История искусства Китая

Ван Сюнь, 2023

«История искусства Китая» стала последним прижизненным трудом Ван Сюня(1915–1969) – одного из самых значимых китайских искусствоведов. Данное издание – попытка относительно кратко и всесторонне осветить развитие китайского искусства и некоторые закономерности этого развития. Ученый обращает внимание на социальные условия, в которых создавались памятники живописи, архитектуры, каллиграфии, прослеживает взаимосвязь творчества с философскими течениями, религиозными верованиями и другими сферами жизни. В книге всесторонне отражены достижения в различных областях китайского искусства с древнейших времен до наших дней. Глубина исследований и интерпретаций Ван Сюня были высоко оценены учеными как на родине, так и за рубежом.Настоящее издание, приуроченное к 100-летнему юбилею Ван Сюня, составленов соответствии с комментариями его ученика и ассистента, профессора Центральной академии изящных искусств Бо Сонняня: начало каждой главы сопровождается текстами и примечаниями.

Оглавление

Раздел 1. Обзор

Завоевав шесть царств, царь Цинь Чжэн в 221 году до н.э. создал первое в истории Китая единое централизованное феодальное государство.

Он принял ряд драконовских мер для укрепления режима: одинаковые правила для транспорта, одинаковые тексты для книг, унификация мер и весов, унификация денег, отмена феодализма, создание уездов и графств, переселение 120 000 семей знатных и богатых людей из шести царств в Сяньян, продажа оружия, запрет частного обучения, централизация изготовления книг, принятие суровых законов, строительство Великой стены и т.д. Тирания династии Цинь привела к первому в истории Китая крестьянскому восстанию — восстанию Чэнь Шэна У Гуана, который сверг династию Цинь незадолго до своей смерти.

Лю Бан украл плоды крестьянского восстания и в 206 году до н.э. (206–8 гг. до н.э.) основал династию Западная Хань, известную как Хань Гаоцзу. Меры, принятые в начале правления династии Хань для восстановления сельскохозяйственного производства (отмена налогов на поля, поощрение солдат к возвращению в родные города, освобождение девушек-рабынь и т.д.), были очень эффективными. Также были значительно улучшены сельскохозяйственные технологии (севооборот, строительство арыков и дренажных каналов, поощрение вспашки на волах и т.д.). В первые годы правления династии Хань купечество было отвергнуто, но оно сохранило свою силу и в конце концов получило монополию на управление финансами государства и продажу соли и железа. Ремесленная промышленность, основа торговли, использовала большее количество рабов, чем сельскохозяйственное производство. Горное дело, выплавка железа и выварка соли, текстильное производство — все это было представлено в значительных масштабах. Развитие экономики в период династии Западная Хань привело к социально-экономическому буму в середине периода, но присоединение земель и жестокое угнетение вызвали неудовольствие и в конечном итоге социальный кризис, настолько сильный, что в последние годы правления династии Западная Хань пришлось рассмотреть вопрос об ограничении количества земли и рабов, принадлежащих знати и землевладельцам. В 8 году н.э. Ван Манг захватил власть в династии Хань и переименовал страну в Синь.

Лю Сюй, крупный землевладелец и член императорской семьи династии Западная Хань, воспользовался крестьянскими восстаниями «Зеленый лес» и «Красная бровь», чтобы восстановить власть династии Хань в 25 году н.э., известной как Восточная Хань (25–220 гг. н.э.). Лю Сюй известен как «император Гуанву».

Лю Сюй и правители ранней Восточной Хань восстановили политику снижения полевых налогов, проводившуюся в ранней Западной Хань, и приказали освободить девушек-рабынь, расквартировать солдат и воинов и принять ряд мер по стимулированию сельскохозяйственного производства, таких как раздача государственных земель крестьянам или сдача их в аренду. Таким образом, период Восточная Хань, последовавший за Западной Хань, способствовал дальнейшему развитию феодальной экономики.

Во второй половине правления династии Восточная Хань коррупция правящего класса вызвала крайний политический хаос, ускорила разрушение социально-экономических основ и привела к дальнейшему обострению социально-классовых конфликтов. Начиная с 109 года н.э., крестьянские восстания широко распространились и достигли кульминации в 184 году н.э. с армией Желтого тюрбана в качестве движущей силы общенационального организованного крестьянского восстания.

Хотя восстание Желтого тюрбана потерпело неудачу, династия Восточная Хань рухнула. Местные землевладельцы были разобщены и находились в смятении. Те, кто смог принять некоторые меры для стимулирования производства и стабилизации жизни своего народа, обрели большую власть, и возникли три царства — Вэй, Шу и У. Меры, принятые для восстановления экономики в период Троецарствия, были эффективными, и Шу и У, в частности, сыграли роль в развитии юго-западных и юго-восточных регионов.

Восточная династия Хань была захвачена сыном Цао Цао по имени Цао Пи в 220 году н.э. и переименована в Вэй. В 265 году н.э. Сыма Янь стал императором под именем Цзинь и уничтожил Шу и У, положив конец разделению трех царств и воссоединив их.

Эпохи Цинь, Хань и Троецарствия ознаменовались созданием единого централизованного феодального государства и освоением новых земель, а также непрерывным развитием феодальной экономики, что сформировало важный этап в развитии национальной культуры. Лю Че, император У из династии Хань, Чжан Цянь, Хуо Чжаоди, Вэй Цин и Бань Чао — всем им приписывают определенные исторические достижения. Две династии Хань заложили основы современного многонационального Китая с обширной территорией и многочисленным населением; укрепили связи между центральными равнинами и приграничными районами и за их пределами, сыграли активную роль в историческом развитии Китая как экономически и культурно развитой страны среди остальных азиатских стран.

Для укрепления единого централизованного управления также требовалось, чтобы идеология была установлена сверху, то есть чтобы те части «Ста школ мысли» со времен Воюющих государств, которые благоприятны для правления класса землевладельцев, были соединены с доктринами конфуцианства, была проведена политика приоритетности конфуцианства и уважения к нему. Пророчества об Инь и Ян и Пяти элементах, представленные Дун Чжуншу, Лю Сяном и Лю Синем, воплощали феодальную этику и механистическое объяснение всех явлений во Вселенной, причем и то и другое имело широкий социальный резонанс. Поклонение разуму, за которое выступал Ван Чонг, выдающийся мыслитель периода Поздней Хань, продолжало развиваться и в период Троецарствия.

В эпоху династии Хань были достигнуты выдающиеся успехи в науке и технике. Чжан Хэн, астроном, обобщил научные знания предыдущих поколений и создал два прибора для измерения небесных тел и фиксации землетрясений. Использование Цай Лунем растительных волокон для изготовления бумаги внесло огромный вклад в развитие мировой цивилизации. В эпоху династии Хань также произошли важные открытия в математике и медицине.

В рамках историографии появление «Шицзи» Сыма Цяня в династии Западная Хань и «Ханьшу» Бань Гу в династии Восточная Хань объединило богатый исторический материал, не только из официальных архивов и канонических записей, но и из устных народных рассказов, и соответствовало требованию отражения всего спектра общественной жизни и создания собственного стиля. Эти записи и Книга Хань также являются шедеврами прозы.

Правление династии Хань было временем, когда риторика занимала важное место в литературе. Но постепенно риторика династии Хань утратила свой истинный литературный характер — выражения чувств — и превратилась в нагромождение словесных оборотов, восхваляющих жизнь знати. Народные рифмы и пословицы, особенно пятисловные стихи, открыли дорогу новому виду литературы.

В культурной жизни искусство музыки и танца становилось все более разнообразным, основываясь на народных традициях, вбирая в себя экзотические приемы из-за рубежа и адаптируясь к потребностям общества, оно постепенно развивалось независимо от религиозных ритуалов.

Изобразительное искусство большого масштаба в периоды Цинь, Хань и Троецарствия

Строительство Афангуана династии Цинь, создание мавзолея на горе Ли и отливка Двенадцати золотых людей, в которые были вложены огромные трудовые и финансовые ресурсы, вошли в историю. В течение 400 лет правления династии Хань были возведены две столицы — Чанъань и Лоян, два главных дворца — Чанлэ и Вэйян, Шаньлинъюань, Баолянтай и более 70 периферийных дворцов. Всеобщее стремление богатых и влиятельных людей к дворцам, лошадям, костюмам, утвари, ритуалам, еде и питью, музыке и удовольствиям создавало социальные условия для развития искусства. Дворцы и залы часто покрывали фресками, а костюмы и предметы — росписью и резьбой. Гробницы чиновников и влиятельных людей также украшали различными видами декора и погребальными предметами, и большинство сохранившихся произведений искусства относятся к этой категории.

Гробницы чиновников династии Хань находились под насыпью, перед ней располагался зал для жертвоприношений, там были каменные звери и каменные памятники. Внутри гробниц были деревянные гробы, каменные или кирпичные камеры, которые были расписаны фресками или украшены резьбой, покойных также снабжали разнообразной глиняной посудой и драгоценными артефактами, использовавшимися ими при жизни, такими, как нефрит, медь и лак. Все это делает захоронения важным объектом изучения в истории ханьского искусства, сведения о них подтверждаются письменными источниками, предоставляя обширную информацию.

Развитие ханьского искусства отражает факт, что в то время империя Хань была центром культуры мирового масштаба. Произведения ханьского искусства были найдены на весьма отдаленных территориях. Бронзовые зеркала были обнаружены в долине Дона в Европе и послужили моделью для древних японских бронзовых зеркал, артефакты раскопали у озера Байкал в Южной Сибири, в монгольском регионе Ноин Ула, около Пхеньяна в Корее и на севере Вьетнама. Большое количество гробниц династии Хань было найдено на обширной территории Китая, от Гуандуна и Юньнаня на юге до Внутренней Монголии на северо-востоке. В Синьцзяне и Ганьсу были найдены сигнальные башни, места стоянок, а также одежда, документы, лекарства и продукты питания, оставленные династией Хань.

Раздел 2: Важнейшие произведения искусства династии Хань

Фрески на гробницах

Ниже описаны произведения искусства династии Хань, которые мы можем разделить на пять категорий: настенные росписи гробниц, портретные камни и кирпичи, лаковая живопись, украшения бронзовых зеркал и скульптуры из камня и глины.

Интерьеры и карнизы зданий династии Хань часто украшали фресками, и в древних текстах есть много таких записей. В«Зале террас» дворца Ганьцюань императора У династии Хань изображены боги и духи неба и земли; во дворце Вэйян императора Чэн династии Хань были портреты Чжао Чунго и Хуо Гуана; во дворце императора Гуанву династии Хань в Наньгун Юньтай — изображения 28 генералов, удостоенных наград; во дворце императора Мин династии Хань изображены сюжеты из священного писания и истории; кроме того, в павильоне Цилинь были портреты одиннадцати заслуженных чиновников; во дворце Ганьцюань — портрет короля Сюнну и матери Цзинь Рицзя. Все они были предназначены для чествования героев и увековечивания памяти. На стенах зала Мингуань изображены древние ученые, а во Дворце обучения Чэнду — портреты Пань Гу, трех императоров, пяти императоров, трех поколений правителей и министров, а также 72 учеников Конфуция. В «Поздней Ханьшу — Уездное государство Чжичжи» (Записки об уездном государстве) отмечается, что залы всех уездов были украшены портретами магистратов, которые служили в этом районе с периода Цзяньву (25–55 гг. н.э.) до периода Янцзя (132–135 гг. н.э.) в начале династии Хань. На юге «дома окружных шерифов и капитанов были украшены резьбой с изображением горных богов и морских духов, странных птиц и зверей, чтобы показать их, и варвары стали более боязливыми» (Хоу Хань Шу — Наньбань Чжуань). Пышные описания в «Зале Лу Линьгуан» Ван Яньшоу оставили особенно сильное впечатление у последующих поколений. Деревянные части карниза зала Лу Линьгуан расписаны облаками и водяными водорослями. Различные деревянные элементы украшены изображениями летящих тигров, драконов, лазоревых птиц, белых оленей, хитрых кроликов, медведей сюань и даже людей ху, богов и богинь, нефритовых дев. «Рисунки небес и земли, всевозможных существ, странных вещей, горных богов и морских духов. Тысяча изображений, каждое в своей форме; с красками и образами, каждое индивидуально».Изображения включают «императоров» начала времен: пять древних «императоров», управляющих драконами, девятиголовый «император людей», ездящий на облачной колеснице, Фукси с телом льва, Нува с телом змеи, Хуанди.

Поскольку подлинные деревянные залы не сохранились, каковы были интерьер ханьских зданий, фрески и украшения на карнизах, можно узнать только по тем объектам, которые подробно охарактеризованы в письменных источниках. Тем самым эти объекты становятся истинными представителями ханьской живописи, такими, как фрески в погребальных камерах, портретные камни и кирпичи в хэнгше и погребальных камерах, а также резьба на каменных стенах.

Было найдено не так много надгробных фресок времен династии Хань.

Настенные росписи в гробнице Хань в Вангду, Хэбэй, являются одними из самых важных. Главная камера (с нишей в задней части), средняя камера и передняя камера (каждая с двумя боковыми камерами), длина которых превышает 20 метров, построены из кирпичных бонов. Все используемые кирпичи тщательно проработаны и отполированы. Кирпичная кладка покрыта белым раствором. Все эти и другие архитектурные изыски свидетельствуют о необычности конструкции этой камеры.

Четыре стены парадного зала и проход, ведущий в центральную комнату, покрыты белой штукатуркой, а затем раскрашены.

В парадной комнате владельца гробницы по обе стороны от двери в южной стене нарисованы «храмовые жрецы» и «смотрители павильонов», кланяющиеся в знак приветствия, храмовые жрецы держат «метлы», а смотрители павильонов — «бань» — докладные дощечки чиновников для записи докладываемых вопросов и решений императора. По обе стороны от дверного проема в северной стене парадной комнаты находятся главный историк (на восточной стороне) и главный бухгалтер, сидящие на кушетках и держащие в руках перья или бумагу, когда они пишут.

И восточная, и западная настенные росписи в передней камере разделены на две колонны, верхнюю и нижнюю. На верхней колонне, как и на колоннах с внутренней и внешней стороны двери в гробницу, изображены чиновники покойного, которые склоняются в почтении.

Ниже представлены различные животные. На восточной стене по порядку расположены «Маленькая история ворот», восемь стражников, известных как «У Бай», «Вор Цао» и «Стропила Рэншу». На западной стене находятся «Менся гункао», «Менся сивуци», «Менся вор цао», «Менся ши» и «Стропила для барабанов». На следующей, восточной стене нарисованы утки-мандаринки, белые кролики, птицы луань, кунжутная трава, вино и овцы. На западной стене — ондатры и цыплята.

По обе стороны прохода, ведущего из передней комнаты в среднюю, нарисованы «Малая история» и «Мянь Гуань Се Ши» (которые в прострации распростерлись на земле) на востоке, и «Белая история» и «Слуги», которые слушают слова о происходящем, на западе.

Дверной проем нефа расписан облаками, птицами и животными, изображенными на лаке династии Хань и золотых и серебряных изделиях причудливой формы.

Фрески в передней комнате указывают на то, что владелец гробницы был высокопоставленным чиновником (только самые высокопоставленные чиновники династии Хань могли иметь восемь «караванов» в качестве охраны) и что передняя комната была его залом. Фигуры на фреске нарисованы так, будто они выполняют работу на своих должностях, это является более наглядным изображением социальных характеристик фигур, чем просто надписи, и прямым отображением социальной иерархии людей. Фигуры натуралистичны в своих позах и движениях, с простыми, но правильными складками одежды, а лица, особенно глаза, изображены с большим чувством. «Стражник у ворот храма» и «возница» еще более храбры и свирепы. В картинах не так много цвета, но кисть и тушь используются для передачи складок одежды и тел животных, в попытке показать свет, темноту и объем. Картины в Вангду демонстрируют стандарты живописи во времена династии Хань.

Предполагается, что владельцем гробницы, как гласит надпись, был Сунь Чэн, великий евнух, который поддерживал правление императора Шуня (126–144 гг. н.э.). Таким образом, известно, что фреска датируется первой половиной II века н.э.

Шесть ханьских гробниц с настенной живописью были обнаружены в Ляояне, провинция Ляонин. Существуют копия фрески в ханьской гробнице в Бэйюань в Ляояне, богатая фреска в гробнице в Баньтайцзытунь и две настенные росписи — в гробнице на четвертом участке печной промышленности Саньдаотоу и гробнице Чжан Цзюня, втором участке орденской ветви; обе были найдены после гражданской войны. Вышеперечисленные четыре наиболее известны. Две другие фрески, в погребальной камере Наньлинцзы, были уничтожены, как и фрески в древней гробнице храма Иншуй, Ляоян. Там располагался уезд Ляодун во времена династии Хань, и в нем до сих пор можно найти древние памятники и надгробные росписи.

Помещение с фресками в гробнице Хань в Бэйюань, Ляоян, представляет собой, согласно сохранившимся записям, большую каменную камеру глубиной 7,85 м, шириной 6,85 м и высотой 1,70 м. Фрески написаны прямо на каменных стенах. Задняя стена комнаты расписана фигурами пирующих, слева изображены два мелких чиновника, стоящих с согнутыми руками, а справа — трехэтажная башня с людьми, стреляющими в птиц в воздухе. Справа внизу представлены различные акробатические номера: прыжки с мечом (три меча, поочередно подбрасываемые вверх), танец колеса (колесо, подбрасываемое в воздух, за которым следуют наклоны), обратный поклон (назад с упором руками в землю), танец сковороды (танец на подносе), танец с длинными рукавами и оркестр. На стенах двух небольших камер справа от гробницы изображены петушиные бои и зернохранилище. На четырех перегородках главной камеры — два больших каравана и три процессии всадников.

Все эти фрески изображают жизнь владельца гробницы. В частности, большое внимание уделяется каравану и строю всадников. Фрески нарисованы прямо на известняковых стенах с использованием различных цветов: красного, желтого, синего, зеленого, фиолетового, белого и черного, и обведены контуром из чернильных линий для создания трехмерного эффекта.

Каменная камера ханьской гробницы в Бангтайцзытун, Ляоян, имеет глубину около 6,6 м и ширину 8 м и изобилует настенными росписями. На внешней стороне каменного столба двери гробницы изображены два стражника с оружием в руках, а на внутренней — две лающие собаки. Две стены, слева и справа от двери гробницы, расписаны акробатическими выступлениями и оркестром, программа выступлений напоминает программу из гробницы в Северном саду, но с более детальным изображением оркестра. В небольших помещениях слева и справа от главной камеры гробницы стены расписаны высокими пирующими фигурами: здесь есть мужчина в черном коническом колпаке и красной мантии, другой в черно-зеленом одеянии и белом уборе сидит напротив, наслаждаясь вином и едой, преподнесенными его приближенными. Лица на фресках несколько потемнели от времени. Четыре стены главной комнаты расписаны колесницами и лошадьми, а также домами.

Правая, задняя и левая стены меньшей комнаты расписаны изображением кухни. Вся утварь, еда и действия изображены очень живо. Например, мужчина цепляет на крючок кусок мяса, висящий высоко в воздухе, в то время как собака жадно наблюдает за ним; мужчина тянет корову за рога и тащит ее вперед; зарезанная свинья со связанными четырьмя ногами лежит на столе; три утки в клетке; разнообразные продукты питания, подвешенные на одиннадцати железных крюках: черепахи, головы животных, гуси, фазаны, птицы, обезьяны, сердца и легкие, поросята, рыба и т.д., все изображено с реалистичными деталями. Кроме того, крыша гробницы украшена плывущими облаками.

Гробница на четвертом участке печной промышленности Саньдаотоу имеет небольшую камеру (более 3 м в глубину и около 4 м в ширину). Настенные росписи в основном изображают домашнюю трапезу владельцев гробницы и их супругов, кухню и ряды повозки. Кроме того, рядом с дверью гробницы нарисованы дверные засовы, а на верхней части передней части камеры — облака. Второй объект, гробница Чжан Цзюня, второго участка ветви ордена, также относительно небольшая. Глубина и ширина камеры составляют примерно 3,5 метра. Содержание фрески аналогично найденному в предыдущей гробнице, но рядом с портретом хозяина гробницы сохранилась часть надписи: «Линчжи Линчжан», где «Линчжи» — это название вассального государства племени горных жунов в период Чуньцю (770–476 гг. до н. э), надпись рядом с портретом хозяйки гробницы не видна, а у портрета рядом сидящей женщины имеется надпись: «госпожа Гунсунь».

Эти три гробницы по конструкции, тематике и технике исполнения (в основном по цветопередаче) похожи на гробницы Бэйюань Хань, но есть различия в масштабе захоронений и ритуалах, связанных с транспортными средствами и всадниками, из-за разного статуса в иерархии. Некоторые изображения на фресках, особенно костюмы, процессии и церемонии, очень тщательно прорисованы и обнаруживают некоторые специфические детали древней социальной жизни и быта, поэтому имеют особую документальную ценность.

За пределами северо-востока были найдены только две ханьские гробницы с настенной живописью: одна в вышеупомянутом Вангду, Хэбэй, и другая в Ляншане, Шаньдун.

Единственная сохранившаяся гробница в Хоуиншань, Шаньдун, была обнаружена в 1953 году. Камера сделана из кирпича, с каменным столбом и перемычкой наверху, имеет глубину 4,55 м и ширину 3,17 м, а задняя половина разделена кирпичом на три комнаты. Кирпичные стены передней комнаты расписаны цветными фресками и чернильными линиями. На картинах изображены колесницы и лошади, чиновники, дома, а также солнце, луна и облака. Рисунки относительно просты, стиль очень мягкий.

Кроме того, в местечке Инчэнцзы в уезде Цзинь, недалеко от Ляонинской бригады, была найдена ханьская гробница с изображениями привратников, птиц, богов и богинь, облаков и коленопреклоненных фигур, также более простого вида. У привратников очень живые лица с торчащими усами и чрезвычайно благочестивым выражением.

На раскрашенных фигурных надгробных плитках, раскопанных в Лояне, Хэнань, изображены выразительные фигуры, связанные общим сюжетом, содержание которого еще не очень хорошо изучено, по-видимому, они относятся к более позднему времени с точки зрения стиля, возможно, к периоду Трех царств.

Хотя эти фрески не столь богаты по содержанию или многочисленны, как портретные камни и кирпичи, описанные ниже, они имеют особое значение, поскольку являются подлинными произведениями, а также имеют большие размеры, подтверждая тот факт, что настенная живопись была популярна во времена династии Хань.

Портретные камни и кирпичи

Портретные камни и кирпичи — важнейшие материалы в истории ханьского искусства, самые многочисленные и самые богатые по содержанию.

Существует два центральных района распространения расписных камней: западный и южный Шаньдун и долина реки Минь в Сычуани. Также значительное количество обнаружено в окрестностях Наньяна провинции Хэнань, а также в провинциях Шэньси, Цзянсу и Аньхой. Основными районами распространения окрашенного кирпича являются Шаньдун, Хэнань и Сычуань.

Портретные камни и кирпичи использовались в качестве строительных материалов для возведения родовых залов, погребальных камер.

Расписные камни Шаньдуна составляют важную часть хэнг-храма, который можно рассматривать как модель большого здания, украшенного фресками в грандиозных масштабах во времена династии Хань.

Зал предков Го Цзюй в уезде Чанцин провинции Шаньдун (судя по надписи, сделанной в первый год эры У Пин династии Северная Ци (570 г. н.э.), считается святилищем Го Цзюй, знаменитого сына династии Восточная Хань, но, скорее всего, она недостоверна). Здесь выгравирована надпись, сделанная прохожим в четвертый год эры Юн Цзянь (129 г. н.э.), указывая на то, что зал был построен раньше.

Зал предков Го Цзюй — это небольшое каменное помещение с тремя каменными стенами слева, справа и сзади, с каменной крышей на переднем и заднем скатах, с вырезанным черепичным коньком. И левая, и правая колонны были восстановлены во времена династии Сун. В каменной комнате три гладко отполированные стены, на которых в темных тонах вырезаны различные фигуры и транспорт.

Изображение на лицевой стороне задней стены показывает две колесницы и два ряда рыцарей на ближнем плане, за ними следуют люди с барабанами, а «колесница великого короля» находится на заднем плане. На нижнем уровне расположены в один ряд три павильона, находящихся между четырьмя башнями, на верхнем уровне сидят люди, лицом друг к другу, а на нижнем уровне люди приветствуют короля. На крышах вырезаны различные птицы, обезьяны и тому подобное.

Изображение на левой стенке камеры разделено на шесть уровней. На самом верхнем изображен Фукси со змееподобной человеческой головой, держащий прямоугольный предмет, под которым, по-видимому, находится колесница бога грома и другие мифологические изображения. На третьем уровне находятся всадники на верблюдах, слонах, воины, идущие пешком, едущие на колесницах и лошадях. Ниже нарисована история о том, как герцог Чжоу помогал царю Чэну. В пятом уровне — изображения танцев и акробатов, а также кухни. Акробаты поочередно подбрасывают в воздух несколько маленьких мячей, обычно в количестве семи штук, здесь есть и шест, который держит над головой один человек, пока другой забирается на него. На шестом уровне также находятся ряды повозок и всадников.

Изображение на правой стене каменной камеры также разделено на шесть уровней. В верхней части изображен Нува — змееподобная фигура с человеческой головой, держащая какой-то предмет, напротив Фукси. Под ним находятся «Гуанче Гуорен», королева-мать Запада и фигуры слева и справа от нее, а также животные — кролики и тигры. На третьем ярусе изображена процессия колесниц и лошадей. На четвертом расположены ряды фигур, стоящих друг напротив друга, с фронтальной фигурой в качестве центрального элемента. На пятом изображена сложная сцена битвы: человек с луком и стрелами прячется за холмом, «король Ху» прислушивается к происходящему, с обеих сторон скачет конница, а с лошадей падают обезглавленные тела. В крайней левой части картины изображены пленники, трое из них стоят на коленях на земле со связанными за спиной руками, рядом со стойкой с топорами. В нижней части изображены сцена охоты на колесницах и схватка с дикими зверями. Также изображено множество видов животных.

На правой стороне треугольного камня в центре каменной комнаты изображены история «треножника» и некоторые благоприятные символы, такие как дерево Лянь Ли, птица с крыльями и Тянь У. Слева — сцена падения человека с моста в воду и его спасения. Наверху — радуга и божества. Внизу расположены звездные изображения солнца (с красным волком), луны (с жабой), девы-ткачихи, Альтаира и Большой Медведицы.

Очевидно, что сюжеты храма предков Го Цзюй включают в себя широкий спектр мифов и легенд, исторических историй и сцен из жизни. Среди них битва и треножник в Сурибачи являются наиболее законченными по композиции и сюжету, в то время как остальные просто разбросаны. Фигуры чаще всего изображены в профиль, лишены выразительности и мало отличаются друг от друга движениями и жестами, но тем не менее есть очевидные различия. Каменная резьба родового святилища Го Цзюй представляет собой один из самых простых по технике и стилю портретных камней династии Хань.

Зал предков Уси, расположенный в 15 километрах к югу от уезда Цзясян в Шаньдуне, в прошлом был одним из самых известных в династии Хань. Некоторые из портретных камней и надписей зала были упомянуты в династии Сун ученым Хун Ши в его книге «Ли Ши», а также описаны другим ученым династии Сун, Чжао Мингченгом, в книге «Цзинь Ши Лу». Хуан И, известный исследователь древних надписей династии Цин, в 1786 году раскопал все портретные камни родового храма У и ратовал за их сохранение. Его работа стала важным событием в ранних археологических работах в Китае. Среди открытий Хуан И и последовавших за ним периодических открытий были Уси Шуанцю (установлен в первый год правления Цзяньхэ, 147 г. н.э.), стела Вубан (установлена в первый год правления Цзяньхэ, 147 г. н.э.), стела Вуронг (установлена в первый год правления Юнкан, 167 г. н.э.) и 45 портретных камней, три каменных столба и по три головы столбов, а также каменный лев, стела Вулианг и стела У Кайминг, описанные учеными династии Сун.

Зал предков Вулианг (Юаньцзя юань, 151 г. н.э.) был обнаружен первым, поэтому было принято использовать это название для обозначения всех портретных камней, но на самом деле оно должно относиться только к пяти из них — левой, правой и задней стенам каменного зала предков самой простой конструкции, а также двум скатам крыши, обращенным назад. Центральная колонна спереди была утрачена.

Портретные камни Зала предков Вулианг, если их вернуть в исходное состояние, откроют всю полноту фрескового декора внутри этой небольшой камеры.

Каменное святилище имеет ширину около 2 метров, глубину 1,5 метра, высоту 1,2 метра в передней части и 1,6 метра в верхней части стены. На левой стене, под вершиной холма, находится Восточный король, а на правой стене, под вершиной холма, — Западная королева-мать, окруженная различными божественными зверями и летающими бессмертными. На внутренней стороне крыши расположены различные благоприятные символы, такие как священный треножник, цилинь, синий дракон, белый тигр и счастливый стручок. Изображения на трех стенах непрерывны: верхняя половина разделена на два ряда, нижняя половина — на два ряда на левой и правой стенах, а на задней стене — целая сцена пиршества наверху и внизу.

Первый уровень посвящен древним императорам и госпожам, второй — сыновьям и праведникам, третий — убийцам, четвертый — жизни покойного, а последний уровень «Уездный гунчао приветствует мастера» — история самого У Ляна. Он всю жизнь изучал и преподавал Поэтическую Эдду и другие древние тексты (древние письмена, биографии и т.д.), и неоднократно отказывался от возможности быть призванным государством и графством в качестве чиновника.

Имя автора портретного камня родового храма Вулианг — Вэй Цай, который упоминается в тексте стелы Вулианг как «хороший мастер».

Остальные раскрашенные камни храма предков У разделены для Хуан И на три группы: передний каменный зал, задний каменный зал и левый каменный зал, с учетом их расположения во время раскопок. Таким образом, родовой храм Ву включает в себя как минимум четыре каменных святилища.

Передняя каменная комната теперь признана родовым залом Ву Ронг, левая каменная комната считается возможным родовым залом Ву Бенг, а задняя каменная комната может быть родовым залом Ву Кайминг. Ву Кайминг был младшим братом У Ляна, а Ву Бенг и У Жун были сыновьями Ву Кайминга.

Камни родового зала Ву Ронг (первый год правления Юнкан, 167 г. н.э.), если восстановить их первоначальное положение, позволяют выяснить, что зал немного шире, чем родовой зал Вулианг: около 3,2 м в ширину, 2 м в глубину, 1,2 м в высоту спереди и 1,8 м в высоту у стены холма. Стена также немного сложнее устроена, чем в Зале предков Вулианг: с небольшой нишей, выступающей назад из центра задней стены.

Интерьер Зала предков Ву Ронг оформлен так же, как и Зал предков Вулианг: каждая стена разделена на три или четыре уровня и имеет схожую тематику. На вершине холма изображены герцог Востока и королева-мать Запада, а в центре задней стены — изображение пира. Справа, слева и на самом верхнем ярусе задней стены — встречи Конфуция с Лаоцзы и учеником Конфуция Цзылу. Под ними находятся колесницы и лошади, а также изображение политических деяний умершего при жизни. В нижней половине левой стены изображены десять сыновей чжоуского царя Вэня, колесница, пир и кухня. В нижней половине правой стены доминирует большая картина, изображающая битву на суше и воде. На левой половине задней стены изображены убийство короля Цзин Кэ, его колесница и лошади, а на правой половине — трехэтажное здание с банкетным залом, кухней и музыкой. Содержание сюжета на левой и правой стенах задней ниши неизвестно, за исключением колесницы и лошадей, а правая стена, по-видимому, представляет собой собрание символов благоприятствования. Треугольный камень, установленный на столбе в передней части каменной комнаты, делит святилище на два помещения. С обеих сторон изображены истории убийцы Гао Цзяньли, Цю Ху и его жены, женщины без соли и царя Ци, Гуань Чжуна и Бао Шу, а также сцена поездки У Жуна в повозке и на лошади, когда он служил в качестве губернатора и младшего судьи.

Десять оставшихся портретных камней указывают на то, что структура этого святилища такая же, как и у Зала предков Вубань, который умер в первый год правления Юнцзя (145 г. н.э.), но зал был построен в первый год правления Цзяньхэ (147 г. н.э.). Тематика схожая, хотя некоторые из картин еще не до конца понятны, больше исторических сюжетов. Истории о забрасывании треножника в Сурибачи, об убийстве Циньского царя Цзин Кэ и об избиении мастифа Ци Мэймином являются одними из наиболее важных образов камней предков У.

Трудно определить расположение десяти портретных камней по отношению друг к другу, но их содержание, очевидно, преимущественно мифологическое, например, боги Большой Медведицы, Чи Ты, облачная колесница, колесница дракона и битва племени воды.

Двойные ряды перед храмом предков Ву также украшены рисунками павильонов, людей, лошадей и животных, а также сюжетом о том, как герцог Чжоу помогал королю Чэну. Пара рядов была построена в первый год правления Цзяньхэ (147 г. н.э.) и содержит надпись из 93 иероглифов официальным шрифтом, указывающую на то, что эти ряды были построены братьями У Ляном и У Каймином во имя сыновней почтительности к своим родителям, а каменщиками были братья Мэн Ли и Мэн Мао, стоимость работ составила 150 000 юаней. Из пары каменных львов перед дворцом сохранился только один, и имя его автора — Сунь Цзун.

Метод гравировки портретных камней предков Уси можно назвать «методом уменьшенного дна», когда фигуры и изображения поднимаются на плоской поверхности, а плотный вертикальный ряд тонких линий стелется по дну, создавая эффект разрезанной бумаги.

Тематика портретных камней династии Хань в целом соответствует тематике хранилища камней горы Сяодан и хранилища Уси.

В горах Двух городов в Цзинине (около 40 км к югу от уезда) было найдено несколько портретных камней, наиболее близких по технике к рельефной резьбе.

В Шаньдуне найдено большое количество портретных камней, по которым нет статистики, и большинство из них нельзя идентифицировать как каменные святилища или погребальные камеры, хотя, например, «портретные камни Дунъань Ханли» и «портретные камни Цзясян» имеют собственные стилистические и технические особенности.

На месте бывшей резиденции династии Хань «Дунъань Ханьли», в 12 милях к востоку от Цюйфу, были найдены 14 портретных камней вместе с межевым камнем династии Хань с названием этого места, которое было вырезано на гладкой плоскости, с заштрихованными линиями и рядами фигур правильной и неправильной формы, изображающими сцены жизни — музыку и танцы, игры, пиры и разговоры, коленопреклонение и борьбу, а также диковинных животных, таких как драконы, тигры, фениксы и черепахи. Динамика портретных камней «Дунъань Ханьли» превосходит изображения уже изученных портретных камней Лянчэншань в Шаньдуне.

Группа из семнадцати изделий (обычно известных как Цзясянские живописные камни, шесть из которых были найдены в саду Цай в уезде Цзясян, а остальные — в различных частях уезда Цзясян) схожа по стилю и технике. Техника резьбы относительно проста: плоские, голые фигуры, транспортные средства и всадники вырезаются из грубого, неполированного фона, полного вертикальных линий, что придает им нарочито наивный вид. Знаменитый «портретный камень Цзюнь Чэ» (с надписью «Цзюнь Чэ», происхождение которой неизвестно) вырезан в стиле родового святилища У на лицевой стороне и в стиле Цзясян на обратной стороне, что позволяет предположить, что портретный камень Цзясян является одним из наиболее простых по технике исполнения.

Среди остатков каменных святилищ династии Хань в Шаньдуне известным примером является «Зал предков Чжу Туна» в уезде Цзиньсян, в котором 13 камней образуют левую и правую стены (по четыре с каждой стороны) и заднюю стену (пять). Форма каменного родового зала похожа на залы Го Цзюй и Вулианг, с колонной в центре передней части. Зал предков Чжу Туна до сих пор в основном цел, его ширина составляет около 3,6 метра, глубина — около 3 метров, а высота в передней части — около 2 метров. На каждой стене изображены два уровня пиршества. На верхнем уровне находятся женщины, а на нижнем — мужчины, которые сидят далеко друг от друга, за спиной у каждого из них ширма, а перед ними низкие столы.

Сверху стоят чашки и лампы. Между гостями и хозяином — слуги, подающие вино. За ширмой также находится толпа слуг, у которых обнажена верхняя половина тела. Движения фигур натуралистичны и ярки, а лица тщательно проработаны. Все они выполнены в линию на гладкой каменной поверхности. По технике исполнения и художественному стилю произведение, по-видимому, относится к периоду Троецарствия или выполнено чуть позже. Название родового святилища можно узнать из надписи на камне: «Гробница Чжу Чаншу». Это связано с тем, что имя Чжу Туна, великого полководца при императоре Гуан-ву Лю Сю в первые годы правления династии Восточная Хань, было «Чаншу».

Живописная каменная гробница Иньань в Шаньдуне — чрезвычайно важная находка. Она расположена в деревне Бэйчжай, в восьми милях к западу от уезда Инань, и практически не повреждена. Вся гробница состоит из восьми камер: трех главных и пяти боковых, последняя слева — туалет, так что все расположение было разработано для имитации потребностей живых. Стены гробницы украшены рисунками как снаружи входной двери, так и на стенах внутри. Помимо некоторых мифологических животных, наиболее примечательными из этих росписей и украшений являются длинные горизонтальные масштабные композиции на поперечных колоннах в вестибюле и в средней комнате. Например, изображение жертвоприношения на южной и западной панелях передней комнаты, изображение ста танцев и музыки на восточной панели центральной комнаты (длиной более 2 метров) и изображение сбора зерна и кухни на восточной половине южной панели. Все эти панели большие и богатые по отделке, что является редкостью среди обычных портретных камней.

Метод резьбы по портретному камню Иньань заключается в удалении фона ножом, чтобы изображение было приподнято на плоской поверхности, а затем в нанесении тонкой заштрихованной линии на приподнятое изображение. Это метод резьбы был передан мастерам от предков У и Чжу Туна.

Портретные камни из ханьской гробницы в Цзюйюньдуне в Суйнине, провинция Аньхой, и из гробницы Ван Дэюаня в Суйде, провинция Шэньси (датируется двенадцатым годом эпохи Юн Юань, 100 г. н.э.), а также найденные в Лиши, провинция Шэньси имеют общие с ними стилистические черты.

Самые распространенные из надгробных камней — дверь и перекладины фриза и столбов, на которых высечено изображение мифологической птицы Чжу-Цюэ, несущей в клюве кольцо, или другие образы животных. Три мифологических мотива (Фуси и Нува, восточный царь и западная царица) по бокам двери и на центральном столбе гробницы Иньань, а также сцены сражения на воде и суше на горизонтальных перекладинах перемычки изображаются более сложными.

Портретные камни, раскопанные в Наньяне, Хэнань, относятся в основном к дверям и фризам гробниц, и в меньшей степени к межстенному декору. Они чрезвычайно удачно передают движение и скорость животных.

Кирпичные ханьские гробницы в Чэнду и Дэяне в Сычуани были постоянным источником пиктографических камней и кирпичей: такие камни были вложены в левую и правую стены узкой купольной камеры гробницы №1 в Янцзы Шань в Чэнду и гробницы №3 в Цинканпо в Дунсяне. Кирпичи с портретами в гробнице №1 Янцзы Шань расположены четырьмя парами по восемь штук, первая пара — королевская, затем на левой стене по очереди изображены колесница и лошадь, наездник и урожай, а на правой стене — инструментальный ансамбль верхом на лошадях, конные экипажи, чиновники на лошадях в сопровождении своей свиты. На левой стене находится портретный камень длиной 5,12 м и высотой 0,47 м с изображениями процессии колесниц и коней, а также пира и танцев; на правой стене — портретный камень длиной 6,04 м и такой же высоты, как на левой стене, с изображением процессии колесниц и коней в путешествии. Портреты вырезаны на плоской поверхности. Ясно, что этот тип портретных камней, и особенно портретные кирпичи, встречается в гробнице в разных местах и с разным содержанием.

Ряд раскрашенных камней также был найден в скальных гробницах в западной Сычуани.

Кирпичи имеют свои особенности, каждый высотой около 49 см и шириной 43 см, покрыты тонким рельефом, богатым по содержанию и имеющим величайшую художественную ценность. На них изображена трудовая жизнь, например, добыча и приготовление соли, в очень реалистичной манере.

В Сычуани также есть ряд портретных кирпичей и камней с уникальным содержанием, не встречающимися в других местах, например, пруды с лотосами, рыбалка и охота, двор с двумя журавлями, праздно шагающими по улице, дверной проем с ивами, свисающими со стены, летающие боги, представляющие солнце и луну, и так далее.

Важным типом окрашенного кирпича является полый кирпич, используемый для создания внешней камеры.

Период, когда были популярны гробницы из полого кирпича, пришелся на вторую половину периода Западной Хань.

Ханьские гробницы из полого кирпича встречаются в северной Хэнани, например, в Чжэнчжоу, Лояне, Синьяне и Байше, а также в южной Шэньси. Полые кирпичи использовались в создании камер для гробов в количестве двадцати-тридцати или шестидесяти-семидесяти штук, их форма варьировалась от обычных прямоугольных кирпичей до треугольных, использовавшихся для стен, перемычек и столбов. Прямоугольные кирпичи обычно имеют длину 1–1,5 м, ширину 20–50 см и толщину 13–14 см.

На лицевой или боковой стороне полых блоков многократно выбиты различные узоры, в том числе, помимо геометрических, «смотритель павильона» (так назывался чиновник династии Хань, в обязанности которого входила поимка и защита от воров), охотник, всадник, дракон, феникс, тигр, леопард, дерево, здание, повозка и шатер павильона.

На обращенных внутрь сторонах общих надгробных блоков обычно присутствуют разнообразные цветочные мотивы в различных стилях, но есть и особо выделяющиеся искусно расположенные рисунки.

Самыми важными из ханьских построек, сохранившихся до наших дней, являются каменные стелы Шицюэ. Каменные фронтоны были возведены по обеим сторонам въездной аллеи к месту строительства и имеют две формы: одна — монументальная, но соотношение ширины и толщины почти квадратное, а более плоские встречаются реже. Сооружение покрыто каменной крышей, имитирующей деревянное покрытие с черепицей, резьбой, карнизами и наличниками. Имеется также двойной фронтон. Другая часть является дополнением к вышеупомянутой главной части, она чуть меньшего размера. Две эти части соединены между собой, меньшая часть также покрыта каменной крышей. На ее стенах высечены портреты и надписи.

Знаменитые каменные стелы Шицюэ династии Хань можно разделить на три группы:

(1) три ряда Таймуро (в 5 году 1 века, 118 г. н.э.), Шаомуро (во 2 году Янгуань, 123 г. н.э.) и Циму (с Шаомуро) в Соншань, провинция Хэнань, с изображениями драконов, тигров, львов, фениксов, слонов, баранов, журавлей и других фигур;

(2) помимо каменных стел Зала предков У, в уезде Пинъи есть ряды Хань, которые также известны как «ряды Южного Уяна», поскольку расположены в уезде Южный Уян династии Хань. Два из них — «Цюэ Хуан Шэнцин» (построен в третий год правления Юаньхэ, 86 г. н.э.) и «Цюэ Гункао» (построен в первый год правления Чжанхэ, 87 г. н.э.) по манере и содержанию схожи с каменными стелами клана У;

(3) в западной части Сычуани лучше всего сохранились каменные стелы и памятники, всего известно 17. Шесть в уезде Цюй, четыре в Цзытуне, два в Лушане, другие в Синьане, Синьду, Мяньчжоу, Дэяне, Чунцине и Цзецзяне. Некоторые из них дают важный материал для изучения искусства династии Хань.

Ли Е Цюэ в Цзытуне — самые ранние из известных сохранившихся камней династии Хань. Хотя точная дата не установлена, известно, что Ли Е был уроженцем Лю Сю, подданным императора Гуанву. Цюэ Пинъян в Мяньчжоу (также с неизвестной датировкой) отличается сложной структурой и был обнаружен первым, наряду с Цюэ Синьду Ван Чжицзы (изготовлен в 105 году н.э., в первый год эпохи Юань Син), который был записан в книге Ли Ши династии Сун. Карнизы Фэн Хуан Цюэ в Дусяне (Фэн Хуан умер в восьмом году первой династии Юань, 121 г. н.э.) украшены рельефными рисунками летящих драконов, преследующих призраков, черепах и змей. Изображение киноварной птицы полете на Шэнь Фуцзюнь Кань (дата постройки неизвестна) более удачно, чем другие художественные образы в том же ряду, такие как голова тигра с рогами и летящий дракон с кольцом. Двойной ряд, стела и каменные звери перед гробницей Гао И, в 20 милях к востоку от Яаня, представляют собой систематизированную группу. Пара каменных зверей, левый из которых более завершен, является типичным произведением скульптуры династии Хань. Резьба в гробнице Гао И была создана в 14-м году Цзяньань (209 г. н.э.), в конце правления династии Восточная Хань.

Будучи произведениями архитектуры, эти каменные стелы демонстрируют характерные черты художественного мастерства династии Хань не только в деталях, структуре и декоре, но и во всей своей форме.

В древности керамические подвески были архитектурными украшениями. Головки бочкообразных плиток, покрывавших крышу, украшали словами или рисунками, которые известны как таданг. Полуплитки из нижней столицы государства Янь, найденные в Исяне, Хэбэй, и полуплитки из государства Ци, найденные в Линьцзы, Шаньдун, относящиеся к концу периода Воюющих государств, — самые ранние образцы. Полуваданг — закругленная половина. Ваданг обычно имеет круглую форму и также предназначен для украшения. Изображения четырех богов, а также деревья, павильоны, фигуры людей и животных, все в чрезвычайно законченной форме, встречаются наиболее часто.

Текст на гранях плиток и кирпичей и на печатях династии Хань расположен таким образом, что он сохраняет удивительную ритмичность, придавая ценность экспонатам. Письмена на стелах династии Хань также являются уникальным предметом искусства.

Скульптурное искусство

Династия Хань породила самые ранние монументальные скульптуры. От огромных масштабов дворцовой и храмовой архитектуры, созданной во времена династий Цинь и Хань, осталось немного произведений. Каменная скульптура перед гробницей Хуо Чжаоди — самая важная из нескольких сохранившихся работ. Среди других примеров — каменные фигуры перед храмом Чжунъюэ в Суншань (ок. 118 г. н.э.), каменные фигуры перед «гробницей царя Лу» в Цюйфу (146–156 гг. н.э.), каменные львы перед храмом Уси и гробницей Гао И.

Гробница Хуо Чжаоди находится в уезде Синпин провинции Шэньси. Поскольку он и Вэй Цин были известными генералами, добившимися больших успехов в войне против Сюнну, оба были похоронены рядом с гробницей «Маолин» императора У Лю Че. От гробницы Хуо уцелела только каменная резьба. Она датируется примерно шестым годом охотничьего периода Юань (117 г. до н.э.), до сих пор сохранилось девять фрагментов резьбы по камню, включая «Коня, топчущего гуннов», «Скачущую лошадь», «Лежащую лошадь», «Лежащего тигра», «Лежащего быка», «Лежащую свинью», «Карлика», «Человека, держащего медведя» и «Монстра, поедающего овцу», которые вырезаны из цельного камня и имеют длину от двух до трех метров1.

«Конь, топчущий гуннов» является аллегорией исторической реальности династии Хань. Несмотря на трудности того периода, резное панно прославляет торжество героической борьбы за освобождение границы.

Реалистично и живо представлены жевательные движения пасти лежащего тигра и движения тела скачущей лошади, прекрасно переданы особенности телосложения животных: округлость мышц тигра, крепость лошади и т.д. Другие композиции, особенно свирепое чудовище, пожирающее овец, тоже изображены замечательно. Каждая из каменных скульптур имеет выраженный, единый и законченный внутренний характер, и в этом отношении каменная резьба перед гробницей Хуо достигает эффекта монументальности.

Каменная резьба перед гробницей Хуо, как и каменные фигуры в храме Чжунъюэ в Хэнани и Цюйфу в Шаньдуне, выполнена с использованием оригинальной формы камня, объединяя исходную форму сырья и художественный дизайн. Использование крупных фигур и больших пространств, с очевидным ощущением объема, и сочетание рельефной резьбы с линейной (полосы на лежащем тигре — линейная резьба, а профиль скачущей лошади — рельефная), являются смелыми творениями, где использование смешанной техники продиктовано темой и творческим замыслом.

Примерно в 40 милях к западу от Сианя, недалеко от города Думэнь, до сих пор сохранились руины пруда Куньмин династии Хань с каменными статуями мифологических героев — пастуха, тянущего на веревке быка, и ткачихи. Статуи были высечены в трех милях друг от друга, они датируются примерно 120 годом до н.э.

Каменные львы в гробнице Гао И и в родовом святилище Ву, оба с высоко поднятыми головами, открытыми пастями и высунутыми языками, — ранние воплощения этой популярной темы от Хань до Шестой династии, эти фигуры животных также известны как «Тянь Лу» и «Пэй Си». Пара из гробницы Цзунчжи в Наньяне, Хэнань, каждый с именем, вырезанным на плече, привлекла внимание археологов еще во времена династии Сун.

Скульптуры династии Хань передают реалии жизни того времени, включая терракотовые статуэтки и разнообразные яркие предметы, используемые для погребения. Помимо моделей зданий (многоэтажных и одноэтажных домов, амбаров, уборных, загонов для свиней и овец и т.д.), колодцев, печей, мельниц, пестов и повседневной утвари (чашек, тарелок, ящиков и т.д.), найдено также большое количество простых и живых изображений животных и работающих людей обоих полов.

Выразительные лица терракотовых ханьских статуэток — одно из проявлений древнего скульптурного искусства. А статуэтки поздней династии Хань в своем производстве развивались от лепки к штамповке. С точки зрения моделирования фигурки стали сложнее: более естественное положение тела, персонажи окружены предметами. Выражение лиц очень умело передано, дополняя позу и движения тела. Некоторые терракотовые фигурки используют земледельческие орудия труда, подметают, танцуют или участвуют в играх.

Терракотовые фигурки, найденные в ханьских гробницах в Сычуани, особенно поющие и танцующие со счастливым выражением лица, производят впечатление чистого, естественного и аутентичного произведения искусства. Некоторые терракотовые статуи больших размеров, найденные в Сычуани, наделены причудливыми украшениями на голове и ушах, в уголках их ртов и глаз мелькает легкая улыбка, что передает характеры героев.

Некоторые керамические фигурки акробатов, раскопанные в Лояне, Хэнань, имеют небольшой размер, чуть больше дюйма в длину, но живая и мощная динамика впечатляет — древние художники преуспели в изображении человеческого тела в движении.

Найдено также несколько очень удачных фигурок животных времен династии Хань — лошадей, собак и свиней. Например, реалистично изображенный пони с поднятой головой, расставленными ногами и трясущимся хвостом, обнаруженный в Сычуани, и керамическая собака, раскопанная в Хуйсяне, Хэнань, являются одними из самых известных среди тысяч таких изделий. Керамическая голова лошади времен династии Хань также отличается тщательной проработкой деталей и уникальным стилем, что делает это произведение объектом особого внимания.

Бронзовые и позолоченные медведи тоже занимают уникальное место в творчестве периода Хань. Бронзовые изделия, выполненные в виде животных, такие, как лампа в виде овцы и замок в виде тигра, помогают составить представление об искусстве скульптуры во время правления династии.

Искусство и ремесла

Бронза занимала достойное место в декоративно-прикладном искусстве династии Хань. Лаки династии Хань, шелкоткачество и керамика стали произведениями, заслуживающими внимания историков искусства.

Типов бронзовых изделий в период правления династии Хань стало значительно меньше, чем в период Воюющих государств. Кувшин был популярным видом бронзовой посуды в эту эпоху. Кувшины обычно простые и без декора, только позолоченные. Некоторые из наиболее нарядных украшены тончайшей резьбой в виде множества облаков или изображений людей и животных. В период правления династии Хань также были популярны шпильки в форме овец и верблюдов и курильницы для благовоний различных форм. Один из видов курильниц, известный как печь Бо Шань, был выполнен в виде горы с деревьями и зверями, которую поддерживала человеческая фигура. Среди самых красивых работ, выполненных Дин Цзю, мастером в Чанъани времен правления императора Чэна династии Хань, — пурпурно-золотая курильница для благовоний и девятислойная золотая печь Бо Шань с резьбой в виде экзотических птиц и зверей.

Среди бронзовых изделий династии Хань очень хорошо было развито производство зеркал. Оформление этих зеркал играло важную роль в декоративном искусстве династии Хань и поэтому является предметом детального изучения. Зеркала были украшены по кругу, с ручкой в качестве центра композиции (за исключением «сценического зеркала» конца правления династии Восточная Хань, на котором несколько рельефных фигур богов и богинь были расположены горизонтальными рядами), и это разнообразие композиций отражает различные подходы мастеров.

Круговая композиция периода Воюющих государств, в центре которой находится ручка зеркала и которая состоит из облаков и мифологических животных, продолжала быть популярной и в период ранней Западной Хань. До сих пор трудно отличить бронзовые зеркала конца периода Воюющих государств от зеркал династий Цинь и Хань. В период Западной Хань композиция чаще всего была рассредоточена вовне: внешний край зеркала обрамлен внутри несколькими дугами (восемь, двенадцать, шестнадцать дуг), а ручка зеркала окружена изображениями животных и облаков («ци-образное зеркало» и «зеркало туманности»), или само зеркало окружено животными и облаками, или листьями травы, выступающими сверху, снизу, слева и справа (так называемое «зеркало листьев травы»). Одним из самых простых зеркал эпохи является «зеркало облака и грома» периода Западной Хань. «Зеркало правил» получило свое название благодаря «T», «V», «L» и другим фигурам, которые использованы в дизайне. Между формами «T», «V» и «L»находятся реалистичные фигуры животных, окруженные надписями и кругами зубов, с изогнутым кругом облаков по внешнему краю, выполненные очень тонкими линиями. В период поздней Восточной Хань к изображениям животных в рельефе добавились фигуры богов и бессмертных; облака на внешнем крае стали более сложными, более воздушными и пластичными; увеличилось количество зубцов или кругов; исчезли правила (зеркала божественных зверей, драконов и тигров, портретные зеркала и т.д.). В конце династии Восточная Хань и в период Троецарствия бронзовые зеркала, раскопанные в Шаосине, провинция Чжэцзян (которые можно назвать «зеркалами Шаосина»), с изображением встречи восточного короля и западной королевы-матери, были обработаны обычным способом, при этом высокий и низкий уровни рельефа были упрощены.

В декоре бронзовых зеркал династии Хань наблюдается большое разнообразие мотивов. Форма ручек и сечение бронзового зеркала также служат ориентиром для определения периода.

На бронзовые зеркала нанесены три или семь слов в разном количестве предложений. Начиная с династии Западная Хань, надписи включают год изготовления, а текст на зеркале в основном содержит благоприятные выражения, например: «Шанфан сделал прекрасное зеркало, украшенное священной птицей Чжу-Няо, которая дарит утоляющий голод и жажду финик, резвится среди облаков и защищает дом со всех сторон, дарит родителям, сыновьям и внукам счастье и долголетие, как у золота и драгоценных камней, во имя защиты всей страны».

Бронзовые изделия пограничных народов также обогатили достижения ханьского искусства.

Различные бронзовые произведения искусства древнего юго-западного клана были найдены на горе Шичжай в Цзиньнине, Юньнань. Погребальные предметы из могилы №1 в зоне А богато украшены и представляют исключительную художественную и историческую ценность. Среди них — четырехногий сосуд в форме барабана с 18 маленькими бронзовыми фигурками, отлитыми на крышке, которые изображают женщину-рабовладелицу, наблюдающую за своими рабами, пока они занимаются ткачеством и другими делами. Другой сосуд с 41 маленькой фигуркой на крышке представляет собой бронзовый столб с тигром на вершине и двумя змеями, обвившимися вокруг. На корпусе изображены восемь неглубоко вырезанных фигур, каждая из которых держит оружие. Найден также четырехногий сосуд, в центре крышки которого изображен бизон с огромными рогами и еще шесть быков. По центру сосуда расположены резные ручки в форме тигров и три полосы облаков, вырезанных штриховыми линиями. Из той же гробницы были извлечены бронзовые фигурки кролика, попугая, оленя и человека, расположенных на навершии посоха. Найдена также женская фигура высотой около 43 см. Все образы людей и животных очень реалистичны. Человеческие фигуры имеют узнаваемые национальные черты и выполнены с высокой степенью достоверности. Тигр похож на тех, которые обычно встречались в Среднем царстве.

Бронзовый барабан, найденный в гробнице, является одной из множества постоянных находок на юго-западе и севере Вьетнама. Украшенные лошадьми, перьями, птицами и коровами бронзовые барабаны являются культурной и художественной реликвией юго-западной этнической группы. Бронзовое оружие, найденное в гробницах на горе Шичжай в Цзиньнине, очень похоже на оружие, найденное ранее в Сычуани. Те предметы, что были найдены в Сычуани, являются артефактами так называемой «культуры Башу». Стиль копья и кольчуги по-прежнему соответствует стилю более раннего периода (Инь и ранняя Западная Чжоу), но с отличиями. Лезвие боевого топора приобрело характерную форму полумесяца. Бронзовые изделия «культуры Башу» нуждаются в дальнейшем систематическом изучении.

Большое количество мелких бронзовых изделий древних гуннов было найдено в районе Ордос к югу от реки на западе Внутренней Монголии, и их еще предстоит систематически изучать. Характерными предметами являются бронзовая тарелка с охотничьим мотивом и нож с головой зверя, украшающей рукоять. Эти изделия обычно называют «ордосскими бронзами» из-за их особого стиля. Они также известны как «скифское искусство» из-за их сходства с бронзой «скифов» (древних кочевых племен), найденных в Южной Сибири (например, в Минусинском районе) и на побережье Черного моря. Бронзовые изделия древних гуннов западной Внутренней Монголии отражают их охотничий и кочевой образ жизни. Бронзовые небольшие ножи с головами животных на рукоятях также найдены в руинах Инь в Аньяне, провинция Хэнань.

Анималистические мотивы в бронзе Ордоса связаны с охотой и борьбой со зверем (например, тигры, кусающие лошадей, чудовища, поедающие овец и т.д.), которые были популярны во времена Воюющих государств и династии Хань, обработка фигур животных очень проста.

На бронзовых сосудах сохранились имена и фамилии ремесленников, которые были основными создателями произведений изобразительного искусства и ремесел династии Хань. На бронзовых зеркалах часто встречаются надписи Шаньфэнь (чиновник, отвечающий за искусство и ремесла), Сишу и Гуаньгань (центр, где находились чиновники-ремесленники). Согласно документам, эти чиновники ежегодно тратили огромные деньги: 5 миллионов юаней в год на тех, кто находился в Сишу и Гуаньгане, и 50 миллионов юаней в год на три части администрации Шаофу, а именно на правый рабочий кабинет, экзаменационный рабочий кабинет и мастеров восточного сада. Некоторые готовые изделия из этих мастерских могли быть проданы государством.

Лаковая посуда также была предметом, производимым в государственных мастерских.

В Чанша были найдены лаковые изделия периода Воюющих государств и раннего периода Западной Хань, и до сих пор трудно провести четкую границу между этими периодами. Лаковые изделия конца династии Восточная Хань, найденные около Пхеньяна, Корея (место расположения уезда Леланг династии Хань), и в Хуайане в северной провинции Хэбэй в основном похожи на изделия династии Западная Хань, но более сложны как в производстве, так и с точки зрения дизайна, с большим разнообразием цветов (желтый и зеленый используются в дополнение к красному и черному, а красный — в дополнение к малиновому), более живыми узорами и стилем, приближенным к реализму.

Лаковые изделия, обнаруженные в Пхеньяне, помечены надписью, гласящей, что они были произведены в Сычуани, в королевских мастерских Гуаньгана или уезда Шу, с указанием имен мастеров и процессов, за которые те отвечали. Имя ремесленника и технология написаны на табличке.

Наиболее примечательными из лаковых изделий, найденных в Пхеньяне, являются красочные футляры, на которых изображены истории о сыновней почтительности (например, Динлань, Лао-лай-цзы и т.д.) и исторические сюжеты (например, царь Чжоу и т.д.), с фигурами несоразмерных пропорций (большие головы с четкими бровями), с чрезвычайно эмоциональными выражениями лиц и позами.

Лаковая посуда удобнее, чем каменная, для изображения клубящихся облаков и улетающих в них животных; лаковые шкатулки и тарелки с таким декором были найдены в Хуайане в Хэбэе и Пхеньяне в Корее. Золотые, серебряные и медные цилиндры, украшенные тем же мотивом, были найдены недалеко от Пхеньяна, в дополнение к тем, которые были раскопаны из ханьской гробницы в Янгао в Шэньси.

Во времена династии Хань существовали специальные мастерские для производства тканей из шелка. Линьцзы в Шаньдуне и близлежащий уезд Ци были известны как центры ремесленничества еще со времен Воюющих государств, а во времена династии Хань особенно славились своим шелкоткачеством. В уезде Ци существовали различные виды шелкоткачества, такие как полотняное плетение, легкий и тонкий шелк, платки с дырочками, жаккард и так далее. Вышивка также была обнаружена в уезде Ци, и парчовое ткачество в Сянъи в уезде Чэньлю (недалеко от современного Кайфэна в провинции Хэнань) также было популярным. В Синьцзяне были найдены куски шелка времен династии Хань, на них были указаны происхождение, длина и вес, поэтому ясно, что этот шелк был продуктом уезда Ци и продавался за границу.

Судя по ханьской парче, найденной во Внутренней Монголии и по всему Синьцзяну и Ганьсу, здесь наблюдался технический прогресс. Встречается шелк с жаккардовым рисунком, а также парча в нескольких цветах. В ханьской парче используются красный, коричневый, желтый, синий и голубой цвета для плетения разнообразных узоров, некоторые из них простые, другие сложные, такие как облака, драконы и животные, популярно было даже плетение надписей, таких как «Да продлятся Ваши дни», «Вечного веселья, радости без конца», «Успешного восхождения на гору» (из исторической летописи «Ечжунцзи»), «Десятитысячелетнего долголетия», «Цвести десять тысяч лет и приносить потомство» и многие другие. Во времена династии Хань «Чжичэн» (или «Кэсы» (узорчатый шелк) в более поздние времена) — особая техника китайского шелкоткачества, когда маленьким челноком создают свободный узор в подражание картине) позволял ткать узоры в виде гор, деревьев и облаков. Во времена династии Хань в технику шелкоткачества был введен метод вышивки.

Существует также керамика династии Хань, при изготовлении которой киноварь наносили на черную и серую основу, а затем расписывали черными и красными декоративными узорами. Эти предметы сегодня известны как изделия эпохи Мин, имитирующие бронзовую или другую домашнюю утварь. Особый интерес представляют два вида керамики династии Хань: свинцово-глазурованная и прозрачно-глазурованная.

Свинцово-глазурованная керамика, обжигаемая при низких температурах, давно известна в Китае, и самые ранние известные ее находки были сделаны во времена династии Хань. Этот тип керамики глазировали свинцом и обжигали при температуре около 800 градусов Цельсия. Наиболее распространенный цвет глазури — зеленый, другие используемые цвета — желтый, коричневый, белый и синий. Свинцово-глазурованная глиняная посуда династии Хань имеет разнообразные формы, а горшки с зеленой или оранжевой глазурью украшены рельефными охотничьими мотивами.

В Фуяне, провинция Чжэцзян, было найдено несколько прозрачных глазурованных сосудов (полукерамика, полуфарфор) времен династии Хань, вероятно, это круглые шкатулки и умывальники периода Западной Хань. Самые древние находки, которые можно датировать, — кирпич из гробницы с отметкой 11-го года правления Юн Юань (99 г. н.э.) и шесть сосудов, найденные в Синьяне, провинция Хэнань. Более поздний могильный кирпич с отметкой второго года правления Юнкана (168 г. н.э.) был найден в Ханчжоу вместе с сосудом, искусно украшенным павильоном с летящей птицей. Кроме того, в Гуанчжоу были найдены глазурованный фаянсовый дзонг начала династии Западная Хань и сосуд эпохи Мин, относящийся к династии Восточная Хань (археологи предполагают, что глазурь может быть естественной). Тот факт, что глазурованная керамика была обнаружена в таких отдаленных местах, говорит о том, что появление глазурованной керамики в эпоху династии Хань не было случайностью. Общими чертами этого типа глазурованной керамики являются тонкие, твердые шины, звук при нажатии, температура обжига выше 1000 градусов и прозрачные глазури, такие как стеклянная, темно-зеленая или травянисто-зеленая. Глазурованная керамика, найденная в Гуандуне, имеет непрозрачный мутно-белый и темно-синий цвет (как в глазури Цзюнь династии Сун), когда прозрачная глазурь собирается в слои и утолщается. Эта глазурованная керамика династии Хань, найденная в Ханчжоу, уже может считаться родоначальником селадона, популярного со времен династий Суй и Тан.

В окрестностях Шаосина в Чжэцзяне и близ Нанкина было найдено множество изделий из зеленой глазури периода Трех царств, включая надгробные плитки с клеймом правления Сунь У. Очевидно, что к середине третьего века цвет синей глазури не сопровождался явным желтым оттенком. Это говорит о том, что уменьшение содержания железа в глазури значительно продвинуло производство в плане техники обжига.

Лаковое, шелкоткацкое и гончарное ремесла достигли определенного уровня во времена династии Хань, они стали основой для целого ряда традиций, начиная с династий Суй и Тан, и связь преемственности между ханьскими ремеслами и их последующим развитием очевидна.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я