Исторические миниатюры

Виктор Валерьевич Бумагин, 2022

Эта книга составлена из 50 статей на историческую тематику, опубликованных автором в течение последних 15-20 лет. Наиболее хороши они будут для развлекательного вечернего чтения или для того, чтобы приобщить вашего ребёнка-старшеклассника к историческому наследию человечества. Прочитав книгу, вы убедитесь, что люди не меняются: как и тысячи лет назад, так и сейчас они все разные. Совсем разные.

Оглавление

Хетты: 1000 лет под двуглавым орлом

На гербе хеттской державы, когда-то находившейся в восточной части современной Турции, был изображён двуглавый орёл. Хетты тысячу лет играли роль регионального лидера, ведя победоносные войны с соседями, и даже бросали вызов могущественному Древнему Египту. Возможно, процветание империи хеттов длилось бы ещё больше, если бы её цари не совершили роковую ошибку. Они начали войны против лежащих к западу государств, где жили «народы моря». Сначала хетты одержали победу, но «народы моря» не покорились. Они восстали, а потом пошли походом на Хаттусу — столицу хеттской державы.

До прихода хеттов Центральное Анатолийское плато и районы к северу от него занимали хатты — народ во многом таинственный, о котором известно крайне мало. Турецкие археологи откопали ряд хаттских могил, датируемых 3 тысячелетием до нашей эры. Среди найденных в них предметов были серебряные и бронзовые фигурки животных, золотые кувшины и кубки, неизвестного назначения «штандарты», форма которых, как считается, берёт своё начало от солнечного диска.

В конце третьего тысячелетия до нашей эры Анатолия превратилась в страну маленьких городов-государств, правители которых жили в замках. Богатство и власть им давали добыча и обработка металлов. Хатты торговали ими с Египтом и Месопотамией. Но на рубеже третьего и второго тысячелетий по всему Ближневосточному региону начались какие-то ужасающие по своим масштабам перемещения народов. Из Северного Причерноморья и прикаспийских степей на Анатолийский полуостров вторглись племена хеттов-неситов. Они заняли Центральное Анатолийское плато, потеснив к западу фрако-лувийские племена, до того ведшие медленную экспансию на восток. Теснимые хеттами лувийцы вынуждены были в период около 1900 г. до н. э. частично переселиться на острова Эгейского моря и греческий материк.

Хеттский народ сложился как симбиоз хаттов, хурритов и пришельцев-индоевропейцев. При этом индоевропейцы составляли большинство знати, из их среды вышла и правящая династия. Повседневная жизнь хеттов по большей части была связана с сельским хозяйством. Они в изобилии выращивали пшеницу, ячмень, лён, оливки, горох, виноград, яблоки и груши. Крестьяне содержали свиней, коров, коз, овец, лошадей, ослов, буйволов и собак. Повседневная пища хеттов состояла в основном из всевозможных хлебопечений, сыра, молока, мёда, разных каш и либо мясных, либо овощных похлёбок. Также были развиты различные ремёсла. Сохранились свидетельства, что среди хеттов были врачи, строители, плотники, каменщики, ювелиры, медники, гончары, пекари, сапожники, прядильщики, портные, ткачи, рыбаки, повара, носильщики и стражники. Все эти люди в основном состояли на службе во дворцах и храмах.

Обычной повседневной одеждой для хеттов служила похожая на рубаху туника, которая доходила до колен, имела длинные рукава и носилась обыкновенно без пояса. По праздникам хетты одевали более длинную и роскошную тунику, известную под названием «хурритская рубаха». Обычно её украшали вышивки или металлические аппликации, а иногда пояс и манжеты с вышитым на них орнаментом. Лёгкая туника и «шотландская» юбка, которые часто можно видеть на хеттских памятниках, были формой легко вооружённых воинов. Длинная хламида или плащ, также часто встречающиеся на памятниках, обычно служили облачением царей и жрецов во время церемоний. Кроме того, цари и жрецы носили на головах круглую шапку или головную повязку, но такие же головные уборы можно было встретить и у охотников и акробатов. Иногда цари по случаю важных государственных торжеств надевали высокую коническую шапку — символ божественного происхождения. Городские женщины носили плащ, в который закутывались с головы до пят, и лёгкую тунику под ним. Последняя предназначалась только для дома. И мужчины, и женщины любили украшения: серьги, браслеты, кольца и ожерелья.

Хеттская империя была многоязычной. В той или иной степени в ней употреблялось восемь языков. В официальных языках хеттские цари использовали два языка: хеттский и аккадский. Третьим языком, который учёные называют хурритским, изредка писались какие-либо тексты. Из остальных языков три встречаются только в виде коротких пассажей, разбросанных среди хеттских религиозных текстов, а один может быть опознан только по нескольким специальным терминам в единственном документе. Восьмой язык — шумерский. Его включают в этот перечень только потому, что хеттские писцы для собственных нужд составляли словари на основе шумерских знаков.

Изрядным разнообразием отличалась и хеттская религия, представлявшая собой смесь государственных и местных культов. Характерным богом хеттской Анатолии был бог Грозы. Имеется множество местных памятников, изображающих это божество в различных видах, а из текстов учёные узнали, что с его культом было связано очень большое число городов. В Сирии, часть которой долгое время находилась под владычеством хеттов, его изображали так: бог Грозы стоит один, в руках у него топор и символическая молния. В самой Анатолии его изображали правящим примитивной колесницей, которую быки тащат по вершинам гор. Бык — его священное животное, которое может в одиночку стоять на алтаре в качестве культового символа бога. Другим выдающимся божеством была богиня Сауска, отождествляемая с месопотамской Иштар. Существовал культ бога, встречающегося в текстах под титулами «Покровительствующий дух» или «Провидение». Его священным животным был олень, а изображался он стоящим на олене с зайцем и соколом в руках.

Хеттские места богослужения были разнообразны, начиная со скального святилища под открытым небом в Язылыкая и кончая сложными храмами циклопической кладки, найденными в Богазкёе (Хаттусе). В некоторых городах храм был одновременно и центром гражданского управления и хозяйственного аппарата. Он, должно быть, включал громадный штат религиозных и гражданских должностных лиц. Противоположную крайность, как это видно из текстов, представляли места, где несколько святилищ обслуживались одним жрецом. Такие святилища имели весьма скромные размеры.

Один из самых главных праздников хеттского календаря назывался «пуруллия» — «праздник земли». На празднике разыгрывался миф об убийстве дракона. Изображавший бога царь сражался со змеем Иллуянкой. Ритуальная победа бога-царя символизировала торжество жизни над смертью и добра над злом. Действо посвящалось богине Земли Лельвани. О важности праздника можно судить по тому, что царь Мурсили II считал необходимым возвращаться в Хаттусу, прерывая военные походы, чтобы в очередной раз принять участие в церемонии.

Сила хеттской империи, как и большинства современных ей царств, основывалась на быстро развившемся новом оружии — лёгкой колеснице, запряжённой конями. Для ранних хеттских царей завоевание и ограбление побеждённых в оправдании не нуждались. Однако к XIV веку до н. э. между цивилизованными народами установились более тесные связи, и хеттские цари периода империи всегда старались как-то оправдать объявление войны даже мелким племенным вождям на своих северных границах, где обитали дикие племена касков. Как правило, поначалу супостату посылалось письмо с требованием выдачи хеттских подданных, нашедших убежище на его территории. Если требование встречало отказ, то посылалось второе письмо, в котором неприятель обвинялся в совершении первого акта агрессии. Дело подпадало под компетенцию небесных сил, и для своего решения должно было пройти через горнило войны.

Долгое время в качестве основного противника хеттской империи выступала страна Митанни, где хурритским населением правил арийский род. Сокрушив Митанни, хетты в XIV-XIII веках до н. э. столкнулись с египтянами. Хеттский царь призвал на помощь своих тогда ещё союзников с запада — «народы моря». В пятый год царствования фараона Рамзеса II союзная армия дала египтянам решающую битву близ сирийского города Кадеш. Хеттам удалось окружить отряд фараона, и если бы не вовремя подоспевшие египетские резервы, то битва для Рамзеса II могла бы иметь самый печальный исход. Фактически же она закончилась вничью: армии разошлись, но поле боя осталось за хеттами.

Спустя несколько десятилетий союзники стали врагами. Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покорённые восстали, составив с жившими на островах Эгейского моря родственными племенами антихеттскую коалицию. В годы правления двадцать девятого хеттского царя Суппилулиумаса II, между 1200 и 1190 годами до н. э., «народы моря» дошли до Хаттусы. Город был взят штурмом, во время которого, очевидно, применялась какая-то эффективная зажигательная смесь типа «греческого огня», вызывавшая сильные пожары. Во всяком случае, на развалинах Хаттусы найдены следы плавления камня. Хеттская империя канула в лету. Были уничтожены города, на 400 лет исчезла письменность, было забыто само имя хеттов. Затем на территории бывшей империи возникло несколько государств, которые своими корнями с хеттами уже ничем не были связаны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я