История искусства Китая

Ван Сюнь, 2023

«История искусства Китая» стала последним прижизненным трудом Ван Сюня(1915–1969) – одного из самых значимых китайских искусствоведов. Данное издание – попытка относительно кратко и всесторонне осветить развитие китайского искусства и некоторые закономерности этого развития. Ученый обращает внимание на социальные условия, в которых создавались памятники живописи, архитектуры, каллиграфии, прослеживает взаимосвязь творчества с философскими течениями, религиозными верованиями и другими сферами жизни. В книге всесторонне отражены достижения в различных областях китайского искусства с древнейших времен до наших дней. Глубина исследований и интерпретаций Ван Сюня были высоко оценены учеными как на родине, так и за рубежом.Настоящее издание, приуроченное к 100-летнему юбилею Ван Сюня, составленов соответствии с комментариями его ученика и ассистента, профессора Центральной академии изящных искусств Бо Сонняня: начало каждой главы сопровождается текстами и примечаниями.

Оглавление

Глава 2: Изобразительное искусство периодов Цинь, Хань и Троецарствия

Введение

Династии Цинь и Хань находились на ранней стадии расцвета феодального общества, создания великой единой многонациональной феодальной империи и великих достижений гражданского и военного управления. Освоение территории, развитие и прогресс сельского хозяйства и ремесел, а также приверженность конфуцианству и уважение к нему в правление династии Хань способствовали расцвету национальной культуры и искусства, достигнув высот развития в период великого объединения.

Династия Цинь правила очень короткий период, и, поскольку ямы с терракотовыми воинами на момент написания этой книги еще не были обнаружены, вещественных объектов не хватало, так что в этой главе рассматривается только художественное искусство династии Хань с упором на живопись, портретную живопись и скульптуру.

Фресковая живопись стала доминирующей формой живописи в эпоху династии Хань. В книге приводятся литературные свидетельства о развитии настенной живописи, и это подтверждается археологическими находками в гробницах. Поскольку новая китайская археология еще только зарождалась, в книге отмечается, что «найдено не так много настенных росписей в гробницах династии Хань», и все они относятся к периоду Восточной Хань, например, в Вангду в Хэбэе, Ляояне в Ляонине и Лушуне. Некоторые из гробниц Западной Хань (такие, как гробница царя Ляна в Какуюань, Юнчэн, Хэнань, гробница Западной Хань №61 в деревне Яогоу, Лоян, и гробница Бу Цяньцю) еще не были обнаружены, а плитки фресок гробницы Хань из Байлитай, Лоян, хранящиеся в Бостонском музее изобразительных искусств (раскопанные в 1920-х годах и отправленные за границу) не были хорошо изучены до обнаружения гробницы с фресками №61 в Лояне (1957 г.) из-за отсутствия материала и расхождений во взглядах на датировку. Поэтому вопросы о состоянии фресок времен династии Западной Хань, описанных в этой книге, также остаются актуальными. Большое количество гробниц Восточной Хань, например, гробница в Таху Тин в округе Хэнань (раскопана в 1960 году), гробница в Хайлингере во Внутренней Монголии (раскопана в 1972 году) и т.д., также включены в эту книгу позже создания рукописи. Гробница Западной Хань в Мавандуй в Чанша, провинция Хунань, обнаруженная в 1972 году, является важным памятником живописи династии Хань и лаковой росписи гробов. К сожалению, она уже не включена в эту книгу.

Ценно, однако, то, что книга более конкретно и подробно рассматривает обнаруженные настенные росписи в гробницах. В гробнице династии Восточная Хань в Вангду в Хэбэе можно заметить, что социальный статус умершего связан с расположением фресок в гробнице и художественной выразительностью изображенных фигур. Впервые фрески были обнаружены в начале ХХ века, а раскопки проводились с момента основания Нового Китая, от поздней Восточной Хань до династий Вэй и Цзинь. Фрески сделаны на белых каменных плитах, они описывают жизненный путь владельцев гробниц, по стилю и уровню напоминают захоронения Среднего царства.

Северо-восток с древних времен был местом сосредоточения этнических меньшинств. В конце правления династии Восточная Хань клан Гунсунь установил в Ляодуне собственный режим, и в этот район мигрировало большое количество людей из Поднебесной, что способствовало усилению распространения китайской цивилизации.

Портретные камни являются наиболее важными памятниками истории искусства Хань. Они многочисленны, разнообразны по стилю и наделены глубоким смыслом. В книге рассматриваются и анализируются портретные камни родового зала Го в Чанцине, Шаньдун, родового зала У в Цзясяне и каменной камеры Чжу Туна в уезде Цзиньсян. Некоторые из этих каменных палат были упомянуты в записях еще во времена династий Вэй и Цзинь, а с развитием изучения цзиньши в период династии Сун родовые залы Го и Ву стали привлекать еще больше внимания ученых. Это редкий случай, когда находки сохранились в целости и сохранности и были внесены в список ключевых объектов национального наследия, нуждающихся в охране. Портретные камни из каменных палат имеют собственные характерные особенности, и, хотя большое количество портретных камней, обнаруженных сегодня, значительно обогатило эту область изучения, важное значение трех упомянутых находок все еще трудно переоценить. Более того, эти классические памятники часто упускают из виду, их значимость преуменьшают в некоторых искусствоведческих трактатах, в частности, святилище предков Го и камни-портреты камеры Чжу Туна редко освещались в трудах по истории искусства, написанных за последние полвека. Зал предков Го, возведенный в начале правления династии Восточная Хань на холме Сяотан в районе Сяолипу города Чанцин, является самым ранним из найденных залов предков в Китае и хорошо сохранился до наших дней. Интерьер каменного зала включает большие каменные стены, на которых вырезаны изысканные рисунки: мифы и легенды, исторические рассказы, астрономические и астрологические изображения и сцены общественной жизни: паломничество, путешествия, встречи, завоевания, охота, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах и танцы и т.д. Изображения вырезаны и расписаны слоями, с множеством персонажей и великолепных сцен, а здание храма прекрасно сохранилось, что само по себе уникальное явление, так как ханьские портретные камни имеют высокую историческую ценность. Каменная гробница Чжу Туна, первоначально находившаяся в Ли Чжуане, уезд Цзиньсян провинции Шаньдун, украшена ярким и живописным изображением пира и других эпизодов жизни, с четкими и изящными фигурами, но в последние десятилетия эта гробница была почти забыта и редко упоминается в некоторых сочинениях.

Кроме того, в книге рассматриваются различные виды портретных камней в разных регионах, например, уникальный стиль портретных камней в Наньяне и Сычуани, изображения на пустотелых камнях ханьских гробниц в Хэнани, портреты на плитах из шлифованного камня и искусство вадан. Однако, к сожалению, не хватает описания портретных камней северной Шэньси и Цзянсу.

Периоды Цинь и Хань были расцветом древней скульптуры, а обнаружение терракотовых воинов и лошадей подтвердило удивительные достижения мастеров империи Цинь, но эти находки не могли быть включены в книгу. Более подробно описаны монументальные каменные скульптуры из гробницы Хуо Чжаоди в эпоху Западной Хань. Каменные львы в гробнице Гаои и родовом святилище Ву представляют собой эталон надземной скульптуры. Чаще всего речь идет о терракотовых статуэтках и ярких предметах, изображающих реальную жизнь, многие из фигур представляют собой простые и яркие образы работающих людей в динамике.

Рост производительности труда в период династии Хань способствовал накоплению материальных благ, а развитие науки и технологий способствовало совершенствованию искусства и ремесел. Искусство и ремесла династии Хань были связаны в период Воюющих государств с комплексным развитием керамики, шелкоткачества, лака, нефрита и бронзы; в большинстве ремесел высокого класса были заняты государственные мастера. В этой книге приводится всестороннее обсуждение этих направлений, некоторые из них довольно узкие (например, обсуждение бронзовых зеркал). Ван Сюнь посвятил все силы сбору и изучению материалов декоративно-прикладного искусства, поэтому особенностью этой книги является накопленная автором информация о декоративно-прикладном искусстве всех эпох.

Китай — многонациональная страна, и обширные пастбища севера были домом для многих кочевых народов, которые внесли свой вклад в развитие искусства. В книге большой раздел посвящен характерным бронзовым сосудам и бронзовым барабанам древнего народа Юньнань, исследуются связи между ними в сравнении с бронзовыми барабанами юго-запада и севера Вьетнама, оружие имеет сходство с принадлежащим к культурам Среднего царства и Башо, в характеристиках небольших бронзовых мечей и пластин гуннов из окрестностей Ордоса во Внутренней Монголии прослеживаются совпадения со «скифской бронзой», найденной на побережье Черного моря. Артефакты Хань были обнаружены на раскопках в Европе, Монголии, Корее, Японии и Вьетнаме, а бронзовые зеркала использовались в Японии. Взаимное влияние народов и культурный обмен между Китаем и зарубежьем отражают факт: в то время империя Хань была культурным центром мира.

Каждая глава книги заканчивается увлекательным заключительным обсуждением, эта глава содержит обширный материал из 10000 иероглифов, описывающих искусство династии Хань, она носит энциклопедический характер. Акцент делается на прикладной области и воспитательной роли искусства, включая литературу, историю, астрономию, географию, философию и другие элементы общественной мысли и сознания, которые мастера пытались выразить. Сюжеты картин того периода своеобразны, образы яркие, хотя и не архаичные, а эпизодические картины особенно хорошо передают трогательные моменты.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я