Мосты на Дрине

Виктор Бобров, 2022

Вишеград – это город в Боснии, воспетый в великом романе Иво Андрича "Мост на Дрине". Как теперь выглядит тот самый мост на Дрине? Как выглядят другие мосты через Дрину? Как живёт Вишеград – город, через который прошли все вихри XX века? Помнят ли здесь русских добровольцев, воевавших в Боснии в 1990-е годы? Об этом вы узнаете, прочитав книгу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мосты на Дрине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мост на Дрине (старый)

Конечно, первым делом в Вишеграде я сходил посмотреть на знаменитый мост через Дрину, который был построен здесь в 1570-е годы по приказу Мехмед-паши Соколовича — великого визиря Османской империи в зените её могущества. Мехмед-паша происходил из сербской семьи, родился в окрестностях Вишеграда, и до конца своих дней он не забыл свои корни.

Мост строился с 1571 по 1577 годы, он должен был связать Боснию со Стамбулом. Раньше в этом же месте находилась паромная переправа через Дрину, так что Мехмед-паша определил место строительства не случайно.

По легенде, строительство моста длилось так долго из-за бесовского характера Дрины, воды которой разрушали построенное. Тогда местная фея подсказала Митару-зодчему, руководившему строительством, схватить на зелёном поле двух сербских мальчиков-близнецов Стою и Остою и замуровать их в мостовые столбы. «И встанет тебе мост на Дрине!» — будто сказала фея. Зодчий исполнил наказ ведьмы, нашёл близнецов и велел заживо замуровать Стою и Остою в основание моста. И после этого злая река больше не смогла остановить стройку.

Каменный мост выглядит действительно великолепно. Дрина протекает через 12 выпуклых арок (защита ото льда). Длина сооружения — 180 метров. Мост немного поднимается при движении от краёв к центру. В центральной части моста восстановлена памятная табличка со стихами, написанными арабской вязью в честь Мехмед-паши. Раньше центральная часть моста служила для отдыха горожан, здесь обсуждались разные вопросы, заключались сделки.

Мост на Дрине лучше всего выглядит не поблизости, а чуть со стороны, особенно утром, во время тумана. Все арки и столбы зеркально отражаются в зелёной воде Дрины, только лишь слегка покачиваются эти отражения, когда река чуть волнуется. Раньше Дрина была злее и опаснее, но постройка нескольких гидроэлектростанций несколько обуздала нрав зелёной красавицы.

Как и вся Босния, вишеградский мост претерпел немало. Много раз его повреждала Дрина во время наводнений, особенно сильно — в 1896 голу. Во время Первой мировой войны отступающие австрийские войска в 1914 году взорвали один из самых мощных столбов моста. Ещё один столб взорвали уже сербские солдаты, отступая в 1915 году. По завершению войны вместо трёх пролётов моста торчало железное недоразумение.

Но наиболее тяжело мост на Дрине был повреждён в годы Второй мировой отступающими немцами. Зато вскоре после войны прошла самая капитальная реставрация моста, в ходе которой ему был возвращён исторический облик. А в 2007 году вишеградский мост был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО!

Разумеется, мост является главным туристическим объектом Вишеграда и всей округи. Туристы гуляют здесь, продавцы сувениров — здесь, отель «Вишеград» — тоже рядом, да и помимо отеля хватает апартаментов, мотелей и просто съёмных квартир и домов. Кстати, единственный в городе пункт обмена валюты (который был закрыт в день моего приезда) тоже расположен неподалёку от моста на Дрине.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мосты на Дрине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я