Исторические миниатюры

Виктор Валерьевич Бумагин, 2022

Эта книга составлена из 50 статей на историческую тематику, опубликованных автором в течение последних 15-20 лет. Наиболее хороши они будут для развлекательного вечернего чтения или для того, чтобы приобщить вашего ребёнка-старшеклассника к историческому наследию человечества. Прочитав книгу, вы убедитесь, что люди не меняются: как и тысячи лет назад, так и сейчас они все разные. Совсем разные.

Оглавление

Критский лабиринт: восьмое чудо света

Лабиринт представляет собой настоящий Миф. Ведь это рассказ о героях и событиях, которые историческая наука не признаёт реальными, но склонна рассматривать как символы. Между тем, в основе любого мифа, любого образа, любого символического повествования лежит некая реальность, порой весьма необычная.

Возможно, величайшим архитектором и изобретателем древности был Дедал. Древние греки приписывали ему множество необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей, роботы, планеры и много чего прочего. Дедал высекал из белого мрамора столь дивные статуи, что создавалось впечатление, будто они смотрят и двигаются. У него был племянник и ученик по имени Тал, с ранней юности поражавший всех своими талантами и изобретательностью. Гениальный Дедал узрел в нём опасного соперника и однажды столкнул юношу со скалы. За это преступление ареопаг приговорил Дедала к смерти, но он сумел бежать на остров Крит к царю Миносу. Там Дедал построил царю дворец и Лабиринт, но Минос не разрешил изобретателю покидать остров, чтобы тот нигде в другом месте не построил подобного чуда. Тогда Дедал сделал себе и своему сыну Икару крылья из птичьих перьев и воска, и они улетели. Икар не послушался отца, поднялся слишком близко к солнцу, и под его лучами воск растаял, а дерзновенный юноша упал в море. Сам Дедал смог благополучно приземлиться в Сицилии.

Миф повествует, что в Лабиринте царь Минос скрывал невероятную тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила от того чудовищного Минотавра — получеловека-полубыка. Построенный Дедалом Лабиринт имел столь запутанные ходы, что никто не мог найти из него выхода. Каждые семь лет афиняне обязаны были присылать на Крит в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было сделано дважды, но на третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы убить чудовище. И он действительно одолел Минотавра, а обратный путь из Лабиринта нашёл благодаря прикреплённой у входа нити, которую тайно дала ему Ариадна, дочь Миноса.

Таков миф, но существовал ли лабиринт на самом деле? Многие исследователи считают его восьмым чудом света, хотя в те времена, когда древние греки начали описывать свою историю, Лабиринт давно уже не существовал. Но что же он мог собой представлять? Средневековые учёные считали Критский лабиринт самым сложным из всех когда-либо существовавших. Математические шансы выбраться из него были ничтожно малы. Дедал столь остроумно использовал психологические факторы поведения человека, что вероятность побега из Лабиринта практически равнялась нулю. То ли в Средние века, то ли в Новое время кто-то ухитрился подсчитать, что если проходы Критского лабиринта были в метр шириной, а стены — по 30 см толщиной, то единственный ведущий из него путь имел бы в длину более километра. Наиболее вероятно, что любой человек скорее бы умер от голода или жажды, прежде чем смог бы отыскать выход. Современные же учёные зачастую сомневаются в том, что подземный Лабиринт существовал в реальности, полагая, что это некая гипертрофированная аллегория реально существовавшего надземного строения — Кносского дворца царя Миноса, подлинной жемчужины крито-минойской цивилизации.

Крито-минойскую цивилизацию (2700 — 1420 гг. до н. э.) учёные считают одной из самых таинственных в мировой истории. Вплоть до тридцатых годов прошлого века о ней практически ничего не было известно, пока английский археолог Артур Эванс не сделал открытие, ставшее подлинной сенсацией. На след древней цивилизации, которая была распространена на всём восточном побережье Греции и на островах Эгеиды с центром на острове Крит, вышел ещё Генрих Шлиман, первооткрыватель легендарной Трои. Однако к раскопкам её он так и не приступил. Зато Эвансу удалось найти нечто совершенно фантастическое, чего и Шлиман предположить не мог: свидетельства существования народа и государства, которые были на тысячу лет старше Древней Греции. Впервые вонзив заступ в землю Крита, Эванс встретился с настоящим островом загадок.

Об этой когда-то цветущей стране было известно лишь то, что относится к области мифологии. Согласно мифам, здесь родился сам Зевс-громовержец, после которого на Крите владычествовал его сын Минос, один из самых могущественных царей древнего мира. Артур Эванс начал с раскопок столичного Кносса. Буквально через несколько часов можно было говорить о первых результатах, а через пару недель изумлённый археолог стоял перед остатками строений, которые занимали площадь 2,5 гектара. На этом огромном прямоугольнике было расположено сооружение со стенами из полых кирпичей и поддерживаемыми колоннами плоскими крышами. Покои, залы и коридоры Кносского дворца размещались в столь причудливом порядке, что посетители и впрямь рисковали заблудиться среди многочисленных поворотов и хаотически расположенных комнат. Это действительно напоминало лабиринт, что дало Эвансу повод заявить, что он нашёл дворец Миноса, отца Ариадны и хозяина ужасного Минотавра.

Эвансу и правда, удалось открыть нечто достойное удивления. Оказывается, народ, о котором до этого ничего не было известно, утопал в роскоши и сладострастии. На вершине своего развития он, вероятно, дошёл до такого сибаритствующего «декаданса», который уже таил в себе зародыши упадка и регресса. Если окинуть взором план Кносского дворца, то можно убедиться, что это было грандиозное здание, превосходившее своими масштабами и Ватикан, и Эскориал, и Версаль. Этот «лабиринт» состоял из центрального дворца, окружённого большим количеством строений, внутренних двориков, театра и летней виллы царя. Сооружение стояло на прочном фундаменте и образовывало сложную систему храмов, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях. Их соединяли бесчисленные лестницы и переходы.

Всё это отнюдь не было беспорядочным нагромождением зданий, весь комплекс объединял единый замысел. Это был один огромный дворец-город, здание-государство, не имеющее аналогов в истории зодчества. Богато разукрашенный вход во дворец представлял собой величественный портик с колоннадой, нижняя часть стены которого была покрыта росписью, фресками и композициями. Через главный портик посетитель попадал в парадный зал, затем в тронный зал и зал для выходов. По полу коридора, ведущего в эту часть дворца, была проложена дорожка из известняковых плит, окаймлённая полосками из синего аспида. Отдельный ход вёл прямиком из покоев царя в театр, в царскую ложу, куда Минос проходил, избегая любопытные взгляды зевак. Далее находились покои царицы, царской семьи, вельмож и приближённых правителя.

Вещи, найденные в «лабиринте», свидетельствуют о богатстве его обстановки. До нашего времени уцелели предметы и обломки великолепной мебели, статуи и статуэтки богов с изображениями священных символов, распространённых у эгейцев. В многочисленных кладовых были найдены и другие сокровища, как например, мечи с изящной инкрустацией, мужские пояса с драгоценными камнями, запасы золота. Особенно много там хранилось женских украшений: ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, ящики для помад.

Только в наши дни после очередных раскопок всплыли новые факты, которые в очередной раз заставили задуматься: чем же на самом деле был Кносский дворец? Выяснилось, что некоторые детали и общая конфигурация архитектурного ансамбля позволяют предполагать о совершенно ином, отнюдь не парадно-развлекательном предназначении изрядной его части. Не дворцом, а своеобразным колумбарием, то есть священным захоронением умерших людей во многом мог быть Кносский «лабиринт». Ведь люди на украшающих его стены фресках изображены не в повседневной одежде и не в бытовой обстановке. Видно, что всем им не совсем весело. Ни на одной из фресок ни один человек не улыбается — их лица подчёркнуто суровы и сдержаны. Утончённые и изысканные женщины с обнажённой грудью облачены в голубоватые платья и переднички с вышитыми на них горными цветками. Учёные приходят к выводу, что это не придворные артистки, а плакальщицы. Следует отметить, что древнеегипетские жрицы тоже обнажали грудь во время панихиды, а Геродот упоминал о сходном знаке траура у греков.

Жители Крита оставили после себя и немало письменных памятников. Историки задаются вопросами: каково происхождение крито-минойской цивилизации, к какой семье народов относились критяне? Пока удалось прочитать только вторую, более молодую письменность — линейное письмо Б. Это произошло в 1952 году, и самое удивительное, что после напрасных трудов многих дипломированных учёных открытие это сделал 30-летний английский архитектор Майкл Вентрис, который занимался дешифровкой критского письма как любитель. Однако до сих пор не удаётся прочитать ни единого знака из более раннего критского письма — линейного письма А. Не поддаются расшифровке и ещё более древние критские иероглифы, с которыми не справляются даже компьютеры. Учёные ничего определённого не могут сказать и о том, на какой основе выросла культура древнего Крита, его искусство и изумительная архитектура, его политическое устройство и религия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я