Под парусами клиперов

Валерий Николаевич Шпаковский, 2022

Потомки Френсиса Дрейка живут не только в фильме «Анчар Тед на картах не значится»! Они везде, здесь и там, они рядом с нами. Кто из нас с малых лет не грезил морем, кораблями под парусами и дальними плаваниями. Книга-травелог наверняка понравится таким мечтателям, а жизнеописания приключений знаменитых пиратов Карибского моря заинтересуют любознательных читателей различных возрастов. Также эта книга как дневник-путеводитель, предлагает путешественникам различные маршруты, полные красот и чудес, сопровождая их исчерпывающей информацией, личными впечатлениями и дельными советами, позволяющими туристу самостоятельно знакомиться с историей и культурой различных островов Карибского моря. Осматривать достопримечательности, ходить по магазинам и наслаждаться местной кухней. Книга содержит богатый иллюстрированный материал из архивов автора. Для широкого круга читателей, любителей парусного флота, морских плаваний и путешествий по островам Карибского моря.

Оглавление

Парусные суда. История. Классификация. Термины

Белеет парус одинокий

В тумане неба голубом!

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Как выяснилось тип парусного судна определяется комплексом его характеристик, определяющих уровень технического совершенства, главные размерения, число корпусов и его проектное водоизмещение, особенности обводов и конструкции корпуса, вид парусного вооружения (количество, тип и расположение мачт, типы парусов), наличие и тип вспомогательной двигательной установки, основное функциональное назначение судна, условное обозначение проекта в серии. Состав и расположение артиллерийского вооружения.

Для меня стало откровением, что во времена античные, и даже к началу средних веков, парусные суда строили без предварительной проектной проработки — так сказать, по наитию. При помощи примитивных средств производства, под руководством судостроителей-самородков (талантливых представителей социальных групп). Формирование типов парусных судов осуществлялось в процессе накопления опыта их постройки-неизбежно сопровождалось усложнением их конструктивного исполнения и увеличения размеров, что явилось фактором развития и совершенствования инженерных методов предварительного проектирования крупных парусных судов, обеспечивающих значительное снижение технических, а значит и финансовых рисков.

В развитии типов парусных судов можно выделить следующие исторические периоды: типы античности, типы средневековья (сер. XI-сер. XVII ст.), типы нового времени (сер. XVII-нач. XX ст.), типы новейшего времени (XX–XXI ст.).

ВИДЫ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ

Независимо от фактических размерений современные парусные суда по типу парусного вооружения делятся на большие (англ. Tall ships) и малые (англ. small ships) парусные суда.

— Большие парусные суда имеют две и более мачт. Двухмачтовые большие суда имеют фок-мачту и грот-мачту, остальные — фок-мачту, одну и более грот-мачт и бизань-мачту.

— Малые парусные суда имеют одну или две мачты. Чтобы подчеркнуть их отличие от больших, малые двухмачтовые парусные суда имеют только грот-мачту (первая от носа) и бизань-мачту (вторая). Бизань-мачта, как правило, значительно меньше грот-мачты, поэтому такие суда иногда называют «полуторамачтовыми». Исторически, существовали маломерные парусники с тремя и более мачтами (например, Люггер).

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

— Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах.

— Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах.

— Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах.

Это разделение — условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов всех типов. Однако прямым считается вооружение. При котором главными являются прямые паруса (приспособленное прежде всего для них), а косыми — где главные паруса косые. Большие парусные суда могут иметь любой тип парусного вооружения. Малые парусные суда чаще всего имеют только косое вооружение.

Большие суда с прямым парусным вооружением
Корабль

Корабль имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более). Основной рангоут корабля состоит из трёх и более мачт, реев на всех мачтах, гика и гафеля на бизани и бушприта. Мачты могут надставляться стеньгами, бушприт — утлегарями, реи-лисель-спиртами.

Утлегарь — рангоутное дерево на парусных судах, служащее продолжением бушприта. К утлегарю крепятся передние паруса (кливера). Накладной брус, являющийся продолжением бушприта (служит для выноса вперёд добавочных косых парусов).

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные грот-мачты (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму, первая, вторая и т. д.).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например, первый нижний грот-марса-рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марскль (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель. Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса нет на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер-косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним блинд (на блинд-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель, крюйс-стень-стаксель. Крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может носить лиселя, выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов. Какой ужас — это всё перечислить, а ведь надо ещё постараться и запомнить!

Барк

Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах. Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя-бизань-мачтой, остальные-грот-мачтами. Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-гоп сель. Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.

Бриг

Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами. Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев, и соответствующих стеньг, угле гарей, спиртов. На грот-мачте также имеются тик и гафель для крепления грота-гаф-триселя (иногда ошибочно называются бизанью. Что неверно, т. к. у брига нет бизань-мачты, и, следовательно, её принадлежностей).

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грота-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте также устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель. Кливер, бом-кливер. Летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель. Фу, еле выговорил!

Большие суда со смешанным парусным вооружением
Бригантига (шхуна-бриг)

Бригантина имеет две мачты, несёт прямые паруса на фок-мачте и косые на грот-мачте. Названия их не отличаются от соответствующих парусов барка.

Баркентина

Баркентина имеет не менее трёх мачт, из которых на первой (фок-) мачте несёт прямые паруса, а на остальных — косые. Соответственно, косой гафельный парус грот-мачты называется грот, топсель над ним грот-гаф-топсель. (Если грот-мачт несколько, они именуются с прибавлением номера), а такие же паруса бизань-мачты — бизань и крюйс-гаф-топсель.

Большие паруса с косым парусным вооружением

Большие суда с косым парусным вооружением называются шхунами. Тип шхуны определяется типом основных и дополнительных парусов на мачтах. Выделяются следующие типы шхун:

— Гафельная — оснащена гафельными парусами,

— Бермудская — оснащена бермудскими (треугольными) парусами,

— Стаксельная — основными являются стакселя на всех мачтах, их дополняют трисели и бизань.

— Марсельная — дополнительно к косому фоку имеет прямой марсель на фок-мачте. Может иметь прямой бри фок.

Последние два типа являются, строго говоря, смешанными. Однако по традиции называются шхунами и относятся к судам с косым вооружением. Отличие двухмачтовой марсельной шхуны от бригантины в том, что у первой рангоут и такелаж приспособлены прежде всего под косые паруса, а прямые устанавливаются дополнительно.

ГАЛЕАС (итал. Galeazza) — тип парусно-гребных военных кораблей. Название означает «большая галера». Такие корабли использовались для обороны гаваней и портов против пиратов.

КАРАККА (итал. Caracca) — большое парусное судно XV–XVI веков, распространённое по всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.

Малые суда
Двухмачтовые

КЕЧ — тип парусного двухмачтового судна с косыми парусами, имеет грот — и кормовую бизань-мачты. Определяющим признаком является то, что у кеча головка баллера руля (вал, жёстко соединённый в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем. Служит для передачи создаваемого румпелем крутящего момента, необходимого для перекладки пера руля и удерживания его в заданном положении) расположена позади бизань — мачты. При вооружении судна Кечем площадь бизани составляет 15–25 % от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Кечем называется также местный тип парусного судна, который с 19 века стал вооружаться кечем. Но он имеет свои признаки, и обычно именуется с уточнением, например, (балтийский кеч).

Биландер — маленькое торговое судно с двумя мачтами, бывшее в употреблении в основном в Нидерландах для движения по побережью и по каналам. В Англии использование биландеров восходит к временам правления королевы Елизаветы. Грот-мачта несла трапециевидный парус, но фок-мачта несла обычный квадратный основной и марсель. Водоизмещение менее 100 тонн. Меняя дизайн стал эффективным парусным кораблём, предшественником Брига.

Румпель (от нидерл. Roerpen, roer — «весло, руль», pen-«шпенёк») — специальный рычаг, закреплённый в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси. Служит для перекладывания (переворачивания) руля.

Баллер — ось, на которой вращается перо (лопасть) руля.

Одномачтовые

Тендер — одномачтовый тип со сдвинутым к миделю мачтой, имеющей гафельный или бермудский грот, топсель, несколько стакселей и кливеров. Тип грота определяет тип тендера — гафельный или бермудский.

Шлюп — тип вооружения с косым гротом и одним стакселем. Если имеется гафельный грот, то над ним ставится и второй парус — гаф-топсель.

Кэт — тип вооружения с одним косым парусом.

Такелаж — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Рангоут (рангоутное дерево) (от нидерл. rondhout — «круглое дерево») — общее название устройств для постановок парусов (их подъёма, растягивания, удержания в штатном рабочем положении), выполнении грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).

Ну вот первоначальные знания получены кое-как, потому что поначалу все эти крюйсы-марсы-реи в голове перепутались и пока кое-как уложились в какую-то систему прошло некоторое время. Причём в яхт-клубе пожилые мужики, изображавшие из себя морских волков, любили посидеть у камина, поиграть в преферанс и бильярд. Потягивая из подогретых бокалов коньяк любили рассказывать о своих путешествиях.

Ещё на занятиях преподаватель-боцман считал своей непосредственной обязанностью обучать нас вязанию морских узлов. Знаете ли вы сколько оказываетесь много этих узлов? Им нет числа!

Прямой, рифовый, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, особенно мне понравился — устричный узел, из-за аналогии, конечно.

Брам-шкотовый, буйрепный, выбленочный, гачный, двойной гачный, констриктор, боа-констриктор, восьмёрка, простой штык, простой штык со шпагой, простой полуштык, стивидорный ну и конечно рыбацкий.

Также понравился узел под названием «пожарная лестница», может быть, потому что его легко было вязать, а может просто напоминал что-то, из детства…

Толком так никто в нашей группе и не научился эти разнообразные узды вязать, только ногти и пальцы ломали на тренировках, в конце концов мы же не в матросы наниматься собрались, но смеялись вдоволь на этих уроках.

В процессе обучения выяснилось, что среди всех парусных судов-есть особенные, скоростные — это клипера. Меня они жутко заинтересовали.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я