Под парусами клиперов

Валерий Николаевич Шпаковский, 2022

Потомки Френсиса Дрейка живут не только в фильме «Анчар Тед на картах не значится»! Они везде, здесь и там, они рядом с нами. Кто из нас с малых лет не грезил морем, кораблями под парусами и дальними плаваниями. Книга-травелог наверняка понравится таким мечтателям, а жизнеописания приключений знаменитых пиратов Карибского моря заинтересуют любознательных читателей различных возрастов. Также эта книга как дневник-путеводитель, предлагает путешественникам различные маршруты, полные красот и чудес, сопровождая их исчерпывающей информацией, личными впечатлениями и дельными советами, позволяющими туристу самостоятельно знакомиться с историей и культурой различных островов Карибского моря. Осматривать достопримечательности, ходить по магазинам и наслаждаться местной кухней. Книга содержит богатый иллюстрированный материал из архивов автора. Для широкого круга читателей, любителей парусного флота, морских плаваний и путешествий по островам Карибского моря.

Оглавление

Парусник «Royal Clipper». История. Конструкция. «Пруссия»

Ройал Клипер — пятимачтовое четырёхзвёздочное круизное парусное судно, построенное по образу и подобию знаменитой «Пруссии» (1902–1910). Проект был разработан Зигмунтом Хоренем (Zygmunt Choren), польским специалистом по корабельным устройствам, судно было принято в эксплуатацию в 2000 году и, являясь самым длинным парусным судном в мире, вмещает 227 пассажиров, и развивает скорость до 20 узлов.

Основные характеристики

Название — Royal Clipper

Класс и тип судна — Круизное судно

Номер ИМО — 8712176

Изготовитель — Гданьская судоверфь

Спущен на воду — 2000

Водоизмещение — 5061

Длина — 133, 74 м

Длина между перпендикулярами — 134, 8

Ширина по мидель шпангоуту — 16, 5

Высота — 60 м

Экипаж — 100

Материал корпуса — сталь

История

Предназначавшийся для круизного судна «Gwarek» с парусной поддержкой корпус с тремя мачтами строился на верфи в Гданьске, однако в 1999 году был перестроен в большой парусник. Для этого судно оснастили классическим носом «клиперного» типа с бушпритом длиной 11 метров и кормой парусника. Интерьер был полностью сделан на верфи в дельте Рейна и Мааса в июле 2000 года. Прообразом парусника стал знаменитый немецкий пятимачтовый винджаммер «Пруссия», созданный в начале XX века. Но, в отличие от него, Royal Clipper создавался исключительно как пассажирское судно.

Конструкция

Оснащён дополнительными дизельным и электрическим (для малого и бесшумного хода, до 8 узлов) двигателями, которые могут, переключаясь, работать на одновальный винт. При движении под парусами лопасти винта меняют угол, создавая минимальное сопротивление движению. Палуба корабля обшита отборным тиком, а его мачты достигают высоты 60 метров. Общая площадь всех 41-х парусов составляет 5 тысяч квадратных метров. Реи из алюминия с механизмами и оснасткой изготавливались российской компанией «Барс». Ну вот и наши руки приложились.

Общие характеристики

Скорость (макс.) — 20 узлов

Количество мачт — 5

Пассажирские палубы — 4

Количество пассажиров — 255

Каюты — 114

Площадь парусов — 5205 кв. м

Максимальная длина — 133,8 м

Длина корпуса — 120, 4 м

Ширина — 16. 46 м

Осадка — 5. 64 м

Для чистоты эксперимента я решил дополнительно изучить историю предшественника этого корабля.

ПРУССИЯ (парусный корабль)

«Пруссия» — пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Построен в 1902 году на верфи «Johann C. Tecklenborg» в Гестемюнде по заказу гамбургской судоходной компании F.Laeisz. Порт приписки Гамбург. Носовой фигуры не имел.

Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота, несущий по шесть прямых парусов на мачте. Построенный в 2000 году «Royal Clipper» имеет на пяти мачтах лишь 24 прямых паруса против 30 у «Пруссии». «Пруссия» никогда не была оснащена вспомогательными двигателями для перемещения.

Пруссия печаталась на марках Фолклендских островов, Германии, Гренады, Парагвая и Сьерра-Леоне.

История

Идея постройки корабля исходила от капитана «Потоси» другого пятимачтовика фирмы «Laeisz», Роберта Хильгендорфа. Считается, что кайзер Вильгельм II, посещая 18 июня 1899 года барк «Потоси» спросил владельца фирмы, когда уже появится пятимачтовый парусник с полным корабельным вооружением. Самые первые планы корабля были найдены в бумагах Карла Фердинанда Лайса, внука основателя фирмы Фердинанда Лайса и сына Карла Генриха Лайса. Карл Фердинанд умер в возрасте 48 лет в 1990 году, даже раньше своего отца (1901). Корабль был заказан в ноябре 1900 года.

Номер 179 был заложен на верфи «Joh. C. Tecklenborg» по проекту корабельного архитектора доктора инженерии Георга Вильгельма Клауссена, спущен на воду 7 мая 1902 года и тогда же крещён. Корабль принят заказчиком 31 июля 1902 года и из порта Бремерхафен отправился в Чили в Икике под управлением капитана Петерсена, который и строил его вместе с Клауссеном.

Парусник был огромен, в штормовых условиях удержать его штурвал могли лишь восемь человек. На перевозке чилийской селитры он ставил рекорды скорости, уникальный облик и характеристики присвоили «Пруссии» неофициальный титул «королевы среди королев морей». В 1903 году она совершила рекордный 57-дневной переход от Лизард-Пойнт в Икике. После 12 оборотов Гамбург-Чили-Гамбург, «Пруссия» зафрахтованная «Standard Oil Co», совершила кругосветное путешествие, посетив Нью-Йорк и Йокогаму. В Нью-Йорке «весь город» приветствовал уникальный парусник. Оба капитана «Пруссии», Петерсен (11 плаваний) и Йохим Ханс Хинрих Ниссен (2 полных рейса и последнее плавание), обучались управлению крупными парусниками у капитана «Потоси» Хильгендорфа.

Гибель

В 14-м плавании, по направлении в Чили, со смешанным грузом (в том числе несколько пианино), в 23–35 5 ноября 1910 года, в 8 милях южнее Ньюхейвена «Пруссия» столкнулась с небольшим британским пароходом «Brighton», осуществлявшим перевозки через Ла-Манш. «Брайтон», недооценив скорость «Пруссии» в 16 узлов (30 км/час), пересёк её курс. «Пруссия» в результате столкновения потеряла управление, лишившись переднего рангоута (бушприта и брам-стеньги первой мачты). «Брайтон», возвратившись в Ньюхейвен, отправил на помощь «Пруссии» буксир «Alert», но ноябрьский шквал не позволил увести её в порт Дувра. Решено было поставить её на якорную стоянку вблизи Дувра, но обе якорные цепи не выдержали, и «Пруссия» была выброшена на скалы в Крабовой бухте и затонула. Жертв не было, груз удалось спасти, но излом киля сделал само судно непригодным к восстановлению, и оно осталось на дне на глубине 6 метров в точке с координатами 51 гр. 8, 02 с. ш. 1 гр.22.17 в. д. Ответственность за кораблекрушение была возложена на капитана «Брайтона», который был лишён лицензии. Части корпуса «Пруссии» до сих пор можно видеть в Крабовой бухте при сильных отливах.

Жалко, конечно, такой парусник. Будем надеяться, что у нашего красавца «Royal Clipper» более счастливая судьба и будущее.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я