Дмитрий Донской. Куликовская битва и подвиг объединения Руси

Валерий Шамбаров, 2022

Имя Дмитрия Донского прочно связалось со славной и героической Куликовской битвой. Но он одержал и другие выдающиеся победы. Разгромил ордынскую армию на реке Воже. Остановил наступление литовских полчищ, пытавшихся захватить Москву. Он совершил ещё одно великое дело. В самое тяжёлое для нашей страны время, когда она совсем уже развалилась, попала под власть завоевателей, Дмитрий Донской взялся объединять разрозненные русские княжества. Из осколков погибшей Древней Руси создавать новую, Московскую Русь. Будущую Россию. А это открыло путь и к победам, и к освобождению. Известный писатель-историк Валерий Шамбаров написал эту книгу специально для детей, простым и доступным языком. Чтобы прочитать и понять её мог любой школьник. Узнать о подвигах и свершениях князя Дмитрия, его друзей и соратников Владимира Храброго, святого Сергия Радонежского, митрополита Алексия и других героев нашей славной и увлекательной истории.

Оглавление

Из серии: Русская история

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дмитрий Донской. Куликовская битва и подвиг объединения Руси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Как жилось под властью ханов?

Ордынский баскак приехал в русский город.

Картина С.В. Иванова

Что погубило Древнюю Русь? Эгоизм. Про саму-то Русь многие забыли! Думали только о собственных выгодах. Князья — чтобы их княжества были побольше и побогаче. И жители разных областей тоже привыкли стараться только ради своего княжества, своего города. Людей из других русских городов считали чужими или вообще врагами. Вот и развалили державу. И она досталась завоевателям.

В Русской Церкви в это время стали вспоминать историю из Библии о Вавилонском пленении. Когда древняя Иудея погрязла в грехах, Бог отдал её под власть вавилонского царя Навуходоносора. Пророки поучали, что это — кара от Господа, её надо принимать со смирением. Но наказание не вечно. Когда люди покаются и очистятся от грехов, Бог простит их и избавит от чужеземного владычества. Что ж, это было справедливо. Ведь русские разделились, враждовали, предавали друг друга. Вот и были наказаны татарским нашествием, данью. А чтобы освободиться, надо было понять свои грехи и ошибки. Снова осознать, что мы братья, один народ. Но это получилось ох как не сразу!

Да, наказание было тяжёлым. Дань надо было платить большую. На Руси перестали строить каменные храмы, крепости — на это не стало денег. На месте разрушенных церквей возводили деревянные, самые простенькие. И всему народу приходилось напрягаться, чтобы собрать нужную сумму. Если княжество не смогло уплатить дань, хан сердился. Присылал «лютых послов». Лютых — потому что они приезжали с отрядами воинов. В счёт долга они перетряхивали дома и дворы жителей, забирали всё ценное, коров, лошадей. Хватали и людей для продажи в рабство — кто им под руку подвернётся. На Руси говорили: «У кого денег нет, у того дитя возьмут, у кого дитяти нет, у того жену возьмут, у кого жены-то нет, того самого возьмут».

Но и татарские наместники в княжествах, баскаки, старались набрать богатств для себя. Грабили народ. Если князь пытался заступиться за своих подданных, призвать баскака к порядку, тот мог нажаловаться хану. Наврать, что князь — враг Орды, и его казнят. Так случилось с Михаилом Черниговским, Романом Рязанским. На мелкие и слабые южные княжества шайки татар из степи наезжали просто так, поразбойничать. А по западным областям бродили банды литовцев. Резали и грабили похлеще татар.

Однако сами русские князья так и не поняли своих ошибок. Они, как и раньше, ссорились. Вступали в междоусобные драки. Мало того, под властью Орды они нашли новый способ, как сводить счёты. Набирали побольше денег и ехали в Сарай. Раздавали взятки татарским вельможам. Ябедничали на соперников. Выдумывали на них всякие обвинения. Выпрашивали, чтобы ярлык на какой-нибудь город дали им. На суд к хану вызывали соперника. Ему тоже приходилось раздавать взятки, чтобы оправдаться от обвинений. В Сарае собирались десятки князей. Месяцами, а то и годами ходили от одного вельможи к другому, решая свои споры. А те сообразили, как это выгодно. Брали взятки с обеих сторон. Получалось, что разорялись и проигравшие, и выигравшие. Не могли заплатить дань. Но тогда к ним ехали «лютые послы» с отрядами.

Более-менее благополучно жила только Северная Русь. Владимирским государем был Александр Невский. Батый и его сын Сартак очень уважали этого князя. Поэтому баскаки в его городах не осмеливались безобразничать — если князь доложит хану, то самим худо придётся. Разбойничьи отряды и литовцы боялись соваться во владения Александра. Татарскую дань он по справедливости распределил среди всех подданных, кому и сколько надо сдавать. Хоть и трудно, но получалось собрать сколько нужно. Даже ещё оставались деньги, Александр выкупал в Орде пленных. Владимирское великое княжество тоже было разделено на уделы. Братья, сыновья, племянники государя правили в Твери, Переславле-Залесском, Костроме, Городце, Суздале, Ростове, Белоозере, Ярославле. Но у Александра Невского был огромный авторитет. Родственники его слушались. Великий князь не допускал между ними ссор, доносов в Орду.

Киев так и не возродился, превратился в маленький городок из 200 домов. Митрополит Кирилл, возглавлявший Русскую Церковь, переехал из Киева к Александру Невскому во Владимир. Монголы были язычниками, но по законам Чингисхана все религии находились под защитой хана. Под этот закон попала и Православная Церковь. Со священников и монахов не брали дань. Но они были обязаны молить Бога о ханском здоровье. Под защитой хана находились и купцы. Могли свободно путешествовать и торговать по всей Монгольской империи.

Однако она оказалась очень непрочной. Как раз из-за своих огромных размеров. Ведь никаких средств связи ещё не было. Приказ великого хана из Каракорума везли до Сарая год, а то и больше. Разные ханства постепенно стали жить самостоятельно. И они начали меняться. Сами монголы и татары, которых они собрали в своё войско, были пастухами. Кочевали по степям со стадами, отарами овец, табунами лошадей. У них не было ни письменности, ни образования, ни науки. В завоёванных странах они начали перенимать культуру покорённых народов.

В Китае хану Хубилаю очень понравились большие города, дворцы, всякие удобства и изделия, которых у монголов не было. В результате возродилась китайская империя, только вместо императора ею правил монгольский хан. Но он стал одеваться в китайские одежды, окружил себя китайскими учёными, его дворец украшали китайскими произведениями искусства, его развлекали китайские артисты. Точно так же в Иране хану Хулагу пришлись по душе персидские города, дворцы, мечети, базары. Его ханство стало приспосабливаться к персидским обычаям, а сам хан заменил иранского шаха. И в Средней Азии было так же.

Ну а Золотая Орда вообще-то должна была сближаться с Русью. Во владениях ордынского хана она была самой развитой, самой культурной страной. Поначалу так и было. В Сарай собрали множество русских мастеров, там появились большие русские кварталы. Сын и наследник Батыя Сартак подружился с Александром Невским. Даже принял крещение — видимо, под влиянием Александра. Ещё один татарский царевич тоже крестился, получил имя Петра, переселился в нашу страну. Но вскоре в Золотой Орде всё переменилось.

Её столица Сарай стояла на перекрёстке важных торговых дорог. По Волге отсюда можно было плыть на север: попасть или на Русь или в Камскую Булгарию — это была древняя богатая страна, она лежала на том месте, где сейчас республика Татарстан. Если из Сарая спуститься к низовьям Волги, то через Каспийское море можно было попасть на Кавказ и в Персию. В одном месте к Волге очень близко подходит другая большая река, Дон. Там был устроен волок: лодки разгружали и волокли из одной реки в другую. А по Дону можно было плыть в Азовское море, оттуда в Чёрное. За морем лежала Византийская империя. В Чёрное море впадает и большая река Дунай. По ней можно было попасть в страны Европы — Венгрию, Сербию, Чехию, Германию.

В Золотую Орду вошла часть Средней Азии — завоёванное монголами царство Хорезм. Там были большие торговые города. Хорезмийские купцы оценили, как удачно расположен Сарай. Многие переселились сюда. Наладили международную торговлю. Из Китая караваны верблюдов везли драгоценный шёлк, фарфор и другие товары, которых не было в других странах. Шли через города Хорезма — и в Сарай. По Волге из северных лесов привозили дорогие меха.

Торговые города были и в Крыму. Они принадлежали Византийской империи. Когда-то эта империя была великой и сильной. Её столица, Константинополь, считалась мировым центром Православной Церкви, там находилась патриархия. В нашей стране Церковь тоже подчинялась ей. Константинопольский патриарх назначал на Русь митрополита. Но Византия ослабела. У императоров не хватало денег, и они продали свои города на Чёрном море итальянцам. Точнее, единой Италии ещё не существовало, она была разделена на множество государств. Торговлей и мореплаванием занимались две итальянских республики, Венеция и Генуя. Между собой они враждовали. Но наживу любили и те и другие. Венецианцы обосновались в Сугдее (Судаке), Тане (Азове). Генуэзцы в Херсонесе (около Севастополя) и Кафе (Феодосии).

А крымские купцы издавна занимались работорговлей. По дешёвке скупали пленных у жителей Кавказа, степных племён — и продавали в разные страны. Но уж пленных в Золотой Орде всегда было множество. Их приводили тысячами после каждого похода. Или на Руси набирали «лютые послы», если кто-то не заплатил дань. Самим татарам такое количество невольников было совершенно не нужно. Но крымские купцы готовы были покупать сколько угодно. Их грузили на генуэзские и венецианские корабли и везли продавать на азиатские, африканские, европейские базары.

Золотых и серебряных денег в те времена на Руси было мало. Поэтому князья часто платили дань дорогими мехами — шкурками соболей, куниц, горностаев. И для взяток ханским придворным привозили меха. Ордынцам надо было их продать, а крымские и итальянские купцы их тоже охотно брали. Знали, что за такие меха они выручат в других странах в 10 раз больше. Так что сотрудничество получалось очень выгодным и для них, и для татар. В Сарае хорезмийские и крымские купцы объединились. Перепродавали и китайские, и персидские товары, и меха, и рабов. Получали просто сказочные прибыли. Богатые торговцы подружились с ордынскими эмирами (вельможами), мурзами (князьями). С теми, у кого покупали пленных, меха. А у купцов было золото, серебро. Могли любого подкупить.

Но им очень не нравилось, что наследник Батыя Сартак сближается с русскими, хорошо к ним относится. Когда станет ханом, вдруг станет перенимать русские обычаи? Вдруг облегчит жизнь Руси, уменьшит дань? Для купцов-то было выгодно, чтобы дань драли побольше. Чтобы карателей посылали почаще. Невольников пригоняли больше. А они всё купят по дешёвке и продадут где-нибудь за большие деньги. Богатые хорезмийские торговцы стали обхаживать брата Батыя, Берке. Заинтересовали его, чтобы он увлёкся восточными удовольствиями, развлечениями. Он принял мусульманскую веру. К Берке приманили и эмиров с мурзами, организовали заговор.

В 1256 году Батый умер. Вот тут-то Сартака отравили и посадили на трон Берке. Правда, Александр Невский сумел и с ним наладить более-менее сносные отношения. Вместе с митрополитом Кириллом они сделали очень важное дело. Добились от хана разрешения организовать в Русской Церкви новую епархию (область, где епископ руководит храмами и монастырями). Чтобы православный епископ жил в самом Сарае. Там было много русских слуг, ремесленников, невольников. Православное население было и на Дону — казаки. Теперь епископ стал организовывать для них храмы, церковные службы. Но он подчинялся митрополиту во Владимире. Мудрый шаг Александра Невского связал христиан в Орде и на Дону с Северной Русью — через Церковь.

Но в остальном Берке стал править так, как требовалось купцам, которые сделали его ханом. Начал войну с родственником, ханом Ирана Хулагу. Повелел строить новую столицу, Сарай-Берке. Большой восточный город с пышными дворцами, большими базарами, садами. Купцы давали Берке деньги и на войну, и на строительство. А хан, чтобы расплатиться, увеличил дань с Руси. И отдал её на откуп тем, кому был должен. То есть купец дал деньги хану, а взамен получал право самому собрать дань с какого-то русского города. Ох как порадовались жадные торгаши! Поехали на Русь с отрядами воинов. Принялись грабить вовсю. Про размер дани не вспоминали. Старались нахапать сколько получится. Так безобразничали, что в нескольких городах люди не выдержали. Восстали, перебили хищников.

Берке рассвирепел, готов был бросить на Русь карателей. Но Александр Невский и от этого спас страну. Доказал хану, что в мятежах виноваты сами купцы, отнимавшие у людей последнее. Объяснил, что это вред для самой Орды. Если народ совсем разорят, как же он будет платить дань в следующие годы? Уговорил больше не отдавать дань на откуп, пусть её собирают русские князья. Вскоре после этого Александр тяжело заболел. Подозревают, что его отравили. Очень может быть, что ему отомстили сарайские купцы. Они очень обозлились, что лишились возможности самим хозяйничать и грабить на Руси.

В 1263 году Александр Невский умер. И после этого Северная Русь развалилась так же, как раньше Южная. Великими князьями становились братья и сыновья Александра. Но его князья слушались, а новых государей — нет. Стали ссориться между собой, жаловаться друг на друга хану. Столицей Северной Руси считался Владимир, и само великое княжество называлось Владимирским. Но этот город не переходил по наследству от отца к сыну. Кто будет великим князем, тому он и принадлежит. Поэтому новые государи не жили там. Зачем обустраивать город, тратить на это деньги, если потом Владимир достанется кому-то другому?

После Александра Невского великие князья оставались в собственных городах. Тех, которые они передадут своим детям, внукам. И настоящая столица оказывалась там, где жил очередной государь. То в Твери, то в Костроме, то в Переславле-Залесском. А Владимир приходил в запустение. Там оставалось всё меньше жителей. Величественные храмы и соборы разрушались без ремонта, крепостные валы оплывали.

Одному из сыновей Невского, Андрею, княжество досталось маленькое, бедное — Городец на Волге. Он стал подрабатывать так же, как и многие мелкие князья. Ездил со своей дружиной в Орду. Вместе с ханским войском ходил то на Кавказ, то на литовцев. За это татары ничего не платили, но что сумеешь награбить — то твоё. Андрей страшно завидовал старшему брату Дмитрию: ему достались города Переславль-Залесский, Дмитров, он стал великим князем. Но в ордынских походах Андрей подружился с ханскими вельможами. Стал ябедничать на Дмитрия, выдумывал про него всякую клевету. Знакомые мурзы помогли, чтобы хан дал Андрею ярлык великого князя.

Многие русские возмутились. Дмитрий-то был законным государем. Поддержали его. Но Андрей жаловался приятелям в Сарае, хан давал ему войско. Три раза он приводил на Русь татарскую рать и прогонял старшего брата. А для ордынских воинов главное было — набрать побольше добычи. Им было без разницы, противники это или союзники Андрея. Они громили все города, все сёла на своём пути. За ратью оставались дымящиеся пепелища на местах деревень, развалины домов. Татары увозили огромные обозы чужого добра, угоняли стада захваченного скота, вереницы пленных. Уцелевшие люди разбегались кто куда. Казалось, что Русь окончательно погибает.

Оглавление

Из серии: Русская история

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дмитрий Донской. Куликовская битва и подвиг объединения Руси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я