Надежда

Вера Толоконникова, 2013

Книга начинает исследование культурного пространства, которое очерчено, намечено выступлениями панк-группы Pussy Riiot. Она не касается реалий, лиц, фактов, политики. Это фэнтези. Или постомодернистский роман. Здесь нет описания реальных событий, здесь есть попытка анализа души. Можно обозначить жанр книги как фантазийно-хипстерский трэш. Действие происходит в 2010 – 2011 годах, то есть до создания группы. Надя Толоконникова вместе со своим отцом и другими пассажирами поезда, который идет из Москвы в Сибирь, к месту падения в 2008 году Тунгусского метеорита, попадают в «сослагат», то есть параллельный мир (если сослагательное наклонение истории невозможно, то в нашем случае оно возможно). Там встречают разные интересные объекты, о которых ничего не известно обычному человеку, исследуют их. И в перерывах Надя рассказывает про свою жизнь. И в этом рассказе видно, как зарождались идеи. Как шло созревание девушки, студентки философского факультета, ее разума. Как родилась идея, которая легла в основу Новой Парадигмы. Возможно, той парадигмы, которая ляжет в основу будущего. Или это просто юношеский максимализм… мечтания.

Оглавление

Puss ex machine

ИЗ ПУССИ-ТВИТТЕРА: «МЫ ХОТЕЛИ ПРОЙТИ К ТРУБАМ. ДЕМЕНТОРОПОДОБНЫЕ ОХРАННИКИ ВЫСТРОИЛИСЬ У ПОЕЗДА И СОБИРАЮТСЯ НАС НЕ ПУСКАТЬ. НО НЕ НА ТЕХ НАРВАЛИСЬ».

Висят в воздухе, левитируют сантиметрах в 20 над землей. Холодом веет или от них, или потому что утро прохладное. И туманное. Трудно понять. Тургенев писал: «Есть демон утра». Может, это он?

Существо в длинном плаще побежало, то есть полетело, за нами. «Иииииииия». Мы от него. Было трудно бежать. То ли от страха. Но ли неведомая сила затягивала меня в воронку его рта. Как в черную дыру. Господи, сейчас поцелует. Как поцелуй холодца, тарелки с холодцом. В тарелку с холодцом уткнешься по пьяни. И как… еще медузу поцеловать. А наутро, перед тем как открыть глаза, почувствуешь запах. А посмотришь, и краем глаза видишь емкость из хрусталя с салатом оливье. И думаешь, что проспал наверное год, и салат стоит с прошлого нового года.

Мы вошли в сооружение, похожее на дзот. Там начинался тоннель, и мы пошли по тоннелю. Метров через сто, и оказались, судя по всему, в трубе №1, которая в композиции труб слева, красная.

Вы вылезли из люка, и я оказался у ног Мэрилин Монро. Это наша древнегреческая муза эротической поэзии.

— Не прошло и недели, как вы приехали, а мы думали, что вы про нас забыли, — сказала Мэрилин.

Далее следовала лирическая сцена «ну как вы, а как вы».

ТРУБЫ ИЗНУТРИ. ЭКСКУРСИЯ ПО ТРУБАМ.

Это не инсталляция, но нам кажется, что это инсталляция, «Тьюб-фэктори». Эффект пространства. Это похоже на то, как пространство развалин и фабрик используется современными художниками. В инсталляции на второй московской биеннале 2007 года, Кристиан Болтански «Призраки Одессы». В старом разрушенном особняке, рядом с музеем архитектуры Щусева в нашем родном Ваганькове, в огромной бальной зале высотой метров 30 по всему пространству развешены сотни пальто. Между ними висят лампочки, которые освещают эти пальто могильным светом. На внутренних стенах трубы граффити. Другие, нежели снаружи. Не дракон, пожирающий девушек. Но и не Егорий Победоносец, спасающий принцессу Сабру, убивающий копьем змея. Дьявольская рогатая рожа. А из дырки в шее чудовища высовываются человеческие головы. Такое я видел в одном японском анимэ. Посветил фонариком, по стенкам висят летучие мыши. Пространство разделено на клетушки. В клетушках сидят девушки в фантомках, и крутят педали. Крутят педали! Как это по-нашему. Каждая из них только одним взглядом могла бы отправить Мюнхаузена на луну. И их заставили крутить педали!

Их, насколько это видно, больше сотни. Может и тысяча. Этажей в трубе не менее тридцати. Потолки, то есть перегородки на расстоянии полтора метра от пола, нельзя встать в полный рост.

Тепло и сырость. Непонятные черные жуки, размерами с ладонь. Видимо, мутантные жуки. Или мадагаскарские тараканы, как будут потом в акции группы «Война» «Тараканий суд» ползать по животу Нади.

В трубе сквозняк, снизу — «вой Зверя». Будто девушки педалями вращают ворот, и этим «активируют» дракона, который под трубами.

Наше время.

ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НАДИ ТОЛОКОННИКОВОЙ В СУДЕ.

Я и Катя, и Маша сидим в тюрьме, в клетке. Но я не считаю, что мы потерпели поражение. Как и диссиденты не были проигравшими. Теряясь в психбольницах и тюрьмах, они выносили приговоры режиму. Искусство создания образа эпохи не знает победителей и проигравших. Так и поэты, обэриуты, до конца оставались художниками, по-настоящему необъяснимо и непонятно, будучи «зачищенными» в 1937 году. Введенский писал: «Нам непонятное приятно, необъяснимое нам друг». Согласно официальному свидетельству о смерти, Александр Введенский умер 20 декабря 1941 года. Причина неизвестна. То ли дизентерия в арестантском вагоне, то ли пуля конвоя. Место — где-то на железной дороге между Воронежем и Казанью. PussyRiot — ученики и наследники Введенского. Его принцип плохой рифмы для нас родной. Он писал: «Бывает, что приходят на ум две рифмы: хорошая и плохая. Я выбираю плохую. Именно она и будет правильной».

«ОТОДВИГ» КОНЦЕПЦИЯ.

НА ПЛАНЕТЕ КАК НА КАТАМАРАНЕ.

Как бороться с потеплением климата? Так же как и с последующим за ним похолоданием. Придвигать землю к солнцу или отодвигать.

Русское слово «отодвинуть» стало мировым как «перестройка» и «спутник» в свое время. «Ни фига себе! В России еще есть дух Циолковского, Вернадского». «Otodvig» звучит, как «перестройка», «гласность». На майках, сувенирах. Мир снова с надеждой смотрит на Россию. Или с легким недоумением и сочувствием, как панки семидесятых смотрели на престарелого хиппи. На фоне застоя, когда последние тридцать лет нет идей, кроме майкрософта, памперсов, айпэдов и интернета, Россия, с ее сумасшедшими инновациями и изобретениями, выглядит как источник креатива и смысла.

Да и кто это может сделать, как не сумасшедшие русские!

Когда миллиард китайцев одновременно сделают прием, как при вырывании сердца противника скрюченными пальцами, земля разумеется «отодвинется». Но тогда китайцы станут главными!

ТАК ВОТ ГДЕ ПРИСТАВЛЕН МОТОР К ЗЕМЛЕ.

ВОТ ГДЕ ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ, ТОЧКА ОПОРЫ, ПРО КОТОРУЮ ГОВОРИЛ АРХИМЕД.

А они всего лишь крутят педали? Разумеется, землю отодвинет другая энергия, духовная. А педали для праформы. Надо же что бы женщины что-то делали. Не сидеть же им ногу на ногу и думать о судьбах Земли. Пусть лучше крутят педали и думают о спасении земли.

Это явно проект Бени Крика.

Трубы — это еще и сопла двигателей для «отодвига земли».

Генератор превращает антропогенную энергию в реактивную.

Двигатель связан почти магически с землей. Внизу машинное отделение. Зубчатые колеса. Еще ниже — генератор, который переводит или духовную или какаю то другую, «фантомасную» энергию в кинетическую. Труба плотно связана с корой земли. И толи толкает землю, толи тащит ее за собой.

Постоянно включено местное радио. «Вы понимаете, что вы самые главные люди на земле». Мы думали это музей такой. И Беломорканал строился по музыку. Бодрые марши и вести с переднего края работы. Светские передачи в формате «прособчак». Новости науки, передача «ОНЕ». Про климатическое оружие американцев. Даже кино показывают, но одно: «Касабланку». Другого нет. Потому что не сняли. «Галерщицам» дают один гигиенический час, и пять часов на сон. Еда — баланда. Жижа неизвестного происхождения и состава. На зоне кормят не как в детском садике. Возможно, испытывается пища будущего, паста из насекомых. Может быть, из этих же жуков, величиной с ладонь или мадагаскарских тараканов. Богатая незаменимыми аминокислотами, витаминами и микроэлементами.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ПУССИ-ДОЗОРА.

Мы освободили своих из «клеток-ячеек», и стали думать, что делать дальше.

ПЯТИМИНУТКА.

— Что делать?

— Или кто виноват…

— Зачем делать — вот главный вызов, главный русский вопрос?

— Если мы в игре, значит надо делать что-то позитивное. Вы же видите, что даже охрана, дементоры даже не активированы. Они толи слепые, толи «игрок» спит или пьяный, или уроки делает.

— Если это компьютерная игра, значит нам ничего не угрожает. В смысле жизни. Мы, если не дойдем до конца, потеряем не жизнь. А что? Очки.

— Возможности? Деньги. Что еще можно потерять, Ну конечно время. Хотя даже если мы сейчас просто вернемся в Москву, мы уже не потеряли время.

— Надо ли спасать остальных «педалисток». Они интересно откуда. Они тоже как мы «фантастические». Может их рекрутировать в армию и идти завоевывать мировое господство?

Зазеркальные дементоры, между тем, активировались. И толпой, как зомби пошли в нашем направлении. Мы сказали тем, кто крутил педали, чтобы они продолжали для вида крутить. А мы будем думать, как их спасать. И о том, что это может быть. Потому что просто понятие «сбежать» тут не подходит. Куда? Если мы в мире «возможного». Если пространственно-временной континуум, в то время как все летит в тартарары, структурирован таким образом, что появилось сослагательное наклонение истории, назовем его для краткости «сослагат», и мы точно в него попали, в этот карман. И сидим в нем. А это не просто мышки в кармане у Золушки. Все может оказаться сложнее. Если это карман великана, и мы будем прыгать, случится «пословица»: высоко забрались, больно падать будет. Она и так случится. Но может у нас еще есть время соломки постелить.

Надя продолжает рассказ в «градирне», куда мы попали, спустившись по нескольким пролетам металлической лестницы. Я понимаю, что теперь это выглядит странно. Но это ничем не отличается от того, что страна и народ летят в бездну на бешеном лифте, а им рассказывают «истории». По телевизору, про детей, про гомиков, про то, что надо брать пример с Франциска Ассизскго, про мертвого осла уши, скощуху и про «пыльглотать».

Модернизационный центр «Пробирка» задумывался исходя из самых благих соображений. Мол, страна отстала, мир поделен. Китайцы знают, что им надо от жизни, и времени зря не теряют. Россия на обочине. Надо что-то придумать. Кто-то сказал, что русские талантливы. Были Менделеев, Ломоносов…

Возникновение названия «Ля пусси».

Это слово пришло не от американских «сестер», которые танцевали в Фоли-Бержер с настоящими котятами в промежности в конце XIX века, когда и возникло расширительное толкование слова «pussy», котенок. А из Красноярска.

Наше изначальное «La PussX», Ля пуссикс» было похоже на французское или испанское средство от насекомых. Что-то «инсектицидное» слышалось в этом слове. И потому мы отбросили «Икс». А сначала оно было придуман для загадочности, «Икс». Миссисы Икс. Не от «Пупсик». «Х» — это неизвестная величина.

Мозговой штурм до четырех утра.

«Спайдер-леди». «Тутти Фрутти». «Пусси Ужусси». «Пусси-Тутти» (киски-милашки). «Pussy Reign» власть «Пусси». Вызывающе. Нам так хотелось раздвинуть смысловое поле слова «Pussy», которое недооценено человечеством, и как-то да нас выпадало из мейнстрима. Считалось словом второго сорта, что ли. Или его писали на мисках для котов.

«ПуссиЮга». «PussyErth». «Generation P`Ussy» «Поколение П» — пелевинского расшифровка. «ПуссиТренд». «ПуссиЭйдж» (Pussy Age).

«ПуссиЭпок» (как Белль Эпок). «Пуссия» (молодежное объединение).

«PussyLow» (свод законов от «Пусси», хотя лучше PussyKodex.).

Мы было остановились на названии «Пусси Страйк». Забастовка Пуссей (Пуссев, Пуссь, Псей, Псеф). Но это было травматично для полости рта и языка.

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ И СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, КОТОРЫЕ НЕ СВЯЗАНЫ С БОЛЕЗНЬЮ ЗУБОВ.

Даже безобидное «гладкое», белое и пушистое «Ля пусси» несло подводные камни, для тех, кто говорил «Ля пусси». Речь главного врача СЭС о запрещении произносить слово «ля пусси» запоздала и, как и запрет грузинского вина или литовских шпрот, и ничего не поменяла в раскладе мировых смыслов: «После нескольких случаев вывиха языка осложненного прободением гортани костями языка… Был так же один случай разрыва губы дикторши телевидения. Водяной рак «нома», когда щека поражается и «съедается» ползучей мокрой гнойной язвой. Если человек не погибает от сепсиса, выживает, в щеке образуется дыра… слово «ряпусси» (так и сказал) запретить к использованию на всей территории бывшей России, ой, простите, бывшего СССР… неважно».

Если несколько часов подряд произносить «ляпусси», возможна мацерация губ и воспаление десен верхних резцов из-за трения языка. Были случаи у афтозного стоматита, тоже у дикторши центрального канала. Потому что когда язык, непривычный к звуку «ля», редком в русском языке, повторяет «ля-ля-ля», происходит травматизация кончика языка о десны верхних резцов. А при инфицировании раны — стоматит. Летальных случаев пока не было. Что если бы люди от этого слова могли умирать, они бы уже умирали. И на кладбищах были бы выделены специальные аллеи «умерших от частого употребления слова «Пусси». Возможно, они еще будут.

Если хотят нам перемывать кости, им придется ходить к стоматологу чаще, чем им этого хотелось.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я