Эта книга составлена из 50 статей на историческую тематику, опубликованных автором в течение последних 15-20 лет. Наиболее хороши они будут для развлекательного вечернего чтения или для того, чтобы приобщить вашего ребёнка-старшеклассника к историческому наследию человечества. Прочитав книгу, вы убедитесь, что люди не меняются: как и тысячи лет назад, так и сейчас они все разные. Совсем разные.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторические миниатюры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Печальное царство Тухулки
Души грешников в этрусском Загробном царстве ожидали неисчислимые муки. Сразу после смерти их встречал вооружённый каменным молотом зловещий демон Хару — с острым выдающимся носом, дикими глазами и оскаленным в хищной усмешке ртом. Будучи препровождённой в потусторонний мир демоном-проводником душ по имени Ванф, грешная душа попадала во власть чудовищного Тухулки. У этого огромного демона была голова хищной птицы с лошадиными ушами и змеями вместо волос. Крылья грифа позволяли ему летать, а из омерзительного хвоста постоянно выползали змеи. Он избивал души умерших огромным посохом или колол двузубыми вилами. Другие демоны терзали их каменными молотами и железными крючьями.
Идея посмертного существования бытовала у народов нашей планеты с незапамятных времён. Все представляли его по-своему. Праславяне были уверены, что души умерших отправляются в светлый Ирий, расположенный на небесах. Древние греки были убеждены, что умершие уходят в мрачный Аид, находящийся где-то за подземной рекой Стикс. Души уходящих в иной мир древних египтян ожидал суд сонма высших богов. Душа взвешивалась, и если оказывалась сверх меры отяжелённой грехами, то отправлялась в подземное царство мрака. Однако этруски были первыми, кто стал в деталях прорабатывать концепцию посмертного воздаяния.
Люди этого жившего к северу от современного Рима народа считали, что у каждого человека есть три души. Обителью первой была печень. Эта душа содержала эмоции и чувства. Она погибала в Подземном мире после смерти человека и, сливаясь с её же породившей Первоматерией, являлась жертвой богам. Вторая душа располагалась в голове человека и несла в себе портретное сходство с умершим. Поэтому для идентификации в Загробном мире на погребальных урнах этрусков часто изображался портрет умершего. Третья душа жила в аорте и сердце. Это была как бы «родовая душа», надличностная, связанная со всем народом и самим Космосом.
Этруски сжигали умерших и сохраняли их пепел в погребальных урнах. Тела знатных людей хоронили в саркофагах. Личностная душа какое-то время жила в урне или саркофаге, после чего начиналось её путешествие в Загробный мир. Она отправлялась туда в сопровождении демонов, далеко не всегда злобных, а также добрых божеств, животных и фантастических существ. Часто такое путешествие совершалось на квадриге с крылатыми конями.
По пути в потусторонний мир душа могла подвергнуться нападению со стороны демона Ферсу и его адских псов. Помочь избавиться от них могла магия замещающей жертвы. Во время похоронного обряда для этого устраивались театрализованные представления с участием демона Ферсу. Человек, изображающий Ферсу, травил другого участника представления собакой, имитируя реальные, с точки зрения этрусков, опасности Загробного мира. В случае победы человека, демон убегал посрамлённым. Изображение реальности считалось равносильной ей, когда, воздействуя определённым образом на изображение, можно было воздействовать и на саму реальность.
Этруски были убеждены, что все души имеют женскую природу. Поэтому душам мужчин после смерти предстояло перерождаться в женские. Особенно трудным это было для душ героев и воинов, которым при жизни довелось много сражаться и убивать. Помочь им была призвана полубогиня Лаза Млакуч. Лишь в продолжительной эротической борьбе с этой сущностью душа героя приобретала женские свойства. Борьба Геркле — этрусского Геракла — с Лазой Млакуч была мотивом, часто встречающимся в этрусском искусстве. Изображалась Лаза Млакуч в виде рослой женщины с мощной комплекцией.
Но и женские души в ходе путешествия в Загробный мир ждало множество опасностей. В этом пути женщина должна была закрывать своё лицо, оберегая свою внутреннюю сущность от злых сил Преисподней. Закрывала лицо именно женщина, а не мужчина, поскольку она была ближе к хтоническим силам хаоса, в которых могла раствориться её личность.
Отношение к посмертному существованию души, и желание облегчить её путь по Загробному миру было у этрусков настолько серьёзным, что для того, чтобы умершие могли там ориентироваться, отправившись в Загробный мир на колеснице, этруски строили подземные дороги, которые прорывали в туфе. Протяжённость таких туннелей была с километр и более, прорывались они на глубине 10-15 метров и мели ширину, достаточную для перемещения двуколки. В стенах туннелей находились входы в склепы. Существенно, что туннели как настоящие дороги не были этрускам нужны. Эти масштабные сооружения создавались исключительно с магической целью, для помощи душам умерших в путешествии по потустороннему миру.
Преодолев дорогу в Загробный мир со всеми её трудностями и опасностями, душа вступала в фазу «воцарения», что означало непрерывные удовольствия, пиры, спортивные состязания и танцы. О таком времяпрепровождении душ в Загробном царстве учёные знают из сюжетов многих фресок, которыми расписывались этрусские гробницы. Такое «воцарение» напоминает концепцию христианского рая. Символом этого «воцарения» у этрусков являлся трон или сидение, которые часто находят в гробницах.
Владыкой этрусского Загробного мира был бог Аита, которого изображали в короне или со скипетром. Иногда на фресках в этрусских гробницах его можно видеть с волчьим или собачьим скальпом на голове или со шлемом в виде волчьей головы. Его соправительницей была богиня Ферсифай. Вместо волос у неё были змеи, а в руках она держала судейский жезл. Там же обитала и богиня судьбы Терония. Существовали в Загробном царстве и ларвы или лемуры — души дурных людей, которые сами терзались после смерти и вымещали своё зло на живых людях. В отличие от лемуров демоны-маны были добрыми. Их просили даровать за добродетельную жизнь блаженство покойному. Они считались покровителями каждого рода, местности и города, хранителями гробниц. С ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылающая безумие. Доброту манов тоже нужно понимать с известными оговорками, так как их боялись и нарушение обрядов, связанных с культом манов, могло повлечь самые серьёзные последствия.
Рядом с Загробным находился другой Подземный мир, где царствовал бог Вейовис. Его атрибутами были коза, как воплощение плодородия, и стрелы громовержца. Ведь у этрусков громовыми стрелами могли распоряжаться не только высший бог Тин, но и другие важнейшие божества. Этрусские цари-жрецы — Лукумоны — находились в тесной связи с Подземным миром. Лукумон должен был жить рядом с таинственной ямой-пещерой, закрытой камнем, которая была входом в иные миры. Камень и яма назывались Мандусом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторические миниатюры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других