Автор рассказывает о приключениях на жизненном пути. Он учился в Вологде, работал на паровозе в Горьком. Армейская служба прошла на Урале. Потом была учеба в Ленинградском университете с интересными событиями, включенными в книгу. Он работал биологом на Дальнем Востоке, много плавал и путешествовал по Приморью и описал интересные моменты тех лет. Работает в Санкт-Петербурге и повествует о любопытных событиях и встречах с интересными людьми.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Былицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Средняя школа
В пятом классе нас перевели в девятую среднюю школу. Обучение в те годы в средней школе было строго раздельным. Поэтому девочки и мальчики оказались в разных школах. Все наши пассии и симпатии исчезли, и потихоньку развеялись, как дым.
В нашей мужской школе царили строгие нравы. Родители могли бы выбрать для своего отпрыска более престижную и лояльную школу. Среди мужских такой считалась первая школа, в смысле, номер ее, а среди женских — восьмая. Мои родители поступили правильно, считая, что в любой из них можно получить хорошее образование, — все зависит от человека.
В нашем пятом классе оказались ребята не самого лучшего разбора. Среди них нашлись второгодники, исключенные из других школ за какие-то прегрешения, и прочие, доставшиеся нам в одноклассники.
Эти верзилы, остолопы и активные недоросли вдохновенно хулиганили на уроках. Только у математика Николая Анатольевича, прошедшего войну, они не решались вызывать гнев. Он был решителен и скор на расправу, а орудие для кары у него всегда было под рукой. Точнее, в руке — это палка, которую он использовал при ходьбе, так как был инвалидом. Ручкой палки, как крюком, Н.А. останавливал шалунов, если те пытались улизнуть.
Николай Анатольевич поражал нас своим бесстрашием и умом. Он за версту чуял готовящуюся проказу наших хулиганствующих молодчиков. Во многих классах школы были разбиты выключатели, и свет включали, соединяя провода. Наши хулиганы пользовались этим и во время урока исподтишка бросали в «выключатель» тряпку — провода разъединялись, и свет гас. Н.А. подходил и пальцами соединял их. Все остолбенело смотрели на этот героический поступок. Хорошо, что Н.А. был еще и умным учителем и объяснял, почему и как он поступает, чтобы не пострадать от электричества.
Среди замечательных учителей мы помним еще «географичку» Щербань и «физичку» Киру Александровну.
В школе имелась очень хорошая библиотека. Найти ее не так уж просто: сначала надо преодолеть темный коридор, потом пустой и холодный объем «заднего входа» в школу и, наконец, полутемную и тоже холодную лестницу, после этого путешествия, ты у цели.
Богатство книг и особенно научно-популярных журналов привлекало многих. На большой перемене чтение журналов стало для меня лучшим времяпрепровождением. Одно плохо — звонка на урок в библиотеке не слышно. Ничего не поделаешь — приходилось расплачиваться замечаниями в дневнике. Зато на всю жизнь полюбил копаться в толстых и научно-популярных журналах.
Школа еще замечательна тем, что располагалась рядом с рынком. На большой переменке мы бегали туда за семечками или за сравнительно дешевыми коржиками и пончиками.
Среди особенностей и преимуществ ее можно назвать близость к магазину «Наглядные пособия». Они так нас привлекали, что мы называли его «Ненаглядными пособиями». Там продавали реактивы, пробирки, лупы и прочие замечательные вещи. Они вызывали какие-то таинственные желания, которые, как мне кажется, привели многих в науку, и сделали нас думающими, размышляющими.
Другим достоинством школы можно считать близость к реке. Ледоход, первый лед и лыжные бега — мы здесь первые участники и свидетели. Но у нас в классе нашлись и свои чемпионы. Так некоторые наши соученики каждый день совершали гонку на лыжах в семь — десять километров — из дома в школу и обратно. Например, Антонов (имя забыл) пробегал на лыжах из далекой деревни до школы. Это же был почти подвиг!
Когда мы перешли в 8 класс, школу опять подвергли реорганизации, как всегда, «с целью улучшения… и по просьбам трудящихся». На этот раз — мальчиков объединили с девочками. Думаю, это был своевременный шаг. Раздельное обучение, конечно, имеет какие-то надуманные преимущества, но не настолько они велики, чтобы не видеть пользы и от совместного обучения мальчиков и девочек. Мы, уже юноши, были не совсем готовы к такому объединению, да и для девушек этот маневр оказался неожиданным.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Былицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других