокритичность

Нет, не жанру литературной критики посвящено это занятие. Речь пойдёт о том, как мы можем помочь самому себе или другому автору в работе над текстом. О конструктивной критичности по отношению к тексту. Хотя, наверное, какие-то подходы могут быть отнесены и к литературной критике как жанру.

Ободряющая критичность

Сначала поговорим о том, как можно помочь другому автору улучшить написанный им текст.

Нужно ли вообще критиковать текст, который тебе предложили прочитать, чтобы узнать твоё мнение? Может быть, главное для творчества — поддержка, и стоит вообще отказаться от критических замечаний? Может быть, в любом случае надо искать только слова похвалы и ободрения?

Ободрение и поддержка — вещи необходимые в творческом взаимодействии. Но без критичности не будет и самого взаимодействия. Поэтому всегда необходимо искать такие подходы, которые эффективно сочетали бы ободрение с критичностью. Именно эти подходы и будут практическими инструментами поддержки.

Ободряющей критичности полезно исходить не из недостатков текста (и уж тем более не из недостатков автора!), а из его достоинств. Не бывает так, чтобы у текста, в котором человек творчески себя проявляет, не было совершенно никаких достоинств. Значит, первая задача критичности — увидеть эти достоинства, чтобы было на что опереться. Чтобы было ради чего способствовать улучшению текста.

Не бывает, вообще говоря, и текста без недостатков. Но здесь надо различать разные их виды. Есть недостатки, которые легко исправить, и они не задевают внутреннюю самобытность автора. На другом полюсе — то, что может показаться нам недостатком, но на самом деле это свойство, которое органически связано с индивидуальностью автора. Такое свойство способно, при внимательном отношении к нему, перейти в разряд достоинств. Это ещё одна причина необходимости исходить именно из достоинств текста, способствовать их усилению, а не приводить текст к какой-то безличной «норме».

Ещё один важный момент. Лучше показать автору на возможности улучшения, чем подсказывать конкретные варианты возможного улучшения. Чем более значительны предстоящие изменения, тем это важнее. Конечно, где-то можно и конкретное слово посоветовать на замену. А вот фразу автору лучше придумать самому. И композицию изменить тоже.

Прообраз текста

Для каждого текста можно попробовать представить себе его прообраз — то есть этот текст, каким он мог бы быть, если автор написал бы его на максимуме своих возможностей. Вот к этому представлению, к прообразу текста, и должна продвигать нас работа по его улучшению.

Представление о прообразе текста будет тем более различным у разных людей, чем меньше они вникают в личность автора и чем больше руководствуются собственными вкусами. Поэтому наша помощь, в отличие от чисто редакторской работы, должна состоять в столкновении автора с его собственными побуждениями и в поддержке движения в намеченном направлении.

Вспомогательные перечни

Напомню две мнемоники, которые помогут понять, в чём может быть улучшен текст:

1. ДОМ — присутствие в тексте трёх главных составляющих литературного произведения. Д — действие, О — образ, М — мысль.

2. Закон трёх У. Удачное повествование должно быть Увлекательным (то есть читаться с интересом), Удивительным (то есть содержать что-то своё, никем ещё не сказанное) и Убедительным (то есть достоверным, независимо от того, реальность это или выдумка).

Можно также привести перечень опорных свойств прозы, которые могут помочь найти слабые стороны текста:

1 — ДЕЙСТВИЕ, событие, происшествие, приключение.

2 — ОБРАЗ, метафора, картина, изображение.

3 — МЫСЛЬ, идея, постижение, переживание.

4 — КОМПОЗИЦИЯ, структура, ритм, мелодия.

5 — ЗАЦЕПКА, привлечение внимания.

6 — ГЕРОЙ и другие персонажи.

7 — ИНТОНАЦИЯ, стилистика.

8 — ЮМОР, ирония, парадокс.

9 — УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, достоверность.

10 — НЕОЖИДАННОСТЬ, непредсказуемость, удивление.

11 — ПОДРОБНОСТИ, фактура, деталь.

12 — КОНЦОВКА, заключительный аккорд.

Перечень опорных свойств поэзии близок к предыдущему:

1 — МУЗЫКА, размер и ритм, рифма и звукопись.

2 — ЧУВСТВО, эмоциональная искренность.

3 — МЕТАФОРА, углублённое сопоставление, превращение одного в другое.

4 — ЖИВОПИСЬ, изображение.

5 — ОБРАЗ, изобразительно-смысловой итог.

6 — МЫСЛЬ, попытка постижения.

7 — ОСЬ стихотворения, его герой.

8 — НЕОЖИДАННОСТЬ, удивление.

9 — ДЕТАЛЬ, подробности.

10 — КОНЦОВКА, замыкание в образ.

Подробнее эти инструменты, которые можно использовать для анализа текста, описаны в НСК.

Самокритичность и редактирование

Теперь проще представить себе и ободряющую самокритичность, с которой стоит относиться к своему собственному тексту. Дело автора не в том, чтобы задаваться вопросами, нагнетающими внутреннюю неуверенность: кому это интересно? не графомания ли это? умею ли я вообще писать?.. Дело автора — приближать написанный текст к его прообразу: к тому, каким этот текст может стать, если его улучшить.

Опираться на достоинства текста нужно и в том случае, если он твой собственный. Чем отличается самокритичность от критичности — это тем, что конкретные варианты улучшения текста нужно искать самому. Потому что здесь конечная инстанция — ты сам.

Для редактирования стоит использовать вспомогательные перечни, приведённые выше. Кроме того, полезно:

— убрать повторения,

— подобрать наиболее точные синонимы,

— укоротить длинные фразы,

— урегулировать абзацы,

— и прочее, что тебе подсказывает имеющийся опыт редактирования.

Надо не забыть и дать почитать текст кому-то, кто сможет добавить к твоей самокритичности свою ободряющую критичность.

Вопросы для ответов

1. Болезненно ли вы относитесь к критике написанного вами? Какая критика представляется тягостной, а какая полезной?

2. Помогаете ли вы кому-то улучшать свои тексты? Полезна ли эта работа вам самим?

3. Понятно ли представление о прообразе текста? Что к нему можно добавить?

4. Какие из опорных свойств прозы или поэзии вам представляются наиболее важными? Каких не хватает в перечне?

5. Какие виды работ с текстом вы добавили бы к перечисленным в занятии?

ВОЗ

1. Проведите эксперимент. Дайте прочитать один и тот же вариант написанного вами текста двум-трём людям, попросив их не обмениваться мнениями друг с другом. Попросите каждого сделать замечания по тексту. Сами тоже — перечитайте свой текст и сделайте пометки для его улучшения. Насколько совпали или разошлись замечания каждого из критикующих? Помогает ли вам совпадение замечаний?

2. Возьмите какой-нибудь небольшой текст из интернета. Лучше, если это будет текст кого-то из знакомых, кто готов к вашей критике. Просмотрите его и обдумайте, какие замечания по его улучшению вы бы сделали (или сделайте их для знакомого). В чём были затруднения? Нравится ли вам такая работа?

3. Слова для определений: БЕЛИЗНА, ГОЛОГРАММА, ДОВОД, КАЛОРИЯ, НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки” предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я